Новости № 20(2016)

Официально


Кабинет министров отчитался об основных результатах выполнения указов президента, подписанных 7 мая 2012 года - в день инаугурации Владимира Путина.

В Госдуме открылась выставка “НИЦ “Курчатовский институт”: от атомного проекта к природоподобным технологиям”.

Совет по образованию и науке при председателе Госдумы обсудил вопросы правового регулирования научной и научно-технической деятельности.




Регионы


Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники открыл первый в Томской области детский технопарк.

Очередное заседание Совета ректоров вузов Тульской области прошло с участием врио губернатора А.Дюмина и других представителей местной власти. Обсуждалась роль образования в развитии промышленного комплекса региона.

В Северном (Арктическом) федеральном университете прошло заседание Ученого совета, на котором утверждены изменения в управленческой структуре головного вуза.

СНГ


Интердайджест


20.05.2016
Прочитав геном моркови, ученые приступили к его анализу и обнаружили важный с точки зрения питательной ценности ген. Подробности - в GenomeWeb.

20.05.2016
НАСА определило планетный статус еще 1284 небесных тел, обнаруженных миссией “Кеплер”, - это крупнейшее на сегодняшний день единовременное открытие новых планет. С подробностями - NASA News Release.

20.05.2016
Эксперименты на мышах подтвердили предположение о том, что вирус Зика вызывает дефекты развития головного мозга у новорожденных. Об этом сообщает The Scientist.

Веб



Война наложила свою тяжкую руку на такое, казалось бы, мирное и далекое от треволнений жизни учреждение, как фонд имени Нобеля, из которого выдаются премии ученым, оказавшим за данный год больше всего услуг человечеству.












Все, что спрятал, то пропало. Для прогресса человечества изобретение электронных образовательных ресурсов сопоставимо с печатанием книг.
Образование
№ 12(2013)

22.03.2013



По итогам второго Всемирного конгресса ЮНЕСКО по открытым образовательным ресурсам, проводимого раз в 10 лет и состоявшегося в Париже летом прошлого года, его российские участники подготовили для Министерства образования и науки РФ аналитическую записку. Суть ее: при глобальной конкуренции в деле подготовки высококвалифицированных кадров нашей стране надо срочно задействовать накопленный ею запас электронных обучающих ресурсов (ЭОР). Для этого не требуются миллиарды рублей капвложений, нужно только осуществить ряд организационных мероприятия. И тогда у России появится шанс не отстать в мировой гонке знаний, не отдать другим странам свои лучшие молодые умы.
Ответа на свое послание авторы пока не получили. Но проблемы глобального масштаба тем и чреваты, что только разрастаются, если их не замечать. Последнее десятилетие в мире меняется сама парадигма получения образования: через считаные годы доступные всем бесплатные открытые образовательные ресурсы станут важнейшими средствами обучения.
Располагаем ли мы ими в достаточном количестве? Соответствуют ли они по качеству мировому уровню? Что нужно, чтобы эти электронные материалы широко и успешно применять на всех уровнях образования? Как наладить контроль качества ЭОР и обновление? Какова во всем этом может быть роль Министерства образования и науки? Чтобы получить достоверные ответы на эти вопросы, редакция обратилась к авторам той самой записки, безусловно, экспертам образования. Сегодня гости “Поиска”: Владимир ФИЛИППОВ - профессор, ректор РУДН, академик РАО, глава ВАК; Александр ТИХОНОВ - академик РАО, профессор, научный руководитель МИЭМ НИУ ВШЭ, Алексей СЕМЕНОВ - профессор, академик РАН, ректор Московского института открытого образования.
Помня, что в послужном списке двоих наших гостей должности министров образования РФ (А.Тихонов и В.Филиппов), мы позволили себе предположить, что отсутствие реакции на их записку со стороны Минобрнауки можно объяснить... тем, что с приходом Д.Ливанова там был ликвидирован Департамент информатизации. Мол, такие действия министерства - сигнал обществу отодвинуть информатизацию образования на задний план... В ответ оба заявили, что “не согласны с нашим предположением: под все направления деятельности управлений в министерстве не создать, да и не требуется”.


А.Тихонов: - Электронные образовательные ресурсы сегодня - данность, а не идея, которую надо продвигать. Вагон метро в час “пик”, где через одного у пассажиров в руках iPod или планшетник, тому доказательство. Язык уже отразил изменившиеся реалии, вобрав в себя без перевода тьму слов, понятных разным поколениям: e-government, e-library. Эти понятия встречаешь чуть ли не в постановлениях правительства и уж точно - в выступлениях лидеров государства. В начале 2000-х мы считали, сколько у нас студентов в вузе на один компьютер, а спустя 10 лет Интернет доступен через мобильный телефон.
- Вы про технику, про доступность ресурсов, а мы про их содержание.
А.Семенов: - В 2000 году Институт новых технологий при поддержке издательства “Просвещение” Министерства образования создал первый масштабный образовательный портал “Федеральный общеобразовательный портал”. Сегодня на нем хранятся многие десятки тысяч цифровых образовательных ресурсов. Число его посетителей - миллионы. И эти ресурсы действительно востребованы и учителями, и учащимися, и методистами.
В.Филиппов: - Да, сети уже полны контента. Сегодня им просто надо грамотно распорядиться. Мы написали записку, обеспокоенные тем, что Россия, создав колоссальные федеральные образовательные ресурсы, накопив огромный потенциал, потеряла темп информатизации, который у нас был даже на рубеже столетий. Да, раньше мы бились за создание ИT-ресурсов, выделяли деньги на закупку техники, разрабатывали методики, спускали рекомендации, контролировали доступность к вредоносным сайтам, а сейчас, правильно сказал Александр Николаевич, жизнь опередила нас. Энтузиасты в школах, в вузах делают свои учебные порталы, где размещают материалы по отдельным курсам, сайты пользователей. Конечно, их возможности по отдельным направлениям знаний надо бы сконцентрировать. Мы уже тогда определяли, что по экономическому образованию лучшее соберет ВШЭ, по техническим наукам - МГТУ им. Н.Э.Баумана и НИУ ИТМО... Базовые точки должны иметь технические средства для работы с контентом, навык общения с пользователями, но организовать работу всех этих точек все-таки должно Министерство образования и науки. Оно должно прописать правила поступления туда материалов, разрешить некоторые законодательные сложности...
- Например, объяснить, как защитить интеллектуальную собственность преподавателя?
А.Тихонов: - А зачем ее защищать? Если эта интеллектуальная собственность создана за бюджетные деньги (вторая половина рабочего дня преподавателя), то это достояние государства или конкретнее - определенного учебного заведения и самого автора. То есть при коммерциализации учебной методики прибыль получает и вуз, и разработавший ее преподаватель. Только надо правильно оформить авторское соглашение и принципы доступа к материалам в открытом доступе - это надо обсуждать с юристами. А пока наработанное лежит в областном педвузе вне доступа посторонних и никто об этом не знает, такая интеллектуальная собственность просто истлевает. Все, что спрятал, то пропало.
А.Семенов: - Конечно, нужно соблюдать авторское право, нормы цитирования и ссылок. Это формирующаяся этика и культура Интернета, и дети должны это воспринимать уже в начальной школе.
В.Филиппов: - Сергей Александрович Зверев начал работу по созданию электронной библиотеки, где оцифровывали учебники по математике, медицине с применением поисковой системы по названиям теорем, органов человека... Часть из этих ресурсов жива, обновляются усилиями отдельных продвинутых университетов и благодаря тому, что “Информика” объединила контент в рамки портала “Российское образование”... Но сделанное - пройденный этап. С накопленным работать надо в масштабе страны. И к этой копилке интеллектуального достояния государства надо открыть доступ обществу.
А.Тихонов: - Однако если с этими материалами дальше не работать, они скоро умрут, так как не адаптированы к новым программным и аппаратным средствам, появляющимся каждый день. Старые материалы на новой технике просто читаться не будут. Их надо модернизировать, дорабатывать, переводить на другие платформы. Это не катастрофа, но веление времени. Проблема не в контенте, он - есть, а в возможности им пользоваться, в методической подготовленности вузовских преподавателей, педагогов колледжей, лицеев, техникумов, школьных учителей к использованию таких электронных ресурсов. При ЭОР урок, занятие строятся не так, как раньше. На мой взгляд, сегодня методическое обеспечение уроков с использованием ЭОР отсутствует полностью. Задействуется только личный опыт преподавателя, министерство в этом направлении никакой работы не ведет...
В.Филиппов: - А ЭОР, новые технологии обучения - это экономия государственных ресурсов. Пришло время переходить в наших вузах от соотношения 1 преподаватель на 10 студентов к коэффициенту 1:15. Но для этого нужно организовывать больше самостоятельной работы студента, налаживать тестирование усвоения материала, проверку контрольных работ, выполненных не на листочках, а в компьютерных сетях. Технологии готовы, но постарели люди, их так не учили, они не хотят менять традиции... Конечно, не везде.
- В РУДН, мы слышали, накоплены тысячи электронных образовательных материалов?
В.Филиппов: - У нас давно действует правило: преподаватель обязан до 1 сентября разработать определенные новые электронные курсы, лабораторные и вывесить их в Сеть, в открытый доступ. Сделал? Хорошо. Нет? Занятия отменяются. Обновление сайта легко проверяется по компьютеру, кто, когда и какие изменения вносил. Делается это ежеквартально и по каждой кафедре, по каждому преподавателю. Если не работает преподаватель с порталом, то и не переизбирается в должности.
А.Тихонов: - Так в целой группе ведущих вузов, в том числе в Вышке. Там даже есть надбавка к зарплате за поддержание своего сайта. Не поддерживаешь - надбавку снимают. Но на уровне государства должны использоваться другие механизмы стимулирования этой работы - регламентные: надо определить и озвучить сообществу, в какой системе, на какой платформе создавать эти обучающие материалы. Иначе мы друг друга скоро понимать перестанем, не сможем исходники читать. Важно отобрать лучшие практики, которыми люди смогут пользоваться по всей стране. Андрей Фурсенко начинал этим заниматься, но сейчас такой активности вовсе нет. А надо просто вписать в число отвечающих за эффективность вуза показателей строчку - сколько внедрил ЭОР? Не пройдет и года - все будут внедрять, отслеживать. Мы, конечно, пошли своим путем по сравнению с Западом, но отставать иногда неплохо: можно чужих ошибок избежать.
В.Филиппов: - Главное - дать понять: если за бюджетные деньги выполнено, не важно - в школе или вузе, то любое образовательное учреждение должно сделать наработанное доступным сообществу. И выработать механизм, обязывающий вуз или школу, с одной стороны, автоматически это вывесить, а с другой - учитывать авторские права. Надо разработать механизм сбора лучших практик и не прятать их, а выставлять. Мир начал так делать.
- Тогда надо менять обучение в педвузах, с них же все обучение начинается?
А.Семенов: - Совершенно согласен, что культуру делиться своим интеллектуальным трудом нам, безусловно, нужно воспитывать у всех преподавателей. Но это вполне посильная задача. Хотите аттестовать учителя? Делайте это не по отчетам, а по записям его уроков, работам его учеников, выложенным в Интернет. Надо смотреть, как часто их скачивают, читать оценки экспертов. Заметил, что кто-то на пустом месте получил высшую категорию - обращайся в региональную аттестационную комиссию. Этот механизм отработан, в Москве - озвучен и постепенно начинает работу. Центр качества образования смотрит, прежде всего, на оценки и тестирует учителей, хотя новая идеология ясна.
В.Филиппов: - Все наработки есть, осталось их объединить технологично, методически и нормативно. Есть капитал, которым пользуются максимум 10 процентов населения страны, а могли бы все. И надо только взяться и не разбрасывать богатство, созданное преподавателем во второй половине рабочего дня на государственные средства.
- Так, может, провести какой-то эксперимент на отдельной территории?
А.Тихонов: - Все эксперименты проведены. И в Томской области, и в Башкортостане, и в Москве... В массе своей не выставляют потому, что страшатся оценки не только коллег, но и обучающихся. Вдруг студент напишет, что курс - полная ахинея, что в другом вузе по этому вопросу есть то-то и то-то... Боятся, но начинать-то надо. Вот по спросу на преподавательские курсы и надо определять уровень федеральных, национальных исследовательских. Но на это надо набраться смелости. MIT (Массачусетский технологический институт) не побоялся создать колоссальный комплекс электронных ресурсов по всем направлениям. И им стали активно пользоваться иностранные студенты, читать, скачивать. Все прозрачно, ясно, когда возникает мотивация учиться в этом вузе. А мы сейчас в ВТО вошли, открылись... Если не изменимся, наши вузы со временем потеряют студента, а преподаватели - нагрузку. И это не следующее, а одновременное препятствие продвижению открытого образования.
А.Семенов: - А с другой стороны, электронные средства должны снимать с учителя ту нагрузку, которую можно механизировать, и позволять ему больше внимания уделять общению с учеником. Непосредственная беседа глаза в глаза, разбор острых ситуаций... У нашего учителя сегодня проверка домашних заданий отнимает тьму времени. ЭОР позволяют гуманизировать образование, потому что оставляют время на воспитательный процесс. Кстати, ЭОР могут решить проблему обучения детей-инвалидов, детей, не имеющих возможности иной раз добраться до школы из-за снежных заносов, распутицы, очень сильных морозов. Открытые образовательные ресурсы бесценны для такой огромной страны, как наша.
- Тогда не с открытого университета, а с открытой школы надо начинать.
А.Семенов: - В Москве мы уже начали, ежегодно проходят обучение 3,5 тысячи учителей начальной школы - все учителя очередного первого класса. Завели новые методики, пользуются федеральными образовательными ресурсами. В сотнях московских школ в начальных классах введены электронные дневники - родители довольны, ученики, учителя. У детей эти новшества снизили уровень стресса, меньше болеть стали... Интерактивное взаимодействие позволяет учителю иметь матрицу усвоения материала по всему классу, располагать портфолио ребенка, видеть кривую его успехов, вовремя обратить внимание, что пошел спад. В чем причина - дома проблемы, индивидуальность восприятия? Ситуацию видно по классу, школе, региону... Мы для этого используем среду Мат-Решка. Если не усваивает что-то класс, то есть повод посмотреть, найти лучшие методики подачи материала, порывшись в открытых образовательных ресурсах федерального уровня.
А.Тихонов: - Сейчас при несистемном подходе их посещают (скачивают) в день 8-9 тысяч человек - считает “Яндекс”. А при государственном внимании будет в несколько раз больше. Подключатся родители, отвечать не только по учебнику, а с “запасом знаний” может стать хорошей модой для учащихся всех уровней образования. Развитие системы ЭОР будут подталкивать заинтересованные в знаниях ученики и родители.
В.Филиппов: - В Париже призывали: создавайте национальные системы открытых ресурсов, потом мы объединим их в глобальный мировой контент... И вот здесь мы можем найти колоссальное преимущество для студентов из России: мы их материалы на английском читать можем, а они наши - на русском - увы... Когда-то они это поняли при запуске спутника СССР и стали наши журналы по математике и по физике переводить. До сих пор. Так вот мир ставит задачу создания глобальных образовательных ресурсов, а мы никак не наладим объединение их на уровне области, субъекта Федерации... Мешает еще, что ни на каком уровне нет практики и культуры взаимозачета курсов. Почти нет. В западных университетах уже разрешается студенту прослушать курсы в признанных, аккредитованных университетах и сдать их в режиме оn-line. Сдал? Приносишь в свой вуз сертификат, присланный по почте, из другого вуза. Для этого, правда, нам нужна высокая степень доверия между вузами, порядочность в обществе и контроль дистант-образования. Надо эти темы выносить на общественное обсуждение, доводить до конкретных регламентов. Нелепо быть нищими сторожами огромного стареющего богатства, его надо использовать на благо общества. Представители многих стран, вернувшись со Всемирного конгресса, стали интенсивно этим заниматься на государственном уровне. А у нас... Если не будет системы открытых образовательных ресурсов для всей страны - школ, преподавателей вузов, учителей, по отраслям, - мы отстанем от всего мира. Тревожно, досадно.
А.Семенов: - Интересную вещь по школьному образованию сделал Артем Соловейчик: создал электронные приложения к своей газете “Первое сентября”. Предметные - по химии, физики, биологии. За полгода 180 000 учителей подписались на них. И там есть возможность учителям выкладывать свои работы. Они не очень сильные, но важна сама модель. Слабое отомрет, а то, что с высоким рейтингом, кому-то пригодится, будет востребовано.
В.Филиппов: - У нас все это идет как инициатива “снизу”, а в западных странах обязательно поддерживают “сверху”, системно, программами. Нам надо с этой темой выходить на Открытое правительство, обращаться в ассоциации вузов... Никто из нас не пытается давать советы министру. У Ливанова сейчас других задач невпроворот - среднюю зарплату преподавателям повысить, оптимизировать систему образования...
- Оптимизировать у нас теперь значит - сократить. Педобразование больше всех упрекают в неэффективности. Может, не сокращать педвузы надо, а ориентировать на новые технологические возможности открытого образования?
А.Семенов: - Педвузы наши не вчера ослабели, хотя более всего - за последние 20 лет. Еще в советское время руководители предприятий смотрели на школы свысока: не создают материальных благ. Потом общество и вовсе перестало гарантировать учителю социальную заботу, а зарплата профессора педвуза, как правило, еще ниже, чем у учителя. Сильные выпускники школ в педвузы не идут - зачем обрекать себя на скудость доходов? Вот и замкнулся круг: слабый состав профессоров, слабый контингент студентов. А на выходе? Сильные выпускники педвузов тоже не идут работать в школы. Многократный негативный отбор. Сейчас зарплаты учителей подняли, но это значит, что те, кому на пенсию пора, не уходят. И молодой педагог не набирает часов... Системную проблему надо системно решать. Падение престижа происходит быстро, а вот восстанавливать его - долго. Нужно повысить барьер для поступления в педвузы. Если хочешь быть учителем математики, то ЕГЭ по математике должно быть как минимум 65.
- Так сократится прием, меньше будет мест - меньше педвузов, их сольют с кем попало...
А.Семенов: - Сокращение, конечно, серьезная проблема для коллективов педвузов, но не для школ: 85 процентов выпускников педагогических вузов сейчас не идут в школы. Повысим проходной балл - наберем более качественный контингент студентов, высвободившиеся профессора пойдут вести факультативы по своим предметам в школах, выпускники получат лучшие знания, а студенты (бакалавры) педвуза должны будут с первого курса вести педработу, а не на пятом первый раз дверь в класс открывать. Учителя математики не надо учить высшей математике, надо учить работе с детьми на лучших образцах открытых образовательных ресурсов школьной математики.
 А.Тихонов: - Не страшно и присоединить педвуз к университету. Новгородский госуниверситет из педа вырос. Но на местах сами эти вопросы должны решать. Якушев, губернатор Тюменской области, например, свои два неэффективных педвуза не собирается закрывать. Наоборот, намерен привлекать туда сильных преподавателей, увольнять слабых.
В.Филиппов: - Я бы вообще все эти педвузы отдал на бюджеты субъектов Федерации: им виднее, нужны педагоги им или нет. С бюджетом передал. Где-то их объединили бы, где-то закрыли. Сейчас они фактически ничьи. Педагогическое образование усиливать через педагогику надо. Смысла нет проверять педколледжи на науку.
А.Семенов: - А магистратуру надо ориентировать на 90 процентов на работающих учителей. Получил диплом бакалавра - работай в школе, осваивай имеющиеся ресурсы, повышай квалификацию и пиши свои дистанционные курсы... Успех есть твоих методик, исканий, уроков? Сдавай в магистратуру, твой опыт другим пригодится. Абстрактная педагогика - наука из головы - никому не нужна. Не зря Л.Кезина в Московском городском пединституте завела правило: до диплома обязательный год работы в школе. И сразу получаешь 12-й разряд по зарплате. Педагогические бакалавриаты надо отдавать в регионы. А то они ради выживания и университетского звания стали готовить социальных работников, юристов, менеджеров. Если мы хотим перемен к лучшему, то надо поднимать требования и делать это прозрачно, чтобы было ясно, почему одних хвалят, а других хулят. Открытые образовательные ресурсы здесь наше главное подспорье: все, что охотно взяли посетители портала, то и имеет ценность.


Елизавета Понарина,
Нина Шаталова
Фото Николая Степаненкова


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Доктор из кластера. Медицинское образование прибавит в мобильности.
Учить, исследовать, лечить на высоком уровне, объединив учебный, научный и материально-технический потенциалы, - таковы задачи нового научно-образовательного медицинского кластера “Северо-Кавказский”. /№ 20(2016)
Третий - не лишний. Российские вузы прибавляют в репутации.
“Отличной новостью” назвал главный редактор рейтингов THE Фил Бейти вхождение еще одного российского университета в World Reputation Rankings (мировой репутационный рейтинг вузов), опубликованный британским изданием Times Higher Education. /№ 18-19(2016)
Видны подвижки. Растет спрос на прикладные специальности.
“Система профессионального образования доказала, что может выпускать хорошо подготовленных специалистов, и работодатель это оценил”, - констатировал директор Центра развития профессионального образования Московского государственного машиностроительного университета Алексей Овчинников на круглом столе в МИА “Россия сегодня”. /№ 17(2016)

РЕФОРМА РАН


Подписано постановление Общего собрания Российской академии наук “О реформе РАН, основных научных результатах года и работе президиума РАН в 2015 году”.

В марте этого года Российская академия наук заявила о создании собственного корпуса экспертов, в который войдут специалисты из выполняющих исследования и разработки организаций разной ведомственной принадлежности. О том, как проходит этот процесс, рассказал главный ученый секретарь Президиума РАН Михаил Пальцев.

Во время “горячей линии” с Владимиром Путиным несколько вопросов ему задали представители научной и образовательной общественности. "Оправдались ли ожидания первых лет реформы? Как вы оцениваете эффективность взаимодействия Федерального агентства научных организаций и Российской академии наук?”...

Процесс реорганизации научных подразделений Академии наук, инициированный ФАНО в рамках реформы РАН, вызывает, мягко говоря, неоднозначную реакцию научного сообщества. С самого начала и по сей день в адрес инициаторов раздается немало критики, в некоторых коллективах порой возникают конфликтные ситуации. Однако процесс идет, появились некоторые его результаты. Как, например, во Владикавказском научном центре РАН.

Главным вопросом повестки дня Координационного совета Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013­-2020 годы было утверждение доклада Правительству РФ об итогах реализации программы в 2015 году.

Конференции


20.05.2016
12-16 сентября состоится первая российская конференция “Физика - наукам о жизни” на базе Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе. Конференция посвящена интердисциплинарным исследованиям на стыке физики, биологии и медицины.

20.05.2016
Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

16.05.2016
На IV Международном форуме ведущих вузов, который состоится 2 июня 2016 года в Москве, пройдет презентация пятого ежегодного рейтинга ведущих вузов России.

Текущие конкурсы


20.05.2016
Минобрнауки РФ сообщило о начале конкурсного отбора российских научных организаций и образовательных организаций высшего образования, являющихся участниками ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы”, с целью предоставления им лицензионного доступа к международному индексу научного цитирования Scopus.

13.05.2016
Институт медико-биологических проблем РАН объявляет о приеме в очную аспирантуру (9 бюджетных мест) по направлениям...

13.05.2016
Новая дополнительная тема конкурса 2016 года проектов ориентированных фундаментальных междисциплинарных исследований.

13.05.2016
Конкурс 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

13.05.2016
Фонд поддержки образования и науки “Алферовский фонд” объявляет конкурс на соискание золотой медали и премии Алферовского фонда за лучшую исследовательскую работу в области естественных наук для молодых ученых (до 33 лет) за 2016 год в номинации “Фотоника”.

Вакансии


20.05.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

20.05.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный центр волоконной оптики Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности заведующего лабораторией волоконной оптики.

29.04.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности младшего научного сотрудника Научно-координационного океанологического центра по специальности “Физика атмосферы и гидросферы” - 25.00.29 - 1 ед.






опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  РЕФОРМА РАН