Официально


Владимир Путин поздравил коллектив и ветеранов Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН с 50-летием деятельности учреждения.

Президиум Совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы согласовал проекты по совершенствованию семеноводства картофеля и обозначил планы по развитию подпрограмм, направленных на усиление продовольственной безопасности страны, информирует пресс-служба Правительства РФ.

Владимир Путин продлил полномочия действующего главы Российского научного фонда: Александр Хлунов останется на посту генерального директора еще пять лет. Указ главы государства опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Рособрнадзор запретил прием в Прикамский социальный институт, Сибирскую академию финансов и банковского дела, а также в Северо-Кавказский библейский институт евангельских христиан-баптистов. Причина - «неисполнение предписания в установленный срок».




Новости № 46(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест


Результаты нового исследования, которые публикует журнал Science, предполагают, что колыбель эволюции позвоночных была ограничена прибрежным мелководьем с глубиной не более 60 метров. Первые позвоночные - рыбы - появились в этих водах около 480 миллионов лет назад.

Крысы заболели раком, подвергшись высоким уровням излучения сотового телефона, но эти уровни значительно выше, чем те, что воздействуют на людей во время использования мобильных телефонов, рассказывает издание WebMD.

Образцы древнейшего в мире фигуративного искусства найдены в пещере на острове Борнео.


Советом Рабоче-крестьянского дома в Петрограде открываются курсы немецкого, английского и французского языков для русских пролетариев и деревенской бедноты. Цель курсов - дать возможность товарищам вести пропаганду во всех государствах, ускоряя этим сплочение самых отсталых слоев рабочих под ярким знаменем мировой революции пролетариата.


















Цена концентрации. Лучшие абитуриенты страны достаются нескольким регионам.
Образование
№ 24-25(2018)

22.06.2018


Спикерами и докладчиками VI Международного форума вузов, ежегодно организуемого рейтинговым агентством RAEX (“РАЭКС-Аналитика”), традиционно стали ректоры и представители руководства ведущих университетов России. Однако тематику дискуссий определили проблемы состояния всей системы российского образования, влияющие на решение кадровых и социальных задач, а также на конкурентоспособность вузов разного уровня в регионах, стране и мире. Налицо концентрация университетов-лидеров всего в нескольких регионах России и отток лучших абитуриентов с периферии в эти вузы, узкая специализация ряда учреждений высшего образования, не позволяющая развивать там науку на стыке разных дисциплин, и, наконец, “кричащее”  недофинансирование социально значимых педагогических и аграрных вузов. По данным аналитиков RAEX, на одного будущего педагога в среднем приходится вдвое меньше средств, чем на студента из сотни лидирующих вузов РФ (143,9 тыс. рублей). На студента-агрария - чуть больше (186 тыс. рублей). 
Свою оценку ситуации и видение подходов к решению этих проблем участники форума обозначили в ходе интерактивного голосования. К примеру, большинство из них считает, что оптимальным способом повышения доступности качественного образования в регионах должны стать активизация сотрудничества местных вузов с “локомотивами” развития высшей школы либо стремление к лидерству на своей территории с опорой на имеющиеся возможности. Ректор Южного федерального университета Марина Боровская высказалась за разнообразные формы партнерства, с помощью которых можно достичь “регионального прорыва”: это сетевые программы и сетевая мобильность студентов, информационный обмен между университетами, совместное пользование передовыми научно-образовательными центрами и т.п. Ректор не обошла вниманием и то обстоятельство, что на востребованность местных вузов влияет социальный микроклимат территорий: 
- Родители хотят безопасности, защищенности, социальной стабильности для своих детей, и нередко именно поэтому абитуриент делает выбор в пользу столичного университета. Развитие регионов - это и наш тренд, поскольку имидж университета зависит, кроме всего прочего, и от состояния окружающей его социально-экономической инфраструктуры. 
В ходе опроса также выяснилось: почти половина проголосовавших считает, что траектория, ведущая специализированные вузы к успеху, должна проходить через развитие смежных научно-образовательных дисциплин, а около трети полагают, что этим университетам необходимо не только осваивать новые направления, но и принципиально обновлять подходы в своей работе. По мнению ректора Государственного университета “Дубна” Дмитрия Фурсаева, при расширении спектра дисциплин вуз может ориентироваться на новые региональные проекты. 
- Подготовить основную часть специалистов, необходимых для их реализации, порой могут только местные университеты. Поэтому образующиеся кадровые ниши стимулируют развитие многопрофильности. В Москве и Московской области это особые экономические зоны, территориальные инновационные кластеры, развивающиеся предприятия ВПК, - отметил он. 
Вузы должны реагировать на изменения, происходящие на рынке труда: там растет потребность в кадрах, владеющих новыми, самыми современными компетенциями. 
- Сегодня мы все больше внимания уделяем освоению финансовых технологий. Создаем новые программы и направления, в том числе совместно с другими ведущими вузами, - сообщил ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров.
Что мешает улучшить качество подготовки по массовым социально значимым направлениям (учителя, врачи, агрономы)? Недостаток финансирования, устаревшие подходы в обучении, застой в развитии программ, слабые абитуриенты, низкий престиж профессии, нехватка преподавателей высокого уровня - за совокупность всех этих факторов, высказались 63% участников форума. Примерно половина опрошенных со сдержанным оптимизмом смотрит в будущее: она считает, что лет через пять-десять уровень подготовки школьных учителей “незначительно повысится”. Верящих в значительное повышение гораздо меньше - 14%. Остальные полагают, что этот уровень либо не изменится (25%), либо незначительно или заметно снизится (по 7%). Беспокоит вузовское сообщество и судьба университетских лицеев и школ: кому они будут подведомственны после реорганизации Минобрнауки? 
Развитие международной интеграции на форуме обсуждали как источник не только новых возможностей, но и новых вызовов и рисков. О том, как университеты привлекают иностранных студентов, удерживают в стране своих выпускников и конкурируют за позиции в мировом образовательном пространстве, говорили на одной из секций форума. Представили вузов-лидеров поделились с коллегами успешным опытом, наработанным во многом благодаря пониманию требований времени и грамотному использованию имеющихся возможностей. 
Как рассказал проректор по научной работе и программам развития Московского физико-технического института (государственного университета) (МФТИ) Виталий Баган, пять лет назад в научных центрах Физтеха начали появляться лаборатории для усиления компетенций по прорывным направлениям, включая междисциплинарные, и раннего вовлечения молодежи в науку. Для руководства этими структурами приглашаются и ученые из академических институтов, и зарубежные специалисты, в том числе соотечественники, а для талантливых молодых исследователей создаются перспективные карьерные позиции. 
- У нас много способных ребят, но чтобы вывести их на высокий профессиональный уровень, нужны соответствующие руководители - состоявшиеся ученые. Иногда ими становятся и авторитетные зарубежные профессора, которым МФТИ предоставляет гранты в рамках специальной программы, - сказал проректор. 
Порядка 30% иностранных студентов вуза - это победители международных олимпиад, в том числе тех, что проводятся на базе МФТИ. Как заметил Виталий Баган, нередко знакомство с университетом заставляет их менять первоначальный выбор высшего учебного заведения и поступать в Физтех: 
- Сегодня около 50 стран отправляют к нам своих абитуриентов. Часть этих ребят остается в России, а те, кто возвращаются домой, умножают лояльный к нам контингент. По большей части это граждане СНГ и бывших стран Советского Союза, но быстро растет и число поступающих из Вьетнама, Китая, Индии, целеустремленно растящих национальную элиту. 
МФТИ уделяет серьезное внимание и позиционированию на международной образовательной платформе Coursera. Проректор МФТИ сообщил, что на сегодняшний день примерно 270 тысяч ее пользователей прослушали более 40 онлайн-курсов, опубликованных в рамках этого проекта. 
Выбрать зарубежный вуз в одном из самых холодных мест планеты - на такое решение способны только очень мотивированные абитуриенты. И такие находятся. Во всяком случае, Северный Арктический федеральный университет им. М.В.Ломоносова (САФУ) привлекает немало молодежи из разных стран. Ключевым направлением его международной работы стало взаимодействие с государствами Арктики, хотя, по словам проректора САФУ по образовательной деятельности Людмилы Морозовой, вуз “играет и на других площадках”. В общей сложности у САФУ более 160 партнеров из 67 стран, с которыми университет осуществляет сетевое сотрудничество, ведет совместные образовательные программы, развивает академическую мобильность. И в такие программы ежегодно включаются от 250 до 500 учащихся.
- Более чем в половине международных проектов, в которых мы участвуем, задействованы вузы стран Арктической зоны - скандинавских государств, Канады, США. У нас сходные климатические условия и социальные проблемы, поэтому поводов для интеграции немало. С исследованиями Арктики связана тематика наших научных экспериментов. И такой “точечный” выбор приносит свои плоды, - констатировала проректор. 
В качестве примера тематического сетевого взаимодействия как эффективного инструмента развития университетов Людмила Морозова привела Университет Арктики - международную сеть научно-образовательных центров, работающих в арктическом регионе. Она объединяет 180 организаций-участниц из 19 стран, включая САФУ. В июле стартует юбилейный - десятый - рейс Арктического плавучего университета: это одна из самых привлекательных для студентов программ САФУ, уже ставшая брендом. Попасть на борт исследовательского судна можно только по конкурсу. Одна из функций программы - подготовка научно-производственных кадров для региона, которая осуществляется во время плавания, в том числе под руководством ведущих специалистов мира, и у иностранных магистров есть возможность принять участие в этой программе на льготных условиях. 
Какие вузы будут наиболее конкурентоспособными через пять-десять лет:  крупные, небольшие, многопрофильные или специализированные? Как утверждает вице-президент IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence Вальдемар Севински, сегодня у аналитиков нет на этот счет единого мнения. 
- Мир развивается, и вопрос о том, что будет востребовано, - это вопрос национальных политик. Во многих странах остаются популярными и небольшие вузы. Главная проблема международных рейтингов - недостаточно объективное сопоставление вузов разных стран с учетом их своеобразия и специфики по сравнению с национальным ранжированием, поэтому они будут меняться в сторону большей достоверности, - пообещал эксперт.
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта raexpert.ru
Диаграмма: Каков, на ваш взгляд, оптимальный способ повысить доступность качественного образования в регионах?
(Источник: рейтинговое агентство “РАЭКС-Аналитика” по результатам опроса участников VI Международного форума вузов “Глобальная конкурентоспособность”)
 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

С верой в драйверов. От вузов-участников Проекта 5-100 ждут притока исследователей.
Первый Глобальный саммит передовых научных исследований Times Higher Education (THE) “Трансформация в исследовательские площадки мирового уровня в области естественных наук” был организован рейтинговым агентством совместно с Национальным исследовательским технологическим университетом “МИСИС” (НИТУ “МИСИС”) и прошел на площадке этого вуза. /№ 46(2018)
Под знаменем эволюции. Модернизация оценки вузов не будет радикальной.
“Правовое обеспечение государственной регламентации образовательной деятельности: проблемы и пути решения” - парламентские слушания на такую тему организовал Комитет Госдумы по образованию и науке. О недостатках существующей системы лицензирования и аккредитации вузов и образовательных программ рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. /№ 46(2018)
Закаленные средой. Что влияет на конкурентоспособность молодых?
Вузы несут основную ответственность за формирование конкурентоспособности молодежи. Какие социально-культурные условия и социально-экономические факторы влияют на этот процесс, изучали ученые социологической лаборатории ТюмГУ. /№ 45(2018)

Новости


Х Всеарабский форум выпускников советских и российских вузов состоялся в Каире.



В подведомственных вузах Минобрнауки начато социологическое исследование, посвященное использованию информационных технологий в высшей школе.



Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев посетил совместный российско-вьетнамский Тропический научно-исследовательский центр (Тропцентр).



Председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев (депутат от партии «Единая Россия») предложил ввести в школах и вузах новый предмет - «антикоррупционное право», сообщает Агентство городских новостей «Москва».

Международный день студентов отмечался во всем мире 17 ноября. Впервые этот праздник был введен в 1946 году на Всемирном конгрессе студентов в Праге в память о чешских студентах-патриотах, выступивших против нацистов во время Второй мировой войны.

Право утверждения порядка и критериев аккредитационной экспертизы, а также результатов аккредитации нужно передать Национальному совету по вопросам государственной аккредитации образовательной деятельности, заявил президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий на заседании Правления РСР.

Онлайн-образование не сможет заменить классическую систему высшего образования в России, считает заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская. Такое мнение она высказала на состоявшейся дискуссии «Как должно в ближайшие годы измениться высшее образование», организованной научно-популярным проектом «Чердак: наука, технологии, будущее», который создан ТАСС при поддержке Министерства науки и высшего образования.

Конференции


22-23 ноября в здании Президиума Российской академии наук пройдет Открытая конференция ИСП РАН им. В.П. Иванникова, посвященная 70-летию российского ИТ-сектора. На ежегодной конференции ИСП РАН обсуждаются проекты и технологии, имеющие глобальное значение, это позволило ей стать одной из самых авторитетных в мире площадок, посвященных системному программированию.

Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-4 апреля 2019 года, Калининград, Балтийский федеральный университет

В Москве завершила работу VII Бакеевская конференция “Макромолекулярные нанообъекты и полимерные нанокомпозиты”

Текущие конкурсы


Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, выполняемых талантливой молодежью под руководством ведущего ученого (“Наставник”), проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с г. Севастополь

Региональный конкурс проектов междисциплинарных фундаментальных научных исследований

“Сколково” и “Химпром” продолжают искать проекты малотоннажной химии

До 29 октября 2018 года идёт прием заявок на участие в конкурсе на соискание премий Правительства Москвы молодым ученым, присуждаемых ежегодно с 2013 года.

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Фондом “Дом наук о человеке” Франции

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии