Официально


Госдума приняла в третьем, заключительном, чтении законопроект, расширяющий и уточняющий направления и цели деятельности, основные задачи и полномочия Российской академии наук, сообщает ТАСС.

Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал принять в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 87 ФЗ «Об образовании в РФ» и статью 19 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части предоставления духовным образовательным организациям права реализации дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки «за неисполнение предписаний в установленные сроки» запретила прием в Институт экономики и социального развития.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о внесении изменений в ФЗ «О Фонде перспективных исследований», предполагающий расширение полномочий фонда по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности.




Новости № 27-28(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест
















К нашей нише. Интернационализация образования поможет России занять достойное место в мире.
Образование
№ 25(2012)

22.06.2012



Не менее пяти российских вузов к 2020 году должны войти в первую сотню ведущих университетов мира согласно международному рейтингу. Такая цель поставлена Президентом РФ В.Путиным (Указ о мерах по реализации государственной политики в области образования и науки, подписанный 7 мая 2012 года). Однако полностью проблему конкурентоспособности системы российского высшего образования в международном пространстве ее достижение не решит. Нужны системные усилия как самих университетов, так и со стороны государства, чтобы нарастить в стране необходимую “критическую массу” конкурентоспособных в мировом масштабе вузов.
Эта мысль проходила лейтмотивом через многие выступления на Второй международной конференции “Императивы интернационализации”, организованной Национальным фондом подготовки кадров совместно с Российским советом по международным делам и Фондом “Новая Евразия” при поддержке Минобрнауки РФ. Императив в переводе с латинского означает требование, приказ, закон. В современном мире интернационализация для вузов становится насущной необходимостью. Что предпринимают разные страны в ответ на глобальные вызовы? Как “настраивают” свои образовательные системы, какие механизмы и инструменты для этого используют? Что тут может сделать государство и что - вузы? Своими мыслями на этот счет поделились эксперты из России, США, Германии, Франции, Бельгии, Сингапура, Нидерландов, Финляндии, Великобритании, Италии, Казахстана.
Глава Департамента международной интеграции Минобр­науки РФ Игорь Проценко связал интернационализацию образования с необходимостью повышения его качества. В большинстве развитых стран, по его словам, огромная проблема с трудоустройством выпускников университетов: от 25 до 50% молодых людей остаются безработными. “Сделать так, чтобы молодежь была востребованной, - тоже задача интернационализации образования, - подчеркнул он. - Только через обмен, через изучение практик друг друга мы можем найти модель, которая послужила бы стандартом. Гумбольдтовская модель в современном мире работает, но она нуждается в развитии”. Также глава департамента посетовал на то, что во многих передовых странах “диплом выпускника университета для офисного служащего стал, как пиджак”. По его мнению, это неправильно: “Мы должны понимать ценность образования”.
Игорь Проценко рассказал о мерах, предпринимаемых сегодня государством в поддержку интернационализации образования. В их числе - формирование ведущих университетов (общий объем дополнительного финансирования -
27 млрд рублей в год), подготовка программы обучения российских граждан за рубежом Агентства стратегических инициатив, реформы в сфере признания дипломов зарубежных вузов, переход к оценке квалификаций, предусмотренной последним поколением ФГОС.
Андрей Кортунов, генеральный директор Российского совета по международным делам, президент фонда “Новая Евразия”, обратил внимание на другой аспект интернационализации: “Это больше, чем вопрос международного сотрудничества отдельного университета. Важно активизировать роль образования как инструмента внешней политики государства. Интернационализация образования должна стать одним из способов преодоления конфликтов, недоверия, развития сотрудничества. Это важный ресурс оптимизации международной системы в этом веке, не использовать его, по меньшей мере, неразумно”.
- Мы ищем нишу, которую наша страна могла бы занять в глобальном мире, и международное образование - фундамент, на котором можно строить все остальное. Если его нет, все наши попытки войти в АТР, найти новые соглашения с европейскими партнерами будут лишены основы, неэффективны, - сказал президент “Новой Евразии”.
Джейсон И.Лейн, соруководитель транснациональной исследовательской группы в сфере образования Университета Олбани (Нью-Йорк), назвал три основные мотивации, побуждающие правительства заботиться об интернационализации образования своих стран. Первая - развитие экономики. Например, вклад экспорта образовательных услуг в экономику Австралии составляет 15 млрд долларов в год, США - 21 млрд. Международное образование способствует подготовке конкурентоспособной рабочей силы, “циркуляции умов”, помогает привлечь международные инвестиции. Вторая мотивация: сегодня все в большей степени глобальное влияние страны базируется на экономической, а не на военной мощи - это то, что называют “мягкой силой” нации, общественной или научной дипломатией. И, наконец, государство беспокоится о национальной безопасности. А международное образование связано с пересечением границ. Существуют государственные барьеры, препятствующие развитию интернационализации: визовый контроль, затрудняющий въезд студентов и стажеров в страну обучения, недостаток координации с образовательным сектором и финансовой поддержки университетов. Американский эксперт пришел к выводу, что правительства должны стремиться фокусироваться на развитии международного образования; интересоваться тем, что происходит внутри всего образовательного сектора, а не в отдельных его институтах, и исходить из того, что движущая сила развития стран - конкуренция в экономике и дипломатии, а не в образовании.
Интернационализацию “по-российски” проанализировала проректор по международной деятельности РУДН Гульнара Краснова. Сегодня цели интернационализации определяются глобализацией мировой экономики. И задача вуза в этих условиях - подготовить выпускника, способного работать в условиях профессиональной мобильности и миграции трудовых ресурсов. Эта внутренняя интернационализация затрагивает абсолютное большинство студентов и преподавателей. К новому пониманию интернационализации, по ее словам, пришли уже многие страны, они выстроили государственную политику.
Ориентиры для РУДН - выход на свободное владение выпускниками иностранным языком; массовое повышение квалификации ППС на английском; интерактивные методы обучения с учетом глобальных сетей и масс данных; программы двойных дипломов по всем направлениям; воспитание студентов на признанных ценностях мировой культуры, вовлечение их в многонациональные коллективы и многое другое... “Возможность успешных решений и в российской практике достаточно высока”, - заверила проректор.
В странах Евросоюза интернационализация высшего образования проходит с различной скоростью, рассказала Ирина Ференц, представитель Ассоциации академического сотрудничества (Брюссель). Лишь меньшая часть европейских стран имеет стратегии интернационализации на национальном уровне (Норвегия, Дания, Финляндия, Эстония, Нидерланды и др.), но большинство стран поддерживают многие инициативы в этой области на уровне Евросоюза. На европейский рынок образования в 2009 году приходилось около половины “мобильных” студентов мира. Однако разница между отдельными странами Европы огромная. У иностранцев наиболее популярная страна для получения степени - Великобритания, для обучения по студенческому обмену - Испания. Половину иностранных соискателей степени в Европе составляют представители неевропейских стран, однако европейские студенты все чаще и чаще выбирают для получения степени страны внутри ЕС. Европейцы намерены и дальше поддерживать академическую мобильность через программы “Erasmus” и планируют, что к 2020 году 20% европейских студентов будут проходить часть обучения или стажировку за границей. К 2013 году в ЕС собираются закончить разработку стратегии интернационализации. Речь пойдет о кооперации со странами вне Европы.
О необходимости выработки государственной стратегии в сфере интернационализации и в России говорила ведущий эксперт в области высшего образования Китая, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Нина Боревская: “Мы до сих пор относимся к интернационализации как к рынку. Рынок - это стихия. Им нужно управлять”. По мнению эксперта, слабые позиции у России вовсе не из-за экономических трудностей. Китай начинал с несравненно более низкого уровня, но тщательно прорабатывал концепции интернационализации, государственную стратегию в этой области, и сегодня прогресс этой страны несомненен.
“Россия вовлечена в Болонский процесс, но усиливаются и аналогичные процессы на Востоке. Россия - это Евразия, нам надо продумать свои собственные национальные инициативы”, - считает Н.Боревская.
Впрочем, наряду с критикой на конференции можно было услышать немало прекрасных примеров уникального для России университетского опыта. Например, НИУ ВШЭ привлекает на работу профессоров с международного рынка труда. Сегодня таких в университете порядка 60 человек, причем половина из них не говорит по-русски. В Российском государственном университете нефти и газа создаются консорциумы бизнеса и вузов для совместной реализации крупных проектов. Так, в консорциум для освоения Штокмановского месторождения кроме РГУ нефти и газа вошли Мурманский государственный технический университет, Государственная морская академия им. адмирала С.О.Макарова, Французский институт нефти, Университет г. Ставангер и Тронхейм (Норвегия), а также три компании: “Газпром”, Total, STATOIL. Аналогичные консорциумы бизнеса и вузов созданы для газопровода “Северный поток”, для освоения месторождений Вьетнама.
“Часто наблюдаем, что университеты с одинаковым финансированием и более-менее одинаковым потенциалом добиваются в интернационализации разных результатов - в силу разных стратегий”, - заметил Иван Тимофеев, программный директор Российского совета по международным делам, подводя итоги конференции. Однако, подчеркнул эксперт, и роль государства, несомненно, велика: “Не поедет иностранный студент в хороший университет, который находится в грязном городе со слабой инфраструктурой”.
Он напомнил понравившуюся ему аналогию, приведенную Андреем Кортуновым: в мире рынок образования развивается быстрее, чем рынок вооружений, однако российское руководство значительно больше усилий вкладывает в рынок вооружений; если есть рост вооружений - должен быть аналогичный рост образования, должна быть государственная программа. И заключил: “Это будет большая победа для России, когда наш образовательный экспорт сравняется с оружейным”.
Пока же он предложил вузам эффективнее использовать имеющийся потенциал.
Думается, что неплохим подспорьем им в этом будет монография с работами международных экспертов, которую НФПК намерен выпустить по результатам проведения конференции.


Наталия БУЛГАКОВА
Фото с сайта www.ntf.ru


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Укротители Ниагары. Ректоры пытаются сдержать каток аккредитации.
Недавнее письмо ректоров ведущих университетов В.В Путину с предложением кардинально изменить систему государственной аккредитации вузов - “высказывание” в продолжение старой дискуссии. /№ 27-28(2018)
Проблема - в пробелах. Как оживить инновационную деятельность вузов?
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ) выступил с законотворческими инициативами по развитию инновационной и предпринимательской деятельности российских вузов. Об этом рассказал ректор ИРНИТУ Михаил Корняков, выступая на III Ректорском симпозиуме в Томске, где обсуждалась программа развития высшей школы. /№ 27-28(2018)
Когда критерий - практика. Почему востребованы выпускники УрГЭУ.
Важнейший показатель эффективности работы высшего учебного заведения - востребованность его выпускников. В Уральском государственном экономическом университете, недавно прошедшем государственную аккредитацию, этот показатель традиционно на высоте. /№ 26(2018)

Новости


Премьер-министр Дмитрий Медведев назначил бывшего руководителя госкорпорации «Роскосмос» Игоря Комарова заместителем министра науки и высшего образования, сообщает ТАСС.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки организовала работу горячей линии по вопросам приема в вузы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.



Российская академия наук откроет представительство Уральского отделения РАН в Харбине (Китай), сообщил журналистам президент РАН Александр Сергеев. По его словам, договоренности об этом были достигнуты в ходе рабочих встреч с китайскими партнерами в июне.



Члены Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК) договорились о сотрудничестве в организации студенческих стажировок с одной из крупнейших китайских компаний в сфере телекоммуникаций - Huawei. Соглашение об этом было подписано в рамках четвертого саммита АТУРК, который открылся в Екатеринбурге.



Минпросвещения провело опрос, который свидетельствуют о том, что более 30% выпускников школ выбирают для дальнейшего обучения в вузах математические и инженерные направления, сообщает ТАСС.



Министры и заместители министров высшего образования и науки стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), собравшиеся в Кейптауне, приняли декларацию об укреплении сотрудничества в сфере образования, сообщает ТАСС. Встреча стала уже шестой по счету, проведенной в таком формате.



Представители академической науки в Иркутске решили объединиться, чтобы отстаивать свою позицию в Министерстве науки и высшего образования и восстановить утраченные в результате реформы связи между научными институтами, сообщает агентство «Интерфакс-Сибирь».



Конференции


II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Текущие конкурсы


Конкурс на лучшие научные проекты, выполняемые молодыми учеными под руководством кандидатов и докторов наук в научных организациях Российской Федерации (“Мобильность”)

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований

Конкурс на лучшие проекты, выполняемые молодыми учеными (Эврика! Идея)

Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии