Официально


Комитет Госдумы по образованию и науке рассмотрел законопроект, касающийся предоставления льгот детям-сиротам при поступлении в высшие учебные заведения, «О внесении изменения в статью 92 ФЗ «Об образовании в РФ» (в части установления в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности порядка учета сведений о независимой оценке качества подготовки обучающихся)».



Министр науки и высшего образования Михаил Котюков вошел в состав Попечительского совета Российской академии образования, сообщает пресс-служба Минобрнауки.



Правительство обсудило ход выполнения федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы. По итогам заседания отмечена «низкая эффективность реализации за 9 месяцев 2018 года федеральных целевых программ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» и «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности РФ»».



Правительство установило ограничение, в соответствии с которым среднемесячный размер зарплаты президента Российской академии наук не может превышать 13-кратный размер среднемесячной зарплаты сотрудников академии.




Новости № 49(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест


Пауки-скакуны вскармливают потомство “молоком”. Без этого чудодейственного секрета паучата погибают в первые десять дней жизни.

В преддверии II Международного саммита по вопросам генного редактирования человека, который недавно открылся в Гонконге, китайский ученый вызвал переполох, объявив о том, что ему удалось изменить геномы двух родившихся в ноябре девочек таким образом, что модификация перейдет к следующим поколениям.

Радиоуглеродный анализ ДНК “сибирского единорога” показал, что он вымер почти одновременно с заселением мест своего обитания людьми, но люди к этому не причастны.


Сообщают, что на оружейном заводе розыгрыш галош происходил между всеми рабочими, не выключая тех, кто выиграл галоши летом. Таким образом, один мог выиграть галоши и летом и теперь, а другой - ни тогда, ни теперь. Надо на следующие разы исключать тех, кто получил галоши в прежние розыгрыши, чтобы не было обидно оставшимся без галош.














К нашей нише. Интернационализация образования поможет России занять достойное место в мире.
Образование
№ 25(2012)

22.06.2012



Не менее пяти российских вузов к 2020 году должны войти в первую сотню ведущих университетов мира согласно международному рейтингу. Такая цель поставлена Президентом РФ В.Путиным (Указ о мерах по реализации государственной политики в области образования и науки, подписанный 7 мая 2012 года). Однако полностью проблему конкурентоспособности системы российского высшего образования в международном пространстве ее достижение не решит. Нужны системные усилия как самих университетов, так и со стороны государства, чтобы нарастить в стране необходимую “критическую массу” конкурентоспособных в мировом масштабе вузов.
Эта мысль проходила лейтмотивом через многие выступления на Второй международной конференции “Императивы интернационализации”, организованной Национальным фондом подготовки кадров совместно с Российским советом по международным делам и Фондом “Новая Евразия” при поддержке Минобрнауки РФ. Императив в переводе с латинского означает требование, приказ, закон. В современном мире интернационализация для вузов становится насущной необходимостью. Что предпринимают разные страны в ответ на глобальные вызовы? Как “настраивают” свои образовательные системы, какие механизмы и инструменты для этого используют? Что тут может сделать государство и что - вузы? Своими мыслями на этот счет поделились эксперты из России, США, Германии, Франции, Бельгии, Сингапура, Нидерландов, Финляндии, Великобритании, Италии, Казахстана.
Глава Департамента международной интеграции Минобр­науки РФ Игорь Проценко связал интернационализацию образования с необходимостью повышения его качества. В большинстве развитых стран, по его словам, огромная проблема с трудоустройством выпускников университетов: от 25 до 50% молодых людей остаются безработными. “Сделать так, чтобы молодежь была востребованной, - тоже задача интернационализации образования, - подчеркнул он. - Только через обмен, через изучение практик друг друга мы можем найти модель, которая послужила бы стандартом. Гумбольдтовская модель в современном мире работает, но она нуждается в развитии”. Также глава департамента посетовал на то, что во многих передовых странах “диплом выпускника университета для офисного служащего стал, как пиджак”. По его мнению, это неправильно: “Мы должны понимать ценность образования”.
Игорь Проценко рассказал о мерах, предпринимаемых сегодня государством в поддержку интернационализации образования. В их числе - формирование ведущих университетов (общий объем дополнительного финансирования -
27 млрд рублей в год), подготовка программы обучения российских граждан за рубежом Агентства стратегических инициатив, реформы в сфере признания дипломов зарубежных вузов, переход к оценке квалификаций, предусмотренной последним поколением ФГОС.
Андрей Кортунов, генеральный директор Российского совета по международным делам, президент фонда “Новая Евразия”, обратил внимание на другой аспект интернационализации: “Это больше, чем вопрос международного сотрудничества отдельного университета. Важно активизировать роль образования как инструмента внешней политики государства. Интернационализация образования должна стать одним из способов преодоления конфликтов, недоверия, развития сотрудничества. Это важный ресурс оптимизации международной системы в этом веке, не использовать его, по меньшей мере, неразумно”.
- Мы ищем нишу, которую наша страна могла бы занять в глобальном мире, и международное образование - фундамент, на котором можно строить все остальное. Если его нет, все наши попытки войти в АТР, найти новые соглашения с европейскими партнерами будут лишены основы, неэффективны, - сказал президент “Новой Евразии”.
Джейсон И.Лейн, соруководитель транснациональной исследовательской группы в сфере образования Университета Олбани (Нью-Йорк), назвал три основные мотивации, побуждающие правительства заботиться об интернационализации образования своих стран. Первая - развитие экономики. Например, вклад экспорта образовательных услуг в экономику Австралии составляет 15 млрд долларов в год, США - 21 млрд. Международное образование способствует подготовке конкурентоспособной рабочей силы, “циркуляции умов”, помогает привлечь международные инвестиции. Вторая мотивация: сегодня все в большей степени глобальное влияние страны базируется на экономической, а не на военной мощи - это то, что называют “мягкой силой” нации, общественной или научной дипломатией. И, наконец, государство беспокоится о национальной безопасности. А международное образование связано с пересечением границ. Существуют государственные барьеры, препятствующие развитию интернационализации: визовый контроль, затрудняющий въезд студентов и стажеров в страну обучения, недостаток координации с образовательным сектором и финансовой поддержки университетов. Американский эксперт пришел к выводу, что правительства должны стремиться фокусироваться на развитии международного образования; интересоваться тем, что происходит внутри всего образовательного сектора, а не в отдельных его институтах, и исходить из того, что движущая сила развития стран - конкуренция в экономике и дипломатии, а не в образовании.
Интернационализацию “по-российски” проанализировала проректор по международной деятельности РУДН Гульнара Краснова. Сегодня цели интернационализации определяются глобализацией мировой экономики. И задача вуза в этих условиях - подготовить выпускника, способного работать в условиях профессиональной мобильности и миграции трудовых ресурсов. Эта внутренняя интернационализация затрагивает абсолютное большинство студентов и преподавателей. К новому пониманию интернационализации, по ее словам, пришли уже многие страны, они выстроили государственную политику.
Ориентиры для РУДН - выход на свободное владение выпускниками иностранным языком; массовое повышение квалификации ППС на английском; интерактивные методы обучения с учетом глобальных сетей и масс данных; программы двойных дипломов по всем направлениям; воспитание студентов на признанных ценностях мировой культуры, вовлечение их в многонациональные коллективы и многое другое... “Возможность успешных решений и в российской практике достаточно высока”, - заверила проректор.
В странах Евросоюза интернационализация высшего образования проходит с различной скоростью, рассказала Ирина Ференц, представитель Ассоциации академического сотрудничества (Брюссель). Лишь меньшая часть европейских стран имеет стратегии интернационализации на национальном уровне (Норвегия, Дания, Финляндия, Эстония, Нидерланды и др.), но большинство стран поддерживают многие инициативы в этой области на уровне Евросоюза. На европейский рынок образования в 2009 году приходилось около половины “мобильных” студентов мира. Однако разница между отдельными странами Европы огромная. У иностранцев наиболее популярная страна для получения степени - Великобритания, для обучения по студенческому обмену - Испания. Половину иностранных соискателей степени в Европе составляют представители неевропейских стран, однако европейские студенты все чаще и чаще выбирают для получения степени страны внутри ЕС. Европейцы намерены и дальше поддерживать академическую мобильность через программы “Erasmus” и планируют, что к 2020 году 20% европейских студентов будут проходить часть обучения или стажировку за границей. К 2013 году в ЕС собираются закончить разработку стратегии интернационализации. Речь пойдет о кооперации со странами вне Европы.
О необходимости выработки государственной стратегии в сфере интернационализации и в России говорила ведущий эксперт в области высшего образования Китая, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Нина Боревская: “Мы до сих пор относимся к интернационализации как к рынку. Рынок - это стихия. Им нужно управлять”. По мнению эксперта, слабые позиции у России вовсе не из-за экономических трудностей. Китай начинал с несравненно более низкого уровня, но тщательно прорабатывал концепции интернационализации, государственную стратегию в этой области, и сегодня прогресс этой страны несомненен.
“Россия вовлечена в Болонский процесс, но усиливаются и аналогичные процессы на Востоке. Россия - это Евразия, нам надо продумать свои собственные национальные инициативы”, - считает Н.Боревская.
Впрочем, наряду с критикой на конференции можно было услышать немало прекрасных примеров уникального для России университетского опыта. Например, НИУ ВШЭ привлекает на работу профессоров с международного рынка труда. Сегодня таких в университете порядка 60 человек, причем половина из них не говорит по-русски. В Российском государственном университете нефти и газа создаются консорциумы бизнеса и вузов для совместной реализации крупных проектов. Так, в консорциум для освоения Штокмановского месторождения кроме РГУ нефти и газа вошли Мурманский государственный технический университет, Государственная морская академия им. адмирала С.О.Макарова, Французский институт нефти, Университет г. Ставангер и Тронхейм (Норвегия), а также три компании: “Газпром”, Total, STATOIL. Аналогичные консорциумы бизнеса и вузов созданы для газопровода “Северный поток”, для освоения месторождений Вьетнама.
“Часто наблюдаем, что университеты с одинаковым финансированием и более-менее одинаковым потенциалом добиваются в интернационализации разных результатов - в силу разных стратегий”, - заметил Иван Тимофеев, программный директор Российского совета по международным делам, подводя итоги конференции. Однако, подчеркнул эксперт, и роль государства, несомненно, велика: “Не поедет иностранный студент в хороший университет, который находится в грязном городе со слабой инфраструктурой”.
Он напомнил понравившуюся ему аналогию, приведенную Андреем Кортуновым: в мире рынок образования развивается быстрее, чем рынок вооружений, однако российское руководство значительно больше усилий вкладывает в рынок вооружений; если есть рост вооружений - должен быть аналогичный рост образования, должна быть государственная программа. И заключил: “Это будет большая победа для России, когда наш образовательный экспорт сравняется с оружейным”.
Пока же он предложил вузам эффективнее использовать имеющийся потенциал.
Думается, что неплохим подспорьем им в этом будет монография с работами международных экспертов, которую НФПК намерен выпустить по результатам проведения конференции.


Наталия БУЛГАКОВА
Фото с сайта www.ntf.ru


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

С видом на расцвет. Как развиваться университетским городам.
В XXI веке изменения молниеносны, а вызовы глобальны. Сможет ли такая консервативная отрасль, как высшее образование, устоять на ветру перемен, а университетский город - удержаться под напором студентификации? /№ 49(2018)
Внимание: тренд! Время растить инженеров-новаторов.
Университеты и работодатели бьют тревогу: Болонская система образования в России приводит к дефициту инженерных специальностей. Если ничего не менять, со временем кадровый голод будет только возрастать. /№ 49(2018)
Про завтра и вчера. Фундаментальность - основа высшего образования.
В конце ноября математики собрались в РУДН на 5-ю Международную конференцию “Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы математического образования”, посвященную 95-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН Л.Д.Кудрявцева, академика Европейской академии наук. /№ 49(2018)

Новости


Российские региональные вузы получат поддержку от государства, и обучение в них будет таким же по качеству, что и в столичных вузах, заявила вице-премьер Татьяна Голикова на правительственном часе в Совете Федерации. Встреча была посвящена задачам национальных проектов в социальной сфере, информирует ТАСС.



В 2019 году планируется создание международной Ассоциации академий образования. Об этом президент Российской академии образования Юрий Зинченко сообщил на заседании Попечительского совета РАО.



МГУ им. М.В.Ломоносова и ректор университета академик Виктор Садовничий удостоены орденов Дружбы Социалистической Республики Вьетнам. Награды вручил посетивший вуз посол Вьетнама в РФ Нго Дык Мань.



Более 640 тысяч россиян воспользовались программами материнского капитала на получение образования ребенком с момента появления такой услуги, сообщает сообщила пресс-служба Минпросвещения.

В Совете Федерации состоялось заседание президиума Совета по Арктике и Антарктике при СФ, на котором рассматривались вопросы подготовки кадров с высшим образованием для территорий Арктической зоны России и развитие рыбохозяйственных комплексов в этом макрорегионе, сообщает пресс-служба СФ.

Ассоциация «Глобальная энергия» подвела итоги Общероссийского конкурса молодежных исследовательских проектов в области энергетики «Энергия молодости».

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, выступая на заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при верхней палате парламента, предложила подумать о введении в России должности уполномоченного по защите прав изобретателей. «Это придаст новые силы нашим изобретателям. Они будут знать, что защищены он и его права», - сказала она.

Конференции


22 ноября ИСП РАН им. В.П. Иванникова в рамках своей Открытой конференции, посвященной 70-летию отечественного ИТ-сектора, заключил соглашение с АО «НПО РусБИТех» о продаже лицензии на статический анализатор Svace и динамический анализатор Crusher. Сделка позволит предприятию-разработчику отечественной сертифицированной операционной системы Astra Linux обнаруживать ошибки кода на ранних стадиях и повысить доверие к безопасности своей платформы, используемой в государственных и коммерческих информационных системах, в том числе в критически важных секторах экономики.

22-23 ноября в здании Президиума Российской академии наук прошла Открытая конференция ИСП РАН им. В.П.Иванникова, посвященная 70-летию российского ИТ-сектора. На ней обсудили проекты и технологии, имеющие глобальное значение.

Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-4 апреля 2019 года, Калининград, Балтийский федеральный университет

Текущие конкурсы


Pегиональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований

Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований

Конкурс работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники для молодых ученых.

Конкурс работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники.

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии