Официально


Общероссийский народный фронт направил правительству предложения в национальный проект «Образование», касающиеся подготовки учителей. Эксперты ОНФ предлагают ввести для будущих педагогов профессиональный экзамен, который позволит определить, насколько они готовы к педагогической деятельности, информирует ТАСС.



Студенты и преподаватели Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» получили поздравления со столетним юбилеем их вуза от председателя правительства Дмитрия Медведева.



Президент России Владимир Путин поздравил сотрудников, студентов и выпускников Уральского государственного юридического университета со столетием учебного заведения.



Правительство одобрило проект федерального закона «О внесении изменения в статью 92 ФЗ «Об образовании в РФ»». Законопроект инициирован с целью закрепить обязательный учет сведений о независимой оценке качества подготовки учащихся при государственной аккредитации образовательной деятельности.






Новости № 37(2018)

Регионы


Татарстан заключил соглашение с Сибирским отделением РАН. Церемония прошла в рамках Татарстанского нефтегазового форума-2018 с участием президента республики Рустама Минниханова, ректоров ведущих вузов Казани и делегации СО РАН, которую возглавлял первый заместитель председателя отделения Ренад Сагдеев.

Дальневосточный федеральный университет и Санкт-Петербургский политехнический университет займутся созданием цифровых двойников реальных изделий и производственных процессов.

Представители Пензенского госуниверситета и Mail.ru Group подписали соглашение о запуске проекта “Игросфера. Пенза”, направленного на подготовку кадров для игровой индустрии.

СНГ


В конце прошлого года в Молдавии был принят закон о внесении изменений в Кодекс о науке и инновациях, предусматривавший кардинальную реформу системы управления и финансирования науки в стране, прежде всего ее академического сектора. Произошедшее очень напомнило трансформацию Академии наук в России в 2013 году.

Интердайджест


Статья о первозданной короткой белковой молекуле - первом пептиде на Земле - опубликована учеными Ратгерского Университета (Rutgers University) в журнале Американского химического общества (American Chemical Society).

Американские астрономы утверждают, что причина, по которой Плутон утратил свой планетный статус, не обоснована, отмечает сетевое издание Phys.org. В 2006 году Международный астрономический союз (International Astronomical Union) - всемирная экспертная организация - постановил считать планетой небесное тело с наибольшей гравитацией на орбите, расчищающей последнюю от других тел.


В Николаевске Самарской губ. у буржуазии, оказывающей содействие чехословакам и белогвардейцам, уездный исполком постановил конфисковать все излишнее имущество, которое поступает в общее народное достояние. В Осташково на местную буржуазию Совдепом наложена контрибуция в 469 000 рублей. В Бологом выселяется из города в дальние поселки местная буржуазия. Помещения в городе занимаются рабочими. В Воронеже буржуазия выселяется из центра города на окраины. Рабочие переселяются в центральные улицы; замечается отъезд буржуазии на Украину.
















На высокой орбите. “Космический урок” выходит на международный уровень.
Международное сотрудничество
№ 17(2018)

27.04.2018

10 апреля состоялся очередной “Космический урок”. Впервые в нем принимали участие американские школьники и студенты из штатов Южная Каролина и Монтана. 

“Космический урок” - это большой межведомственный познавательно-патриотический проект, инициаторами которого выступили Ракетно-космическая корпорация “Энергия”, Институт физики прочности и материаловедения СО РАН, Томский государственный педагогический университет, телерадиокомпания ВГТРК ГТРК “Томск”, образовательный фонд “Талант и успех” и администрация Томской области. В рамках мероприятий инициативы “Космический урок” через интерес к космосу, престиж российской космонавтики, возможность непосредственного общения в прямом эфире с экипажем российского сегмента Международной космической станции формируется представление о значительности роли отечественной науки и техники в развитии современной цивилизации. После присоединения к проекту телеканала Russia Today в “Космических уроках” смогут принимать участие школьники и студенты из разных стран мира.
Тема апрельского урока “Пилотируемая космонавтика. Земля в иллюминаторе” была связана с достижениями и новыми разработками в области создания иллюминаторов пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций. В уроке принимал участие дважды Герой Советского Союза, космонавт, ученый и конструктор Владимир Соловьев - участник уникального межорбитального перелета с орбитальной станции “Мир” на станцию “Салют-7” и обратно. Он рассказал на конкретных примерах, какое значение имеет иллюминатор для функционирования космического корабля, особенно, когда приходится управлять им вручную, и  как конструкторы разных стран стараются защитить иллюминаторы от повреждений во время орбитальных полетов, ведь космос все быстрее наполняется мусором: остатками метеоритов, спутников и т.д. Ребят впечатлили подробности использования иллюминатора при возвращении на Землю Валентины Терешковой, во время выхода в космос Алексея Леонова, детали работы экипажа при стыковках во время межорбитального перелета с орбитальной станции “Салют-7” на орбитальную станцию “Мир”.
Участники “Космического урока” обсуждали свойства стекла на Земле и в космосе, конструкционные особенности иллюминаторов. Один из сюжетов был посвящен созданию многослойных нанокомпозитных прозрачных упрочняющих покрытий на стеклах иллюминаторов,   разработанных в Институте физики прочности и материаловедения СО РАН (ИФПМ) для защиты их от микрометеороидов. Необходимость в этом возникла, когда плотность частиц космического мусора на высоте 400 км от Земли, где летают основные космические аппараты, увеличилась в сотни раз и защита иллюминаторов и оптики МКС, да и других космических аппаратов стала насущной проблемой. Стекла с защитными покрытиями, разработанными в ИФПМ, будут использоваться на космическом корабле “Федерация”, который к 2022 году должен быть выведен на орбиту.
Дальше перешли к практике - вместе с педагогами подростки изучали прочность обычного стекла и многослойного, проводили эксперименты, делали предположения и выводы, с каким из этих материалов лучше работать в безвоздушном пространстве. Смотрели, как ведут себя стекло и металл при нагревании и охлаждении, наносили царапины на стеклянный образец и проверяли, как эти микротравмы сказываются на прочности объекта, резали стекло в воде и на воздухе. 
А на “перемене” между занятиями участники телемоста из Томска, подмосковного Королева, сочинского “Сириуса”, из Южной Каролины и Монтаны общались с российским экипажем МКС, летчиками-космонавтами, Героями Российской Федерации Антоном Шкаплеровым и Олегом Артемьевым. Конечно, по делу интересовались, какие иллюминаторы там есть, для чего предназначены, а заодно как устроена МКС, ведь гостям вежливый хозяин всегда покажет свой дом, расскажет об особенностях обитания в нем. Гости не стеснялись задавать вопросы. Так, из Королева поинтересовались: “Можно ли в американском модуле, что зовется Cupola, загорать?” Оказалось, что нет: космонавты сообщили, что почти все стекла иллюминаторов МКС имеют защиту от ультрафиолетового излучения, которое в космосе весьма агрессивно и может нанести вред как человеку, так и научному оборудованию. Оставлен только один иллюминатор, который пропускает ультрафиолет, - для исследовательских измерений. Кроме того, иллюминаторы на МКС должны выдерживать большие перепады температур и давления, сохраняя при этом хороший визуальный обзор. Тут же прозвучал следующий вопрос: как влияют на иллюминаторы столкновения с метеороидами? Подразумевалось, выдерживает ли стекло “встречу” с этими твердыми микрообъектами? Представив себе такое, я ощутила просто страх: вспомнила, как недавно камень ударил в лобовое стекло одного автомобиля, - оно вмиг покрылось сетью трещин, но не разлетелось. Но это на Земле, где камушек летел не быстрее 50 м в секунду, а в космосе метеороид движется со скоростью более 5000 м/с! К счастью, оказалось, что микросоударения хоть и наносят вред, но не катастрофический. Чтобы избежать их, космонавты используют для иллюминаторов на МКС ставни-заслонки, которыми управляют обычно через компьютер или механически. Из Сочи попытались уточнить, как чистят иллюминаторы внутри и снаружи? “Внутри,  - был ответ, - обычным способом, как все стекла, когда по субботам прибираемся, а вот снаружи пока чистить проблематично”. 
Сейчас сотрудники ИФПМ СО РАН - одного из инициаторов и организаторов “Космических уроков” - разрабатывают технологию и оборудование для того, чтобы чистка и ремонт иллюминаторов МКС стали возможными на орбите. В лаборатории я видела фото стекла, которое все было испещрено царапинами и ямками-кратерами, моделирующими возможные повреждения от микрометеороидов. На выброс? Нет, объяснили мне, можно его вернуть к жизни. В ИФПМ разрабатывают метод обработки, с помощью которого можно придать стеклу былую  прочность. После того как ремонтный инструмент будет максимально облегчен и уменьшен в размерах, а также снабжен автономным источником питания, придет время испытать его в космических условиях. Осталось недолго ждать, заверили специалисты. И подчеркнули, что такие работы, конечно, под силу не одному ИФПМ СО РАН, а коллективу специалистов, созданному совместно с РКК “Энергия” и целым рядом ученых из томских вузов. Кстати, в качестве эксперта в “Космическом уроке” принимал участие один из разработчиков защитных покрытий для иллюминаторов, аспирант ИФПМ СО РАН, победитель Всероссийского конкурса “Орбита молодежи-2017” Станислав Жарков. 
В рамках мероприятий “Космического урока” появляются новые идеи. На прошедшем уроке был представлен детский “Космический десант”, которому предстоит “высаживаться” в разных учебных заведениях, чтобы рассказывать другим школьникам о том, как это интересно,  изучать космос, разрабатывать новые материалы и технику для его освоения и участвовать в “Космических уроках”. Потому что любой урок - дорога в будущее: чем осознаннее и самостоятельнее ее выберешь, тем интереснее будет по ней идти, строя свою жизнь.
А в конце “Космического урока” было задано “домашнее задание”. Участники урока и все желающие могут предложить самые настоящие научные космические эксперименты для реализации на МКС с одним существенным условием: они должны проводиться параллельно -  космонавтами на МКС и с участием школьников на Земле. Заявку можно подать на сайте “Космического урока”: http://cosmiclesson.ru. Присоединяйтесь!
Елизавета Понарина
На фото: Прямой сеанс связи космонавтов МКС со школьниками

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Ближе к людям. Европейская наука станет более открытой.
Прошедший этим летом очередной форум Евронауки ESOF-2018, в котором приняли участие свыше 4000 делегатов из 80 стран мира, стал не только традиционной площадкой для демонстрации главных европейских научных достижений, но и местом обсуждения наиболее насущных вопросов европейской научной политики. /№ 35(2018)
Помнить о будущем. Учреждена новая научная награда.
Ведущая научно-технологическая компания Merck, работающая в области здравоохранения, life sciences и высокотехнологичных материалов, учредила новую научную премию Future Insight, призовой фонд которой составляет до 1 миллиона евро. /№ 33-34(2018)
Экспонента ИННОПРОМа. Урал собирает партнеров.
В Екатеринбурге в девятый раз прошла промышленная выставка ИННОПРОМ. Регулярно организуемая с 2000 года, она стала точкой притяжения деловых людей и их партнеров со всего мира. /№ 31-32(2018)

Новости


Роспатент и Федеральный институт промышленной собственности продолжают работу по выявлению лидеров подачи электронных заявок на регистрацию изобретений и полезных моделей.



Российские школы и вузы получат учебники в рамках образовательной программы «Права человека», разработку которой в 2017 году инициировала уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.



Заместитель председателя правительства Алексей Гордеев и помощник Президента РФ Андрей Фурсенко провели заседание Совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (ФНТП). Речь шла о формировании условий для развития научно-технической деятельности в агропроме и повышении его конкурентоспособности.



Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил сведения о среднемесячной заработной плате работников научных организаций по должностям за первое полугодие 2018 года. Исследователи отметили значительное сокращение разрыва в размере зарплат руководителей и научных сотрудников.



С 2022 года Единый госэкзамен по иностранному языку станет обязательным. Об этом сообщил на Всероссийской встрече с родителями руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.



Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий провел расширенное заседание ректората, посвященное участию университета в национальном проекте «Наука». Руководитель МГУ поставил задачу всем подразделениям включиться в государственные инициативы в области развития науки. Об этом сообщает пресс-служба вуза.



Галина Золина покидает пост ректора Российского государственного аграрного университета - Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева. Об этом сообщается на сайте вуза.

Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


Конкурс на издание лучших научных трудов

Конкурс на издание лучших научно-популярных трудов

Конкурс научных проектов фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Москвы

Российская академия наук объявляет конкурс на соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Академией наук Абхазии

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии