Официально


Постановлением правительства дополнены Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в Интернете и обновления информации об образовательной организации.



Правительство утвердило Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, Правила установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и типовую форму договора о целевом обучении.



Правительство изменило текст своего распоряжения от 31 января 2017 года №160-р об утверждении перечня недвижимого имущества РАН, введя в него термин «региональные отделения». Соответствующее распоряжение опубликовано на интернет-портале правовой информации.



Сибирское отделение РАН и Акционерная финансовая корпорация «Система» заключили соглашение о сотрудничестве, сообщает пресс-служба СО РАН. Документ подписали председатель СО РАН академик Валентин Пармон и председатель Совета директоров АФК «Система Владимир Евтушенков.






Новости № 12(2019)

Регионы


В Петрозаводском госуниверситете открылся Гуманитарный инновационный парк.

В Оренбургском госуниверситете прошел мини-форум, на котором студентов учили практическому ведению бизнеса и грамотному выстраиванию карьеры.

Ректор Тольяттинского госуниверситета Михаил Криштал вошел в Совет при губернаторе Самарской области по науке, технологиям и высшему образованию.

СНГ


Интердайджест


Опубликованы генетические данные по идентификации Джека-потрошителя, но важные детали исследования скрыты. С подробностями - Sciencemag.org.

Звуки «в» и «ф» были для человека непроизносимыми, пока не появились земледелие и животноводство. Об этом сообщают New Scientist; The Scientist.

Генетики призывают к пятилетнему глобальному запрету на генетическое редактирование в репродуктологии. Новость распространили Science News; Nature News.


Что представляет собой просто коммунист, видно из следующей собственной рекомендации одного из них. На допросе озадаченный массой вопросов, он в конце концов взмолился: «Да что ты из меня жилы выматываешь! Коммунист, коммунист! В душе я, может, контрреволюционер буду. А коли есть нечего, да соблазняют тебя: бери чего хочешь, сколько хочешь, без отказу. Не в коммунисты аль в большевики - в черти запишешься».






















С расчетом на ведущих. От лидеров высшей школы ждут особых усилий.
Образование
№ 41(2018)

12.10.2018

Задачу вхождения российских вузов в мировые рейтинги, поставленную Президентом РФ в 2012 году, можно считать во многом решенной. Что дальше? “Если раньше наш фокус внимания был сосредоточен на том, чтобы стать видимыми в мире, то сейчас перед ведущими университетами стоят и другие задачи”, - отметил председатель совета Ассоциации глобальных университетов, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, открывая общее собрание членов ассоциации. На обсуждение были вынесены два основных вопроса: роль глобальных исследовательских университетов в выполнении майского указа президента и новая модель аккредитации вузов. 
С первоочередных задач глобальных университетов начала выступление заместитель Правительства РФ Татьяна Голикова. Поскольку государство вложило в их развитие значительные инвестиции, теперь они работают на более высоком уровне, нежели средний российский вуз, и обязаны способствовать подъему отечественной высшей школы в целом, повышать качество школьного образования, развивать науку и инновации. Однако и задача дальнейшего роста международной конкурентоспособности российского образования сохраняется: в частности, нужно расширять присутствие наших вузов в мировых рейтингах, в том числе по тем направлениям, где пока успеха достичь не удалось. Для этого будут создаваться центры компетенций в таких областях, как сельское хозяйство, транспорт, строительство, биотехнологии, клиническая медицина, урбанистика и архитектура, дизайн и коммуникации. 
При оценке эффективности работы ученых вице-премьер предложила учитывать не только общие базы данных публикаций (Web of Science и Scopus), но и отраслевые, а также отраслевые рейтинги, которым раньше значения не придавалось (сельскохозяйственные, медицинские и другие).
Татьяна Голикова сообщила, что уже с 1 января 2019 года будут запущены национальные проекты “Образование” и “Наука”, сейчас же начинается предметное обсуждение федеральных проектов, которые войдут в их структуру: “всех мероприятий, объемов ассигнований, участников”. Экспертную группу по нацпроекту “Образование” возглавили Ярослав Кузьминов и ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Владимир Мау. Председателем общественно-делового совета по нацпроекту “Образование” стала руководитель фонда “Талант и успех” Елена Шмелева.
Участники общего собрания ассоциации подготовили целый ряд предложений для правительства по наполнению нацпроекта “Образование”. Основные из них представил Я.Кузьминов. 
В частности, ректоры предлагают разработать программу формирования национальных исследовательских сетей (проект “Вернадский”). Она основана на сотрудничестве университетов, имеющих сильные научные школы, с региональными вузами, у которых есть задел в том же предметном направлении. Как считает ректор “Вышки”, эта программа позволит России к 2024 году войти в ТОП-5 стран-лидеров по научным исследованиям, как это предусмотрено в майском указе главы государства.
В рамках сотрудничества ведущих и региональных университетов предлагается также открывать сетевые образовательные программы. Причем речь не идет о том, чтобы студенты в регионах переходили на онлайн-курсы, записанные профессорами ведущих университетов. Вопрос формы, по словам ректора НИУ ВШЭ, в данном случае вторичен, главное - чтобы вузы развивали сетевые отношения и головной университет брал на себя ответственность за качество преподавания основных дисциплин.
Среди других были и такие предложения:
- начиная с 2020 года выделять гранты вузам и научным институтам, привлекающим на работу ведущих российских и зарубежных ученых с высокими научными результатами, и финансировать за счет этих грантов не менее половины зарплаты этих ученых (для организаций, расположенных в регионах РФ, - не менее 70%); 
- включить ведущие отраслевые университеты в состав исполнителей государственных программ развития отраслей в части прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок; 
- вывести на рынок заочного высшего образования программы, построенные на использовании массовых открытых онлайн-курсов Национальной платформы открытого образования, увеличить бюджетный прием на такие программы;
- для поддержки талантливых школьников создавать специальные учебно-научные центры интернатного типа на базе глобальных университетов по модели СУНЦ МГУ, УрФУ, НГУ (ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов предложил также в крупных городах открывать лицеи при вузах по модели НИУ ВШЭ и МИФИ). 
Задавая тон обсуждению второго вопроса, новой модели аккредитации вузов, Т.Голикова подчеркнула, что “необходимо достичь четкого понимания, что такое качество образования и каковы его критерии”. Вице-премьер напомнила, что создана рабочая группа по совершенствованию системы аккредитации вузов, и предложила в ее рамках поставить вопрос об объединении процедур лицензирования и государственной аккредитация. 
Заметив, что сегодня очень много претензий предъявляется к качеству экспертов, оценивающих соответствие вузов установленным требованиям, вице-премьер подчеркнула, что, во-первых, критерии, по которым можно было бы оценить уровень эксперта, сегодня также отсутствуют. Во-вторых, за то, что среди экспертов оказываются не самые лучшие специалисты, ответственны и сами ректоры. Некоторые ведущие университеты вообще не имеют своих представителей среди экспертов. 
Участники рабочей группы должны тщательно обсудить новые изменения и дать всестороннюю оценку последствий нововведений. Вице-премьер подчеркнула, что в случае принятия решения о новой системе аккредитации будет необходим некий переходный период. 
По словам руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, в общем образовании единая система оценки качества уже создана. Высшей школе удалось избавиться от некачественных вузов и образовательных программ, но инструменты, позволяющие судить о качестве образования в том или ином вузе, еще предстоит создать. “Мы заинтересованы в совместной работе с Ассоциацией “Глобальные университеты”, Министерством науки и высшего образования России, региональными вузами”, - подчеркнул С.Кравцов.
Новая модель аккредитации предполагает три уровня. Первый - базовая аккредитация, которая выдается и отзывается вместе с лицензией для бакалаврских программ, реализуемых через сетевое взаимодействие с другими вузами. Второй уровень - продвинутая аккредитация, в том числе для магистерских программ, выдаваемая после независимой оценки результатов студентов. Третий уровень, дающий право на аспирантуру, - аккредитация ведущего вуза. Она присваивается по результатам независимого аудита и международной экспертизы, для ее подтверждения вузу необходимо иметь научные школы и присутствовать в глобальных рейтингах.
Министр науки и высшего образования Михаил Котюков предложил начать с апробации этой модели в ведущих вузах:
- Считаю, что в условиях глобальной цифровизации от архаичных инструментов контроля нужно постепенно уходить, - заявил он. - Любой университет является генератором большого количества цифровых данных, на их основе нам нужно настраивать систему перманентного мониторинга качества реализации образовательных программ. Государство закупает на рынке определенные услуги, нам нужна система постоянной оценки их качества. Для начала возможен эксперимент в ограниченном кругу организаций, которые доказали свою состоятельность, а в дальнейшем можно говорить о масштабировании, - отметил М.Котюков.
Как считает Ярослав Кузьминов, новый механизм аккредитации позволит сформировать критерии оценки высшего образования, в равной степени понятные абитуриентам, студентам и работодателям. Кроме того, он создаст стимулы вузам для повышения качества образовательных программ.
Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая Степаненкова
 
 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Принстону на зависть? Академический университет погружает студентов в науку.
Традиционный вуз можно сравнить с предприятием, где, как на конвейере, из «полуфабриката» получают специалистов. А ГАУГН - все равно что мастерская со штучным производством... /№ 12(2019)
Сокращая разрыв. «Вышка» идет в регионы и зовет за собой.
Высшая школа экономики предложила свою программу поддержки ученых, работающих в региональных вузах. /№ 12(2019)
Цифровая мотивация. Молодежь приобщают к профессии в виртуальной реальности.
В Ульяновском госуниверситете открыта Школа цифровых технологий, задачей которой будет профориентационная работа с молодежью. /№ 12(2019)

Новости


Изучение человеческого мозга, Мирового океана и освоение космоса будут приоритетными задачами для человечества в ближайшие 10 лет, заявил журналистам ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий на Дне открытых дверей в вузе.



Российские и китайские ученые будут вместе изучать Арктику, Антарктику и Мировой океан, сообщил ТАСС вице-президент Российской академии наук Андрей Адрианов по итогам первой рабочей встречи руководства РАН и Китайской академии наук в Пекине.



Заявки на участие в образовательном интенсиве «Остров 10-22», который пройдет в июле 2019 года на базе Сколковского института науки и технологий, подали 170 российских вузов. Об этом сообщила пресс-служба Минобрнауки.



В ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН во Владивостоке состоялось второе чрезвычайное собрание научной общественности. Темой встречи стало строительство жилых домов на территории Академгородка, сообщает сайт east-eco.com.



Минфин в устной форме отказал руководству Российской академии наук в выделении одного миллиарда рублей на программы международного научного сотрудничества и популяризацию науки, сообщает РБК со ссылкой на вице-президента РАН Юрия Балегу.

Стокгольмская премия воды за 2019 год присуждена доктору Джеки Кинг из ЮАР. Жюри отметило ее «изменяющий правила игры вклад в глобальное управление реками», сообщает Стокгольмский международный институт воды (SIWI).

Минобрнауки направило в подведомственные вузы письмо, содержащее информацию о рекомендациях использования «Православной энциклопедии» в учебном процессе по направлениям «История и археология», «Философия, этика и религиоведение» и «Теология». Об этом на 31-м совместном заседании советов по изданию «Православной энциклопедии» сообщил министр науки и высшего образования Михаил Котюков.

Конференции


Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

С 28 по 30 мая 2019 года в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского) состоится Всероссийская научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов «Авиационные двигатели и силовые установки».

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Текущие конкурсы


ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

Российский научный фонд объявляет о начале приема заявок на «молодежные» конкурсы Президентской программы исследовательских проектов. Конкурсы проводятся по всем областям знания, предусмотренным классификатором РНФ, однако, научные исследования должны быть направлены на решение конкретных задач в рамках одного из определенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации приоритетов.

Конкурс на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований

Конкурс на лучшие проекты организации российских и международных научных мероприятий, проводимых в марте - декабре 2019 года на территории Российской Федерации

Конкурсы 2019 года на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимые совместно РФФИ и АНО ЭИСИ

Вакансии


08.02.2019
объявляет о проведении выборов на должность заведующего академической кафедрой истории и философии науки.

14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии