Официально


Заместителем министра просвещения РФ назначен Андрей Николаев. Распоряжение об этом подписал премьер Дмитрий Медведев.



Рособрнадзор запретил прием в Вятский государственный университет. Санкция применена за «неисполнение предписания в установленный срок».



Два опорных селекционно-семеноводческих центра в области сахарной свеклы будут созданы на базе ВНИИ сахарной свеклы и сахара им. А.Л.Мазлумова (Воронежская область) и Первомайской селекционно-опытной станции сахарной свеклы (Краснодарский край). Такое решение одобрил Межведомственный совет при Министерстве науки и высшего образования по вопросам, связанным с реализацией подпрограммы «Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ».



Комитет Госдумы по образованию и науке поддержал внесенный правительством проект федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020-го и 2021 годов, но, как заметил председатель комитета Вячеслав Никонов, «курс, который был взят на приоритетность науки для нашей страны, в бюджетной политике отражения не нашел».






Новости № 41(2018)

Регионы


Первый МГМУ им. И.М.Сеченова открыл новое направление подготовки - “Промышленная фармация”. Вуз предложил учащимся два уникальных профиля этой магистерской программы - “Обеспечение качества лекарственных средств” и “Управление разработкой лекарственных средств”.

Ярославский госуниверситет подписал трехстороннее соглашение с ярославским филиалом Физико-технологического института РАН и “Ростовским оптико-механическим заводом”.

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров ознакомился с ходом строительства нового учебно-лабораторного корпуса Аграрного университета.

СНГ


Интердайджест


Телескоп “Хаббл” обнаружил объект размером с Нептун - потенциальный спутник далекой планеты. С подробностями - Sciencemag.org.

В конце сентября экспертный совет при Министерстве здравоохранения и науки Японии представил рекомендации относительно использования инструментов генного редактирования в эмбрионах человека.

Спутниковые лазерно-радарные исследования выявили ранее недооценные размеры и сложную устроенность поселений древней цивилизации майя в период ее расцвета и даже раньше.


В Совете народного хозяйства представлен проект инженера Константинова о производстве сливок и молока из подсолнухов и орехов. Проект представляет большой интерес ввиду того, что в случае удачи он очень упростит и удешевит производство молочных продуктов. Ввиду большого затруднения с приобретением машин для массовой очистки семян решено использовать в случае пригодности машины для очистки семян какао и бобов, имеющиеся на конфетно-шоколадных фабриках.
















Я бы в медики пошел. Всего 23 дня, а след - на всю жизнь.
Инновации
№ 22(2018)

01.06.2018




21 мая Президент России В.Путин пригласил премьер-министра Индии Нарендру Моди познакомиться с будущим нашей страны - участниками майской образовательной смены в “Сириусе”. В этот раз на нее съехались более 600 школьников из 54 регионов, получившие приглашение повысить свой уровень знаний и навыков по таким направлениям, как “наука”, “литературное творчество”, “музыка”, “хореография”, “спорт” и “шахматы”. За кадровое и научно-методическое обеспечение работы по направлению “наука” в этот раз отвечал проректор РНИМУ (Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова) Денис РЕБРИКОВ. По просьбе редакции он рассказал, как складывалась майская смена и чем она отличалась от предыдущих смен этого типа.
Насыщенная среда
- Профилем образовательной программы на майской смене была биомедицина. За право приехать на нее боролись ребята, занявшие призовые места на международных и всероссийских олимпиадах по биологии, химии, экологии, тематических конкурсах. Плюс от них требовались отличные оценки по соответствующим предметам в школе и описание собственного исследовательского проекта. Конкурсная комиссия “Сириуса” оценивала уровень достижений, а также склонность к научному поиску. Отбор был жесткий и результативный: я это ощутил, когда, прочтя им лекцию по генетике уровня четвертого курса биофака МГУ, услышал крайне разумные вопросы. А после вожатые, с которыми дети были откровеннее, чем с профессурой, передали, что школьники сетовали на недостаточную сложность материала. Да и коллеги признавались, что им приходилось дорабатывать свои конспекты и методички с учетом уровня аудитории. Всего в ней собрались 99 школьников 9-11 классов из 49 регионов страны. 
- А из кого тогда отбирали преподавателей-кураторов для смены?
- Есть круг коллег-медиков, ученых, которых я знаю как универсальных людей: с одной стороны, способных умело взаимодействовать с учащимися, а с другой, - успешных действующих исследователей. К тому же они еще должны согласиться поехать в “Сириус” на целую смену - 23 дня - и работать там с детьми с утра до вечера. Таких найти непросто, ведь человек должен пожертвовать своим отпуском или взять три с лишним недели за свой счет. Не все могут себе это позволить. Тем не менее каждый раз я таких нахожу. Было уже шесть смен, связанных с науками о жизни. В мае на “Биомедицину” прилетели 22 куратора проектов из ряда институтов РАН, медицинских вузов страны, биотехнологических компаний - от аспирантов до профессоров. Но есть нечто, что объединяет этих преподавателей: все они  - энтузиасты, работающие с ребятами не столько за финансовое вознаграждение, сколько за возможность взаимодействовать с талантливым научным будущим,  привлечь одаренного школьника в свою сферу науки и, возможно, в свой вуз, НИИ или компанию. 
- А зачем везти так много народа: 22 куратора на сотню школьников? 
- Дело в том, что за смену каждому учащемуся предстояло последовательно пройти четыре проекта (продолжительностью  до 5 дней), относящихся к разным сферам биомедицины: новые технологии в медицине, персонализированная медицина, молекулярная генетика и прикладная биология. Дополнительным “насыщающим” фактором было требование, что каждый проект школьники реализуют в составе новой команды (в ней - 5 человек): это крайне важно для формирования навыка взаимодействия в группах. Команда обычно структурируется: появляется  лидер, происходит распределение работы, налаживается (или не нет) эффективное взаимодействие. Если же команда не складывается, начинаются трения, обиды,  вмешивается куратор и помогает коллективу сработаться. 
Ключевая идея майской смены 2018 года - создать для школьников максимально насыщенную образовательную среду, воздействие которой активирует существующий у ребенка генетический потенциал. 
Проектные задачи были очень разными: по биохимии, вирусологии, иммунологии, онкологии, генетике, эмбриологии, реанимации и пр. Придумывали задачи сами кураторы - сотрудники РНИМУ им. Н.И.Пирогова, Орловского государственного университета им. И.С.Тургенева, Института биоорганической химии им. М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН, Института молекулярной биологии им. В.А.Энгельгарда РАН, Института общей генетики им. Н.И.Вавилова РАН, компаний BIOCAD, “Р-Фарм”, “ДНК-Технология”, “Вэсттрейд”, технопарков “Слава” и “Кванториум”. Утверждала проекты комиссия с участием руководства “Сириуса”. 
Вот названия некоторых проектов майской смены: 
- исследование однонуклеотидных полиморфизмов, влияющих на обмен веществ у людей с разным индексом массы тела;
- генетическая генеалогия;
- разработка тест-системы для диагностики патогенов;
- вирусная теория канцерогенеза на примере ВПЧ-ассоциированных заболеваний;
- современные методы обез­боливания, механизм действия анестетиков на дыхательный центр;
- целесообразность определения продуктов распада фибрина для диагностики острой сосудистой патологии;
- природные механизмы криоконсервации и перспективы применения криопротекторов;
- диагностика бактериальных заболеваний растений.
- Звучит впечатляюще. И к каким из этих тем дети оказались готовы?
- Ко всем. Дети - сильные. Выслушав в начале смены презентации проектов кураторами, ребята отрейтинговали для себя проекты в каждом направлении. Потом мы, учитывая их “хотелки”, составили для каждого школьника курс из четырех разных проектов в разном составе команд.
По итогам смены ребята условно разделись на два лагеря: одни настроены на карьеру врача, другие в будущем видят себя исследователями. Некоторые конкретно заявляют: стану нейрохирургом, онкологом, педиатром. Другие, наоборот, мечтают о работе в научно-исследовательской лаборатории.
- Уже думают о выборе места работы?
- Безусловно. Ребята с особым вниманием смотрели виртуальные экскурсии - фильмы о вузах,  больницах, в которых работают их кураторы, об операциях, которые они делают. Буквально на один день на смену приезжал заведующий кафедрой акушерства и гинекологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова академик РАН Марк Курцер. Он прочел детям лекцию о профессии врача и возможностях современной медицины, а также продемонстрировал фильм о фетальной хирургии. 
- Это когда человека оперируют еще до рождения, в утробе матери?
- Именно так. Причем часто это операция, дающая плоду (fetus) шанс не погибнуть еще до рождения, ребенку - сразу после рождения.
- Не испугались дети смот­реть на такое?
- Расстроились, что им показали не всю операцию, а только фрагменты. Сказали: “Вот чем интересно заниматься - спасением еще не родившегося человека!” Вообще о том, что привнесла в “Сириус” кафедра акушерства и гинекологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова, есть смысл расспросить подробнее. В Сочи она отправила большой и высококвалифицированный десант, да еще и прекрасно оснащенный.
Пробуй, можно! 
- Да, мы целой бригадой прибыли во главе с руководителем, партнерами по науке и практической медицине, - подтвердила доцент кафедры, кандидат медицинских наук Ирина Караченцова. -  Даже будущих выпускников привезли - Анну Данильчук, Анну Кашоян и Полину Волкову, победителей студенческих научных конференций. И не ошиблись: с молодыми умницами-красавицами школьники быстрее, чем со взрослыми преподавателями, наладили контакт. Они для них авторитет, но близкий - из одного поколения, разница в возрасте - лет пять-шесть. Получился наглядный пример того, что в хорошем отечественном вузе есть чему поучиться, - наш РНИМУ был первым среди медицинских вузов, вошедших в когорту национальных исследовательских университетов! Но с огромным интересом общались дети и с академиком РАН, практикующим врачом Марком Курцером, выполняющим сложнейшие внутриутробные операции. Как правило, необходимость в них возникает, если у эмбриона есть определенные генетические мутации или вирусная инфекция. Этой современной теме - воздействию тератогенных факторов на плод - был посвящен ряд проектов, которые мы предложили школьникам. Причем многие вещи нам удалось детям не только рассказать, продемонстрировать на экране, манекенах, но и дать им самим освоить ряд современных лабораторных методик. За это спасибо Группе компаний “Мать и дитя” и компании “Вэсттрейд”: узнав о наших планах по “Сириусу”, они решили поддержать образовательный проект и помогли развернуть в научном парке настоящую эмбриологическую лабораторию. А ее возможности по просьбе Марка Аркадьевича продемонстрировал ведущий эмбриолог ГК “Мать и дитя” Александр Высоцкий. Он провел теоретические занятия и практикумы для участников майской смены. В этой лаборатории был настоящий инкубатор для эмбрионов, который используется в медицинских центрах для экстракорпорального оплодотворения (когда зародыш выращивают вне тела в чашке Петри и лишь на пятые сутки эмбрион переносят в полость матки). Мы хотели продемонстрировать будущим биологам и врачам новейшие эмбриологические технологии.
- На человеческом материале?
- Нет, мы работали с биоматериалом мышей и коров. Такие исследования даже в учебной лаборатории требуют согласований с этическим комитетом. Зная это, мы еще при планировании проектов получили соответствующие разрешения. 
Вместе с тем мы старались не перегружать проекты строгими научными экспериментами, ведь они школьные, пусть и для очень продвинутых детей. Например, у меня на проекте по вирусной теории канцерогенеза мы не только работали с молекулярным конструктором, делая модели вирусов и вирусных ДНК, готовили гистологические и цитологические препараты, но даже поставили спектакль. Илья Долгалев, парень из Волгограда, написал сценарий, раздал роли другим участникам своей проектной команды. Он сам - Т-киллер (клетка иммунитета, которая убивает раковые клетки), его коллеги по команде - раковая клетка, здоровая клетка, вирус и вирусная ДНК. И они боролись. Все, как в жизни. Мы даже сняли этот спектакль. Его можно показывать в школах, чтобы на доступном для всех детей уровне наглядно объяснять какие-то риски и возможности профилактики онкозаболеваний. А еще на заключительной конференции ребята представили постер по теме нашего проекта. Аналогичные постеры по самым полюбившимся проектам к окончанию смены подготовили все участники.
 О постерной сессии смены “Биомедицина” нам рассказал и проректор РНИМУ им. Н.И.Пирогова, заведующий лабораторией редактирования генома НМИЦ АГП им. В.И.Кулакова Денис Ребриков, которому очень понравилось, как дети защищали свои проекты. 
- Ряд постеров был построен лишь на обзоре литературы по конкретному научному факту или исследованию, технологии, методике, впечатлившим участников смены. Но были и постеры на основе самостоятельно выполненного проекта. Надо отметить, что у ребят в рамках каждой  работы была возможность модификации заданной куратором структуры исследования в довольно широких пределах. Конечно, школьники были ограничены рамками методических подходов, но личная инициатива проявлялась в выборе, например, объекта для молекулярного генотипирования. При этом на постерной сессии были и типичные ошибки научных исследований, заключавшиеся, например, в неправильной оценке причинно-следственной связи. Но так бывает, когда работа сложная и многокомпонентная. В конце майской смены защита всех постеров происходила одновременно: их развесили в большом зале, авторы стояли возле них, а кураторы проектов и сами ребята, попеременно слушая друг друга, активно обсуждали работы,  задавали вопросы. Это была классическая постерная сессия в рамках научной конференции. Причем, если на некоторых диссертационных советах неожиданные вопросы из зала зачастую воспринимаются как попытка “срезать”, “завалить” соискателя ученой степени, на школьной постерной сессии сами ребята не считают вопросы “наездом”: чем они сложнее, тем интереснее ответ может быть! У них нет взрослой научной скованности. 
Хотелось бы мне видеть этих ребят студентами “Второго меда”? Безусловно, да. У нас уже есть пара студентов-стажеров “Сириуса”. “Рекламный эффект” присутствия РНИМУ им. Н.И.Пирогова в образовательном центре уже можно наблюдать, но мы надеемся на большее. 
Тем не менее участие преподавателей в образовательных сменах продиктовано не столько рекламой продвижения своего вуза или института, сколько тем, что кураторам нравится читать лекции умным ребятам, помогать им найти кратчайший путь к реализации их научных планов. 
- А когда следующая смена, в которой вы будете участвовать?
- Уже в июле этого года состоится очередная проектная смена под названием “Большие вызовы”. Ее отличие  от майской - в гетерогенности научных направлений и продолжительности выполняемых проектов. Всю смену ребята в составе одной команды из 5-6 человек выполняют один сложный научно-исследовательский проект с уклоном в наукоемкий бизнес или производство продукции. В июльской смене будут 12 разных направлений исследований:
- беспилотный транспорт и логистические системы;
- агропромышленные и биотехнологии;
- большие данные, машинное обучение и финансовые технологии;
- когнитивные исследования;
- космические технологии;
- нанотехнологии;
- нейротехнологии и природоподобные технологии;
- новые материалы;
- освоение Арктики и Мирового океана;
- персонализированная и прогностическая медицина;
- современная энергетика;
- “умный” город и безопасность.
Ребята выбирают, что им интересно, а курируют обучение кроме преподавателей представители крупных отечественных компаний из реального сектора экономики с большой ­R&D-составляющей. Если в мае мы учили проводить на научном оборудовании новую, почти революционную процедуру, изучали влияние разных факторов на концентрацию онкомаркеров в крови, делали экспресс-диагностические тесты, то в июле всю смену дети занимаются чем-то практическим и в конце защищают как дипломную работу. А участие коммерческих компаний ярко демонстрирует будущим исследователям, что на науке можно даже зарабатывать.
Елизавета ПОНАРИНА
Фото предоставлено РНИМУ им. Н.Н.Пирогова


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Цифровая мастерская. Ульяновцы сделали новый шаг в развитии IT.
В Ульяновском государственном университете начал работу региональный центр компетенций “Цифровая экономика”. В рамках торжеств по случаю 30-летия вуза красную ленточку перед входом в новый коворкинг-центр перерезали ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий и ректор УлГУ Борис Костишко. /№ 41(2018)
Бьет фонтаном. Искусственный интеллект наступает.
Нейронные сети - на что они способны сегодня и что от них ждать в ближайшем будущем? Эта тема сегодня - одна из самых актуальных и многообещающих. /№ 40(2018)
Прочнее прочих
Особо высокая устойчивость к ударным нагрузкам и перепадам температуры, водонепроницаемость, дешевизна, соответствие современным экологическим требованиям - бетон с такими свойствами создали ученые-химики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). /№ 40(2018)

Новости


В преддверии 60-летия Государственной публичной научно-технической библиотеки России ее генеральный директор Яков Шрайберг рассказал о том, как будет развиваться ГПНТБ в ближайшем будущем. Текст его выступления размещен на сайте библиотеки.



Томские вузы планируют создать «Сибирский научно-образовательный центр (НОЦ) новой технологической революции», объединившись с промышленными партнерами. Об этом рассказал ТАСС в кулуарах форума U-NOVUS ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.



Сотни тысяч человек стали гостями и участниками фестиваля NAUKA 0+, тема которого в этом году звучала так: «Мегасайенс: Россия в мире - Россия для мира».



Дистанционные образовательные курсы нужны, но они никогда не заменят очных лекций, заявил ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий на III Форуме ректоров иберо-американских и российских университетов.



Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил сведения о численности научных кадров в России по итогам 2017 года и в целом за период 2008-2017 годов. Отмечается, что количество россиян, занимающихся исследованиями и разработками, с 2008 года снизилось на 7%.



Минобрнауки разрабатывает проект создания сетевой магистратуры в партнерстве с промышленными предприятиями наукоградов, сообщили ТАСС в пресс-службе ведомства.



В Томске проходит Пятый форум новых решений U-novus. Как рассказал его модератор ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский, работа форума будет строиться в логике тройной спирали - взаимодействия власти, бизнеса, науки и образования.



Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


“Сколково” и “Химпром” продолжают искать проекты малотоннажной химии

До 29 октября 2018 года идёт прием заявок на участие в конкурсе на соискание премий Правительства Москвы молодым ученым, присуждаемых ежегодно с 2013 года.

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Фондом “Дом наук о человеке” Франции

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Вьетнамской академией общественных наук

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Министерством образования и науки Республики Южная Осетия

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии