Новости № 40(2016)

Официально


Глава ФАНО Михаил Котюков обсудил с делегацией Кубы и, в частности, с научным советником Госсовета республики Фиделем Кастро Диас-Балартом (сыном Фиделя Кастро) перспективы научно-технического сотрудничества, информирует пресс-служба ФАНО.

Рособрнадзор и Минздрав провели семинар для медицинских вузов, на котором шла речь о том, как повысить качество образования в сфере здравоохранения.

Глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила на заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре о приостановке процесса объединения вузов, сообщает ТАСС.




Регионы


Белгородском госуниверситете начал работу уникальный геолого-минералогический музей, собравший более 1500 образцов минералов и горных пород со всего мира.

Томский политехнический университет стал официальном членом коллаборации эксперимента LHCb, проводимого на Большом адронном коллайдере в Европейском центре ядерных исследований.

Создать взаимосвязанную систему подготовки высококвалифицированных кадров для туристической отрасли Северного Кавказа предложил Северо-Кавказский федеральный университет.

СНГ


Интердайджест


30.09.2016
Из микроскопического животного тихоходки выделен белок, который повысил устойчивость человеческой ДНК к ионизирующему излучению. С подробностями - Nature News.

30.09.2016
В пещере, где обитали индонезийские люди - “хоббиты”, найдены зубы Homo sapiens, что допускает сосуществование нашего вида с миниатюрным родственником. Об этом сообщает Nature News.

Веб



Комиссия читинских культурно-просветительных организаций обратилась с воззванием ко всем кооперативам и культурным организациям Забайкалья с просьбой о всемерной поддержке скорейшего открытия в Иркутске университета.
























Опоздавшему - скорлупки. Молодым инноваторам советуют поторопиться.
Инновации
№ 43(2012)

26.10.2012

В одном из предыдущих номеров “Поиска” мы рассказали о прошедшей недавно конференции “Россия сегодня: инновации в бизнес”, остановившись на двух темах: технологические платформы в инновационном процессе и введение федеральной контрактной системы. Сегодня речь пойдет о других вопросах, обсуждавшихся на форуме: об экспертизе инновационных проектов и подготовке кадров для инновационной экономики.
Капризы экспертизы
Тема одного из круглых столов была сформулирована как “Экономическая экспертиза проектов”, но выступивший первым гендиректор Республиканского исследовательского научно-консультационного центра экспертизы (РИНКЦЭ) при Минобрнауки Геннадий Бахтурин предложил подойти к проблеме экспертизы более широко и целостно, поскольку трудно разделить в ней экономическую и научно-техническую составляющие.
Докладчик обратил внимание участников конференции, среди которых были и разработчики, и бизнесмены, на то, как примерно рассуждают госчиновники, ответственные за инновации в стране. Мы даем деньги, говорят они, предлагаем механизм их распределения, осуществляем контроль, а чтобы все это заработало, привлечем экспертов, которые настроят систему, и она начнет функционировать, причем непременно эффективно.
Но это заблуждение - считать, что отношения государства и бизнеса к экспертизе совпадают, что некие умные люди порекомендуют вам, как претворять в жизнь проект, вы получите под него деньги, начнете работать и тут же выдадите результат. Почему-то все уверены, что должно быть именно так. А если экспертиза была проведена неправильно?
На сегодня, по мнению Бахтурина, у государства нет механизма, чтобы предотвратить ошибки. Более того, в стране нет законодательства, касающегося экспертной деятельности как таковой, - есть лишь отдельные положения, постановления, иные акты (кстати, и созданный нынешним летом Экспертный совет при Правительстве РФ тоже не опирается на федеральные законы).
Надо закрепить правовой статус эксперта, его обязанности и ответственность, условия взаимодействия с ним, порядок финансирования экспертизы. Но на сегодня и федеральный реестр экспертов научно-технической сферы, созданный в 1996 году в Министерстве науки и технической политики “практически росчерком пера”, не имеет под собой законодательной основы. В минувшем году список насчитывал 4-5 тысяч экспертов, и, по утверждению Бахтурина, “им никто не пользовался”.
Когда встал вопрос, как проводить экспертизу проектов в рамках госпрограммы “Развитие науки и технологий” (а ее надо принять до конца нынешнего года), чтобы это было “достаточно законно и обоснованно”, функции реестра решили модернизировать, дав экспертному сообществу возможности активно влиять на научно-техническую политику в государстве, и прежде всего при выработке тематик исследования.
Генеральный директор ­РИНКЦЭ рассказал об основных этапах создания реестра. В научные организации страны было послано более 1500 писем с предложением назвать высококвалифицированных специалистов в своих областях. После получения ответов в качестве экспертов было зарегистрировано более 2 тысяч ученых - докторов и кандидатов наук, из них 1400 - тех, кто готов не просто к экспертной, а к экспертно-аналитической деятельности, подчеркнул Бахтурин.
После аккредитации этих специалистов начинается разработка экспертных панелей (методов экспертной оценки) по приоритетным направлениям развития науки, затем эксперты дают свои предложения по прорывным тематикам исследований, требующим бюджетного финансирования. В РИНКЦЭ предложения изучают с точки зрения перспективности направления исследований, при положительной оценке с экспертом заключается договор. Он должен подготовить аналитический материал и обосновать в нем связь своего предложения с приоритетными направлениями и критическими технологиями, представить анализ того, что делается по данной тематике за рубежом, как она финансируется, что надо сделать у нас, показать библиометрию, а также возможный план-график выполнения работы. После этого РИНКЦЭ готовит технические задания и выставляет их на конкурс.
Работа по формированию такого реестра началась нынешним летом, и к середине сентября, сообщил Бахтурин, было аккредитовано более тысячи экспертов, от них поступило порядка 700 предложений по тематикам исследований, но отобрали 200, и со 100 экспертами заключили контракты. Сейчас стоит задача собрать как можно больше предложений по прорывным тематикам, провести соответствующий анализ, посмотреть общее состояние данной области, чтобы в дальнейшем выйти на разработку научно-технологических прогнозов.
Создаваемое экспертное сообщество будет иметь право осуществлять по заданию РИНКЦЭ государственную экспертизу проектов, заказать которую смогут и представители бизнеса. Бахтурин считает, что в будущем экспертиза проектов и программ, финансируемых за государственный счет, должна размещаться в Интернете в открытом доступе.
О недостатке нормативных актов говорил и генеральный директор аналитического агентства “Новая стратегия” Александр Райков. Сейчас официально действует порядка 90 документов по стратегическому планированию, но в них 30% показателей не поддаются количественной оценке. Ясно, что в такой ситуации необходимо привлекать к анализу экспертов, разрабатывать регламент экспертной деятельности. В агентстве подготовлены проекты более 20 нормативов на этот счет, но “они лежат на Старой площади и в правительстве”. Большие сложности с формированием экспертных групп. Даже высококвалифицированным специалистам за экспертизу платят в лучшем случае несколько тысяч рублей, а в Соединенных Штатах, например, - по 30 тысяч долларов.
Заместитель директора Института системного анализа РАН Геннадий Осипов рассказал о технологии экспертизы, ее объективизации с помощью программных средств. Он показал в ходе презентации, как действует созданная под его руководством поисково-аналитическая система оценки динамики направлений и развития коллективов научно-технической сферы.
Темой выступления представителя Санкт-Петербургского филиала РИНКЦЭ Игоря Чернова стала базовая и профессиональная подготовка регионального эксперта по инновациям, задача которого - анализ и отбор инновационных проектов для дальнейшего участия в конкурсе. Эксперт должен не только определить техническую реализуемость данного проекта, но иметь представление о финансовой составляющей инноваций, уметь разработать грамотный маркетинговый план для быстрого продвижения продукции на рынок, иначе, напомнил докладчик, получится по американской пословице: вышедший первым на рынок получает орех, те, кто за ним, - скорлупки.
Последнее не грозит воронежской компании “Космос-Нефть-Газ”, директор по развитию которой Игорь Аристов считает, что именно инновации составляют главное конкурентное преимущество компании. Она выпускает оборудование для нефтегазодобывающей отрасли, в структуре компании есть научно-технический центр, технопарк, проектно-изыскательское подразделение. Из 900 сотрудников треть работает непосредственно на производстве, две трети - “на выдвижении идей и их доведении до производства”.
У компании тесные связи с вузами Воронежа. Правда, по признанию Аристова, с ними работать непросто, вернее, “не с самими вузами, а с профессорско-преподавательским составом, который выдвигает идею и дальше не знает, что с ней делать в производстве”. Он подробно и даже красочно рассказал о методике, которую он и его команда применяют, отбирая идеи и проекты. Подход, надо признать, жесткий, в духе времени.
- На первом этапе главное внимание мы обращаем на команду проекта, - рассказал И.Аристов. - В бизнесе нужно разобраться, кто владелец проекта, кто менеджер, ответственный за операционную деятельность, кто принимает решения, расходует деньги и добивается целей. После того как пофамильно этих людей определили, с каждым работаем отдельно. С владельцем определяем, кому будет принадлежать проект, как будем делить доли. Мы нацелены на то, чтобы поглотить проект на ранних стадиях, и не скрываем это от владельца проекта. Если хочешь на паритетных началах иметь с нами дело - ты должен иметь какой-то ресурс, а если пришел только с идеей, то мы тебя “съедим”.
В рамках круглого стола “Экономическая экспертиза проектов” рассматривались и другие, не менее интересные темы интеграции образования, науки и бизнеса, языкового решения инновационного развития, обеспечения экономической безопасности проектов. Выступавшие сошлись в одном: хотя сами инновации таят в себе риск, отказ от них является еще более рискованным делом.
От физкультурников - к олимпийцам
На заседании молодежного круглого стола “Подготовка кадров для инновационной экономики” до самого конца, как говорится, яблоку негде было упасть. Заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Марина Барышникова доминантой обсуждения предложила сделать ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009-2013 годы. Программа изначально была направлена на создание условий эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, закрепления молодежи в науке, сохранения преемственности поколений.
ФЦП близится к завершению, каков предварительный итог ее функционирования? Она носит массовый характер, волна участников конкурсов по всем мероприятиям с каждым годом нарастает, в них представлены практически все федеральные округа, хотя и неравномерно. Широк спектр участников по ведомственной принадлежности - это вузы, НИИ, госкорпорации, производственные объединения. Выстраивается новый формат взаимоотношений между наукой и ее воплощением в виде конечных разработок. В принципе можно говорить, что произошел качественный сдвиг - сформировалась критическая масса мотивированной молодежи, которая фактически становится кадровым заделом для реализации ФЦП следующего уровня.
На основе трехлетней практики Барышникова выделяет три модели участия в ФЦП. Первая - это НОЦ как научная лаборатория, приоритет которой - научные исследования, где основной акцент на публикации, выступления на конференциях, написание диссертации. То есть привычная научная работа, которая фактически занимает львиную долю времени и усилий, и итог которой оформляется как обычный научный результат.
Вторая модель - НОЦ, у которых на старте идея носила более прикладной характер, а акцент был на коммерциализацию разработок, выход на рынок, поиск бизнес-партнеров, оформление патентов, получение контрактов, создание малых инновационных предприятий. Третий тип - НОЦ, оставшиеся в образовательном поле, основная цель которых - диверсификация образовательных технологий, подготовка корпуса молодых преподавателей, обновление преподавательского состава, поиск новых рынков образовательных услуг.
Разработчики программы прогнозировали, что на финише устойчивыми - равномерно ведущими три линии: наука, образование и инновации - окажутся 30% НОЦ. Прогноз сбывается: в рамках трех моделей выделяются 30% так называемых суперНОЦ.
В рамках ФЦП “Кадры” успешно выполняются и формальные индикаторы, и показатели программы. Повысилось качество, возрастная и квалификационная структура научных и научно-педагогических кадров, преодолена негативная тенденция повышения среднего возраста исследователей. Создана комплексная многоуровневая система привлечения молодежи в научную и научно-образовательную сферу.
Как могут развиваться события в дальнейшем? Регрессивный вариант - государство посчитает, что основной толчок дан, критическая масса сформирована, динамика положительна, и дальнейшей государственной поддержки в этом вопросе не требуется. Инерционный - продолжить реализацию ФЦП по той же логике. И, наконец, интенсивный вариант, который предусматривает не просто продолжение работ, а с постановкой других задач, приоритетов и акцентов. Минобр­науки выбрало третий вариант и подготовило первую версию концепции ФЦП “Кадры” на 2014-2020 годы.
После доклада журналисты задали М.Барышниковой несколько вопросов.
- Если сравнить со спортом, то “Кадры” - это физкультура или олимпиада?
- Действующая ФЦП - скорее физкультура. Но откуда брались гениальные футболисты, хоккеисты? Из турниров “Кожаный мяч” и “Золотая шайба”. Новая ФЦП должна быть жестко переориентирована с количественных показателей на качественные - вот это олимпийский подход!

Светлана КРЫМОВА
Фото Андрея МОИСЕЕВА



 

Отзывы (1)

17.03.2013 17:26 РОСЭКСПЕРТИЗА
ПРОЕКТ создания государственного экспертного Учреждения «РОСЭКСПЕРТИЗА» ВВЕДЕНИЕ Кто владеет информацией, тот владеет миром. Сегодня мы очень часто говорим эту фразу, и большинство из нас даже не вдумывается в эти слова. А они означают следующее: что Вы можете эффективно управлять только тем, о чем имеете информацию. Позволю себе предположить, что чем более Ваше знание об этом, тем эффективнее управление. Теперь задумайтесь, что Вы знаете о своем бизнесе, предприятии, учреждении, о своей компании, отделе, и каждом конкретном человеке, которым Вы управляете? Что Вы знаете о работе каждого подчиненного? Что Вы знаете о том, что знает этот каждый подчиненный про компанию, про продукт и про рынок? Вы думаете, что Вы все знаете? Это не так! Ваши подчиненные знают что-то о своей работе, о людях с которыми они сталкиваются во время работы, чего не знаете Вы. А теперь давайте взглянем на управление компаниями в нашей стране. Обычно компаниями управляют либо сами собственники, либо наемные менеджеры. И большинство из них называются «начальниками». Это слово очень хорошо демонстрирует структуру управления. Потому что все идеи, все действия начинаются именно с этих людей. Наверно так и должно быть. Но разве эти люди действительно обладают теми знаниями и той информацией, чтобы все начинать с себя? Конечно, нет. И самое интересное, что большинство этих «начальников» даже не спрашивает своих подчиненных, перед тем как раздавать приказы. А когда какой-нибудь новичок, полный энергии и энтузиазма приходит с новыми предложениями, он получает в ответ массу аргументов о том, что эти идеи бессмысленны. Почему следует такая реакция? А ответ прост – эта идея не началась с «начальника». А ведь самая бредовая и бессмысленная идея содержит информацию. Именно ту информацию, которая так необходима управленцам. Но самооценка «начальника» не позволяет ему принять эту информацию, так как это означает его несовершенство. Отсюда и начинается «начальство». Управление в клише «Я начальник, я всегда прав». Что делает мудрый менеджер в данной ситуации. Во-первых, он, конечно, выслушает своего подчиненного и попытается уловить максимальное количество информации. Затем он возьмет время на обдумывание. Даже если суть самой идеи бессмысленная, он найдет применение данной информации. Возможно, где-то подкорректирует идеи, возможно, изменит направленность. Одним словом, он поможет развить своему подчиненному знание и идеи в нужном русле. И тем самым, он не только обретет информацию, он повысит мотивацию своего сотрудника. А ведь это только один пример, когда информация сама идет к управленцам. Таких моментов в Вашей работе очень много. Обратите на них внимание. Сегодня западные компании создают специальные системы или подразделения, занимающиеся сбором, анализом и распределением информации внутри компании. К сожалению, наш бизнес до этого еще не дорос. Но ведь каждый из нас может начать с самого маленького и несложного. Просто выслушать. Если вы мудрый менеджер и готовы выслушать, то эта информация для вас. О НАС Группа компаний «РОСЭКСПЕРТИЗА» - это, в основе своей, некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение, основанное на принципе добровольного участия членов, осуществляющих совместную деятельность на рынке информационно-аналитических, экспертных и оценочных услуг, действующая в целях обеспечения их взаимодействия, формирования и контроля исполнения правил профессиональной деятельности. Группа компаний «РОСЭКСПЕРТИЗА» ставит перед собой задачу объединения профессиональных участников рынка информационно-аналитических, экспертных и оценочных услуг с организациями, заинтересованными в разработке и утверждении профессиональных стандартов для компаний работающих в данном сегменте рынка, разработка методики и проведение исследований рынка информационно-аналитических, экспертных и оценочных услуг, организация учебного центра по подготовке профессиональных экспертов и аналитиков, а также объединение экспертов и научно-технических организаций работающих в области информационно-аналитической деятельности, экспертиз и оценок. В 2009 году мы начали создавать группу экспертных организаций под единым названием «РОСЭКСПЕРТИЗА». Наш сайт: http://ano-rosekspertiza.tiu.ru, Нижегородское и Удмуртское предприятия имеют и свои сайты. На сегодняшний день мы работаем в четырех регионах Российской Федерации: Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Магистральная, д. 9-Б, тел. (911) 962-15-49, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Пушкина, д. 33, тел. (917) 847-34-74, e-mail: ros.expert.s@gmail.com, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Минина, д. 20-Б, оф. 5, тел. (831) 411-93-65, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. М. Горького, д. 74, тел. (912) 769-18-78, e-mail: svyatogor@bk.ru. Продолжаем развивать сеть экспертных организаций под тем же брендом. Группа компаний «РОСЭКСПЕРТИЗА» открыта для сотрудничества со всеми организациями, разделяющими ее цели и задачи. АНАЛИЗ ЭКСПЕРТНОЙ И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Во всем цивилизованном мире существуют экспертные компании, без деятельности которых невозможно представить развитую рыночную экономику. В нашей стране эта форма контроля за качеством товаров, услуг и в других сферах деятельности только делает первые шаги, хотя история отечественной экспертизы насчитывает сотню лет. А в последние годы без привлечения экспертов не обходится не одно мероприятие, значит специальность становится популярной и востребованной. Но за это время она так и не получила должного правового обеспечения. Еще в 1996 г. была создана рабочая группа по разработке проекта Федерального закона “Об основах экспертной деятельности в Российской Федерации”. Однако до сих пор столь необходимый стране закон даже не внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ. Экспертиза - это исследование, проводимое специально подготовленным специалистом-экспертом, правовой статус которого определяется трудовым соглашением между ним и компанией, где он работает. В связи с отсутствием единого закона об экспертной деятельности данное понятие - наиболее сложное в настоящих условиях. На сегодняшний день экспертная деятельность регулируется законами: “Об экологической экспертизе”, “О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации”, “Об оценочной деятельности”, “О защите прав потребителей”, “О сертификации продукции и услуг” и так далее. Но они не решают самой проблемы, потому что охватывают лишь узкие сферы экспертной деятельности. При этом много вопросов остается неурегулированными. Например, - кто имеет право заниматься экспертизой; - каким требованиям субъекты экспертизы должны отвечать; - как должна быть организована подготовка специалистов-экспертов; - как обеспечивать признаваемость результатов экспертизы в России и за рубежом; - какими законодательными актами сегодня, когда нет единого закона, регулируется экспертная деятельность в России, и так далее. Это только то, что лежит на поверхности, много не решенных вопросов и в других сферах экспертной и информационно-аналитической деятельности. Становление российской информационной аналитики как особой отрасли экспертной деятельности проходило в кратчайшие сроки, в обстановке максимальной интенсификации всех процессов и обострения многих проблем. Процесс институционализации, то есть организационного оформления информационно-аналитической и экспертной деятельности (формирования системы специализированных учреждений, служб, подразделений в составе различных организаций, фирм и ведомств, занимающихся информационной аналитикой и экспертизой в своей области), был инициирован всем ходом отечественных политических, экономических, социальных реформ в начале 90-х годов. Этот процесс сопровождался и подкреплялся профессионализацией (формированием профессионального сообщества и системы профессиональных коммуникаций кадров экспертов-аналитиков, определения основных каналов миграции специалистов из смежных отраслей в сферу информационно-аналитической и экспертной деятельности, выработки основных квалификационных требований к профессии эксперта-аналитика, поиска решений в области профессионального образования). Универсальность ведущей социальной функции информационной аналитики (производство нового знания на основе переработки имеющейся информации в целях оптимизации принятия решений) и ее субстрата (информации) привели к эффекту мультидеятельностного генезиса аналитических служб (подразделений) во всех узлах информационной инфраструктуры, т.е. во всех сферах деятельности, где концентрировались, перерабатывались мощные информационные потоки в целях принятия социально значимых управленческих решений. Именно поэтому экспертные информационно-аналитические службы (подразделения) стали создаваться в структуре органов федеральной и региональной власти, в министерствах и ведомствах, в органах СМИ, в сфере бизнеса, при политических партиях и движениях. За последние несколько лет информационно-аналитическая экспертная деятельность в российских государственных и коммерческих учреждениях получила существенное развитие. Это объясняется рядом причин. После 1991 г. оказалась разрушенной прежде существовавшая система подготовки и принятия решений в центральных и региональных органах власти, произошла смена кадров. Значительно большая экономическая и политическая независимость субъектов Федерации заставляет местное руководство самостоятельно определять пути выхода из кризиса, управлять социально-экономической и политической ситуацией в своих регионах. Академические обществоведческие институты, которые всегда использовались для теоретического обоснования политического курса, в настоящий момент оказались на грани выживания из-за скудного финансирования, многие специалисты ушли в более прибыльные сферы деятельности. Наконец, бурное развитие коммерческого сектора экономики привело к созданию различного рода экспертных, информационных, аналитических, консалтинговых служб, которые изучают состояние разнообразных рынков, сложившихся в России: товаров, сырья, недвижимости, ценных бумаг, валюты и т. п. Они, как правило, создаются при крупных биржах, банках, инвестиционных и страховых компаниях, т. е. там, где вложение средств, определение стратегии развития требуют проведения глубоких исследований и составления многовариантных прогнозов. Таким образом, экспертная информационно-аналитическая деятельность, всегда сопровождавшая процессы принятия решений и управления, постепенно обретает новое качество. Существенно то, что важность экспертно-аналитической деятельности медленно, но неуклонно осознается высокими руководителями, которые идут на создание не только пресс-служб, но и более серьезных экспертных информационно-аналитических подразделений. В органах государственного управления России это выглядит следующим образом. Экспертные информационно-аналитические службы в них представлены в виде управлений, департаментов, отделов, центров, вычислительных центров, отделений, лабораторий и т. п. На федеральном уровне экспертные информационно-аналитические службы имеются в том или ином виде при министерствах или госкомитетах, а также в других центральных органах исполнительной власти. В структуре министерств функции информирования и анализа ранее возлагались на ведомственные институты информации и технико-экономических исследований. Однако изменение роли министерств в управлении, частые преобразования структуры государственных органов в совокупности со значительным сокращением финансирования работ по сбору и обработке информации приводит к тому, что задачи экспертного информационно-аналитического обеспечения передаются подразделениям центрального аппарата либо утрачиваются. В связи с этим происходит преобразование ранее сложившейся системы информирования и подготовки решений. Теоретически создаются возможности для внедрения более современных методов работы, нахождения организационных форм, адекватных складывающимся условиям и задачам. Специфика экспертно-аналитической деятельности в органах исполнительной власти состоит в том, что она "встроена" в процесс управления, к ней предъявляются особые требования по оперативности подготовки материалов, их достоверности и обоснованности. По сравнению с академическими научными исследованиями она имеет более прикладной характер, опирается не столько на глубокую, самостоятельную разработку проблем, сколько на привлечение специалистов, экспертов, обобщение уже готового материала, на координацию исследований научных коллективов (социологических, политологических, специально-научных и т. п.). Важное место занимает экспертная деятельность, которая обладает своей спецификой и методологией. Поскольку содержать в штате специалистов по всем направлениям невозможно, очень важно иметь список доступных экспертов, известных своими публикациями, научными достижениями. Последние два года отмечены созданием экспертно-аналитических подразделений в краевых, областных и городских администрациях. На региональном уровне информационно-аналитические службы имеются в 19 республиках из 21, в 6 из 6 краев, в 56 из 56 областей, в 10 из 10 автономных округов, в Москве и Санкт-Петербурге. Создаются экспертные информационно-аналитические центры, объединяющие несколько регионов РФ. В некоторых регионах России организация специализированных информационно-аналитических центров все еще сдерживается отсутствием соответствующего финансового и материально-технического обеспечения. Следует отметить, что созданию информационно-аналитических служб в регионах обычно сопутствуют разработка и реализация проектов региональной информатизации. Это отрадное явление, поскольку информатизация начинает осуществляться под диктовку не технических специалистов, а реальных потребителей, которые формируют информационные потоки, определяют характер, частоту поступления, объемы информации, представляют, какая информация необходима для подготовки и принятия решений. Особое звучание развертыванию экспертной информационно-аналитической деятельности в регионах придает процесс формирования ассоциаций областей и городов крупных районов России, в которых, по-видимому, будут сосредотачиваться многие вопросы управления народным хозяйством этих регионов, для чего необходимы соответствующие информационные ресурсы в виде баз и банков данных по экономике, сельскому хозяйству, населению, законодательству, земельным ресурсам, реестры государственных и приватизированных предприятий и т. п. Информация должна принадлежать и обрабатываться прежде всего тем, кто ее создает, поэтому информационные потоки регионы — центр неизбежно будут меняться в пользу большей информационной независимости и обеспеченности регионов. Что касается экспертной информационно-аналитической деятельности на высших уровнях государственной власти (Президент — Правительство — Федеральное собрание), то там имеются свои аналитические подразделения, которые постепенно уточняют свои функции. Необходимо отметить, что в центральном аппарате высших органов государственной власти успех и эффективность аналитической деятельности напрямую зависят от регулярности постановки исследовательских задач со стороны руководства. Если обратная связь между руководством и аналитиками отсутствует, то служба начинает работать по своему собственному плану, часто не отвечающему потребностям ситуации. Поскольку включение аналитических центров в структуру органов исполнительной власти — явление для нас относительно новое, то и формы, и методы их работы, место и роль в подготовке решений определяются постепенно, ищутся разные варианты, недавно создан Аналитический центр при Президенте Российской Федерации. В крупных коммерческих структурах работа с информацией рассматривается как одно из важнейших направлений деятельности. Именно с этим связаны возникновение и развитие коммерческих информационных систем и телекоммуникаций. Такие системы предлагают, как правило, широкий набор информационных услуг и продуктов, базы данных по коммерческой и законодательной информации. На основе этой информации строятся различные прогнозы и модели, практические рекомендации по развитию бизнеса. Экспертно-аналитические подразделения создаются на крупных биржах, в банках, инвестиционных и страховых компаниях, торгово-промышленных палатах, при ведущих газетах делового направления, таких как "Экономика и жизнь", "Финансовая газета", "Рынок ценных бумаг", "Деловой мир" и т. п. Постепенно в этих центрах сосредотачивается весьма значительный интеллектуальный потенциал, способный не только анализировать экономическую ситуацию, но и разрабатывать стратегию и тактику политических действий. Финансовый кризис академической обществоведческой науки привел к созданию ряда общественных исследовательских организаций, не входящих официально в государственные структуры, которые теоретически и идеологически поддерживают определенные политические и экономические круги, например, фонды "Стратегия" и "Реформа". Большой общественный резонанс от деятельности подобных фондов зачастую несопоставим с их малочисленностью и скромным финансированием. Этот феномен объясняется их участием в разработке, теоретическом обосновании разного рода политических манифестов, программ экономического развития. Несомненно, что политические партии и общественные движения по мере своего "созревания" и расширения своей социальной базы осознают необходимость создания собственных экспертных информационно-аналитических подразделений. Постепенное организационное оформление информационно-аналитической деятельности требует постоянного совершенствования методологии и методик ее проведения. Следует отметить, что в этой области предстоит еще много сделать. Особенно большие проблемы возникают при попытках автоматизации аналитических исследований, использования информационных технологий для повышения эффективности интеллектуального труда. Информационные технологии все чаще проникают в деятельность российских офисов, но в большинстве учреждений персональные компьютеры используются, главным образом, как усовершенствованные печатающие устройства. Информационный ресурс в виде общеполитической, экономической, коммерческой, правовой информации в электронном виде, аналитических обзоров доступен достаточно ограниченному числу исследователей, поскольку не у всех имеются соответствующие оборудование и средства связи, многие организации еще не поняли преимуществ работы в глобальных сетях, а, кроме того, сами базы данных развиты недостаточно полно. В большинстве доступных по сетям базах данных преобладает коммерческая информация. Правовая информация стоит на втором месте по распространению и спросу, весьма популярны статистические сведения, но базы данных гуманитарного профиля еще редки, а к уже существующим доступ ограничен из-за их ведомственной принадлежности. Отчасти это объясняется такими известными факторами, как отсутствие широко разветвленных и относительно недорогих сетей, плохое качество каналов телекоммуникаций, недоступность в поисковом режиме баз данных с необходимой информацией. Ее по-прежнему приходится изыскивать в бумажных изданиях, создавать самостоятельно. У большинства аналитиков нет необходимых методов автоматизации интеллектуального труда, которые позволяли бы осуществлять поиск в полнотекстовых базах данных, моделировать, прогнозировать, выявлять тенденции, наглядно представлять информацию и т. п. Вместе с тем практика показывает, что эффективность работы экспертно-информационной службы, обслуживающей немногочисленных потребителей со специальным кругом задач, зависит не столько от технического обеспечения и масштаба обрабатываемых информационных потоков, сколько от четкой постановки задач, непосредственного взаимодействия с потребителями аналитических материалов. Априорно сформулировать требования к информации и аналитическим материалам довольно сложно. Их чаще всего не осознают и сами заказчики, поэтому определение специфических информационных интересов конкретного круга потребителей представляет собой одну из наиболее сложных задач всякой информационной службы. От ее решения во многом зависит степень эффективности аналитической деятельности. Уточнение информационных потребителей обычно происходит в ходе самой работы, но и в этом процессе оно затруднено сложившимися традициями. В наших органах управления пока еще не привилась традиция интенсивных неформальных коммуникаций между сотрудниками разных иерархических уровней. Эффективная информационная работа экспертно-аналитических центров на нынешнем этапе существенно затрудняется еще из-за одного серьезного обстоятельства. В нашей системе информационного обслуживания сложилась порочная традиция, связанная с коренным недостатком всей обычной системы принятия решений. Поступающая информация редко используется для оптимизации принимаемых решений и не рассматривается как ее ресурс. Пока еще к принятию решений не подходят как к выбору альтернатив по критериям оптимальности. Информация рассматривается как инструмент обоснования и уточнения принимаемых решений, а не для того, чтобы еще раз проверить верность предлагаемых решений, их исходных посылов. В иерархических системах управления они воспринимаются как самоочевидные и не подлежащие критическому осмыслению. Все это ограничивает возможности имеющихся систем информационного обеспечения. У нас еще не накоплен достаточный опыт информационного обслуживания в режиме целенаправленного поиска необходимой информации для анализа альтернатив и представления ее в соответствующем виде. Это до сих пор остается искусством, а не технологией, как в аналогичных западных системах. Нет и опыта по информационному обеспечению разработки альтернативных сценариев. Мало практического опыта по составлению прогнозных разработок с использованием методов экономического и социально-политического моделирования. Как показывает мировой опыт, непременное условие высокой эффективности работы экспертно-аналитических центров — непосредственное участие их работников в той деятельности, которую они обслуживают. В научных учреждениях — это исследования, в случае аналитической работы в органах управления — обсуждение решений, которые обеспечиваются информацией. Поэтому во главе направлений должны стоять специалисты, пользующиеся доверием руководителей и рассматриваемые ими как полноправные участники принятия решений. Только так можно достичь необходимой настройки экспертно-аналитической работы на реальные процессы управления. В практической работе важно, чтобы в экспертно-аналитической службе был осуществлен замкнутый цикл подготовки материалов, начиная от процедуры определения показателей сбора информации, ее классификации, автоматизированной обработки, и кончая ее анализом, разработкой прогнозов и практических рекомендации. Проведение экспертно-аналитических исследований непосредственно опирается на процессы сбора и первичной обработки информации. Они представляют собой наиболее рутинную, трудоемкую и пока еще достаточно неопределенную в нормативно-правовом отношении часть работ. От успеха их реализации во многом зависит эффективность всех последующих этапов. При плохой организации в этой области исследования характеризуются низкой достоверностью и объективностью, их результаты, как правило, отражают субъективное мнение отдельных экспертов. Работа по сбору и первичной обработке информации объединяет множество технических работ в единый процесс, обеспечивая прием и регистрацию поступающей информации, проверку целостности и достоверности данных, систематизацию информации по тематике. При вводе в информационную систему, обработке и пересылке данных необходимо максимально использовать вычислительные ресурсы, по возможности наращивать технологический потенциал средств автоматизированной поддержки этой работы. Однако именно в области автоматизированной поддержки первичной обработки данных и решения аналитических задач имеются наибольшие трудности. В ходе работы пока не удалось решить проблему ввода и распознавания сильно неоднородной текстовой информации с бумажного носителя. Используемые же за рубежом системы чтения текста с требуемыми характеристиками, например на транспьютерной основе, по всей видимости, из-за лингвистических проблем будут адаптироваться на российском рынке еще долго. Медленно идет освоение гипертекстовых технологий — очень важного атрибута аналитической обработки текстовой информации. Причина — отсутствие программных средств, доступных для использования, традиционный психологический барьер в освоении новых методов. Основными источниками информации для проведения экспертно-аналитических исследований являются результаты фундаментальных теоретических работ, материалы других информационно-аналитических подразделений и служб, государственные и коммерческие информационные ресурсы, оперативная информация, поступающая из газет, телевидения, радио. Следует отметить, что в России за последние три-четыре года сформировался объемный рынок электронной информации, созданы и функционируют разнообразные коммерческие информационные системы, в которых можно найти информацию, собираемую Госкомстатом, биржевыми, банковскими и прочими структурами. При организации экспертной информационно-аналитической службы в современных условиях одним из камней преткновения становится финансовое обеспечение. Информация при рыночных отношениях стоит денег, труд квалифицированных экспертов также, не говоря уже об информационной технике, средствах связи и т. п. Поэтому созданию службы должен предшествовать хотя бы приблизительный расчет необходимых средств. Экономия в этой области может дать в результате поверхностные выводы и одностороннюю информацию. Если средств не хватает, необходима концентрация на узко и четко поставленных задачах... За период работы аналитических подразделений в Администрации Президента РФ отчетливо проявилась необходимость объединения государственных экспертных информационно-аналитических служб в некую систему. Конечно, речь не должна идти о попытке создания пирамидальной, иерархической системы сбора и обработки информации, в которой нижний уровень займут региональные центры, а на верхнем расположатся службы центральных органов власти. Наоборот, необходимо рассматривать все службы как равноправных участников информационного обмена, осуществляющих взаимовыгодное сотрудничество. Любой из них должен иметь возможность получить необходимые данные, обращаться с запросом в соседние, выше и нижестоящие организации. При таком подходе главный акцент переносится на методическое руководство более развитых центров менее развитыми. Необходимо подключение академических и промышленных институтов для разработки автоматизированных методов обработки информации и аналитических исследований. Что касается вопроса, кто кому должен представлять информацию, то здесь необходимо нормативное, желательно законодательное регулирование. Государственные информационные ресурсы должны создаваться, а за их наполнение и поддержание в контрольном состоянии должны отвечать соответствующие организации. Пока же этот вопрос решается по-прежнему — кто выше в иерархии государственных органов, тот и требует информацию от нижестоящих, редко что выдавая взамен. Таким образом, можно утверждать, что в России за последние два года экспертная информационно-аналитическая деятельность получила новый мощный импульс. Пока еще в ней преобладают элементы организационного становления, закрепления статуса и роли аналитических служб в процессе подготовки и принятия решений. Следующий этап — наращивание собственно аналитического потенциала, формирование разветвленных баз данных социально-экономического профиля, появление класса профессионалов в этой специфической области деятельности. Специфика экспертно-аналитической деятельности в органах исполнительной власти состоит в том, что она "встроена" в процесс управления, к ней предъявляются особенные требования по оперативности представления материалов, их достоверности и обоснованности. По сравнению с академическими научными исследованиями она имеет более прикладной характер, опирается не столько на глубокую, самостоятельную разработку проблем, сколько на привлечение специалистов-экспертов, обобщение уже готового материала, на координацию исследований научных коллективов (социологических, политологических, специально-научных и т. п.). Важное место занимает экспертная деятельность, которая обладает своей спецификой и методологией. Несмотря на кажущуюся простоту, ответ на вопрос о том, какая, собственно, информация необходима руководству для управления, получить не просто. Для этого необходимы постоянный диалог с "заказчиком", определение основных направлений работы в зависимости от конкретных особенностей региона. Например, в пограничных областях России остро стоит вопрос с нелегальным вывозом ценного сырья, нерегулируемой миграцией населения. Вызывает беспокойство и тот факт, что сегодня более 90 процентов экспертных работ при вывозе сырья из России проводят зарубежные инспекционные компании или их филиалы. А это уже можно рассматривать как один из элементов угрозы экономической безопасности государства. В крупных промышленных центрах острейшей проблемой является экологическая обстановка и т. п. В том случае, если экспертно-аналитическая группа работает "на себя", ее результаты реального влияния на принимаемые решения не оказывают. Общей для всех является проблема своевременного получения текстов законов, других нормативных документов, которые регулируют новые правоотношения в сферах приватизации, фермерства, акционирования, экологической безопасности и т. п. К сожалению, единой системы, позволяющей получать эту информацию в электронном виде по телекоммуникациям, не создано, хотя развернуты работы по созданию правовых баз данных в Администрации Президента Российской Федерации, Научном центре правовой информации Минюста РФ, в ряде коммерческих фирм. Выявленные и правильно сформулированные информационные потребности - основа, на которую можно "наложить" структуру баз данных о социально-экономическом положении, производственном потенциале, сырьевых ресурсах, структуре населения и т.п. Традиционными источниками информации являются руководители более низких структур управления. Однако практика показывает, что чем больше разных систем сбора информации, тем выше достоверность получаемых материалов. Сравнение данных, полученных от различных источников, — испытанный и надежный способ их проверки. В связи с этим много могут дать направленный анализ прессы, проведение заказных социологических исследований. Важным источником информации является корреспондентская сеть местных средств массовой информации. Для территорий большую ценность представляет информация, собираемая по линии центральных министерств - внутренних дел, экологии, Госкомимущества, комитета по чрезвычайным ситуациям и т. п. Особое значение имеют местные статистические комитеты, поскольку они собирают информацию по определенной методике систематично. Для правильного понимания роли экспертно-аналитической группы в процессе управления необходимо иметь представление о структуре информационных потоков, которая во многом совпадает со структурой властных отношений. Пока во взаимоотношениях центра с регионами преобладает стремление центра получить максимально больше информации с мест. Однако регионализация хозяйственной жизни, возрастающая самостоятельность регионов требуют более интенсивного информационного и аналитического обеспечения из центральных органов. При этом речь должна идти не только о правовой информации, но и о более широком спектре материалов, охватывающих наиболее важные, с точки зрения центральных органов, проблемы: ход экономических реформ, миграция, уровень жизни, борьба с преступностью, коррупцией и т. д. Такого рода информацию необходимо доводить как с помощью средств массовой информации, в том числе местных, так и целенаправленно, используя телекоммуникации. Государственная политика в отношении баз и банков данных Экспертно-аналитическая деятельность неразрывно связана с формированием многообразных баз и банков данных, сетей передачи информации, как коммерческих, так и государственных. В связи с этим большую роль может сыграть эффективная государственная политика по развитию баз и банков данных. Для начала необходимо определить основные термины, которые используются повсеместно, но с разным смыслом. Понятие "информационные ресурсы" имеет, по крайней мере, два толкования — узкое и широкое. В узком смысле под "информационными ресурсами" понимают собственно содержательную, общественно-значимую информацию, материализованную на конкретных носителях — на бумаге или в электронном виде на магнитных лентах, оптических дисках и т. п. (библиотеки, архивы, базы и банки данных). В широком смысле под "информационными ресурсами" (или "информационным потенциалом") понимается вся система элементов, задействованных в процессах получения, обработки, хранения и передачи общественно значимой информации. К ним относятся информационное оборудование, техника, средства связи и передачи данных, программное обеспечение, автоматизированные базы данных и знаний, системы, основанные на знаниях, кадры (информационные работники, программисты, системщики и т. п.), организации, в рамках которых и проводится работа с информацией, а также предприятия, которые связаны с производством средств вычислительной техники, средств связи и т. п. К числу государственных баз данных относятся базы данных, создаваемые в органах государственного управления за счет средств госбюджета (федерального, республиканского и т. п.), прошедших систему государственной сертификации и включающих обязательную, с точки зрения государства, информацию. Отношения .собственности в этом случае регулируются на основе Закона РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных". В соответствии с этим Законом никаких мер обязательной регистрации для баз данных не предусмотрено: "Для признания и осуществления авторского права на программы для ЭВМ и базы данных не требуется депонирования, регистрации или соблюдения иных формальностей" (статья 4). При этом защита интересов потребителя может обеспечиваться путем сертификации продукции. Сертификация информационной продукции должна периодически проводиться в форме выдачи удостоверения, подтверждающего ее соответствие требованиям к качеству продукции данного вида. В современных условиях формирование и последовательное проведение государственной политики по созданию и развитию баз и банков данных, с одной стороны, осложняются падением общего уровня управляемости и децентрализацией властных функций, с другой — складывается возможность пересмотреть уже сложившиеся стереотипы, предложить новую модель государственного регулирования процессов информатизации страны в целом и развития системы баз и банков данных, в частности. Базы и банки данных являются важнейшей частью информационных ресурсов, и государственная политика по их развитию должна преследовать несколько целей: накопление достоверной, систематизированной информации в различных областях жизнедеятельности общества; повышение эффективности управления на разных уровнях государственной власти; рост информированности широких масс населения; создание правовых, экономических и организационных условий для свободного обмена информацией; создание системы сертификации государственных баз данных и контроль за соблюдением единых технических стандартов. До последнего времени понятия "государственная" и "ведомственная" база данных совпадали. Однако уже сейчас очевидно, что ведомства не обладают значительной долей информации, которая оседает в коммерческих структурах, общественных организациях; и прочих структурах, не поддающихся прямому государственному регулированию. Кроме того, функции самих центральных органов министерств и ведомств значительно меняются, происходит общая отраслевая и территориальная децентрализация структур управления. В этих условиях необходим специальный государственный орган с достаточно широкими полномочиями в сфере своей компетенции, способный определять от имени государства его информационные потребности. Естественно, что структура баз и банков данных должна накладываться на эти выявленные потребности. К числу первоочередных баз данных, которые должны существовать в режиме санкционированного теледоступа, относятся базы, в которых собрана информация об основных, жизненно важных для' функционирования общества сферах: численность населения, его состав, демографические и миграционные тенденции, природные ресурсы, экологическое состояние, производственные мощности, научно-технический потенциал, транспортные коммуникации, системы энергоснабжения и т. п. Список этот можно продолжить, но чтобы его сформулировать в окончательном виде необходима весьма тщательная проработка. В результате этой работы наверняка будет сделан вывод, что имеющиеся отраслевые базы и банки данных лишь частично перекрывают, таким образом, сформулированные информационные потребности. Для изменения ситуации в лучшую сторону необходимо, с одной стороны, начать работу по выявлению информационных потребностей, а с другой — сформулировать ряд параметров в отраслевых базах данных (или проверить их наличие), сбор информации по которым нужен в интересах государства в целом, а не только ведомств. Такого рода информация должна собираться и быть доступной специально для органов государственного управления, а механизм ее сбора и предоставления должен быть закреплен законодательно. Работа в этом направлении должна преследовать и еще одну важную цель — создание информационного "портрета" страны, инвариантного ко всевозможным политическим изменениям. Только при наличии такого "овеществленного" информационного потенциала можно сохранить некий минимальный уровень управляемости страной. Замена чиновников государственного аппарата, которая происходит в последнее время довольно часто, приводит к утрате профессионализма и понижению информированности высшего руководства о положении дел в разных областях. Наличие соответствующим образом сформированных баз и банков данных государственного значения существенно ускорило бы процесс их адаптации, "вхождения" в проблемы. Пока же наиболее часто используемыми материалами являются сведения, предоставляемые органами государственной статистики, которые постепенно переходят к сбору информации на основе международно-признанных показателей. Особо стоит вопрос создания территориальных баз данных, необходимых для управления территориальными образованиями (областью, краем, республикой). В их создании заинтересованы прежде всего главы администраций, руководители республик, поскольку их наличие также будет способствовать росту эффективности проводимых экономических реформ, даст возможность предусматривать меры по смягчению социальной напряженности. В настоящий момент сложилась ситуация, когда руководители крупных регионов лишь приблизительно знают, каковы размеры миграционных потоков, сколько товаров и сырья ввозится и вывозится и т. п. Конечно, наивно полагать, что решение о проектировании баз данных быстро исправит ситуацию, однако начинать эту деятельность необходимо. Следует отметить, что во многих регионах России эта работа уже идет полным ходом. Базы и банки данных — важное, но не единственное звено в цепочке, соединяющей источник информации и ее потребителя. Политика, направленная на их создание и развитие, должна также предполагать целый комплекс организационных мер: формирование системы сбора информации, определение показателей, по которым она будет собираться, создание экспертно-аналитических служб, ее интерпретирующих и обрабатывающих. Реализации этих задач должна способствовать разработка государственного заказа на информационную продукцию со стороны органов государственного управления. Базы данных с персональной информацией — наиболее распространенный вид баз данных в органах МВД, социальной защиты, службах миграции и т. д. Однако порядок сбора, хранения и обработки этих данных в России юридически никак не регламентируется. Известно, что на этот счет существует специальная конвенция Совета Европы, соответствующие законодательства приняты уже во многих странах. В этих национальных законодательствах, в частности, указывается, что передача данных в/или через страны, в которых нет правовой защиты персональных данных, не разрешается. В результате деятельность иностранных или межнациональных компаний в России может столкнуться с дополнительными сложностями. Особенно сейчас, после вступления России в ВТО. Коммерциализация государственных баз данных становится все более распространенным делом. Объясняется это отсутствием достаточного бюджетного финансирования. Однако правовой режим такой коммерческой эксплуатации государственных баз данных тоже пока не определен. Информационный продукт, безусловно, является товаром, но если он создается на государственных системах и за счет средств бюджета, плата за доступ к нему не должна превышать стоимости расходов на поиск, оформление и передачу данных, т. е. плату следует взимать не за саму информацию, а за услуги по ее предоставлению (за исключением данных, отнесенных к государственной тайне). Предельная величина этой цены должна регламентироваться государством законодательно. Конечно, встает вопрос о том, что коммерческие информации, приобретая бесплатно важную информацию, начинают торговлю. Однако этот вопрос в перспективе можно решить на основе существующих законов об авторском праве и охране баз данных. Некоторые виды информации, жизненно важные для общества (экологическая обстановка, радиационное загрязнение, чрезвычайные ситуации и т. п.), должны оперативно доводиться до населения. Необходим реестр информации, который предоставляется государственными органами в обязательном порядке и бесплатно. Вопросы создания и развития государственных баз данных требуют законодательного оформления, в том числе и в виде государственной политики. Анализ нормативных документов по созданию информационно-аналитических систем в министерствах и ведомствах показывает, что каждое из них информатизируется самостоятельно, "выбивая" под это дело финансирование и технику. Процесс этот остановить, очевидно, невозможно, так же, как и достичь централизованного распределения финансов, выделяемых на информатизацию. Однако координация и, главным образом, независимая экспертная оценка проектов информатизации государственных учреждений необходимы. Необходимо взять под государственный контроль разработку столь важных проблем, как создание методологии оценки эффективности использования информационных технологий в органах государственного управления, государственных учреждениях, разработку методик сбора статистических данных по проблемам информационных технологий, выявления информационных потребностей. ВЫВОДЫ На современном этапе необходима дальнейшая фундаментализация технологий мониторинга и экспертной аналитики. Требования оперативности, многофакторного охвата реальности, необходимые для эффективного социального управления, предполагают сокращение промежуточных уровней моделирования управляемых систем в информационных потоках, создание новых технических средств, обеспечивающих прямую включенность социальной сферы в системы мониторинга экспертных центров ситуационного анализа. Адекватное ее решение для социальных систем без создания единой государственной экспертно-аналитической структуры невозможно не только потому, что на порядки возрастает техническая сложность реализации, но и потому, что возникают проблемы этики, прав человека, информационной безопасности и т.п. Принимая во внимание растущую тенденцию развития рынка экспертных информационно-аналитических услуг, считаем необходимым создание единой экспертно-аналитической государственной структуры в рамках объединения научного, информационно-аналитического и экспертного потенциала государственных, научно-исследовательских и бизнес структур с целью подготовки специалистов в области экспертной информационно-аналитической деятельности и разработки единых стандартов, норм и правил экспертной информационно-аналитической деятельности. В виду всех выше обозначенных тенденций развития экспертной информационно-аналитической деятельности в России просим поддержать и принять посильное участие в создании единого государственного Учреждения «РОСЭКСПЕРТИЗА», где учредителем может выступить научно-исследовательское, учебное заведение, Правительственные структуры или Администрация субъекта. С уважением, Коллектив Группы компаний «РОСЭКСПЕРТИЗА»
Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Как свои! Кости-имплантаты напечатают с высокой точностью.
Коллектив ученых Сибирского федерального университета работает над созданием костных структур из полигидроксибутирата - полностью биоразлагаемого материала, синтезируемого микроорганизмами, с применением 3Д-прототипирования и компьютерной томографии. /№ 39(2016)
Полет в недоступность Авиаконструкторы открывают новую эру в освоении Арктики.
Профессор, доктор технических наук Олег ДОЛГОВ из Московского авиационного института с возглавляемым им научным коллективом работает над методологией формирования моментно-инерционного облика самолета. Наш корреспондент расспросил молодого доктора наук о деталях сложных и важных для страны исследований. /№ 38(2016)
Так - не больно. Диагноз ставит масс-спектрометр.
Специалисты Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И.Кулакова Минздрава РФ и Московского физико-технического института предложили метод, позволяющий уточнить диагноз новорожденного по белковому составу мочи, сообщает пресс-служба МФТИ. Он поможет врачам не только диагностировать дыхательные патологии новорожденных, но и контролировать терапевтический эффект лечения малышей без дополнительных болезненных воздействий на организм. /№ 38(2016)

РЕФОРМА РАН


В Екатеринбурге прошла внеочередная сессия Общего собрания Уральского отделения РАН, посвященная предстоящим выборам в академию. Как отметил во вступительном слове вице-президент РАН, председатель УрО Валерий Чарушин, эти выборы проходят после пятилетнего перерыва, связанного с реформой, и поэтому исключительно важны для всего научного сообщества и его региональных сегментов, тем более что впервые после объединения трех академий они проводятся в новом формате.

Профсоюз Российской академии наук разместил на своем сайте план проведения кампании за увеличение финансирования науки. Для начала ученые собираются развернуть борьбу против возможного сокращения расходов на исследования в 2016 году и предстоящем трехлетии...

Ведущие российские ученые - академики, члены-корреспонденты и профессора РАН - выступили с открытым письмом Президенту РФ Владимиру Путину, в котором подвергли жесткой критике результаты научной реформы.

На заседании Бюро Научно-координационного совета при ФАНО в очередной раз решалась судьба Якутского научного центра Сибирского отделения РАН.

Завершился прием заявок на получение статуса эксперта Российской академии наук. Удалось ли РАН сформировать корпус специалистов, способных оценить результаты исследований во всех областях науки и перспективы предлагаемых к реализации государственных проектов?

Конференции


30.09.2016
Школа состоится 25-27 октября 2016 года в МГТУ им. Н.Э.Баумана при поддержке Российского научного фонда.

30.09.2016
Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

23.09.2016
Всероссийская конференция «Наука и инновации – повышение эффективности прикладной науки» состоится 12 октября в гостиничном комплексе "Президент-отель" г. Москва.

Текущие конкурсы


23.09.2016
Стартовала кампания по распределению социальных выплат (государственных жилищных сертификатов) 2017 года молодым ученым из подведомственных ФАНО организаций. Списки и документы молодых сотрудников, желающих получить сертификаты, должны быть представлены не позднее 1 ноября текущего года.

23.09.2016
Совет при Президенте РФ по науке и образованию объявляет о приеме с 15 сентября 2016 года документов на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2016 год.

23.09.2016
Изменения по конкурсу 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимому совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Национальным институтом онкологии США.

23.09.2016
Конкурс 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными (Эврика. Идея).

23.09.2016
Российский научный фонд начал прием заявок на конкурс по поддержке международных научных коллективов. Конкурс проводится совместно с Немецким научно-исследовательским сообществом (DFG).

Вакансии


09.09.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

12.08.2016
Институт биоорганической химии им. академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

29.07.2016
Образовательное частное учреждение высшего образования “Академия МНЭПУ” объявляет о проведении выборов на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  РЕФОРМА РАН