Официально


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки на основании постановления Девятого арбитражного апелляционного суда прекратила действие лицензии Института языков и культур им. Льва Толстого. Рособрнадзор напоминает, что в случае аннулирования лицензии вуз обязан прекратить образовательную деятельность.



В третьем чтении Госдума приняла законопроект, которым на год продлевается переходный период работы диссертационных советов Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов.

Госдума приняла во втором чтении законопроект о создании инновационных научно-технологических центров, сообщает пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке. По словам председателя комитета Вячеслава Никонова, «этот законопроект распространяет «сколковский режим» на все научные инновационные центры, которые могут создаваться учебными заведениями и крупнейшими научными центрами».

Минобрнауки опубликовало приказ «Об установлении первой и высшей квалификационных категорий педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ и Правительства РФ». Текст документа доступен по ссылке.




Новости № 27-28(2017)

Регионы


В новом корпусе Института экономики и менеджмента ТГУ торжественно открыли бизнес-библиотеку, оборудованную в соответствии с новейшими smart-технологиями.

В Москве впервые прошла Кембриджско-Сеченовская летняя школа по онкоурологии и реконструктивной хирургии мочеполового тракта.

Четырехкратный олимпийский чемпион, одиннадцатикратный чемпион мира, всемирно известный биатлонист Александр Тихонов приезжал в Ижевский государственный технический университет. Там он вручил дипломы выпускникам Института физической культуры и спорта, названного его именем.

СНГ


Интердайджест


Токсичные вещества на поверхности Марса уменьшают вероятность обнаружения жизни на этой планете. С подробностями - Science Alert.

Опубликованы результаты двух ограниченных клинических испытаний индивидуализированных противораковых вакцин. Подробности - в Nature News.

Найденные археологами видоизмененные человеческие черепа из мегалитического комплекса Гебекли-Тепе свидетельствуют о существовании прежде неизвестной формы неолитического культа. Об этом сообщает Science News.


Редкий день проходит без того, чтобы у трамвайных остановок или в вагонах трамвая не поймали вора, запустившего руку в чужой карман. В таких случаях вокруг пойманного моментально собирается огромная толпа и начинается дикая сцена самосуда. Воришку избивают иногда до бесчувствия.




















Плюсы пропаганды. Как научить любить науку.
Инновации
№ 27-28(2017)

14.07.2017



Модель железнодорожного полотна на письменном столе. Заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института им. В.А.Стеклова РАН (МИАН) кандидат физико-математических наук Николай Андреев (на верхнем снимке) толкает по рельсам пару колес цилиндрической формы, и они застревают на повороте. “Внешнее колесо должно проходить более длинную дугу, чем внутреннее. Цилиндры, вращающиеся с одинаковой угловой скоростью, не справляются с поворотом. А посмотрите, что будет, если их поменять на конусы: такие колеса легко проходят дистанцию, - комментирует Н.Андреев. - Наблюдая за экспериментом, люди запоминают зрительный образ, и задача становится более увлекательной”. 

Множество способов заинтересовать детей и взрослых математикой придумали сотрудники лаборатории. Самый первый проект - “Математические этюды” - хорошо известен в российских школах. Эти короткие мультфильмы, иллюстрирующие решение математических задач, полюбились и учителям, и ученикам. 
За свою работу сотрудники лаборатории неоднократно получали награды. В 2017 году их отметили особо - Золотой медалью РАН за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний. Эту престижную награду вручают один раз в пять лет. Первым лауреатом стал в 2012 году создатель телепрограммы “Очевидное - невероятное” Сергей Петрович Капица. Недавно почетный список пополнили сотрудники уникальной лаборатории МИАН. О ее работе “Поиску” рассказал руководитель коллектива лауреатов 2017 года Николай АНДРЕЕВ.
- Николай Николаевич, о ваших “Математических этюдах” многие были наслышаны еще до создания лаборатории. 
- С них все и начиналось. Первые “Этюды” вышли еще в 2002 году. Я тогда работал в Отделе теории функций. Идея заключалась в том, чтобы представить научные задачи наглядно, в современном формате, с помощью трехмерной компьютерной графики. Вначале думалось, что это может быть интересно в основном научному сообществу, но быстро выяснилось, что подобная визуализация представляет большой интерес в том числе для учителей и для школьников. Поняв это, мы начали создавать фильмы на регулярной основе. Сейчас их уже больше шестидесяти. 
Первый фильм создал мастер трехмерной графики Михаил Калиниченко. Он участвует в проекте и сейчас. В 2005 году к команде присоединился Роман Кокшаров, создатель сайта с “Математическими этюдами” (www.etudes.ru). С тех пор у нас появилось несколько других образовательных интернет-проектов. Дизайн и программирование сайтов до сих пор делает именно Роман. 
Популяризация науки требует точности, выверенности материала, который преподносится читателю, зрителю. При создании фильмов приходится вначале глубоко вникнуть в соответствующую тематику, произвести массу расчетов. За это всегда отвечает научный сотрудник нашей лаборатории Никита Панюнин.
Со временем мы стали выступать с лекциями в школах, их уже прочитано более 700 в различных регионах России, начали приглашать в институт ребят, интересующихся математикой, параллельно создавая здесь коллекцию математических моделей. 
- А когда была создана лаборатория?
- Решение о создании лаборатории принял в 2010 году тогдашний директор МИАН академик Валерий Васильевич Козлов. Именно он, понимая, что популяризация науки - важная составляющая работы института, принял на себя ответственность за создание такого структурного подразделения, которое, к сожалению, до сих пор является единственным в системе РАН - ФАНО. Сейчас люди, далекие от науки, зачастую знают об институте именно по проектам нашей лаборатории. Создавая ее, мы долго придумывали название и в конце концов остановились на “Лаборатории популяризации и пропаганды математики”. Слово “пропаганда” появилось не случайно: часто недостаточно просто показать что-то красивое в науке, нужно еще добиться, чтобы человек полюбил математику, увлекся ею. Конечно, у нас нет задачи сделать математиком каждого, кто соприкоснется с нашей деятельностью, но мы стараемся сформировать в обществе уважительное к ней отношение, понимание, насколько она важна. Сотрудники института осознают значимость нашей работы и всегда охотно нам помогают. 
- Здесь, как в музее. Где вы берете экспонаты? 
- Деревянные модели делаем сами, у нас есть великий мастер по дереву - Александр Лещинский. Посмотрите на этот параболический бильярд. Я запускаю шар, направленный параллельно оси параболы. Ударяясь о нее, он всегда, отлетая, проходит через одну и ту же точку, называемую фокусом параболы. Откуда бы я ни запускал этот шар, если он летит параллельно оси параболы, то непременно окажется в ее фокусе. Так работают и телевизионные спутниковые “тарелки”: сигналы, идущие со спутника на Землю, отражаются от параболоида-антенны и собираются в фокусе, где расположен приемник, после чего по кабелю передаются на телевизор. 
Сейчас в мире очень популярны интерактивные музеи науки, но математики там, как правило, крайне мало, потому что ее сложно визуализировать. Мы изу­чили мировой опыт, что-то, не стану скрывать, позаимствовали, что-то придумали сами и создали экспонаты, многие из которых можно использовать в качестве наглядных пособий в школах. Как посчитать площадь круга, помните? Вот наша деревянная модель. Она, как пицца, разрезана на небольшие секторы, которые легко складываются в фигуру, близкую к прямоугольнику. Одна его сторона при этом оказывается равной радиусу круга, а другая - половине длины его окружности. А вот как считать площадь прямоугольника, школьники уже хорошо знают. Таким образом, у них возникает понимание сути решения задачи. Очень хотелось бы, чтобы школьные кабинеты математики наполнялись подобными вещами. На сайте “Математические этюды” в разделе “Модели” мы описываем такие экспонаты. В будущем планируем создать полную энциклопедию математических моделей, чтобы в любой школе, в любом детском кружке могли пользоваться нашими идеями. 
- В начале разговора вы упомянули о других интернет-проектах. 
- Это, например, виртуальный музей, в котором представлены компьютерные модели всех механизмов великого российского математика Пафнутия Львовича Чебышева (www.tcheb.ru). Мы разыскивали их по разным музеям мира, тщательно измеряли все параметры оригиналов, изучали документы и схемы несохранившихся устройств, создавали фильмы, показывающие их в движении. Здесь, в лаборатории, у нас есть деревянная копия одного из самых известных механизмов - стопоходящей машины Чебышева, выставлявшейся на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Оригинал хранится в Политехническом музее в Москве. 
У нас есть два библиотечных проекта: это уникальные архивы раритетных научно-популярных изданий - книг одесского издательства “Mathesis” (1904-1925 годы) и первого в России физико-математического научно-популярного журнала “Вестник опытной физики и элементарной математики” (1886-1917 годы). Посмотрите на полки. Почти все эти книги и журналы оцифрованы и выложены в свободный доступ на сайтах www.mathesis.ru и www.vofem.ru. Эти потрясающие, увлекательные по форме и актуальные по научной составляющей материалы - не музейные экспонаты. Они действительно полезны для сегодняшних школьников и учителей, ведь, по большому счету, преподавание математики и физики по материалу с того времени почти не изменилось. 
Очень мощно мы выстрелили с одним из приложений для iPhone и iPad. Это программа “В уме”, в основе которой - книга С.А.Рачинского “1001 задача для умственного счета”. Приложение скачали 2 миллиона пользователей мобильных устройств, и половина из них регулярно скачивает обновления, а значит, постоянно использует. Программировал приложение в то время аспирант Математического института, а ныне уже “остепененный” молодой математик Антон Фонарев.
- Два миллиона пользователей iPhone? Так ведь это скорее всего взрослые?
- Да, оказалось, что задачки для устного счета интересны и взрослым. 
Но мы и от традиционных способов подачи информации не отказываемся. В 2015 году издали книгу “Математическая составляющая”. Авторы - ведущие российские математики - старались показать, где и как в жизни обыкновенного человека используется математика. Книге сразу же, кстати, присудили премию “Просветитель”. Это была очень важная победа, ведь высокую оценку нашей работе дали коллеги по цеху - популяризаторы науки. Во время работы мы бурно обсуждали каждое предложение, каждое слово. Но основной вклад внес еще один научный сотрудник лаборатории - Сергей Петрович Коновалов. Он, кроме прочего, нашел массу образов, помогающих читателю понять суть.
Вроде бы парадокс! Начинали мы с мультимедиа, а пришли к “бумаге”. Но для истории лаборатории - это одно из важных достижений. На сегодня общий тираж составляет 14 тысяч экземпляров. Формально это не сравнимо с теми возможностями, которые дает Интернет (сайт “Математические этюды” ежедневно посещает более 15 тысяч пользователей). Но книга заставляет думать, ее можно отложить, а потом вернуться и перечитать. В книге почти нет формул, но она все-таки рассчитана на вдумчивое чтение. Сейчас готовим второе, расширенное издание. 
- У вас ведь есть и другие престижные награды, помимо “Просветителя”? 
- Да, в 2011 году мне присудили Премию Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых - “за высокие результаты в создании инновационных образовательных технологий, популяризации и распространении научных знаний”. А в этом году весь коллектив лаборатории (а еще не были упомянуты научные сотрудники Николай Долбилин и Павел Кожевников) удостоен Золотой медали РАН за пропаганду научных знаний. Были и другие награды, но эти - самые высокие. 
- Расскажете о задумках на будущее?
- Давняя мечта - сделать большой музей математики. Чтобы экспонаты были связаны между собой тематически. И чтобы люди туда приходили не только за развлечениями, но и за знаниями. В современных музеях науки, как правило, больше всего малышни, неспособной по-настоящему осознать научную составляющую. Хотелось бы привлечь аудиторию постарше и посерьезнее. Помимо постоянной экспозиции было бы неплохо организовать передвижную лабораторию, курсирующую по городам и селам России: не каждый ведь может приехать в столицу ради музея. Ну и конечно же будем развивать и дальше наши “фирменные” проекты. 
Подготовила Елена МОРГУНОВА
Фото Николая Степаненкова

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Креатив от энергичных. Молодые инноваторы вновь представили в АлтГУ свои лучшие идеи.
На III Всероссийском конкурсе студенческих научных обществ и конструкторских бюро, прошедшем в опорном Алтайском государственном университете (АлтГУ), отмечены лучшие инновационные проекты молодых ученых и изобретателей. /№ 27-28(2017)
Найти в сети. Способных абитуриентов можно подбирать во “ВКонтакте”
Лингвисты, философы и программисты Томского госуниверситета создают алгоритм, который будет анализировать посты выпускников школ в соцсети “ВКонтакте” и определит, какие предметы им нравятся, хотят ли они учиться в вузе и настроены ли на саморазвитие. Это поможет университету найти “своих” абитуриентов и подсказать им, какая специальность больше подходит каждому. /№ 27-28(2017)
Бизнес завтрашнего дня. Инновационный опыт Великобритании может быть полезен и России.
В чем секрет успеха зарубежных инновационных кластеров? Можно ли перенести наиболее удачные модели, среди которых - британский инновационный центр Tech City UK, объединяющий фирмы в области информационных технологий, на российскую почву? В предлагаемом читателям материале, подготовленном на основе статьи “TECH CITY UK” доктора экономических наук, руководителя группы по научной и промышленной политике Сколковского института науки и технологий Ирины ­Дежиной и руководителя департамента развития и продвижения технологических конкурсов и инициатив ИЦ “Сколково” Альберта Ефимова. /№ 27-28(2017)

Новости


Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект об изменении порядка выборов президента РАН.



В международный рейтинг мировых открытых архивов Webometrics Ranking Web of Repositories вошли 24 электронных архива высших учебных заведений и исследовательских центров России. Самое высокое место в списке (182-е) занял архив Уральского федерального университета.



Президент РФ Владимир Путин пообещал выделить дополнительные 50 миллиардов рублей на грантовую поддержку молодых исследователей. Об этом он заявил в пятницу в рамках программы «Недетский разговор с Владимиром Путиным».



Уголовное дело возбуждено в отношении Сергея Богданова, и.о. ректора Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Его обвиняют в злоупотреблении служебными полномочиями в 2014-2016 годах в бытность проректором Санкт-Петербургского госуниверситета, отвечающим за образовательные программы и научную деятельность по направлениям востоковедение, африканистика, искусства и филология.

Фонд социальной помощи «СтудФонд» разработал методичку для студентов, сталкивающихся со случаями коррупции во время сдачи экзаменов и приемной кампании в вузах.

В Государственной Думе состоялись парламентские слушания «Совершенствование механизмов финансирования отраслевых вузов». В мероприятии приняла участие первый заместитель министра образования и науки Валентина Переверзева.

На заседании президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России утверждена очередная «дорожная карта» Национальной технологической инициативы - план мероприятий по развитию школьного сообщества технологических энтузиастов, решающих высокотехнологичные задачи.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

26-29 июня в здании Президиума Российской академии наук пройдет одна из ведущих международных конференций, посвященных исследованиям в таких областях информатики, как фундаментальная теория программирования, методология и технологии программирования.

Текущие конкурсы


НИЦ “Курчатовский институт” объявляет весенний прием в аспирантуру по следующим направлениям подготовки...

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными (Мой первый грант).

Конкурс проектов 2018 года по изданию научных трудов.

Конкурс проектов 2018 года по изданию тематических научных трудов.

Вакансии


14.04.2017
Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства объявляет выборы на должности...

14.04.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

31.03.2017
НИЦ “Курчатовский институт” объявляет весенний прием в аспирантуру по следующим направлениям подготовки...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии