Официально


Комитет Госдумы по образованию и науке рассмотрел законопроект, касающийся предоставления льгот детям-сиротам при поступлении в высшие учебные заведения, «О внесении изменения в статью 92 ФЗ «Об образовании в РФ» (в части установления в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности порядка учета сведений о независимой оценке качества подготовки обучающихся)».



Министр науки и высшего образования Михаил Котюков вошел в состав Попечительского совета Российской академии образования, сообщает пресс-служба Минобрнауки.



Правительство обсудило ход выполнения федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы. По итогам заседания отмечена «низкая эффективность реализации за 9 месяцев 2018 года федеральных целевых программ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» и «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности РФ»».



Правительство установило ограничение, в соответствии с которым среднемесячный размер зарплаты президента Российской академии наук не может превышать 13-кратный размер среднемесячной зарплаты сотрудников академии.




Новости № 49(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест


Пауки-скакуны вскармливают потомство “молоком”. Без этого чудодейственного секрета паучата погибают в первые десять дней жизни.

В преддверии II Международного саммита по вопросам генного редактирования человека, который недавно открылся в Гонконге, китайский ученый вызвал переполох, объявив о том, что ему удалось изменить геномы двух родившихся в ноябре девочек таким образом, что модификация перейдет к следующим поколениям.

Радиоуглеродный анализ ДНК “сибирского единорога” показал, что он вымер почти одновременно с заселением мест своего обитания людьми, но люди к этому не причастны.


Сообщают, что на оружейном заводе розыгрыш галош происходил между всеми рабочими, не выключая тех, кто выиграл галоши летом. Таким образом, один мог выиграть галоши и летом и теперь, а другой - ни тогда, ни теперь. Надо на следующие разы исключать тех, кто получил галоши в прежние розыгрыши, чтобы не было обидно оставшимся без галош.














Робот за штурвалом. Сможет ли компьютер заменить пилота?
Инновации
№ 5(2017)

03.02.2017


Интеллектуализации современных авиационных комплексов был посвящен доклад, с которым недавно на заседании Президиума РАН выступил гендиректор Государственного научно-исследовательского института авиационных систем - Государственного научного центра РФ (ГосНИИАС) академик Сергей Желтов. 

Человеку непосвященному формулировка темы может показаться странной, ведь все, что связано с такой высокотехнологичной отраслью, как авиация, уже давно пестуется интеллектуальными усилиями многих поколений авиаконструкторов. Но научно-технический прогресс, как известно, процесс перманентный. Требования к функциональным возможностям и уровню безопасности воздушных судов (ВС) становятся все строже, а это диктует непрерывное усложнение комплексов бортового оборудования, их алгоритмического и программного обеспечения. 
Ключевая тенденция совершенствования авиационных комплексов - интеллектуализация бортового оборудования ВС.
- Под “интеллектуализацией” авиатехники мы понимаем придание бортовому оборудованию определенных когнитивных свойств, то есть замену части свойств человека какой-либо автоматикой. Это - чуть больше, чем автоматизация, и чуть меньше, чем искусственный интеллект, - объяснил С.Желтов.
Гендиректор ГосНИИАС рассказал об основных требованиях к летательным аппаратам в гражданской и военной авиации. Конструкторы стараются максимально интеллектуализировать и компьютеризировать самолеты, чтобы облегчить работу пилотов, способствовать более точному выполнению экипажем поставленных задач как в мирном небе, так и в боевой обстановке. Ведь 58% авиакатастроф происходят из-за человеческого фактора.
Безопасность является ключевым требованием в гражданской авиации. Вместе с тем выходят на первый план экономические требования к воздушному судну, задачи эффективности, экологичности, сокращения потребления топлива, минимизации времени полета и т.д. В военной авиации важна уже не только безопасность, но и боевая мощь, многофункциональность, обеспечение высокой точности решения задач при применении оружия. 
За последние полвека количество функций, которые должен решать самолет, выросло в десятки раз, а количество разработок различного сопутствующего программного обеспечения и алгоритмов увеличилось многократно. Докладчик отметил, что все больше времени приходится на разработку бортового оборудования самолета - до 60%. В 1960 году было только 15%. А среди разработок бортового оборудования наибольшая удельная стоимость и временные затраты приходятся на создание ПО - до 75%.
Гражданские и военные воздушные суда все активнее оснащаются компьютерной базой, или, говоря по-научному, интегральной модульной авионикой. Сегодня это - генеральная линия развития бортового оборудования. В то же время те функции, которые традиционно должны были решаться приборами, сейчас переводятся на программное обеспечение. Фактически, объяснил С.Желтов, каждая функция самолета - это программа, и таких программ становится все больше и больше.
При такой функциональности нагрузка на экипаж достигает критических показателей и летчики уже не справляются ни с объемом информации, который на них вываливается, ни с объемом задач, которые они должны решать. Пилоты становятся “суперштучным товаром”.
Докладчик выделил несколько перспективных направлений развития интеллектуализации, отвечающих реальным требованиям современной авиации. Это - ситуационная осведомленность, задачи управления, оптимальные виды интерфейса “человек - машина” и “самоочувствление” (еще не вошедший в широкое употребление термин, обозначающий способность самолета себя ощущать и “лечить”, если вдруг чем-то “заболел”).
Ситуационная осведомленность/ознакомленность предполагает визуализацию того, чего раньше пилот за штурвалом видеть не мог. Например, проектирование безопасных траекторий полета или прогнозирование опасностей в ходе выполнения рейса, распознавание в режиме реального времени тревожных факторов внешней обстановки и состояния ВС, ранжирование их по степени угрозы, наглядное аудиовизуальное представление экипажу и т.п. Для этого создаются системы улучшенного, синтезированного и комбинированного видения.
- Эти задачи мы успешно решаем вместе с институтами РАН, - отметил Сергей Юрьевич.
Информационные системы в помощь летчику - еще один важный аспект ситуационной осведомленности, который являет собой создание большого числа баз данных всевозможных угроз, которые есть на борту, метеобстановки и прочего. Все это завязывается в сложную логическую сеть, а летчику выдаются электронные “соображения”.
Задачи управления воздушным судном включают управление 4D-траекторией полета, вычислительным процессором и техническим состоянием.
Сергей Юрьевич подробно рассказал и о “самоочувствлении”, которое предполагает наличие на борту беспроводных сенсорных сетей и систем технической аутентификации.
- В авиации все очень жестко регламентируется. Годность судна к полетам определяется двумя понятиями: годен самолет или не годен - возраст машины не рассматривается. А это тоже хорошо бы изучить и понять, - сказал он.
Сергей Желтов привел в пример компанию Airbus, разработки которой предусматривают установку 50 тысяч датчиков в различных узлах самолета. Это позволяет создать низкозатратную сеть сенсоров. Он посетовал, что в России такие работы поставлены “очень слабо”, сказал, что было бы очень хорошо “привлечь к ним профильные институты РАН”.
Как объяснил академик, сегодня в мире есть две взаимо­исключающие тенденции в авиа­строении: платформа Boeing и философия Airbus. Подход Boeing абсолютно антропоцентрический: не навреди, то есть любая система внедряется только тогда, когда она может действительно помочь летчику. При этом решающее слово всегда остается за пилотом.
Airbus придерживается другого подхода: если возможно что-то автоматизировать и доверить автопилоту, человек в этом месте “выбрасывается”, и дальше работает автопилот.
Какой концепции следовать российским разработчикам, могли бы подсказать академические институты, считает Сергей Желтов.
“Самоочувствление” невозможно без разработки удобного человеко-машинного интерфейса. Кабина современного самолета - это сенсорные экраны, на которые выводится вся полетная информация. Команды могут подаваться и голосом, и даже взглядом. Это значительно облегчает задачу летчика и экономит время для принятия решений. Бортовые компьютеры также способны отслеживать и психофизическое состояние пилота - если летчику станет нехорошо, компьютер сможет заменить его.
Но создать такой интерфейс непросто: мало учитывать пожелания пилотов, необходимо научно обосновывать подобные разработки. Это уже задачи моделирования - ключевой технологии отработки авиационных систем на специальных стендах.
В заключение Сергей Юрьевич отметил, что отечественное самолетостроение по-прежнему “зависит от иностранцев” в огромном пласте технологических задач. Как считает ученый, сегодня “есть широкое поле приложения знаний и умений РАН для решения этих задач”.
По мнению академика Игоря Каляева, “последние авиа­происшествия показывают, что наиболее слабым звеном является человек”. Поэтому нужна “минимизация человека в процессе управления самолетом и необходимы алгоритмы и бортовые вычислительные средства”, считает он.
Академик Евгений Федосов придерживается иной точки зрения. “Мы не понимаем, как работает человеческий разум”, - сказал он. Поэтому пилота в кабине самолета пока никто и ничто не заменит. И в бою летчика не заменит ни один прибор, и в гражданской авиации тоже. И вообще, вряд ли найдется много пассажиров, желающих сесть в лайнер-беспилотник.
Евгений Александрович рассказал о случае на испытательных полетах, когда, сажая машину вслепую, на автопилоте, летчик, спокойно воспринимавший такую посадку на тренажере, хватался в последний момент за штурвал и... сажал самолет хуже, чем это делала автоматика. Автоматическая посадка состоялась лишь тогда, когда пилота обманули, создав иллюзию, что машиной управляет он.
Да и вообще, считает академик, насколько летчик может быть уверен, что навигация обеспечит точность? Где гарантия, что компьютерное изображение соответствует реальному? Возникает противоречие между разумом и интеллектуальной (виртуальной) реальностью.
Кстати, отметил Е.Федосов, ВВС США отказались от идеологии беспилотного истребителя, потому что боевые операции - это очень факторные явления: все ситуации машина предусмотреть не может. 
- Так что я хотел бы немного охладить желание все компьютеризировать, - сказал он. - Реальный разум и технический вместе - это вопрос вопросов.
Андрей СУББОТИН
Фото с сайта www.tsagi.ru и www.avia.pro
Наша справка
ГосНИИАС - научный центр системных исследований военной и гражданской авиации, разработки алгоритмов, информационного и программного обеспечения функционирования авиационных комплексов и анализа эффективности авиационных систем.
Досье 
Будучи заместителем начальника ГосНИИАС, Сергей Желтов руководил созданием проектов крупных информационных систем в интересах Московского правительства, Министерства науки, промышленности и технологий, Федерального агентства по промышленности, являлся одним из разработчиков раздела “Информационные технологии” в Федеральной целевой программе “Национальная технологическая база”.
Сергей Желтов - продолжатель научной школы, созданной в ГосНИИАС академиком Е.Федосовым, автор и соавтор около 200 публикаций, в том числе в ведущих мировых изданиях. Является сопредседателем рабочей группы по проблематике машинного зрения в Международной организации фотограмметрии и дистанционного зондирования (ISPRS) и одним из организаторов и руководителей Российского регионального общества фотограмметрии и дистанционного зондирования.
Сергей Юрьевич - профессор кафедры “Информационные и управляющие системы” МФТИ и заведующий кафедрой “Системы автоматического и интеллектуального управления” МАИ, заместитель председателя редакционного совета журнала “Вестник компьютерных и информационных технологий”, а также член редколлегии журнала “Теория и системы управления”. 

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Другая реальность. Искусственный интеллект перевернет нашу жизнь.
Престижная международная премия Scopus Awards компании Elsevier недавно была присуждена высокоцитируемому российскому исследователю Виктору ЛЕМПИЦКОМУ, работающему в области Computer Sciences. /№ 49(2018)
Скажи, кто твой друг. Вуз выбирает промышленных партнеров.
Выставка инновационных разработок предприятий госкорпорации “Ростех” в рамках Северо-Западного промышленного форума полностью оправдала рыночные ожидания. Среди экспонатов - актуальные новинки в области медицины, жилищно-коммунального хозяйства, безопасности городской среды. /№ 49(2018)
Не дать уйти. Новые технологии водосбережения подтолкнут мелиорацию.
Ежегодно в России около 5 миллиардов тонн воды просачиваются из оросительных каналов в землю. Такие потери недопустимы для сельского хозяйства. Решить проблему можно с помощью специальных противофильтрационных конструкций из геокомпозитов. /№ 48(2018)

Новости


Российские региональные вузы получат поддержку от государства, и обучение в них будет таким же по качеству, что и в столичных вузах, заявила вице-премьер Татьяна Голикова на правительственном часе в Совете Федерации. Встреча была посвящена задачам национальных проектов в социальной сфере, информирует ТАСС.



В 2019 году планируется создание международной Ассоциации академий образования. Об этом президент Российской академии образования Юрий Зинченко сообщил на заседании Попечительского совета РАО.



МГУ им. М.В.Ломоносова и ректор университета академик Виктор Садовничий удостоены орденов Дружбы Социалистической Республики Вьетнам. Награды вручил посетивший вуз посол Вьетнама в РФ Нго Дык Мань.



Более 640 тысяч россиян воспользовались программами материнского капитала на получение образования ребенком с момента появления такой услуги, сообщает сообщила пресс-служба Минпросвещения.

В Совете Федерации состоялось заседание президиума Совета по Арктике и Антарктике при СФ, на котором рассматривались вопросы подготовки кадров с высшим образованием для территорий Арктической зоны России и развитие рыбохозяйственных комплексов в этом макрорегионе, сообщает пресс-служба СФ.

Ассоциация «Глобальная энергия» подвела итоги Общероссийского конкурса молодежных исследовательских проектов в области энергетики «Энергия молодости».

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, выступая на заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при верхней палате парламента, предложила подумать о введении в России должности уполномоченного по защите прав изобретателей. «Это придаст новые силы нашим изобретателям. Они будут знать, что защищены он и его права», - сказала она.

Конференции


22 ноября ИСП РАН им. В.П. Иванникова в рамках своей Открытой конференции, посвященной 70-летию отечественного ИТ-сектора, заключил соглашение с АО «НПО РусБИТех» о продаже лицензии на статический анализатор Svace и динамический анализатор Crusher. Сделка позволит предприятию-разработчику отечественной сертифицированной операционной системы Astra Linux обнаруживать ошибки кода на ранних стадиях и повысить доверие к безопасности своей платформы, используемой в государственных и коммерческих информационных системах, в том числе в критически важных секторах экономики.

22-23 ноября в здании Президиума Российской академии наук прошла Открытая конференция ИСП РАН им. В.П.Иванникова, посвященная 70-летию российского ИТ-сектора. На ней обсудили проекты и технологии, имеющие глобальное значение.

Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-4 апреля 2019 года, Калининград, Балтийский федеральный университет

Текущие конкурсы


Pегиональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований

Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований

Конкурс работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники для молодых ученых.

Конкурс работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники.

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии