Официально


Общероссийский народный фронт направил правительству предложения в национальный проект «Образование», касающиеся подготовки учителей. Эксперты ОНФ предлагают ввести для будущих педагогов профессиональный экзамен, который позволит определить, насколько они готовы к педагогической деятельности, информирует ТАСС.



Студенты и преподаватели Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» получили поздравления со столетним юбилеем их вуза от председателя правительства Дмитрия Медведева.



Президент России Владимир Путин поздравил сотрудников, студентов и выпускников Уральского государственного юридического университета со столетием учебного заведения.



Правительство одобрило проект федерального закона «О внесении изменения в статью 92 ФЗ «Об образовании в РФ»». Законопроект инициирован с целью закрепить обязательный учет сведений о независимой оценке качества подготовки учащихся при государственной аккредитации образовательной деятельности.






Новости № 37(2018)

Регионы


Татарстан заключил соглашение с Сибирским отделением РАН. Церемония прошла в рамках Татарстанского нефтегазового форума-2018 с участием президента республики Рустама Минниханова, ректоров ведущих вузов Казани и делегации СО РАН, которую возглавлял первый заместитель председателя отделения Ренад Сагдеев.

Дальневосточный федеральный университет и Санкт-Петербургский политехнический университет займутся созданием цифровых двойников реальных изделий и производственных процессов.

Представители Пензенского госуниверситета и Mail.ru Group подписали соглашение о запуске проекта “Игросфера. Пенза”, направленного на подготовку кадров для игровой индустрии.

СНГ


В конце прошлого года в Молдавии был принят закон о внесении изменений в Кодекс о науке и инновациях, предусматривавший кардинальную реформу системы управления и финансирования науки в стране, прежде всего ее академического сектора. Произошедшее очень напомнило трансформацию Академии наук в России в 2013 году.

Интердайджест


Статья о первозданной короткой белковой молекуле - первом пептиде на Земле - опубликована учеными Ратгерского Университета (Rutgers University) в журнале Американского химического общества (American Chemical Society).

Американские астрономы утверждают, что причина, по которой Плутон утратил свой планетный статус, не обоснована, отмечает сетевое издание Phys.org. В 2006 году Международный астрономический союз (International Astronomical Union) - всемирная экспертная организация - постановил считать планетой небесное тело с наибольшей гравитацией на орбите, расчищающей последнюю от других тел.


В Николаевске Самарской губ. у буржуазии, оказывающей содействие чехословакам и белогвардейцам, уездный исполком постановил конфисковать все излишнее имущество, которое поступает в общее народное достояние. В Осташково на местную буржуазию Совдепом наложена контрибуция в 469 000 рублей. В Бологом выселяется из города в дальние поселки местная буржуазия. Помещения в городе занимаются рабочими. В Воронеже буржуазия выселяется из центра города на окраины. Рабочие переселяются в центральные улицы; замечается отъезд буржуазии на Украину.
















Сравнили несравнимых. Почему многие негосударственные вузы уклонились от мониторинга.
Образование
№ 51(2012)

21.12.2012


Негосударственный сектор высшего образования России насчитывает сегодня 446 вузов и 661 филиал. В проведенном Минобрнауки РФ мониторинге эффективности негосударственных вузов (его результаты недавно были опубликованы на сайте министерства) приняли участие, соответственно, 120 вузов и более 200 филиалов, из которых 70 вузов и 97 филиалов дали согласие на публикацию результатов. Критерии использовались те же, что и при мониторинге государственных вузов. Cоотношение вузов “с признаками неэффективности” и без оных в обеих группах оказалось близким (см. таблицу). Насколько верная получилась картина с учетом того, что большая часть негосударственных высших учебных заведений от участия в мониторинге отказалась? И почему, собственно, они отказались? По просьбе “Поиска” итоги мониторинга комментирует председатель Ассоциации негосударственных вузов России ,ректор Российского нового университета Владимир ЗЕРНОВ.

- Как вы оцениваете проведение мониторинга?
- Сама по себе идея такого мониторинга очень позитивна. В целом средства на науку в России выделяются достаточно большие, по меркам любой страны. Но у нас они никакой отдачи не дают: наши вузы не продвигаются в международных рейтингах. Значит, средства расходуются недостаточно эффективно. Мониторинг позволяет увидеть картину по отдельным учебным заведениям, сравнить их между собой и поддержать наиболее эффективные.
- Почему же большинство негосударственных вузов отказалось в нем участвовать?
- Одна из причин связана с выбранными критериями. Если мы хотим дать оценку эффективности деятельности вузов, критерии, по идее, должны отвечать задачам, которые стоят перед страной. А у нас, как известно, в последнее время и президент, и правительство ставят одну задачу - инновационное развитие. Насколько показатели проведенного мониторинга нацеливают вузы на инновационное развитие - вопрос.
- По словам замминистра Александра Климова, были взяты объективные критерии, которые легко измерить.
- Число патентов и научных открытий измерить еще легче. Как и цитируемость работ или импакт-фактор издаваемых журналов. Роль вузов в инновационном развитии тоже можно измерить. Но были взяты другие параметры. С ними можно соглашаться или не соглашаться - в конце концов это решение министерства, и сейчас самое главное, что начало положено, мониторинг будет проводиться. Я надеюсь, что его критерии в следующий раз будут обсуждать более широко, чем обсуждали на этот раз. И они будут в большей степени соответствовать определению эффективности вуза как кластера постиндустриальной экономики, отражать его реальное влияние на регион и отрасль.
- А чем плохи, на ваш взгляд, критерии этого мониторинга?
- Ну, возьмем, например, средний балл ЕГЭ. Это хороший критерий. Однако при мониторинге государственных вузов учитывался прием на бюджетные места, при мониторинге негосударственных - прием на платное обучение. Можно ли сравнивать государственные и негосударственные вузы по этому показателю? Корректность такого сравнения, мягко говоря, спорна. Было бы более логично взять для сопоставления прием в негосударственные вузы и на внебюджетное отделение государственных.
Второй критерий - количество квад-ратных метров на студента - тоже хороший. Однако он не принимает во внимание, что государственным вузам помещения предоставляются государством, которое к тому же компенсирует им налоги на содержание зданий. Негосударственные же покупают помещения сами, плюс с них государство налоги берет. Даже если у государственного и негосударственного вузов по этому критерию мониторинга окажутся равные показатели - чья эффективность больше? Поэтому сравнение государственных и негосударственных вузов по квадратным метрам на студента тоже слабо выдерживает критику - о равных условиях даже речи нет.
Следующий критерий - наука. Если бы мы измеряли эффективность деятельности вуза количеством патентов, научных открытий, статей, опубликованных в ведущих изданиях, импакт-факторами журналов, им издаваемых, и другими показателями реальной инновационной деятельности, все было бы прекрасно. Но мы же измеряем ее финансами, освоенными учебным заведением. И как негосударственные вузы могут здесь конкурировать с государственными, если к подавляющему большинству (да практически ко всем!) научных программ Минобрнауки РФ доступ негосударственным вузам закрыт?
Два наиболее ярких примера. На первом конкурсе на получение статуса инновационных вузов, когда избрали 17 вузов-победителей, РосНОУ оказался в двадцатке лучших. На втором конкурсе победителей было 40, РосНОУ - на 41-м месте. Потом выяснилось, что не все выделенные на их поддержку деньги израсходованы. Однако негосударственные вузы все равно не поддержали.
Когда объявили конкурс на статус НИУ, на сайте Минобрнауки была одна информация, на сайте strf.ru - прямо противоположная. На одном сайте написали, что в конкурсе могут принимать участие все вузы, в том числе субъектов Федерации и негосударственные, на другом - что к конкурсу допускаются только вузы, учрежденные государством.
Количество иностранных студентов, обучающихся в вузе, - тоже неплохой показатель. Но опять же квоты на обу-чение иностранцев в рамках межправительственных договоров распределяются только по государственным вузам!
Но, как ни парадоксально, в целом показатели многих негосударственных вузов, принявших участие в мониторинге, оказались не хуже, чем показатели государственных.
Кстати, в международных рейтингах российские негосударственные вузы оцениваются гораздо выше, чем в рейтингах, проводимых Минобрнауки. Есть негосударственные вузы, которые находятся “на скамейке запасных” в Шанхайском рейтинге. В рейтинг QS входят 30 российских вузов, четыре из них негосударственные. Кстати, и в сотне лучших вузов России, по версии рейтингового агентства “Эксперт РА”, есть негосударственные, впереди некоторых национальных исследовательских и федеральных университетов.
Тем не менее среди 55 высших учебных заведений, получивших в прошлом году поддержку своих программ развития, нет ни одного негосударственного.
В России принято множество решений - на уровне и Госсовета, и правительства, в которых говорится о равнодоступности учреждений разных форм учредительства к государственным ресурсам. Но эти решения не выполняются.
А посмотрите, как в мире. Во всех постсоциалистических странах, в коммунистическом Китае и даже в КНДР поддержка негосударственного образования намного выше, чем в демократической России. В Польше на негосударственный сектор (недавно, кстати, отмечали его 20-летие) выделяется из госбюджета свыше 10 млрд рублей ежегодно, если перевести на наши деньги. Так у поляков уже два вуза в Шанхайском рейтинге. А их “скамейка запасных”, боюсь, длиннее нашей. Результат такой политики по отношению к негосударственному сектору говорит сам за себя.
Все это - ответ на вопрос, почему многие негосударственные вузы отказались участвовать в этом мониторинге. Во-первых, не верят, что государство наконец-то к нам повернется. Во-вторых, заведомо неравное положение государственных и негосударственных вузов в мониторинге, сравнение несравнимых вещей вызвали и сильное возмущение ректоров. Но многие все-таки решили идти до конца. И согласие на мониторинг и публикацию результатов дали.
- Что ожидает негосударственные вузы “с признаками неэффективности”?
- По моему мнению, надо разобраться в каждом конкретном случае, чего вузу не хватает. Этим должна заняться совместная комиссия Минобрнауки РФ и Ассоциации негосударственных вузов. Оптимизация необходима вузам различной формы учредительства.
- С принятием нового Закона об образовании мониторинг станет обязательным для всех вузов страны. Как вы считаете, если бы сейчас все негосударственные высшие учебные заведения участвовали в мониторинге, сильно бы изменилась общая картина? Ведь неизвестно, сильные или слабые учебные заведения остались за пределами этой процедуры и в какую сторону сдвинулась бы граница между эффективностью и неэффективностью, прими в ней участие все вузы? Может, неэффективных оказалось бы гораздо больше?
- Я думаю, картина была бы очень схожей. Многие сильные вузы не участвовали в мониторинге по целому ряду причин, но, повторю, главным образом, из-за невозможности изменить отношение государства к негосударственному сектору. Еще когда Андрей Фурсенко только стал министром, ему задали вопрос: не превратится ли Министерство образования в министерство государственного образования? Андрей Фурсенко тогда сказал, что он этого не допустит. Но чем дальше, тем больше мы видим, что поддерживаются лишь вузы, учрежденные самим государством. Оно по-разному относится к государственным и негосударственным высшим учебным заведениям, однако эффективность их деятельности оценивает по одним критериям.
А ведь, по большому счету, эффективность определяется отношением результата к затратам. В случае государственных вузов затраты понятны - это вложения в них бюджетных средств. В случае негосударственных вузов затраты бюджета равны нулю. Получается, их эффективность крайне высока. Логика же должна быть в решениях!


Беседовала Наталия Булгакова
фото Андрея МОИСЕЕВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Репутация в цифрах
Медицинское образование в России сегодня отличается не только популярностью, но и доступностью. К такому выводу пришли эксперты рейтингового агентства RAEX, в четвертый раз опубликовавшего репутационные рейтинги вузов по укрупненным направлениям. /№ 37(2018)
Объективно о субъективном
Среди множества проводимых сегодня ранжирований университетов рейтинг вузов-участников Стипендиальной программы Владимира Потанина стоит особняком. Он охватывает 75 ведущих вузов из разных регионов страны... /№ 37(2018)
Меняясь, но не изменяя. ТГУ чтит традиции и готов к трансформации.
ТГУ широко отмечает 140-летний юбилей. Томичи сделали торжество и поводом для серьезного разговора - 5 сентября в Научной библиотеке Томского государственного университета эксперты Министерства науки и высшего образования РФ, вузов и академических институтов обсудили создание научно-образовательных центров мирового уровня в рамках нацпроекта “Наука”. /№ 37(2018)

Новости


Роспатент и Федеральный институт промышленной собственности продолжают работу по выявлению лидеров подачи электронных заявок на регистрацию изобретений и полезных моделей.



Российские школы и вузы получат учебники в рамках образовательной программы «Права человека», разработку которой в 2017 году инициировала уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.



Заместитель председателя правительства Алексей Гордеев и помощник Президента РФ Андрей Фурсенко провели заседание Совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (ФНТП). Речь шла о формировании условий для развития научно-технической деятельности в агропроме и повышении его конкурентоспособности.



Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил сведения о среднемесячной заработной плате работников научных организаций по должностям за первое полугодие 2018 года. Исследователи отметили значительное сокращение разрыва в размере зарплат руководителей и научных сотрудников.



С 2022 года Единый госэкзамен по иностранному языку станет обязательным. Об этом сообщил на Всероссийской встрече с родителями руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.



Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий провел расширенное заседание ректората, посвященное участию университета в национальном проекте «Наука». Руководитель МГУ поставил задачу всем подразделениям включиться в государственные инициативы в области развития науки. Об этом сообщает пресс-служба вуза.



Галина Золина покидает пост ректора Российского государственного аграрного университета - Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева. Об этом сообщается на сайте вуза.

Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


До 12 октября 2018 года идёт прием заявок на участие в конкурсе на соискание премий Правительства Москвы молодым ученым.

Конкурс на издание лучших научных трудов

Конкурс на издание лучших научно-популярных трудов

Конкурс научных проектов фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Москвы

Российская академия наук объявляет конкурс на соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии