Официально


Департамент образования города Москвы преобразован в Департамент образования и науки.

Дмитрий Медведев подписал распоряжение о присуждении премий Правительства России в области образования за 2018 год.

Департамент образования города Москвы утвердил перечень организаций-получателей грантов из числа федеральных государственных вузов и научных учреждений.

По итогам заседания Совета по межнациональным отношениям Владимир Путин поручил Российской академии наук разработать учебное пособие по вопросам государственной национальной политики Российской Федерации для государственных и муниципальных служащих, обучающихся по дополнительным профессиональным программам. Об этом говорится в перечне поручений, опубликованных на сайте Кремля.




Новости № 49(2018)

Регионы


Московский педагогический государственный университет открыл серию методических семинаров для учителей русского языка в ряде государств Ближнего Востока и Западной Европы.

Белгородский государственный технологический университет и Ферганский политехнический институт откроют российско-узбекский факультет. Он будет сформирован на базе обоих вузов

В Московском авиационном институте подведены итоги участия вуза в проекте “Университетские субботы”, который реализуется при поддержке Департамента образования города Москвы.

СНГ


Интердайджест


Пауки-скакуны вскармливают потомство “молоком”. Без этого чудодейственного секрета паучата погибают в первые десять дней жизни.

В преддверии II Международного саммита по вопросам генного редактирования человека, который недавно открылся в Гонконге, китайский ученый вызвал переполох, объявив о том, что ему удалось изменить геномы двух родившихся в ноябре девочек таким образом, что модификация перейдет к следующим поколениям.

Радиоуглеродный анализ ДНК “сибирского единорога” показал, что он вымер почти одновременно с заселением мест своего обитания людьми, но люди к этому не причастны.


Сообщают, что на оружейном заводе розыгрыш галош происходил между всеми рабочими, не выключая тех, кто выиграл галоши летом. Таким образом, один мог выиграть галоши и летом и теперь, а другой - ни тогда, ни теперь. Надо на следующие разы исключать тех, кто получил галоши в прежние розыгрыши, чтобы не было обидно оставшимся без галош.














Все - в онлайн! Вузы готовят к цифровой революции.
Образование
№ 40(2018)

05.10.2018





Открытие конференции EdCrunch, одной из крупнейших в Европе в области новых образовательных технологий, напоминало шоу. Энергичная, громкая музыка, полумрак, разноцветные огни... Большой зал Центра международной торговли в Москве был полон. Школьные учителя и профессора университетов, руководители кадровых подразделений вузов и представители бизнеса, ректоры вузов и директора школ. И очень много молодежи. Министр науки и образования РФ Михаил Котюков, открывая форум, заметил, что эта конференция позволяет участникам взять на вооружение новейшие формы и методы образования, быть в авангарде происходящих в нем изменений. 

Пятый раз идеологом и организатором EdCrunch является НИТУ МИСиС. В этом году конференция проводится совместно с университетом НТИ 20.35 при поддержке Министерства науки и высшего образования под девизом “Данные, которые трансформируют”. Причем, по словам ректора НИТУ МИСиС Алевтины Черниковой, “речь идет о трансформации не только системы образования, но и каждого из нас, нашего отношения к системе образования в целом”. 
Более трехсот российских и международных экспертов приняли участие в деловой программе конференции, которая проходила в двенадцати залах и охватывала пять основных треков: “Дети и технологии”, “Цифровая школа”, “Цифровой университет”, “Новые технологии в корпоративном обучении”, “EdTech-стартапы”, а также воркшопы и мастер-классы. В фойе развернулась выставка технологий и технологичных решений в образовании. 
Возможность или необходимость?
Каковы перспективы и приоритеты развития цифрового образования в России? Этот вопрос обсуждался на пресс-конференции, состоявшейся в рамках EdCrunch. 
Заместитель министра науки и образования Марина Боровская отметила, что все идеи цифровизации образования сообщество в основном поддерживает. В правовых документах оговорены условия и возможности использования университетами онлайн-курсов, размещаемых на специальных платформах. Словом, вся необходимая база есть, и молодые люди сегодня имеют возможность перейти на свою собственную траекторию обучения, выбрав необходимые для будущей деятельности курсы. Однако, по словам заместителя министра, пользуются этой возможностью единицы, и в большинстве случаев причиной становится не их потребность в особых знаниях, а необходимость совместить учебу с работой или воспитанием ребенка. “В большей степени выбор сегодня за молодым человеком”, - подчеркнула М.Боровская.
Однако на внедрение онлайн-курсов в учебный процесс можно взглянуть и с иной точки зрения. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов убедительно обосновал, почему для многих российских вузов вскоре оно может стать насущной необходимостью. Третье десятилетие высшее образование переживает взрывообразный рост: не так давно в мире было 150 млн студентов, сейчас уже 200 млн, еще через десять лет ожидается около 400 млн. Взрывной рост жаждущих получить высшее образование привел к открытию массовых университетов, в которых до двух третей курсов не покрыты собственными исследованиями преподавателей. В подавляющем большинстве российских вузов преподаватель читает два-три, а то и четыре курса одновременно. Очевидно, что он не может следить за современной научной литературой по всем из них, не говоря уже о том, чтобы самому заниматься наукой. Такие вузы, считает ректор “Вышки”, по своим сервисам не отличаются от школы, и это очень опасно, ведь университеты должны формировать людей, способных предложить новое и благодаря этому имеющих более высокий статус и зарплату, - именно этого, согласно всем опросам, ждет от них население. Последние годы многие вузы не могут этот спрос удовлетворить. “Система онлайн-курсов - самый простой метод цифровой революции в университетах, помогающий вернуть их к своему предназначению”, - заявил Я.Кузьминов. Механизм ее внедрения в вузы, по его словам, будет не только добровольный (“это было бы слишком долго!”). Государственная аккредитация (а ее система сейчас “энергично обновляется”) должна дать ответ, есть ли у данного конкретного вуза собственные ресурсы для чтения оригинальных курсов или ему имеет смысл выйти на рынок онлайн-курсов, глобальный или отечественный (решение за министерством), которые читают лучшие профессора, ведущие исследования в своей области. Самому же университету придется ограничить себя комментированием этих курсов, ведением семинаров и т.д. “Тем самым мы резко повысим качество высшего образования, и мне кажется, мы находимся в одном шаге от этих решений”, - сказал ректор НИУ ВШЭ. 
Но есть и еще одна причина отказаться от традиционных лекций: по словам Я.Кузьминова, их КПД, как считают 90% исследователей, даже в “Вышке” низкий. Поэтому в этом вузе уже введены обязательные онлайн-курсы. Сейчас их по четыре на каждом курсе, а скоро будет восемь. Более того, принято решение в ближайшие два года выйти на замещение абсолютно всех лекций онлайн-курсами, то есть каждый профессор ВШЭ запишет и будет поддерживать электронную версию своих лекций. 
Ректор не скрывал, что на некоторых факультетах нововведение вызвало большое сопротивление преподавателей, особенно у экономистов. Студенты же восприняли все нормально. “Надеюсь, профессора от перехода на онлайн-курсы не пострадают, на самом деле их аудитория только возрастет - от 300 человек в ВШЭ до 10 тысяч по всей стране”, - заметил Я.Кузьминов. 
Переживать не стоит
Пионером внедрения цифровых инструментов в отечественных вузах стала Ассоциация “Национальная платформа открытого образования”. О запуске этого проекта было объявлено на EduCrunch в 2015 году. Как рассказал директор ассоциации Дмитрий Юшин, сегодня на платформе более 700 тыс. пользователей. Общее количество университетов, которые разрабатывают онлайн-курсы, - 14. Ассоциацию в свое время учредили восемь ведущих университетов страны, скоро, как ожидается, число учредителей вырастет до десяти. “С этой точки зрения мы активно развиваемся, но если говорить о внедрении онлайн-курсов в реализацию основных образовательных программ других университетов, то здесь все идет не очень просто, - признался Д.Юшин. По его словам, один из самых существенных факторов, негативно влияющих на это внедрение, связан с тем, что “вузы переживают”, не помешает ли использование чужих онлайн-курсов пройти очередную аккредитацию, как отнесется к этому Рособрнадзор. Тем не менее университетов с подобным опытом уже достаточно много. В рамках конференции EduCrunch этим вопросам был посвящен специальный круглый стол. Представители УрФУ рассказали, как они собираются проходить аккредитацию своих образовательных программ, содержащих онлайн-курсы других университетов. 
Секреты эффективности
В этом году EdCrunch была посвящена современным исследованиям и практическим решениям в области работы с большими данными в образовании. Один из примеров такого решения - автоматический сервис психометрической аналитики, разработанный НИУ ВШЭ по заданию Минобрнауки РФ в рамках приоритетного проекта “Современная цифровая образовательная среда”. Анализ “цифрового следа” слушателей онлайн-курсов, который производится сервисом, помогает повысить качество образовательного контента и эффективность обучения. 
- Как известно, при работе студента на платформе остается цифровой след, то есть все данные о тех действиях, которые выполнялись им во время обучения: это статистика по просмотрам видеоматериалов, выполнению тестовых заданий, оценке работ других обучающихся, - рассказала Евгения Кулик, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ. - И когда обучающихся достаточно много - более 500 тыс. человек - математические модели позволяют анализировать эти данные, выявлять паттерны поведения студентов и имеющиеся закономерности в использовании курса. 
Сервис анализирует онлайн-курс по четырем основным направлениям: трудности контента, изменение подготовленности студентов, их взаимодействие с контентом, анализ оценочных средств. Аналитический отчет, который получает разработчик курса, включает в себя рекомендации по его модернизации с целью повышения качества. 
На этапе создания сервиса были проанализированы и доработаны 270 онлайн-курсов. Более сотни авторов, разработчиков и методистов прошли обучение в НИУ ВШЭ по работе с аналитикой. А для будущих пользователей сервиса разработан и опубликован в открытом доступе электронный справочник (https://elearning.hse.ru/psychometrics/handbook/), содержащий методические материалы и рекомендации по модернизации онлайн-курсов. 
После внесения корректив онлайн-курс вновь проходит автоматическую психометрическую экспертизу и получает соответствующий “знак качества” - отметку в паспорте курса на ресурсе online.edu.ru.
Улучшенные курсы стартуют уже в рамках осенней сессии.
Главное - мотивация
Дмитрий Песков, специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, модерировавший пленарную дискуссию “Данные, которые трансформируют”, заметил, что в “Вышке” учатся мотивированные студенты. А вот как насчет всех остальных, тех, кто приходит на специализированные платформы, чтобы освоить выбранный онлайн-курс? Многие ли из них доходят до получения сертификата? И меняется ли ситуация с годами, какая тенденция прослеживается? Через десять лет количество студентов удвоится: сколько будет среди них мотивированных?
Вопросы были адресованы профессору Массачусетского технологического института (MIT) Ананту Агарвалу - основателю и генеральному директору edX - платформы бесплатного дистанционного образования. Это совместный проект MIT, университета Гарварда и университета Беркли. Сейчас в нем участвуют несколько десятков ведущих университетов мира, в том числе собственно MIT и Гарвардский университет, а также Корнельский университет, Калтех, Университет Беркли и другие. 
Мэтр ответил, что ключ к высокой мотивации он видит в обратной связи: как в компьютерной игре, при достижении цели (в данном случае образовательной) студент должен получать моментальную реакцию от программы. Также надо учитывать, что клиповое сознание сегодня побеждает: молодые люди не смотрят длинные обучающие видеоролики, максимальная продолжительность концентрации внимания - шесть минут. “Большие данные позволяют нам заглянуть в работу мозга, понять, как взаимодействуют нейроны. Поэтому мы практикуем активное обучение: короткие видео чередуются с упражнениями. Так можно работать и в классе”, - сказал А.Агарвал. 
- А все-таки количество закончивших курсы edX растет или падает? - напомнил свой вопрос Д.Песков.
- Три года назад до конца курсов доходили до 50% обучающихся. Сейчас - 80-90%, - ответил профессор. - Но в целом все сводится к мотивации. Кто-то осваивает половину курса, кто-то - две трети. Какая разница? Люди берут то, что им нужно. 
Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА
На снимках: Марина Боровская, Ярослав Кузьминов, Алевтина Черникова

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

С видом на расцвет. Как развиваться университетским городам.
В XXI веке изменения молниеносны, а вызовы глобальны. Сможет ли такая консервативная отрасль, как высшее образование, устоять на ветру перемен, а университетский город - удержаться под напором студентификации? /№ 49(2018)
Внимание: тренд! Время растить инженеров-новаторов.
Университеты и работодатели бьют тревогу: Болонская система образования в России приводит к дефициту инженерных специальностей. Если ничего не менять, со временем кадровый голод будет только возрастать. /№ 49(2018)
Про завтра и вчера. Фундаментальность - основа высшего образования.
В конце ноября математики собрались в РУДН на 5-ю Международную конференцию “Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы математического образования”, посвященную 95-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН Л.Д.Кудрявцева, академика Европейской академии наук. /№ 49(2018)

Новости


Студенты, преподаватели и управленцы оценили эффективность применения информационных технологий в образовательной, научной и административной деятельности вузов. Социологическое исследование было проведено в рамках проекта федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса».



Российская наука и образование нуждаются в большем финансировании, а аспирантуре необходимо вернуть престиж, заявил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов на дискуссионной площадке «Качество жизни» съезда «Единой России», сообщает пресс-служба профильного комитета ГД.



Улучшение качества российских научных журналов будет способствовать повышению активности публикаций на их страницах и росту престижа эти изданий в мире, заявил ТАСС президент РАН Александр Сергеев, принимающий участие в неделе Нобелевских торжеств в Стокгольме по приглашению нобелевского лауреата по физике Жерара Муру.



Глава Минобрнауки Михаил Котюков поддержал инициативу студентов Уральского федерального университета организовать всероссийский форум, посвященный вопросам трудоустройства, и запустить его в рамках мероприятий, приуроченных к 100-летнему юбилею университета, который будет отмечаться в 2020 году. Об этом он сообщил на встрече с молодыми исследователями и студентами УрФУ в Екатеринбурге.



Выработка предложений по проектам развития наукоградов России стала основной задачей стратегической сессии, прошедшей в Обнинске. О встрече проинформировала пресс-служба Минобрнауки.



Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко высказала опасения в связи с затягиванием разработки и принятия новых законов о науке и о культуре.

Цифровой гербарий МГУ им. М.В.Ломоносова победил в номинации «Лучший научный проект» премии Русского географического общества. Награда вручена на церемонии в Кремле.

Конференции


22 ноября ИСП РАН им. В.П. Иванникова в рамках своей Открытой конференции, посвященной 70-летию отечественного ИТ-сектора, заключил соглашение с АО «НПО РусБИТех» о продаже лицензии на статический анализатор Svace и динамический анализатор Crusher. Сделка позволит предприятию-разработчику отечественной сертифицированной операционной системы Astra Linux обнаруживать ошибки кода на ранних стадиях и повысить доверие к безопасности своей платформы, используемой в государственных и коммерческих информационных системах, в том числе в критически важных секторах экономики.

22-23 ноября в здании Президиума Российской академии наук прошла Открытая конференция ИСП РАН им. В.П.Иванникова, посвященная 70-летию российского ИТ-сектора. На ней обсудили проекты и технологии, имеющие глобальное значение.

Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-4 апреля 2019 года, Калининград, Балтийский федеральный университет

Текущие конкурсы


Pегиональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований

Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований

Конкурс работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники для молодых ученых.

Конкурс работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники.

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии