Официально


Госдума приняла в третьем, заключительном, чтении законопроект, расширяющий и уточняющий направления и цели деятельности, основные задачи и полномочия Российской академии наук, сообщает ТАСС.

Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал принять в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 87 ФЗ «Об образовании в РФ» и статью 19 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части предоставления духовным образовательным организациям права реализации дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки «за неисполнение предписаний в установленные сроки» запретила прием в Институт экономики и социального развития.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о внесении изменений в ФЗ «О Фонде перспективных исследований», предполагающий расширение полномочий фонда по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности.




Новости № 27-28(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест
















Массачусетский шифр. Россиянам открыли секреты подготовки инженеров в США.
Образование
№ 26(2012)

29.06.2012

Почему в США бакалавр, выйдя из стен колледжа, готов к работе на производстве, а в России до сих пор к нему относятся, как к “недоучившемуся” специалисту? Дело не только в давлении сложившегося мнения, но и в реальной степени готовности к самостоятельной деятельности, в компетенциях, с которыми дипломированные инженеры выходят из стен учебного заведения. А компетенции зависят от того, как человека учили. Модернизации российского бакалавриата в области техники и технологий на основе международных стандартов инженерного образования посвящен один из проектов Фонда “Сколково” - “Bachelor Engineering” (BEng-RU). Его координирует ТПУ - Томский политехнический университет (см. “Поиск” №17, 2012). В мае участники BEng-RU познакомились с американским опытом подготовки инженеров воочию - посетили три неординарных образовательных учреждения, где готовят будущих инженеров, в районе Бостона и приняли участие в двухдневном семинаре. Своими впечатлениями об этой поездке с корреспондентом “Поиска” поделились директор Центра международных образовательных программ ТПУ Олег БОЕВ и проректор по образовательной и международной деятельности ТПУ профессор Александр ЧУЧАЛИН (на снимке).


В российском перечне направлений и специальностей чуть более сотни позиций относятся к технике и технологиям. В рамках проекта, о котором пойдет речь, ставится задача модернизировать пять - по направлениям, которые Правительство РФ определило как основные для Сколково: это информационные технологии, энергетика, ядерная энергетика, биомедицина, аэрокосмические науки. Участвуют в этом проекте шесть российских университетов, все со статусом “национальный исследовательский”: ТПУ, Самарский аэрокосмический, ВШЭ, МИФИ, МИСиС, ИТМО, а также МФТИ. Основная задача первого этапа проекта BEng - проанализировать, как готовят инженеров по этим пяти направлениям в ведущих мировых университетах.
Международный семинар “Совершенствование программ бакалавриата в области техники и технологий” ТПУ проводил в Бостоне, в Массачусетском технологическом университете (MIT). Почему именно там? Во-первых, объясняет Олег Боев, потому, что между Сколково и MIT тесные связи, а во-вторых, этот университет был одним из инициаторов проекта CDIO. В консорциум вузов, который ставит своей целью сделать инженерное образование отвечающим самым современным требованиям, входит уже около полусотни университетов по всему миру. От России на тот момент входил только Томский политех (за время подготовки статьи присоединился Астраханский государственный университет). В самом названии CDIO зашифрована целая философия инженерного образования. Выпускники вузов должны быть готовы к комплексной инженерной деятельности, которая состоит из conceiving (стадия осмысления и планирования), designing (стадия проектирования), implementing (стадия производства), operating (стадия применения). Томский государственный политехнический университет в проекте CDIO готовит образовательные программы по трем направлениям: химическая технология, энергетика, машиностроение.
Кроме представителей вузов - участников BEng-RU на семинар приехали специалисты ведущих промышленных корпораций России: “Росатома”, STADA и других. Всего около 60 человек, 15 из которых - приглашенные российские и зарубежные эксперты, представители европейского и американского обществ инженерного образования, а также организаций из США, Канады, Европы, которые занимаются аккредитацией образовательных программ в этой области.
На первой секции обсуждали тенденции развития инженерного образования в мире, требования к компетенциям специалистов и программам. На второй свои взгляды на компетенции инженеров высказали представители аккредитационных организаций. Третья была посвящена взаимодействию университетов с промышленностью. Четвертая - инициативе CDIO и лучшим практикам в сфере подготовки инженеров. Цель этого мероприятия, по словам О.Боева, - донести до российских участников, как формируются компетенции выпускника и как их правильно сформулировать, какие требования предъявляют к ним работодатели и аккредитационные службы.
Немало времени было уделено знакомству участников семинара с работой подразделений MIT. Представители российских вузов ходили по лабораториям, работа которых связана с компьютерными науками, энергетикой, остальными “сколковскими” направлениями. И везде много внимания уделялось тому, как строятся образовательные программы.
Чем же отличается подготовка будущих инженеров в США от таковой в России? Что больше всего впечатлило россиян?
А.Чучалин отмечает, что в нашей стране учебные программы всегда содержали практическую часть - производственную практику. В США такого нет. Весь учебный процесс сосредоточен в университете. Формально. А неформально студенты участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Часто во время каникул. То есть это как бы необязательно. Как бы - потому, что на деле в эту деятельность вовлекаются практически все будущие инженеры. Никто никого не заставляет, молодые люди сами предлагают варианты тем своих исследований. Скажем, ребята родом из Бангладеш по собственной инициативе модернизировали велосипедную тележку рикши.
- На этом фоне особенно четко видится российская наша особенность: мы изобретаем, потом выходим с изобретением на рынок, и почему-то оно оказывается никому не нужным, - говорит проректор. - Дело ведь даже не в том, что студенты американского университета усовершенствовали конструкцию. А в том, что они, отдыхая дома на каникулах, заметили, что тележки часто выходят из строя, опросили рикш - что там неудобно, что чаще ломается, произвели измерения и в соответствии с полученными данными внесли изменения в ее конструкцию. Обобщая, можно сказать, что в США требования к профессиональным качествам инженера студенты изучают не в кабинетах, а в жизни. Их с первого курса готовят к тому, что работать они должны именно так. Не просто формулы писать. Это то, чего нам не хватает!
...Делегация российских преподавателей также побывала в Олин-колледже (Olin College). Это молодой (первый выпуск был в 2010 году) частный инженерный вуз, реализующий программы бакалавриата. В колледже всего 300 студентов. Но его программы занимали 6-е (Engineering) и 9-е (Electrical/Electronic/Communication) места в рейтинге лучших программ в США среди вузов, не предлагающих программы PhD. Колледж славится малым размером групп, финансовой поддержкой студентов и успехами применения проектно-ориентированного обучения.
- У нас часто говорят: да что можно со студента первого курса требовать? Да многое можно! - восклицает А.Чучалин. - Он должен понимать, над чем работает подразделение, постепенно втягиваться в процесс исследований, генерировать свои идеи. В Олин-колледже мы видели, что под один проект порой организуется несколько исследовательских групп. Студенты в каком-то смысле даже соревнуются между собой. Учатся выдвигать идеи, собирать для их разработки команду, в этой команде работать...
Мы в ТПУ давно убедились в том, что существует, как говорят в Одессе, две большие разницы - как готовят к инженерной деятельности за рубежом и в России. У нас студентов приобщают к научно-исследовательской работе где-то с третьего курса. А физику, математику, химию дают в первые годы обучения в вузе. И только потом они начинают эти знания использовать при проектировании реальных объектов. Теряем время...
А в США начинают учить инженерному делу, инженерному творчеству с первого курса. Студенты еще глубин фундаментальных наук не знают, но их уже приучают к будущей инженерной деятельности - и тем самым убивают двух зайцев. С одной стороны, чем раньше начать, тем быстрее они поймут, что их ждет. С другой - будут более мотивированы к изучению физики и математики. И знания будут укладываться туда, куда нужно, а не просто нагромождаться в голове, как торосы.
Было приятно убедиться, что мы идем правильным путем. В ТПУ со следующего учебного года для всех студентов станет обязательным предмет “Введение в инженерную деятельность”. На первом курсе (36 часов лекций) им будут рассказывать об ее особенностях и задачах. А дальше, на три семестра, пойдет “Творческий проект”. С третьего года обучения, как и раньше, начнется приобщение к НИРС.
Яркие впечатления, рассказывают мои собеседники, остались и от организации лабораторных работ в американских вузах. Университетские лаборатории буквально напичканы самым разнообразным, в том числе и очень сложным, оборудованием. Студенты делают работы самостоятельно. У нас сидят лаборанты, мастера, обязательно преподаватель следит за ходом занятия. Там же лаборатория открыта 24 часа в сутки, учащиеся приходят, когда им удобно - хоть в два часа ночи. И работают.
- А если что-то сломают? - не удерживаюсь я от вопроса.
- Вот! Наша логика! Или украдут, да? Мы тоже об этом спросили, - усмехается проректор. - И нам объяснили, что студенты проходят полный инструктаж. Один раз. Все расписываются, что его прослушали. После этого если со студентом что-нибудь случится, он сам виноват. И если он что-то сломает - тоже. Его обучили способам безопасной эксплуатации техники, и никто больше за ним не следит. Это же сразу воспитывает ответственность. К студенту относятся как к взрослому человеку. С первого курса. А мы за ручку ведем их до четвертого. И потом удивляемся: почему они выходят из вуза и ничего не умеют делать самостоятельно.
...Еще одно образовательное учреждение, с которым познакомились российские преподаватели, - Wellesley College, женский колледж свободных искусств, расположенный в городе Уэллсли (Массачусетс) в 12 милях к западу от Бостона. Он старинный - открыт в 1875 году, обучаются в нем около 2400 студенток. В группах - по 12-14 человек, отношение числа обучаемых к числу преподавателей - примерно девять к одному. Миссия вуза - “предоставить отличное образование в сфере свободных искусств женщинам, которые будут иметь влияние в мире”. В течение многих лет из колледжа Уэллсли женщин, добившихся значительных карьерных успехов, выходило больше, чем из какого-либо другого вуза. Там, в частности, учились Хиллари Клинтон и Мадлен Олбрайт. Образование в колледже в основном гуманитарное, но в последние годы начали давать и “инжиниринг” - вводный курс, для того чтобы тот, кто заинтересуется, мог записаться на более сложные курсы в колледжах, расположенных по соседству. Уэллсли-колледж тесно сотрудничает и предоставляет студенткам возможности совместных программ с Babson College, Olin College, MIT и Brandeis University. Такая практика существует уже давно.
И опять вырывается чисто российский вопрос: а как это регулируется финансово?
И звучит неожиданный для современного российского человека ответ: никак. Никто никому ничего не платит. В самом деле, какая разница преподавателю, сколько человек его слушает?
- Знаете, что еще сильно бросилось в глаза на этот раз? Что у нас “капитализм в квадрате” по сравнению с ними, - замечает А.Чучалин. - В России все стараются измерить деньгами. В бизнес-среде - ладно, там, где главная цель - извлечение прибыли, так и должно быть, но в вузах... В США мы от университетских работников ни разу не слышали о коммерческой ценности новых образовательных программ. Для чего они их разрабатывают? Чтобы решить проблемы человечества, чтобы людям легче жилось.
...Очередной семинар для участников проекта ТПУ планирует провести осенью в Москве. В нем примут участие вузовские преподаватели, которым предстоит проектировать новые образовательные программы по пяти “сколковским” направлениям.


Наталия БУЛГАКОВА
Фото с сайта http://beng-sk.tpu.ru


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Укротители Ниагары. Ректоры пытаются сдержать каток аккредитации.
Недавнее письмо ректоров ведущих университетов В.В Путину с предложением кардинально изменить систему государственной аккредитации вузов - “высказывание” в продолжение старой дискуссии. /№ 27-28(2018)
Проблема - в пробелах. Как оживить инновационную деятельность вузов?
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ) выступил с законотворческими инициативами по развитию инновационной и предпринимательской деятельности российских вузов. Об этом рассказал ректор ИРНИТУ Михаил Корняков, выступая на III Ректорском симпозиуме в Томске, где обсуждалась программа развития высшей школы. /№ 27-28(2018)
Когда критерий - практика. Почему востребованы выпускники УрГЭУ.
Важнейший показатель эффективности работы высшего учебного заведения - востребованность его выпускников. В Уральском государственном экономическом университете, недавно прошедшем государственную аккредитацию, этот показатель традиционно на высоте. /№ 26(2018)

Новости


Премьер-министр Дмитрий Медведев назначил бывшего руководителя госкорпорации «Роскосмос» Игоря Комарова заместителем министра науки и высшего образования, сообщает ТАСС.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки организовала работу горячей линии по вопросам приема в вузы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.



Российская академия наук откроет представительство Уральского отделения РАН в Харбине (Китай), сообщил журналистам президент РАН Александр Сергеев. По его словам, договоренности об этом были достигнуты в ходе рабочих встреч с китайскими партнерами в июне.



Члены Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК) договорились о сотрудничестве в организации студенческих стажировок с одной из крупнейших китайских компаний в сфере телекоммуникаций - Huawei. Соглашение об этом было подписано в рамках четвертого саммита АТУРК, который открылся в Екатеринбурге.



Минпросвещения провело опрос, который свидетельствуют о том, что более 30% выпускников школ выбирают для дальнейшего обучения в вузах математические и инженерные направления, сообщает ТАСС.



Министры и заместители министров высшего образования и науки стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), собравшиеся в Кейптауне, приняли декларацию об укреплении сотрудничества в сфере образования, сообщает ТАСС. Встреча стала уже шестой по счету, проведенной в таком формате.



Представители академической науки в Иркутске решили объединиться, чтобы отстаивать свою позицию в Министерстве науки и высшего образования и восстановить утраченные в результате реформы связи между научными институтами, сообщает агентство «Интерфакс-Сибирь».



Конференции


II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Текущие конкурсы


Конкурс на лучшие научные проекты, выполняемые молодыми учеными под руководством кандидатов и докторов наук в научных организациях Российской Федерации (“Мобильность”)

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований

Конкурс на лучшие проекты, выполняемые молодыми учеными (Эврика! Идея)

Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии