Официально


Минобрнауки опубликовало приказ «Об установлении первой и высшей квалификационных категорий педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ и Правительства РФ». Текст документа доступен по ссылке.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки продолжает сбор предложений по совершенствованию единого государственного экзамена (ЕГЭ). Предложения принимаются до 11 августа по электронной почте.



Указом Президента России государственных наград удостоен ряд ученых.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки прекратила действие лицензии Алтайской академии экономики и права.




Новости № 27-28(2017)

Регионы


В новом корпусе Института экономики и менеджмента ТГУ торжественно открыли бизнес-библиотеку, оборудованную в соответствии с новейшими smart-технологиями.

В Москве впервые прошла Кембриджско-Сеченовская летняя школа по онкоурологии и реконструктивной хирургии мочеполового тракта.

Четырехкратный олимпийский чемпион, одиннадцатикратный чемпион мира, всемирно известный биатлонист Александр Тихонов приезжал в Ижевский государственный технический университет. Там он вручил дипломы выпускникам Института физической культуры и спорта, названного его именем.

СНГ


Интердайджест


Токсичные вещества на поверхности Марса уменьшают вероятность обнаружения жизни на этой планете. С подробностями - Science Alert.

Опубликованы результаты двух ограниченных клинических испытаний индивидуализированных противораковых вакцин. Подробности - в Nature News.

Найденные археологами видоизмененные человеческие черепа из мегалитического комплекса Гебекли-Тепе свидетельствуют о существовании прежде неизвестной формы неолитического культа. Об этом сообщает Science News.


Редкий день проходит без того, чтобы у трамвайных остановок или в вагонах трамвая не поймали вора, запустившего руку в чужой карман. В таких случаях вокруг пойманного моментально собирается огромная толпа и начинается дикая сцена самосуда. Воришку избивают иногда до бесчувствия.




















Сравнили несравнимых. Почему многие негосударственные вузы уклонились от мониторинга.
Образование
№ 51(2012)

21.12.2012


Негосударственный сектор высшего образования России насчитывает сегодня 446 вузов и 661 филиал. В проведенном Минобрнауки РФ мониторинге эффективности негосударственных вузов (его результаты недавно были опубликованы на сайте министерства) приняли участие, соответственно, 120 вузов и более 200 филиалов, из которых 70 вузов и 97 филиалов дали согласие на публикацию результатов. Критерии использовались те же, что и при мониторинге государственных вузов. Cоотношение вузов “с признаками неэффективности” и без оных в обеих группах оказалось близким (см. таблицу). Насколько верная получилась картина с учетом того, что большая часть негосударственных высших учебных заведений от участия в мониторинге отказалась? И почему, собственно, они отказались? По просьбе “Поиска” итоги мониторинга комментирует председатель Ассоциации негосударственных вузов России ,ректор Российского нового университета Владимир ЗЕРНОВ.

- Как вы оцениваете проведение мониторинга?
- Сама по себе идея такого мониторинга очень позитивна. В целом средства на науку в России выделяются достаточно большие, по меркам любой страны. Но у нас они никакой отдачи не дают: наши вузы не продвигаются в международных рейтингах. Значит, средства расходуются недостаточно эффективно. Мониторинг позволяет увидеть картину по отдельным учебным заведениям, сравнить их между собой и поддержать наиболее эффективные.
- Почему же большинство негосударственных вузов отказалось в нем участвовать?
- Одна из причин связана с выбранными критериями. Если мы хотим дать оценку эффективности деятельности вузов, критерии, по идее, должны отвечать задачам, которые стоят перед страной. А у нас, как известно, в последнее время и президент, и правительство ставят одну задачу - инновационное развитие. Насколько показатели проведенного мониторинга нацеливают вузы на инновационное развитие - вопрос.
- По словам замминистра Александра Климова, были взяты объективные критерии, которые легко измерить.
- Число патентов и научных открытий измерить еще легче. Как и цитируемость работ или импакт-фактор издаваемых журналов. Роль вузов в инновационном развитии тоже можно измерить. Но были взяты другие параметры. С ними можно соглашаться или не соглашаться - в конце концов это решение министерства, и сейчас самое главное, что начало положено, мониторинг будет проводиться. Я надеюсь, что его критерии в следующий раз будут обсуждать более широко, чем обсуждали на этот раз. И они будут в большей степени соответствовать определению эффективности вуза как кластера постиндустриальной экономики, отражать его реальное влияние на регион и отрасль.
- А чем плохи, на ваш взгляд, критерии этого мониторинга?
- Ну, возьмем, например, средний балл ЕГЭ. Это хороший критерий. Однако при мониторинге государственных вузов учитывался прием на бюджетные места, при мониторинге негосударственных - прием на платное обучение. Можно ли сравнивать государственные и негосударственные вузы по этому показателю? Корректность такого сравнения, мягко говоря, спорна. Было бы более логично взять для сопоставления прием в негосударственные вузы и на внебюджетное отделение государственных.
Второй критерий - количество квад-ратных метров на студента - тоже хороший. Однако он не принимает во внимание, что государственным вузам помещения предоставляются государством, которое к тому же компенсирует им налоги на содержание зданий. Негосударственные же покупают помещения сами, плюс с них государство налоги берет. Даже если у государственного и негосударственного вузов по этому критерию мониторинга окажутся равные показатели - чья эффективность больше? Поэтому сравнение государственных и негосударственных вузов по квадратным метрам на студента тоже слабо выдерживает критику - о равных условиях даже речи нет.
Следующий критерий - наука. Если бы мы измеряли эффективность деятельности вуза количеством патентов, научных открытий, статей, опубликованных в ведущих изданиях, импакт-факторами журналов, им издаваемых, и другими показателями реальной инновационной деятельности, все было бы прекрасно. Но мы же измеряем ее финансами, освоенными учебным заведением. И как негосударственные вузы могут здесь конкурировать с государственными, если к подавляющему большинству (да практически ко всем!) научных программ Минобрнауки РФ доступ негосударственным вузам закрыт?
Два наиболее ярких примера. На первом конкурсе на получение статуса инновационных вузов, когда избрали 17 вузов-победителей, РосНОУ оказался в двадцатке лучших. На втором конкурсе победителей было 40, РосНОУ - на 41-м месте. Потом выяснилось, что не все выделенные на их поддержку деньги израсходованы. Однако негосударственные вузы все равно не поддержали.
Когда объявили конкурс на статус НИУ, на сайте Минобрнауки была одна информация, на сайте strf.ru - прямо противоположная. На одном сайте написали, что в конкурсе могут принимать участие все вузы, в том числе субъектов Федерации и негосударственные, на другом - что к конкурсу допускаются только вузы, учрежденные государством.
Количество иностранных студентов, обучающихся в вузе, - тоже неплохой показатель. Но опять же квоты на обу-чение иностранцев в рамках межправительственных договоров распределяются только по государственным вузам!
Но, как ни парадоксально, в целом показатели многих негосударственных вузов, принявших участие в мониторинге, оказались не хуже, чем показатели государственных.
Кстати, в международных рейтингах российские негосударственные вузы оцениваются гораздо выше, чем в рейтингах, проводимых Минобрнауки. Есть негосударственные вузы, которые находятся “на скамейке запасных” в Шанхайском рейтинге. В рейтинг QS входят 30 российских вузов, четыре из них негосударственные. Кстати, и в сотне лучших вузов России, по версии рейтингового агентства “Эксперт РА”, есть негосударственные, впереди некоторых национальных исследовательских и федеральных университетов.
Тем не менее среди 55 высших учебных заведений, получивших в прошлом году поддержку своих программ развития, нет ни одного негосударственного.
В России принято множество решений - на уровне и Госсовета, и правительства, в которых говорится о равнодоступности учреждений разных форм учредительства к государственным ресурсам. Но эти решения не выполняются.
А посмотрите, как в мире. Во всех постсоциалистических странах, в коммунистическом Китае и даже в КНДР поддержка негосударственного образования намного выше, чем в демократической России. В Польше на негосударственный сектор (недавно, кстати, отмечали его 20-летие) выделяется из госбюджета свыше 10 млрд рублей ежегодно, если перевести на наши деньги. Так у поляков уже два вуза в Шанхайском рейтинге. А их “скамейка запасных”, боюсь, длиннее нашей. Результат такой политики по отношению к негосударственному сектору говорит сам за себя.
Все это - ответ на вопрос, почему многие негосударственные вузы отказались участвовать в этом мониторинге. Во-первых, не верят, что государство наконец-то к нам повернется. Во-вторых, заведомо неравное положение государственных и негосударственных вузов в мониторинге, сравнение несравнимых вещей вызвали и сильное возмущение ректоров. Но многие все-таки решили идти до конца. И согласие на мониторинг и публикацию результатов дали.
- Что ожидает негосударственные вузы “с признаками неэффективности”?
- По моему мнению, надо разобраться в каждом конкретном случае, чего вузу не хватает. Этим должна заняться совместная комиссия Минобрнауки РФ и Ассоциации негосударственных вузов. Оптимизация необходима вузам различной формы учредительства.
- С принятием нового Закона об образовании мониторинг станет обязательным для всех вузов страны. Как вы считаете, если бы сейчас все негосударственные высшие учебные заведения участвовали в мониторинге, сильно бы изменилась общая картина? Ведь неизвестно, сильные или слабые учебные заведения остались за пределами этой процедуры и в какую сторону сдвинулась бы граница между эффективностью и неэффективностью, прими в ней участие все вузы? Может, неэффективных оказалось бы гораздо больше?
- Я думаю, картина была бы очень схожей. Многие сильные вузы не участвовали в мониторинге по целому ряду причин, но, повторю, главным образом, из-за невозможности изменить отношение государства к негосударственному сектору. Еще когда Андрей Фурсенко только стал министром, ему задали вопрос: не превратится ли Министерство образования в министерство государственного образования? Андрей Фурсенко тогда сказал, что он этого не допустит. Но чем дальше, тем больше мы видим, что поддерживаются лишь вузы, учрежденные самим государством. Оно по-разному относится к государственным и негосударственным высшим учебным заведениям, однако эффективность их деятельности оценивает по одним критериям.
А ведь, по большому счету, эффективность определяется отношением результата к затратам. В случае государственных вузов затраты понятны - это вложения в них бюджетных средств. В случае негосударственных вузов затраты бюджета равны нулю. Получается, их эффективность крайне высока. Логика же должна быть в решениях!


Беседовала Наталия Булгакова
фото Андрея МОИСЕЕВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Природа не отдыхает. Тесты “Всероссийской лабораторной” школьники прошли лучше кандидатов наук.
Школьники лучше представляют общенаучную картину мира, чем кандидаты и доктора наук, женщины менее склонны верить околонаучным мемам, чем мужчины, а общество в целом при тестировании чаще выдает ложные идеи за научное знание, чем это делал бы генератор случайных чисел. К таким парадоксальным выводам пришли организаторы “Всероссийской лабораторной” после подведения итогов образовательно-просветительской акции про устройство мира. /№ 27-28(2017)
Исчезающий вид? Учителям придется побороться за существование.
Две сотни учителей из 39 регионов России предложили свое видение новых моделей образования для детей - в Москве прошел конкурс “Школа навыков XXI века”. /№ 27-28(2017)
Всё у них получится! В Сочи подводят итоги Всероссийского конкурса исследовательских работ школьников.
Собственноручно собрать уникальный летательный аппарат, создать интерактивную систему управления домом или разработать механизм автономного транспортного модуля для диагностики газовых трубопроводов вполне может школьник. Четыреста юных изобретателей из разных уголков страны с 1 по 15 июля принимают участие в проектно-технологической образовательной программе Образовательного центра “Сириус”. /№ 27-28(2017)

Новости


Законопроект с изменениями в закон о РАН, касающийся процедуры выборов президента академии, возвращен к процедуре второго чтения. По инициативе председателя Комитета по образованию и науке Вячеслава Никонова, депутаты добавили в него еще одну поправку.



Президиум Дальневосточного отделения РАН выдвинул генерального директора НИИ молекулярной электроники (Зеленоград) академика РАН Геннадия Красникова на пост президента Российской академии наук.



Госдума приняла во втором чтении поправки в закон о РАН, касающиеся процедуры выборов президента академии. Выступая на пленарном заседании, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов отметил, что ко второму чтению были внесены девять поправок, из которых четыре предлагаются к принятию - докладчик подчеркнул, что они были согласованы с Президиумом Академии наук и поддержаны большинством членов РАН.



В Федеральном агентстве научных организаций состоялось рабочее совещание с участием представителей отделений РАН. Речь шла о проведении оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО.



Экспертный совет по международному сотрудничеству в сферах образования и науки при Комитете Госдумы по образованию и науке обсудил ряд вопросов, касающихся курируемой им сферы.



В политехническом колледже при Новгородском госуниверситете им. Ярослава Мудрого состоялось заседание президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. В заседании участвовала министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Ключевой темой встречи стала реализация проектов Национальной технологической инициативы.



Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов посетил Абхазский госуниверситет, где встретился с ректором и преподавательским коллективом вуза.



Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

26-29 июня в здании Президиума Российской академии наук пройдет одна из ведущих международных конференций, посвященных исследованиям в таких областях информатики, как фундаментальная теория программирования, методология и технологии программирования.

Текущие конкурсы


НИЦ “Курчатовский институт” объявляет весенний прием в аспирантуру по следующим направлениям подготовки...

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными (Мой первый грант).

Конкурс проектов 2018 года по изданию научных трудов.

Конкурс проектов 2018 года по изданию тематических научных трудов.

Вакансии


14.04.2017
Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства объявляет выборы на должности...

14.04.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

31.03.2017
НИЦ “Курчатовский институт” объявляет весенний прием в аспирантуру по следующим направлениям подготовки...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии