Официально


Министерство образования и науки обнародовало отчет об итогах деятельности ведомства за 2016 год и задачах на 2017-й. Объемный документ подготовлен к запланированному на начало будущего месяца заседанию коллегии ведомства и размещен на сайте министерства.



На рассмотрение Госдумы поступил законопроект о внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О Верховном Суде РФ”, согласно которому Верховный Суд получит право создавать и реорганизовывать подведомственные образовательные учреждения и назначать в них ректоров.



Официальный интернет-портал правовой информации опубликовал текст распоряжения Правительства РФ о передаче Госкорпорации по атомной энергии “Росатом” - в качестве имущественного взноса РФ - находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ по их номинальной стоимости.






Новости № 11(2017)

Регионы


СНГ


Интердайджест


Окаменелости, которым 3,77 миллиарда лет, заявлены в качестве новой точки отсчета жизни на Земле. Об этом сообщает Sciencemag.org.

Марсианские условия, смоделированные в миниатюрном спутнике на Земле, оказались приемлемы для картофеля. С подробностями - International Potato Center News.


23 февраля началась великая российская революция. Еще 2-3 дня, и казавшийся некоторым непобедимым старый режим пал. Две задачи стоят перед российским революционным пролетариатом




















Сравнили несравнимых. Почему многие негосударственные вузы уклонились от мониторинга.
Образование
№ 51(2012)

21.12.2012


Негосударственный сектор высшего образования России насчитывает сегодня 446 вузов и 661 филиал. В проведенном Минобрнауки РФ мониторинге эффективности негосударственных вузов (его результаты недавно были опубликованы на сайте министерства) приняли участие, соответственно, 120 вузов и более 200 филиалов, из которых 70 вузов и 97 филиалов дали согласие на публикацию результатов. Критерии использовались те же, что и при мониторинге государственных вузов. Cоотношение вузов “с признаками неэффективности” и без оных в обеих группах оказалось близким (см. таблицу). Насколько верная получилась картина с учетом того, что большая часть негосударственных высших учебных заведений от участия в мониторинге отказалась? И почему, собственно, они отказались? По просьбе “Поиска” итоги мониторинга комментирует председатель Ассоциации негосударственных вузов России ,ректор Российского нового университета Владимир ЗЕРНОВ.

- Как вы оцениваете проведение мониторинга?
- Сама по себе идея такого мониторинга очень позитивна. В целом средства на науку в России выделяются достаточно большие, по меркам любой страны. Но у нас они никакой отдачи не дают: наши вузы не продвигаются в международных рейтингах. Значит, средства расходуются недостаточно эффективно. Мониторинг позволяет увидеть картину по отдельным учебным заведениям, сравнить их между собой и поддержать наиболее эффективные.
- Почему же большинство негосударственных вузов отказалось в нем участвовать?
- Одна из причин связана с выбранными критериями. Если мы хотим дать оценку эффективности деятельности вузов, критерии, по идее, должны отвечать задачам, которые стоят перед страной. А у нас, как известно, в последнее время и президент, и правительство ставят одну задачу - инновационное развитие. Насколько показатели проведенного мониторинга нацеливают вузы на инновационное развитие - вопрос.
- По словам замминистра Александра Климова, были взяты объективные критерии, которые легко измерить.
- Число патентов и научных открытий измерить еще легче. Как и цитируемость работ или импакт-фактор издаваемых журналов. Роль вузов в инновационном развитии тоже можно измерить. Но были взяты другие параметры. С ними можно соглашаться или не соглашаться - в конце концов это решение министерства, и сейчас самое главное, что начало положено, мониторинг будет проводиться. Я надеюсь, что его критерии в следующий раз будут обсуждать более широко, чем обсуждали на этот раз. И они будут в большей степени соответствовать определению эффективности вуза как кластера постиндустриальной экономики, отражать его реальное влияние на регион и отрасль.
- А чем плохи, на ваш взгляд, критерии этого мониторинга?
- Ну, возьмем, например, средний балл ЕГЭ. Это хороший критерий. Однако при мониторинге государственных вузов учитывался прием на бюджетные места, при мониторинге негосударственных - прием на платное обучение. Можно ли сравнивать государственные и негосударственные вузы по этому показателю? Корректность такого сравнения, мягко говоря, спорна. Было бы более логично взять для сопоставления прием в негосударственные вузы и на внебюджетное отделение государственных.
Второй критерий - количество квад-ратных метров на студента - тоже хороший. Однако он не принимает во внимание, что государственным вузам помещения предоставляются государством, которое к тому же компенсирует им налоги на содержание зданий. Негосударственные же покупают помещения сами, плюс с них государство налоги берет. Даже если у государственного и негосударственного вузов по этому критерию мониторинга окажутся равные показатели - чья эффективность больше? Поэтому сравнение государственных и негосударственных вузов по квадратным метрам на студента тоже слабо выдерживает критику - о равных условиях даже речи нет.
Следующий критерий - наука. Если бы мы измеряли эффективность деятельности вуза количеством патентов, научных открытий, статей, опубликованных в ведущих изданиях, импакт-факторами журналов, им издаваемых, и другими показателями реальной инновационной деятельности, все было бы прекрасно. Но мы же измеряем ее финансами, освоенными учебным заведением. И как негосударственные вузы могут здесь конкурировать с государственными, если к подавляющему большинству (да практически ко всем!) научных программ Минобрнауки РФ доступ негосударственным вузам закрыт?
Два наиболее ярких примера. На первом конкурсе на получение статуса инновационных вузов, когда избрали 17 вузов-победителей, РосНОУ оказался в двадцатке лучших. На втором конкурсе победителей было 40, РосНОУ - на 41-м месте. Потом выяснилось, что не все выделенные на их поддержку деньги израсходованы. Однако негосударственные вузы все равно не поддержали.
Когда объявили конкурс на статус НИУ, на сайте Минобрнауки была одна информация, на сайте strf.ru - прямо противоположная. На одном сайте написали, что в конкурсе могут принимать участие все вузы, в том числе субъектов Федерации и негосударственные, на другом - что к конкурсу допускаются только вузы, учрежденные государством.
Количество иностранных студентов, обучающихся в вузе, - тоже неплохой показатель. Но опять же квоты на обу-чение иностранцев в рамках межправительственных договоров распределяются только по государственным вузам!
Но, как ни парадоксально, в целом показатели многих негосударственных вузов, принявших участие в мониторинге, оказались не хуже, чем показатели государственных.
Кстати, в международных рейтингах российские негосударственные вузы оцениваются гораздо выше, чем в рейтингах, проводимых Минобрнауки. Есть негосударственные вузы, которые находятся “на скамейке запасных” в Шанхайском рейтинге. В рейтинг QS входят 30 российских вузов, четыре из них негосударственные. Кстати, и в сотне лучших вузов России, по версии рейтингового агентства “Эксперт РА”, есть негосударственные, впереди некоторых национальных исследовательских и федеральных университетов.
Тем не менее среди 55 высших учебных заведений, получивших в прошлом году поддержку своих программ развития, нет ни одного негосударственного.
В России принято множество решений - на уровне и Госсовета, и правительства, в которых говорится о равнодоступности учреждений разных форм учредительства к государственным ресурсам. Но эти решения не выполняются.
А посмотрите, как в мире. Во всех постсоциалистических странах, в коммунистическом Китае и даже в КНДР поддержка негосударственного образования намного выше, чем в демократической России. В Польше на негосударственный сектор (недавно, кстати, отмечали его 20-летие) выделяется из госбюджета свыше 10 млрд рублей ежегодно, если перевести на наши деньги. Так у поляков уже два вуза в Шанхайском рейтинге. А их “скамейка запасных”, боюсь, длиннее нашей. Результат такой политики по отношению к негосударственному сектору говорит сам за себя.
Все это - ответ на вопрос, почему многие негосударственные вузы отказались участвовать в этом мониторинге. Во-первых, не верят, что государство наконец-то к нам повернется. Во-вторых, заведомо неравное положение государственных и негосударственных вузов в мониторинге, сравнение несравнимых вещей вызвали и сильное возмущение ректоров. Но многие все-таки решили идти до конца. И согласие на мониторинг и публикацию результатов дали.
- Что ожидает негосударственные вузы “с признаками неэффективности”?
- По моему мнению, надо разобраться в каждом конкретном случае, чего вузу не хватает. Этим должна заняться совместная комиссия Минобрнауки РФ и Ассоциации негосударственных вузов. Оптимизация необходима вузам различной формы учредительства.
- С принятием нового Закона об образовании мониторинг станет обязательным для всех вузов страны. Как вы считаете, если бы сейчас все негосударственные высшие учебные заведения участвовали в мониторинге, сильно бы изменилась общая картина? Ведь неизвестно, сильные или слабые учебные заведения остались за пределами этой процедуры и в какую сторону сдвинулась бы граница между эффективностью и неэффективностью, прими в ней участие все вузы? Может, неэффективных оказалось бы гораздо больше?
- Я думаю, картина была бы очень схожей. Многие сильные вузы не участвовали в мониторинге по целому ряду причин, но, повторю, главным образом, из-за невозможности изменить отношение государства к негосударственному сектору. Еще когда Андрей Фурсенко только стал министром, ему задали вопрос: не превратится ли Министерство образования в министерство государственного образования? Андрей Фурсенко тогда сказал, что он этого не допустит. Но чем дальше, тем больше мы видим, что поддерживаются лишь вузы, учрежденные самим государством. Оно по-разному относится к государственным и негосударственным высшим учебным заведениям, однако эффективность их деятельности оценивает по одним критериям.
А ведь, по большому счету, эффективность определяется отношением результата к затратам. В случае государственных вузов затраты понятны - это вложения в них бюджетных средств. В случае негосударственных вузов затраты бюджета равны нулю. Получается, их эффективность крайне высока. Логика же должна быть в решениях!


Беседовала Наталия Булгакова
фото Андрея МОИСЕЕВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Советы ответственным. Минобрнауки поможет ректорам в распоряжении финансами.
“Поэтапное решение всех задач “дорожной карты” по увеличению зарплаты преподавателей - фундаментальная основа стабилизации экономики каждого вуза”, - заявила глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева, открывая семинар-совещание, посвященный повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций. Мероприятие состоялось на площадке Российского университета дружбы народов, где собрались порядка 800 ректоров и руководителей финансовых служб университетов, а также представителей различных министерств. /№ 11(2017)
После бума. Мода на высшее образование принесла дивиденды.
Каково ваше отношение к высшему образованию? На этот и другие вопросы было предложено ответить пользователям портала Rabota.ru в рамках опроса на тему “Будущее высшего образования”, инициированного Российским экономическим университетом им. Г.В.Плеханова. За две февральские недели его участниками стали порядка 40 тысяч человек. В перечнях вариантов ответов составители также предусмотрели строчку “иная точка зрения”. /№ 9-10(2017)
Чего не смогут роботы. Экономике будущего нужны производители знаний.
На торжестве по случаю празднования 110-го юбилея Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова состоялась дискуссия о настоящем и будущем высшего образования. Мероприятие прошло в формате делового завтрака, на котором присутствовали глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева и другие высокопоставленные чиновники, а также представители крупного бизнеса и общественных организаций, ректоры и журналисты. /№ 8(2017)

Новости


На сайте Московского образовательного интернет-телеканала дан старт пятому сезону проекта “Вопросы, важные для всех”, в рамках которого любой житель столицы может задать волнующий его вопрос о развитии образования руководителю Департамента образования города Москвы Исааку Калине.



В 2016 году чистая прибыль предприятий сельскохозяйственного профиля, подведомственных ФАНО, составила 1,552 млрд рублей (в 2013-м - 421 млн). Таким образом, за три года динамика чистой прибыли опытных производств в сельском хозяйстве превысила 350%.



Количество бюджетных мест в МГУ им. М.В.Ломоносова увеличится на три тысячи. Об этом на пресс-конференции в ТАСС заявил ректор вуза Виктор Садовничий.



Минобрнауки внесло изменения в методику расчета показателей мониторинга системы образования.



Руководителем новой антидопинговой лаборатории, которая появится на базе МГУ, может стать иностранный специалист, заявил ректор вуза Виктор Садовничий на пресс-конференции в ТАСС.

Конференции


Международная конференция “Modern Trends in Dendrimer Chemistry and Applications” предоставляет уникальную возможность узнать о новых разработках как в России, так и за рубежом в области синтеза и применения дендримеров. Конференция будет проходить в Москве, с 1 по 4 октября 2017 года, на базе ИНЭОС РАН.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Российский научный фонд начал прием заявок по первым трем конкурсам Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими, в том числе молодыми, учеными, которая была разработана в соответствии с поручением главы государства. Научные исследования в рамках этой программы должны быть направлены на решение конкретных задач по приоритетным направлениям, обозначенным в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

О конкурсе на соискание золотой медали имени Е.М.Примакова, проводимом Российской академией наук в 2017 году Российская академия наук объявляет конкурс на соискание золотой медали имени Е.М.Примакова, присуждаемой отечественным ученым за выдающиеся научные достижения в области мировой экономики и международных отношений.

Конкурс 2018 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с Министерством по науке и технологиям Тайваня.

Фонд развития теоретической физики “БАЗИС” объявляет прием заявок в рамках Программы индивидуальных грантов - 2017 для поддержки ведущих ученых и талантливых молодых исследователей, проводящих теоретические исследования в области фундаментальной физики.

Фонд изучения глобальных рисков (The Global Challenges Foundation) запустил международный конкурс (с призовым фондом в 5 миллионов долларов), который определит перспективные модели международного сотрудничества для преодоления значимых угроз человечеству, среди которых: изменение климата, применение оружия массового поражения и крайняя бедность.

Вакансии


17.03.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

17.03.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный центр волоконной оптики Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

17.02.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии