Официально


В Федеральном агентстве научных организаций состоялись заседания двух рабочих групп. Одна - по взаимодействию ФАНО с РАН при формировании кадрового резерва научных организаций, подведомственных агентству, - заявила о целесообразности введения должности научного руководителя в 32 подведомственных ФАНО научных организациях.



В Санкт-Петербурге состоялось совещание руководства ФАНО с директорами подведомственных организаций, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа. На встрече были представлены результаты работы по основным направлениям деятельности агентства.



Владимир Путин подписал Указ «О Стратегии научно-технологического развития РФ». Ее цель - создание технологий, продуктов и услуг, повышающих качество жизни внутри страны и востребованных в мире.






Новости № 48(2016)

Регионы


В Московском авиационном институте завершилась Международная неделя авиакосмических технологий Aerospace Science Week. В рамках форума прошла международная конференция “Авиация и космонавтика”, на которой было заслушано более 200 докладов. Состоялся также конкурс “Молодежь и будущее авиации и космонавтики” - молодые ученые подали на участие в нем 267 работ.

В Кабардино-Балкарском госуниверситете прошли Дни Эрмитажа. Это первое столь масштабное мероприятие музея в стенах вуза Северного Кавказа.

Томский политехнический университет и Дальневосточное отделение РАН заключили договор о сотрудничестве. Подписи под документом поставили ректор ТПУ Петр Чубик и председатель отделения Валентин Сергиенко.

СНГ


Интердайджест


Всемирная организация здравоохранения отменила режим международной чрезвычайной ситуации, связанной с вирусом Зика. С подробностями - Reuters.

Первые испытания метода генного редактирования CRISPR начались в Китае. Об этом сообщает Nature News.

Город, которому не меньше 7000 лет, обнаружили египетские археологи, он находится в провинции Сохаг на юге страны.


Один из нью-йоркских заводов электрических лампочек выпустил в продажу новый вид наполненных азотом калильных лампочек, дающих белый свет, приближающийся к дневному. Особая окраска света получается благодаря применению специального сорта стекла, причем света теряется не более 8%.




















Испытать на себе. Федеральные университеты готовы к министерским экспериментам.
Образование
№ 35(2013)

01.09.2013

На совещании ректоров всех девяти федеральных университетов, состоявшемся в дни XXVII Всемирной летней универсиады в Казанском (Приволжском) федеральном университете, в присутствии министра образования и науки Дмитрия Ливанова было подписано соглашение о сетевом сотрудничестве.
Но еще раньше, в апреле, ректоры обратились к министру с письмом, в котором попросили рассмотреть вопрос о необходимости корректировки показателей и индикаторов программ развития своих университетов.
Зачем это понадобилось, как связано с планами этих вузов на будущее? На вопросы корреспондента “Поиска” ответила ректор Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) Елена КУДРЯШОВА.

- Государство выделило финансирование на первые пять лет реализации программ развития федеральных университетов. Дальнейшая поддержка была им обещана в зависимости от достигнутых результатов. До конца этой первой пятилетки осталось меньше полутора лет. Почему вдруг ректоры заговорили о необходимости изменений программ?
- Напомню, что проект федеральных университетов появился в начале XXI века в логике реформирования системы российского высшего образования. Они создавались в целях: во-первых, повышения эффективности социально-экономического развития регионов в составе федеральных округов и инновационной экономики страны в целом; во-вторых, сокращения миграционного оттока населения из стратегически и геополитически важных областей России, удержания в них населения; в-третьих, предоставления качественного и доступного образования в субъектах Федерации. Однако, когда программы федеральных университетов разрабатывались и утверждались (а рассчитаны они до 2020 года), многих процессов, происходящих сегодня, еще не было.
- Каких именно?
- Связанных с ускоряющейся глобализацией образования, с вхождением российских вузов в мировые рейтинги. Кроме того, и в конкретных геополитических регионах проявились новые тенденции. Например, в нашем случае программа развития САФУ утверждалась до того, как была принята Арктическая стратегия-2020. Президент ее подписал 20 февраля этого года. Прежде мы ориентировались на основные направления стратегии, одобренные президентом еще в 2008 году. Когда ДВФУ принимал свою программу, в Азиатско-Тихоокеанском бассейне и речи не было о создании сетевого университета. И Сетевой университет ШОС, одним из лидеров которого является Уральский федеральный университет (УрФУ), еще себя никак не проявил. Очевидно, что теперь наши программы, с учетом новых факторов, нуждаются в корректировке. В том же виде, в каком они были приняты ранее, программы выполняются и даже перевыполняются. Но сегодня мы готовы на большее...
- То есть вы фактически предлагаете усложнить программы развития. Почему?
- С целью повышения их качества и роста конкурентоспособности наших вузов на мировом рынке образования.
- Для этого нужно “поднять” показатели?
- Программы университетов отличаются, унифицированной формы нет. Где-то повысить показатели, где-то ввести новые критерии. Подход индивидуальный. Но дело даже не в этом! Главное в том, что мы очень четко увидели, что у федеральных университетов много общего, несмотря на то что каждый из них фокусируется на решении своей геополитической задачи, что было и записано в указе президента и зафиксировано в программах развития. Федеральный университет призван осуществлять государственную политику в регионе, стать проводником социальной, экономической политики федеральной власти, встраиваться в общероссийские глобальные инициативы и одновременно содействовать инновационному развитию территорий. Особенно важно постоянное и динамичное взаимодействие с органами власти субъектов РФ и федеральных округов в области инициирования, совместной разработки, экспертной оценки проектов, ориентированных на развитие территорий.
И мы пришли к выводу, что, раз у нас так много общего,  мы можем создать некую единую платформу и действовать как сеть, открытая сеть - усиливая друг друга и вовлекая в эту сеть другие вузы и учреждения среднего профобразования. Эта идея возникла еще в апреле, когда мы все подписали письмо на имя министра Д.Ливанова, в котором предлагали обсудить вопрос о внесении изменений в программы развития федеральных университетов с тем, чтобы потом вынести этот вопрос на рассмотрение Минобрнауки и Правительства РФ. В рамках Ассоциации ведущих вузов России была создана секция федеральных университетов. На заседании в мае 2013 года была выдвинута инициатива о проведении совместного совещания всех ректоров ФУ и представителей Минобрнауки. И уже в начале июня на базе САФУ такая встреча прошла под председательством замминистра Александра Климова. В ней приняли участие представители министерства, администрации президента, независимых агентств, которые оценивают деятельность федеральных университетов, НИУ ВШЭ.
Мы говорили о том, что федеральным университетам пора переходить к качественно новой ступени развития. Уж если в новом Федеральном законе об образовании есть статья о создании сетевых структур, то кому, как не федеральным университетам, опробовать создание такой структуры на себе. Мы, их ректоры, наметили и предметно обсудили проекты. Тогда и было принято решение через месяц собраться в Казани и подписать соглашение о сетевом сотрудничестве.
- Какие задачи призвана решать сеть?
- На основе общих подходов и технологий будем разрабатывать совместные образовательные стандарты, реализовывать сетевые образовательные программы высшего и дополнительного образования, модули которых будут учитываться в вузах - участниках сети. Собираемся развивать академическую мобильность и тех, кто учится, и тех, кто учит, совместные научно-исследовательские проекты.  Обсуждаем возможность организации сетевых центров коллективного пользования, создания профильных коллабораций... Федеральные университеты намерены совместно проводить всероссийские и международные конференции, олимпиады, научные школы и другие мероприятия. Открывается перспектива создания Открытого сетевого федерального университета как единого информационно-телекоммуникационного пространства. И многое другое.
- Как отнеслись к этой идее в Минобрнауки?
- Исключительно положительно. И министр на встрече в Казани об этом говорил. Министерство очень заинтересовано в том, чтобы развивать сетевые структуры внутри страны. До сих пор вектор сетевого сотрудничества российских вузов был направлен вовне: и академическая мобильность, и общие программы, и программы двойных дипломов, и исследовательские проекты - все реализуется в содружестве с зарубежными университетами. Россия же недостаточно использует свой внутренний ресурс.
- И действительно у наших вузов есть заинтересованность в таком взаимодействии внутри страны?
- Очень большая! И главная задача соглашения федеральных университетов - использование преимуществ друг друга. Скажем, в Балтийском федеральном университете развиты социально-гуманитарные науки и сотрудничество с ближайшими к ним европейскими странами. В Северном (Арктическом) федеральном университете - международная деятельность в Баренцевом и Арктическом регионах, реализуются перспективные проекты по экологии, химии, нефти и газу, судостроению, комплексной безопасности... В Казанском (Приволжском) федеральном - сильные научные школы в области естественных наук. У Северо-Восточного федерального - значительный опыт сохранения и развития культур коренных народов России. Какое-то преимущество можно назвать для каждого федерального университета.
Намеченные проекты мы уже начали отрабатывать на базе “Сколково”. Такой семинар прошел, например, в июле. В нем кроме ректоров участвовала также подгруппа представителей федеральных университетов - слушателей программы “Лидеры образования” Московской школы управления “Сколково” .
В рамках сетевого сотрудничества каждый федеральный университет взял на себя один проект, в котором он играет ключевую роль. Одновременно на своей площадке он собирается отрабатывать еще один-два пилотных проекта, которые потом можно будет распространить на всех.
- Примеры можно?
- Да, конечно. Таким проектом ЮФУ, например, будут новая система подушевого финансирования и системный (эффективный) контракт. В качестве пилотного проекта университет будет на себе отрабатывать использование критериев международной финансовой отчетности. Все университеты мира, получающие финансирование от своих государств, должны показать эффективность использования государственных средств. Для ее оценки существуют определенные критерии, и соответствующие показатели учитываются в международных рейтингах. У нас в стране такой оценкой эффективности еще никто не занимался. ЮФУ готов на своей площадке этот механизм отработать и потом поделиться опытом с другими университетами. Это один из важных шагов на пути наших вузов к вхождению в мировые рейтинги.
Сетевой проект, в котором лидером стал САФУ, - создание единой для всех федеральных университетов электронной библиотеки. А в качестве пилотного проекта мы взяли отработку и распространение образовательных междисциплинарных программ по новым образовательным стандартам (нам как федеральному университету это позволено). Такие у нас есть, причем некоторые на английском языке. Реинжиниринг образовательных программ мы ведем уже два года.
Северо-Кавказский федеральный университет в качестве сетевого проекта взял разработку совместных магистерских программ. Уральский - проект “Открытый университет” (сетевые электронные и дистанционные методы обучения).
Казанский (Приволжский) ФУ разрабатывает сетевой проект по центрам коллективного пользования и совместным научным исследованиям. Еще один проект (разные аспекты которого ведут Дальневосточный и Балтийский ФУ) ставит своей целью увеличение числа иностранных студентов в федеральных университетах.
Северо-Восточный - развитие сетевого студенческого самоуправления, а Сибирский - сетевые механизмы внеучебной работы..
В начале октября в Калининграде в рамках Балтийского научно-образовательного форума собираемся эти проекты представить уже детально.
Мы пытаемся создать то, чего в России еще не было. И очень надеемся, что сможем придать новый вектор развитию системы высшего образования.
- То есть? Каким образом?
- Федеральный университет должен стать организатором и проводником региональных проектов, объединяя на своей площадке ведущие вузы региона и другие организации, чье участие необходимо и целесообразно в каждом конкретном случае.
- Какие механизмы у него есть для выполнения этой миссии?
- Их довольно много. Это и формирование опережающего предложения на образовательные программы, и инициативы совместных аналитических и практических проектов с органами власти, и включение федеральных университетов в программы разработки и реализации стратегий развития регионов. Привлечение абитуриентов и резкое расширение спектра программ дополнительного образования. Использование комплексного подхода к формированию и реализации образовательной политики в регионе. Федеральные университеты имеют сегодня все возможности стать методическими и практическими центрами для региональных систем образо-
вания.
Что же касается влияния на систему образования страны в целом, то есть целый ряд факторов, позволяющих рассчитывать на синергетический эффект от превращения сети федеральных университетов в Сетевой федеральный университет. Географический разброс наших вузов, различие в их идентичности при одинаковом понимании целей, задач и миссии, наличие у каждого быстро развивающейся инновационной и научно-образовательной инфраструктуры...
А Сетевой федеральный университет, в свою очередь, сможет выступать экспериментальной площадкой для Министерства образования и науки РФ, где будут апробироваться проекты, которые в дальнейшем, в случае успеха, можно распространить на российскую образовательную систему в целом.
- Следующий год - последний в той первой пятилетке реализации программ развития федеральных университетов “второй волны”, то есть созданных после Сибирского и Южного. Намерено ли Минобрнауки и дальше выделять средства на эти программы?
- Дмитрий Ливанов сказал, что финансирование федеральных университетов будет продолжаться. Но, возможно, не по программам развития, а из разных других источников. Завершая заседание в Казани, министр заявил, что “государственный заказ на науку есть и он будет только расти, при этом федеральные вузы определены как важнейшие исполнители этого заказа”.

Беседовала Наталия Булгакова
Фото пресс-службы САФУ


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Основные направления развития образования стали одним из главных пунктов повестки итогового в этом году заседания Совета Российского союза ректоров.
Основные направления развития образования в Российской Федерации стали одним из главных пунктов повестки итогового в этом году заседания Совета Российского союза ректоров под председательством президента РСР, ректора МГУ им. М.В.Ломоносова Виктора Садовничего, с участием помощника Президента РФ Андрея Фурсенко и министра образования и науки РФ Ольги Васильевой. Были подняты многие важные вопросы, связанные с будущим российской высшей школы. /№ 48(2016)

В адекватном отражении. Вузы оценили по успехам выпускников.
На днях стало известно, выпускники каких вузов мира наиболее успешны в трудоустройстве по версии компании Quacquarelli Symonds. Всего в QS Graduate Employability Rankings 2017 (Рейтинг мировых университетов по параметрам трудоустройства выпускников) вошли 300 университетов, включая семь наших. До первой сотни никто из них не дотянул, лучшие - МГУ и МГИМО - получили места в группе 101-150. /№ 48(2016)
Естественным путем. Российские вузы продвинулись в предметном рейтинге.
По версии агентства RUR, на днях опубликовавшего очередной рейтинг вузов мира по шести основным предметным областям, лучшие по всем показателям учебные заведения находятся в США. В общей сложности в продукт ранжирования RUR, составленный на основе данных компании Clarivate Analytics и представляющий собой систему из шести профильных рейтингов, попали 700 вузов из 74 стран мира. Среди них 23 российских университета - на семь больше, чем в прошлом году. /№ 47(2016)

Новости


Владимир Путин поздравил коллектив Московского физико-технического института (государственного университета) с 70-летием.



Более 200 студентов факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова, подвергшихся риску заражения менингококковой инфекцией, временно переведены на дистанционное обучение, сообщает пресс-служба московского управления Роспотребнадзора.



В 2017 году в столице откроются 24 центра молодежного инновационного творчества,сообщает Агентство «Москва» со ссылкой на заместителя руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Бориса Хесина.



Россия и Китай создадут Ассоциацию вузов культуры и искусств, сообщает Минкультуры.Соглашение об этом было подписано на Деловой площадке V Санкт-Петербургского международного культурного форума.



Трое уральских химиков-органиков - академики Олег Чупахин, Валерий Чарушин и член-корреспондент РАН Владимир Русинов - получили национальную премию Галена (Prix Galien Russia) в категории «Лучшее исследование в России» за создание нового поколения противовирусных препаратов в ряду азолоазинов.



Конференции


В Пермском национальном исследовательском политехническом университете 5-8 декабря 2016 года пройдет XII Всероссийская (с международным участием) конференция “Биомеханика-2016”.

14 и 15 декабря 2016 года в рамках деловой программы IV Национальной выставки “ВУЗПРОМ­ЭКСПО-2016” Минобрнауки России проведет III Всероссийскую научно-практическую конференцию “Исследования и разработки - 2016”.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов организации российских и международных молодежных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Конкурс проектов организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Открыт публичный конкурс на соискание премий Правительства РФ в области образования 2017 года.Работы от претендентов принимаются до 10 февраля 2017 года в Минобрнауки РФ.

Продолжается прием заявок на XI Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников. Цель конкурса - поддержка талантливой молодежи, авторов научно-инновационных идей.

Фонд инфраструктурных и образовательных программ совместно с Офисом главного ученого Министерства экономики Израиля проводят очередной отбор российско-израильских проектов промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ...

Вакансии


02.12.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

18.11.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

11.11.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии