Новости № 20(2016)

Официально


Кабинет министров отчитался об основных результатах выполнения указов президента, подписанных 7 мая 2012 года - в день инаугурации Владимира Путина.

В Госдуме открылась выставка “НИЦ “Курчатовский институт”: от атомного проекта к природоподобным технологиям”.

Совет по образованию и науке при председателе Госдумы обсудил вопросы правового регулирования научной и научно-технической деятельности.




Регионы


Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники открыл первый в Томской области детский технопарк.

Очередное заседание Совета ректоров вузов Тульской области прошло с участием врио губернатора А.Дюмина и других представителей местной власти. Обсуждалась роль образования в развитии промышленного комплекса региона.

В Северном (Арктическом) федеральном университете прошло заседание Ученого совета, на котором утверждены изменения в управленческой структуре головного вуза.

СНГ


Интердайджест


20.05.2016
Прочитав геном моркови, ученые приступили к его анализу и обнаружили важный с точки зрения питательной ценности ген. Подробности - в GenomeWeb.

20.05.2016
НАСА определило планетный статус еще 1284 небесных тел, обнаруженных миссией “Кеплер”, - это крупнейшее на сегодняшний день единовременное открытие новых планет. С подробностями - NASA News Release.

20.05.2016
Эксперименты на мышах подтвердили предположение о том, что вирус Зика вызывает дефекты развития головного мозга у новорожденных. Об этом сообщает The Scientist.

Веб



Война наложила свою тяжкую руку на такое, казалось бы, мирное и далекое от треволнений жизни учреждение, как фонд имени Нобеля, из которого выдаются премии ученым, оказавшим за данный год больше всего услуг человечеству.












Испытать на себе. Федеральные университеты готовы к министерским экспериментам.
Образование
№ 35(2013)

01.09.2013

На совещании ректоров всех девяти федеральных университетов, состоявшемся в дни XXVII Всемирной летней универсиады в Казанском (Приволжском) федеральном университете, в присутствии министра образования и науки Дмитрия Ливанова было подписано соглашение о сетевом сотрудничестве.
Но еще раньше, в апреле, ректоры обратились к министру с письмом, в котором попросили рассмотреть вопрос о необходимости корректировки показателей и индикаторов программ развития своих университетов.
Зачем это понадобилось, как связано с планами этих вузов на будущее? На вопросы корреспондента “Поиска” ответила ректор Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) Елена КУДРЯШОВА.

- Государство выделило финансирование на первые пять лет реализации программ развития федеральных университетов. Дальнейшая поддержка была им обещана в зависимости от достигнутых результатов. До конца этой первой пятилетки осталось меньше полутора лет. Почему вдруг ректоры заговорили о необходимости изменений программ?
- Напомню, что проект федеральных университетов появился в начале XXI века в логике реформирования системы российского высшего образования. Они создавались в целях: во-первых, повышения эффективности социально-экономического развития регионов в составе федеральных округов и инновационной экономики страны в целом; во-вторых, сокращения миграционного оттока населения из стратегически и геополитически важных областей России, удержания в них населения; в-третьих, предоставления качественного и доступного образования в субъектах Федерации. Однако, когда программы федеральных университетов разрабатывались и утверждались (а рассчитаны они до 2020 года), многих процессов, происходящих сегодня, еще не было.
- Каких именно?
- Связанных с ускоряющейся глобализацией образования, с вхождением российских вузов в мировые рейтинги. Кроме того, и в конкретных геополитических регионах проявились новые тенденции. Например, в нашем случае программа развития САФУ утверждалась до того, как была принята Арктическая стратегия-2020. Президент ее подписал 20 февраля этого года. Прежде мы ориентировались на основные направления стратегии, одобренные президентом еще в 2008 году. Когда ДВФУ принимал свою программу, в Азиатско-Тихоокеанском бассейне и речи не было о создании сетевого университета. И Сетевой университет ШОС, одним из лидеров которого является Уральский федеральный университет (УрФУ), еще себя никак не проявил. Очевидно, что теперь наши программы, с учетом новых факторов, нуждаются в корректировке. В том же виде, в каком они были приняты ранее, программы выполняются и даже перевыполняются. Но сегодня мы готовы на большее...
- То есть вы фактически предлагаете усложнить программы развития. Почему?
- С целью повышения их качества и роста конкурентоспособности наших вузов на мировом рынке образования.
- Для этого нужно “поднять” показатели?
- Программы университетов отличаются, унифицированной формы нет. Где-то повысить показатели, где-то ввести новые критерии. Подход индивидуальный. Но дело даже не в этом! Главное в том, что мы очень четко увидели, что у федеральных университетов много общего, несмотря на то что каждый из них фокусируется на решении своей геополитической задачи, что было и записано в указе президента и зафиксировано в программах развития. Федеральный университет призван осуществлять государственную политику в регионе, стать проводником социальной, экономической политики федеральной власти, встраиваться в общероссийские глобальные инициативы и одновременно содействовать инновационному развитию территорий. Особенно важно постоянное и динамичное взаимодействие с органами власти субъектов РФ и федеральных округов в области инициирования, совместной разработки, экспертной оценки проектов, ориентированных на развитие территорий.
И мы пришли к выводу, что, раз у нас так много общего,  мы можем создать некую единую платформу и действовать как сеть, открытая сеть - усиливая друг друга и вовлекая в эту сеть другие вузы и учреждения среднего профобразования. Эта идея возникла еще в апреле, когда мы все подписали письмо на имя министра Д.Ливанова, в котором предлагали обсудить вопрос о внесении изменений в программы развития федеральных университетов с тем, чтобы потом вынести этот вопрос на рассмотрение Минобрнауки и Правительства РФ. В рамках Ассоциации ведущих вузов России была создана секция федеральных университетов. На заседании в мае 2013 года была выдвинута инициатива о проведении совместного совещания всех ректоров ФУ и представителей Минобрнауки. И уже в начале июня на базе САФУ такая встреча прошла под председательством замминистра Александра Климова. В ней приняли участие представители министерства, администрации президента, независимых агентств, которые оценивают деятельность федеральных университетов, НИУ ВШЭ.
Мы говорили о том, что федеральным университетам пора переходить к качественно новой ступени развития. Уж если в новом Федеральном законе об образовании есть статья о создании сетевых структур, то кому, как не федеральным университетам, опробовать создание такой структуры на себе. Мы, их ректоры, наметили и предметно обсудили проекты. Тогда и было принято решение через месяц собраться в Казани и подписать соглашение о сетевом сотрудничестве.
- Какие задачи призвана решать сеть?
- На основе общих подходов и технологий будем разрабатывать совместные образовательные стандарты, реализовывать сетевые образовательные программы высшего и дополнительного образования, модули которых будут учитываться в вузах - участниках сети. Собираемся развивать академическую мобильность и тех, кто учится, и тех, кто учит, совместные научно-исследовательские проекты.  Обсуждаем возможность организации сетевых центров коллективного пользования, создания профильных коллабораций... Федеральные университеты намерены совместно проводить всероссийские и международные конференции, олимпиады, научные школы и другие мероприятия. Открывается перспектива создания Открытого сетевого федерального университета как единого информационно-телекоммуникационного пространства. И многое другое.
- Как отнеслись к этой идее в Минобрнауки?
- Исключительно положительно. И министр на встрече в Казани об этом говорил. Министерство очень заинтересовано в том, чтобы развивать сетевые структуры внутри страны. До сих пор вектор сетевого сотрудничества российских вузов был направлен вовне: и академическая мобильность, и общие программы, и программы двойных дипломов, и исследовательские проекты - все реализуется в содружестве с зарубежными университетами. Россия же недостаточно использует свой внутренний ресурс.
- И действительно у наших вузов есть заинтересованность в таком взаимодействии внутри страны?
- Очень большая! И главная задача соглашения федеральных университетов - использование преимуществ друг друга. Скажем, в Балтийском федеральном университете развиты социально-гуманитарные науки и сотрудничество с ближайшими к ним европейскими странами. В Северном (Арктическом) федеральном университете - международная деятельность в Баренцевом и Арктическом регионах, реализуются перспективные проекты по экологии, химии, нефти и газу, судостроению, комплексной безопасности... В Казанском (Приволжском) федеральном - сильные научные школы в области естественных наук. У Северо-Восточного федерального - значительный опыт сохранения и развития культур коренных народов России. Какое-то преимущество можно назвать для каждого федерального университета.
Намеченные проекты мы уже начали отрабатывать на базе “Сколково”. Такой семинар прошел, например, в июле. В нем кроме ректоров участвовала также подгруппа представителей федеральных университетов - слушателей программы “Лидеры образования” Московской школы управления “Сколково” .
В рамках сетевого сотрудничества каждый федеральный университет взял на себя один проект, в котором он играет ключевую роль. Одновременно на своей площадке он собирается отрабатывать еще один-два пилотных проекта, которые потом можно будет распространить на всех.
- Примеры можно?
- Да, конечно. Таким проектом ЮФУ, например, будут новая система подушевого финансирования и системный (эффективный) контракт. В качестве пилотного проекта университет будет на себе отрабатывать использование критериев международной финансовой отчетности. Все университеты мира, получающие финансирование от своих государств, должны показать эффективность использования государственных средств. Для ее оценки существуют определенные критерии, и соответствующие показатели учитываются в международных рейтингах. У нас в стране такой оценкой эффективности еще никто не занимался. ЮФУ готов на своей площадке этот механизм отработать и потом поделиться опытом с другими университетами. Это один из важных шагов на пути наших вузов к вхождению в мировые рейтинги.
Сетевой проект, в котором лидером стал САФУ, - создание единой для всех федеральных университетов электронной библиотеки. А в качестве пилотного проекта мы взяли отработку и распространение образовательных междисциплинарных программ по новым образовательным стандартам (нам как федеральному университету это позволено). Такие у нас есть, причем некоторые на английском языке. Реинжиниринг образовательных программ мы ведем уже два года.
Северо-Кавказский федеральный университет в качестве сетевого проекта взял разработку совместных магистерских программ. Уральский - проект “Открытый университет” (сетевые электронные и дистанционные методы обучения).
Казанский (Приволжский) ФУ разрабатывает сетевой проект по центрам коллективного пользования и совместным научным исследованиям. Еще один проект (разные аспекты которого ведут Дальневосточный и Балтийский ФУ) ставит своей целью увеличение числа иностранных студентов в федеральных университетах.
Северо-Восточный - развитие сетевого студенческого самоуправления, а Сибирский - сетевые механизмы внеучебной работы..
В начале октября в Калининграде в рамках Балтийского научно-образовательного форума собираемся эти проекты представить уже детально.
Мы пытаемся создать то, чего в России еще не было. И очень надеемся, что сможем придать новый вектор развитию системы высшего образования.
- То есть? Каким образом?
- Федеральный университет должен стать организатором и проводником региональных проектов, объединяя на своей площадке ведущие вузы региона и другие организации, чье участие необходимо и целесообразно в каждом конкретном случае.
- Какие механизмы у него есть для выполнения этой миссии?
- Их довольно много. Это и формирование опережающего предложения на образовательные программы, и инициативы совместных аналитических и практических проектов с органами власти, и включение федеральных университетов в программы разработки и реализации стратегий развития регионов. Привлечение абитуриентов и резкое расширение спектра программ дополнительного образования. Использование комплексного подхода к формированию и реализации образовательной политики в регионе. Федеральные университеты имеют сегодня все возможности стать методическими и практическими центрами для региональных систем образо-
вания.
Что же касается влияния на систему образования страны в целом, то есть целый ряд факторов, позволяющих рассчитывать на синергетический эффект от превращения сети федеральных университетов в Сетевой федеральный университет. Географический разброс наших вузов, различие в их идентичности при одинаковом понимании целей, задач и миссии, наличие у каждого быстро развивающейся инновационной и научно-образовательной инфраструктуры...
А Сетевой федеральный университет, в свою очередь, сможет выступать экспериментальной площадкой для Министерства образования и науки РФ, где будут апробироваться проекты, которые в дальнейшем, в случае успеха, можно распространить на российскую образовательную систему в целом.
- Следующий год - последний в той первой пятилетке реализации программ развития федеральных университетов “второй волны”, то есть созданных после Сибирского и Южного. Намерено ли Минобрнауки и дальше выделять средства на эти программы?
- Дмитрий Ливанов сказал, что финансирование федеральных университетов будет продолжаться. Но, возможно, не по программам развития, а из разных других источников. Завершая заседание в Казани, министр заявил, что “государственный заказ на науку есть и он будет только расти, при этом федеральные вузы определены как важнейшие исполнители этого заказа”.

Беседовала Наталия Булгакова
Фото пресс-службы САФУ


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Доктор из кластера. Медицинское образование прибавит в мобильности.
Учить, исследовать, лечить на высоком уровне, объединив учебный, научный и материально-технический потенциалы, - таковы задачи нового научно-образовательного медицинского кластера “Северо-Кавказский”. /№ 20(2016)
Третий - не лишний. Российские вузы прибавляют в репутации.
“Отличной новостью” назвал главный редактор рейтингов THE Фил Бейти вхождение еще одного российского университета в World Reputation Rankings (мировой репутационный рейтинг вузов), опубликованный британским изданием Times Higher Education. /№ 18-19(2016)
Видны подвижки. Растет спрос на прикладные специальности.
“Система профессионального образования доказала, что может выпускать хорошо подготовленных специалистов, и работодатель это оценил”, - констатировал директор Центра развития профессионального образования Московского государственного машиностроительного университета Алексей Овчинников на круглом столе в МИА “Россия сегодня”. /№ 17(2016)

РЕФОРМА РАН


Подписано постановление Общего собрания Российской академии наук “О реформе РАН, основных научных результатах года и работе президиума РАН в 2015 году”.

В марте этого года Российская академия наук заявила о создании собственного корпуса экспертов, в который войдут специалисты из выполняющих исследования и разработки организаций разной ведомственной принадлежности. О том, как проходит этот процесс, рассказал главный ученый секретарь Президиума РАН Михаил Пальцев.

Во время “горячей линии” с Владимиром Путиным несколько вопросов ему задали представители научной и образовательной общественности. "Оправдались ли ожидания первых лет реформы? Как вы оцениваете эффективность взаимодействия Федерального агентства научных организаций и Российской академии наук?”...

Процесс реорганизации научных подразделений Академии наук, инициированный ФАНО в рамках реформы РАН, вызывает, мягко говоря, неоднозначную реакцию научного сообщества. С самого начала и по сей день в адрес инициаторов раздается немало критики, в некоторых коллективах порой возникают конфликтные ситуации. Однако процесс идет, появились некоторые его результаты. Как, например, во Владикавказском научном центре РАН.

Главным вопросом повестки дня Координационного совета Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013­-2020 годы было утверждение доклада Правительству РФ об итогах реализации программы в 2015 году.

Конференции


20.05.2016
12-16 сентября состоится первая российская конференция “Физика - наукам о жизни” на базе Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе. Конференция посвящена интердисциплинарным исследованиям на стыке физики, биологии и медицины.

20.05.2016
Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

16.05.2016
На IV Международном форуме ведущих вузов, который состоится 2 июня 2016 года в Москве, пройдет презентация пятого ежегодного рейтинга ведущих вузов России.

Текущие конкурсы


20.05.2016
Минобрнауки РФ сообщило о начале конкурсного отбора российских научных организаций и образовательных организаций высшего образования, являющихся участниками ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы”, с целью предоставления им лицензионного доступа к международному индексу научного цитирования Scopus.

13.05.2016
Институт медико-биологических проблем РАН объявляет о приеме в очную аспирантуру (9 бюджетных мест) по направлениям...

13.05.2016
Новая дополнительная тема конкурса 2016 года проектов ориентированных фундаментальных междисциплинарных исследований.

13.05.2016
Конкурс 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

13.05.2016
Фонд поддержки образования и науки “Алферовский фонд” объявляет конкурс на соискание золотой медали и премии Алферовского фонда за лучшую исследовательскую работу в области естественных наук для молодых ученых (до 33 лет) за 2016 год в номинации “Фотоника”.

Вакансии


20.05.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

20.05.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный центр волоконной оптики Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности заведующего лабораторией волоконной оптики.

29.04.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности младшего научного сотрудника Научно-координационного океанологического центра по специальности “Физика атмосферы и гидросферы” - 25.00.29 - 1 ед.






опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  РЕФОРМА РАН