Официально


Минобрнауки объявило открытый конкурс на предоставление в 2018 году грантов для реализации мероприятия «Субсидии на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании». Гранты получат юридические лица в форме субсидий из федерального бюджета, сообщает пресс-служба министерства.



Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования целевого обучения» направлен на рассмотрение Госдумы, которая разрабатывала документ для совершенствования механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Правительство РФ изменило Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и внесения в них изменений.

К Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования присоединен Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика») в качестве структурного подразделения.




Новости № 1-2(2018)

Регионы


Недавно в Екатеринбурге и Новоуральске прошел фестиваль науки “Кстати”, организованный региональным информационным центром по атомной энергии. В течение четырех дней на тридцати площадках были проведены более пятидесяти открытых лекций, семинаров, мастер-классов и научно-популярных ток-шоу. По словам организаторов, фестиваль посетили более четырех тысяч человек.

Общие темы появились у Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) и Пермской художественной галереи. Соглашение о сотрудничестве, в котором они зафиксированы, подписали ректор вуза Игорь Макарихин и директор галереи Юлия Тавризян.

Ректор Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) Виктор Власов и и.о. ректора Новгородского госуниверситета (НовГУ) Юрий Боровиков подписали договор о сотрудничестве между двумя вузами. Церемония прошла в рамках недавнего визита в Томск делегации Новгородской области.

СНГ


Около 500 представителей академической, вузовской и отраслевой науки приняли участие в сессии Общего собрания Национальной академии наук Белоруссии, которая прошла в декабре. В повестке дня был один вопрос: выборы действительных членов НАНБ, а также иностранных и почетных членов Академии наук.

В Армении принят закон, фактически отменяющий отсрочку от службы в армии в связи с учебой. До этого, в 1997-м и 2004-2005 годах, правительство дважды инициировало такой документ, но парламент голосовал против.

Министерство образования и науки Украины вновь несколько изменило правила приема в высшие учебные заведения. Поступающим в 2018 году можно будет подать сразу 7 заявлений на 4 специальности на места государственного и регионального заказа. При этом количество заявлений на контракт ограничиваться не будет.

Интердайджест


Первый в истории астрономических наблюдений “межзвездный объект”, пролетевший через Солнечную систему, оказался замаскированной кометой. Об том сообщает Science News.

События, ожидаемые в мире физики в 2018 году, представил портал физического сообщества Physics World. С достаточной уверенностью редакция портала заявляет о запуске миссии Европейского космического агентства (European Space Agency) BepiColombo к Меркурию в октябре наступившего года и намерении Китая запустить первый космический аппарат “Чанъэ-4” (Chang’e 4) к обратной стороне Луны.

NASA собирается запустить зонд к экзопланете в 2069 году. С подробностями - ExtremeTech. Несколько лет назад зонд “Вояджер” после десятилетий полета в пределах Солнечной системы пересек межзвездное пространство. После нескольких гравитационных маневров он продолжал двигаться с впечатляющей скоростью...


Большевики ведут активную пропаганду в разных странах. Ленин вызвал в Петроград румынского социалиста Раковского для ведения пропаганды против монархии и буржуазии в Румынии. В Финляндии большевистские войска отказываются очистить страну, несмотря на объявление ее независимости, и помогают крайним социалистам в их борьбе против Сейма. В Норвегии создаются рабочие Советы, наподобие русских. В Христиании движение направлено против умеренных социалистов, которых крайние социалисты упрекают в недостатке революционного духа.


















К нашей нише. Интернационализация образования поможет России занять достойное место в мире.
Образование
№ 25(2012)

22.06.2012



Не менее пяти российских вузов к 2020 году должны войти в первую сотню ведущих университетов мира согласно международному рейтингу. Такая цель поставлена Президентом РФ В.Путиным (Указ о мерах по реализации государственной политики в области образования и науки, подписанный 7 мая 2012 года). Однако полностью проблему конкурентоспособности системы российского высшего образования в международном пространстве ее достижение не решит. Нужны системные усилия как самих университетов, так и со стороны государства, чтобы нарастить в стране необходимую “критическую массу” конкурентоспособных в мировом масштабе вузов.
Эта мысль проходила лейтмотивом через многие выступления на Второй международной конференции “Императивы интернационализации”, организованной Национальным фондом подготовки кадров совместно с Российским советом по международным делам и Фондом “Новая Евразия” при поддержке Минобрнауки РФ. Императив в переводе с латинского означает требование, приказ, закон. В современном мире интернационализация для вузов становится насущной необходимостью. Что предпринимают разные страны в ответ на глобальные вызовы? Как “настраивают” свои образовательные системы, какие механизмы и инструменты для этого используют? Что тут может сделать государство и что - вузы? Своими мыслями на этот счет поделились эксперты из России, США, Германии, Франции, Бельгии, Сингапура, Нидерландов, Финляндии, Великобритании, Италии, Казахстана.
Глава Департамента международной интеграции Минобр­науки РФ Игорь Проценко связал интернационализацию образования с необходимостью повышения его качества. В большинстве развитых стран, по его словам, огромная проблема с трудоустройством выпускников университетов: от 25 до 50% молодых людей остаются безработными. “Сделать так, чтобы молодежь была востребованной, - тоже задача интернационализации образования, - подчеркнул он. - Только через обмен, через изучение практик друг друга мы можем найти модель, которая послужила бы стандартом. Гумбольдтовская модель в современном мире работает, но она нуждается в развитии”. Также глава департамента посетовал на то, что во многих передовых странах “диплом выпускника университета для офисного служащего стал, как пиджак”. По его мнению, это неправильно: “Мы должны понимать ценность образования”.
Игорь Проценко рассказал о мерах, предпринимаемых сегодня государством в поддержку интернационализации образования. В их числе - формирование ведущих университетов (общий объем дополнительного финансирования -
27 млрд рублей в год), подготовка программы обучения российских граждан за рубежом Агентства стратегических инициатив, реформы в сфере признания дипломов зарубежных вузов, переход к оценке квалификаций, предусмотренной последним поколением ФГОС.
Андрей Кортунов, генеральный директор Российского совета по международным делам, президент фонда “Новая Евразия”, обратил внимание на другой аспект интернационализации: “Это больше, чем вопрос международного сотрудничества отдельного университета. Важно активизировать роль образования как инструмента внешней политики государства. Интернационализация образования должна стать одним из способов преодоления конфликтов, недоверия, развития сотрудничества. Это важный ресурс оптимизации международной системы в этом веке, не использовать его, по меньшей мере, неразумно”.
- Мы ищем нишу, которую наша страна могла бы занять в глобальном мире, и международное образование - фундамент, на котором можно строить все остальное. Если его нет, все наши попытки войти в АТР, найти новые соглашения с европейскими партнерами будут лишены основы, неэффективны, - сказал президент “Новой Евразии”.
Джейсон И.Лейн, соруководитель транснациональной исследовательской группы в сфере образования Университета Олбани (Нью-Йорк), назвал три основные мотивации, побуждающие правительства заботиться об интернационализации образования своих стран. Первая - развитие экономики. Например, вклад экспорта образовательных услуг в экономику Австралии составляет 15 млрд долларов в год, США - 21 млрд. Международное образование способствует подготовке конкурентоспособной рабочей силы, “циркуляции умов”, помогает привлечь международные инвестиции. Вторая мотивация: сегодня все в большей степени глобальное влияние страны базируется на экономической, а не на военной мощи - это то, что называют “мягкой силой” нации, общественной или научной дипломатией. И, наконец, государство беспокоится о национальной безопасности. А международное образование связано с пересечением границ. Существуют государственные барьеры, препятствующие развитию интернационализации: визовый контроль, затрудняющий въезд студентов и стажеров в страну обучения, недостаток координации с образовательным сектором и финансовой поддержки университетов. Американский эксперт пришел к выводу, что правительства должны стремиться фокусироваться на развитии международного образования; интересоваться тем, что происходит внутри всего образовательного сектора, а не в отдельных его институтах, и исходить из того, что движущая сила развития стран - конкуренция в экономике и дипломатии, а не в образовании.
Интернационализацию “по-российски” проанализировала проректор по международной деятельности РУДН Гульнара Краснова. Сегодня цели интернационализации определяются глобализацией мировой экономики. И задача вуза в этих условиях - подготовить выпускника, способного работать в условиях профессиональной мобильности и миграции трудовых ресурсов. Эта внутренняя интернационализация затрагивает абсолютное большинство студентов и преподавателей. К новому пониманию интернационализации, по ее словам, пришли уже многие страны, они выстроили государственную политику.
Ориентиры для РУДН - выход на свободное владение выпускниками иностранным языком; массовое повышение квалификации ППС на английском; интерактивные методы обучения с учетом глобальных сетей и масс данных; программы двойных дипломов по всем направлениям; воспитание студентов на признанных ценностях мировой культуры, вовлечение их в многонациональные коллективы и многое другое... “Возможность успешных решений и в российской практике достаточно высока”, - заверила проректор.
В странах Евросоюза интернационализация высшего образования проходит с различной скоростью, рассказала Ирина Ференц, представитель Ассоциации академического сотрудничества (Брюссель). Лишь меньшая часть европейских стран имеет стратегии интернационализации на национальном уровне (Норвегия, Дания, Финляндия, Эстония, Нидерланды и др.), но большинство стран поддерживают многие инициативы в этой области на уровне Евросоюза. На европейский рынок образования в 2009 году приходилось около половины “мобильных” студентов мира. Однако разница между отдельными странами Европы огромная. У иностранцев наиболее популярная страна для получения степени - Великобритания, для обучения по студенческому обмену - Испания. Половину иностранных соискателей степени в Европе составляют представители неевропейских стран, однако европейские студенты все чаще и чаще выбирают для получения степени страны внутри ЕС. Европейцы намерены и дальше поддерживать академическую мобильность через программы “Erasmus” и планируют, что к 2020 году 20% европейских студентов будут проходить часть обучения или стажировку за границей. К 2013 году в ЕС собираются закончить разработку стратегии интернационализации. Речь пойдет о кооперации со странами вне Европы.
О необходимости выработки государственной стратегии в сфере интернационализации и в России говорила ведущий эксперт в области высшего образования Китая, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Нина Боревская: “Мы до сих пор относимся к интернационализации как к рынку. Рынок - это стихия. Им нужно управлять”. По мнению эксперта, слабые позиции у России вовсе не из-за экономических трудностей. Китай начинал с несравненно более низкого уровня, но тщательно прорабатывал концепции интернационализации, государственную стратегию в этой области, и сегодня прогресс этой страны несомненен.
“Россия вовлечена в Болонский процесс, но усиливаются и аналогичные процессы на Востоке. Россия - это Евразия, нам надо продумать свои собственные национальные инициативы”, - считает Н.Боревская.
Впрочем, наряду с критикой на конференции можно было услышать немало прекрасных примеров уникального для России университетского опыта. Например, НИУ ВШЭ привлекает на работу профессоров с международного рынка труда. Сегодня таких в университете порядка 60 человек, причем половина из них не говорит по-русски. В Российском государственном университете нефти и газа создаются консорциумы бизнеса и вузов для совместной реализации крупных проектов. Так, в консорциум для освоения Штокмановского месторождения кроме РГУ нефти и газа вошли Мурманский государственный технический университет, Государственная морская академия им. адмирала С.О.Макарова, Французский институт нефти, Университет г. Ставангер и Тронхейм (Норвегия), а также три компании: “Газпром”, Total, STATOIL. Аналогичные консорциумы бизнеса и вузов созданы для газопровода “Северный поток”, для освоения месторождений Вьетнама.
“Часто наблюдаем, что университеты с одинаковым финансированием и более-менее одинаковым потенциалом добиваются в интернационализации разных результатов - в силу разных стратегий”, - заметил Иван Тимофеев, программный директор Российского совета по международным делам, подводя итоги конференции. Однако, подчеркнул эксперт, и роль государства, несомненно, велика: “Не поедет иностранный студент в хороший университет, который находится в грязном городе со слабой инфраструктурой”.
Он напомнил понравившуюся ему аналогию, приведенную Андреем Кортуновым: в мире рынок образования развивается быстрее, чем рынок вооружений, однако российское руководство значительно больше усилий вкладывает в рынок вооружений; если есть рост вооружений - должен быть аналогичный рост образования, должна быть государственная программа. И заключил: “Это будет большая победа для России, когда наш образовательный экспорт сравняется с оружейным”.
Пока же он предложил вузам эффективнее использовать имеющийся потенциал.
Думается, что неплохим подспорьем им в этом будет монография с работами международных экспертов, которую НФПК намерен выпустить по результатам проведения конференции.


Наталия БУЛГАКОВА
Фото с сайта www.ntf.ru


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов.
В конце года на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” журналистам рассказали о предварительных итогах реализации первого этапа приоритетного проекта “Современная цифровая образовательная среда в РФ” (СЦОС). Было объявлено, что в тестовом режиме заработал интернет-портал, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по принципу “одного окна”. Этот информационный ресурс объединил более десятка существующих платформ онлайн-обучения, предложил единую систему аутенфикации пользователей. /№ 1-2(2018)
По дороге к Луне. Какие школьники рискуют выбирать такие маршруты?
Про “Космический урок” мы заговорили первый раз, рассказывая о Томском государственном педагогическом университете (“Поиск” №48, 2017 г.). На самом деле эта инициатива родилась на год раньше, когда еще в сентябре 2016 года директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН Сергей Псахье и советник генерального директора РКК “Энергия” Александр Чернявский встретились в старинном корпусе Томского государственного педагогического университета с ректором этого вуза Валерием Обуховым... /№ 52(2017)
Из студентов – в профессионалы. О новых возможностях построения карьеры.
Завершился отборочный этап олимпиады “Я - профессионал” - нового проекта в сфере высшего образования, позволяющего студентам из всех регионов России поступить в магистратуру и аспирантуру ведущих вузов практически без экзаменов, а также пройти стажировки в престижных компаниях - с перспективой последующего трудоустройства. /№ 52(2017)

Новости


Российский научный фонд назвал несколько самых ярких и важных отечественных научных результатов уходящего года. Их выбрали, изучив работы более чем 35 тысяч российских ученых, которые проводят фундаментальные исследования при поддержке РНФ.



В 2018 году в Калуге начнется строительство Калужского инновационного кампуса филиала Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана стоимостью около 7 миллиардов рублей, сообщает ТАСС.



Минобрнауки, Минфин и Минэкономразвития, а также другие федеральные органы власти, имеющие подведомственные высшие учебные заведения, должны до 28 февраля представить в правительство предложения о мерах по приведению вузовских зданий «в соответствие с требованиями к их эксплуатации» и представить предложения об объемах и источниках финансового обеспечения этих мер.



Национальная академия наук Белоруссии и Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд) назвали победителей конкурса для молодых ученых 2017 года, сообщает пресс-служба НАНБ.

Заместитель министра образования и науки Григорий Трубников назвал обвинения в плагиате, связанные с его диссертацией, не имеющими под собой оснований.

Председатель Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов рассказал газете «Известия», что количество защит в РФ кандидатских и докторских диссертаций за пять лет сократилось почти вдвое. При этом число диссертационных советов за последние пять лет уменьшилось на 30%.

Депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов обратился к министру образования и науки Ольге Васильевой с запросом, в котором идет речь о необходимости на законодательном уровне установить пятидневную учебную неделю и исключить возможность привлечения школьников и студентов на занятия по субботам. Копия документа парламентария имеется в распоряжении ТАСС.

Конференции


В повестке дня очередного 176-го заседания - доклад профессора Московского института стали и сплавов, действительного члена Академии проблем качества, члена ASQ и ENBIS, члена Международной гильдии профессионалов качества Ю.П.Адлера “Зачем научным организациям менеджмент и как с ним бороться”.

На территории национального парка “Бузулукский бор” в Оренбургской области прошла XXI совместная сессия Объединенного научного совета по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академий наук и научного совета РАН по фундаментальным географическим проблемам, посвященная Году экологии в России и 100-летию отечественного заповедного дела.

Наша страна обладает крупнейшей в мире территорией и занимает четвертое место по площади пахотных земель. Казалось бы, области огромные, однако сельское хозяйство России сконцентрировано на ограниченной площади - с благоприятными климатическими условиями - и нагрузки на плодородные почвы настолько велики, что приводят к их деградации. Причина - в водной и ветровой эрозии, потерях гумуса и элементов питания, переуплотнении посевов и загрязнении.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2019 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Немецким научно-исследовательским сообществом

Программа аспирантских стипендий Топсе приглашает аспирантов, работающих в области гетерогенного катализа и смежных областях материаловедения, принять участие в ежегодном конкурсе на предоставление стипендии Топсе.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии