Официально


Минобрнауки объявило открытый конкурс на предоставление в 2018 году грантов для реализации мероприятия «Субсидии на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании». Гранты получат юридические лица в форме субсидий из федерального бюджета, сообщает пресс-служба министерства.



Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования целевого обучения» направлен на рассмотрение Госдумы, которая разрабатывала документ для совершенствования механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Правительство РФ изменило Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и внесения в них изменений.

К Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования присоединен Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика») в качестве структурного подразделения.




Новости № 1-2(2018)

Регионы


Недавно в Екатеринбурге и Новоуральске прошел фестиваль науки “Кстати”, организованный региональным информационным центром по атомной энергии. В течение четырех дней на тридцати площадках были проведены более пятидесяти открытых лекций, семинаров, мастер-классов и научно-популярных ток-шоу. По словам организаторов, фестиваль посетили более четырех тысяч человек.

Общие темы появились у Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) и Пермской художественной галереи. Соглашение о сотрудничестве, в котором они зафиксированы, подписали ректор вуза Игорь Макарихин и директор галереи Юлия Тавризян.

Ректор Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) Виктор Власов и и.о. ректора Новгородского госуниверситета (НовГУ) Юрий Боровиков подписали договор о сотрудничестве между двумя вузами. Церемония прошла в рамках недавнего визита в Томск делегации Новгородской области.

СНГ


Около 500 представителей академической, вузовской и отраслевой науки приняли участие в сессии Общего собрания Национальной академии наук Белоруссии, которая прошла в декабре. В повестке дня был один вопрос: выборы действительных членов НАНБ, а также иностранных и почетных членов Академии наук.

В Армении принят закон, фактически отменяющий отсрочку от службы в армии в связи с учебой. До этого, в 1997-м и 2004-2005 годах, правительство дважды инициировало такой документ, но парламент голосовал против.

Министерство образования и науки Украины вновь несколько изменило правила приема в высшие учебные заведения. Поступающим в 2018 году можно будет подать сразу 7 заявлений на 4 специальности на места государственного и регионального заказа. При этом количество заявлений на контракт ограничиваться не будет.

Интердайджест


Первый в истории астрономических наблюдений “межзвездный объект”, пролетевший через Солнечную систему, оказался замаскированной кометой. Об том сообщает Science News.

События, ожидаемые в мире физики в 2018 году, представил портал физического сообщества Physics World. С достаточной уверенностью редакция портала заявляет о запуске миссии Европейского космического агентства (European Space Agency) BepiColombo к Меркурию в октябре наступившего года и намерении Китая запустить первый космический аппарат “Чанъэ-4” (Chang’e 4) к обратной стороне Луны.

NASA собирается запустить зонд к экзопланете в 2069 году. С подробностями - ExtremeTech. Несколько лет назад зонд “Вояджер” после десятилетий полета в пределах Солнечной системы пересек межзвездное пространство. После нескольких гравитационных маневров он продолжал двигаться с впечатляющей скоростью...


Большевики ведут активную пропаганду в разных странах. Ленин вызвал в Петроград румынского социалиста Раковского для ведения пропаганды против монархии и буржуазии в Румынии. В Финляндии большевистские войска отказываются очистить страну, несмотря на объявление ее независимости, и помогают крайним социалистам в их борьбе против Сейма. В Норвегии создаются рабочие Советы, наподобие русских. В Христиании движение направлено против умеренных социалистов, которых крайние социалисты упрекают в недостатке революционного духа.


















Регламент свободы. Новый профстандарт обещает учителям творческое раскрепощение.
Образование
№ 03(2014)

24.01.2014

Два ключевых события в истории отечественного образования произошли на рубеже ушедшего и наступившего годов. В декабре был принят профессиональный стандарт педагога в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а в январе Минобрнауки РФ представило на обсуждение общественности проект Концепции поддержки развития педагогического образования, в которой обеспечение реализации профстандарта объявлено одной из основных задач. Проекты документов готовились параллельно, в тесном взаимодействии двух рабочих групп, созданных при министерстве. В 2014 году одновременно с началом воплощения плана модернизации педобразования начинает действовать программа апробации стандарта педагога и создания необходимых условий для его применения. Разработкой документа, характеризующего квалификацию педагогического работника, на базе Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) занималась группа специалистов под руководством директора центра образования №109 г. Москвы, члена Общественного совета при Минобрнауки РФ Евгения Ямбурга. В состав команды разработчиков вошли заслуженные учителя и эксперты в сфере ВПО, в частности директора московских школ - победители конкурсов “Учитель года”.
О том, что профстандарт педагога зарегистрирован в Минюсте и вступит в действие с 1 января 2015 года, впервые объявил глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов на семинаре-совещании, состоявшемся на площадке МГППУ, - первом мероприятии, посвященном внедрению стандарта. “Главное, чтобы он не стал шагом к увеличению внешнего давления на школу и учителя, а, наоборот, раскрепостил педагога, разгрузил его от несвойственных видов деятельности и пробудил внутреннюю мотивацию к самосовершенствованию”, - отметил министр образования и науки РФ. Дмитрий Ливанов подчеркнул: создатели документа, регламентирующего работу педагога, руководствовались, прежде всего, пониманием того, что это творческая профессия. “Свобода личная и профессиональная - необходимое условие для творчества. Считаю, что стандарт создает условия для этого раскрепощения, но ими важно суметь воспользоваться”, - заявил министр.
Участники совещания не раз называли профстандарт особенным, нестандартным. Подчеркивалось, что это не просто стандарт профессиональной деятельности - он нацелен на формирование нового поколения, будущего нации, в связи с чем его создание сопровождалось участием не только специалистов различных ведомств, представителей Российской академии образования, образовательного сообщества, но и лично главы Минобрнауки. Впервые в истории нашего образования появился документ, зафиксировавший требования к таким качествам учителя, как умение работать с детьми, имеющими те или иные нарушения здоровья, с теми, для кого государственный язык РФ не является родным, а также готовность осваивать и применять новые современные методики, решать оригинальные задачи и т.д. Кроме того, профстандарт дополнен региональным компонентом, то есть он позволяет добавлять требования к педагогу с учетом разных условий работы школы. Главным качеством учителя названо его собственное “умение учиться” в стремительно меняющемся мире, которое он должен постоянно демонстрировать своим ученикам. Еще один акцент, сделанный разработчиками при характеристике профстандарта: это живой механизм, и он может быть усовершенствован.
Обсуждение проекта документа сопровождалось массовыми дискуссиями, в которых участвовали тысячи педагогов. Некоторые новации стандарта вызвали понимание и поддержку со стороны представителей профессионального сообщества. Многие считают, что с его введением появляется реальная возможность решить ряд насущных проблем, в том числе и тех, с которыми школы столкнулись лишь в последнее десятилетие. К примеру, необходимость полноценно обучать и воспитывать детей, не владеющих русским языком. Стандарт, по мнению части педагогов, подвигнет к профессиональному росту, повышению квалификации коллег, по тем или иным причинам пренебрегающих саморазвитием, включая тех, кто все еще не приобрел навыки работы с современной компьютерной техникой.
В то же время немало положений стандарта вызвали озабоченность, а порой и неприятие представителей профессионального сообщества. Например, учителей беспокоят высокая степень универсализации требуемых от них функций, возможность “перегибов” со стороны административных органов на местах при введении стандарта, вероятность неоправданной, чрезмерной объективности критериев, которые будут применяться к оценке результатов труда педагогов, работающих в разных условиях, с разными детьми. Вызывает вопросы обязательное получение высшего образования, реальным представляется риск ухода уникальных, творческих педагогов из школ в случае некорректного применения к ним новых требований со стороны руководства. Нередко в дискуссиях звучат претензии к авторам стандарта по поводу отсутствия в нем внятного определения понятий “педагог” и “учитель”.
Как пояснил Евгений Ямбург, новых компетенций от преподавателя требует сама жизнь. Сегодня в Москве 15-20% школьников не владеют русским языком. Не случайно психолого-педагогический контент составляет существенную долю содержания документа. Он подтвердил серьезность риска дискредитации идей стандарта: в одном из регионов РФ ненужное административное рвение уже привело к закрытию всех коррекционных школ. Детей отправили в обычные, а учителей - на месячные курсы по совместному обучению. Необходимо менять программы педвузов и факультетов повышения квалификации. “Многие вузы связаны стандартами, значит, нужен документ, развязывающий им руки для корректировки контента”, - отметил Е.Ямбург. По его мнению, в повышении квалификации молодых специалистов следует делать “упор на магистратуру” - выпускники идут в школу и параллельно продолжают образование в вузе. “Стандарт станет реальностью, если перестроим подготовку, переподготовку и требования к аттестации учителей”, - уверен руководитель разработчиков.
За время, отведенное до официального начала действия документа, необходимо решить множество задач. Отобрать лучшие практики реализации, запустить пилотные площадки апробации (системное объединение нескольких учреждений или отдельная школа, вуз, институт развития образования или повышения квалификации и др.), установить соответствие между работой учителя и регламентирующей ее нормативной базой, обеспечить процесс методическим сопровождением, отработать процедуру квалификационного экзамена. Одновременно с формированием практики внедрения стандарта экспертное сообщество в рамках мониторинга должно оценивать элементы его применения и постоянно информировать общественность о результатах. “Апробация будет достоверной, если включатся достаточно много учреждений и педагогов. Итоговая картина мониторинга должна быть полной”, - заключил ректор МПГУ академик РАН и РАО Алексей Семенов.


Татьяна ВОЗОВИКОВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов.
В конце года на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” журналистам рассказали о предварительных итогах реализации первого этапа приоритетного проекта “Современная цифровая образовательная среда в РФ” (СЦОС). Было объявлено, что в тестовом режиме заработал интернет-портал, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по принципу “одного окна”. Этот информационный ресурс объединил более десятка существующих платформ онлайн-обучения, предложил единую систему аутенфикации пользователей. /№ 1-2(2018)
По дороге к Луне. Какие школьники рискуют выбирать такие маршруты?
Про “Космический урок” мы заговорили первый раз, рассказывая о Томском государственном педагогическом университете (“Поиск” №48, 2017 г.). На самом деле эта инициатива родилась на год раньше, когда еще в сентябре 2016 года директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН Сергей Псахье и советник генерального директора РКК “Энергия” Александр Чернявский встретились в старинном корпусе Томского государственного педагогического университета с ректором этого вуза Валерием Обуховым... /№ 52(2017)
Из студентов – в профессионалы. О новых возможностях построения карьеры.
Завершился отборочный этап олимпиады “Я - профессионал” - нового проекта в сфере высшего образования, позволяющего студентам из всех регионов России поступить в магистратуру и аспирантуру ведущих вузов практически без экзаменов, а также пройти стажировки в престижных компаниях - с перспективой последующего трудоустройства. /№ 52(2017)

Новости


Российский научный фонд назвал несколько самых ярких и важных отечественных научных результатов уходящего года. Их выбрали, изучив работы более чем 35 тысяч российских ученых, которые проводят фундаментальные исследования при поддержке РНФ.



В 2018 году в Калуге начнется строительство Калужского инновационного кампуса филиала Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана стоимостью около 7 миллиардов рублей, сообщает ТАСС.



Минобрнауки, Минфин и Минэкономразвития, а также другие федеральные органы власти, имеющие подведомственные высшие учебные заведения, должны до 28 февраля представить в правительство предложения о мерах по приведению вузовских зданий «в соответствие с требованиями к их эксплуатации» и представить предложения об объемах и источниках финансового обеспечения этих мер.



Национальная академия наук Белоруссии и Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд) назвали победителей конкурса для молодых ученых 2017 года, сообщает пресс-служба НАНБ.

Заместитель министра образования и науки Григорий Трубников назвал обвинения в плагиате, связанные с его диссертацией, не имеющими под собой оснований.

Председатель Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов рассказал газете «Известия», что количество защит в РФ кандидатских и докторских диссертаций за пять лет сократилось почти вдвое. При этом число диссертационных советов за последние пять лет уменьшилось на 30%.

Депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов обратился к министру образования и науки Ольге Васильевой с запросом, в котором идет речь о необходимости на законодательном уровне установить пятидневную учебную неделю и исключить возможность привлечения школьников и студентов на занятия по субботам. Копия документа парламентария имеется в распоряжении ТАСС.

Конференции


В повестке дня очередного 176-го заседания - доклад профессора Московского института стали и сплавов, действительного члена Академии проблем качества, члена ASQ и ENBIS, члена Международной гильдии профессионалов качества Ю.П.Адлера “Зачем научным организациям менеджмент и как с ним бороться”.

На территории национального парка “Бузулукский бор” в Оренбургской области прошла XXI совместная сессия Объединенного научного совета по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академий наук и научного совета РАН по фундаментальным географическим проблемам, посвященная Году экологии в России и 100-летию отечественного заповедного дела.

Наша страна обладает крупнейшей в мире территорией и занимает четвертое место по площади пахотных земель. Казалось бы, области огромные, однако сельское хозяйство России сконцентрировано на ограниченной площади - с благоприятными климатическими условиями - и нагрузки на плодородные почвы настолько велики, что приводят к их деградации. Причина - в водной и ветровой эрозии, потерях гумуса и элементов питания, переуплотнении посевов и загрязнении.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2019 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Немецким научно-исследовательским сообществом

Программа аспирантских стипендий Топсе приглашает аспирантов, работающих в области гетерогенного катализа и смежных областях материаловедения, принять участие в ежегодном конкурсе на предоставление стипендии Топсе.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии