Официально


На сайте Федерального агентства научных организаций опубликован августовский приказ об утверждении Положения о кадровом резерве ФАНО. С текстом документа можно ознакомиться по ссылке.



На базе Всероссийского НИИ мясной промышленности им. В.М.Горбатова создан Федеральный научный центр. Для этого к научно-исследовательскому институту присоединено восемь научных организаций.

На сайте Минобрнауки опубликованы рекомендации министерства по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях. Документ доступен по ссылке.

Минобрнауки утвердило состав Координационного совета по вопросам повышения эффективности формирования у детей и молодежи устойчивости к антиобщественным проявлениям. Внесены также изменения в приказ об организации работы в министерстве «по обеспечению условий для формирования у детей и молодежи гражданской позиции, стойкого неприятия идей экстремистской и террористической направленности».




Новости № 37(2017)

Регионы


В Санкт-Петербургском госуниверситете открылась кафедра теории и практики антимонопольного регулирования. Прибывший на церемонию руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев принял предложение ректора Николая Кропачева стать профессором вуза и возглавить совет профильной образовательной программы.

Технико-внедренческий парк “Технопарк Русский” открыт в Дальневосточном федеральном университете во время проходившего во Владивостоке III Восточного экономического форума. Вместе с ДВФУ в создании новой структуры участвовал Фонд “Сколково”.

Официально начал свою работу венчурный фонд, созданный Томским госуниверситетом и Фондом посевных инвестиций РВК. Его размер - 33,3 миллиона рублей, доли ФПИ РВК и ТГУ - 75 и 25%.

СНГ


В Белоруссии подвели первые итоги вступительной кампании: больше половины абитуриентов стали студентами высших учебных заведений республики. Из более чем 92 тысяч человек, которые зарегистрировались для прохождения централизованного тестирования, 53,5 тысячи получили студенческий билет.

Приемная кампания в молдавские вузы обернулась в этом году скандалом. Совет ректоров обвинил Молдавский госуниверситет в недобросовестной конкуренции и “переманивании студентов”. Поводом для этого стало решение вуза освободить от платы за обучение более 370 студентов-первокурсников, зачисленных по контракту.

Приемная кампания этого года в Армении отличилась тем, что даже в главном вузе страны - Ереванском госуниверситете - впервые остались вакантные места по специальностям “Экономика” и “Армянский язык и литература”. При этом невостребованными в вузах страны остались примерно половина платных мест.

Интердайджест


Вещество, утрачиваемое головным мозгом при болезни Паркинсона, само вызывает гибель производящих его клеток. Открытие сделано на культуре нейронов пациентов. Об этом сообщает Science News.

Гены, связанные с болезнью Альцгеймера и курением, указали на продолжающуюся эволюцию человека. С подробностями - The Scientist.

Генетики раскритиковали статью, в которой пионер геномики Крейг Вентер заявил о возможности предсказания черт лица человека по его ДНК. Подробности - в Nature News.


В правительственных кругах в последние дни был поднят вопрос, не следует ли Временному правительству ввиду происшедших на фронте событий переехать в Москву. Предложение, однако, не встречает сочувствия в правительственных кругах, ибо переезд Временного правительства в Москву мог бы вызвать среди населения Петрограда панику, в то время как нет никаких оснований для этого, так как, по мнению верховного командования и других авторитетных военных кругов, Петрограду, по крайней мере, до весны не грозит непосредственной опасности.


















Массачусетский шифр. Россиянам открыли секреты подготовки инженеров в США.
Образование
№ 26(2012)

29.06.2012

Почему в США бакалавр, выйдя из стен колледжа, готов к работе на производстве, а в России до сих пор к нему относятся, как к “недоучившемуся” специалисту? Дело не только в давлении сложившегося мнения, но и в реальной степени готовности к самостоятельной деятельности, в компетенциях, с которыми дипломированные инженеры выходят из стен учебного заведения. А компетенции зависят от того, как человека учили. Модернизации российского бакалавриата в области техники и технологий на основе международных стандартов инженерного образования посвящен один из проектов Фонда “Сколково” - “Bachelor Engineering” (BEng-RU). Его координирует ТПУ - Томский политехнический университет (см. “Поиск” №17, 2012). В мае участники BEng-RU познакомились с американским опытом подготовки инженеров воочию - посетили три неординарных образовательных учреждения, где готовят будущих инженеров, в районе Бостона и приняли участие в двухдневном семинаре. Своими впечатлениями об этой поездке с корреспондентом “Поиска” поделились директор Центра международных образовательных программ ТПУ Олег БОЕВ и проректор по образовательной и международной деятельности ТПУ профессор Александр ЧУЧАЛИН (на снимке).


В российском перечне направлений и специальностей чуть более сотни позиций относятся к технике и технологиям. В рамках проекта, о котором пойдет речь, ставится задача модернизировать пять - по направлениям, которые Правительство РФ определило как основные для Сколково: это информационные технологии, энергетика, ядерная энергетика, биомедицина, аэрокосмические науки. Участвуют в этом проекте шесть российских университетов, все со статусом “национальный исследовательский”: ТПУ, Самарский аэрокосмический, ВШЭ, МИФИ, МИСиС, ИТМО, а также МФТИ. Основная задача первого этапа проекта BEng - проанализировать, как готовят инженеров по этим пяти направлениям в ведущих мировых университетах.
Международный семинар “Совершенствование программ бакалавриата в области техники и технологий” ТПУ проводил в Бостоне, в Массачусетском технологическом университете (MIT). Почему именно там? Во-первых, объясняет Олег Боев, потому, что между Сколково и MIT тесные связи, а во-вторых, этот университет был одним из инициаторов проекта CDIO. В консорциум вузов, который ставит своей целью сделать инженерное образование отвечающим самым современным требованиям, входит уже около полусотни университетов по всему миру. От России на тот момент входил только Томский политех (за время подготовки статьи присоединился Астраханский государственный университет). В самом названии CDIO зашифрована целая философия инженерного образования. Выпускники вузов должны быть готовы к комплексной инженерной деятельности, которая состоит из conceiving (стадия осмысления и планирования), designing (стадия проектирования), implementing (стадия производства), operating (стадия применения). Томский государственный политехнический университет в проекте CDIO готовит образовательные программы по трем направлениям: химическая технология, энергетика, машиностроение.
Кроме представителей вузов - участников BEng-RU на семинар приехали специалисты ведущих промышленных корпораций России: “Росатома”, STADA и других. Всего около 60 человек, 15 из которых - приглашенные российские и зарубежные эксперты, представители европейского и американского обществ инженерного образования, а также организаций из США, Канады, Европы, которые занимаются аккредитацией образовательных программ в этой области.
На первой секции обсуждали тенденции развития инженерного образования в мире, требования к компетенциям специалистов и программам. На второй свои взгляды на компетенции инженеров высказали представители аккредитационных организаций. Третья была посвящена взаимодействию университетов с промышленностью. Четвертая - инициативе CDIO и лучшим практикам в сфере подготовки инженеров. Цель этого мероприятия, по словам О.Боева, - донести до российских участников, как формируются компетенции выпускника и как их правильно сформулировать, какие требования предъявляют к ним работодатели и аккредитационные службы.
Немало времени было уделено знакомству участников семинара с работой подразделений MIT. Представители российских вузов ходили по лабораториям, работа которых связана с компьютерными науками, энергетикой, остальными “сколковскими” направлениями. И везде много внимания уделялось тому, как строятся образовательные программы.
Чем же отличается подготовка будущих инженеров в США от таковой в России? Что больше всего впечатлило россиян?
А.Чучалин отмечает, что в нашей стране учебные программы всегда содержали практическую часть - производственную практику. В США такого нет. Весь учебный процесс сосредоточен в университете. Формально. А неформально студенты участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Часто во время каникул. То есть это как бы необязательно. Как бы - потому, что на деле в эту деятельность вовлекаются практически все будущие инженеры. Никто никого не заставляет, молодые люди сами предлагают варианты тем своих исследований. Скажем, ребята родом из Бангладеш по собственной инициативе модернизировали велосипедную тележку рикши.
- На этом фоне особенно четко видится российская наша особенность: мы изобретаем, потом выходим с изобретением на рынок, и почему-то оно оказывается никому не нужным, - говорит проректор. - Дело ведь даже не в том, что студенты американского университета усовершенствовали конструкцию. А в том, что они, отдыхая дома на каникулах, заметили, что тележки часто выходят из строя, опросили рикш - что там неудобно, что чаще ломается, произвели измерения и в соответствии с полученными данными внесли изменения в ее конструкцию. Обобщая, можно сказать, что в США требования к профессиональным качествам инженера студенты изучают не в кабинетах, а в жизни. Их с первого курса готовят к тому, что работать они должны именно так. Не просто формулы писать. Это то, чего нам не хватает!
...Делегация российских преподавателей также побывала в Олин-колледже (Olin College). Это молодой (первый выпуск был в 2010 году) частный инженерный вуз, реализующий программы бакалавриата. В колледже всего 300 студентов. Но его программы занимали 6-е (Engineering) и 9-е (Electrical/Electronic/Communication) места в рейтинге лучших программ в США среди вузов, не предлагающих программы PhD. Колледж славится малым размером групп, финансовой поддержкой студентов и успехами применения проектно-ориентированного обучения.
- У нас часто говорят: да что можно со студента первого курса требовать? Да многое можно! - восклицает А.Чучалин. - Он должен понимать, над чем работает подразделение, постепенно втягиваться в процесс исследований, генерировать свои идеи. В Олин-колледже мы видели, что под один проект порой организуется несколько исследовательских групп. Студенты в каком-то смысле даже соревнуются между собой. Учатся выдвигать идеи, собирать для их разработки команду, в этой команде работать...
Мы в ТПУ давно убедились в том, что существует, как говорят в Одессе, две большие разницы - как готовят к инженерной деятельности за рубежом и в России. У нас студентов приобщают к научно-исследовательской работе где-то с третьего курса. А физику, математику, химию дают в первые годы обучения в вузе. И только потом они начинают эти знания использовать при проектировании реальных объектов. Теряем время...
А в США начинают учить инженерному делу, инженерному творчеству с первого курса. Студенты еще глубин фундаментальных наук не знают, но их уже приучают к будущей инженерной деятельности - и тем самым убивают двух зайцев. С одной стороны, чем раньше начать, тем быстрее они поймут, что их ждет. С другой - будут более мотивированы к изучению физики и математики. И знания будут укладываться туда, куда нужно, а не просто нагромождаться в голове, как торосы.
Было приятно убедиться, что мы идем правильным путем. В ТПУ со следующего учебного года для всех студентов станет обязательным предмет “Введение в инженерную деятельность”. На первом курсе (36 часов лекций) им будут рассказывать об ее особенностях и задачах. А дальше, на три семестра, пойдет “Творческий проект”. С третьего года обучения, как и раньше, начнется приобщение к НИРС.
Яркие впечатления, рассказывают мои собеседники, остались и от организации лабораторных работ в американских вузах. Университетские лаборатории буквально напичканы самым разнообразным, в том числе и очень сложным, оборудованием. Студенты делают работы самостоятельно. У нас сидят лаборанты, мастера, обязательно преподаватель следит за ходом занятия. Там же лаборатория открыта 24 часа в сутки, учащиеся приходят, когда им удобно - хоть в два часа ночи. И работают.
- А если что-то сломают? - не удерживаюсь я от вопроса.
- Вот! Наша логика! Или украдут, да? Мы тоже об этом спросили, - усмехается проректор. - И нам объяснили, что студенты проходят полный инструктаж. Один раз. Все расписываются, что его прослушали. После этого если со студентом что-нибудь случится, он сам виноват. И если он что-то сломает - тоже. Его обучили способам безопасной эксплуатации техники, и никто больше за ним не следит. Это же сразу воспитывает ответственность. К студенту относятся как к взрослому человеку. С первого курса. А мы за ручку ведем их до четвертого. И потом удивляемся: почему они выходят из вуза и ничего не умеют делать самостоятельно.
...Еще одно образовательное учреждение, с которым познакомились российские преподаватели, - Wellesley College, женский колледж свободных искусств, расположенный в городе Уэллсли (Массачусетс) в 12 милях к западу от Бостона. Он старинный - открыт в 1875 году, обучаются в нем около 2400 студенток. В группах - по 12-14 человек, отношение числа обучаемых к числу преподавателей - примерно девять к одному. Миссия вуза - “предоставить отличное образование в сфере свободных искусств женщинам, которые будут иметь влияние в мире”. В течение многих лет из колледжа Уэллсли женщин, добившихся значительных карьерных успехов, выходило больше, чем из какого-либо другого вуза. Там, в частности, учились Хиллари Клинтон и Мадлен Олбрайт. Образование в колледже в основном гуманитарное, но в последние годы начали давать и “инжиниринг” - вводный курс, для того чтобы тот, кто заинтересуется, мог записаться на более сложные курсы в колледжах, расположенных по соседству. Уэллсли-колледж тесно сотрудничает и предоставляет студенткам возможности совместных программ с Babson College, Olin College, MIT и Brandeis University. Такая практика существует уже давно.
И опять вырывается чисто российский вопрос: а как это регулируется финансово?
И звучит неожиданный для современного российского человека ответ: никак. Никто никому ничего не платит. В самом деле, какая разница преподавателю, сколько человек его слушает?
- Знаете, что еще сильно бросилось в глаза на этот раз? Что у нас “капитализм в квадрате” по сравнению с ними, - замечает А.Чучалин. - В России все стараются измерить деньгами. В бизнес-среде - ладно, там, где главная цель - извлечение прибыли, так и должно быть, но в вузах... В США мы от университетских работников ни разу не слышали о коммерческой ценности новых образовательных программ. Для чего они их разрабатывают? Чтобы решить проблемы человечества, чтобы людям легче жилось.
...Очередной семинар для участников проекта ТПУ планирует провести осенью в Москве. В нем примут участие вузовские преподаватели, которым предстоит проектировать новые образовательные программы по пяти “сколковским” направлениям.


Наталия БУЛГАКОВА
Фото с сайта http://beng-sk.tpu.ru


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Дорога из школы. Где лучше всего готовят к вузу?
К началу нового учебного года рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) обнародовало третий ежегодный рейтинг 200 лучших школ России. Он составляется для того, чтобы определить, какие средние учебные заведения готовят наибольшее количество студентов для лучших вузов России - университетов из топ-20 рейтинга RAEX. /№ 37(2017)
На грани рисков. Вузам напомнили о статусных обременениях.
Недавно НФПК и Благотворительный фонд В.Потанина при поддержке Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ провели семинар-практикум “Репутационный менеджмент вуза и региона: правила игры”, нацеленный на распространение лучших практик управления репутацией, продвижения имиджа и формирования бренда среди российских университетов. /№ 37(2017)
Без буквы нет цифры. Компьютерная грамотность начинается с азбуки.
С наступлением каждого нового учебного года весь мир отмечает Международный день грамотности. В этот раз темой международной конференции в штаб-квартире ЮНЕСКО, приуроченной к празднику, стала “Грамотность в мире цифровых технологий”. /№ 37(2017)

Новости


Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов ушел со своего поста. Как сообщил «Коммерсанту» пресс-секретарь главы Минобрнауки Андрей Емельянов, замминистра уволился «в связи с переходом на новое место работы».



Нормативно-правовое обеспечение прикладной науки стало темой совместного заседания Комитета Лиги содействия оборонным предприятиям и Союза машиностроителей России. В мероприятии приняли участие представители органов власти, ведущих предприятий, научных и общественных организаций.



Президиум Сибирского отделения РАН обсудил кандидатуры на посты председателей РАН и СО РАН.



Техническая возможность наладить информирование о баллах ЕГЭ через портал госуслуг существует, сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.

На заседании Ведомственной комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО и выполняющих НИОКТР гражданского назначения, представлен отчет о ходе проведения внеочередной оценки.

В Южном федеральном университете прошло заседание рабочей группы Совета Федерации по вопросам студенческого спорта и физической культуры в образовательных организациях.

Объем рынка российского образования в 2016 году составил 1,8 трлн рублей. На онлайн-технологии приходится 1,1% (20,7 млрд рублей), и за ближайшие пять лет этот показатель должен увеличиться до 2,6%, или 53,3 млрд рублей.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию начинает прием документов на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2017 год.

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации объявляет конкурсы 2018 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и молодых российских ученых - докторов наук. Организатором конкурсов является Минобрнауки России.

Вакансии


15.09.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

15.09.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук и Южное отделение ИО РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

11.08.2017
Южный научный центр РАН (Ростов-на-Дону) приглашает на работу ихтиолога (кандидата / доктора наук), имеющего высокий индекс цитирования по РИНЦ и WoS, стабильную публикационную активность в рейтинговых отечественных и зарубежных журналах.





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии