Официально


Кабинету министров вместе с Президиумом Совета при Президенте РФ по науке и образованию поручено к концу ноября разработать и утвердить меры по созданию и эксплуатации уникальной научной установки класса мегасайенс на острове Русский.

Заместителем министра просвещения РФ назначен Андрей Николаев. Распоряжение об этом подписал премьер Дмитрий Медведев.

Рособрнадзор запретил прием в Вятский государственный университет. Санкция применена за «неисполнение предписания в установленный срок».

Два опорных селекционно-семеноводческих центра в области сахарной свеклы будут созданы на базе ВНИИ сахарной свеклы и сахара им. А.Л.Мазлумова (Воронежская область) и Первомайской селекционно-опытной станции сахарной свеклы (Краснодарский край). Такое решение одобрил Межведомственный совет при Министерстве науки и высшего образования по вопросам, связанным с реализацией подпрограммы «Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ».




Новости № 41(2018)

Регионы


Первый МГМУ им. И.М.Сеченова открыл новое направление подготовки - “Промышленная фармация”. Вуз предложил учащимся два уникальных профиля этой магистерской программы - “Обеспечение качества лекарственных средств” и “Управление разработкой лекарственных средств”.

Ярославский госуниверситет подписал трехстороннее соглашение с ярославским филиалом Физико-технологического института РАН и “Ростовским оптико-механическим заводом”.

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров ознакомился с ходом строительства нового учебно-лабораторного корпуса Аграрного университета.

СНГ


Интердайджест


Телескоп “Хаббл” обнаружил объект размером с Нептун - потенциальный спутник далекой планеты. С подробностями - Sciencemag.org.

В конце сентября экспертный совет при Министерстве здравоохранения и науки Японии представил рекомендации относительно использования инструментов генного редактирования в эмбрионах человека.

Спутниковые лазерно-радарные исследования выявили ранее недооценные размеры и сложную устроенность поселений древней цивилизации майя в период ее расцвета и даже раньше.


В Совете народного хозяйства представлен проект инженера Константинова о производстве сливок и молока из подсолнухов и орехов. Проект представляет большой интерес ввиду того, что в случае удачи он очень упростит и удешевит производство молочных продуктов. Ввиду большого затруднения с приобретением машин для массовой очистки семян решено использовать в случае пригодности машины для очистки семян какао и бобов, имеющиеся на конфетно-шоколадных фабриках.
















Стимул перемен. Эпоха реформ - время для инноваций.
Образование
№ 39(2018)

28.09.2018

Этой осенью свое 75-летие отмечает Российская академия образования (РАО). Ее история берет начало в военном 1943 году, когда на основе постановления Совета народных комиссаров СССР от 6 октября №1092 была создана Академия педагогических наук РСФСР. В непростое для страны время нашлись ресурсы для создания первого комплексного научно-исследовательского учреждения в области педагогики. Новая научная организация была призвана обобщать опыт лучших учителей страны, оказывать научную помощь школам, кафедрам педагогики вузов в подготовке к изданию школьных учебников и учебных пособий, изучать проблемы педагогики и решать ее теоретические вопросы. Эту миссию академия, пережившая с тех пор не одну реорганизацию, несла на всех этапах деятельности. С годами менялась не только ее структура: возникали новые вызовы и научные направления, смещались акценты и приоритеты в работе. 
Современная РАО - правопреемница Академии педагогических наук СССР (создана в 1966 г.) - пережила очередное преображение совсем недавно, в 2013 году, когда был принят ФЗ “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Как ученые РАО решают свои задачи в эту непростую для всего академического сообщества пятилетку и с какими значимыми новациями они подошли к юбилейной дате? На вопросы “Поиска” отвечает академик РАО, академик-секретарь отделения философии образования и теоретической педагогики РАО Михаил ЛЕВИЦКИЙ (на снимке).
- В результате реформы, как и все государственные академии, мы утратили ряд серьезных полномочий. Перестали быть учредителями по отношению к научным организациям, ранее входившим в состав РАО, в меньшей степени теперь влияем на формирование госзадания для институтов. С одной стороны, академия была избавлена от финансовой, административной, хозяйственной деятельности по отношению к раннее подведомственным ей научным организациям, то есть от не свойственных для ученых функций. С другой стороны, в результате оптимизации (из 26 институтов, входивших в систему РАО, были созданы 9) сократилась численность научных сотрудников, при том что объем исследований, предусмотренный фундаментальным планом на 2013-2020 гг., не изменился. Но мы этот план, тем не менее, успешно выполняем. 
Надо также отметить, что среди основных функций, прописанных в уставе академии, появились новые, включая координацию исследований, экспертизу результатов, тематических планов и заявок на выполнение проектов в области наук об образовании, а также подготовку аналитических справок об их состоянии в России и за рубежом. Однако, несмотря на серьезное реформирование, за эти годы РАО существенно упрочила свой авторитет не только в научно-педагогическом сообществе, но и социуме в целом, и мы встречаем наш юбилей с актуальными интересными результатами и достижениями.
- Что, на ваш взгляд, этому поспособствовало?
- Во многом - высокий научный авторитет академика РАО Людмилы Вербицкой, которая в 2013 году была избрана президентом нашей академии, ее активность и талант руководителя, умелая координация работы. За последние годы произошли инновационные изменения, позволившие нарастить наши ресурсы. Одно из них  - создание сети региональных научных центров РАО на базе ведущих государственных университетов во всех федеральных округах. Сейчас их уже 31. Таким образом, мы расширили возможности для координации исследований в области наук об образовании. Работа там пока идет с разной степенью успешности, но главное, что этот сложный процесс, требующий немалых ресурсов, запущен.
- Как осуществляется координация научной работы членов академии? Расскажите, пожалуйста, на примере Отделения философии образования и теоретической педагогики.
- Наши академики и члены-корреспонденты - это специалисты высокого класса, которые трудятся в научных, образовательных, издательских, управленческих и других структурах. Среди них есть научные сотрудники, директора институтов, преподаватели, ректоры, депутаты Госдумы и высокопоставленные чиновники. К примеру, заместитель министра науки и высшего образования, член-корреспондент РАО, заместитель председателя Научного совета по экономике образования при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО Марина Боровская и парламентарий, академик РАО, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ Олег Смолин. 
Одна из задач отделения - консолидировать достижения членов академии в их разных ипостасях в единый результат, и для этого у нас есть несколько инструментов. В их числе - научные советы при отделениях, объединяющие специалистов в той или иной области наук об образовании (история педагогики, дидактика и т.д.). Построены эти общественные структуры по принципу сообществ по интересам, то есть они саморегулируемые. При нашем отделении действуют пять таких объединений. В Совет по проблемам истории педагогики и педагогической науки, возглавляемый членом бюро отделения, членом-корреспондентом РАО Михаилом Богуславским, входят практически все наиболее известные в этой области ученые России. Общественную деятельность они сочетают с руководством профильными советами в своих научных организациях. Например, Михаил Викторович координирует соответствующие исследования в Институте развития стратегии образования (ИРСО РАО).
Теперь - примеры уже имеющихся и ожидаемых актуальных результатов консолидированной работы специалистов нашего отделения. Так, Советом по проблемам истории педагогики и педагогической науки разработана концепция многотомной “Антологии отечественного и зарубежного педагогического наследия”. Первые два тома уже подготовлены к изданию, и после завершения этого проекта в нашей стране впервые будет представлено системное аналитическое видение всей динамики развития истории педагогики и педагогического образования.
Совет по сравнительной педагогике под руководством директора ИРСО РАО Светланы Ивановой ведет исследовательскую программу, которая имеет прямое отношение к задачам, поставленными перед вузами-участниками Проекта 5-100, - она касается использования рейтингов для изучения образовательного пространства. Значимость такого рода сравнительных исследований в том, что они дают представление, в частности, о структуре индексов, применяемых при ранжировании экспертами ARWU (Шанхайского рейтинга), QS или Times Higher Education, в ТОП-100 которых стремятся наши университеты. Это не целевые, а индикативные показатели, характеризующие, скорее, брендовые составляющие, нежели качество образования (согласитесь, число нобелевских лауреатов или иностранных студентов влияет на это качество опосредованно). Использование таких индикаторов как целевых может привести к формальной “подгонке” результатов. К примеру, массовому набору студентов из стран СНГ за счет увеличения квотирования для них бюджетных мест, демпинга цен на обучения  либо использования других механизмов. 
Специалисты Научного совета по экономике образования, который работает под моим председательством, подготовили новый учебник для 10-11 классов по экономике (базовый и профильный уровень), вышедший в начале текущего года. Школьные пособия по этому предмету давно не переиздавались, а экономика меняется быстро. Сегодня мы уже проводим по этому учебнику семинары для учителей. 
- Что еще издано в эту “пятилетку”? Появились ли новые учебники для студентов?
- На юбилейный рубеж мы выходим в общей сложности с двумя тысячами научных работ, опубликованными членами отделения. Один из примеров того, о чем вы спрашиваете, - третье издание учебного пособия по сравнительной педагогике для бакалавров и магистров академика РАО Александра Джуринского. Заметным событием стал выход фундаментального труда Олега Смолина “Образование для всех” - в своем роде энциклопедии отечественного образования.
- Какие наработки ученых РАО сегодня особенно актуальны и что уже сейчас переходит в плоскость практического применения? 
- Согласно майскому указу 2018 года Президента РФ Владимира Путина, в 2024 году Россия должна войти в первую десятку стран по качеству общего образования. А для этого необходимо определить, по каким критериям нас оценивают и на каком месте мы сейчас находимся. Как известно, есть три международные системы оценок общего образования. По меркам PIRLS, измеряющей уровень грамотности в начальной школе, мы - одни из первых в мире. Согласно выводам экспертов TIMSS, наши школьники 4-8 классов демонстрируют неплохие естественно-математические знания. При этом, как показывают измерения PISA, в умении применять на практике полученные знания мы несколько отстаем. В международном мониторинге участвует подразделение ИРСО РАО Центр оценки качества образования. Таким образом, наши коллеги сегодня находятся в авангарде борьбы за решение задачи, поставленной президентом. 
На мой взгляд, пора разработать российский совокупный индекс качества общего образования. Педагогическая наука не может решать эту задачу лишь с помощью характеристик, которых дают названные выше системы оценки. Наши дети регулярно становятся чемпионами мира по различным видам образовательных предметов. Должны ли мы учитывать это в совокупных показателях? По аналогии упомянутый выше Шанхайский рейтинг, к примеру, берет во внимание число нобелевских лауреатов в вузах. 
Разумеется, международную оценку нельзя игнорировать, но следовало бы не упускать из вида и национальную специфику. Практика показывает: причина отсутствия у наших детей знаний о том, какие налоги платят их родители или как строится бюджет семьи, - в слабой экономической грамотности населения:  слишком коротка у нас история в этой части. Если дети США и Европы чуть ли не с рождения владеют финансовыми инструментами, то наши школьники в эту тему массово не погружены, и адекватной оценки их умений пока ждать не приходится. Разработка индекса, который учитывал бы наши реалии, - задача на ближайшую перспективу.
В заключение - пример вклада ученых РАО в цифровизацию образовательного пространства. В программе “Цифровая экономика РФ” предусмотрено, что к 2020 году для каждого школьника должна быть построена персональная траектория развития. Если говорить о такой ее составляющей, как обучение, то проблема в разной скорости когнитивных реакций у детей, попросту говоря, есть тугодумы, а есть соображающие быстро. На каких ориентироваться учителю? Обеспечить полную занятость детей на уроках позволят цифровые технологии. Вариант такой: после объяснения материла учитель выводит задачу базового уровня на персональные гаджеты или компьютеры школьников. Те, кто решил быстро, получают задание следующего уровня, другим предлагаются подсказки - примеры, эталоны. Для детей, испытывающих особые трудности, учитель выполняет роль тьютора. 
В помощь педагогам, готовым применять эту методику, мы с коллегами разработали дидактический “конструктор” - набор заданий по экономике. Он апробирован на площадке издательства “Просвещение” - с участием учителей обществознания и экономики московских школ. На недавней общероссийской научно-практической конференции в Орле с “конструктором” познакомились и педагоги региона. Надеюсь, нам удалось подвигнуть их на создание аналогичных инструментов в своих дисциплинах. 
Разумеется, наш разговор затронул лишь часть итогов работы РАО в новом формате. Общая картина новейших достижений ученых всех отделений академии будет представлена на ежегодном Отчетном собрании, которое состоится 25 октября. 
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото предоставлено пресс-службой РАО


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Мегасайенс для “чайников”
“Megascience: Россия в мире - Россия для мира” - так звучит в этом году тема XIII Всероссийского фестиваля NAUKA 0+. Зачем государства объединяются и тратят миллиарды долларов на научные проекты и мегаустановки? Как открытия большой науки меняют нашу жизнь? /№ 42(2018)
С расчетом на ведущих. От лидеров высшей школы ждут особых усилий.
Задачу вхождения российских вузов в мировые рейтинги, поставленную Президентом РФ в 2012 году, можно считать во многом решенной. Что дальше? /№ 41(2018)
К вопросу о спросе. Как НГТУ попал в международный рейтинг трудоустройства выпускников.
В конце 2017 года Новосибирский государственный технический университет показал высокий уровень трудоустройства выпускников в рейтинге востребованности инженерных вузов России (по версии МИА “Россия сегодня”). /№ 41(2018)

Новости


Новый рейтинг вузов БРИКС от компании Quacquarelli Symonds (QS) за прошедший год расширил число участников с 300 до 400 с лишним. Университеты России увеличили там свое присутствие и в общей сложности занимают теперь 101 позицию (в прошлом году - 68).



Около 100 делегатов из разных регионов России стали участниками IX Всероссийского съезда советов молодых ученых в Сочи. Мероприятие проходило в рамках саммита молодых ученых и инженеров «Большие вызовы для общества, государства и науки», для участия в котором были отобраны более 250 студентов из 78 университетов более чем 20 регионов России.

Состоялся IV Форум ректоров университетов Российской Федерации и Республики Куба.

Почти треть российских вузов, обращавшихся за получением государственной аккредитации в 2018 году, воспользовалась электронной формой подачи документов, сообщает пресс-служба Рособрнадзора.

В преддверии 60-летия Государственной публичной научно-технической библиотеки России ее генеральный директор Яков Шрайберг рассказал о том, как будет развиваться ГПНТБ в ближайшем будущем. Текст его выступления размещен на сайте библиотеки.

Томские вузы планируют создать «Сибирский научно-образовательный центр (НОЦ) новой технологической революции», объединившись с промышленными партнерами. Об этом рассказал ТАСС в кулуарах форума U-NOVUS ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.

Сотни тысяч человек стали гостями и участниками фестиваля NAUKA 0+, тема которого в этом году звучала так: «Мегасайенс: Россия в мире - Россия для мира».

Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


“Сколково” и “Химпром” продолжают искать проекты малотоннажной химии

До 29 октября 2018 года идёт прием заявок на участие в конкурсе на соискание премий Правительства Москвы молодым ученым, присуждаемых ежегодно с 2013 года.

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Фондом “Дом наук о человеке” Франции

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Вьетнамской академией общественных наук

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Министерством образования и науки Республики Южная Осетия

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии