Официально


Госдума приняла в третьем чтении проект закона, подписание которого продлит до 1 сентября 2019 года срок признания образовательных организаций Крыма и Севастополя. К этому моменту предполагается завершить работу, направленную на модернизацию материально-технической базы указанных организаций в соответствии с федеральными нормами и стандартами, сообщает пресс-служба думского Комитета по образованию и науке.



Минобрнауки начало прием заявок для включения в перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному.



С 2019 года Международная энергетическая премия «Глобальная энергия» будет вручаться в трех номинациях: «традиционная энергетика», «нетрадиционная энергетика» и «новые направления в применении энергии», сообщает пресс-служба премии.

Минобрнауки проводит отбор на 2020/2021 учебный год федеральных государственных образовательных организаций, на подготовительных отделениях и факультетах которых иностранцы и лица без гражданства, поступающие на обучение в пределах соответствующей квоты, будут иметь право на обучение по дополнительным общеобразовательным программам, которые помогут им подготовиться к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований.




Новости № 7(2019)

Регионы


СНГ


Интердайджест


Получены новые данные о влиянии бактерий кишечника на настроение и их способности предотвращать депрессию. С подробностями - Sciencemag.org.

Находка обнаружена в ранее неизвестной семейной гробнице эпохи Птолемеев. Об этом рассказывает New York Times.

Изобретена таблетка с иглой для уколов внутри организма. Новость распространили MIT News; Science News.























Все - в онлайн! Вузы готовят к цифровой революции.
Образование
№ 40(2018)

05.10.2018





Открытие конференции EdCrunch, одной из крупнейших в Европе в области новых образовательных технологий, напоминало шоу. Энергичная, громкая музыка, полумрак, разноцветные огни... Большой зал Центра международной торговли в Москве был полон. Школьные учителя и профессора университетов, руководители кадровых подразделений вузов и представители бизнеса, ректоры вузов и директора школ. И очень много молодежи. Министр науки и образования РФ Михаил Котюков, открывая форум, заметил, что эта конференция позволяет участникам взять на вооружение новейшие формы и методы образования, быть в авангарде происходящих в нем изменений. 

Пятый раз идеологом и организатором EdCrunch является НИТУ МИСиС. В этом году конференция проводится совместно с университетом НТИ 20.35 при поддержке Министерства науки и высшего образования под девизом “Данные, которые трансформируют”. Причем, по словам ректора НИТУ МИСиС Алевтины Черниковой, “речь идет о трансформации не только системы образования, но и каждого из нас, нашего отношения к системе образования в целом”. 
Более трехсот российских и международных экспертов приняли участие в деловой программе конференции, которая проходила в двенадцати залах и охватывала пять основных треков: “Дети и технологии”, “Цифровая школа”, “Цифровой университет”, “Новые технологии в корпоративном обучении”, “EdTech-стартапы”, а также воркшопы и мастер-классы. В фойе развернулась выставка технологий и технологичных решений в образовании. 
Возможность или необходимость?
Каковы перспективы и приоритеты развития цифрового образования в России? Этот вопрос обсуждался на пресс-конференции, состоявшейся в рамках EdCrunch. 
Заместитель министра науки и образования Марина Боровская отметила, что все идеи цифровизации образования сообщество в основном поддерживает. В правовых документах оговорены условия и возможности использования университетами онлайн-курсов, размещаемых на специальных платформах. Словом, вся необходимая база есть, и молодые люди сегодня имеют возможность перейти на свою собственную траекторию обучения, выбрав необходимые для будущей деятельности курсы. Однако, по словам заместителя министра, пользуются этой возможностью единицы, и в большинстве случаев причиной становится не их потребность в особых знаниях, а необходимость совместить учебу с работой или воспитанием ребенка. “В большей степени выбор сегодня за молодым человеком”, - подчеркнула М.Боровская.
Однако на внедрение онлайн-курсов в учебный процесс можно взглянуть и с иной точки зрения. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов убедительно обосновал, почему для многих российских вузов вскоре оно может стать насущной необходимостью. Третье десятилетие высшее образование переживает взрывообразный рост: не так давно в мире было 150 млн студентов, сейчас уже 200 млн, еще через десять лет ожидается около 400 млн. Взрывной рост жаждущих получить высшее образование привел к открытию массовых университетов, в которых до двух третей курсов не покрыты собственными исследованиями преподавателей. В подавляющем большинстве российских вузов преподаватель читает два-три, а то и четыре курса одновременно. Очевидно, что он не может следить за современной научной литературой по всем из них, не говоря уже о том, чтобы самому заниматься наукой. Такие вузы, считает ректор “Вышки”, по своим сервисам не отличаются от школы, и это очень опасно, ведь университеты должны формировать людей, способных предложить новое и благодаря этому имеющих более высокий статус и зарплату, - именно этого, согласно всем опросам, ждет от них население. Последние годы многие вузы не могут этот спрос удовлетворить. “Система онлайн-курсов - самый простой метод цифровой революции в университетах, помогающий вернуть их к своему предназначению”, - заявил Я.Кузьминов. Механизм ее внедрения в вузы, по его словам, будет не только добровольный (“это было бы слишком долго!”). Государственная аккредитация (а ее система сейчас “энергично обновляется”) должна дать ответ, есть ли у данного конкретного вуза собственные ресурсы для чтения оригинальных курсов или ему имеет смысл выйти на рынок онлайн-курсов, глобальный или отечественный (решение за министерством), которые читают лучшие профессора, ведущие исследования в своей области. Самому же университету придется ограничить себя комментированием этих курсов, ведением семинаров и т.д. “Тем самым мы резко повысим качество высшего образования, и мне кажется, мы находимся в одном шаге от этих решений”, - сказал ректор НИУ ВШЭ. 
Но есть и еще одна причина отказаться от традиционных лекций: по словам Я.Кузьминова, их КПД, как считают 90% исследователей, даже в “Вышке” низкий. Поэтому в этом вузе уже введены обязательные онлайн-курсы. Сейчас их по четыре на каждом курсе, а скоро будет восемь. Более того, принято решение в ближайшие два года выйти на замещение абсолютно всех лекций онлайн-курсами, то есть каждый профессор ВШЭ запишет и будет поддерживать электронную версию своих лекций. 
Ректор не скрывал, что на некоторых факультетах нововведение вызвало большое сопротивление преподавателей, особенно у экономистов. Студенты же восприняли все нормально. “Надеюсь, профессора от перехода на онлайн-курсы не пострадают, на самом деле их аудитория только возрастет - от 300 человек в ВШЭ до 10 тысяч по всей стране”, - заметил Я.Кузьминов. 
Переживать не стоит
Пионером внедрения цифровых инструментов в отечественных вузах стала Ассоциация “Национальная платформа открытого образования”. О запуске этого проекта было объявлено на EduCrunch в 2015 году. Как рассказал директор ассоциации Дмитрий Юшин, сегодня на платформе более 700 тыс. пользователей. Общее количество университетов, которые разрабатывают онлайн-курсы, - 14. Ассоциацию в свое время учредили восемь ведущих университетов страны, скоро, как ожидается, число учредителей вырастет до десяти. “С этой точки зрения мы активно развиваемся, но если говорить о внедрении онлайн-курсов в реализацию основных образовательных программ других университетов, то здесь все идет не очень просто, - признался Д.Юшин. По его словам, один из самых существенных факторов, негативно влияющих на это внедрение, связан с тем, что “вузы переживают”, не помешает ли использование чужих онлайн-курсов пройти очередную аккредитацию, как отнесется к этому Рособрнадзор. Тем не менее университетов с подобным опытом уже достаточно много. В рамках конференции EduCrunch этим вопросам был посвящен специальный круглый стол. Представители УрФУ рассказали, как они собираются проходить аккредитацию своих образовательных программ, содержащих онлайн-курсы других университетов. 
Секреты эффективности
В этом году EdCrunch была посвящена современным исследованиям и практическим решениям в области работы с большими данными в образовании. Один из примеров такого решения - автоматический сервис психометрической аналитики, разработанный НИУ ВШЭ по заданию Минобрнауки РФ в рамках приоритетного проекта “Современная цифровая образовательная среда”. Анализ “цифрового следа” слушателей онлайн-курсов, который производится сервисом, помогает повысить качество образовательного контента и эффективность обучения. 
- Как известно, при работе студента на платформе остается цифровой след, то есть все данные о тех действиях, которые выполнялись им во время обучения: это статистика по просмотрам видеоматериалов, выполнению тестовых заданий, оценке работ других обучающихся, - рассказала Евгения Кулик, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ. - И когда обучающихся достаточно много - более 500 тыс. человек - математические модели позволяют анализировать эти данные, выявлять паттерны поведения студентов и имеющиеся закономерности в использовании курса. 
Сервис анализирует онлайн-курс по четырем основным направлениям: трудности контента, изменение подготовленности студентов, их взаимодействие с контентом, анализ оценочных средств. Аналитический отчет, который получает разработчик курса, включает в себя рекомендации по его модернизации с целью повышения качества. 
На этапе создания сервиса были проанализированы и доработаны 270 онлайн-курсов. Более сотни авторов, разработчиков и методистов прошли обучение в НИУ ВШЭ по работе с аналитикой. А для будущих пользователей сервиса разработан и опубликован в открытом доступе электронный справочник (https://elearning.hse.ru/psychometrics/handbook/), содержащий методические материалы и рекомендации по модернизации онлайн-курсов. 
После внесения корректив онлайн-курс вновь проходит автоматическую психометрическую экспертизу и получает соответствующий “знак качества” - отметку в паспорте курса на ресурсе online.edu.ru.
Улучшенные курсы стартуют уже в рамках осенней сессии.
Главное - мотивация
Дмитрий Песков, специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, модерировавший пленарную дискуссию “Данные, которые трансформируют”, заметил, что в “Вышке” учатся мотивированные студенты. А вот как насчет всех остальных, тех, кто приходит на специализированные платформы, чтобы освоить выбранный онлайн-курс? Многие ли из них доходят до получения сертификата? И меняется ли ситуация с годами, какая тенденция прослеживается? Через десять лет количество студентов удвоится: сколько будет среди них мотивированных?
Вопросы были адресованы профессору Массачусетского технологического института (MIT) Ананту Агарвалу - основателю и генеральному директору edX - платформы бесплатного дистанционного образования. Это совместный проект MIT, университета Гарварда и университета Беркли. Сейчас в нем участвуют несколько десятков ведущих университетов мира, в том числе собственно MIT и Гарвардский университет, а также Корнельский университет, Калтех, Университет Беркли и другие. 
Мэтр ответил, что ключ к высокой мотивации он видит в обратной связи: как в компьютерной игре, при достижении цели (в данном случае образовательной) студент должен получать моментальную реакцию от программы. Также надо учитывать, что клиповое сознание сегодня побеждает: молодые люди не смотрят длинные обучающие видеоролики, максимальная продолжительность концентрации внимания - шесть минут. “Большие данные позволяют нам заглянуть в работу мозга, понять, как взаимодействуют нейроны. Поэтому мы практикуем активное обучение: короткие видео чередуются с упражнениями. Так можно работать и в классе”, - сказал А.Агарвал. 
- А все-таки количество закончивших курсы edX растет или падает? - напомнил свой вопрос Д.Песков.
- Три года назад до конца курсов доходили до 50% обучающихся. Сейчас - 80-90%, - ответил профессор. - Но в целом все сводится к мотивации. Кто-то осваивает половину курса, кто-то - две трети. Какая разница? Люди берут то, что им нужно. 
Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА
На снимках: Марина Боровская, Ярослав Кузьминов, Алевтина Черникова

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Со своей трибуны. Профессура возвышает голос.
Накануне Дня российской науки Российское профессорское собрание (РПС), учрежденное в конце 2016 года, во второй раз провело в Москве свой форум. /№ 6(2019)
Приглашение в элиту. ТГАСУ готовит кадры для новой экономики.
В 2016 году Томский государственный архитектурно-строительный университет открыл элитную магистерскую программу “Конструктивные расчеты и информационное (BIM) моделирование строительных конструкций зданий и сооружений”. /№ 6(2019)
Ставка на активных. За 20 лет Фонд Потанина поддержал десятки тысяч лидеров.
Благотворительный фонд Владимира Потанина в январе отметил свое 20-тилетие. За эти годы его грантополучателями стали 35 тысяч человек - целая армия энергичных, талантливых, мотивированных людей, меняющих мир в лучшую сторону. /№ 5(2019)

Новости


Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию, указав, что оно «сосредоточено прежде всего на вопросах внутреннего социального и экономического развития», и уделив особое внимание задачам, поставленным в майском указе и развернутым в национальных проектах.



Развитие российской экономики на основе передовых научно-технологических достижений в оборонной области, предложения по решению острых социальных вопросов и развитие регионов на основе научно-образовательных центров - важнейшие темы Послания президента России Федеральному Собранию, заявил ТАСС президент Российской академии наук Александр Сергеев.



Студенческий совет Мехмата МГУ им. М.В.Ломоносова призвал ректор вуза Виктора Садовничего защитить арестованного аспиранта Азата Мифтахова.



УФСБ России по Краснодарскому краю решило передать Краснодарскому государственному историко-археологическому музею-заповеднику им. Е.Д.Фелицына 185 предметов, являющихся археологическими находками, которые были изъяты у «черных археологов», сообщает пресс-служба музея.



Самая северная в стране магнитная обсерватория будет создана на базе центра коллективного пользования «Остров Самойловский» в дельте реки Лена. Об этом ТАСС сообщил заведующий ЦКП научный сотрудник Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Леонид Цибизов.



Комплексный план научных исследований по подпрограмме «Развитие производства кормов и кормовых добавок» будет сформирован совместными усилиями ученых и производителей. Таков один из итогов совещания, посвященного этому направлению Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы.



Члены "Клуба 1 июля» заявили о своем несогласии с позицией академика Георгия Георгиева, выступившего в «Поиске» с предложением отменить бесплатное обучение по ключевым научным специальностям и запретить выезд за границу молодым ученым, обучавшимся в вузах на бюджетных местах.

Конференции


С 28 по 30 мая 2019 года в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского) состоится Всероссийская научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов «Авиационные двигатели и силовые установки».

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

С 22 по 28 мая 2019 года в Архангельске проводится ежегодная 21-я Неделя арктической науки (Arctic Science Summit Week), учрежденная Международным арктическим научным комитетом (МАНК/IASC). Тематическая направленность саммита в 2019 году – «Изменения климата и обеспечение жизнедеятельности населения Арктики».

Текущие конкурсы


Российский научный фонд объявляет о начале приема заявок на «молодежные» конкурсы Президентской программы исследовательских проектов. Конкурсы проводятся по всем областям знания, предусмотренным классификатором РНФ, однако, научные исследования должны быть направлены на решение конкретных задач в рамках одного из определенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации приоритетов.

Конкурс на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований

Конкурс на лучшие проекты организации российских и международных научных мероприятий, проводимых в марте - декабре 2019 года на территории Российской Федерации

Конкурсы 2019 года на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимые совместно РФФИ и АНО ЭИСИ

Фонд инфраструктурных и образовательных программ совместно с Агентством по инновациям Израиля (бывший Офис главного ученого Министерства экономики Израиля) проводят восьмой отбор российско-израильских проектов промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Вакансии


08.02.2019
объявляет о проведении выборов на должность заведующего академической кафедрой истории и философии науки.

14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии