Официально


Минобрнауки разрешило заключение договоров о безвозмездном отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения на условиях, предусмотренных пунктом 18 (1) Правил осуществления государственными заказчиками управления правами РФ на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 марта 2012 г. №233 по установленному перечню.



Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму законопроекта, цель которого - закрепление обязательного учета сведений о независимой оценке качества подготовки студентов при государственной аккредитации образовательной деятельности.

Рабочая группа комитета Госдумы по образованию и науке подготовила компромиссные поправки в проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части изучения родного языка из числа языков народов России и государственных языков республик, находящихся в составе РФ.

Правительство одобрило и внесло в Госдуму законопроект «О внесении изменения в статью 92 ФЗ «Об образовании в РФ». В случае его принятия учет сведений о независимой оценке качества подготовки студентов станет обязательным при государственной аккредитации образовательной деятельности.




Новости № 23(2018)

Регионы


Ректор Тольяттинского госуниверситета Михаил Криштал и президент Университета г. Шаосин (Китай) Цзяньли Ван подписали соглашение о создании в опорном ТГУ Академии каллиграфии “Ланьтин”.

В Северо-Кавказском горно-металлургическом институте прошел восьмой Республиканский конкурс научно-исследовательских работ студентов вузов РСО-Алания на соискание премии имени Тазарета Дедегкаева.

Состоялось совместное заседание ученых советов Воронежского госуниверситета и Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.Бурденко, приуроченное к столетию вузов, в ходе которого ректоры подписали соглашение о сотрудничестве.

СНГ


Интердайджест


Исследователи из больницы Святого Михаила (St. Michael’s Hospital) и Университета Торонто (University of Toronto) в Канаде установили, что витаминные и минеральные добавки в качестве средств профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта, инсульта и преждевременной смерти неэффективны.

Стали известны имена лауреатов престижной премии Кавли 2018 года: это семь ученых из пяти стран - астрофизики, молекулярные биологи и нейробиологи.

Японские кардиохирурги из Университета Осаки (Osaka University) отныне могут лечить людей с сердечной недостаточностью с использованием клеток, полученных авангардным методом перепрограммирования.


11 июня под руководством Вилькицкого отправляется экспедиция, организованная главным гидрографическим управлением морского комиссариата для производства новых исследований на великом северном пути. Экспедиция отправляется к берегам Малой Земли. В нее вошли суда “Вайгач”, “Калгуев” и “Харитон Лаптев”. Впервые в экспедиции примут участие воздушные аппараты “Илья Муромец” и гидроаэропланы для производства разведок. На этих аппаратах установлены радиостанции.


















Бег с барьерами. Что мешает развитию межфакультетских программ?
Инновации
№ 47(2017)

24.11.2017


В современном мире на вес золота ценятся специалисты, работающие на стыке специальностей. Не случайно второе высшее образование в последние два десятилетия стало так популярно. Часто люди получают его спустя некоторое время после окончания вуза, очень редко - еще в процессе обучения. Поскольку спрос на специалистов с двойным набором компетенций существует и у работодателей, и у граждан, ведущие университеты задумались об организации межфакультетских образовательных программ (МФОП), которые позволяли бы студенту проходить подготовку по двум направлениям одновременно. На какие вызовы отвечают разработчики межфакультетских программ? Что благодаря этим программам выигрывают студенты университетов, профессиональное сообщество и экономика в целом? Наконец, какие возможности и ограничения для реализации МФОП видят эксперты по тому небольшому опыту, который уже накоплен? Эти вопросы обсуждались на специальном круглом столе в рамках прошедшей недавно в НИУ ВШЭ VIII Международной конференции российских исследователей высшего образования “Университеты, меняющие себя и мир” (см. “Меняясь и меняя”, “Поиск” от 3 ноября 2017г.). Представители вузов поделились своим опытом создания межфакультетских программ.

Бесспорным пионером в этой области можно назвать Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. Межфакультетский образовательный тренд тут начал развиваться примерно с 2012 года. Как рассказал руководитель магистерской программы “Менеджмент биотехнологий” Петр Кирюшин, первой ласточкой стали межфакультетские курсы: студенты в обязательном порядке должны были выбрать два курса не на своем факультете. А уже в конце 2012 года деканы двух факультетов - экономического (А.Аузан) и биологического (М.Кирпичников) - предложили реализовать межфакультетскую магистерскую программу в сфере биоэкономики. Конечная цель - выход России на лидирующие позиции в области разработки биотехнологий. В 2012 году Правительством России была утверждена Комплексная программа развития биотехнологий до 2020 года, в которой поставлена задача формирования биоэкономики, предполагающей использование биотехнологий на ключевых направлениях инновационного развития, в различных отраслях биотеха. 
Учитывая специфику российской высшей школы, один из факультетов все равно должен быть ведущим, поэтому в итоге стартовали две программы. Одну реализовывал экономический факультет совместно с биологическим (“Менеджмент биотехнологий”), вторую - биологический совместно с экономическим (“Биоинженерия, биотехнология и биоэкономика”). Некоторые дисциплины студенты двух факультетов осваивают совместно, но прежде их нужно подготовить к восприятию непрофильной для них информации. Так, например, прежде чем приступить к курсу по биологии, экономисты осваивают курс “Введение в биологию”. 
Факультеты вместе проводят маркетинг программ, обес­печивают их продвижение. Интересный опыт - совместные магистерские диссертации биологов и экономистов на основе научных разработок биологического факультета. По словам П.Кирюшина, таким образом решаются и образовательная задача (студент учится на конкретном проекте, на основе которого потом пишет диссертацию), и научно-инновационная. 
Набор на первых порах оказался не очень большой, но к третьему году существования программ вырос: чем дальше, тем больший интерес проявляют к ним студенты. Выгода МФП - в том, что они позволяют готовить кадры для стратегически важной отрасли, способствуют развитию прикладных исследований и появлению кластеров биоэкономики на базе вузов, ведь в рамках такой программы взаимодействуют студенты, ученые, представители реального сектора. А кроме того, возникает колоссальный синергетический эффект от взаимодействия разных научных культур. Это новые возможности для развития университета. 
Еще одна межфакультетская образовательная программа МГУ - “Когнитивная экономика” - реализуется на стыке экономики и психологии. Она включает изучение таких инновационных дисциплин, как поведенческая экономика, нейроэкономика, нейромаркетинг и других. 
“Миссия любой межфакультетской программы - готовить людей, умеющих работать на стыке наук, - говорит Анна Солодухина, руководитель этой программы. - Экономисты и психологи с “чистым” профильным образованием не понимают друг друга: у них разные методы, разные объекты изучения. Мы сразу увидели, какой провал существует между этими двумя научными направлениями; на стадии подготовки программы год бились за понимание”. Но главным барьером, по словам Солодухиной, стали ФГОСы, федеральные государственные образовательные стандарты. Они определяют, например, минимальную длину курса, а у каждого факультета она своя. В них заложен комплекс определенных дисциплин для каждого направления подготовки, добавлять туда новые дисциплины - скажем, с нуля психологию для экономистов - просто некуда. В зарубежных университетах, где таких жестких учебных планов, как у нас, нет, вопрос организации межфакультетских программ решается по-другому, рассказала Анна Солодухина. В качестве примера она привела аналогичную программу “Экономика и психология” в Сорбонне: “На нее приходят два пула студентов - экономисты и психологи. Чтобы подтянуть экономистов до уровня психологов и наоборот, им не просто дают дополнительно пару курсов, как в нашей программе (больше у нас просто “не влезает”). В Сорбонне практически целый год отдается интенсивному “дотягиванию” психологов до экономистов, экономистов до психологов, и только после этого студенты вместе слушают лекции по поведенческой экономике, нейромаркетингу и т.д. Когда таких барьеров нет, все идет проще”. 
Вызовом для руководителей программы стало отсутствие преподавателей, готовых работать на стыке двух научных направлений. Признанных гуру в этой сфере в России единицы, а чтобы создать новый междисциплинарный курс с нуля, нужно на пару лет посвятить себя этому. Аналогичная проблема и с научным руководством. Словом, нужна высокая замотивированность преподавателей, а с этим сложно, учитывая, что им надо не только преподавать, но и заниматься исследованиями и писать статьи. 
Между тем потребность со стороны рынка в таких специалистах колоссальна. Гуру этой магистерской программы со стороны бизнеса Наталья Галкина рассказала о своем видении ситуации с подготовкой кадров двойной квалификации. По первому университетскому образованию - нейрофизиолог, по второму - экономист, в нейроэкономике она смогла полностью реализовать себя, соединив компетенции, полученные в разное время. В 2012 году, когда в России слово “нейромаркетинг” еще мало кто знал, она открыла свою нейромаркетинговую лабораторию. Первыми сотрудниками были социологи, психологи, нейрофизиологи, физики, математики... И оказалось, что они реально не могли договориться друг с другом. Тогда лаборатория отказалась брать “однонаправленных” специалистов, а ее руководитель пришла в альма-матер, МГУ, с идеей новой образовательной межфакультетской программы. По ее глубокому убеждению, в нейромаркетинге должны работать специалисты как минимум двух смежных направлений: одни умеют организовать производство услуги (люди с базовым биологическим образованием), вторые (с базовым экономическим образованием) могут в целом управлять этим видом маркетинга, продвижением услуг. 
В прошлом году МГУ выпустил первую команду когнитивных экономистов, обладающих, по оценке Н.Галкиной, совершенно уникальными знаниями. Однако оказалось, что такой профессии, как нейромаркетолог, в России пока нет, а в компаниях не предусмотрена соответствующая должность, хотя компетенции таких специалистов очень востребованы. Значит, надо разрабатывать профессиональные стандарты новых специальностей, считает Н.Галкина. Впрочем, по мнению А.Солодухиной, выпускники этой программы все равно востребованы. 
Юридический факультет МГУ по инициативе декана А.Голиченкова запустил магистерскую программу “Информационные правоотношения в инновационной экономике”. Ее руководитель Виталий Северин рассказал, что в программе кроме преподавателей юрфака участвуют преподаватели и других структур МГУ: экономического факультета, факультета вычислительной математики и кибернетики, факультета военного обучения, Института проблем информационной безопасности МГУ. Актуальность такой программы понятна: в мире идет цифровая революция, в стране взят курс на создание цифровой экономики, и преподаватели, разрабатывая свои курсы, должны это учитывать. “Наши юристы смогут стать востребованными, только если они будут знать основы экономики, аудит информационной безопасности, информационный менеджмент”, - сказал В.Северин. Сейчас, считает он, “Информационные правоотношения в инновационной экономике” - это все же магистерская программа одного факультета. Как создать действительно межфакультетскую программу? Тут должны договориться между собой хотя бы три структуры МГУ: юридический и экономический факультеты и Высшая школа государственного аудита. 
В Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ), как рассказала заместитель проректора по учебной и воспитательной работе вуза Анна Тышецкая, создание межфакультетских программ было инициировано ректоратом, выпустившим приказ об организации образовательных кластеров. Интеграция этих кластеров может осуществляться на разных уровнях. Первый вариант: студенты, по сути, остаются в рамках выбранного образовательного направления, но примерно раз в неделю встречаются для обсуждения определенных тем. Второй тип взаимодействия - кросс-дисциплинарные программы, когда к базовой специализации прибавляется ряд модулей из других областей. И есть уникальная массовая программа, идея которой пришла из бизнеса, связанного с разработкой компьютерных игр. Бизнесмены сами обратились в вуз - их были нужны молодые разработчики стартапов. В результате в новой программе были задействованы шесть направлений подготовки: три из них связаны с IT, плюс инноватика, торговое дело и, наконец, пиар и реклама. Сейчас в ней одновременно обучаются 120 магистров, сформированы 18 малых групп, каждая из которых работает над своим проектом. 
Программа имеет непростой дизайн, она сложна для управления. Но не исключено, что такая модель окажется довольно перспективной.
“Мы наблюдаем тектонические сдвиги в дисциплинах, и, возможно, некоторые образовательные программы, которые сейчас возникают, через какое-то время превратятся в отдельные направления, - сказала А.Тышецкая. - Межфакультетские программы дают возможность университету быть актуальным и современным”. 
Подводя итоги состоявшегося обмена мнениями, модератор Кирилл Зиньковский (НИУ ВШЭ) заключил: “Межуниверситетские программы - тема новая, интересная, но мы явно зажаты существующей структурой стандартов и направлений подготовки и предпринимаем различные усилия, чтобы из нее выпрыгнуть”. 
Наталия БУЛГАКОВА
Фотоснимки предоставлены оргкомитетом конференции
 

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Спор вокруг песка. Что ставит препоны использованию отечественного сырья?
В гостях у “Поиска” - Рубен МЕЛКОНЯН, д.т.н, профессор Московского горного института НИТУ МИСиС. Он предлагает настоящую революцию в производстве стекла, способную в корне изменить сырьевую базу отрасли. /№ 23(2018)
Арктическая свежесть
В Москве завершился Международный инженерный чемпионат CASE-IN - крупнейшее практико-ориентированное соревнование в России и странах СНГ по решению инженерных кейсов. Темой работ в 2018 году стало развитие Арктики. /№ 23(2018)
Робота - под суд! В ТГУ рассмотрели дело автономного трактора.
В стенах Томского госуниверситета состоялся первый в стране судебный процесс над роботом - беспилотным автономным трактором. Организаторами игрового заседания выступили Юридический институт и Управление инновациями ТГУ. /№ 23(2018)

Новости


Российский археолог доктор исторических наук, профессор Василий Любин, который 13 января отметил 100-летие, скончался в Санкт-Петербурге, сообщила пресс-служба Института истории материальной культуры РАН, где работал ученый.



Комитет Госдумы по образованию и науке проголосовал за свою редакцию поправки к закону о РАН, предложенной правительством.



Более 50 стран станут участниками Московского международного форума «Город образования», который пройдет с 30 августа по 2 сентября на ВДНХ. В этом году Москва ожидает на его площадке 100 тысяч гостей и посетителей, 200 ведущих российских и международных экспертов, 100 компаний-экспонентов.



Президент Российской академии наук Александр Сергеев заявил, что в 2018 году РАН может открыть свое представительство во Франции. На первом этапе оно будет работать в стенах Французской академии наук, а возглавит его один из членов РАН.

Вице-премьер Татьяна Голикова встретилась с заместителем премьера Госсовета КНР Сунь Чуньлань, которая прибыла во главе китайской делегации для участия в церемонии открытия Чемпионата мира по футболу.

Модель аспирантуры необходимо усовершенствовать, заявил ректор Российского университета дружбы народов, председатель ВАК Владимир Филиппов в ходе круглого стола «Актуальное законодательство обеспечения научной и образовательной деятельности». Об этом сообщил федеральный портал «Российское образование».

В Фундаментальной библиотеке МГУ состоялась встреча студентов Московского университета с легендами мирового футбола: экс-полузащитником нашей сборной Валерием Карпиным, автором победного гола сборной Германии в финале Чемпионата мира 1990 года Андреасом Бреме и чемпионом мира 2010 года испанским вратарем Икером Касильясом.

Конференции


Шесть дней - с 29 мая по 3 июня - продлится II Международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства». И если первый день пройдет в формате привычных докладов и лекций, то остальные пять станут экспериментом. На площадках интерактивного фестиваля «Да-Игра!» ученые в области детской психологии и педагогики проведут мастер-классы и открытые лекции для специалистов и родителей.

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Текущие конкурсы


Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года междисциплинарных фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с администрацией Волгоградской области

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований по теме “История Евразии в материальных памятниках древности: традиции и современные подходы в археологических исследованиях” (“Древности”)

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии