Официально


Правительство утвердило план реализации Стратегии обеспечения единства измерений в России. Документ, в частности, предусматривает повышение уровня метрологического обеспечения приоритетных направлений науки, технологий и техники, обеспечение преимущественного использования отечественных технологий и приборной базы.

Федеральное агентство научных организаций утвердило план-график реализации мероприятий в рамках Стратегии научно-технологического развития РФ на 2017-2019 годы (первый этап). Документ опубликован на сайте ведомства и доступен по ссылке.

Объявлен грантовый конкурс, по итогам которого будет оказана господдержка центрам Национальной технологической инициативы, создаваемым вузами и научными организациями, сообщает пресс-служба Минобрнауки.

Конкурсная комиссия Минобрнауки вскрыла конверты с заявками от вузов - участников открытого конкурса, победителям которого будет предоставлена государственная поддержка для создания и развития инжиниринговых центров. Всего в адрес министерства поступило 65 заявок.




Новости № 44-45(2017)

Регионы


Вузам нужно активнее сотрудничать со студенческим профактивом. Такой вывод сделан по итогам заседания Совета ректоров вузов Пермского края, обсудившего деятельность студенческих профсоюзных организаций.

Первый 14-этажный жилой корпус нового общежития сдан Алтайскому госуниверситету. Генподрядчик - ООО “Стройсиб” - полностью завершил работы и передал ключи от здания вузу.

Компания Samsung Electronics при поддержке Института системного программирования РАН запускает на базе Московского физико-технического института проект “IoT Академия Samsung”. В его рамках студенты вуза смогут получить практические знания об Интернете вещей и разработать собственные проекты с применением “умных” устройств.

СНГ


Интердайджест


В атмосфере Сатурна зафиксированы загадочные частицы. Подробности - в Nature News. Источником невиданных прежде частиц, которые обнаружил прекративший недавно свою миссию космический зонд НАСА “Кассини”, может быть пыль с колец Сатурна.

Вулканическая активность могла стать причиной общественных беспорядков в Древнем Египте. Об этом сообщает Sciencemag.org. Международная группа ученых установила, что извержения вулканов в древности влияли на чрезвычайно важные для земледелия ежегодные разливы Нила, поскольку уменьшали количество осадков, выпадающих в верховьях реки на Эфиопском нагорье.

Воссозданный учеными облик пернатого динозавра указал на его способность маскироваться. С подробностями - New York Times. Род “пушистого” динозавра синозавроптерикс (Sinosauropteryx) был описан в 1996 году. Это некрупный динозавр, до полуметра в длину, обитавший около 125 миллионов лет назад на территории современного Китая.


СТАВКА, 14 октября. По данным комиссаров, на румынском фронте пропаганда мира ведется неприятелем весьма настойчиво и планомерно при помощи агентов и подбрасываемой в окопы литературы, главным образом газет. Общее положение на фронте отнюдь не безнадежное. Слухи, будто части собираются в определенный день покинуть фронт, исходят исключительно от шпионов и провокаторов. Количество дезертиров уменьшается.






















Эффект от азарта. Коммерческий вуз делом доказывает свою состоятельность.
Образование
№ 11(2013)

15.03.2013


Алтайская академия экономики и права (ААЭП) - один из самых перспективных негосударственных вузов Алтайского края, успешно конкурирующий с классическими университетами на рынке образовательных услуг. В прошлом году в рейтинге 200 высших учебных заведений страны, претендующих на бюджетные места по направлению “Юриспруденция”, ААЭП заняла высокое 25-е место, обогнав даже государственные вузы. В чем же секрет успеха академии, готовящейся отпраздновать 20-летний юбилей? Об этом, а также о трудностях, с которыми ежедневно сталкивается негосударственное образовательное учреждение, стремящееся завоевать и удержать крепкие позиции, - наш разговор с ректором ААЭП профессором Леонидом ­Теном.


- Леонид Васильевич, раз уж близится юбилей, давайте начнем разговор с вопроса о том, как создавалась академия, каким 20 лет назад вам виделся путь коммерческого вуза?
- Наш вуз начинался как филиал Московской академии экономики и права. И хотя официально мы считались структурой столичного высшего учебного заведения, работу нам пришлось организовывать с нуля. Обещано москвичами было многое - и материальная поддержка, и кадровая, и приезд московских профессоров, и методическая помощь, а на деле все обернулось иначе. Единственное, о чем помнил столичный вуз, - о получении процента с наших доходов. В какой-то момент стало ясно, что так продолжаться не может, и мы предложили коллегам: или оказывайте нам реальную помощь, или дайте свободу. Они выбрали второе. В 1995 году мы стали самостоятельным вузом, а нашими учредителями выступили Алтайский технический, Новосибирский и Томский госуниверситеты. Они оказывали нам в основном моральную поддержку, но и это было неплохо. А вот Алтайский госуниверситет, где я долгое время работал деканом юридического факультета, а затем проректором по учебной работе, практически сразу объявил нам войну.
Первые годы были очень сложными, поскольку ни помещений своих, ни литературы учебной мы не имели. Как филиалу МАЭП, нам обещали много учебников, а на деле, когда мы приезжали в столицу, наш учредитель давал одну-две книжки. Я вместе со своим замом ездил в Москву и в другие города и скупал в киосках и магазинах всю подходящую литературу. Меня даже милиция ловила - думали, что мошенник. Но зато уже в первый год существования своего вуза мы обеспечили каждого студента учебниками. И это была первая наша победа, поскольку проблема современных учебных пособий в то время остро стояла во всех вузах.
- Ваша академия начала с нуля, как же вы выходили из положения, как решали кадровый вопрос?
- Нам всегда приходилось доказывать свою эффективность. При этом мы постоянно находились в дискриминационной среде. Но, как ни странно, это только придавало нам дополнительный азарт. А преподавательский состав мы, в конце концов, укомплектовали с помощью высоких зарплат (примерно в два раза больше, чем в соседних вузах) и квартир, которые поначалу предоставлялись докторам и кандидатам наук.
- Придется пояснить. Ваши учредители не помогали вам финансово, студентов в первые годы было не так много, чтобы на них зарабатывать. Как же вы ухитрялись достойно оплачивать труд преподавателей да еще квартиры для сотрудников откуда-то взяли?
- Мы очень рационально распоряжались заработанными средствами, ежегодно приобретали по две-три квартиры и новые здания. В итоге наши сотрудники получили больше 30 квартир. Правда, я им поставил условие: 10 лет работаете, и только после этого жилплощадь переходит в вашу собственность.
- Хорошо, с преподавателями понятно, но как вам удалось заманить к себе студентов? Ведь рядом красуется огромный Алтайский госуниверситет с аналогичными факультетами - и юридическим, и экономическим.
- С первого дня мы старались показывать свои конкурентные преимущества. Хорошо укомплектованная библиотека, интересные преподаватели - это были наши главные козыри. Студенты пошли к нам, и уже в первый год работы мы набрали 300 заочников и 50 вечерников.
- Как вы выстраивали собственную систему обучения, как решали вопрос с программами, методическими материалами?
- Поскольку поначалу никаких стандартов не было, мы, как могли, готовили свои учебные планы, писали учебные пособия. Я не думаю, что они были очень качественными - в основном, переписывались из зарубежных источников. Но тогда, если помните, требовалось быстро подготовить как можно больше специалистов по рыночной экономике и соответствующей ей юриспруденции. Поэтому наши выпускники оказались очень востребованными. Могу сказать, что сейчас примерно 50% работников прокуратуры Алтайского края - наши выпускники. 22 прокурора района из 74 окончили нашу академию, 40% работников судебных органов края, 60% работников следственного управления тоже “родом” из ААЭП. Да и большинство наших экономистов неплохо трудоустроены - работают в филиалах крупных московских банков, на предприятиях, в администрациях края, района. Все знают, что с нашим дипломом можно легко найти работу, и это один из самых привлекательных моментов для наших студентов. Мы трудоустраиваем лучше, чем все другие вузы края.
- Ваши сотрудники удивили меня своей увлеченностью. Многие из них предлагают новые формы обучения: на экономическом факультете студентов учат ораторскому искусству, китайскому языку, на юридическом вы прекрасно оснастили лабораторию криминалистики, таможенную лабораторию, открыли учебные классы в суде...
- Учебные лаборатории - это моя особая забота. Они необходимы, чтобы выпускник овладел технологией будущей работы. Стоимость только одного аппарата, который сейчас установлен в лаборатории судебных экспертиз, - свыше 3 млн рублей. Но в век технического прогресса студент обязан уметь с ним обращаться. Вообще, я намерен серьезно улучшить лабораторную базу академии. Мечтаю, что у нас будут такие лаборатории, каких пока нет ни в одной краевой организации. Они помогут нашим студентам научиться своей будущей профессии. Есть у меня и серьезные планы в области укрепления материальной базы академии. Недавно мы приобрели 9 гектаров земли под учебно-спортивную базу - будем строить там гостиницу, надеемся, что нас включат в Государственную программу “Золотое кольцо Алтая”. На экономическом факультете мы открыли новое направление подготовки - “Туризм”, и соответствующая инфраструктура нам нужна, там тоже будут специализированные лаборатории.
Сегодня формам практической работы студентов мы уделяем очень большое внимание. В наше время мало иметь диплом - работодателям важно наличие опыта. А откуда он возьмется у выпускника, если в самом вузе он не пройдет необходимую практическую подготовку? Мы стараемся изыскивать разные формы приобщения студентов к практической деятельности. На первом курсе они работают народными дружинниками, понятыми, общественными помощниками, потом бесплатно консультируют население в юридической клинике. Наблюдая прохождение следственных процедур, они тоже учатся. Мы хотим сделать практику непрерывной, начиная с 1 курса - по желанию, конечно: в образовательный стандарт она не входит. Но и научную работу нельзя забывать, это высший вид практики, который позволяет уйти от ремесленничества и сохранить главную особенность образования - фундаментальность знаний.
- Беседуя с сотрудниками экономического факультета, я узнала, что 98% его преподавателей имеют ученую степень. Как удалось достичь столь высокого показателя, чем мотивировали людей?
- Это заслуга наших профессоров, которые 10 лет назад создали собственную аспирантуру. Сегодня всех аспирантов мы обучаем бесплатно, помогаем им материально при подготовке защиты кандидатских диссертаций.
- Зачем? Это же их личное дело.
- Как это личное?! Это наша кадровая политика. Кандидаты и доктора - самые важные люди в любом вузе, они определяют уровень образования. Ну и потом я должен постоянно доказывать, что у нас этот уровень не хуже, чем в государственных вузах.
- Сейчас много скандалов с разоблачением фальшивых диссертаций. За доброе имя своих сотрудников не боитесь?
- Думаю, нам бояться нечего: наши ученые - люди честные, они пишут диссертации как положено, по 3-5 лет. А вообще я уже привык, что мне все время приходится оправдываться на пустом месте. Вот недавно по телевидению нас критиковали, что мы учим тех, кто не добрал баллов по ЕГЭ. Будто бы неучам, “двоечникам” за деньги дипломы выдаем... Но у нас пороговый балл по ЕГЭ - больше 57,7. Мы опередили технический университет, педакадемию. А все равно упрекают, что набираем, кого попало, считают, что делаем это ради денег. Но у нас иные цели, у нас даже больше альтруизма, чем в государственных вузах, а задачи мы выполняем те же самые, что и они.
- В этом году вам выделили бюджетные места, то есть уравняли с вузами государственными.
- Нет, не уравняли! Госвузам кроме денег на каждого студента выделяют средства на коммунальные расходы, на зарплаты, на комплектование библиотек, на развитие инфраструктуры. Им разрешено участие в национальных проектах, а нам - нет. Где же равноправие? Но все равно я думаю, что образование в частном вузе очень перспективно. Мы все время вынуждены заботиться о качестве, о конечном результате.
- В прошлом году вы участвовали в мониторинге вузов, по итогам которого ваша академия попала в число неэффективных. Это был риск, почему вы на него решились?
- Во-первых, я был уверен, что у нас все хорошо, все показатели в норме. С другой стороны, нас предупредили, что если не будем участвовать, то не получим в дальнейшем бюджетные места. Причем идея мониторить коммерческие вузы возникла не сразу. Государственные целый месяц готовили документы, а нам команда поступила внезапно - за четыре дня до окончания сроков. Вот и получилось, что делали все впопыхах, не слишком тщательно. И больше всего боялись, что нас уличат в приписках. В итоге некоторые цифры указали меньшими, чем они были на самом деле.
- В следующем мониторинге участвовать будете?
- Обязательно! Нам ведь очень нужны бюджетные места. Хотя если говорить о качестве самого мониторинга, то, на мой взгляд, над ним надо серьезно поработать и выделить главные показатели эффективности.
- Что же, по-вашему, главное?
- Главное - конечный результат. А он характеризуется тем, какого выпускника мы готовим работодателю, и выражается в возможностях трудоустройства и, конечно, в удовлетворенности выпускников своими знаниями.

Только факты:

Алтайская академия экономики и права это:
•    Более трех тысяч студентов, магистрантов, аспирантов
•    200 преподавателей, из них 131 с учеными степенями и званиями, 18 докторов   наук
•    Два факультета: юридический и экономический
•    Департамент общественных наук и социальных технологий (подготовка по направлению “Реклама и связи с общественностью”)
•    Департамент судебных экспертиз, криминалистики и уголовного процесса
•    Отделение заочного и очно-заочного (вечернего) обучения
•    17 кафедр и 15 филиалов кафедр в организациях работодателей
•    Аспирантура по пяти научным специальностям
•    Центр компьютерных технологий
•    Лаборатории дистанционных образовательных технологий, криминалистическая, таможенная, “Электронное правительство”
•    Учебно-спортивный центр
•    Учебный центр Международного института менеджмента ЛИНК
•    Академический центр правовой помощи при юридическом факультете ААЭП
•    Центр независимых экспертиз
•    Центры содействия трудоустройству выпускников
•    Учебно-производственная и спортивно-туристическая база “Благодать”, общежитие


Спецвыпуск подготовила Светлана БЕЛЯЕВА
Фото из архива ААЭП




 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Меняясь и меняя. Как развиваться университетам.
Традиционно в октябре НИУ ВШЭ собирает ученых, которые изучают процессы, происходящие в университетах России и других стран. Каждый раз в фокусе внимания участников оказывается одна из актуальных тем, связанных с развитием высшей школы. “Университеты, меняющие себя и мир” - так называлась прошедшая недавно VIII Международная конференция исследователей высшего образования. /№ 44-45(2017)
Стабильность и самореализация. Что предлагает Москва молодым преподавателям?
Возможность реализовать свой потенциал и получить опыт работы в инновационном вузе молодым преподавателям предлагает Московский финансово-юридический университет МФЮА. Вуз ждет на работу кандидатов наук, молодых ученых, преподавателей экономического, управленческого, гуманитарного, естественно-научного, правового, финансового, ИT блоков дисциплин, а также учителей школ, преподавателей и мастеров производственного обучения в колледж МФЮА. /№ 44-45(2017)
Место карьеры. Лучшие выпускники МФТИ должны оставаться в науке.
По фойе у университетской раздевалки, скучая, слонялся монстр - толстый, одноглазый, острозубый. Он охотно вступал в переговоры со смеющимися студентами. Оказалось, это не кто иной, как... “компьютерный вирус” - таким образом привлекает на свой спецкурс потенциальных работников фирма Касперского. Физтех - он такой: его питомцы уже со студенческой скамьи идут нарасхват у самых высокотехнологичных фирм. /№ 43(2017)

Новости


Ольга Васильева сообщила, что формы отчетов по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» будут существенно сокращены, а патентная защита - ускорена. По ее словам достигнута договоренность с Роспатентом о том, что все результаты, полученные в рамках программы, будут рассматриваться патентным органом в срок до 4-6 месяцев.



Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев провел совещание с руководителями ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению лиц с инвалидностью, созданных на базе вузов. В совещании приняли участие ректоры или проректоры, курирующие это направление, а также руководители РУМЦ, которые являются самостоятельным структурным подразделением вуза.



Участники первого Всероссийского съезда преподавателей истории в вузах России предложили с 2018 года ввести во всех российских вузах обязательную дисциплину «История России». Как сообщает РИА Новости, эта идея нашла отражение в проекте резолюции съезда.



Министр образования и науки Ольга Васильева, председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова и председатель Российского союза молодёжи Павел Красноруцкий подписали соглашение о сотрудничестве между возглавляемыми ими структурами. Стороны вместе займутся повышением культуры молодежи в области избирательного права и избирательного процесса.



Количество малых инновационных предприятий, созданных на базе научных организаций, подведомственных ФАНО, за год выросло на 4%: с 313 в 2015 году до 326 в 2016-м. Кроме того, в прошлом году увеличилось и количество результатов интеллектуальной деятельности - с 2979 до 3369.



На заседании Совета при Президенте Республики Татарстан по образованию и науке, которое провел глава региона Рустам Минниханов, руководитель ФАНО Михаил Котюков заявил о завершении реорганизации ФИЦ «Казанский научный центр», который объединил 8 учреждений, подведомственных агентству.



Пять профессоров - Хизер Зар (Южная Африка), Меманн Чан (Китай), Каролин Дин (Великобритания), Эми Т. Остин (Аргентина) и Джанет Россант (Канада) - удостоены Премий L’OREAL-UNESCO «Для женщин в науке» 2018 года в области наук о жизни. Лауреаты были отобраны независимым жюри, которое в этом году возглавила лауреат премии «Для женщин в науке» 2008 года и лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 2009 года профессор Элизабет Х.Блэкбёрн.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Вторая научно-практическая Открытая конференция Института системного программирования РАН имени Виктора Иванникова ISPRAS Open пройдет с 30 ноября по 1 Декабря 2017 г. в главном здании Российской академии наук. Ключевые темы – безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных.

"Параллельные вычислительные технологии (ПаВТ) 2018" - международная научная конференция, двенадцатая в серии ежегодных конференций, посвященных развитию и применению параллельных вычислительных технологий в различных областях науки и техники. Главная цель конференции - предоставить возможность для обсуждения перспектив развития параллельных вычислительных технологий и представления результатов, полученных ведущими научными группами в использовании суперкомпьютерных технологий для решения задач науки и техники.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Японским фондом медицинских исследований.

Объявление об открытом публичном конкурсе на получение грантов Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда “Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами”.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Вакансии


03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

13.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр “Наука” РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей научных работников





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии