Официально


Кабинету министров вместе с Президиумом Совета при Президенте РФ по науке и образованию поручено к концу ноября разработать и утвердить меры по созданию и эксплуатации уникальной научной установки класса мегасайенс на острове Русский.

Заместителем министра просвещения РФ назначен Андрей Николаев. Распоряжение об этом подписал премьер Дмитрий Медведев.

Рособрнадзор запретил прием в Вятский государственный университет. Санкция применена за «неисполнение предписания в установленный срок».

Два опорных селекционно-семеноводческих центра в области сахарной свеклы будут созданы на базе ВНИИ сахарной свеклы и сахара им. А.Л.Мазлумова (Воронежская область) и Первомайской селекционно-опытной станции сахарной свеклы (Краснодарский край). Такое решение одобрил Межведомственный совет при Министерстве науки и высшего образования по вопросам, связанным с реализацией подпрограммы «Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ».




Новости № 41(2018)

Регионы


Первый МГМУ им. И.М.Сеченова открыл новое направление подготовки - “Промышленная фармация”. Вуз предложил учащимся два уникальных профиля этой магистерской программы - “Обеспечение качества лекарственных средств” и “Управление разработкой лекарственных средств”.

Ярославский госуниверситет подписал трехстороннее соглашение с ярославским филиалом Физико-технологического института РАН и “Ростовским оптико-механическим заводом”.

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров ознакомился с ходом строительства нового учебно-лабораторного корпуса Аграрного университета.

СНГ


Интердайджест


Телескоп “Хаббл” обнаружил объект размером с Нептун - потенциальный спутник далекой планеты. С подробностями - Sciencemag.org.

В конце сентября экспертный совет при Министерстве здравоохранения и науки Японии представил рекомендации относительно использования инструментов генного редактирования в эмбрионах человека.

Спутниковые лазерно-радарные исследования выявили ранее недооценные размеры и сложную устроенность поселений древней цивилизации майя в период ее расцвета и даже раньше.


В Совете народного хозяйства представлен проект инженера Константинова о производстве сливок и молока из подсолнухов и орехов. Проект представляет большой интерес ввиду того, что в случае удачи он очень упростит и удешевит производство молочных продуктов. Ввиду большого затруднения с приобретением машин для массовой очистки семян решено использовать в случае пригодности машины для очистки семян какао и бобов, имеющиеся на конфетно-шоколадных фабриках.
















Диплом не роскошь. Университетское образование остается социальной нормой.
Образование
№ 29-30(2018)

27.07.2018



Пять лет назад началось обновление концептуальных основ национального образования России. Как зафиксировано в ежегодном докладе Правительства РФ Федеральному Собранию о реализации государственной политики в этой сфере за 2017 год, сегодня уже действуют три предметных концепции (развитие математического образования, преподавание русского языка и литературы, новый учебно-методический комплекс по отечественной истории), а еще несколько находятся в стадии разработки и общественного обсуждения. На их основе обновляются технологии, содержание примерных, основных и рабочих программ, а также методы обучения. 

Поэтапное введение ФГОС докладчики называют одной из ключевых задач по модернизации, которые решались в 2017 году в сфере общего образования. С целью систематического обновления его содержания Минобрнауки утвердило комплекс мер, основанных на результатах мониторингов. Этот план, в частности, предусматривает анализ итогов социологических исследований на предмет оценки соответствия качества образования запросам семей. Очередной выпуск аналитического обзора такого исследования недавно опубликовала Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). В подготовке мониторинга эффективности школы “Формирование образовательных стратегий учащихся: планы семей и роль школы (2014-2017 гг.)” участвовали сотрудники Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. В рамках соцопроса, проведенного экспертами в 2014-2017 гг. в Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областях, Алтайском и Ставропольском краях, родители учащихся, учителя и руководители школ дали оценку организации образовательного процесса и государственной аттестации, а также поделились своим отношением к формированию стратегий обучения подрастающего поколения. 
Исследование показало: большинство семей полагает, что современная школа в целом справляется с возложенными на нее функциями. И число таких родителей возрастает. В 2016 году 11,8% опрошенных заявили, что учреждения общего образования не позволяют получить знания, необходимые для приобретения будущей профессии, а в 2017-м их стало меньше более чем вдвое (до 4,9%). В то же время количество тех, кто подтверждает возможность полноценно решить эту задачу в условиях школы, выросло с 45,4 до 59,2%.
Почти стопроцентно все респонденты уверены, что помимо базовых их ребенок должен получить знания, расширяющие представление о мире и формирующие образованную и культурную личность. Свыше 90% родителей считают “очень важным” и “достаточно важным” приобщить своего ребенка к физкультуре и спорту, более 40% - что в школе эта цель достигается “в высокой степени”. Значимость патриотического и духовно-нравственного воспитания отметили 55,2% семей, и, по мнению 56%, в рамках общего образования оно осуществляется на хорошем уровне.
“Хорошая” школа (высоко оцененная родительским сообществом, с углубленным изучением ряда предметов, гимназия, лицей), навык к самостоятельным занятиям и посещение дополнительных занятия - эти факторы большинство родителей назвали наиболее важными условиями для получения качественного общего образования (86,3, 85,5 и 81,7% респондентов соответственно). По данным мониторинга РАНХиГС, в 49,2% семей дети посещают платные занятия в различных организациях дополнительного образования, 16,7% - в школе, 28% занимаются с репетиторами. При этом исследование подтвердило разницу в уровне доступности такого обучения у жителей сельской местности и городов. Согласно результатам опроса, только треть (31,1%) селян оплачивает дополнительные занятия своих детей, в то время как среди горожан это делают порядка 60%.
Напомним: в правительственном докладе заявлено, что к 2020 году доля граждан в возрасте от пяти до 18 лет, охваченных соответствующими программами образования, должна достичь 70-75% от их общего числа. Федеральный бюджет выделяет средства на конкурсную поддержку региональных инициатив, субсидии пилотным регионам и гранты тем организациям, которые реализуют и распространяют передовые практики в сфере дополнительного образования. Так, в 2017 году на конкурсной основе Минобрнауки РФ профинансировало конкурсантов-победителей на сумму 69,7 млн рублей. Были поддержаны лучшие практики инженерно-технической, туристско-краеведческой, экологической и социально-педагогической направленностей. В рамках ФЦПРО семь субъектов РФ получили 205,2 млн бюджетных рублей на внедрение модели перехода на нормативно-подушевое финансирование дополнительного образования. Продолжается работа по организации сети детских технопарков “Кванториум”. В рамках приоритетного проекта “Доступное дополнительное образование для детей” создаются региональные модельных центры дополнительного образования. За пять последних лет были открыты 13 детских школ искусств, в общей сложности их сегодня пять тысяч, а число учащихся - 1,5 млн человек (11,6% от общего числа детей в стране). 
В докладе отмечен рост количества олимпиад школьников технической направленности, а также развития системы выявления и поддержки одаренных ребят: совместно с субъектами РФ Минобрнауки работает над созданием сети специальных центров, в том числе на базе ведущих образовательных организаций. 
В прошлом году за счет средств федерального бюджета 75,7 тыс. детей отдохнули и освоили образовательные программы на площадках всероссийских детских центров “Орленок”, “Океан”, “Смена” и Международного детского центра “Артек”. В 42 субъектах внедрены “портфолио” обучающихся (в 2016 г. - в 22), все больше школьников вовлекаются в мероприятия по профориентации. Добавим также, что в структуру государственной программы “Развитие образования” до 2025 года, включен ведомственный проект “Создание в общеобразовательных организациях Российской Федерации, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом”.
“Получение высшего образования, как и в предшествующие годы, остается для семей социальной нормой”, - констатируют авторы исследования РАНХиГС. Этот тезис подтверждается позицией 89,4% респондентов, и, как отмечают эксперты, тип поселения, в котором проживают такие семьи, особой роли не играет. Кроме того, доля опрошенных жителей сельской местности, выступивших в пользу высшего образования, в 2014 г. составила 61,8% респондентов, а в 2017 г. - уже 87,7%. Между тем в 10- класс в 2017 г. поступили только 45,93% ребят из сельской местности (в городах - 60,94%). Аналитики предполагают, что профобразование остается сегодня для них более доступным либо оно рассматривается родителями на селе как трамплин для дальнейшего получения их детьми высшего образования. 
Что касается выбора вузов, то большая часть сельских семей ориентируется на университеты своего региона. И только 5% - на московские и петербургские. Жители региональных столиц также в основном предпочитают местные вузы (на столичные и расположенные в иных регионах сориентированы только около 20%), а вот обитатели рядовых городов чаще “смотрят на сторону” (порядка 35%). Кстати, эта часть респондентов более всего уверена в необходимости дополнительных занятий для получения высоких баллов на обязательном государственном экзамене (ОГЭ) и ЕГЭ (53,7%). Согласно итогам мониторинга, доля родителей, надеющихся только на школу, постепенно растет, однако пока это лишь половина от общего числа. Что касается выбора профиля будущей специальности, то большинство семей (75,6%) прежде всего ориентируются на интересы и способности своих детей.
А как учителя оценивают сегодня собственные возможности по подготовке ребят к ОГЭ и ЕГЭ? Способна ли школа обеспечить успешное прохождение итоговой аттестации без дополнительной подготовки? В учительском сообществе считают по-разному. Не верят в возможности школьного обучения 37,9% респондентов, 30,3% полагают, что такую подготовку могут дать только лучшие школы, а 31,8% - что большинство школ в состоянии обеспечить соответствующий уровень. И, как утверждают эксперты РАНХиГС, за последние годы число настроенных позитивно практически не изменилось. При этом их стало больше в сельских поселениях, тогда как в городах прибавилось учителей-пессимистов. По мнению специалистов, это объясняется тем, что сельские педагоги субъективно оценивают результаты своей профессиональной деятельности, а также наличием “объективных условий организации образовательного процесса, позволяющих индивидуализировать работу с учащимися”.
Неоднозначно высказались учителя и о влиянии введения ОГЭ и ЕГЭ на уровень подготовки школьников: 24,1% считают, что он снизился, 66,1% видят улучшение знаний по предметам, выбранным для сдачи экзаменов. Тех же, кто отметил рост уровня школьной подготовки в целом, оказалось лишь 9,8%. 
Как показывает мониторинг, предпочтения семей при выборе вузов для своих детей постепенно меняются. Все меньше их прочат в экономисты и юристы, все больше - в инженеры. Наиболее же перспективными родители считают специальности, связанные со сферой информационных технологий, медициной и работой в силовых структурах. 
Татьяна ВОЗОВИКОВА

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Мегасайенс для “чайников”
“Megascience: Россия в мире - Россия для мира” - так звучит в этом году тема XIII Всероссийского фестиваля NAUKA 0+. Зачем государства объединяются и тратят миллиарды долларов на научные проекты и мегаустановки? Как открытия большой науки меняют нашу жизнь? /№ 42(2018)
С расчетом на ведущих. От лидеров высшей школы ждут особых усилий.
Задачу вхождения российских вузов в мировые рейтинги, поставленную Президентом РФ в 2012 году, можно считать во многом решенной. Что дальше? /№ 41(2018)
К вопросу о спросе. Как НГТУ попал в международный рейтинг трудоустройства выпускников.
В конце 2017 года Новосибирский государственный технический университет показал высокий уровень трудоустройства выпускников в рейтинге востребованности инженерных вузов России (по версии МИА “Россия сегодня”). /№ 41(2018)

Новости


Новый рейтинг вузов БРИКС от компании Quacquarelli Symonds (QS) за прошедший год расширил число участников с 300 до 400 с лишним. Университеты России увеличили там свое присутствие и в общей сложности занимают теперь 101 позицию (в прошлом году - 68).



Около 100 делегатов из разных регионов России стали участниками IX Всероссийского съезда советов молодых ученых в Сочи. Мероприятие проходило в рамках саммита молодых ученых и инженеров «Большие вызовы для общества, государства и науки», для участия в котором были отобраны более 250 студентов из 78 университетов более чем 20 регионов России.

Состоялся IV Форум ректоров университетов Российской Федерации и Республики Куба.

Почти треть российских вузов, обращавшихся за получением государственной аккредитации в 2018 году, воспользовалась электронной формой подачи документов, сообщает пресс-служба Рособрнадзора.

В преддверии 60-летия Государственной публичной научно-технической библиотеки России ее генеральный директор Яков Шрайберг рассказал о том, как будет развиваться ГПНТБ в ближайшем будущем. Текст его выступления размещен на сайте библиотеки.

Томские вузы планируют создать «Сибирский научно-образовательный центр (НОЦ) новой технологической революции», объединившись с промышленными партнерами. Об этом рассказал ТАСС в кулуарах форума U-NOVUS ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.

Сотни тысяч человек стали гостями и участниками фестиваля NAUKA 0+, тема которого в этом году звучала так: «Мегасайенс: Россия в мире - Россия для мира».

Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


“Сколково” и “Химпром” продолжают искать проекты малотоннажной химии

До 29 октября 2018 года идёт прием заявок на участие в конкурсе на соискание премий Правительства Москвы молодым ученым, присуждаемых ежегодно с 2013 года.

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Фондом “Дом наук о человеке” Франции

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Вьетнамской академией общественных наук

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Министерством образования и науки Республики Южная Осетия

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии