Официально


Премией имени Д.С.Лихачева 2018 года Президиум РАН решил наградить доктора филологических наук Елену Юхименко (Государственный исторический музей). Она отмечена за монографию «Старообрядчество: история и культура».

За цикл работ «Структурная биология макромолекул, значимых для биотехнологии и медицины» премия имени Е.С.Федорова 2018 года присуждена члену-корреспонденту Владимиру Попову, доктору химических наук Инне Курановой и кандидату физико-математических наук Валерии Сaмыгиной.

Премии Е.В.Тарле 2018 года удостоены академик Алексей Арбатов, кандидат исторических наук Наталия Бубнова и доктор исторических наук Александр Калядин. Ученые отмечены за сборник «Безопасность и контроль над вооружениями 2015-2016. Международное взаимодействие в борьбе с глобальными угрозами».

Премия имени Е.С.Варги 2018 года присуждена члену-корреспонденту Андрею Спартаку за цикл научных работ по актуальным вопросам развития международной торговли и мировой торговой системы.




Новости № 1-2(2019)

Регионы


СНГ


Интердайджест
















Потерянный термин. Цифровой грамотности забыли дать определение.
Образование
№ 50(2018)

14.12.2018

Эксперты прогнозируют, что через 20 лет цифровизация образовательной отрасли приведет к тому, что число рабочих мест для учителей сократится на 40%, а профессия педагога, как и сама школа, заметно изменится. И процесс трансформации уже идет. Успешно ли? Это на площадке Российского университета дружбы народов (РУДН) обсудили участники Всероссийской конференции “От цифры к цифровой грамотности: задачи и решения” - представители Российской академии образования, Россотрудничества, Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий (ЦРГОПиИТ) и Московского центра технологической модернизации образования, а также преподаватели, методисты и аналитики из разных регионов страны. Мероприятие было организовано РУДН совместно с ЦРГОПиИТ.
Как сообщил директор Института непрерывного педагогического образования РУДН Андрей Ершов, для анализа реальной ситуации с развитием цифровой грамотности в регионах по запросу Минпросвещения большая группа экспертов провела мониторинг. В этом исследовании были задействованы специалисты из Самарской, Волгоградской, Челябинской, Свердловской и Томской областей, а также Санкт-Петербурга и Мордовии. Перед ними была поставлена задача изучить, как реализуются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), связанные с формированием цифровой грамотности, и подготовить соответствующие проектно-методические рекомендации. 
Результаты мониторинга на конференции представил проректор по информатизации и оценке качества образования Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования Борис Илюхин. Он обратил внимание на то, что само понятие “цифровая грамотность” не определено в каких-либо нормативно-правовых актах РФ и четкого представления об этом термине в профессиональном сообществе нет.
- Можно ли отождествлять его с понятием “компьютерная грамотность”? Очевидно, нет, - считает Борис Илюхин. - В нашем понимании это - комплекс навыков (включая использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих успешность человека.
По его словам, анализ соответствия ФГОС тренду цифровизации в этой сфере и опрос специалистов органов образования в 51-м регионе страны показали, что “введенные в действие ФГОС не содержат конкретных форм и положений прямого действия в части установления смыслового термина “цифровая грамотность”. Иными словами, в стандартах это понятие отражено в незначительном объеме. Исключение составляет использование электронных образовательных ресурсов и цифрового оборудования. Недостаточная представленность в стандарте, считает проректор, фактически выводит цифровую грамотность за рамки образовательного процесса, а между тем она должна быть вписана в программу работы каждой конкретной школы, и эту задачу необходимо решать на региональном уровне. 
Эксперты также отметили слабую проработку методических материалов и сделали вывод о том, что необходимо менять подходы к повышению квалификации учителей. Нужно понять, каких конкретных компетенций не хватает каждому из них, и здесь может помочь добровольное тестирование. 
- Педагогам нужна система саморазвития, - заключил Борис Илюхин.
Советник руководителя Россотрудничества Дмитрий Гужеля добавил, что в регионах следует сопоставлять результаты обучения детей и диагностики учителей. Подбор онлайн-курсов под конкретные лакуны с последующим прохождением обучения позволит формировать “цифровое портфолио” каждого учителя, строить траекторию его саморазвития. Преподаватель, по определению докладчика, в итоге перестанет играть роль “всезнайки”, основного источника знаний для учеников. Он превратится в постоянно совершенствующегося специалиста и наставника по поиску нужной информации, умелому ориентированию в ее потоках. Д.Гужеля высоко оценил способность российских педагогов к “расширению горизонтов” и отметил их стремление постоянно развиваться, “даже минуя официальные курсы повышения квалификации, из личных побуждений”. 
Что же в таком случае мешает нашим учителям реализовать потребность в новых знаниях и ликвидировать свою цифровую безграмотность? Среди прочих причин - недостаток свободного времени. Руководитель отдела профессионального развития педагогов и сетевого взаимодействия Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Наталья Амелина уверена: если освободить учителю пару часов на повышение квалификации, он станет самым продвинутым пользователем ИКТ.
Нынешние школьники, многие из которых владеют информационными технологиями куда лучше своих педагогов, похоже, более готовы к цифровой революции в образовании. Ведь они, как подметила заведующая кафедрой психологии труда и психологического консультирования Московского педагогического государственного университета Елена Пучкова, приобщаются к ИКТ практически с рождения. Следует не запрещать детям пользоваться Интернетом, а учить их работать в Сети эффективно, без ущерба для своего развития, подчеркнула завкафедрой.
- С этими молодыми людьми мы сможем решить большой спектр задач, - уверена она. 
Татьяна ВОЗОВИКОВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Требуется воля. Как бороться с бюрократизацией высшей школы.
Чтобы освободиться от бюрократической тягомотины, возможно, надо создать рабочую группу по дебюрократизации во главе с министром, но включить в нее первым делом не директоров департаментов, которые будут держаться за каждую бумажку, а, наоборот, представителей высших учебных заведений. /№ 1-2(2019)
Задел в пакете. Нацпроект объединяет томичей.
В Томске создадут Научно-образовательный центр по качеству жизни (НОЦ), куда войдут все топовые вузы региона, исследовательские институты, а также органы местной власти и представители бизнеса. /№ 52(2018)
Главные фигуры. Преподаватели заслуживают праздника.
В Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете “ЛЭТИ” состоялся вечер-концерт, посвященный учреждению в вузе Дня преподавателя. /№ 52(2018)

Новости


Одиннадцать вузов в ТОП-100, одна позиция в пятерке, 35 участников в публикуемой части и четвертое место по их количеству среди 43 стран - таковы результаты России в новом глобальном рейтинге университетов стран с активно развивающейся экономикой (Emerging Economies University Rankings 2019), подготовленном британским агентством Times Higher Education (THE).



В рамках Гайдаровского форума министр науки и высшего образования Михаил Котюков принял участие в экспертной дискуссии Трианонского диалога «Россия - Франция: новые технологии образования», сообщает пресс-служба Минобрнауки.



Директор Департамента стратегического управления «Роскосмоса» Юрий Макаров предложил Российской академии наук разработать нацпроект по мониторингу астероидно-кометной угрозы. Об этом он заявил на только что состоявшемся заседании Президиума РАН.



Министерство просвещения решило дополнить список номинаций Всероссийской премии «За верность науке». Теперь в нем появится категория «КЛАССная наука».



Российские средства наземного слежения потеряли связь с космическим аппаратом «Спектр-Р», на котором установлен радиотелескоп, позволяющий вести научные наблюдения на орбите. От КА поступает сигнал, но есть проблемы с его управлением.

Ректор МГУ Виктор Садовничий провел традиционную, уже двадцать шестую по счету, встречу с членами российских академий - сотрудниками Московского университета, сообщает пресс-служба вуза. В ней также приняли участие президент РАН Александр Сергеев и первый заместитель министра науки и образования РФ академик Григорий Трубников.

«Новый год начинается с нового наступления бюрократии на остатки российской науки», - так начали свое очередное заявление участники Клуба «1 июля». Их новогоднее обращение к научному сообществу опубликовано на сайте клуба.

Конференции


Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят 22 января 2019 года МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

22 ноября ИСП РАН им. В.П. Иванникова в рамках своей Открытой конференции, посвященной 70-летию отечественного ИТ-сектора, заключил соглашение с АО «НПО РусБИТех» о продаже лицензии на статический анализатор Svace и динамический анализатор Crusher. Сделка позволит предприятию-разработчику отечественной сертифицированной операционной системы Astra Linux обнаруживать ошибки кода на ранних стадиях и повысить доверие к безопасности своей платформы, используемой в государственных и коммерческих информационных системах, в том числе в критически важных секторах экономики.

22-23 ноября в здании Президиума Российской академии наук прошла Открытая конференция ИСП РАН им. В.П.Иванникова, посвященная 70-летию российского ИТ-сектора. На ней обсудили проекты и технологии, имеющие глобальное значение.

Текущие конкурсы


ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

Вы молоды, талантливы и увлечены наукой о катализе? Тогда обращайтесь к нам!

Pегиональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований

Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии