Официально


Минобрнауки проводит отбор на 2020/2021 учебный год федеральных государственных образовательных организаций, на подготовительных отделениях и факультетах которых иностранцы и лица без гражданства, поступающие на обучение в пределах соответствующей квоты, будут иметь право на обучение по дополнительным общеобразовательным программам, которые помогут им подготовиться к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований.



Госслужащий обязан незамедлительно уведомлять представителя нанимателя обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц, склоняющих его к коррупционным действиям. Такая норма предусмотрена в приказе Минпросвещения «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Министерства просвещения РФ к совершению коррупционных правонарушений», который зарегистрировал Минюст.



Министерство науки и высшего образования опубликовало План деятельности на период с 2019-го по 2024 годы. Документ доступен на сайте ведомства.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки «за неисполнение предписания в установленный срок» запретила прием в Московскую богословскую семинарию евангельских христиан-баптистов.






Новости № 7(2019)

Регионы


СНГ


Интердайджест


Получены новые данные о влиянии бактерий кишечника на настроение и их способности предотвращать депрессию. С подробностями - Sciencemag.org.

Находка обнаружена в ранее неизвестной семейной гробнице эпохи Птолемеев. Об этом рассказывает New York Times.

Изобретена таблетка с иглой для уколов внутри организма. Новость распространили MIT News; Science News.























Робот за штурвалом. Сможет ли компьютер заменить пилота?
Инновации
№ 5(2017)

03.02.2017


Интеллектуализации современных авиационных комплексов был посвящен доклад, с которым недавно на заседании Президиума РАН выступил гендиректор Государственного научно-исследовательского института авиационных систем - Государственного научного центра РФ (ГосНИИАС) академик Сергей Желтов. 

Человеку непосвященному формулировка темы может показаться странной, ведь все, что связано с такой высокотехнологичной отраслью, как авиация, уже давно пестуется интеллектуальными усилиями многих поколений авиаконструкторов. Но научно-технический прогресс, как известно, процесс перманентный. Требования к функциональным возможностям и уровню безопасности воздушных судов (ВС) становятся все строже, а это диктует непрерывное усложнение комплексов бортового оборудования, их алгоритмического и программного обеспечения. 
Ключевая тенденция совершенствования авиационных комплексов - интеллектуализация бортового оборудования ВС.
- Под “интеллектуализацией” авиатехники мы понимаем придание бортовому оборудованию определенных когнитивных свойств, то есть замену части свойств человека какой-либо автоматикой. Это - чуть больше, чем автоматизация, и чуть меньше, чем искусственный интеллект, - объяснил С.Желтов.
Гендиректор ГосНИИАС рассказал об основных требованиях к летательным аппаратам в гражданской и военной авиации. Конструкторы стараются максимально интеллектуализировать и компьютеризировать самолеты, чтобы облегчить работу пилотов, способствовать более точному выполнению экипажем поставленных задач как в мирном небе, так и в боевой обстановке. Ведь 58% авиакатастроф происходят из-за человеческого фактора.
Безопасность является ключевым требованием в гражданской авиации. Вместе с тем выходят на первый план экономические требования к воздушному судну, задачи эффективности, экологичности, сокращения потребления топлива, минимизации времени полета и т.д. В военной авиации важна уже не только безопасность, но и боевая мощь, многофункциональность, обеспечение высокой точности решения задач при применении оружия. 
За последние полвека количество функций, которые должен решать самолет, выросло в десятки раз, а количество разработок различного сопутствующего программного обеспечения и алгоритмов увеличилось многократно. Докладчик отметил, что все больше времени приходится на разработку бортового оборудования самолета - до 60%. В 1960 году было только 15%. А среди разработок бортового оборудования наибольшая удельная стоимость и временные затраты приходятся на создание ПО - до 75%.
Гражданские и военные воздушные суда все активнее оснащаются компьютерной базой, или, говоря по-научному, интегральной модульной авионикой. Сегодня это - генеральная линия развития бортового оборудования. В то же время те функции, которые традиционно должны были решаться приборами, сейчас переводятся на программное обеспечение. Фактически, объяснил С.Желтов, каждая функция самолета - это программа, и таких программ становится все больше и больше.
При такой функциональности нагрузка на экипаж достигает критических показателей и летчики уже не справляются ни с объемом информации, который на них вываливается, ни с объемом задач, которые они должны решать. Пилоты становятся “суперштучным товаром”.
Докладчик выделил несколько перспективных направлений развития интеллектуализации, отвечающих реальным требованиям современной авиации. Это - ситуационная осведомленность, задачи управления, оптимальные виды интерфейса “человек - машина” и “самоочувствление” (еще не вошедший в широкое употребление термин, обозначающий способность самолета себя ощущать и “лечить”, если вдруг чем-то “заболел”).
Ситуационная осведомленность/ознакомленность предполагает визуализацию того, чего раньше пилот за штурвалом видеть не мог. Например, проектирование безопасных траекторий полета или прогнозирование опасностей в ходе выполнения рейса, распознавание в режиме реального времени тревожных факторов внешней обстановки и состояния ВС, ранжирование их по степени угрозы, наглядное аудиовизуальное представление экипажу и т.п. Для этого создаются системы улучшенного, синтезированного и комбинированного видения.
- Эти задачи мы успешно решаем вместе с институтами РАН, - отметил Сергей Юрьевич.
Информационные системы в помощь летчику - еще один важный аспект ситуационной осведомленности, который являет собой создание большого числа баз данных всевозможных угроз, которые есть на борту, метеобстановки и прочего. Все это завязывается в сложную логическую сеть, а летчику выдаются электронные “соображения”.
Задачи управления воздушным судном включают управление 4D-траекторией полета, вычислительным процессором и техническим состоянием.
Сергей Юрьевич подробно рассказал и о “самоочувствлении”, которое предполагает наличие на борту беспроводных сенсорных сетей и систем технической аутентификации.
- В авиации все очень жестко регламентируется. Годность судна к полетам определяется двумя понятиями: годен самолет или не годен - возраст машины не рассматривается. А это тоже хорошо бы изучить и понять, - сказал он.
Сергей Желтов привел в пример компанию Airbus, разработки которой предусматривают установку 50 тысяч датчиков в различных узлах самолета. Это позволяет создать низкозатратную сеть сенсоров. Он посетовал, что в России такие работы поставлены “очень слабо”, сказал, что было бы очень хорошо “привлечь к ним профильные институты РАН”.
Как объяснил академик, сегодня в мире есть две взаимо­исключающие тенденции в авиа­строении: платформа Boeing и философия Airbus. Подход Boeing абсолютно антропоцентрический: не навреди, то есть любая система внедряется только тогда, когда она может действительно помочь летчику. При этом решающее слово всегда остается за пилотом.
Airbus придерживается другого подхода: если возможно что-то автоматизировать и доверить автопилоту, человек в этом месте “выбрасывается”, и дальше работает автопилот.
Какой концепции следовать российским разработчикам, могли бы подсказать академические институты, считает Сергей Желтов.
“Самоочувствление” невозможно без разработки удобного человеко-машинного интерфейса. Кабина современного самолета - это сенсорные экраны, на которые выводится вся полетная информация. Команды могут подаваться и голосом, и даже взглядом. Это значительно облегчает задачу летчика и экономит время для принятия решений. Бортовые компьютеры также способны отслеживать и психофизическое состояние пилота - если летчику станет нехорошо, компьютер сможет заменить его.
Но создать такой интерфейс непросто: мало учитывать пожелания пилотов, необходимо научно обосновывать подобные разработки. Это уже задачи моделирования - ключевой технологии отработки авиационных систем на специальных стендах.
В заключение Сергей Юрьевич отметил, что отечественное самолетостроение по-прежнему “зависит от иностранцев” в огромном пласте технологических задач. Как считает ученый, сегодня “есть широкое поле приложения знаний и умений РАН для решения этих задач”.
По мнению академика Игоря Каляева, “последние авиа­происшествия показывают, что наиболее слабым звеном является человек”. Поэтому нужна “минимизация человека в процессе управления самолетом и необходимы алгоритмы и бортовые вычислительные средства”, считает он.
Академик Евгений Федосов придерживается иной точки зрения. “Мы не понимаем, как работает человеческий разум”, - сказал он. Поэтому пилота в кабине самолета пока никто и ничто не заменит. И в бою летчика не заменит ни один прибор, и в гражданской авиации тоже. И вообще, вряд ли найдется много пассажиров, желающих сесть в лайнер-беспилотник.
Евгений Александрович рассказал о случае на испытательных полетах, когда, сажая машину вслепую, на автопилоте, летчик, спокойно воспринимавший такую посадку на тренажере, хватался в последний момент за штурвал и... сажал самолет хуже, чем это делала автоматика. Автоматическая посадка состоялась лишь тогда, когда пилота обманули, создав иллюзию, что машиной управляет он.
Да и вообще, считает академик, насколько летчик может быть уверен, что навигация обеспечит точность? Где гарантия, что компьютерное изображение соответствует реальному? Возникает противоречие между разумом и интеллектуальной (виртуальной) реальностью.
Кстати, отметил Е.Федосов, ВВС США отказались от идеологии беспилотного истребителя, потому что боевые операции - это очень факторные явления: все ситуации машина предусмотреть не может. 
- Так что я хотел бы немного охладить желание все компьютеризировать, - сказал он. - Реальный разум и технический вместе - это вопрос вопросов.
Андрей СУББОТИН
Фото с сайта www.tsagi.ru и www.avia.pro
Наша справка
ГосНИИАС - научный центр системных исследований военной и гражданской авиации, разработки алгоритмов, информационного и программного обеспечения функционирования авиационных комплексов и анализа эффективности авиационных систем.
Досье 
Будучи заместителем начальника ГосНИИАС, Сергей Желтов руководил созданием проектов крупных информационных систем в интересах Московского правительства, Министерства науки, промышленности и технологий, Федерального агентства по промышленности, являлся одним из разработчиков раздела “Информационные технологии” в Федеральной целевой программе “Национальная технологическая база”.
Сергей Желтов - продолжатель научной школы, созданной в ГосНИИАС академиком Е.Федосовым, автор и соавтор около 200 публикаций, в том числе в ведущих мировых изданиях. Является сопредседателем рабочей группы по проблематике машинного зрения в Международной организации фотограмметрии и дистанционного зондирования (ISPRS) и одним из организаторов и руководителей Российского регионального общества фотограмметрии и дистанционного зондирования.
Сергей Юрьевич - профессор кафедры “Информационные и управляющие системы” МФТИ и заведующий кафедрой “Системы автоматического и интеллектуального управления” МАИ, заместитель председателя редакционного совета журнала “Вестник компьютерных и информационных технологий”, а также член редколлегии журнала “Теория и системы управления”. 

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Призванные повесткой. Фонд Потанина запускает новые проекты.
Выступая на пресс-конференции в ТАСС, посвященной новым инициативам Благотворительного фонда В.Потанина, председатель совета фонда Лариса Зелькова одним из ключевых результатов его двадцатилетней деятельности назвала формирование большого сообщества экспертов и грантополучателей. /№ 6(2019)
Трудности с легким. Как создать модель прицельной атаки на рак.
Симптомы рака легкого дают о себе знать, когда опухоль уже захватывает органы с болевыми рецепторами или перекрывает долевые бронхи. Поэтому около 70% больных выявляются на III и IV стадии, когда спасти может лишь интенсивное системное лечение... /№ 5(2019)
С хвостом и чешуей. За пределами Земли рыба сгодится целиком.
Красноярские ученые продолжают совершенствовать замкнутую систему жизнеобеспечения человека в космосе, основанную на экологическом круговороте высокой степени замкнутости... /№ 5(2019)

Новости


Российские студенческие отряды отметили 17 февраля свой официальный праздник.



Международные рабочие комиссии по сотрудничеству в рамках научных и образовательных "дорожных карт" между Россией, Францией и Германией будут сформированы в апреле 2019 года, сообщил ТАСС министр науки и высшего образования Михаил Котюков.



Создание научно-технологических центров будет способствовать достижению целей, которые поставлены в рамках нацпроекта «Наука», заявил министр науки и высшего образования Михаил Котюков на сессии «Инновационные научно-технологические центры. Какими они будут» Российского инвестиционного форума в Сочи.



На встрече с главами регионов в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что, участвуя в реализации нацпроекта «Образование», региональные власти должны рассчитывать не только на федеральные средства, но и на привлекать частных инвесторов.



В Минобрнауки не поддерживают идею о введении запрета на выезд из страны для молодых ученых, сообщил «Интерфаксу» министр Михаил Котюков.



Совет научной молодежи Сибирского отделения РАН обратился к Владимиру Путину с открытым письмом по поводу инициативы правительства лишить Сибирское отделение РАН права оперативного управления имуществом и землями Новосибирского научного центра.



Строительство источника синхротронного излучения СКИФ начнется в Новосибирске в 2021 году, сообщил в интервью ТАСС на Российском инвестиционном форуме в Сочи губернатор Новосибирской области Андрей Травников.



Конференции


С 28 по 30 мая 2019 года в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского) состоится Всероссийская научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов «Авиационные двигатели и силовые установки».

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

С 22 по 28 мая 2019 года в Архангельске проводится ежегодная 21-я Неделя арктической науки (Arctic Science Summit Week), учрежденная Международным арктическим научным комитетом (МАНК/IASC). Тематическая направленность саммита в 2019 году – «Изменения климата и обеспечение жизнедеятельности населения Арктики».

Текущие конкурсы


Российский научный фонд объявляет о начале приема заявок на «молодежные» конкурсы Президентской программы исследовательских проектов. Конкурсы проводятся по всем областям знания, предусмотренным классификатором РНФ, однако, научные исследования должны быть направлены на решение конкретных задач в рамках одного из определенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации приоритетов.

Конкурс на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований

Конкурс на лучшие проекты организации российских и международных научных мероприятий, проводимых в марте - декабре 2019 года на территории Российской Федерации

Конкурсы 2019 года на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимые совместно РФФИ и АНО ЭИСИ

Фонд инфраструктурных и образовательных программ совместно с Агентством по инновациям Израиля (бывший Офис главного ученого Министерства экономики Израиля) проводят восьмой отбор российско-израильских проектов промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Вакансии


08.02.2019
объявляет о проведении выборов на должность заведующего академической кафедрой истории и философии науки.

14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии