Официально


Российский фонд фундаментальных исследований и руководство Калининградской области заключили на Петербургском международном экономическом форуме соглашение о проведении ряда конкурсов на проекты фундаментальных исследований в интересах региона в течение ближайших пяти лет. При подготовке соглашения научные организации области представили более 150 проектов в рамках 12 направлений научных исследований, сообщает пресс-служба РФФИ.



Правительство одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с принятием ФЗ “Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».



Депутаты Госдумы приняли во втором чтении законопроект о расширении круга образовательных организаций, которые могут быть инициаторами проекта по созданию инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ), сообщает пресс-служба думского Комитета по образованию и науке.

Специальная парламентская комиссия по выработке новой редакции ранее отклоненного Президентом России закона о создании в РФ федеральной и региональной информационных систем «Контингент обучающихся» единогласно приняла решение прекратить работу над документом, так как не удалось согласовать позиции по новому тексту законопроекта, сообщает пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке.




Новости № 20(2018)

Регионы


Кабардино-Балкарский научный центр РАН займется разработкой интеллектуальных интегрированных информационно-управляющих систем принятия решений и управления для Сбербанка. Это предусмотрено соглашением о научно-техническом сотрудничестве, которое в ходе робототехнического форума Skolkovo Robotics подписали врио председателя КБНЦ РАН Залимхан Нагоев и заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов.

В этом году традиционная “Ночь музеев” пройдет в четырех научных учреждениях, расположенных на Стрелке Васильевского острова, и в каждом разработана своя программа в русле общей темы - метаморфозы.

Ректор Пермского национального исследовательского политехнического университета Анатолий Ташкинов стал лауреатом Строгановской премии в номинации “За высокие достижения в науке и технике”.

СНГ


Инициатором “бархатной революции” в Армении стала молодежь, в первую очередь, студенты, недавние выпускники вузов, и старшеклассники.

Интердайджест


Холдинг Johnson&Johnson, выпускающий лекарственные препараты, санитарно-гигиенические товары и медицинское оборудование, объявил о готовности приобрести за один миллиард долларов компанию, которая производит онколитические вирусы, сообщает Nature News.

По меньшей мере, 4500 лет сопровождает человека вирус гепатита В. Это гораздо дольше, чем показывают геномные исследования современного вируса.

Астрономы нашли богатый углеродом астероид, известный как 2004 EW95, в поясе Койпера, районе малых ледяных тел за Нептуном. Такой астроид за условными границами внутренней области Солнечной системы обнаружен впервые.


Сегодня на московском аэродроме - праздник больших полетов. Сбор от него поступит в пользу пострадавших работников авиации. Во время полетов будут показаны всевозможные бои в воздухе между аэропланами и аэростатами. Желающие из публики могут полетать на самых быстроходных аппаратах с лучшими летчиками России. Право полетов будет разыгрываться в американской лотерее с первоначальной ценой в 5 руб. Любители сильных ощущений могут кроме того прыгать на парашюте с аэростата. В общем, предполагается поднятие в воздух 50 аппаратов.


















Как рождается гармония. У каждой идеи - свой путь.
Публикации
№ 36(2017)

08.09.2017

Беседы с профессором МГУ им. М.В.Ломоносова и НИЯУ МИФИ Михаилом Трибельским “Поиск” печатал дважды - в №39 2015 года и в №21 нынешнего. Оба раза в интервью обсуждались его научные публикации в престижном журнале Scientific Reports, выходящем “под крылом” едва ли не самого известного научного издания Nature. Работы не повторяли друг на друга, но касались одной и той же физической проблемы - рассеивания света наночастицами вещества.
“Рассеяние света, - объяснял тогда Михаил Исаакович, - это когда, скажем, ночью в тумане едешь на машине и видишь столбы света, исходящие от фар. Столбы - это свет, рассеянный в капельках воды, взвешенных в воздухе, из которых и состоит туман. То же явление возникает при облучении наночастиц лазерным импульсом. Но при этом могут проявиться эффекты, которых нет при рассеянии света в тумане”. Этими неожиданными явлениями Трибельский и занимается. Мы тогда подробно рассказали о ведущихся им прорывных исследованиях, однако вопросы остались, и не только относящиеся к науке. С них в этот раз и решили начать.
- А как школьник Миша Трибельский выбирал профессию?
- В детстве я часто болел, - вспоминает М.Трибельский, - подолгу не ходил в школу и пристрастился к чтению. Было это в начале 1960-х годов, потрясенный мир обсуждал полет Гагарина - и я зачитывался научной фантастикой: черные дыры, искривленные пространства... Разобраться во всем хотелось самому. Физике отдавал предпочтение, мечтая сделать ее своей будущей профессией. Учился в самой обыкновенной школе в белорусском Бресте и перед ее окончанием поехал в Москву на едва ли не первую всесоюзную олимпиаду по физике, проходившую в Физтехе. Вернулся с любовью к этому вузу и... тяжелейшим воспалением легких. Мама - учитель истории в школе и папа-военный слышать не захотели о Физтехе: ребенок слаб здоровьем, да разве можно отпустить его одного в Москву?! А тут еще фильм Михаила Ромма “Девять дней одного года”, где главный герой умирает от лучевой болезни... И все же после жарких споров физику отстоять удалось. Но с условием, что поступать поеду не в Москву, а в Минск, в Белорусский госуниверситет (от Бреста до Минска скорый поезд шел три часа). В конце концов, успокаивал я себя, какая разница, где учиться: главное - физика. Не знал тогда, что для занятия наукой чрезвычайно важно, где и у кого ты учишься, причем второе даже важнее первого. И в БГУ были достойные учителя, но звезды первой величины собирали Москва, Ленинград, Новосибирск.
Меня зачислили на физфак БГУ, но не успел привыкнуть к занятиям, как отца направили служить в подмосковный Дмитров, и само собой встал вопрос о моем переводе в Москву. Отпал мой любимый Физтех: туда вроде вообще нельзя было перевестись, а вот в МГУ - можно, хотя и не без труда. И как же мне везло на прекрасных учителей: в Минске я попал к выдающемуся ученому и прекрасному человеку, академику Белорусской АН Михаилу Александровичу Ельяшевичу. Он, что называется, с рук на руки передал меня своему ученику - сотруднику только что созданного Института теоретической физики им. Л.Д.Ландау Сергею Ивановичу Анисимову, с ним я на всю жизнь сохранил теплые, а затем и дружеские отношения. Позже были академики Илья Михайлович Лифшиц и Яков Борисович Зельдович и многие другие. Так я получил разносторонние знания в различных областях физики.
- А как выбрали направление, которым занимаетесь все эти годы?
- В значительной степени вынужденно. После окончания физфака я распределился в отраслевой институт Министерства химической промышленности и “по долгу службы” стал изучать взаимодействие оптического излучения с веществом. В 1990 году уехал за границу, где с небольшими перерывами проработал больше десяти лет, занимаясь другими проблемами. Но, вернувшись в Москву, снова взялся за ту же тему.
- Если сравнить вашу научную подготовку и “форму” иностранных коллег, как вы оцениваете полученное образование?
- Сравнивать, действительно, есть что: ведь я преподавал в известных университетах Западной Европы и Японии. И считаю, что система образования, созданная в СССР, была одной из лучших в мире, а возможно, и самой лучшей. В те годы даже средний дипломник-естественник МГУ был на три головы выше “золотых” выпускников ведущих западных вузов.
- За счет чего?
- Думаю, за счет отлично выстроенной сбалансированной системы образования: начинаясь в средней школе, она развивала у учеников широкий кругозор. В ведущих университетах и институтах концентрировались опытные преподаватели, действовали научные школы - студентам тогда было у кого учиться. И если они реально хотели заниматься наукой, то становились разносторонне подготовленными исследователями, а то и звездами на научном небосклоне. Кстати, это понимали на Западе. Сейчас по Интернету гуляет “Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР 1959 г.”.
В ней отмечается, что впечатляющие успехи Советского Союза в авиакосмической и оборонной отраслях основывались на прекрасной системе образования и подготовке кадров.
- Вопрос вузовскому профессору: отличается ли студент начала 70-х годов прошлого века от студента нынешнего времени?
- Увы, отличается, и радикально. В годы моего студенчества занятия физикой считались престижными. Я заканчивал, можно сказать, элитную кафедру квантовой теории. Руководил ею академик М.Леонтович, вторым (!) профессором был академик И.Лифшиц. Конкурс на нее внутри физфака доходил до 10 человек на место. Сегодня работаю на кафедре физики полимеров и кристаллов, возглавляемой академиком А.Хохловым (он тоже окончил в свое время ту же кафедру квантовой теории, ученик Лифшица). Считаю нашу кафедру лучшей на факультете по числу публикаций в самых читаемых журналах и по количеству выигранных грантов. Но учиться у нас трудно, и набрать хороших студентов - сложная задача.
- Как вы оцениваете сегодняшний уровень образования?
- Если говорить о математике и естественных дисциплинах, то я бы назвал его ужасным. Особенно плохо дела обстоят со школьным обучением. Довольно долго я по совместительству преподавал квантовую механику в известном инженерном вузе. Однажды на практических занятиях для решения задачи нужно было построить график синусоиды - так не справился ни один студент-второкурсник. А ведь это простой вопрос из школьной программы! В МГУ дела обстоят лучше, но тоже далеко не блестяще. Одна из причин - общее снижение интереса к естественным наукам.
- Как вам работалось в японском университете, на каком языке вы читали лекции?
- Работалось хорошо: тогда в Японии еще мало было иностранных профессоров, и ко мне относились весьма почтительно. Лекции читал на английском, но японцам он дается трудно: японская фонетика очень отличается от английской, поэтому на слух японцам сложно различать многие звуки чужого языка. Обычная ситуация: японец вполне прилично говорит по-английски, но не понимает твоего ответа, поскольку не воспринимает его на слух. Я убеждал администрацию, что для интеграции в мировое сообщество студентам просто необходимо тренировать слух и слушать лекции на английском. Сейчас, насколько я знаю, эта проблема решается на правительственном уровне.
Еще одна сложность возникала из-за японского менталитета: там считается невежливым, если молодые люди задают вопросы старшим и первыми к ним обращаются. Простой пример: после лекции для всего потока, когда в аудитории было человек 100, спросил студентов: всё ли они поняли? Молчат. “Подъезжаю” с другой стороны: поднимите руку, кто не понял. Не вижу ни одной... С этого мне пришлось начинать, и наладить контакт с аудиторией оказалось далеко не просто. Общаться мы начали лишь к концу семестра.
- Расскажите о вашей области исследований.
- То, чем я сейчас занимаюсь, сравнительно молодое направление науки - условно его можно назвать “волновая оптика нанообъектов”. Оно сформировалось всего лет 20-30 назад в связи с колоссальным спросом на его результаты в самых разных областях: от медицины до записи, обработки и хранения информации. И как всякая молодая и востребованная наука, волновая оптика нанообъектов очень быстро развивается. Конкретный пример: несколько лет назад в Сингапуре проходила международная конференция, и на ней была пара докладов о рассеянии света диэлектрическими частицами с большим коэффициентом преломления. А через два года на следующей конференции по этой теме работала уже отдельная секция.
Еще пример, подтверждающий старую истину: спрос рождает предложение. В 1935 году Уго Фано - ученик знаменитого Энрике Ферми опубликовал в итальянском журнале статью об одном аспекте эффекта рассеяния. На нее не обратили никакого внимания. А в 1961 году, работая в США, он напечатал расширенный вариант того же исследования, но уже в ведущем американском журнале. И сейчас на эту публикацию приходится около 10 000 ссылок. Вывод простой: важно не только получить весомый научный результат, но и опубликовать его в нужное время и в правильном месте.
- Как рождаются идеи ваших исследований?
- Хороший вопрос: с виду простой, а на самом деле... Все равно что попробовать объяснить, как из хаоса рождается гармония. У меня если идеи и появляются, то каждый раз по-разному. Бывает, читаешь чужую работу, совпадающую по тематике с твоими собственными исследованиями, и вдруг как будто что-то щелкает в голове, поворот - и ты начинаешь двигаться в новом направлении... И забредаешь в тупик. Но иногда (увы, редко) открывается новая дорога, и какие же перспективы она сулит! Или, скажем, излагается в общем-то известная задача, а станешь над ней “колдовать” - и вдруг понимаешь: здесь что-то не так. И если находишь нестыковку, начинаешь думать: а в чем тут дело?
- Тогда, если позволите, вопрос, который никогда не задавал ученым: что такое для вас творческий процесс?
- Творчество в науке - когда идея оказывается плодотворной и удается сделать шаг вперед в исследованиях. Тогда испытываешь ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения: ведь ты знаешь то, до чего никто в мире еще не додумался. От этого даже дух захватывает.
- Больше десяти лет вы работали за рубежом, а почему не остались?
- Да, меня часто об этом спрашивают. Если честно, не люблю об этом говорить, опасаясь удариться в пафос. Не знаю, как у кого, но у меня ровно и гладко в жизни редко получалось. В университет поступал в Минске, а заканчивал в Москве. В аспирантуре не учился, но быстро защитил кандидатскую. В 1990-е годы все нормальные ученые поехали в Европу и США, а я в Японию, где меня никто не знал и где требовалось быстро делом отвечать на вопрос “а ты кто такой?”. Наверное, я правильно понимал вопрос - и у меня получилось. А не остался потому, что помимо работы есть семья и одинокая старенькая мама, которую не заберешь в Японию. Пусть это звучит громко, но для меня Россия не просто страна проживания - за нее в моей семье воевало несколько поколений мужчин: дед в Первую мировую, отец в Отечественную - в 16 лет добровольцем ушел на фронт и дошел до Берлина, его дядя начал службу в Белоруссии 22 июня 1941-го и закончил в Праге в мае 1945-го.
- Вы продолжаете работать в Японии?
- Да, и скоро отправляюсь туда снова. Если говорить высоким штилем, эта страна много для меня значит. Кое-что я там сделал - и коллеги это ценят: меня избрали почетным докто­ром наук Университета Ямагучи. Я регулярно езжу туда - веду исследования по своей теме, читаю лекции для студентов и профессоров (на снимке), хотя и не всегда. Много работал в Германии - никто не скажет, что немцы любят бездельничать, но даже их нельзя сравнивать с японцами. Там созданы такие идеальные условия для ученого, что за полтора-два месяца я успеваю сделать едва ли не больше, чем в России за год. И материальный аспект тоже нельзя сбрасывать со счетов: моя зарплата здесь несопоставима с платой за ту же работу в Японии.
- А читать лекции студентам не надоедает?
- Я люблю передавать свои знания. Если, скажем, кому-то даешь деньги, то у него их становится больше, а у тебя - меньше. Но если делишься знаниями, то и у тебя, и у него их будет больше: ведь, объясняя другому, сам начинаешь лучше понимать. Есть законы сохранения массы, энергии, импульса... но нет закона сохранения знаний. А для физика явления, в которых нарушаются законы сохранения, всегда представляют особый интерес.

Юрий ДРИЗЕ
Фото предоставлено М.Трибельским


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Больше света! Российские химики подключились к событию мирового масштаба.
В 2018 году по инициативе ЮНЕСКО впервые проводится Международный день света. К этому событию был приурочен московский научный семинар “Устойчивое развитие и образование”, организованный Институтом химии и проблем устойчивого развития Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева. /№ 21(2018)
Внимание, тревога! Корпоративная модель в высшем образовании вызывает вопросы.
Опрос профессорско-преподавательского состава Массачусетского технологического института (США), проведенный в 2001 г. службой университета по мониторингу качества жизни и работы преподавателей, показал: 78% респондентов считают, что, “несмотря на прилагаемые усилия, они не успевают выполнять запланированные на день задачи”. /№ 20(2018)
Силуэты кутюрье. Мир моды ищет таланты.
Уникальный интернациональный проект, международный конкурс молодых дизайнеров “Русский силуэт”, более 20 лет открывает миру новые имена молодых дизайнеров. /№ 20(2018)

Новости


Законопроект о государственном и муниципальном контроле (надзоре), который затрагивает в том числе сферу образования, сделает проверки вузов более узконаправленными и логичными, считает сенатор Любовь Глебова. Об этом она заявила на Петербургском международном экономическом форуме.



В Краснодаре состоялась VI церемония вручения национальной премии «Хрустальный компас», сообщает пресс-служба Русского географического общества.



Министерство науки и высшего образования будет выстраивать доверительные отношения с Министерством просвещения и тесное взаимодействие с академической средой, университетами и инновационными компаниями, заявил журналистам министр Михаил Котюков в кулуарах Петербургского международного экономического форума.



На заседании Комитета Госдумы по образованию и науке депутаты обсудили, как реализуется указ президента страны «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» (в части совершенствования правового обеспечения развития образования и науки).



Клуб «1 июля» выразил крайнюю озабоченность затягиванием разработки и принятия закона о РАН. Соответствующее заявление размещено на сайте клуба.



Глава Российского фонда фундаментальных исследований академик Владислав Панченко приступил к исполнению обязанностей председателя Глобального исследовательского совета. Руководителем ассоциации организаций, финансирующих фундаментальную науку, он стал после Всемирного форума научных фондов в Москве.



В Сибирском федеральном округе и на Дальнем Востоке необходимо восстановить ранее ликвидированные советы по защите диссертаций, заявил во время рабочей поездки в Алтайский край первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко.



Конференции


Шесть дней – с 29 мая по 3 июня - продлится II международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства». И если первый день пройдет в формате привычных докладов и лекций, то остальные пять станут экспериментом. На площадках интерактивного фестиваля «Да-Игра!» ученые в области детской психологии и педагогики проведут мастер-классы и открытые лекции для специалистов и для родителей.

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Текущие конкурсы


Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Фундаментальные проблемы создания композиционных материалов и технологий для аэрокосмической отрасли” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Углеродные наноструктурированные материалы” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Современные проблемы фотоники инфракрасного диапазона” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Междисциплинарные проблемы моделирования, синтеза, формирования, модификации, исследования и прогнозирования структуры и свойств натуральных, искусственных, синтетических и природоподобных волокон” (“мк”)

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии