Официально


Приказами Минобрнауки ликвидированы филиалы Российского университета дружбы народов в городах Ессентуки и Пермь, филиалы Южно-Уральского госуниверситета в Аше, Кыштыме, Озерске, Снежинске и Усть-Катаве, а также филиал Ивановского государственного политехнического университета в городе Кинешме Ивановской области.



Распоряжением Правительства РФ обязанности полномочного представителя Правительства РФ в Комитете полномочных представителей правительств государств-членов Объединенного института ядерных исследований возложены на заместителя министра образования и науки Григория Трубникова. Алексей Лопатин, занимавший эту должность прежде, освобожден от обязанностей.



В Иркутске состоялось расширенное совещание по имущественным вопросам. Участие в нем приняли представители ФАНО, Росимущества, Росреестра, органов прокуратуры, администрации Иркутской области и Республики Бурятии, руководство двух десятков подведомственных ФАНО организаций.






Новости № 12(2017)

Регионы


Команда Дальневосточного федерального университета и Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН выиграла открытый Чемпионат Азии по подводной робототехнике Singapore AUV Challenge.

В Ивановском государственном энергетическом университете появилась лаборатория “Региональный центр технологий ООО “Мицубиси Электрик (РУС)”. Ее открыли ректор ИГЭУ Сергей Тарарыкин и гендиректор ООО “Мицубиси Электрик (РУС)” Фурута Хироси.

Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова наращивает связи с компаниями - лидерами рынка. Очередной проект вуз реализовал с известным брендом электроники Lenovo и одним из главных производителей компьютерных компонентов Intel.

СНГ


Интердайджест


Первые генетически модифицированные муравьи указали направление эволюции общественных насекомых. С подробностями - Sciencemag.org.

Британский регулирующий орган выдал первую лицензию на создание ребенка от трех родителей - широко обсуждаемый метод искусственного оплодотворения должен избавить будущих детей от наследственных митохондриальных заболеваний. Об этом сообщает Sciencemag.org.

Сокращение бюджета американского аэрокосмического агентства отменило рассмотрение идеи посадочного модуля на спутник Юпитера Европу и план запуска миссии по доставке куска астероида на орбиту Луны. С подробностями - The Verge.


Американская печать приветствует признание правительством Северо-Американских Соединенных Штатов нового русского правительства.




















Массачусетский шифр. Россиянам открыли секреты подготовки инженеров в США.
Образование
№ 26(2012)

29.06.2012

Почему в США бакалавр, выйдя из стен колледжа, готов к работе на производстве, а в России до сих пор к нему относятся, как к “недоучившемуся” специалисту? Дело не только в давлении сложившегося мнения, но и в реальной степени готовности к самостоятельной деятельности, в компетенциях, с которыми дипломированные инженеры выходят из стен учебного заведения. А компетенции зависят от того, как человека учили. Модернизации российского бакалавриата в области техники и технологий на основе международных стандартов инженерного образования посвящен один из проектов Фонда “Сколково” - “Bachelor Engineering” (BEng-RU). Его координирует ТПУ - Томский политехнический университет (см. “Поиск” №17, 2012). В мае участники BEng-RU познакомились с американским опытом подготовки инженеров воочию - посетили три неординарных образовательных учреждения, где готовят будущих инженеров, в районе Бостона и приняли участие в двухдневном семинаре. Своими впечатлениями об этой поездке с корреспондентом “Поиска” поделились директор Центра международных образовательных программ ТПУ Олег БОЕВ и проректор по образовательной и международной деятельности ТПУ профессор Александр ЧУЧАЛИН (на снимке).


В российском перечне направлений и специальностей чуть более сотни позиций относятся к технике и технологиям. В рамках проекта, о котором пойдет речь, ставится задача модернизировать пять - по направлениям, которые Правительство РФ определило как основные для Сколково: это информационные технологии, энергетика, ядерная энергетика, биомедицина, аэрокосмические науки. Участвуют в этом проекте шесть российских университетов, все со статусом “национальный исследовательский”: ТПУ, Самарский аэрокосмический, ВШЭ, МИФИ, МИСиС, ИТМО, а также МФТИ. Основная задача первого этапа проекта BEng - проанализировать, как готовят инженеров по этим пяти направлениям в ведущих мировых университетах.
Международный семинар “Совершенствование программ бакалавриата в области техники и технологий” ТПУ проводил в Бостоне, в Массачусетском технологическом университете (MIT). Почему именно там? Во-первых, объясняет Олег Боев, потому, что между Сколково и MIT тесные связи, а во-вторых, этот университет был одним из инициаторов проекта CDIO. В консорциум вузов, который ставит своей целью сделать инженерное образование отвечающим самым современным требованиям, входит уже около полусотни университетов по всему миру. От России на тот момент входил только Томский политех (за время подготовки статьи присоединился Астраханский государственный университет). В самом названии CDIO зашифрована целая философия инженерного образования. Выпускники вузов должны быть готовы к комплексной инженерной деятельности, которая состоит из conceiving (стадия осмысления и планирования), designing (стадия проектирования), implementing (стадия производства), operating (стадия применения). Томский государственный политехнический университет в проекте CDIO готовит образовательные программы по трем направлениям: химическая технология, энергетика, машиностроение.
Кроме представителей вузов - участников BEng-RU на семинар приехали специалисты ведущих промышленных корпораций России: “Росатома”, STADA и других. Всего около 60 человек, 15 из которых - приглашенные российские и зарубежные эксперты, представители европейского и американского обществ инженерного образования, а также организаций из США, Канады, Европы, которые занимаются аккредитацией образовательных программ в этой области.
На первой секции обсуждали тенденции развития инженерного образования в мире, требования к компетенциям специалистов и программам. На второй свои взгляды на компетенции инженеров высказали представители аккредитационных организаций. Третья была посвящена взаимодействию университетов с промышленностью. Четвертая - инициативе CDIO и лучшим практикам в сфере подготовки инженеров. Цель этого мероприятия, по словам О.Боева, - донести до российских участников, как формируются компетенции выпускника и как их правильно сформулировать, какие требования предъявляют к ним работодатели и аккредитационные службы.
Немало времени было уделено знакомству участников семинара с работой подразделений MIT. Представители российских вузов ходили по лабораториям, работа которых связана с компьютерными науками, энергетикой, остальными “сколковскими” направлениями. И везде много внимания уделялось тому, как строятся образовательные программы.
Чем же отличается подготовка будущих инженеров в США от таковой в России? Что больше всего впечатлило россиян?
А.Чучалин отмечает, что в нашей стране учебные программы всегда содержали практическую часть - производственную практику. В США такого нет. Весь учебный процесс сосредоточен в университете. Формально. А неформально студенты участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Часто во время каникул. То есть это как бы необязательно. Как бы - потому, что на деле в эту деятельность вовлекаются практически все будущие инженеры. Никто никого не заставляет, молодые люди сами предлагают варианты тем своих исследований. Скажем, ребята родом из Бангладеш по собственной инициативе модернизировали велосипедную тележку рикши.
- На этом фоне особенно четко видится российская наша особенность: мы изобретаем, потом выходим с изобретением на рынок, и почему-то оно оказывается никому не нужным, - говорит проректор. - Дело ведь даже не в том, что студенты американского университета усовершенствовали конструкцию. А в том, что они, отдыхая дома на каникулах, заметили, что тележки часто выходят из строя, опросили рикш - что там неудобно, что чаще ломается, произвели измерения и в соответствии с полученными данными внесли изменения в ее конструкцию. Обобщая, можно сказать, что в США требования к профессиональным качествам инженера студенты изучают не в кабинетах, а в жизни. Их с первого курса готовят к тому, что работать они должны именно так. Не просто формулы писать. Это то, чего нам не хватает!
...Делегация российских преподавателей также побывала в Олин-колледже (Olin College). Это молодой (первый выпуск был в 2010 году) частный инженерный вуз, реализующий программы бакалавриата. В колледже всего 300 студентов. Но его программы занимали 6-е (Engineering) и 9-е (Electrical/Electronic/Communication) места в рейтинге лучших программ в США среди вузов, не предлагающих программы PhD. Колледж славится малым размером групп, финансовой поддержкой студентов и успехами применения проектно-ориентированного обучения.
- У нас часто говорят: да что можно со студента первого курса требовать? Да многое можно! - восклицает А.Чучалин. - Он должен понимать, над чем работает подразделение, постепенно втягиваться в процесс исследований, генерировать свои идеи. В Олин-колледже мы видели, что под один проект порой организуется несколько исследовательских групп. Студенты в каком-то смысле даже соревнуются между собой. Учатся выдвигать идеи, собирать для их разработки команду, в этой команде работать...
Мы в ТПУ давно убедились в том, что существует, как говорят в Одессе, две большие разницы - как готовят к инженерной деятельности за рубежом и в России. У нас студентов приобщают к научно-исследовательской работе где-то с третьего курса. А физику, математику, химию дают в первые годы обучения в вузе. И только потом они начинают эти знания использовать при проектировании реальных объектов. Теряем время...
А в США начинают учить инженерному делу, инженерному творчеству с первого курса. Студенты еще глубин фундаментальных наук не знают, но их уже приучают к будущей инженерной деятельности - и тем самым убивают двух зайцев. С одной стороны, чем раньше начать, тем быстрее они поймут, что их ждет. С другой - будут более мотивированы к изучению физики и математики. И знания будут укладываться туда, куда нужно, а не просто нагромождаться в голове, как торосы.
Было приятно убедиться, что мы идем правильным путем. В ТПУ со следующего учебного года для всех студентов станет обязательным предмет “Введение в инженерную деятельность”. На первом курсе (36 часов лекций) им будут рассказывать об ее особенностях и задачах. А дальше, на три семестра, пойдет “Творческий проект”. С третьего года обучения, как и раньше, начнется приобщение к НИРС.
Яркие впечатления, рассказывают мои собеседники, остались и от организации лабораторных работ в американских вузах. Университетские лаборатории буквально напичканы самым разнообразным, в том числе и очень сложным, оборудованием. Студенты делают работы самостоятельно. У нас сидят лаборанты, мастера, обязательно преподаватель следит за ходом занятия. Там же лаборатория открыта 24 часа в сутки, учащиеся приходят, когда им удобно - хоть в два часа ночи. И работают.
- А если что-то сломают? - не удерживаюсь я от вопроса.
- Вот! Наша логика! Или украдут, да? Мы тоже об этом спросили, - усмехается проректор. - И нам объяснили, что студенты проходят полный инструктаж. Один раз. Все расписываются, что его прослушали. После этого если со студентом что-нибудь случится, он сам виноват. И если он что-то сломает - тоже. Его обучили способам безопасной эксплуатации техники, и никто больше за ним не следит. Это же сразу воспитывает ответственность. К студенту относятся как к взрослому человеку. С первого курса. А мы за ручку ведем их до четвертого. И потом удивляемся: почему они выходят из вуза и ничего не умеют делать самостоятельно.
...Еще одно образовательное учреждение, с которым познакомились российские преподаватели, - Wellesley College, женский колледж свободных искусств, расположенный в городе Уэллсли (Массачусетс) в 12 милях к западу от Бостона. Он старинный - открыт в 1875 году, обучаются в нем около 2400 студенток. В группах - по 12-14 человек, отношение числа обучаемых к числу преподавателей - примерно девять к одному. Миссия вуза - “предоставить отличное образование в сфере свободных искусств женщинам, которые будут иметь влияние в мире”. В течение многих лет из колледжа Уэллсли женщин, добившихся значительных карьерных успехов, выходило больше, чем из какого-либо другого вуза. Там, в частности, учились Хиллари Клинтон и Мадлен Олбрайт. Образование в колледже в основном гуманитарное, но в последние годы начали давать и “инжиниринг” - вводный курс, для того чтобы тот, кто заинтересуется, мог записаться на более сложные курсы в колледжах, расположенных по соседству. Уэллсли-колледж тесно сотрудничает и предоставляет студенткам возможности совместных программ с Babson College, Olin College, MIT и Brandeis University. Такая практика существует уже давно.
И опять вырывается чисто российский вопрос: а как это регулируется финансово?
И звучит неожиданный для современного российского человека ответ: никак. Никто никому ничего не платит. В самом деле, какая разница преподавателю, сколько человек его слушает?
- Знаете, что еще сильно бросилось в глаза на этот раз? Что у нас “капитализм в квадрате” по сравнению с ними, - замечает А.Чучалин. - В России все стараются измерить деньгами. В бизнес-среде - ладно, там, где главная цель - извлечение прибыли, так и должно быть, но в вузах... В США мы от университетских работников ни разу не слышали о коммерческой ценности новых образовательных программ. Для чего они их разрабатывают? Чтобы решить проблемы человечества, чтобы людям легче жилось.
...Очередной семинар для участников проекта ТПУ планирует провести осенью в Москве. В нем примут участие вузовские преподаватели, которым предстоит проектировать новые образовательные программы по пяти “сколковским” направлениям.


Наталия БУЛГАКОВА
Фото с сайта http://beng-sk.tpu.ru


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Спасибо конкуренции! Проект 5-100 впечатлил экспертов.
На очередном заседании Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров, состоявшемся недавно в Москве, вузы-участники отчитались о достигнутом. Вели заседание председатель Совета вице-премьер Ольга Голодец и заместитель председателя Ольга Васильева, министр образования и науки РФ. В перерыве эксперты - члены Совета поделились с журналистами своим мнением о ходе Проекта 5-100. /№ 12(2017)
Прогрессом по агрессии. От информационных угроз защитит всеобщая медиаграмотность.
Российские эксперты в сфере медиаобразования с 2007 года проводят конференции, посвященные изучению влияния СМИ на человека. Продолжил эту традицию состоявшийся недавно в Москве международный форум “Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению”. Одной из ключевых его тем стала проблема негативного воздействия информационных потоков на формирование личности. /№ 12(2017)
Советы ответственным. Минобрнауки поможет ректорам в распоряжении финансами.
“Поэтапное решение всех задач “дорожной карты” по увеличению зарплаты преподавателей - фундаментальная основа стабилизации экономики каждого вуза”, - заявила глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева, открывая семинар-совещание, посвященный повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций. Мероприятие состоялось на площадке Российского университета дружбы народов, где собрались порядка 800 ректоров и руководителей финансовых служб университетов, а также представителей различных министерств. /№ 11(2017)

Новости


ФАНО напоминает, что продолжается очередная декларационная кампания по представлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральными государственными гражданскими служащими ФАНО и его территориальных органов, а также работниками подведомственных организаций за отчетный 2016 год.



С 12 по 15 апреля 2017 года на ВДНХ в четвертый раз пройдет Московский международный салон образования (ММСО), организованный Минобрнауки. Темой салона в этом году будет «Новая экосистема образования».



Мэр Москвы Сергей Собянин передал ректору МГУ им. М.В.Ломоносова Виктору Садовничему проекты благоустройства находящейся рядом с университетом территории. Об этом глава города сообщил в своем микроблоге в Twitter.



Программа «Глобальное образование» продлена до 2025 года взамен установленного ранее 2016 года, сообщает пресс-служба Минобрнауки. Также увеличена квота на трудоустройство в Москве и Санкт-Петербурге участников программы - до 25% от общего числа.



Меры контроля в ходе проведения ЕГЭ позволили выявить нарушителей на первых досрочных экзаменах 2017 года. Как сообщает сайт Рособрнадзора, участники ЕГЭ по географии и информатике в четырех регионах РФ были удалены из аудиторий 23 марта, так как имели при себе мобильные телефоны.



Конференции


Международная конференция “Modern Trends in Dendrimer Chemistry and Applications” предоставляет уникальную возможность узнать о новых разработках как в России, так и за рубежом в области синтеза и применения дендримеров. Конференция будет проходить в Москве, с 1 по 4 октября 2017 года, на базе ИНЭОС РАН.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Конкурсы проектов фундаментальных научных исследований, проводимые федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с Министерством культуры, образования, науки и спорта Монголии.

Российский научный фонд начал прием заявок по первым трем конкурсам Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими, в том числе молодыми, учеными, которая была разработана в соответствии с поручением главы государства. Научные исследования в рамках этой программы должны быть направлены на решение конкретных задач по приоритетным направлениям, обозначенным в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

О конкурсе на соискание золотой медали имени Е.М.Примакова, проводимом Российской академией наук в 2017 году Российская академия наук объявляет конкурс на соискание золотой медали имени Е.М.Примакова, присуждаемой отечественным ученым за выдающиеся научные достижения в области мировой экономики и международных отношений.

Конкурс 2018 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с Министерством по науке и технологиям Тайваня.

Фонд развития теоретической физики “БАЗИС” объявляет прием заявок в рамках Программы индивидуальных грантов - 2017 для поддержки ведущих ученых и талантливых молодых исследователей, проводящих теоретические исследования в области фундаментальной физики.

Вакансии


17.03.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

17.03.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный центр волоконной оптики Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

17.02.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии