Официально


Подписано постановление Президиума РАН «О совершенствовании системы аспирантуры в Российской Федерации».



Департамент образования города Москвы преобразован в Департамент образования и науки.

Дмитрий Медведев подписал распоряжение о присуждении премий Правительства России в области образования за 2018 год.

Департамент образования города Москвы утвердил перечень организаций-получателей грантов из числа федеральных государственных вузов и научных учреждений.




Новости № 49(2018)

Регионы


Московский педагогический государственный университет открыл серию методических семинаров для учителей русского языка в ряде государств Ближнего Востока и Западной Европы.

Белгородский государственный технологический университет и Ферганский политехнический институт откроют российско-узбекский факультет. Он будет сформирован на базе обоих вузов

В Московском авиационном институте подведены итоги участия вуза в проекте “Университетские субботы”, который реализуется при поддержке Департамента образования города Москвы.

СНГ


Интердайджест


Пауки-скакуны вскармливают потомство “молоком”. Без этого чудодейственного секрета паучата погибают в первые десять дней жизни.

В преддверии II Международного саммита по вопросам генного редактирования человека, который недавно открылся в Гонконге, китайский ученый вызвал переполох, объявив о том, что ему удалось изменить геномы двух родившихся в ноябре девочек таким образом, что модификация перейдет к следующим поколениям.

Радиоуглеродный анализ ДНК “сибирского единорога” показал, что он вымер почти одновременно с заселением мест своего обитания людьми, но люди к этому не причастны.


Сообщают, что на оружейном заводе розыгрыш галош происходил между всеми рабочими, не выключая тех, кто выиграл галоши летом. Таким образом, один мог выиграть галоши и летом и теперь, а другой - ни тогда, ни теперь. Надо на следующие разы исключать тех, кто получил галоши в прежние розыгрыши, чтобы не было обидно оставшимся без галош.














Диплом не роскошь. Университетское образование остается социальной нормой.
Образование
№ 29-30(2018)

27.07.2018



Пять лет назад началось обновление концептуальных основ национального образования России. Как зафиксировано в ежегодном докладе Правительства РФ Федеральному Собранию о реализации государственной политики в этой сфере за 2017 год, сегодня уже действуют три предметных концепции (развитие математического образования, преподавание русского языка и литературы, новый учебно-методический комплекс по отечественной истории), а еще несколько находятся в стадии разработки и общественного обсуждения. На их основе обновляются технологии, содержание примерных, основных и рабочих программ, а также методы обучения. 

Поэтапное введение ФГОС докладчики называют одной из ключевых задач по модернизации, которые решались в 2017 году в сфере общего образования. С целью систематического обновления его содержания Минобрнауки утвердило комплекс мер, основанных на результатах мониторингов. Этот план, в частности, предусматривает анализ итогов социологических исследований на предмет оценки соответствия качества образования запросам семей. Очередной выпуск аналитического обзора такого исследования недавно опубликовала Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). В подготовке мониторинга эффективности школы “Формирование образовательных стратегий учащихся: планы семей и роль школы (2014-2017 гг.)” участвовали сотрудники Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. В рамках соцопроса, проведенного экспертами в 2014-2017 гг. в Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областях, Алтайском и Ставропольском краях, родители учащихся, учителя и руководители школ дали оценку организации образовательного процесса и государственной аттестации, а также поделились своим отношением к формированию стратегий обучения подрастающего поколения. 
Исследование показало: большинство семей полагает, что современная школа в целом справляется с возложенными на нее функциями. И число таких родителей возрастает. В 2016 году 11,8% опрошенных заявили, что учреждения общего образования не позволяют получить знания, необходимые для приобретения будущей профессии, а в 2017-м их стало меньше более чем вдвое (до 4,9%). В то же время количество тех, кто подтверждает возможность полноценно решить эту задачу в условиях школы, выросло с 45,4 до 59,2%.
Почти стопроцентно все респонденты уверены, что помимо базовых их ребенок должен получить знания, расширяющие представление о мире и формирующие образованную и культурную личность. Свыше 90% родителей считают “очень важным” и “достаточно важным” приобщить своего ребенка к физкультуре и спорту, более 40% - что в школе эта цель достигается “в высокой степени”. Значимость патриотического и духовно-нравственного воспитания отметили 55,2% семей, и, по мнению 56%, в рамках общего образования оно осуществляется на хорошем уровне.
“Хорошая” школа (высоко оцененная родительским сообществом, с углубленным изучением ряда предметов, гимназия, лицей), навык к самостоятельным занятиям и посещение дополнительных занятия - эти факторы большинство родителей назвали наиболее важными условиями для получения качественного общего образования (86,3, 85,5 и 81,7% респондентов соответственно). По данным мониторинга РАНХиГС, в 49,2% семей дети посещают платные занятия в различных организациях дополнительного образования, 16,7% - в школе, 28% занимаются с репетиторами. При этом исследование подтвердило разницу в уровне доступности такого обучения у жителей сельской местности и городов. Согласно результатам опроса, только треть (31,1%) селян оплачивает дополнительные занятия своих детей, в то время как среди горожан это делают порядка 60%.
Напомним: в правительственном докладе заявлено, что к 2020 году доля граждан в возрасте от пяти до 18 лет, охваченных соответствующими программами образования, должна достичь 70-75% от их общего числа. Федеральный бюджет выделяет средства на конкурсную поддержку региональных инициатив, субсидии пилотным регионам и гранты тем организациям, которые реализуют и распространяют передовые практики в сфере дополнительного образования. Так, в 2017 году на конкурсной основе Минобрнауки РФ профинансировало конкурсантов-победителей на сумму 69,7 млн рублей. Были поддержаны лучшие практики инженерно-технической, туристско-краеведческой, экологической и социально-педагогической направленностей. В рамках ФЦПРО семь субъектов РФ получили 205,2 млн бюджетных рублей на внедрение модели перехода на нормативно-подушевое финансирование дополнительного образования. Продолжается работа по организации сети детских технопарков “Кванториум”. В рамках приоритетного проекта “Доступное дополнительное образование для детей” создаются региональные модельных центры дополнительного образования. За пять последних лет были открыты 13 детских школ искусств, в общей сложности их сегодня пять тысяч, а число учащихся - 1,5 млн человек (11,6% от общего числа детей в стране). 
В докладе отмечен рост количества олимпиад школьников технической направленности, а также развития системы выявления и поддержки одаренных ребят: совместно с субъектами РФ Минобрнауки работает над созданием сети специальных центров, в том числе на базе ведущих образовательных организаций. 
В прошлом году за счет средств федерального бюджета 75,7 тыс. детей отдохнули и освоили образовательные программы на площадках всероссийских детских центров “Орленок”, “Океан”, “Смена” и Международного детского центра “Артек”. В 42 субъектах внедрены “портфолио” обучающихся (в 2016 г. - в 22), все больше школьников вовлекаются в мероприятия по профориентации. Добавим также, что в структуру государственной программы “Развитие образования” до 2025 года, включен ведомственный проект “Создание в общеобразовательных организациях Российской Федерации, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом”.
“Получение высшего образования, как и в предшествующие годы, остается для семей социальной нормой”, - констатируют авторы исследования РАНХиГС. Этот тезис подтверждается позицией 89,4% респондентов, и, как отмечают эксперты, тип поселения, в котором проживают такие семьи, особой роли не играет. Кроме того, доля опрошенных жителей сельской местности, выступивших в пользу высшего образования, в 2014 г. составила 61,8% респондентов, а в 2017 г. - уже 87,7%. Между тем в 10- класс в 2017 г. поступили только 45,93% ребят из сельской местности (в городах - 60,94%). Аналитики предполагают, что профобразование остается сегодня для них более доступным либо оно рассматривается родителями на селе как трамплин для дальнейшего получения их детьми высшего образования. 
Что касается выбора вузов, то большая часть сельских семей ориентируется на университеты своего региона. И только 5% - на московские и петербургские. Жители региональных столиц также в основном предпочитают местные вузы (на столичные и расположенные в иных регионах сориентированы только около 20%), а вот обитатели рядовых городов чаще “смотрят на сторону” (порядка 35%). Кстати, эта часть респондентов более всего уверена в необходимости дополнительных занятий для получения высоких баллов на обязательном государственном экзамене (ОГЭ) и ЕГЭ (53,7%). Согласно итогам мониторинга, доля родителей, надеющихся только на школу, постепенно растет, однако пока это лишь половина от общего числа. Что касается выбора профиля будущей специальности, то большинство семей (75,6%) прежде всего ориентируются на интересы и способности своих детей.
А как учителя оценивают сегодня собственные возможности по подготовке ребят к ОГЭ и ЕГЭ? Способна ли школа обеспечить успешное прохождение итоговой аттестации без дополнительной подготовки? В учительском сообществе считают по-разному. Не верят в возможности школьного обучения 37,9% респондентов, 30,3% полагают, что такую подготовку могут дать только лучшие школы, а 31,8% - что большинство школ в состоянии обеспечить соответствующий уровень. И, как утверждают эксперты РАНХиГС, за последние годы число настроенных позитивно практически не изменилось. При этом их стало больше в сельских поселениях, тогда как в городах прибавилось учителей-пессимистов. По мнению специалистов, это объясняется тем, что сельские педагоги субъективно оценивают результаты своей профессиональной деятельности, а также наличием “объективных условий организации образовательного процесса, позволяющих индивидуализировать работу с учащимися”.
Неоднозначно высказались учителя и о влиянии введения ОГЭ и ЕГЭ на уровень подготовки школьников: 24,1% считают, что он снизился, 66,1% видят улучшение знаний по предметам, выбранным для сдачи экзаменов. Тех же, кто отметил рост уровня школьной подготовки в целом, оказалось лишь 9,8%. 
Как показывает мониторинг, предпочтения семей при выборе вузов для своих детей постепенно меняются. Все меньше их прочат в экономисты и юристы, все больше - в инженеры. Наиболее же перспективными родители считают специальности, связанные со сферой информационных технологий, медициной и работой в силовых структурах. 
Татьяна ВОЗОВИКОВА

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

С видом на расцвет. Как развиваться университетским городам.
В XXI веке изменения молниеносны, а вызовы глобальны. Сможет ли такая консервативная отрасль, как высшее образование, устоять на ветру перемен, а университетский город - удержаться под напором студентификации? /№ 49(2018)
Внимание: тренд! Время растить инженеров-новаторов.
Университеты и работодатели бьют тревогу: Болонская система образования в России приводит к дефициту инженерных специальностей. Если ничего не менять, со временем кадровый голод будет только возрастать. /№ 49(2018)
Про завтра и вчера. Фундаментальность - основа высшего образования.
В конце ноября математики собрались в РУДН на 5-ю Международную конференцию “Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы математического образования”, посвященную 95-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН Л.Д.Кудрявцева, академика Европейской академии наук. /№ 49(2018)

Новости


Вице-президент РАН Алексей Хохлов сообщил о том, что состоялась его встреча с руководителем московского Департамента образования и науки Исааком Калиной. «Мы договорились о преемственности и активизации работы по основным направлениям сотрудничества Правительства Москвы и Российской академии наук, определенных соглашением, подписанным в апреле этого года С.Собяниным и А.Сергеевым», - написал на своей странице в Facebook академик.



Сформированный недавно федеральный перечень школьных учебников может привести к снижению качества образования, поскольку по большей части составлен из прошлогодних изданий. Сам процесс формирования вызывает опасения, поскольку повлечет за собой дальнейшую монополизацию рынка, заявила ТАСС пресс-служба корпорации «Российский учебник».



Руководители профильных министерств России и Германии подписали «Дорожную карту сотрудничества в области образования, науки, научных исследований и инноваций» в ходе рабочего визита министра образования и научных исследований Германии Ани Карличек в Россию, сообщает пресс-служба Минобрнауки.



Российская академия наук в три раза сократила количество исследовательских тем по итогам оценки отчетов о выполнении планов научных исследований за 2017 год, сообщил министр науки и высшего образования Михаил Котюков в интервью телеканалу НТВ.



Студенты, преподаватели и управленцы оценили эффективность применения информационных технологий в образовательной, научной и административной деятельности вузов. Социологическое исследование было проведено в рамках проекта федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса».

Российская наука и образование нуждаются в большем финансировании, а аспирантуре необходимо вернуть престиж, заявил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов на дискуссионной площадке «Качество жизни» съезда «Единой России», сообщает пресс-служба профильного комитета ГД.

Улучшение качества российских научных журналов будет способствовать повышению активности публикаций на их страницах и росту престижа эти изданий в мире, заявил ТАСС президент РАН Александр Сергеев, принимающий участие в неделе Нобелевских торжеств в Стокгольме по приглашению нобелевского лауреата по физике Жерара Муру.

Конференции


22 ноября ИСП РАН им. В.П. Иванникова в рамках своей Открытой конференции, посвященной 70-летию отечественного ИТ-сектора, заключил соглашение с АО «НПО РусБИТех» о продаже лицензии на статический анализатор Svace и динамический анализатор Crusher. Сделка позволит предприятию-разработчику отечественной сертифицированной операционной системы Astra Linux обнаруживать ошибки кода на ранних стадиях и повысить доверие к безопасности своей платформы, используемой в государственных и коммерческих информационных системах, в том числе в критически важных секторах экономики.

22-23 ноября в здании Президиума Российской академии наук прошла Открытая конференция ИСП РАН им. В.П.Иванникова, посвященная 70-летию российского ИТ-сектора. На ней обсудили проекты и технологии, имеющие глобальное значение.

Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-4 апреля 2019 года, Калининград, Балтийский федеральный университет

Текущие конкурсы


Pегиональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований

Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований

Конкурс работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники для молодых ученых.

Конкурс работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники.

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии