Официально


Общероссийский народный фронт направил правительству предложения в национальный проект «Образование», касающиеся подготовки учителей. Эксперты ОНФ предлагают ввести для будущих педагогов профессиональный экзамен, который позволит определить, насколько они готовы к педагогической деятельности, информирует ТАСС.



Студенты и преподаватели Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» получили поздравления со столетним юбилеем их вуза от председателя правительства Дмитрия Медведева.



Президент России Владимир Путин поздравил сотрудников, студентов и выпускников Уральского государственного юридического университета со столетием учебного заведения.



Правительство одобрило проект федерального закона «О внесении изменения в статью 92 ФЗ «Об образовании в РФ»». Законопроект инициирован с целью закрепить обязательный учет сведений о независимой оценке качества подготовки учащихся при государственной аккредитации образовательной деятельности.






Новости № 38(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест


















Цена концентрации. Лучшие абитуриенты страны достаются нескольким регионам.
Образование
№ 24-25(2018)

22.06.2018


Спикерами и докладчиками VI Международного форума вузов, ежегодно организуемого рейтинговым агентством RAEX (“РАЭКС-Аналитика”), традиционно стали ректоры и представители руководства ведущих университетов России. Однако тематику дискуссий определили проблемы состояния всей системы российского образования, влияющие на решение кадровых и социальных задач, а также на конкурентоспособность вузов разного уровня в регионах, стране и мире. Налицо концентрация университетов-лидеров всего в нескольких регионах России и отток лучших абитуриентов с периферии в эти вузы, узкая специализация ряда учреждений высшего образования, не позволяющая развивать там науку на стыке разных дисциплин, и, наконец, “кричащее”  недофинансирование социально значимых педагогических и аграрных вузов. По данным аналитиков RAEX, на одного будущего педагога в среднем приходится вдвое меньше средств, чем на студента из сотни лидирующих вузов РФ (143,9 тыс. рублей). На студента-агрария - чуть больше (186 тыс. рублей). 
Свою оценку ситуации и видение подходов к решению этих проблем участники форума обозначили в ходе интерактивного голосования. К примеру, большинство из них считает, что оптимальным способом повышения доступности качественного образования в регионах должны стать активизация сотрудничества местных вузов с “локомотивами” развития высшей школы либо стремление к лидерству на своей территории с опорой на имеющиеся возможности. Ректор Южного федерального университета Марина Боровская высказалась за разнообразные формы партнерства, с помощью которых можно достичь “регионального прорыва”: это сетевые программы и сетевая мобильность студентов, информационный обмен между университетами, совместное пользование передовыми научно-образовательными центрами и т.п. Ректор не обошла вниманием и то обстоятельство, что на востребованность местных вузов влияет социальный микроклимат территорий: 
- Родители хотят безопасности, защищенности, социальной стабильности для своих детей, и нередко именно поэтому абитуриент делает выбор в пользу столичного университета. Развитие регионов - это и наш тренд, поскольку имидж университета зависит, кроме всего прочего, и от состояния окружающей его социально-экономической инфраструктуры. 
В ходе опроса также выяснилось: почти половина проголосовавших считает, что траектория, ведущая специализированные вузы к успеху, должна проходить через развитие смежных научно-образовательных дисциплин, а около трети полагают, что этим университетам необходимо не только осваивать новые направления, но и принципиально обновлять подходы в своей работе. По мнению ректора Государственного университета “Дубна” Дмитрия Фурсаева, при расширении спектра дисциплин вуз может ориентироваться на новые региональные проекты. 
- Подготовить основную часть специалистов, необходимых для их реализации, порой могут только местные университеты. Поэтому образующиеся кадровые ниши стимулируют развитие многопрофильности. В Москве и Московской области это особые экономические зоны, территориальные инновационные кластеры, развивающиеся предприятия ВПК, - отметил он. 
Вузы должны реагировать на изменения, происходящие на рынке труда: там растет потребность в кадрах, владеющих новыми, самыми современными компетенциями. 
- Сегодня мы все больше внимания уделяем освоению финансовых технологий. Создаем новые программы и направления, в том числе совместно с другими ведущими вузами, - сообщил ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров.
Что мешает улучшить качество подготовки по массовым социально значимым направлениям (учителя, врачи, агрономы)? Недостаток финансирования, устаревшие подходы в обучении, застой в развитии программ, слабые абитуриенты, низкий престиж профессии, нехватка преподавателей высокого уровня - за совокупность всех этих факторов, высказались 63% участников форума. Примерно половина опрошенных со сдержанным оптимизмом смотрит в будущее: она считает, что лет через пять-десять уровень подготовки школьных учителей “незначительно повысится”. Верящих в значительное повышение гораздо меньше - 14%. Остальные полагают, что этот уровень либо не изменится (25%), либо незначительно или заметно снизится (по 7%). Беспокоит вузовское сообщество и судьба университетских лицеев и школ: кому они будут подведомственны после реорганизации Минобрнауки? 
Развитие международной интеграции на форуме обсуждали как источник не только новых возможностей, но и новых вызовов и рисков. О том, как университеты привлекают иностранных студентов, удерживают в стране своих выпускников и конкурируют за позиции в мировом образовательном пространстве, говорили на одной из секций форума. Представили вузов-лидеров поделились с коллегами успешным опытом, наработанным во многом благодаря пониманию требований времени и грамотному использованию имеющихся возможностей. 
Как рассказал проректор по научной работе и программам развития Московского физико-технического института (государственного университета) (МФТИ) Виталий Баган, пять лет назад в научных центрах Физтеха начали появляться лаборатории для усиления компетенций по прорывным направлениям, включая междисциплинарные, и раннего вовлечения молодежи в науку. Для руководства этими структурами приглашаются и ученые из академических институтов, и зарубежные специалисты, в том числе соотечественники, а для талантливых молодых исследователей создаются перспективные карьерные позиции. 
- У нас много способных ребят, но чтобы вывести их на высокий профессиональный уровень, нужны соответствующие руководители - состоявшиеся ученые. Иногда ими становятся и авторитетные зарубежные профессора, которым МФТИ предоставляет гранты в рамках специальной программы, - сказал проректор. 
Порядка 30% иностранных студентов вуза - это победители международных олимпиад, в том числе тех, что проводятся на базе МФТИ. Как заметил Виталий Баган, нередко знакомство с университетом заставляет их менять первоначальный выбор высшего учебного заведения и поступать в Физтех: 
- Сегодня около 50 стран отправляют к нам своих абитуриентов. Часть этих ребят остается в России, а те, кто возвращаются домой, умножают лояльный к нам контингент. По большей части это граждане СНГ и бывших стран Советского Союза, но быстро растет и число поступающих из Вьетнама, Китая, Индии, целеустремленно растящих национальную элиту. 
МФТИ уделяет серьезное внимание и позиционированию на международной образовательной платформе Coursera. Проректор МФТИ сообщил, что на сегодняшний день примерно 270 тысяч ее пользователей прослушали более 40 онлайн-курсов, опубликованных в рамках этого проекта. 
Выбрать зарубежный вуз в одном из самых холодных мест планеты - на такое решение способны только очень мотивированные абитуриенты. И такие находятся. Во всяком случае, Северный Арктический федеральный университет им. М.В.Ломоносова (САФУ) привлекает немало молодежи из разных стран. Ключевым направлением его международной работы стало взаимодействие с государствами Арктики, хотя, по словам проректора САФУ по образовательной деятельности Людмилы Морозовой, вуз “играет и на других площадках”. В общей сложности у САФУ более 160 партнеров из 67 стран, с которыми университет осуществляет сетевое сотрудничество, ведет совместные образовательные программы, развивает академическую мобильность. И в такие программы ежегодно включаются от 250 до 500 учащихся.
- Более чем в половине международных проектов, в которых мы участвуем, задействованы вузы стран Арктической зоны - скандинавских государств, Канады, США. У нас сходные климатические условия и социальные проблемы, поэтому поводов для интеграции немало. С исследованиями Арктики связана тематика наших научных экспериментов. И такой “точечный” выбор приносит свои плоды, - констатировала проректор. 
В качестве примера тематического сетевого взаимодействия как эффективного инструмента развития университетов Людмила Морозова привела Университет Арктики - международную сеть научно-образовательных центров, работающих в арктическом регионе. Она объединяет 180 организаций-участниц из 19 стран, включая САФУ. В июле стартует юбилейный - десятый - рейс Арктического плавучего университета: это одна из самых привлекательных для студентов программ САФУ, уже ставшая брендом. Попасть на борт исследовательского судна можно только по конкурсу. Одна из функций программы - подготовка научно-производственных кадров для региона, которая осуществляется во время плавания, в том числе под руководством ведущих специалистов мира, и у иностранных магистров есть возможность принять участие в этой программе на льготных условиях. 
Какие вузы будут наиболее конкурентоспособными через пять-десять лет:  крупные, небольшие, многопрофильные или специализированные? Как утверждает вице-президент IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence Вальдемар Севински, сегодня у аналитиков нет на этот счет единого мнения. 
- Мир развивается, и вопрос о том, что будет востребовано, - это вопрос национальных политик. Во многих странах остаются популярными и небольшие вузы. Главная проблема международных рейтингов - недостаточно объективное сопоставление вузов разных стран с учетом их своеобразия и специфики по сравнению с национальным ранжированием, поэтому они будут меняться в сторону большей достоверности, - пообещал эксперт.
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта raexpert.ru
Диаграмма: Каков, на ваш взгляд, оптимальный способ повысить доступность качественного образования в регионах?
(Источник: рейтинговое агентство “РАЭКС-Аналитика” по результатам опроса участников VI Международного форума вузов “Глобальная конкурентоспособность”)
 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Фактор сближения
Как показал ВЭФ, каждая из стран АТЭС ставит перед своими университетами актуальные для нее задачи. Но в глобальном мире национальные вызовы часто схожи, поэтому вузы укрепляют связи и развивают современные методы коммуникации, прежде всего, основанные на цифровых технологиях. /№ 38(2018)
Найдут Джона?
В России появилась первая Школа цифровой экономики. Ее официальное открытие состоялось 12 сентября на IV Восточном экономическом форуме (ВЭФ). /№ 38(2018)
Репутация в цифрах
Медицинское образование в России сегодня отличается не только популярностью, но и доступностью. К такому выводу пришли эксперты рейтингового агентства RAEX, в четвертый раз опубликовавшего репутационные рейтинги вузов по укрупненным направлениям. /№ 37(2018)

Новости


Роспатент и Федеральный институт промышленной собственности продолжают работу по выявлению лидеров подачи электронных заявок на регистрацию изобретений и полезных моделей.



Российские школы и вузы получат учебники в рамках образовательной программы «Права человека», разработку которой в 2017 году инициировала уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.



Заместитель председателя правительства Алексей Гордеев и помощник Президента РФ Андрей Фурсенко провели заседание Совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (ФНТП). Речь шла о формировании условий для развития научно-технической деятельности в агропроме и повышении его конкурентоспособности.



Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил сведения о среднемесячной заработной плате работников научных организаций по должностям за первое полугодие 2018 года. Исследователи отметили значительное сокращение разрыва в размере зарплат руководителей и научных сотрудников.



С 2022 года Единый госэкзамен по иностранному языку станет обязательным. Об этом сообщил на Всероссийской встрече с родителями руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.



Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий провел расширенное заседание ректората, посвященное участию университета в национальном проекте «Наука». Руководитель МГУ поставил задачу всем подразделениям включиться в государственные инициативы в области развития науки. Об этом сообщает пресс-служба вуза.



Галина Золина покидает пост ректора Российского государственного аграрного университета - Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева. Об этом сообщается на сайте вуза.

Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


До 12 октября 2018 года идёт прием заявок на участие в конкурсе на соискание премий Правительства Москвы молодым ученым, присуждаемых ежегодно с 2013 года.

Конкурс на издание лучших научных трудов

Конкурс на издание лучших научно-популярных трудов

Конкурс научных проектов фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Москвы

Российская академия наук объявляет конкурс на соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии