Официально


Правительственным постановлением утверждено Положение о Министерстве науки и высшего образования, определены его функции и полномочия.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки запретила прием в Евроазиатскую богословскую семинарию Ассоциации христиан веры евангельской «Церковь Божия». Санкция введена за неисполнение предписаний в установленные сроки.

Минобрнауки разрешило заключение договоров о безвозмездном отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения на условиях, предусмотренных пунктом 18 (1) Правил осуществления государственными заказчиками управления правами РФ на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 марта 2012 г. №233 по установленному перечню.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму законопроекта, цель которого - закрепление обязательного учета сведений о независимой оценке качества подготовки студентов при государственной аккредитации образовательной деятельности.




Новости № 24-25(2018)

Регионы


СНГ


- У нас в республике порядка 39 тысяч ученых, из них только треть работает в Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), но именно эти люди - авторы более 50 процентов статей, вышедших в высокорейтинговых зарубежных научных журналах от имени нашей страны. За последние пять лет публикационная активность азербайджанских исследователей возросла более чем вдвое.

Интердайджест
















Вопреки принятым правилам. Рейтинги необходимо дорабатывать ради развития страны.
Публикации
№ 13(2018)

30.03.2018


Системы рейтинговых оценок чрезвычайно популярны в мире и последние десятилетия служат основой сравнительного анализа развития и деятельности вузов на международном уровне. В то же время на уровне стран принятые системы имеют ряд ограничений и должны дополняться расширенной оценкой научно-технического и инновационного потенциала. Считаю справедливым замечание ректора МГУ Виктора Садовничего: “Университет представляет страну, является скрепой региона, государства -  все это в глобальных рейтингах не учитывается”, но добавлю, что международные рейтинги университетов, как они сейчас есть, могут тормозить развитие государств из-за своей неполноты, особенно в условиях, когда обостряется глобальная конкуренция.
Рассмотрим ситуацию на примере Тайваня - одного из мировых технологических лидеров. Его успех подтверждается достижениями в области кремниевой электроники, оптоэлектроники, светотехники, биотехнологий и ряда других направлений. Показательным является и выход этой страной в сжатые сроки на первые позиции в точном машиностроении, станкостроении. Тайвань, например, освоил масштабный выпуск 5-6 продуктов, от которых в значительной степени зависит весь мир: материнских плат, жидкокристаллических дисплеев, изделий оптоэлектроники и ряда других. На ближайшее десятилетие поставлена задача удвоить число таких продуктов. С этой целью в стране создан мощный консорциум по развитию силовой электроники, сосредоточены усилия на биотехнологиях “зеленого силиконового острова”.
Нельзя не упомянуть и о стремительном росте числа патентов, по которым на миллион жителей Тайвань является мировым лидером, а также по количеству новых изобретений, прошедших стадию коммерциализации и подготовленных к серийному производству. В Industrial Technology Research Institute (ITRI), который, имея около 6 тысяч сотрудников, слывет головным по разработке и внедрению новейших технологий, ежегодное число патентов составляет более 1000. Половину технологий, разработанных в ITRI, внедряют сразу по окончании исследовательских проектов, а 70% из оставшихся (вторые 50% общего числа технологий) находят себе применение за три следующие года. Эти достижения и новые задачи предъявляют высокие требования к развитию высшего образования, поисковых научных исследований, оригинальных инновационных моделей.
Будучи с 1998-го по 2011 годы заместителем губернатора Томской области по научно-технической и инновационной политике и образованию, я специально изучал опыт Тайваня, не раз там бывал. Совместно с Pao-Long Chang, ректором университета Фэн-Цзя, Wenke Yang, директором Центрального научно-промышленного парка Тайваня, опубликовал статьи в журнале “Инновация” (2012 год, №№4 и 8). В них мы провели сравнение национальных инновационных систем Тайваня и Российской Федерации, а также представили анализ развития научно-промышленных парков Тайваня и особой экономической зоны технико-внедренческого типа “Томск”. 
Учитывая сходство в ряде индикаторов высшего образования Российской Федерации и Тайваня, полезно сегодня оценить опыт по преобразованию ведущих тайваньских университетов в исследовательские университеты мирового класса. С этой целью в 2006 году на Тайване был утвержден пятилетний проект, по которому в результате конкурса выделили 11 университетов и определили им дополнительное финансирование - 50 млрд. нтд (новый тайванский доллар, равный примерно тогдашнему курсу российского рубля). Одним из индикаторов успешности работы по проекту было, как и у нас сейчас, число публикаций научных статей в зарубежных журналах. 
В 2013 году мы имели возможность обсуждать результаты проектов в Министерстве образования Тайваня. По оценке заместителя министра образования Тайваня, проект должен был решать кадровые, исследовательские, инновационные задачи по достижению главной цели -  повышения конкурентоспособности Тайваня в мировой экономике. В ходе выполнения проекта значительно выросло число статей: более чем в 1,5 раза увеличили публикации, но возникла проблема с качеством. И для его оценки Министерство образования вынуждено было создать 2 центра в технической и гуманитарной сферах. 
В то же время было зафиксировано, что ориентация ведущих университетов на рост числа публикаций статей снизила возможность кооперации с промышленными партнерами. Был сделан вывод о необходимости реформирования финансирования проекта и выделении до 50% его средств промышленным партнерам с целью усиления связей университетов и промышленности.
Таким образом, опыт Тайваня подтверждает наличие известного и вполне объяснимого противоречия между международными рейтинговыми оценками и коренными задачами развития экономики и конкурентоспособности. 
Что касается Российской Федерации, в 2013 году начался Проект 5-100. Были выделены 15 ведущих вузов, из которых, по крайней мере, 5 должны войти в 2020 году в сотню исследовательских университетов мирового класса. Ключевыми индикаторами проекта выбрали показатели трех ведущих международных рейтингов. Так, для QS World они связаны с количеством иностранных студентов, иностранных научно-педагогических работников, ростом числа статей и их цитируемости. 50% в показателях деятельности университетов приходятся на академическую репутацию и репутацию среди работодателей, эти показатели, как правило, носят отложенный, долговременный характер и не исключают субъективного подхода. Сравнение ведущих вузов России, основанное на принятых во всем мире показателях, обладает очевидной неполнотой для оценки потенциала вузов и его влияния на повышение конкурентоспособности страны. Для государств с развивающейся экономикой на ведущее место выходят задачи проведения прорывных исследований, создания новых технологий, а для России это еще и участие научно-образовательного комплекса страны в кадровом, техническом и технологическом развитии в интересах оборонно-промышленного комплекса. Таким образом, внутри страны замена исходных целей по повышению конкурентоспособности государства на более узкую задачу роста числа и качества научных статей совершенно недопустима. Следует помнить, что для инновационных разработок преждевременная публикация не рекомендуется, а для специальных работ в открытых изданиях вообще невозможна. Надо отметить, что, не обратив вовремя внимание на поддержку авторитетных, прежде всего, академических, журналов России, мы получили резкое падение публикационного престижа в отечественных журналах. Это привело к тому, что часть наиболее сильных результатов отсылается и публикуется в зарубежных изданиях, число которых в последние годы сильно возросло, а на выходе часто - “наши идеи - в технологии партнеров”.
Пришло время провести более точную оценку научно-технического потенциала вузов и научных организаций Российской Федерации, ориентируемую на развитие и повышение конкурентоспособности научно-образовательного и промышленного комплекса страны. Невозможно достичь конкурентоспособности без ориентированной промышленной политики, направленной на заказ по созданию и освоению прорывных технологий совместно с научно-техническим комплексом. Есть положительные примеры выполнения совместных проектов в соответствии с 218-м Постановлением Правительства РФ “О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства” (2010 год), но число этих примеров надо кратно умножить и сделать проектно-ориентированными с целью решения крупных задач. Чтобы интерес промышленности к инновациям возникал на этапе освоения новых технологий, уместно предусматривать компенсации предприятию налоговых затрат, связанных с внедрением, но в случае успешного завершения проектов.
 Приведем конкретный пример реально апробированной модели в Томске. Вот уже 20 лет в ТУСУР (Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники) создают и совершенствуют модель инновационного предпринимательского университета, в котором последовательно развивается инфраструктура научных исследований, внедряются новые образовательные технологии, формируется экосистема наукоемкого технологического предпринимательства.
Подведем некоторые итоги этой работы.
Доля НИОКР в общем бюджете вуза достигла в 2017 году 44%. Такой показатель характерен для сильнейших университетов мира. Объем НИОКР на одного научно-педагогического работника достиг около 1,6 млн. рублей в год - это один из лучших результатов в стране. Доля внебюджетных средств в объеме НИОКР составляет 90%, и этот результат свидетельствует, что исследования востребованы промышленностью. В последнее время прирост объемов НИОКР и количества научных сотрудников ежегодно составляет около 10%.
Созданная среда наукоемкого технологического предпринимательства  включает около 150 компаний, возглавляемых выпускниками и сотрудниками ТУСУР, с примерным годовым объемом продаж наукоемкой продукции около 40 млрд. рублей в год, что составляет почти 80% наукоемкой продукции региона. Этот опыт работы с наукоемким бизнесом во многом объясняет лидерство университета в России по числу проектов, выполняемых совместно с промышленными партнерами по 218-му Постановлению: девять крупных проектов, в восьми из которых вуз - головной исполнитель с общим объемом финансирования 3,5 млрд. рублей. И по ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.”: 8 проектов в 2017-2019 годах с общим объемом финансирования 1,3 млрд. рублей. Вот какого уровня эти проекты.
ТУСУР - признанный лидер в создании наземных испытательных комплексов для тестирования и моделирования систем электропитания космических аппаратов. Причем созданная производственная инфраструктура НИИ автоматики и электромеханики ТУСУР позволяет не только проводить разработку новых приборов и устройств, но и обеспечивать их серийный выпуск для ведущих организаций ракетно-космического комплекса страны, а также для всех космодромов России.
Научно-образовательный центр “Нанотехнологии” ­ТУСУР известен как один из ведущих центров России по СВЧ-наноэлектронике и нанотехнологиям. Разработанные здесь уникальные интеллектуальные продукты и программы существенно продвинули проектирование сверхвысокочастотных монолитных интегральных схем до уровня 60 гигагерц. Благодаря этому успешно выполнены перспективные исследования с ведущими российскими, а также европейскими институтами и организациями Франции, Голландии, Германии.
В сфере робототехники вуз принимает участие в создании глубоководных роботов, способных трудиться на глубинах до 6000 метров. Одновременно при разработке системы технического зрения идут испытания нового типа радаров, обеспечивающих создание беспилотных средств для управления тяжелыми грузовиками, а также наземными и воздушными объектами.
В значительной степени ­все это удается вузу потому, что в университете успешно реализуется уникальная образовательная технология группового проектного обучения (ГПО), обеспечивающая индивидуальную подготовку специалистов и выполнение реальных проектов по техническим заданиям наукоемкого бизнеса. Ежегодно более 300 студенческих проектов выполняются в рамках технологии ГПО, наиболее перспективные из них продолжаются в студенческом бизнес-инкубаторе ТУСУР, первом созданном в 2004 году в России и вошедшим в тройку лидеров студенческих бизнес-инкубаторов страны. Эта система стартапов, дополненная технологическим бизнес-инкубатором, помогает выпускникам начать собственный наукоемкий бизнес. Свыше 50 наукоемких предприятий уже вышли на рынок.
Выстроенная коллективом вуза система, заряженность его на выполнении важных для экономики страны проектов и достижение конечных результатов обеспечили и достойные зарплаты сотрудников университета. Так, по итогам 2017 года четверть научно-педагогических работников вуза получила годовую заработную плату, превышающую один миллион рублей. 
Это хороший старт, чтобы повторить пример Владимира Полякова, выпускника ТУСУР, который организовал в г. Ставрополь крупный промышленный холдинг “Монокристалл” по выпуску синтетического сапфира для нужд радиоэлектронной, светодиодной и часовой промышленности. Предприятие стало лидером с долей мирового рынка около 30%, обогнав японские и тайваньские компании, а его руководитель вошел в список российской части журнала Forbes и является одним из немногих отечественных предпринимателей такого уровня в области наукоемких технологий. 
Именно такие модели необходимо развивать и тиражировать в нашей стране, и парадоксально, что ТУСУР не стал победителем приоритетного проекта Мин­обрнауки России “Вузы как центры пространства создания инноваций”. Одна из причин - недостаточная публикационная активность по сравнению с конкурентами. Это тот случай, когда использование методик международных рейтингов внутри России наносит прямой ущерб целям и уводит от решения задач развития экономики страны. Одновременно выделение сильнейших вузов по Проекту “5-100” должно дополниться задачами технологического развития внутри страны и повышения ее глобальной конкурентоспособности, иначе от решения главных задач экономики государства будут оторваны сильнейшие его вузы.
В заключение сформулирую пять конкретных предложений.
1. Оценка научно-технического потенциала вузов и научных организаций Российской Федерации должна быть увязана с задачей технологического развития и повышения глобальной конкурентоспособности экономики страны.
2. Необходимо создать условия для активизации промышленной политики в области инноваций и укрепления связей с научно-техническим комплексом России. Задачи импортозамещения должны решаться на основе перспективных и новейших технологий, преимущественно отечественных.
3. Пришло время выявить лучшие модели развития вузов в стране за последние 20 лет и тиражировать их, в том числе через подготовку и переподготовку вузовских и межвузовских команд.
4. Для оценки уровня отечественных работ при проведении фундаментальных исследований необходимо продолжить участие вузов и научных организаций в международных рейтинговых сравнениях. Для поисковых исследований и прикладных разработок требуется создать и использовать национальную систему их оценки.
5. С целью повышения публикационной активности и престижа отечественных статей необходимо принять срочные меры по укреплению научно-периодических изданий. Прежде всего академических журналов и научно-технических изданий ведущих вузов. 
 Владислав ЗИНЧЕНКО,
 профессор, доктор физико-математических наук,
 лауреат премии Правительства РФ в области образования


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Осторожно: инбридинг! Зачем и как нужно бороться за горизонтальную мобильность.
После развала СССР наука в стране потеряла свою действенность и утратила функцию драйвера производительных сил. Деградация наукоемкой промышленности и невостребованность инноваций привели к отрыву науки и образования от реальной жизни... /№ 24-25(2018)
Загадочное войско Пир-Панджала/ Сибирские археологи открыли в Индии уникальные памятники/
Началась эта история пять лет назад. Путешествуя по Кашмиру, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Наталья ПОЛОСЬМАК увидела у входа в археологический музей города Шринагар необычные каменные изваяния двух коней, на каждом из которых сидели по три всадника. /№ 23(2018)
Жизнь ради жизней. Её профессия - спасать.
Галине Михайловне Савельевой не так давно исполнилось 90 лет. 25 апреля в Кремле Президент России В.Путин своим указом присвоил ей звание Героя Труда РФ. А Московское общество акушеров-гинекологов провело в ее честь торжественное заседание. Около 500 специалистов съехались со всей России. /№ 23(2018)

Новости


Комитет Госдумы по образованию и науке провел в Российской академии наук круглый стол «Правовое обеспечение научной и научно-технологической деятельности в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы развития». В его работе приняли участие депутаты Госдумы, представители РАН, Министерства науки и высшего образования, руководители научных и образовательных организаций, эксперты.



Треть выпускников МГУ им. М.В.Ломоносова получит в этом году диплом с отличием, сообщил журналистам ректор вуза Виктор Садовничий.



Бюро Отделения физических наук РАН выступило с заявлением, в котором «с удовлетворением отмечает возвращение Государственной Думы к рассмотрению президентских поправок и рассчитывает на их скорейшее принятие».



Рособрнадзор лишил Московскую высшую школу социальных и экономических наук (ее также называют «Шанинка») государственной аккредитации. Приказ опубликован на сайте службы.



Правительство РФ не будет менять порядок назначения руководителей научных организаций, сообщает ТАСС со ссылкой на заявление вице-премьера Татьяны Голиковой.

Президиум Межведомственного совета по присуждению премий Правительства РФ в области образования, рассмотрев проекты работ, представленных на соискание премий 2018 года, рекомендовал к присуждению премий пять из них, сообщает пресс-служба Минобрнауки.

В Общественной палате РФ состоялось заседание круглого стола на тему «Актуальное законодательное обеспечение научной и образовательной деятельности», сообщает пресс-служба РАН.

Конференции


Шесть дней - с 29 мая по 3 июня - продлится II Международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства». И если первый день пройдет в формате привычных докладов и лекций, то остальные пять станут экспериментом. На площадках интерактивного фестиваля «Да-Игра!» ученые в области детской психологии и педагогики проведут мастер-классы и открытые лекции для специалистов и родителей.

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Текущие конкурсы


Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года междисциплинарных фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с администрацией Волгоградской области

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований по теме “История Евразии в материальных памятниках древности: традиции и современные подходы в археологических исследованиях” (“Древности”)

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии