Официально


Премией имени Д.С.Лихачева 2018 года Президиум РАН решил наградить доктора филологических наук Елену Юхименко (Государственный исторический музей). Она отмечена за монографию «Старообрядчество: история и культура».

За цикл работ «Структурная биология макромолекул, значимых для биотехнологии и медицины» премия имени Е.С.Федорова 2018 года присуждена члену-корреспонденту Владимиру Попову, доктору химических наук Инне Курановой и кандидату физико-математических наук Валерии Сaмыгиной.

Премии Е.В.Тарле 2018 года удостоены академик Алексей Арбатов, кандидат исторических наук Наталия Бубнова и доктор исторических наук Александр Калядин. Ученые отмечены за сборник «Безопасность и контроль над вооружениями 2015-2016. Международное взаимодействие в борьбе с глобальными угрозами».

Премия имени Е.С.Варги 2018 года присуждена члену-корреспонденту Андрею Спартаку за цикл научных работ по актуальным вопросам развития международной торговли и мировой торговой системы.




Новости № 1-2(2019)

Регионы


СНГ


Интердайджест
















По местам! Как поднять российские университеты в мировых рейтингах.
Образование
№ 3-4(2013)

25.01.2013

В дискуссии, поднятой “Поиском” (№52, 2012) по проблеме ранжирования российских университетов на мировом уровне, отмечалось, что в глобальных мировых рейтингах превалирует исследовательская составляющая и тем самым они применимы исключительно для исследовательских университетов. Говорилось, что нужны рейтинги с более широким спектром индикаторов, включая показатели качества образования. Подчеркивалось, что работа в этом направлении идет в рамках деятельности IREG (Международная экспертная группа по ранжированию. - Ред.) и Берлинских принципов ранжирования вузов и что России нужно принять в ней более активное участие. Так как дискуссия шла вокруг трех глобальных рейтингов - THE, QS, ARWU (хотя на самом деле их гораздо больше), я хотел бы уточнить общую ситуацию в отношении мировых университетских рейтингов.
Когда впервые возник британский Times Higher Education World University Rankings (THE), который первоначально охватывал всего 200 университетов, амбициозные китайцы захотели видеть в такого рода рейтингах побольше своих университетов. Тогда ими были созданы шанхайский (ARWU) и тайваньский (HEEACT) рейтинги, охватывающие 500 университетов мира. Они взяли на себя титаническую работу по сбору исходных данных из базы данных Web of Science, отказавшись от субъективных образовательных индикаторов, получаемых в результате опросов и имевших место в британском рейтинге. Шанхайский рейтинг по сравнению с тайваньским выглядит существенно хуже, так как два его индикатора из пяти слишком специфические - количество лауреатов Нобелевской и других престижных премий и количество публикаций в журналах Nature и Science. Возможно, поэтому, как сказал один из участников дискуссии, в Германии и пошла кампания по выходу из этого рейтинга. Британский рейтинг, основываясь на той же базе данных по цитируемости, помимо образовательных компетенций вуза учитывает также показатели их инновационной деятельности и международного сотрудничества. Я уже писал ранее, что опросные показатели этого рейтинга всегда вызывали критику в западном научном сообществе. Команда отпочковавшегося от рейтинга THE нового рейтинга - QS, увеличив количество ранжируемых вузов до 750, упростила свою задачу, перейдя на базу данных SCOPUS, тем самым понизив статус своего рейтинга. При этом она значительно увеличила образовательную опросную составляющую (по сравнению с рейтингом THE), наняв огромное количество волонтеров со всего мира.
Взяв пример с китайцев, турки и испанцы увеличили количество ранжированных университетов до 2000-2500 и создали свои глобальные рейтинги. Один из них - URAP (University Ranking Academic Perfomance, TOP-2000), основываясь исключительно на базе данных Web of Science, имеет, на мой взгляд, преимущество по сравнению с шанхайским и тайваньским рейтингами (хотя все они - одного класса, то есть имеют весомую исследовательскую составляющую). Еще один рейтинг - SIR (SCImago Institutions Rankings, TOP-3290) - помимо университетов сопоставляет научно-исследовательские институты и центры и опирается исключительно на показатели публикационной активности и цитирования из базы данных SCOPUS. Он не слишком удобен в работе, так как публикуется в виде ежегодных отчетов в pdf-формате и из них нужно вручную выделять университеты.
Наиболее изощренные статистико-библиометрические методы расчета используются в построении лейденского рейтинга (Leiden Ranking), в нем ранжируются 500 лучших исследовательских университетов мира при различном сочетании индикаторов воздействия (impact) и соавторства (collaboration) без ввода интегрального показателя. И последним на сегодняшний день глобальным университетским рейтингом является испанский вебометрический рейтинг, охватывающий все университеты, имеющие автономные домены. Он полезен при разработке стратегий улучшения web-представления университетов.
Во всех названных мною рейтингах (за исключением HEEACT, который отсутствует сейчас в Интернете) два ведущих российских университета - МГУ им. М.В.Ломоносова и СПбГУ - представлены в TOP-500. Дополнительно в рейтинги QS, URAP и SIR входят (по итогам 2011-2012 годов), соответственно, 12, 12 и 22 российских университета. Именно в этих рейтингах реально участвовать всем федеральным и исследовательским университетам России. Но не пассивно, а активно. Например, сравнивая позиции российских университетов в различных рейтингах, можно увидеть, что Казанский и Дальневосточный федеральные университеты входят в QS, но отсутствуют в более обширном рейтинге URAP. Это означает, что они просто не были включены в расчеты последнего. Значит, надо самим заявлять эти университеты в него. То же самое касается и Нижегородского госуниверситета. Но самый сложный вопрос связан с идентификацией англоязычных названий университетов при подсчете их публикаций и цитирования в базах данных Web of Science и SCOPUS. Он вызывает большие затруднения у ведущих специалистов ВИНИТИ, работающих исключительно с этими базами данных, а что говорить о рейтинговых командах, которым надо обработать огромное количество университетов мира, не зная специфику национальных университетских систем? Названия российских университетов нередко меняются, в переводных журналах могут по-разному перевести название одного и того же вуза, разные авторы из одного университета могут давать разные интерпретации его названий. Для идентификации университетов рейтинговые команды работают с поисковыми инструментами Web of Science и SCOPUS, в последней системе, например, можно вести простой и расширенный поиск по названиям университетов, эти названия можно писать в кавычках или без них (это четыре варианта поиска). И во всех вариантах мы будем получать разные результаты...
А можно ли вообще обеспечить одномоментный сбор данных по публикациям и их цитированию по всей выборке университетов? Наверное, нет. По словам специалистов ВИНИТИ В.Маркусовой и О.Ки-рилловой, база данных Web of Science пополняется каждые две недели. Загрузка данных в SCOPUS происходит постоянно, причем пополнение массива идет не только по текущим выпускам, но и ретроспективой: принимаются новые журналы, архив старых за несколько лет, пополняются лакуны и т.п. Таким образом, из-за растянутого во времени сбора исходных данных по всей выборке университетов последние будут находиться в разных условиях. Те университеты, по которым сбор данных произошел в самом конце, получат, естественно, преимущество. Если повлиять на это мы не можем, то участвовать в процессе контроля и корректировки расчетов по всему перечню идентифицированных названий университетов необходимо. Для этого нужно тесно взаимодействовать с рейтинговыми командами.
Итак, когда у руководителей наших ведущих университетов возникают претензии и обиды на отсутствие их вузов в том или ином глобальном рейтинге, они должны сделать запрос в рейтинговую команду по поводу учета их университетов в соответствующих расчетах, выслать все возможные англоязычные названия своего вуза и попросить, чтобы им предоставили возможность корректировки подсчета публикаций и цитирований. Для этого во всех федеральных и исследовательских университетах должны быть свои команды по наукометрическим расчетам и поддержке университетской конкурентоспособности.
На вопрос, который ставили участники дискуссии по поводу необходимости создания российского глобального университетского рейтинга, можно ответить так. Если будет образцовая методология с четким пониманием того, откуда брать исходные данные, то, наверное, стоит попробовать, делая упор на охват постсоветских университетов и университетов развивающихся стран, которые были в сфере влияния СССР. Но как убедить все ведущие европейские и североамериканские университеты участвовать в опросах? Это большой вопрос. Эти университеты хорошо себя чувствуют в уже устоявшихся рейтингах, возникающие новые их сильно не беспокоят, так как основаны на статистико-наукометрических данных (hard data), в которых вузы традиционно сильны, причем от них не требуется каких-либо усилий в подготовке этих данных.
Наша основная проблема состоит не в разработке своего глобального университетского рейтинга, а только в одном - как кардинально улучшить “видимость” результатов продвинутых российских научных исследований. Для этого не нужно много средств, не нужны мегагранты и другие проекты типа “Сколково”, а нужны, на мой взгляд, всего четыре малозатратные поддерживающие меры, о чем я уже ранее писал:
1. Публикационные гранты, например, по типу иранских (правительственные гранты до 20 тысяч евро за десяток “конвертируемых” публикаций и микрогранты в 300-500 евро из фондов государственных университетов за одну такую публикацию). На мой взгляд, именно эта мера позволила Ирану в прошлом году обойти Россию по общей публикационной активности (платформа SCIMAGO, SCOPUS-публикации).
2. Стратегии и политики по продвижению отечественных журналов в базы данных Web of Science и SCOPUS и улучшению позиционирования в них на основе методологии журнального бенчмаркинга. Плюс правительственные гранты по поддержке отечественных журналов, как это делается в Китае и ряде стран Латинской Америки.
3. Запуск Российской университетской декларации об открытом доступе к научному знанию с созданием мощной сети электронных архивов открытого доступа в российских университетах. По этому показателю в 2012 году Россию обошла Украина, благодаря принятой в 2008 году в рамках деятельности Приграничного белорусско-российско-украинского университетского консорциума Белгородской декларации об открытом доступе к научному и культурному наследию.
4. Масштабный запуск обучающих семинаров по использованию поисковой машины Google Scholar для целей поддержки научных исследований во всех федеральных и исследовательских университетах России, которые апробированы, например, в Харьковском, Таврическом и Белгородском исследовательских университетах. По большому счету, сейчас для ученых не нужен дорогостоящий для их университетов доступ к бумажным и электронным подпискам научной периодики, так как Google Scholar эффективно ищет статьи по всем известным научным платформам. Сюда же можно добавить обучающие семинары по рекламе уже опубликованных работ авторов и управлению публикациями (создание авторских профилей на платформах Web of Science, SCOPUS, Google Scholar и Research Gate.
На все эти меры, по моим оценкам, необходимо ежегодно затрачивать не более десятых долей российского научного бюджета. Но если Россия хочет втянуться в глобальную гонку за университетскими рейтингами и показателями публикационной активности по принципу “Publish or Perisch”, то следует учитывать и обратную сторону медали. К примеру, такая гонка в Китае, подогреваемая денежными вознаграждениями, грантами, бонусами и привилегиями, привела к поддельному рынку научных публикаций объемом в 150 млн долларов США в 2009 году (в 5 раз больше, чем в 2007 году), когда каждый третий китайский исследователь грешит плагиатом, фальсификацией и фабрикацией результатов исследований. Возможно, России, претендующей на роль глобального игрока на поприще науки, удастся достойно пройти этот путь, не повторяя негативного китайского опыта.


Владимир Московкин,
Белгородский государственный
национальный исследовательский
университет
Фото с сайта www.library.bsu.edu.ru


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Требуется воля. Как бороться с бюрократизацией высшей школы.
Чтобы освободиться от бюрократической тягомотины, возможно, надо создать рабочую группу по дебюрократизации во главе с министром, но включить в нее первым делом не директоров департаментов, которые будут держаться за каждую бумажку, а, наоборот, представителей высших учебных заведений. /№ 1-2(2019)
Задел в пакете. Нацпроект объединяет томичей.
В Томске создадут Научно-образовательный центр по качеству жизни (НОЦ), куда войдут все топовые вузы региона, исследовательские институты, а также органы местной власти и представители бизнеса. /№ 52(2018)
Главные фигуры. Преподаватели заслуживают праздника.
В Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете “ЛЭТИ” состоялся вечер-концерт, посвященный учреждению в вузе Дня преподавателя. /№ 52(2018)

Новости


Одиннадцать вузов в ТОП-100, одна позиция в пятерке, 35 участников в публикуемой части и четвертое место по их количеству среди 43 стран - таковы результаты России в новом глобальном рейтинге университетов стран с активно развивающейся экономикой (Emerging Economies University Rankings 2019), подготовленном британским агентством Times Higher Education (THE).



В рамках Гайдаровского форума министр науки и высшего образования Михаил Котюков принял участие в экспертной дискуссии Трианонского диалога «Россия - Франция: новые технологии образования», сообщает пресс-служба Минобрнауки.



Директор Департамента стратегического управления «Роскосмоса» Юрий Макаров предложил Российской академии наук разработать нацпроект по мониторингу астероидно-кометной угрозы. Об этом он заявил на только что состоявшемся заседании Президиума РАН.



Министерство просвещения решило дополнить список номинаций Всероссийской премии «За верность науке». Теперь в нем появится категория «КЛАССная наука».



Российские средства наземного слежения потеряли связь с космическим аппаратом «Спектр-Р», на котором установлен радиотелескоп, позволяющий вести научные наблюдения на орбите. От КА поступает сигнал, но есть проблемы с его управлением.

Ректор МГУ Виктор Садовничий провел традиционную, уже двадцать шестую по счету, встречу с членами российских академий - сотрудниками Московского университета, сообщает пресс-служба вуза. В ней также приняли участие президент РАН Александр Сергеев и первый заместитель министра науки и образования РФ академик Григорий Трубников.

«Новый год начинается с нового наступления бюрократии на остатки российской науки», - так начали свое очередное заявление участники Клуба «1 июля». Их новогоднее обращение к научному сообществу опубликовано на сайте клуба.

Конференции


Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят 22 января 2019 года МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

22 ноября ИСП РАН им. В.П. Иванникова в рамках своей Открытой конференции, посвященной 70-летию отечественного ИТ-сектора, заключил соглашение с АО «НПО РусБИТех» о продаже лицензии на статический анализатор Svace и динамический анализатор Crusher. Сделка позволит предприятию-разработчику отечественной сертифицированной операционной системы Astra Linux обнаруживать ошибки кода на ранних стадиях и повысить доверие к безопасности своей платформы, используемой в государственных и коммерческих информационных системах, в том числе в критически важных секторах экономики.

22-23 ноября в здании Президиума Российской академии наук прошла Открытая конференция ИСП РАН им. В.П.Иванникова, посвященная 70-летию российского ИТ-сектора. На ней обсудили проекты и технологии, имеющие глобальное значение.

Текущие конкурсы


ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

Вы молоды, талантливы и увлечены наукой о катализе? Тогда обращайтесь к нам!

Pегиональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований

Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии