Официально


Поддержка молодых ученых стала основной темой рабочей встречи Владимира Путина с министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой. Руководитель министерства проинформировала президента о мерах, принимаемых для привлечения в науку молодежи.



Дмитрий Медведев подписал распоряжение, которым утвердил распределение между 21 ведущим российским вузом 10,3 миллиарда рублей на повышение их конкурентоспособности среди мировых научно-образовательных центров.



Минобрнауки России начинает второй этап конкурса по созданию опорных университетов. Приказ об этом подписала министр образования и науки Ольга Васильева.






Новости № 7(2017)

Регионы


Дальневосточный федеральный университет и Фонд “Сколково” заключили соглашение о сотрудничестве. Документ подписали проректор по развитию ДВФУ Дмитрий Земцов и вице-президент фонда по региональному и международному развитию Юрий Сапрыкин на полях Open Innovations Startup Tour в Хабаровске.

Делегация Самарского университета приняла участие в заседании научного и технического подкомитета Комитета по мирному использованию космического пространства Генеральной Ассамблеи ООН. Встреча прошла в Вене.

“Наука и техника в Якутии” - единственный на Дальнем Востоке научно-популярный журнал - отмечает 15-летие. В издании, выпускаемом учеными-энтузиастами, опубликовано более 1000 научно-популярных статей. Оно стало путеводителем в мире современной якутской науки.

СНГ


Интердайджест


Генно-инженерная бактерия, разрушающая клетки раковой опухоли, испытана на мышах. Об этом сообщает журнал Science Translational Medicine.

Генная терапия с использованием синтетического вектора излечила мышей от глухоты. Подробности - в Medical News Today.

Предложение рассмотреть идею отправки на спутник Юпитера Европу посадочного модуля поступило в НАСА. С подробностями - SpaceDaily.


Воспитанники 5 класса Тобольской духовной семинарии по окончании нынешнего учебного года все без исключения выходят из семинарии, так что в будущем 1917/1918 учебном году в Тобольской семинарии выпускного 6 класса не будет. Это явление в жизни семинарии неслыханное.




















Испытать на себе. Федеральные университеты готовы к министерским экспериментам.
Образование
№ 35(2013)

01.09.2013

На совещании ректоров всех девяти федеральных университетов, состоявшемся в дни XXVII Всемирной летней универсиады в Казанском (Приволжском) федеральном университете, в присутствии министра образования и науки Дмитрия Ливанова было подписано соглашение о сетевом сотрудничестве.
Но еще раньше, в апреле, ректоры обратились к министру с письмом, в котором попросили рассмотреть вопрос о необходимости корректировки показателей и индикаторов программ развития своих университетов.
Зачем это понадобилось, как связано с планами этих вузов на будущее? На вопросы корреспондента “Поиска” ответила ректор Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) Елена КУДРЯШОВА.

- Государство выделило финансирование на первые пять лет реализации программ развития федеральных университетов. Дальнейшая поддержка была им обещана в зависимости от достигнутых результатов. До конца этой первой пятилетки осталось меньше полутора лет. Почему вдруг ректоры заговорили о необходимости изменений программ?
- Напомню, что проект федеральных университетов появился в начале XXI века в логике реформирования системы российского высшего образования. Они создавались в целях: во-первых, повышения эффективности социально-экономического развития регионов в составе федеральных округов и инновационной экономики страны в целом; во-вторых, сокращения миграционного оттока населения из стратегически и геополитически важных областей России, удержания в них населения; в-третьих, предоставления качественного и доступного образования в субъектах Федерации. Однако, когда программы федеральных университетов разрабатывались и утверждались (а рассчитаны они до 2020 года), многих процессов, происходящих сегодня, еще не было.
- Каких именно?
- Связанных с ускоряющейся глобализацией образования, с вхождением российских вузов в мировые рейтинги. Кроме того, и в конкретных геополитических регионах проявились новые тенденции. Например, в нашем случае программа развития САФУ утверждалась до того, как была принята Арктическая стратегия-2020. Президент ее подписал 20 февраля этого года. Прежде мы ориентировались на основные направления стратегии, одобренные президентом еще в 2008 году. Когда ДВФУ принимал свою программу, в Азиатско-Тихоокеанском бассейне и речи не было о создании сетевого университета. И Сетевой университет ШОС, одним из лидеров которого является Уральский федеральный университет (УрФУ), еще себя никак не проявил. Очевидно, что теперь наши программы, с учетом новых факторов, нуждаются в корректировке. В том же виде, в каком они были приняты ранее, программы выполняются и даже перевыполняются. Но сегодня мы готовы на большее...
- То есть вы фактически предлагаете усложнить программы развития. Почему?
- С целью повышения их качества и роста конкурентоспособности наших вузов на мировом рынке образования.
- Для этого нужно “поднять” показатели?
- Программы университетов отличаются, унифицированной формы нет. Где-то повысить показатели, где-то ввести новые критерии. Подход индивидуальный. Но дело даже не в этом! Главное в том, что мы очень четко увидели, что у федеральных университетов много общего, несмотря на то что каждый из них фокусируется на решении своей геополитической задачи, что было и записано в указе президента и зафиксировано в программах развития. Федеральный университет призван осуществлять государственную политику в регионе, стать проводником социальной, экономической политики федеральной власти, встраиваться в общероссийские глобальные инициативы и одновременно содействовать инновационному развитию территорий. Особенно важно постоянное и динамичное взаимодействие с органами власти субъектов РФ и федеральных округов в области инициирования, совместной разработки, экспертной оценки проектов, ориентированных на развитие территорий.
И мы пришли к выводу, что, раз у нас так много общего,  мы можем создать некую единую платформу и действовать как сеть, открытая сеть - усиливая друг друга и вовлекая в эту сеть другие вузы и учреждения среднего профобразования. Эта идея возникла еще в апреле, когда мы все подписали письмо на имя министра Д.Ливанова, в котором предлагали обсудить вопрос о внесении изменений в программы развития федеральных университетов с тем, чтобы потом вынести этот вопрос на рассмотрение Минобрнауки и Правительства РФ. В рамках Ассоциации ведущих вузов России была создана секция федеральных университетов. На заседании в мае 2013 года была выдвинута инициатива о проведении совместного совещания всех ректоров ФУ и представителей Минобрнауки. И уже в начале июня на базе САФУ такая встреча прошла под председательством замминистра Александра Климова. В ней приняли участие представители министерства, администрации президента, независимых агентств, которые оценивают деятельность федеральных университетов, НИУ ВШЭ.
Мы говорили о том, что федеральным университетам пора переходить к качественно новой ступени развития. Уж если в новом Федеральном законе об образовании есть статья о создании сетевых структур, то кому, как не федеральным университетам, опробовать создание такой структуры на себе. Мы, их ректоры, наметили и предметно обсудили проекты. Тогда и было принято решение через месяц собраться в Казани и подписать соглашение о сетевом сотрудничестве.
- Какие задачи призвана решать сеть?
- На основе общих подходов и технологий будем разрабатывать совместные образовательные стандарты, реализовывать сетевые образовательные программы высшего и дополнительного образования, модули которых будут учитываться в вузах - участниках сети. Собираемся развивать академическую мобильность и тех, кто учится, и тех, кто учит, совместные научно-исследовательские проекты.  Обсуждаем возможность организации сетевых центров коллективного пользования, создания профильных коллабораций... Федеральные университеты намерены совместно проводить всероссийские и международные конференции, олимпиады, научные школы и другие мероприятия. Открывается перспектива создания Открытого сетевого федерального университета как единого информационно-телекоммуникационного пространства. И многое другое.
- Как отнеслись к этой идее в Минобрнауки?
- Исключительно положительно. И министр на встрече в Казани об этом говорил. Министерство очень заинтересовано в том, чтобы развивать сетевые структуры внутри страны. До сих пор вектор сетевого сотрудничества российских вузов был направлен вовне: и академическая мобильность, и общие программы, и программы двойных дипломов, и исследовательские проекты - все реализуется в содружестве с зарубежными университетами. Россия же недостаточно использует свой внутренний ресурс.
- И действительно у наших вузов есть заинтересованность в таком взаимодействии внутри страны?
- Очень большая! И главная задача соглашения федеральных университетов - использование преимуществ друг друга. Скажем, в Балтийском федеральном университете развиты социально-гуманитарные науки и сотрудничество с ближайшими к ним европейскими странами. В Северном (Арктическом) федеральном университете - международная деятельность в Баренцевом и Арктическом регионах, реализуются перспективные проекты по экологии, химии, нефти и газу, судостроению, комплексной безопасности... В Казанском (Приволжском) федеральном - сильные научные школы в области естественных наук. У Северо-Восточного федерального - значительный опыт сохранения и развития культур коренных народов России. Какое-то преимущество можно назвать для каждого федерального университета.
Намеченные проекты мы уже начали отрабатывать на базе “Сколково”. Такой семинар прошел, например, в июле. В нем кроме ректоров участвовала также подгруппа представителей федеральных университетов - слушателей программы “Лидеры образования” Московской школы управления “Сколково” .
В рамках сетевого сотрудничества каждый федеральный университет взял на себя один проект, в котором он играет ключевую роль. Одновременно на своей площадке он собирается отрабатывать еще один-два пилотных проекта, которые потом можно будет распространить на всех.
- Примеры можно?
- Да, конечно. Таким проектом ЮФУ, например, будут новая система подушевого финансирования и системный (эффективный) контракт. В качестве пилотного проекта университет будет на себе отрабатывать использование критериев международной финансовой отчетности. Все университеты мира, получающие финансирование от своих государств, должны показать эффективность использования государственных средств. Для ее оценки существуют определенные критерии, и соответствующие показатели учитываются в международных рейтингах. У нас в стране такой оценкой эффективности еще никто не занимался. ЮФУ готов на своей площадке этот механизм отработать и потом поделиться опытом с другими университетами. Это один из важных шагов на пути наших вузов к вхождению в мировые рейтинги.
Сетевой проект, в котором лидером стал САФУ, - создание единой для всех федеральных университетов электронной библиотеки. А в качестве пилотного проекта мы взяли отработку и распространение образовательных междисциплинарных программ по новым образовательным стандартам (нам как федеральному университету это позволено). Такие у нас есть, причем некоторые на английском языке. Реинжиниринг образовательных программ мы ведем уже два года.
Северо-Кавказский федеральный университет в качестве сетевого проекта взял разработку совместных магистерских программ. Уральский - проект “Открытый университет” (сетевые электронные и дистанционные методы обучения).
Казанский (Приволжский) ФУ разрабатывает сетевой проект по центрам коллективного пользования и совместным научным исследованиям. Еще один проект (разные аспекты которого ведут Дальневосточный и Балтийский ФУ) ставит своей целью увеличение числа иностранных студентов в федеральных университетах.
Северо-Восточный - развитие сетевого студенческого самоуправления, а Сибирский - сетевые механизмы внеучебной работы..
В начале октября в Калининграде в рамках Балтийского научно-образовательного форума собираемся эти проекты представить уже детально.
Мы пытаемся создать то, чего в России еще не было. И очень надеемся, что сможем придать новый вектор развитию системы высшего образования.
- То есть? Каким образом?
- Федеральный университет должен стать организатором и проводником региональных проектов, объединяя на своей площадке ведущие вузы региона и другие организации, чье участие необходимо и целесообразно в каждом конкретном случае.
- Какие механизмы у него есть для выполнения этой миссии?
- Их довольно много. Это и формирование опережающего предложения на образовательные программы, и инициативы совместных аналитических и практических проектов с органами власти, и включение федеральных университетов в программы разработки и реализации стратегий развития регионов. Привлечение абитуриентов и резкое расширение спектра программ дополнительного образования. Использование комплексного подхода к формированию и реализации образовательной политики в регионе. Федеральные университеты имеют сегодня все возможности стать методическими и практическими центрами для региональных систем образо-
вания.
Что же касается влияния на систему образования страны в целом, то есть целый ряд факторов, позволяющих рассчитывать на синергетический эффект от превращения сети федеральных университетов в Сетевой федеральный университет. Географический разброс наших вузов, различие в их идентичности при одинаковом понимании целей, задач и миссии, наличие у каждого быстро развивающейся инновационной и научно-образовательной инфраструктуры...
А Сетевой федеральный университет, в свою очередь, сможет выступать экспериментальной площадкой для Министерства образования и науки РФ, где будут апробироваться проекты, которые в дальнейшем, в случае успеха, можно распространить на российскую образовательную систему в целом.
- Следующий год - последний в той первой пятилетке реализации программ развития федеральных университетов “второй волны”, то есть созданных после Сибирского и Южного. Намерено ли Минобрнауки и дальше выделять средства на эти программы?
- Дмитрий Ливанов сказал, что финансирование федеральных университетов будет продолжаться. Но, возможно, не по программам развития, а из разных других источников. Завершая заседание в Казани, министр заявил, что “государственный заказ на науку есть и он будет только расти, при этом федеральные вузы определены как важнейшие исполнители этого заказа”.

Беседовала Наталия Булгакова
Фото пресс-службы САФУ


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Чего не смогут роботы. Экономике будущего нужны производители знаний.
На торжестве по случаю празднования 110-го юбилея Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова состоялась дискуссия о настоящем и будущем высшего образования. Мероприятие прошло в формате делового завтрака, на котором присутствовали глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева и другие высокопоставленные чиновники, а также представители крупного бизнеса и общественных организаций, ректоры и журналисты. /№ 8(2017)
Дивергентом быть обязан. Вуз моделирует инженеров новой формации.
Миссия этого вуза неизменна с момента создания. Вот уже 118 лет Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) занимается подготовкой инженерной элиты для отечественной экономики. Мало того, инициирует в обществе дискуссию о том, каким должен быть инженер на каждом отрезке научно-технологического развития... /№ 7(2017)
От трендов к бренду. РУДН меняет стратегию.
Один из крупнейших российских университетов решился на ребрендинг. Российский университет дружбы народов серьезно нацелился на повышение своего престижа в мире и пошел на большие перемены. О том, что изменилось и какова новая стратегия вуза, на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” рассказал ректор РУДН Владимир Филиппов. /№ 7(2017)

Новости


Сотрудники Главной астрономической обсерватории РАН, известной всему миру как Пулковская, на профсоюзном собрании вынесли вотум недоверия своему директору, доктору физико-математических наук Назару Ихсанову (сам он на собрание не пришел). Основная причина - выданное в конце прошлого года директором согласование на строительство жилых кварталов в непосредственной близости от учреждения.



В день рождения российских студенческих отрядов в Министерстве образования и науки состоялся круглый стол, посвященный перспективам развития РСО. В дискуссии приняли участие вице-премьер Правительства РФ по спорту Виталий Мутко и глава Минобрнауки Ольга Васильева.

Жилищная комиссия ФАНО утвердила список молодых ученых - получателей социальной выплаты на приобретение жилых помещений в 2017 году. Первые 26 человек стали участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых ученых подпрограммы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы.

Правление РНФ утвердило результаты «первой волны» отчетной кампании фонда за 2016 год. На суд экспертных советов поступило более 1300 отчетов по проектам, поддержанным в рамках конкурсов 2015 и 2016 годов, и 16 отчетов по программам конкурса 2014 года, сообщает пресс-служба Российского научного фонда.

Глава ФАНО Михаил Котюков принял участие в губернаторском приеме в честь Дня российской науки в Кемерове, основной темой которого стала интеграция образования, науки и производства в регионе, сообщает сайт федерального агентства.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году и перечень совещаний, конференций, съездов, симпозиумов, семинаров и школ, регулярно проводимых Российской академией наук в 2017 году.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН проводит Ежемесячный московский городской семинар по науковедению (научный руководитель - профессор А.И.Ракитов).

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Фонд изучения глобальных рисков (The Global Challenges Foundation) запустил международный конкурс (с призовым фондом в 5 миллионов долларов), который определит перспективные модели международного сотрудничества для преодоления значимых угроз человечеству, среди которых: изменение климата, применение оружия массового поражения и крайняя бедность.

Новые темы конкурса 2017 года проектов ориентированных фундаментальных научных исследований по актуальным междисциплинарным темам.

Конкурс проектов фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с Немецким научно-исследовательским сообществом (Германия).

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Совместной исследовательской программы “Научное и инновационное пространство восточной Азии”.

Российская академия наук объявляет конкурс на соискание премии имени И.С.Шкловского, присуждаемой отечественным ученым за выдающиеся работы в области астрофизики.

Вакансии


17.02.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

23.12.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

16.12.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии