Официально


Федеральный институт промышленной собственности и Президентская библиотека заключили договор, согласно которому последняя оцифрует материалы Государственного патентного фонда. Как информирует портал «Российское образование», среди документов, которые будут оцифрованы, патенты на многие известные изобретения, такие как приемник депеш, посылаемых с помощью электромагнитных волн, Александра Попова.

Приказом Минобрнауки ликвидирован филиал Московского педагогического государственного университета в городе Новосибирске.

Конкурсная комиссия Минобрнауки отобрала вузовские проекты по совершенствованию технологий целевого обучения студентов в интересах оборонно-промышленного комплекса. Были рассмотрены 64 представленные заявки, их оценка проводилась по 11 параметрам. Победителями признаны 63 заявителя.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки прекратила действие лицензии Международной академии оценки и консалтинга, Института экономики бизнеса и Сочинского института экономики и информационных технологий. За неисполнение предписаний в установленные сроки Рособрнадзор также запретил прием в Самарскую гуманитарную академию и в филиал Воронежского экономико-правового института в Липецке.




Новости № 42(2017)

Регионы


Объем активов Фонда Дальневосточного федерального университета достиг 420 миллионов рублей. На прошедшем недавно Восточном экономическом форуме команда фонда провела ряд встреч и переговоров с представителями крупнейших российских и зарубежных компаний. Договоренности позволят увеличить поступления в эндаумент и запустить новые совместные научные и образовательные проекты.

Санкт-Петербургский госуниверситет посетила делегация во главе с принцессой Таиланда Махой Чакри Сириндон. Визит Ее Королевского Высочества в Россию связан со 120-летием установления дипломатических отношений между двумя странами. Гостья изучила принцип работы Научного парка СПбГУ и выразила заинтересованность в развитии сотрудничества с университетом.

Ульяновский государственный технический университет отметил свое 60-летие. Торжественное мероприятие началось с парада факультетов УлГТУ, возглавляемых их деканами. После того как прозвучал гимн вуза, прошло вручение наград ветеранам, преподавателям и сотрудникам университета.

СНГ


Интердайджест


Новый геном неандертальца выявил больше признаков, унаследованных современными людьми от вымерших. Об это сообщает Science. Все современные люди за исключением тех, кто имеет африканское происхождение, несут в своем геноме то или иное небольшое количество неандертальской ДНК. В предыдущих исследованиях было показано, что это наследие может сказываться на здоровье человека.

Метод редактирования генов CRISPR позволил излечить от глаукомы мышей. С подробностями - Genome Web. Исследователи из Университета Айовы (University of Iowa) применили систему CRISPR/Cas9 для исправления генетической мутации, вызывающей глаукому, на живых мышах, а также в культуре клеток сетчатой ткани глаза под названием “трабекулярная сеть”.


В Одессе, по сообщению “Одесского листка”, на заседании революционного комитета комендант сообщил, что раскрыта многочисленная организация, решившая организовать погром. Вошли в организацию группа жителей пригородов, часть солдат и матросов.


















Испытать на себе. Федеральные университеты готовы к министерским экспериментам.
Образование
№ 35(2013)

01.09.2013

На совещании ректоров всех девяти федеральных университетов, состоявшемся в дни XXVII Всемирной летней универсиады в Казанском (Приволжском) федеральном университете, в присутствии министра образования и науки Дмитрия Ливанова было подписано соглашение о сетевом сотрудничестве.
Но еще раньше, в апреле, ректоры обратились к министру с письмом, в котором попросили рассмотреть вопрос о необходимости корректировки показателей и индикаторов программ развития своих университетов.
Зачем это понадобилось, как связано с планами этих вузов на будущее? На вопросы корреспондента “Поиска” ответила ректор Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) Елена КУДРЯШОВА.

- Государство выделило финансирование на первые пять лет реализации программ развития федеральных университетов. Дальнейшая поддержка была им обещана в зависимости от достигнутых результатов. До конца этой первой пятилетки осталось меньше полутора лет. Почему вдруг ректоры заговорили о необходимости изменений программ?
- Напомню, что проект федеральных университетов появился в начале XXI века в логике реформирования системы российского высшего образования. Они создавались в целях: во-первых, повышения эффективности социально-экономического развития регионов в составе федеральных округов и инновационной экономики страны в целом; во-вторых, сокращения миграционного оттока населения из стратегически и геополитически важных областей России, удержания в них населения; в-третьих, предоставления качественного и доступного образования в субъектах Федерации. Однако, когда программы федеральных университетов разрабатывались и утверждались (а рассчитаны они до 2020 года), многих процессов, происходящих сегодня, еще не было.
- Каких именно?
- Связанных с ускоряющейся глобализацией образования, с вхождением российских вузов в мировые рейтинги. Кроме того, и в конкретных геополитических регионах проявились новые тенденции. Например, в нашем случае программа развития САФУ утверждалась до того, как была принята Арктическая стратегия-2020. Президент ее подписал 20 февраля этого года. Прежде мы ориентировались на основные направления стратегии, одобренные президентом еще в 2008 году. Когда ДВФУ принимал свою программу, в Азиатско-Тихоокеанском бассейне и речи не было о создании сетевого университета. И Сетевой университет ШОС, одним из лидеров которого является Уральский федеральный университет (УрФУ), еще себя никак не проявил. Очевидно, что теперь наши программы, с учетом новых факторов, нуждаются в корректировке. В том же виде, в каком они были приняты ранее, программы выполняются и даже перевыполняются. Но сегодня мы готовы на большее...
- То есть вы фактически предлагаете усложнить программы развития. Почему?
- С целью повышения их качества и роста конкурентоспособности наших вузов на мировом рынке образования.
- Для этого нужно “поднять” показатели?
- Программы университетов отличаются, унифицированной формы нет. Где-то повысить показатели, где-то ввести новые критерии. Подход индивидуальный. Но дело даже не в этом! Главное в том, что мы очень четко увидели, что у федеральных университетов много общего, несмотря на то что каждый из них фокусируется на решении своей геополитической задачи, что было и записано в указе президента и зафиксировано в программах развития. Федеральный университет призван осуществлять государственную политику в регионе, стать проводником социальной, экономической политики федеральной власти, встраиваться в общероссийские глобальные инициативы и одновременно содействовать инновационному развитию территорий. Особенно важно постоянное и динамичное взаимодействие с органами власти субъектов РФ и федеральных округов в области инициирования, совместной разработки, экспертной оценки проектов, ориентированных на развитие территорий.
И мы пришли к выводу, что, раз у нас так много общего,  мы можем создать некую единую платформу и действовать как сеть, открытая сеть - усиливая друг друга и вовлекая в эту сеть другие вузы и учреждения среднего профобразования. Эта идея возникла еще в апреле, когда мы все подписали письмо на имя министра Д.Ливанова, в котором предлагали обсудить вопрос о внесении изменений в программы развития федеральных университетов с тем, чтобы потом вынести этот вопрос на рассмотрение Минобрнауки и Правительства РФ. В рамках Ассоциации ведущих вузов России была создана секция федеральных университетов. На заседании в мае 2013 года была выдвинута инициатива о проведении совместного совещания всех ректоров ФУ и представителей Минобрнауки. И уже в начале июня на базе САФУ такая встреча прошла под председательством замминистра Александра Климова. В ней приняли участие представители министерства, администрации президента, независимых агентств, которые оценивают деятельность федеральных университетов, НИУ ВШЭ.
Мы говорили о том, что федеральным университетам пора переходить к качественно новой ступени развития. Уж если в новом Федеральном законе об образовании есть статья о создании сетевых структур, то кому, как не федеральным университетам, опробовать создание такой структуры на себе. Мы, их ректоры, наметили и предметно обсудили проекты. Тогда и было принято решение через месяц собраться в Казани и подписать соглашение о сетевом сотрудничестве.
- Какие задачи призвана решать сеть?
- На основе общих подходов и технологий будем разрабатывать совместные образовательные стандарты, реализовывать сетевые образовательные программы высшего и дополнительного образования, модули которых будут учитываться в вузах - участниках сети. Собираемся развивать академическую мобильность и тех, кто учится, и тех, кто учит, совместные научно-исследовательские проекты.  Обсуждаем возможность организации сетевых центров коллективного пользования, создания профильных коллабораций... Федеральные университеты намерены совместно проводить всероссийские и международные конференции, олимпиады, научные школы и другие мероприятия. Открывается перспектива создания Открытого сетевого федерального университета как единого информационно-телекоммуникационного пространства. И многое другое.
- Как отнеслись к этой идее в Минобрнауки?
- Исключительно положительно. И министр на встрече в Казани об этом говорил. Министерство очень заинтересовано в том, чтобы развивать сетевые структуры внутри страны. До сих пор вектор сетевого сотрудничества российских вузов был направлен вовне: и академическая мобильность, и общие программы, и программы двойных дипломов, и исследовательские проекты - все реализуется в содружестве с зарубежными университетами. Россия же недостаточно использует свой внутренний ресурс.
- И действительно у наших вузов есть заинтересованность в таком взаимодействии внутри страны?
- Очень большая! И главная задача соглашения федеральных университетов - использование преимуществ друг друга. Скажем, в Балтийском федеральном университете развиты социально-гуманитарные науки и сотрудничество с ближайшими к ним европейскими странами. В Северном (Арктическом) федеральном университете - международная деятельность в Баренцевом и Арктическом регионах, реализуются перспективные проекты по экологии, химии, нефти и газу, судостроению, комплексной безопасности... В Казанском (Приволжском) федеральном - сильные научные школы в области естественных наук. У Северо-Восточного федерального - значительный опыт сохранения и развития культур коренных народов России. Какое-то преимущество можно назвать для каждого федерального университета.
Намеченные проекты мы уже начали отрабатывать на базе “Сколково”. Такой семинар прошел, например, в июле. В нем кроме ректоров участвовала также подгруппа представителей федеральных университетов - слушателей программы “Лидеры образования” Московской школы управления “Сколково” .
В рамках сетевого сотрудничества каждый федеральный университет взял на себя один проект, в котором он играет ключевую роль. Одновременно на своей площадке он собирается отрабатывать еще один-два пилотных проекта, которые потом можно будет распространить на всех.
- Примеры можно?
- Да, конечно. Таким проектом ЮФУ, например, будут новая система подушевого финансирования и системный (эффективный) контракт. В качестве пилотного проекта университет будет на себе отрабатывать использование критериев международной финансовой отчетности. Все университеты мира, получающие финансирование от своих государств, должны показать эффективность использования государственных средств. Для ее оценки существуют определенные критерии, и соответствующие показатели учитываются в международных рейтингах. У нас в стране такой оценкой эффективности еще никто не занимался. ЮФУ готов на своей площадке этот механизм отработать и потом поделиться опытом с другими университетами. Это один из важных шагов на пути наших вузов к вхождению в мировые рейтинги.
Сетевой проект, в котором лидером стал САФУ, - создание единой для всех федеральных университетов электронной библиотеки. А в качестве пилотного проекта мы взяли отработку и распространение образовательных междисциплинарных программ по новым образовательным стандартам (нам как федеральному университету это позволено). Такие у нас есть, причем некоторые на английском языке. Реинжиниринг образовательных программ мы ведем уже два года.
Северо-Кавказский федеральный университет в качестве сетевого проекта взял разработку совместных магистерских программ. Уральский - проект “Открытый университет” (сетевые электронные и дистанционные методы обучения).
Казанский (Приволжский) ФУ разрабатывает сетевой проект по центрам коллективного пользования и совместным научным исследованиям. Еще один проект (разные аспекты которого ведут Дальневосточный и Балтийский ФУ) ставит своей целью увеличение числа иностранных студентов в федеральных университетах.
Северо-Восточный - развитие сетевого студенческого самоуправления, а Сибирский - сетевые механизмы внеучебной работы..
В начале октября в Калининграде в рамках Балтийского научно-образовательного форума собираемся эти проекты представить уже детально.
Мы пытаемся создать то, чего в России еще не было. И очень надеемся, что сможем придать новый вектор развитию системы высшего образования.
- То есть? Каким образом?
- Федеральный университет должен стать организатором и проводником региональных проектов, объединяя на своей площадке ведущие вузы региона и другие организации, чье участие необходимо и целесообразно в каждом конкретном случае.
- Какие механизмы у него есть для выполнения этой миссии?
- Их довольно много. Это и формирование опережающего предложения на образовательные программы, и инициативы совместных аналитических и практических проектов с органами власти, и включение федеральных университетов в программы разработки и реализации стратегий развития регионов. Привлечение абитуриентов и резкое расширение спектра программ дополнительного образования. Использование комплексного подхода к формированию и реализации образовательной политики в регионе. Федеральные университеты имеют сегодня все возможности стать методическими и практическими центрами для региональных систем образо-
вания.
Что же касается влияния на систему образования страны в целом, то есть целый ряд факторов, позволяющих рассчитывать на синергетический эффект от превращения сети федеральных университетов в Сетевой федеральный университет. Географический разброс наших вузов, различие в их идентичности при одинаковом понимании целей, задач и миссии, наличие у каждого быстро развивающейся инновационной и научно-образовательной инфраструктуры...
А Сетевой федеральный университет, в свою очередь, сможет выступать экспериментальной площадкой для Министерства образования и науки РФ, где будут апробироваться проекты, которые в дальнейшем, в случае успеха, можно распространить на российскую образовательную систему в целом.
- Следующий год - последний в той первой пятилетке реализации программ развития федеральных университетов “второй волны”, то есть созданных после Сибирского и Южного. Намерено ли Минобрнауки и дальше выделять средства на эти программы?
- Дмитрий Ливанов сказал, что финансирование федеральных университетов будет продолжаться. Но, возможно, не по программам развития, а из разных других источников. Завершая заседание в Казани, министр заявил, что “государственный заказ на науку есть и он будет только расти, при этом федеральные вузы определены как важнейшие исполнители этого заказа”.

Беседовала Наталия Булгакова
Фото пресс-службы САФУ


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Паровоз для машиниста. ФЗ “Об образовании в РФ” назвали законом для управленцев.
- Нынешний ФЗ “Об образовании в РФ” - это закон о распределении полномочий между различными уровнями управления, некий “паровоз для машиниста”. Студенты, преподаватели и родители не найдут там ничего о себе, зато управленцы теперь понимают, кто из них и чем должен заниматься, - заявил на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Олег Смолин. /№ 42(2017)
Видят сдвиг. Аналитики отмечают рост качества приема в вузы.
Более половины абитуриентов, поступивших в этом году на бюджетные места в 151 вуз России, - отличники, с баллами ЕГЭ выше 70. В прошлом году таких вузов было на 16 меньше. Результаты 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены на пресс-конференции в пресс-центре МИА “Россия сегодня”. /№ 42(2017)
Вдохновленные познанием. Фестиваль науки - праздник для всей страны.
Это был масштабный праздник с увлекательными лекциями блестящих российских и зарубежных ученых и популяризаторов науки, умеющих о сложном рассказывать так, чтобы это было понятно и интересно любому школьнику. Традиционно главное научно-просветительское событие года организует в столице Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова при поддержке Минобрнауки РФ и Правительства Москвы. /№ 41(2017)

Новости


Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий принял казахскую делегацию во главе с первым заместителем секретаря Совета безопасности Республики Казахстан профессором Маратом Шайхутдиновым. На встрече также присутствовал заместитель председателя Совета директоров Международного научного комплекса «Астана», управляющий директор МНК Серик Ирсалиев.



Проект присуждения мегагрантов ученым продолжится. Об этом Владимир Путин сообщил на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи и студентов.



Владимир Мединский не обладает базовыми профессиональными навыками историка - таков один из выводов членов экспертного совета ВАК по истории при Минобрнауки, выступивших с заявлением по поводу ситуации вокруг диссертации министра культуры.



Министр обороны России Сергей Шойгу распорядился увеличить практику приема девушек в армейские, флотские и летные училища, сообщило Федеральное агентство новостей. На совещании в военном ведомстве министр отметил, что в начале октября впервые в новейшей истории 16 девушек, обойдя пару сотен соперниц-кандидаток, были приняты в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков.

ФАНО сообщает, что в 2017 году научно-исследовательские суда выполнят 32 морские экспедиции общей продолжительностью 755 судосуток. Их география стала шире по сравнению с предыдущими годами, в частности, выполнена большая комплексная экспедиция в Индийском океане, активизированы работы в Черном море, традиционно большое внимание было уделено Арктическому региону - значительно расширены работы в прибрежных водах архипелага Шпицберген.

Глава Минобрнауки Ольга Васильева выступила с докладом на «Правительственном часе» в Совете Федерации, сообщила пресс-служба министерства. В своем выступлении она проинформировала сенаторов о приоритетных направлениях развития образования.

Главной задачей нового руководства РАН, по мнению Клуба «1 июля», является «трансформация положительной атмосферы, сложившейся вокруг Академии, в принципиальные решения». Об этом говорится в заявлении, опубликованном на сайте сообщества.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Школа состоится 16-18 октября 2017 года в МГТУ им. Н.Э.Баумана при поддержке Российского научного фонда.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию начинает прием документов на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2017 год.

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации объявляет конкурсы 2018 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и молодых российских ученых - докторов наук. Организатором конкурсов является Минобрнауки России.

Вакансии


13.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр “Наука” РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей научных работников

06.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности научного сотрудника Лаборатории морской турбулентности по специальности “Океанология”.

06.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности младшего научного сотрудника (2 вакансии) Лаборатории геологии Атлантики по специальности “Океанология”.





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии