Официально


Вышел приказ Рособрнадзора о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности Европейскому университету в Санкт-Петербурге. Решение принято на основании заявления ректора ЕУ, акта документарной проверки и акта проверки вуза в сфере образования и науки, прошедшей в начале августа.

До 1 сентября продлена работа горячей линии Рособрнадзора по вопросам приема в вузы инвалидов и лиц с ОВЗ, информирует пресс-служба ведомства.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки отказала в государственной аккредитации Кубанскому институту информзащиты и Тульскому университету (ТИЭИ).

Указом Президента РФ за заслуги в развитии науки и многолетнюю добросовестную работу орденом Александра Невского награжден научный руководитель Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М.Примакова РАН Александр Дынкин.




Новости № 31-32(2018)

Регионы


В Саратовском областном краеведческом музее открылась выставка, посвященная ученому-энциклопедисту, профессору Исааку Мустафину (1908-1968).

Дальневосточный федеральный университет инициировал создание Морской ассоциации федеральных университетов России.

АлтГУ продолжает развивать программу поддержки талантливой молодежи, которая реализуется в вузе на протяжении многих лет.

СНГ


Интердайджест


Молодые звезды математики, занимающиеся теорией игр, уравнениями с бесконечным множеством решений и динамическими системами, а также преобразованием арифметики, получили самые престижные награды в области математики и теоретической информатики - медали Филдса и премию Неванлинны...

Первое клиническое испытание метода лечения болезни Паркинсона перепрограммированными клетками начинается в Японии.

Две группы ученых, применив метод генного редактирования CRISPR, собрали весь генетический материал дрожжей, распределенный по 16 хромосомам, всего в одну или две хромосомы.


Во многих домах столицы происходит своеобразная “химическая” горячка. Интеллигенты, лишившиеся обычных занятий и не решающиеся взяться за “простонародный” труд, изобретают способы существовать посредством домашней фабрикации всякого рода предметов и продуктов. Разные мыла, ваксы, мази домашнего производства - все это понемножку переходит в продажу. Но по преимуществу эти “химики” - только мечтатели. Впрочем, они учатся ведь при этом химии! Это все же лучше, чем убивать время в хандре и вздохах.














Плюсы пропаганды. Как научить любить науку.
Инновации
№ 27-28(2017)

14.07.2017



Модель железнодорожного полотна на письменном столе. Заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института им. В.А.Стеклова РАН (МИАН) кандидат физико-математических наук Николай Андреев (на верхнем снимке) толкает по рельсам пару колес цилиндрической формы, и они застревают на повороте. “Внешнее колесо должно проходить более длинную дугу, чем внутреннее. Цилиндры, вращающиеся с одинаковой угловой скоростью, не справляются с поворотом. А посмотрите, что будет, если их поменять на конусы: такие колеса легко проходят дистанцию, - комментирует Н.Андреев. - Наблюдая за экспериментом, люди запоминают зрительный образ, и задача становится более увлекательной”. 

Множество способов заинтересовать детей и взрослых математикой придумали сотрудники лаборатории. Самый первый проект - “Математические этюды” - хорошо известен в российских школах. Эти короткие мультфильмы, иллюстрирующие решение математических задач, полюбились и учителям, и ученикам. 
За свою работу сотрудники лаборатории неоднократно получали награды. В 2017 году их отметили особо - Золотой медалью РАН за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний. Эту престижную награду вручают один раз в пять лет. Первым лауреатом стал в 2012 году создатель телепрограммы “Очевидное - невероятное” Сергей Петрович Капица. Недавно почетный список пополнили сотрудники уникальной лаборатории МИАН. О ее работе “Поиску” рассказал руководитель коллектива лауреатов 2017 года Николай АНДРЕЕВ.
- Николай Николаевич, о ваших “Математических этюдах” многие были наслышаны еще до создания лаборатории. 
- С них все и начиналось. Первые “Этюды” вышли еще в 2002 году. Я тогда работал в Отделе теории функций. Идея заключалась в том, чтобы представить научные задачи наглядно, в современном формате, с помощью трехмерной компьютерной графики. Вначале думалось, что это может быть интересно в основном научному сообществу, но быстро выяснилось, что подобная визуализация представляет большой интерес в том числе для учителей и для школьников. Поняв это, мы начали создавать фильмы на регулярной основе. Сейчас их уже больше шестидесяти. 
Первый фильм создал мастер трехмерной графики Михаил Калиниченко. Он участвует в проекте и сейчас. В 2005 году к команде присоединился Роман Кокшаров, создатель сайта с “Математическими этюдами” (www.etudes.ru). С тех пор у нас появилось несколько других образовательных интернет-проектов. Дизайн и программирование сайтов до сих пор делает именно Роман. 
Популяризация науки требует точности, выверенности материала, который преподносится читателю, зрителю. При создании фильмов приходится вначале глубоко вникнуть в соответствующую тематику, произвести массу расчетов. За это всегда отвечает научный сотрудник нашей лаборатории Никита Панюнин.
Со временем мы стали выступать с лекциями в школах, их уже прочитано более 700 в различных регионах России, начали приглашать в институт ребят, интересующихся математикой, параллельно создавая здесь коллекцию математических моделей. 
- А когда была создана лаборатория?
- Решение о создании лаборатории принял в 2010 году тогдашний директор МИАН академик Валерий Васильевич Козлов. Именно он, понимая, что популяризация науки - важная составляющая работы института, принял на себя ответственность за создание такого структурного подразделения, которое, к сожалению, до сих пор является единственным в системе РАН - ФАНО. Сейчас люди, далекие от науки, зачастую знают об институте именно по проектам нашей лаборатории. Создавая ее, мы долго придумывали название и в конце концов остановились на “Лаборатории популяризации и пропаганды математики”. Слово “пропаганда” появилось не случайно: часто недостаточно просто показать что-то красивое в науке, нужно еще добиться, чтобы человек полюбил математику, увлекся ею. Конечно, у нас нет задачи сделать математиком каждого, кто соприкоснется с нашей деятельностью, но мы стараемся сформировать в обществе уважительное к ней отношение, понимание, насколько она важна. Сотрудники института осознают значимость нашей работы и всегда охотно нам помогают. 
- Здесь, как в музее. Где вы берете экспонаты? 
- Деревянные модели делаем сами, у нас есть великий мастер по дереву - Александр Лещинский. Посмотрите на этот параболический бильярд. Я запускаю шар, направленный параллельно оси параболы. Ударяясь о нее, он всегда, отлетая, проходит через одну и ту же точку, называемую фокусом параболы. Откуда бы я ни запускал этот шар, если он летит параллельно оси параболы, то непременно окажется в ее фокусе. Так работают и телевизионные спутниковые “тарелки”: сигналы, идущие со спутника на Землю, отражаются от параболоида-антенны и собираются в фокусе, где расположен приемник, после чего по кабелю передаются на телевизор. 
Сейчас в мире очень популярны интерактивные музеи науки, но математики там, как правило, крайне мало, потому что ее сложно визуализировать. Мы изу­чили мировой опыт, что-то, не стану скрывать, позаимствовали, что-то придумали сами и создали экспонаты, многие из которых можно использовать в качестве наглядных пособий в школах. Как посчитать площадь круга, помните? Вот наша деревянная модель. Она, как пицца, разрезана на небольшие секторы, которые легко складываются в фигуру, близкую к прямоугольнику. Одна его сторона при этом оказывается равной радиусу круга, а другая - половине длины его окружности. А вот как считать площадь прямоугольника, школьники уже хорошо знают. Таким образом, у них возникает понимание сути решения задачи. Очень хотелось бы, чтобы школьные кабинеты математики наполнялись подобными вещами. На сайте “Математические этюды” в разделе “Модели” мы описываем такие экспонаты. В будущем планируем создать полную энциклопедию математических моделей, чтобы в любой школе, в любом детском кружке могли пользоваться нашими идеями. 
- В начале разговора вы упомянули о других интернет-проектах. 
- Это, например, виртуальный музей, в котором представлены компьютерные модели всех механизмов великого российского математика Пафнутия Львовича Чебышева (www.tcheb.ru). Мы разыскивали их по разным музеям мира, тщательно измеряли все параметры оригиналов, изучали документы и схемы несохранившихся устройств, создавали фильмы, показывающие их в движении. Здесь, в лаборатории, у нас есть деревянная копия одного из самых известных механизмов - стопоходящей машины Чебышева, выставлявшейся на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Оригинал хранится в Политехническом музее в Москве. 
У нас есть два библиотечных проекта: это уникальные архивы раритетных научно-популярных изданий - книг одесского издательства “Mathesis” (1904-1925 годы) и первого в России физико-математического научно-популярного журнала “Вестник опытной физики и элементарной математики” (1886-1917 годы). Посмотрите на полки. Почти все эти книги и журналы оцифрованы и выложены в свободный доступ на сайтах www.mathesis.ru и www.vofem.ru. Эти потрясающие, увлекательные по форме и актуальные по научной составляющей материалы - не музейные экспонаты. Они действительно полезны для сегодняшних школьников и учителей, ведь, по большому счету, преподавание математики и физики по материалу с того времени почти не изменилось. 
Очень мощно мы выстрелили с одним из приложений для iPhone и iPad. Это программа “В уме”, в основе которой - книга С.А.Рачинского “1001 задача для умственного счета”. Приложение скачали 2 миллиона пользователей мобильных устройств, и половина из них регулярно скачивает обновления, а значит, постоянно использует. Программировал приложение в то время аспирант Математического института, а ныне уже “остепененный” молодой математик Антон Фонарев.
- Два миллиона пользователей iPhone? Так ведь это скорее всего взрослые?
- Да, оказалось, что задачки для устного счета интересны и взрослым. 
Но мы и от традиционных способов подачи информации не отказываемся. В 2015 году издали книгу “Математическая составляющая”. Авторы - ведущие российские математики - старались показать, где и как в жизни обыкновенного человека используется математика. Книге сразу же, кстати, присудили премию “Просветитель”. Это была очень важная победа, ведь высокую оценку нашей работе дали коллеги по цеху - популяризаторы науки. Во время работы мы бурно обсуждали каждое предложение, каждое слово. Но основной вклад внес еще один научный сотрудник лаборатории - Сергей Петрович Коновалов. Он, кроме прочего, нашел массу образов, помогающих читателю понять суть.
Вроде бы парадокс! Начинали мы с мультимедиа, а пришли к “бумаге”. Но для истории лаборатории - это одно из важных достижений. На сегодня общий тираж составляет 14 тысяч экземпляров. Формально это не сравнимо с теми возможностями, которые дает Интернет (сайт “Математические этюды” ежедневно посещает более 15 тысяч пользователей). Но книга заставляет думать, ее можно отложить, а потом вернуться и перечитать. В книге почти нет формул, но она все-таки рассчитана на вдумчивое чтение. Сейчас готовим второе, расширенное издание. 
- У вас ведь есть и другие престижные награды, помимо “Просветителя”? 
- Да, в 2011 году мне присудили Премию Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых - “за высокие результаты в создании инновационных образовательных технологий, популяризации и распространении научных знаний”. А в этом году весь коллектив лаборатории (а еще не были упомянуты научные сотрудники Николай Долбилин и Павел Кожевников) удостоен Золотой медали РАН за пропаганду научных знаний. Были и другие награды, но эти - самые высокие. 
- Расскажете о задумках на будущее?
- Давняя мечта - сделать большой музей математики. Чтобы экспонаты были связаны между собой тематически. И чтобы люди туда приходили не только за развлечениями, но и за знаниями. В современных музеях науки, как правило, больше всего малышни, неспособной по-настоящему осознать научную составляющую. Хотелось бы привлечь аудиторию постарше и посерьезнее. Помимо постоянной экспозиции было бы неплохо организовать передвижную лабораторию, курсирующую по городам и селам России: не каждый ведь может приехать в столицу ради музея. Ну и конечно же будем развивать и дальше наши “фирменные” проекты. 
Подготовила Елена МОРГУНОВА
Фото Николая Степаненкова

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Море открытий. Изобретателем года стал капитан дальнего плавания.
В День изобретателя и рационализатора в конференц-зале Президиума Российской академии наук состоялась торжественная церемония награждения лауреатов конкурсов “Премия ВОИР-2018”, “Молодежная премия ВОИР-2018”, “Столица изобретательства-2018”, а также лучших рационализаторов России. /№ 27-28(2018)
Креатив на конвейере Эксперты оценили разработки молодых пищевиков.
Внедрение проектного обучения как метода повышения эффективности вузовского образования позволяет интегрировать возможности университетов, академических институтов и промышленных компаний, а также создавать условия для того, чтобы молодежь проходила подготовку в условиях реального производства. /№ 27-28(2018)
Слово в движении. В Московском Политехе “оживили” черновики Пушкина.
К очередной годовщине со дня рождения великого русского поэта научный коллектив Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета подготовил электронное издание “Видеотекст”, с помощью которого можно увидеть, как Пушкин создавал свои великие произведения. /№ 27-28(2018)

Новости


Российский научный фонд объявил о начале приема заявок на вторую волну конкурса по поддержке лабораторий мирового уровня Президентской программы исследовательских проектов.



Компания Shanghai Ranking представила результаты Academic Ranking of World Universities (ARWU) - 2018, известного также как Шанхайский рейтинг. Самую высокую позицию среди наших вузов в свежем рейтинге занимает МГУ им. М.В.Ломоносова - он на 86-м месте.



Санкт-Петербургский союз ученых обратился к Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию с научным сотрудником ЦНИИмаш Виктором Кудрявцевым, обвиненным в госизмене. Об этом рассказал «Коммерсантъ».



Европейское физическое общество (EPS) совместно с Российской академией наук учредило премию имени Владилена Летохова - советского и российского физика-теоретика, одного из пионеров лазерной физики. EPS Vladilen Letokhov award будет вручаться за исключительные достижения в области взаимодействия лазерного излучения с веществом.



Мэр Москвы Сергей Собянин посетил Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», где встретился с учеными и обсудил с президентом НИЦ Михаилом Ковальчуком планы дальнейшего сотрудничества.



Компания ООО «Интеграция: образование и наука» вместе с ООО «И-ПК» разработала и открыла для использования новую онлайн-платформу, обеспечивающую полный цикл подготовки, рецензирования, редактирования, публикации, распространения и индексирования научных статей. Об этом сообщается на сайте Российской академии наук.

Российский фонд фундаментальных исследований и правительство Ульяновской области в 2018 году поддержат 85 научных проектов, разрабатываемых в регионе, на общую сумму 100 млн рублей.

Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


Конкурс на издание лучших научных трудов

Конкурс на издание лучших научно-популярных трудов

Конкурс научных проектов фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Москвы

Российская академия наук объявляет конкурс на соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Академией наук Абхазии

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии