Новости № 20(2016)

Официально


Кабинет министров отчитался об основных результатах выполнения указов президента, подписанных 7 мая 2012 года - в день инаугурации Владимира Путина.

В Госдуме открылась выставка “НИЦ “Курчатовский институт”: от атомного проекта к природоподобным технологиям”.

Совет по образованию и науке при председателе Госдумы обсудил вопросы правового регулирования научной и научно-технической деятельности.




Регионы


Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники открыл первый в Томской области детский технопарк.

Очередное заседание Совета ректоров вузов Тульской области прошло с участием врио губернатора А.Дюмина и других представителей местной власти. Обсуждалась роль образования в развитии промышленного комплекса региона.

В Северном (Арктическом) федеральном университете прошло заседание Ученого совета, на котором утверждены изменения в управленческой структуре головного вуза.

СНГ


Интердайджест


20.05.2016
Прочитав геном моркови, ученые приступили к его анализу и обнаружили важный с точки зрения питательной ценности ген. Подробности - в GenomeWeb.

20.05.2016
НАСА определило планетный статус еще 1284 небесных тел, обнаруженных миссией “Кеплер”, - это крупнейшее на сегодняшний день единовременное открытие новых планет. С подробностями - NASA News Release.

20.05.2016
Эксперименты на мышах подтвердили предположение о том, что вирус Зика вызывает дефекты развития головного мозга у новорожденных. Об этом сообщает The Scientist.

Веб



Война наложила свою тяжкую руку на такое, казалось бы, мирное и далекое от треволнений жизни учреждение, как фонд имени Нобеля, из которого выдаются премии ученым, оказавшим за данный год больше всего услуг человечеству.












Разрушительница мифов. Популяризация науки становится профессией.
Публикации
№ 9(2016)

04.03.2016

29-летняя Ася Казанцева - по образованию биолог, но по призванию скорее журналист. Девушка уже успела поработать продюсером на телевидении и шеф-редактором популярного журнала о здоровье. Сегодня Ася активно сотрудничает с ведущими изданиями и ездит по всей стране с научно-популярными лекциями. Недавно вышла ее вторая книга под названием “В интернете кто-то неправ!”, в которой автор объясняет, почему ГМО безвредны, а прививки полезны, и рассуждает о том, когда человечество победит ВИЧ. “Поиску” Ася рассказала, каково это - быть популяризатором науки в России.

- Ася, как пришла идея заняться популяризацией науки? 

- Наверное, мне просто повезло. Я училась на биофаке в СПбГУ и не знала, что популяризация науки может быть отдельной самостоятельной профессией. Уже тогда я осознавала, что ученого-биолога из меня не получится - для этого мне не хватает абстрактного мышления и веры в будущее. Но мне было интересно учиться, нам рассказывали всякие удивительные истории, самые интересные я пересказывала у себя в “Живом журнале”. В какой-то момент страничка стала популярной, люди ссылались на нее, писали комментарии. И вот однажды на мой блог наткнулся шеф-редактор программы “Прогресс” на Пятом канале и позвал меня работать. Тогда стало понятно, что моя профессия называется “научный журналист”.

- Стать в вашем возрасте автором двух успешных научно-популярных книг - это серьезное достижение.

- Здесь тоже присутствовал элемент случайности. Первая книжка появилась из-за несчастной любви. Она о том, почему мы ведем себя иррационально - почему мы, такие классные, делаем глупости? И если мы такие умные, то почему такие несчастные? Для меня эта работа стала своеобразным лекарством от отчаяния. И вдруг выяснилось, что она полезна не только мне, но и другим людям. Книга получила премию “Просветитель”, я думаю, потому, что она может быть первой научно-популярной книгой в жизни. Мой текст осилит любой человек, даже тот, который никогда в жизни о науке не думал и которому просто интересно, что говорят ученые о курении или о том, почему люди рыдают ночами.

 - Получается, первая книга была своеобразным криком души, а что насчет второй?

- Успех первой книжки показал, что есть очень большой спрос на научпоп, и я решилась написать вторую. Тут возник вопрос о том, что именно нужно популяризовывать. Хотелось, чтобы интересно было и мне, и читателям. Так родилась книжка о лженауке, о вещах, в связи с которыми люди ломают копья в Интернете. Первая часть посвящена медицине, тому, почему не работает гомеопатия, зачем делать прививки и т.д. Вторая - околонаучным спорам, например о ГМО. Третья - о прикладных вещах, еде, гендерных историях. Но самая важная часть - послесловие. В нем я стараюсь дать людям “не только рыбу, но и удочку”, то есть объясняю, как искать и читать научные публикации. Мне кажется, что в идеальном мире люди должны требовать друг у друга ссылки на научные исследования каждый раз, когда они о чем-то спорят в Интернете. 

- Недавние исследования выявили, что обычный россиянин читает научно-популярные издания в четыре раза меньше, чем европеец. Однако популярность ваших книг говорит о том, что научпоп все-таки востребован.

- Ситуация с чтением научно-популярной литературы сегодня гораздо лучше, чем, скажем, 10 лет назад. В начале нулевых научно-популярных книжек практически вообще не издавали. Потом на эту выжженную землю пришел фонд “Династия”. Он поддерживал издательства, которые, скорее всего, по своей инициативе тогда не стали бы издавать научпоп, так как казалось, что нет аудитории. Во многом благодаря фонду она сформировалась, и сегодня издательства с большим удовольствием выпускают научно-популярные книжки самостоятельно. Они понимают, что даже если книжка так себе, то три тысячи экземпляров точно будут проданы, а если книга окажется хорошей, то речь пойдет о десятках тысяч. У моей первой книжки на данный момент тираж 30 тысяч, не считая сотен тысяч пиратских копий. 

- Значит ли это, что популяризация сегодня выходит на новый уровень?

- Важно понимать, что популяризация - это не что-то единое, а широкий спектр форматов. На одном конце нормального распределения - лекции вроде тех, что читает в столичном Культурно-просветительском центре “Архэ” биолог и популяризатор науки Александр Марков. Туда приходят люди, которые всерьез хотят разобраться, как работает наука. Они слушают лекции университетского уровня. Это один край гауссианы. Второй - это, условно, журнал “Cosmopolitan”, выпустивший новость о том, что ученые доказали пользу бега. Такой формат тоже можно рассматривать как популяризацию, по крайней мере, он формирует у людей на эмоциональном уровне положительное отношение к науке. Посередине много разных вариантов для разных аудиторий.- Где находитесь вы? - Я ближе к краю “Cosmopo-litan”, по крайней мере под это маскируюсь. Мне кажется, я популярна, потому что моя первичная цель - не напугать людей, а рассказать им, что наука - это весело. Я надеюсь, что, познакомившись с ее нестрашной стороной в моем пересказе, они начнут читать что-то более серьезное. Именно поэтому я в своих книгах и выступлениях непрерывно ссылаюсь на коллег. К примеру, рекомендую книгу эволюционного генетика Александра Панчина о том, почему не нужно бояться ГМО (“Сумма биотехнологии. Руководство по борьбе с мифами о генетической модификации растений, животных и людей”). 

- Получается, популяризатор науки - это, по факту, научный журналист.

- Ученый, конечно, может совмещать научную деятельность с популяризацией, и круто, если у него это получается, как у того же Маркова или у заместителя директора Института проблем передачи информации РАН Михаила Гельфанда. Но ученый не может заниматься просвещением 24 часа в сутки и семь дней в неделю, поэтому важны и профессиональные популяризаторы, которые могут, например, бесконечно колесить по разным городам России. Вот у меня в марте будут лекции в Екатеринбурге, Перми и Санкт-Петербурге, в апреле в Тюмени, Калининграде и Костроме, в мае пока планируются Киров и Ростов-на-Дону... У ученого бы не нашлось столько свободного времени. 

- В провинции научно-популярные лекции пользуются успехом? 

- Да, и популяризация науки сейчас особенно важна именно для регионов - там практически не сформирована культура потребления научно-популярных текстов или лекций. Когда в маленьком городе рассказываешь людям истории о том, что делают ученые, то после лекций слушатели подходят и говорят: “А мы даже не знали, что бывает такая форма досуга - лекции про науку”. В этом смысле важны фонды, которые могли бы оплачивать лектору билеты и гостиницы. В частности, это одна из задач фонда “Эволюция”, который сегодня продолжает дело закрывшейся “Династии”.

- А бывают ли псевдонаучные журналисты?

- Теоретически они могут существовать. У нас редкая профессия, и поэтому публика относится к нам с чрезмерной любовью и доверием. Но все же шарлатаны предпочитают называть себя учеными, а не научными журналистами, это понятнее и звучит более солидно. Сюда можно отнести гомеопатов и “ученых”, говорящих о памяти воды. Все это маскировка под настоящую науку. И хорошо бы научному сообществу и журналистам вместе с этим бороться, выявлять мошенников. 

- Как они, кстати, отреагировали на вашу разоблачительную книгу?

- Она недавно издана, пока мало кто успел отреагировать. Но понятно, что неизбежна агрессия со стороны тех, чьи интересы я непосредственно задеваю. Еще до выхода книжки я выступила с лекцией о том, почему гомеопатия не работает. Один известный гомеопат и антипрививочник призывал своих сторонников пойти на эту лекцию и закидать меня тухлыми яйцами. На это они так и не решились, но агрессивных сообщений пишут очень много. Это неприятно, конечно. Мне, как любому человеку, не нравится, когда меня ненавидят. 

- Как сделать людей менее восприимчивыми к лженауке?

- Полностью искоренить лженаучные мифы вряд ли возможно, склонность к поиску простых объяснений - часть человеческой природы. Но в любом случае имело бы смысл улучшать школьное образование. Дело даже не в том, что школьная программа отстает от науки лет на 20 и не усваивается в полной мере всеми учениками - это, наверное, неизбежно. Хуже то, что детям практически никогда не объясняют, откуда взялся тот или иной научный факт, на это просто не хватает времени. Знания преподносятся как догмы, школа не учит тому, как самостоятельно добывать информацию. 

- Стоит ли читать научно-популярные лекции в школах? 

- Ну, они наверняка бы нравились детям больше, чем обычные уроки, поскольку любой популяризатор старается делать свои лекции интересными. Но еще лучше было бы ввести в школах курс критического мышления. В английских и американских лицеях и университетах такая дисциплина есть.

- А у нас где-нибудь учат критическому мышлению?

- Генетик Светлана Боринская ввела некий экспериментальный курс в программу одного из московских вузов. Она тестирует студентов на умение читать и понимать текст, разбивать его на отдельные утверждения, решать логические задачи. Очень часто результаты оказываются удручающими. Многие первокурсники совершают серьезные ошибки, впрочем, как и взрослые люди, например учителя биологии, которых Боринская тоже тестировала. То есть проблема серьезная, и она, наверное, не может быть решена без активного содействия государства, без внедрения соответствующих курсов в школьную и университетскую программу.

- Но насколько заинтересовано в популяризации науки государство?

- Тут я не могу сохранять беспристрастность. Как и большинству моих коллег, мне трудно простить действующей власти закрытие “Династии”. Хотя, на мой взгляд, история отношений государства и фонда демонстрирует не столько злонамеренность, сколько отсутствие логики. В феврале 2015 года Минобрнауки вручило Дмитрию Борисовичу Зимину премию за популяризацию науки, а потом через два месяца его фонд признали иностранным агентом, и из-за этого он закрылся. Государство - большая бестолковая машина, которая иногда случайно делает что-нибудь хорошее. Вот, кстати, о хорошем: у Минобрнауки есть несколько медиапроектов, на которые дают деньги, чтобы журналисты активнее писали о российских научных исследованиях. 

- Без государственной поддержки они бы не стали писать?

- Журналисты, может быть, и сами рады были бы больше рассказывать об отечественной науке, но они должны все же думать о рейтингах, хвататься за самое яркое и интересное. Такого на Западе очень много, а в России оно довольно быстро кончается. Авторы научно-популярных программ в обязательном порядке обращаются к одомашненным лисицам генетика Дмитрия Беляева, нейрокомпьютерным интерфейсам психофизиолога Александра Каплана, еще нескольким проектам, а потом обнаруживают, что снимать так, чтобы зрителям было интересно, в России больше практически и нечего. Оказывается, что проще поехать за сюжетами в США. Возможно, государству следовало бы подумать не о популяризации, а о самой науке.

- Стоит ли нам ждать вашей третьей книги?

- Да, она планируется в 2019 году, про подготовку к беременности. Это очень мифологизированная область, важно, чтобы кто-нибудь сел и сделал подробный анализ проведенных научных исследований. Например, большинство людей даже не слышали о том, что перед тем, как заводить ребенка, родителям имеет смысл сделать генетический анализ. Если есть проблемы, их позволит выявить предимплантационная генетическая диагностика. Да, это сложно, дорого и трудоемко, но все же лучше, чем рожать больных детей. Об этом сегодня мало кто знает, а я могу рассказать.

Беседу вела Татьяна ЧЕРНОВА

Фото Дмитрия Холода


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Показания к применению. Ученые Черноголовки поработают на аптеку.
Научно-образовательный центр “Медицинская химия” открылся в Черноголовке. Проект финансируется по программе развития Биотехнологического инновационного территориального кластера Пущино. /№ 20(2016)
Скрестите скальпели, коллеги! В Новосибирском государственном университете прошел третий Международный турнир студентов-медиков.
Идею турнира организаторы почерпнули из известного сериала “Доктор Хаус”. Помимо желчного характера, Грегори Хаус обладает умением поставить верный диагноз, несмотря на запутанность симптомов. /№ 20(2016)
Вышло нано из тумана. Наука - это весело.
Пять молодых популяризаторов науки схлестнулись на символическом ринге Science Slam в стенах Национального исследовательского технологического университета “МИСиС”. Впервые “слэм” прошел на площадке этого вуза. /№ 20(2016)

РЕФОРМА РАН


Подписано постановление Общего собрания Российской академии наук “О реформе РАН, основных научных результатах года и работе президиума РАН в 2015 году”.

В марте этого года Российская академия наук заявила о создании собственного корпуса экспертов, в который войдут специалисты из выполняющих исследования и разработки организаций разной ведомственной принадлежности. О том, как проходит этот процесс, рассказал главный ученый секретарь Президиума РАН Михаил Пальцев.

Во время “горячей линии” с Владимиром Путиным несколько вопросов ему задали представители научной и образовательной общественности. "Оправдались ли ожидания первых лет реформы? Как вы оцениваете эффективность взаимодействия Федерального агентства научных организаций и Российской академии наук?”...

Процесс реорганизации научных подразделений Академии наук, инициированный ФАНО в рамках реформы РАН, вызывает, мягко говоря, неоднозначную реакцию научного сообщества. С самого начала и по сей день в адрес инициаторов раздается немало критики, в некоторых коллективах порой возникают конфликтные ситуации. Однако процесс идет, появились некоторые его результаты. Как, например, во Владикавказском научном центре РАН.

Главным вопросом повестки дня Координационного совета Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013­-2020 годы было утверждение доклада Правительству РФ об итогах реализации программы в 2015 году.

Конференции


20.05.2016
12-16 сентября состоится первая российская конференция “Физика - наукам о жизни” на базе Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе. Конференция посвящена интердисциплинарным исследованиям на стыке физики, биологии и медицины.

20.05.2016
Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

16.05.2016
На IV Международном форуме ведущих вузов, который состоится 2 июня 2015 года в Москве, пройдет презентация пятого ежегодного рейтинга ведущих вузов России.

Текущие конкурсы


20.05.2016
Минобрнауки РФ сообщило о начале конкурсного отбора российских научных организаций и образовательных организаций высшего образования, являющихся участниками ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы”, с целью предоставления им лицензионного доступа к международному индексу научного цитирования Scopus.

13.05.2016
Институт медико-биологических проблем РАН объявляет о приеме в очную аспирантуру (9 бюджетных мест) по направлениям...

13.05.2016
Новая дополнительная тема конкурса 2016 года проектов ориентированных фундаментальных междисциплинарных исследований.

13.05.2016
Конкурс 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

13.05.2016
Фонд поддержки образования и науки “Алферовский фонд” объявляет конкурс на соискание золотой медали и премии Алферовского фонда за лучшую исследовательскую работу в области естественных наук для молодых ученых (до 33 лет) за 2016 год в номинации “Фотоника”.

Вакансии


20.05.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

20.05.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный центр волоконной оптики Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности заведующего лабораторией волоконной оптики.

29.04.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности младшего научного сотрудника Научно-координационного океанологического центра по специальности “Физика атмосферы и гидросферы” - 25.00.29 - 1 ед.






опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  РЕФОРМА РАН