Официально


С 2019 года Международная энергетическая премия «Глобальная энергия» будет вручаться в трех номинациях: «традиционная энергетика», «нетрадиционная энергетика» и «новые направления в применении энергии», сообщает пресс-служба премии.



Минобрнауки проводит отбор на 2020/2021 учебный год федеральных государственных образовательных организаций, на подготовительных отделениях и факультетах которых иностранцы и лица без гражданства, поступающие на обучение в пределах соответствующей квоты, будут иметь право на обучение по дополнительным общеобразовательным программам, которые помогут им подготовиться к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований.

Госслужащий обязан незамедлительно уведомлять представителя нанимателя обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц, склоняющих его к коррупционным действиям. Такая норма предусмотрена в приказе Минпросвещения «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Министерства просвещения РФ к совершению коррупционных правонарушений», который зарегистрировал Минюст.

Министерство науки и высшего образования опубликовало План деятельности на период с 2019-го по 2024 годы. Документ доступен на сайте ведомства.




Новости № 7(2019)

Регионы


СНГ


Интердайджест


Получены новые данные о влиянии бактерий кишечника на настроение и их способности предотвращать депрессию. С подробностями - Sciencemag.org.

Находка обнаружена в ранее неизвестной семейной гробнице эпохи Птолемеев. Об этом рассказывает New York Times.

Изобретена таблетка с иглой для уколов внутри организма. Новость распространили MIT News; Science News.























Цена концентрации. Лучшие абитуриенты страны достаются нескольким регионам.
Образование
№ 24-25(2018)

22.06.2018


Спикерами и докладчиками VI Международного форума вузов, ежегодно организуемого рейтинговым агентством RAEX (“РАЭКС-Аналитика”), традиционно стали ректоры и представители руководства ведущих университетов России. Однако тематику дискуссий определили проблемы состояния всей системы российского образования, влияющие на решение кадровых и социальных задач, а также на конкурентоспособность вузов разного уровня в регионах, стране и мире. Налицо концентрация университетов-лидеров всего в нескольких регионах России и отток лучших абитуриентов с периферии в эти вузы, узкая специализация ряда учреждений высшего образования, не позволяющая развивать там науку на стыке разных дисциплин, и, наконец, “кричащее”  недофинансирование социально значимых педагогических и аграрных вузов. По данным аналитиков RAEX, на одного будущего педагога в среднем приходится вдвое меньше средств, чем на студента из сотни лидирующих вузов РФ (143,9 тыс. рублей). На студента-агрария - чуть больше (186 тыс. рублей). 
Свою оценку ситуации и видение подходов к решению этих проблем участники форума обозначили в ходе интерактивного голосования. К примеру, большинство из них считает, что оптимальным способом повышения доступности качественного образования в регионах должны стать активизация сотрудничества местных вузов с “локомотивами” развития высшей школы либо стремление к лидерству на своей территории с опорой на имеющиеся возможности. Ректор Южного федерального университета Марина Боровская высказалась за разнообразные формы партнерства, с помощью которых можно достичь “регионального прорыва”: это сетевые программы и сетевая мобильность студентов, информационный обмен между университетами, совместное пользование передовыми научно-образовательными центрами и т.п. Ректор не обошла вниманием и то обстоятельство, что на востребованность местных вузов влияет социальный микроклимат территорий: 
- Родители хотят безопасности, защищенности, социальной стабильности для своих детей, и нередко именно поэтому абитуриент делает выбор в пользу столичного университета. Развитие регионов - это и наш тренд, поскольку имидж университета зависит, кроме всего прочего, и от состояния окружающей его социально-экономической инфраструктуры. 
В ходе опроса также выяснилось: почти половина проголосовавших считает, что траектория, ведущая специализированные вузы к успеху, должна проходить через развитие смежных научно-образовательных дисциплин, а около трети полагают, что этим университетам необходимо не только осваивать новые направления, но и принципиально обновлять подходы в своей работе. По мнению ректора Государственного университета “Дубна” Дмитрия Фурсаева, при расширении спектра дисциплин вуз может ориентироваться на новые региональные проекты. 
- Подготовить основную часть специалистов, необходимых для их реализации, порой могут только местные университеты. Поэтому образующиеся кадровые ниши стимулируют развитие многопрофильности. В Москве и Московской области это особые экономические зоны, территориальные инновационные кластеры, развивающиеся предприятия ВПК, - отметил он. 
Вузы должны реагировать на изменения, происходящие на рынке труда: там растет потребность в кадрах, владеющих новыми, самыми современными компетенциями. 
- Сегодня мы все больше внимания уделяем освоению финансовых технологий. Создаем новые программы и направления, в том числе совместно с другими ведущими вузами, - сообщил ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров.
Что мешает улучшить качество подготовки по массовым социально значимым направлениям (учителя, врачи, агрономы)? Недостаток финансирования, устаревшие подходы в обучении, застой в развитии программ, слабые абитуриенты, низкий престиж профессии, нехватка преподавателей высокого уровня - за совокупность всех этих факторов, высказались 63% участников форума. Примерно половина опрошенных со сдержанным оптимизмом смотрит в будущее: она считает, что лет через пять-десять уровень подготовки школьных учителей “незначительно повысится”. Верящих в значительное повышение гораздо меньше - 14%. Остальные полагают, что этот уровень либо не изменится (25%), либо незначительно или заметно снизится (по 7%). Беспокоит вузовское сообщество и судьба университетских лицеев и школ: кому они будут подведомственны после реорганизации Минобрнауки? 
Развитие международной интеграции на форуме обсуждали как источник не только новых возможностей, но и новых вызовов и рисков. О том, как университеты привлекают иностранных студентов, удерживают в стране своих выпускников и конкурируют за позиции в мировом образовательном пространстве, говорили на одной из секций форума. Представили вузов-лидеров поделились с коллегами успешным опытом, наработанным во многом благодаря пониманию требований времени и грамотному использованию имеющихся возможностей. 
Как рассказал проректор по научной работе и программам развития Московского физико-технического института (государственного университета) (МФТИ) Виталий Баган, пять лет назад в научных центрах Физтеха начали появляться лаборатории для усиления компетенций по прорывным направлениям, включая междисциплинарные, и раннего вовлечения молодежи в науку. Для руководства этими структурами приглашаются и ученые из академических институтов, и зарубежные специалисты, в том числе соотечественники, а для талантливых молодых исследователей создаются перспективные карьерные позиции. 
- У нас много способных ребят, но чтобы вывести их на высокий профессиональный уровень, нужны соответствующие руководители - состоявшиеся ученые. Иногда ими становятся и авторитетные зарубежные профессора, которым МФТИ предоставляет гранты в рамках специальной программы, - сказал проректор. 
Порядка 30% иностранных студентов вуза - это победители международных олимпиад, в том числе тех, что проводятся на базе МФТИ. Как заметил Виталий Баган, нередко знакомство с университетом заставляет их менять первоначальный выбор высшего учебного заведения и поступать в Физтех: 
- Сегодня около 50 стран отправляют к нам своих абитуриентов. Часть этих ребят остается в России, а те, кто возвращаются домой, умножают лояльный к нам контингент. По большей части это граждане СНГ и бывших стран Советского Союза, но быстро растет и число поступающих из Вьетнама, Китая, Индии, целеустремленно растящих национальную элиту. 
МФТИ уделяет серьезное внимание и позиционированию на международной образовательной платформе Coursera. Проректор МФТИ сообщил, что на сегодняшний день примерно 270 тысяч ее пользователей прослушали более 40 онлайн-курсов, опубликованных в рамках этого проекта. 
Выбрать зарубежный вуз в одном из самых холодных мест планеты - на такое решение способны только очень мотивированные абитуриенты. И такие находятся. Во всяком случае, Северный Арктический федеральный университет им. М.В.Ломоносова (САФУ) привлекает немало молодежи из разных стран. Ключевым направлением его международной работы стало взаимодействие с государствами Арктики, хотя, по словам проректора САФУ по образовательной деятельности Людмилы Морозовой, вуз “играет и на других площадках”. В общей сложности у САФУ более 160 партнеров из 67 стран, с которыми университет осуществляет сетевое сотрудничество, ведет совместные образовательные программы, развивает академическую мобильность. И в такие программы ежегодно включаются от 250 до 500 учащихся.
- Более чем в половине международных проектов, в которых мы участвуем, задействованы вузы стран Арктической зоны - скандинавских государств, Канады, США. У нас сходные климатические условия и социальные проблемы, поэтому поводов для интеграции немало. С исследованиями Арктики связана тематика наших научных экспериментов. И такой “точечный” выбор приносит свои плоды, - констатировала проректор. 
В качестве примера тематического сетевого взаимодействия как эффективного инструмента развития университетов Людмила Морозова привела Университет Арктики - международную сеть научно-образовательных центров, работающих в арктическом регионе. Она объединяет 180 организаций-участниц из 19 стран, включая САФУ. В июле стартует юбилейный - десятый - рейс Арктического плавучего университета: это одна из самых привлекательных для студентов программ САФУ, уже ставшая брендом. Попасть на борт исследовательского судна можно только по конкурсу. Одна из функций программы - подготовка научно-производственных кадров для региона, которая осуществляется во время плавания, в том числе под руководством ведущих специалистов мира, и у иностранных магистров есть возможность принять участие в этой программе на льготных условиях. 
Какие вузы будут наиболее конкурентоспособными через пять-десять лет:  крупные, небольшие, многопрофильные или специализированные? Как утверждает вице-президент IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence Вальдемар Севински, сегодня у аналитиков нет на этот счет единого мнения. 
- Мир развивается, и вопрос о том, что будет востребовано, - это вопрос национальных политик. Во многих странах остаются популярными и небольшие вузы. Главная проблема международных рейтингов - недостаточно объективное сопоставление вузов разных стран с учетом их своеобразия и специфики по сравнению с национальным ранжированием, поэтому они будут меняться в сторону большей достоверности, - пообещал эксперт.
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта raexpert.ru
Диаграмма: Каков, на ваш взгляд, оптимальный способ повысить доступность качественного образования в регионах?
(Источник: рейтинговое агентство “РАЭКС-Аналитика” по результатам опроса участников VI Международного форума вузов “Глобальная конкурентоспособность”)
 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Со своей трибуны. Профессура возвышает голос.
Накануне Дня российской науки Российское профессорское собрание (РПС), учрежденное в конце 2016 года, во второй раз провело в Москве свой форум. /№ 6(2019)
Приглашение в элиту. ТГАСУ готовит кадры для новой экономики.
В 2016 году Томский государственный архитектурно-строительный университет открыл элитную магистерскую программу “Конструктивные расчеты и информационное (BIM) моделирование строительных конструкций зданий и сооружений”. /№ 6(2019)
Ставка на активных. За 20 лет Фонд Потанина поддержал десятки тысяч лидеров.
Благотворительный фонд Владимира Потанина в январе отметил свое 20-тилетие. За эти годы его грантополучателями стали 35 тысяч человек - целая армия энергичных, талантливых, мотивированных людей, меняющих мир в лучшую сторону. /№ 5(2019)

Новости


Члены "Клуба 1 июля» заявили о своем несогласии с позицией академика Георгия Георгиева, выступившего в «Поиске» с предложением отменить бесплатное обучение по ключевым научным специальностям и запретить выезд за границу молодым ученым, обучавшимся в вузах на бюджетных местах.



На специальной конференции подведены итоги экспедиционных исследований в 2018 году в Мировом океане, внутренних водах и на архипелаге Шпицберген. Встреча состоялась в Минобрнауки, в ней приняли участие представители нескольких десятков научных институтов РАН, вузов, крупных компаний и Федерального агентства по недропользованию.



Соглашение между Российской академией наук и администрацией Кемеровской области заключено на заседании Президиума РАН. Подписи под документом поставили президент РАН Александр Сергеев и губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев​.



Российские студенческие отряды отметили 17 февраля свой официальный праздник.

Международные рабочие комиссии по сотрудничеству в рамках научных и образовательных "дорожных карт" между Россией, Францией и Германией будут сформированы в апреле 2019 года, сообщил ТАСС министр науки и высшего образования Михаил Котюков.

Создание научно-технологических центров будет способствовать достижению целей, которые поставлены в рамках нацпроекта «Наука», заявил министр науки и высшего образования Михаил Котюков на сессии «Инновационные научно-технологические центры. Какими они будут» Российского инвестиционного форума в Сочи.

На встрече с главами регионов в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что, участвуя в реализации нацпроекта «Образование», региональные власти должны рассчитывать не только на федеральные средства, но и на привлекать частных инвесторов.

Конференции


С 28 по 30 мая 2019 года в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского) состоится Всероссийская научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов «Авиационные двигатели и силовые установки».

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

С 22 по 28 мая 2019 года в Архангельске проводится ежегодная 21-я Неделя арктической науки (Arctic Science Summit Week), учрежденная Международным арктическим научным комитетом (МАНК/IASC). Тематическая направленность саммита в 2019 году – «Изменения климата и обеспечение жизнедеятельности населения Арктики».

Текущие конкурсы


Российский научный фонд объявляет о начале приема заявок на «молодежные» конкурсы Президентской программы исследовательских проектов. Конкурсы проводятся по всем областям знания, предусмотренным классификатором РНФ, однако, научные исследования должны быть направлены на решение конкретных задач в рамках одного из определенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации приоритетов.

Конкурс на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований

Конкурс на лучшие проекты организации российских и международных научных мероприятий, проводимых в марте - декабре 2019 года на территории Российской Федерации

Конкурсы 2019 года на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимые совместно РФФИ и АНО ЭИСИ

Фонд инфраструктурных и образовательных программ совместно с Агентством по инновациям Израиля (бывший Офис главного ученого Министерства экономики Израиля) проводят восьмой отбор российско-израильских проектов промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Вакансии


08.02.2019
объявляет о проведении выборов на должность заведующего академической кафедрой истории и философии науки.

14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии