Новости № 26(2016)

Официально


“Дорожную карту” совместных исследований на ближайшие два года согласовали Федеральное агентство научных организаций и IBM, сообщает пресс-служба ФАНО.

Состоялось первое заседание бюро Комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО, сообщает сайт агентства.

На основе данных, предоставленных Пенсионным фондом РФ, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и образовательными организациями, специалисты Минобрнауки провели мониторинг трудоустройства в 2015 году выпускников российских вузов 2014 года.




Регионы


СНГ


Интердайджест


Веб














Испытать на себе. Федеральные университеты готовы к министерским экспериментам.
Образование
№ 35(2013)

01.09.2013

На совещании ректоров всех девяти федеральных университетов, состоявшемся в дни XXVII Всемирной летней универсиады в Казанском (Приволжском) федеральном университете, в присутствии министра образования и науки Дмитрия Ливанова было подписано соглашение о сетевом сотрудничестве.
Но еще раньше, в апреле, ректоры обратились к министру с письмом, в котором попросили рассмотреть вопрос о необходимости корректировки показателей и индикаторов программ развития своих университетов.
Зачем это понадобилось, как связано с планами этих вузов на будущее? На вопросы корреспондента “Поиска” ответила ректор Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) Елена КУДРЯШОВА.

- Государство выделило финансирование на первые пять лет реализации программ развития федеральных университетов. Дальнейшая поддержка была им обещана в зависимости от достигнутых результатов. До конца этой первой пятилетки осталось меньше полутора лет. Почему вдруг ректоры заговорили о необходимости изменений программ?
- Напомню, что проект федеральных университетов появился в начале XXI века в логике реформирования системы российского высшего образования. Они создавались в целях: во-первых, повышения эффективности социально-экономического развития регионов в составе федеральных округов и инновационной экономики страны в целом; во-вторых, сокращения миграционного оттока населения из стратегически и геополитически важных областей России, удержания в них населения; в-третьих, предоставления качественного и доступного образования в субъектах Федерации. Однако, когда программы федеральных университетов разрабатывались и утверждались (а рассчитаны они до 2020 года), многих процессов, происходящих сегодня, еще не было.
- Каких именно?
- Связанных с ускоряющейся глобализацией образования, с вхождением российских вузов в мировые рейтинги. Кроме того, и в конкретных геополитических регионах проявились новые тенденции. Например, в нашем случае программа развития САФУ утверждалась до того, как была принята Арктическая стратегия-2020. Президент ее подписал 20 февраля этого года. Прежде мы ориентировались на основные направления стратегии, одобренные президентом еще в 2008 году. Когда ДВФУ принимал свою программу, в Азиатско-Тихоокеанском бассейне и речи не было о создании сетевого университета. И Сетевой университет ШОС, одним из лидеров которого является Уральский федеральный университет (УрФУ), еще себя никак не проявил. Очевидно, что теперь наши программы, с учетом новых факторов, нуждаются в корректировке. В том же виде, в каком они были приняты ранее, программы выполняются и даже перевыполняются. Но сегодня мы готовы на большее...
- То есть вы фактически предлагаете усложнить программы развития. Почему?
- С целью повышения их качества и роста конкурентоспособности наших вузов на мировом рынке образования.
- Для этого нужно “поднять” показатели?
- Программы университетов отличаются, унифицированной формы нет. Где-то повысить показатели, где-то ввести новые критерии. Подход индивидуальный. Но дело даже не в этом! Главное в том, что мы очень четко увидели, что у федеральных университетов много общего, несмотря на то что каждый из них фокусируется на решении своей геополитической задачи, что было и записано в указе президента и зафиксировано в программах развития. Федеральный университет призван осуществлять государственную политику в регионе, стать проводником социальной, экономической политики федеральной власти, встраиваться в общероссийские глобальные инициативы и одновременно содействовать инновационному развитию территорий. Особенно важно постоянное и динамичное взаимодействие с органами власти субъектов РФ и федеральных округов в области инициирования, совместной разработки, экспертной оценки проектов, ориентированных на развитие территорий.
И мы пришли к выводу, что, раз у нас так много общего,  мы можем создать некую единую платформу и действовать как сеть, открытая сеть - усиливая друг друга и вовлекая в эту сеть другие вузы и учреждения среднего профобразования. Эта идея возникла еще в апреле, когда мы все подписали письмо на имя министра Д.Ливанова, в котором предлагали обсудить вопрос о внесении изменений в программы развития федеральных университетов с тем, чтобы потом вынести этот вопрос на рассмотрение Минобрнауки и Правительства РФ. В рамках Ассоциации ведущих вузов России была создана секция федеральных университетов. На заседании в мае 2013 года была выдвинута инициатива о проведении совместного совещания всех ректоров ФУ и представителей Минобрнауки. И уже в начале июня на базе САФУ такая встреча прошла под председательством замминистра Александра Климова. В ней приняли участие представители министерства, администрации президента, независимых агентств, которые оценивают деятельность федеральных университетов, НИУ ВШЭ.
Мы говорили о том, что федеральным университетам пора переходить к качественно новой ступени развития. Уж если в новом Федеральном законе об образовании есть статья о создании сетевых структур, то кому, как не федеральным университетам, опробовать создание такой структуры на себе. Мы, их ректоры, наметили и предметно обсудили проекты. Тогда и было принято решение через месяц собраться в Казани и подписать соглашение о сетевом сотрудничестве.
- Какие задачи призвана решать сеть?
- На основе общих подходов и технологий будем разрабатывать совместные образовательные стандарты, реализовывать сетевые образовательные программы высшего и дополнительного образования, модули которых будут учитываться в вузах - участниках сети. Собираемся развивать академическую мобильность и тех, кто учится, и тех, кто учит, совместные научно-исследовательские проекты.  Обсуждаем возможность организации сетевых центров коллективного пользования, создания профильных коллабораций... Федеральные университеты намерены совместно проводить всероссийские и международные конференции, олимпиады, научные школы и другие мероприятия. Открывается перспектива создания Открытого сетевого федерального университета как единого информационно-телекоммуникационного пространства. И многое другое.
- Как отнеслись к этой идее в Минобрнауки?
- Исключительно положительно. И министр на встрече в Казани об этом говорил. Министерство очень заинтересовано в том, чтобы развивать сетевые структуры внутри страны. До сих пор вектор сетевого сотрудничества российских вузов был направлен вовне: и академическая мобильность, и общие программы, и программы двойных дипломов, и исследовательские проекты - все реализуется в содружестве с зарубежными университетами. Россия же недостаточно использует свой внутренний ресурс.
- И действительно у наших вузов есть заинтересованность в таком взаимодействии внутри страны?
- Очень большая! И главная задача соглашения федеральных университетов - использование преимуществ друг друга. Скажем, в Балтийском федеральном университете развиты социально-гуманитарные науки и сотрудничество с ближайшими к ним европейскими странами. В Северном (Арктическом) федеральном университете - международная деятельность в Баренцевом и Арктическом регионах, реализуются перспективные проекты по экологии, химии, нефти и газу, судостроению, комплексной безопасности... В Казанском (Приволжском) федеральном - сильные научные школы в области естественных наук. У Северо-Восточного федерального - значительный опыт сохранения и развития культур коренных народов России. Какое-то преимущество можно назвать для каждого федерального университета.
Намеченные проекты мы уже начали отрабатывать на базе “Сколково”. Такой семинар прошел, например, в июле. В нем кроме ректоров участвовала также подгруппа представителей федеральных университетов - слушателей программы “Лидеры образования” Московской школы управления “Сколково” .
В рамках сетевого сотрудничества каждый федеральный университет взял на себя один проект, в котором он играет ключевую роль. Одновременно на своей площадке он собирается отрабатывать еще один-два пилотных проекта, которые потом можно будет распространить на всех.
- Примеры можно?
- Да, конечно. Таким проектом ЮФУ, например, будут новая система подушевого финансирования и системный (эффективный) контракт. В качестве пилотного проекта университет будет на себе отрабатывать использование критериев международной финансовой отчетности. Все университеты мира, получающие финансирование от своих государств, должны показать эффективность использования государственных средств. Для ее оценки существуют определенные критерии, и соответствующие показатели учитываются в международных рейтингах. У нас в стране такой оценкой эффективности еще никто не занимался. ЮФУ готов на своей площадке этот механизм отработать и потом поделиться опытом с другими университетами. Это один из важных шагов на пути наших вузов к вхождению в мировые рейтинги.
Сетевой проект, в котором лидером стал САФУ, - создание единой для всех федеральных университетов электронной библиотеки. А в качестве пилотного проекта мы взяли отработку и распространение образовательных междисциплинарных программ по новым образовательным стандартам (нам как федеральному университету это позволено). Такие у нас есть, причем некоторые на английском языке. Реинжиниринг образовательных программ мы ведем уже два года.
Северо-Кавказский федеральный университет в качестве сетевого проекта взял разработку совместных магистерских программ. Уральский - проект “Открытый университет” (сетевые электронные и дистанционные методы обучения).
Казанский (Приволжский) ФУ разрабатывает сетевой проект по центрам коллективного пользования и совместным научным исследованиям. Еще один проект (разные аспекты которого ведут Дальневосточный и Балтийский ФУ) ставит своей целью увеличение числа иностранных студентов в федеральных университетах.
Северо-Восточный - развитие сетевого студенческого самоуправления, а Сибирский - сетевые механизмы внеучебной работы..
В начале октября в Калининграде в рамках Балтийского научно-образовательного форума собираемся эти проекты представить уже детально.
Мы пытаемся создать то, чего в России еще не было. И очень надеемся, что сможем придать новый вектор развитию системы высшего образования.
- То есть? Каким образом?
- Федеральный университет должен стать организатором и проводником региональных проектов, объединяя на своей площадке ведущие вузы региона и другие организации, чье участие необходимо и целесообразно в каждом конкретном случае.
- Какие механизмы у него есть для выполнения этой миссии?
- Их довольно много. Это и формирование опережающего предложения на образовательные программы, и инициативы совместных аналитических и практических проектов с органами власти, и включение федеральных университетов в программы разработки и реализации стратегий развития регионов. Привлечение абитуриентов и резкое расширение спектра программ дополнительного образования. Использование комплексного подхода к формированию и реализации образовательной политики в регионе. Федеральные университеты имеют сегодня все возможности стать методическими и практическими центрами для региональных систем образо-
вания.
Что же касается влияния на систему образования страны в целом, то есть целый ряд факторов, позволяющих рассчитывать на синергетический эффект от превращения сети федеральных университетов в Сетевой федеральный университет. Географический разброс наших вузов, различие в их идентичности при одинаковом понимании целей, задач и миссии, наличие у каждого быстро развивающейся инновационной и научно-образовательной инфраструктуры...
А Сетевой федеральный университет, в свою очередь, сможет выступать экспериментальной площадкой для Министерства образования и науки РФ, где будут апробироваться проекты, которые в дальнейшем, в случае успеха, можно распространить на российскую образовательную систему в целом.
- Следующий год - последний в той первой пятилетке реализации программ развития федеральных университетов “второй волны”, то есть созданных после Сибирского и Южного. Намерено ли Минобрнауки и дальше выделять средства на эти программы?
- Дмитрий Ливанов сказал, что финансирование федеральных университетов будет продолжаться. Но, возможно, не по программам развития, а из разных других источников. Завершая заседание в Казани, министр заявил, что “государственный заказ на науку есть и он будет только расти, при этом федеральные вузы определены как важнейшие исполнители этого заказа”.

Беседовала Наталия Булгакова
Фото пресс-службы САФУ


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Набор на выбор. Рейтинг работодателей подскажет, где учиться.
Разговор с участием ректоров и представителей бизнеса об эффективности взаимодействия университетов и компаний, а также о наиболее перспективных формах их сотрудничества состоялся в рамках секции “Работодатели и высшая школа: от диалога к партнерству”. /№ 25(2016)
Движение имиджей. Российские вузы крепнут в борьбе.
Как отмечают эксперты рейтингового агентства Round University Ranking (RUR) (официальный представитель Times Higher Education на территории России и стран СНГ), за прошедший год в мире значительно улучшилось мнение о российском высшем образовании. /№ 25(2016)
В знак ободрения. Национальные рейтинги вузов заслужили поощрения.
Необходимо соблюдать баланс между повышением конкурентоспособности на мировой арене и задачами национального развития, между академической автономией вузов и их социальной ответственностью, между развитием приоритетных направлений и диверсификацией университетской деятельности. Не следует ставить единственной целью достижение высоких позиций в рейтингах... /№ 24(2016)

РЕФОРМА РАН


Завершилась общественная экспертиза проекта рекомендаций Российской академии наук по повышению эффективности вложения финансовых средств в развитие фундаментальной науки и поисковых исследований.

На днях в Кремле состоялась очередная встреча Президента РФ Владимира Путина с президентом Российской академии наук Владимиром Фортовым и руководителем Федерального агентства научных организаций Михаилом Котюковым.

Созданный в Российской академии наук корпус профессоров РАН объединяет не только докторов наук, работающих в академических институтах, но и ученых из вузов, ГНЦ, ведомственной сферы.

До очередных выборов в Российской академии наук остается почти полгода, а РАН уже получила солидное подкрепление. В ее ряды влились около 500 успешных и достаточно молодых ученых, которым присвоено звание “Профессор РАН”. Об этом “Поиску” рассказал председатель Координационного совета профессоров РАН при Президиуме академии, директор Института Европы РАН Алексей Громыко.

Профсоюз работников Российской академии наук, насчитывающий около 74 тысяч членов, провел свой VI съезд.

Конференции


17.06.2016
Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

13.06.2016
Рекордные урожаи, стратегические вопросы импортозамещения, создания прорывных промышленных технологий, перспективы развития российской экономики в ближайшие 20-25 лет – актуальные темы международного Форума и выставки по глубокой переработке зерна и биотехнологиям «Грэйнтек-2016».

03.06.2016
С 2 по 7 октября 2016 года в Томске пройдет V Международный конгресс “Потоки энергии и радиационные эффекты”, приуроченный к 120-летию Национального исследовательского Томского политехнического университета.

Текущие конкурсы


24.06.2016
О КОНКУРСАХ НА СОИСКАНИЕ ЗОЛОТЫХ МЕДАЛЕЙ И ПРЕМИЙ ИМЕНИ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧеНЫХ, ПРОВОДИМЫХ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИЕЙ НАУК В 2017 ГОДУ

17.06.2016
Конкурс 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

17.06.2016
С 15 апреля открыт прием анкет для участия в конкурсе по программе “Для женщин в науке”, проводимом L’ORÉAL - UNESCO при поддержке Комиссии Российской Федерации по делам UNESCO и Российской академии наук.

14.06.2016
ЛЮДИ БУДУЩЕГО – грантовый конкурс лучших проектов в сфере дополнительного научно-технического образования школьников.

10.06.2016
Продолжается конкурс на соискание Золотой медали Российской академии наук за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний “Научные достижения России”.

Вакансии


10.06.2016
Институт энергетических исследований Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

10.06.2016
Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.06.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности старшего научного сотрудника.






опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  РЕФОРМА РАН