Официально


Подписано постановление Президиума РАН «О совершенствовании системы аспирантуры в Российской Федерации».



Департамент образования города Москвы преобразован в Департамент образования и науки.

Дмитрий Медведев подписал распоряжение о присуждении премий Правительства России в области образования за 2018 год.

Департамент образования города Москвы утвердил перечень организаций-получателей грантов из числа федеральных государственных вузов и научных учреждений.




Новости № 49(2018)

Регионы


Московский педагогический государственный университет открыл серию методических семинаров для учителей русского языка в ряде государств Ближнего Востока и Западной Европы.

Белгородский государственный технологический университет и Ферганский политехнический институт откроют российско-узбекский факультет. Он будет сформирован на базе обоих вузов

В Московском авиационном институте подведены итоги участия вуза в проекте “Университетские субботы”, который реализуется при поддержке Департамента образования города Москвы.

СНГ


Интердайджест


Пауки-скакуны вскармливают потомство “молоком”. Без этого чудодейственного секрета паучата погибают в первые десять дней жизни.

В преддверии II Международного саммита по вопросам генного редактирования человека, который недавно открылся в Гонконге, китайский ученый вызвал переполох, объявив о том, что ему удалось изменить геномы двух родившихся в ноябре девочек таким образом, что модификация перейдет к следующим поколениям.

Радиоуглеродный анализ ДНК “сибирского единорога” показал, что он вымер почти одновременно с заселением мест своего обитания людьми, но люди к этому не причастны.


Сообщают, что на оружейном заводе розыгрыш галош происходил между всеми рабочими, не выключая тех, кто выиграл галоши летом. Таким образом, один мог выиграть галоши и летом и теперь, а другой - ни тогда, ни теперь. Надо на следующие разы исключать тех, кто получил галоши в прежние розыгрыши, чтобы не было обидно оставшимся без галош.














Вопреки принятым правилам. Рейтинги необходимо дорабатывать ради развития страны.
Публикации
№ 13(2018)

30.03.2018


Системы рейтинговых оценок чрезвычайно популярны в мире и последние десятилетия служат основой сравнительного анализа развития и деятельности вузов на международном уровне. В то же время на уровне стран принятые системы имеют ряд ограничений и должны дополняться расширенной оценкой научно-технического и инновационного потенциала. Считаю справедливым замечание ректора МГУ Виктора Садовничего: “Университет представляет страну, является скрепой региона, государства -  все это в глобальных рейтингах не учитывается”, но добавлю, что международные рейтинги университетов, как они сейчас есть, могут тормозить развитие государств из-за своей неполноты, особенно в условиях, когда обостряется глобальная конкуренция.
Рассмотрим ситуацию на примере Тайваня - одного из мировых технологических лидеров. Его успех подтверждается достижениями в области кремниевой электроники, оптоэлектроники, светотехники, биотехнологий и ряда других направлений. Показательным является и выход этой страной в сжатые сроки на первые позиции в точном машиностроении, станкостроении. Тайвань, например, освоил масштабный выпуск 5-6 продуктов, от которых в значительной степени зависит весь мир: материнских плат, жидкокристаллических дисплеев, изделий оптоэлектроники и ряда других. На ближайшее десятилетие поставлена задача удвоить число таких продуктов. С этой целью в стране создан мощный консорциум по развитию силовой электроники, сосредоточены усилия на биотехнологиях “зеленого силиконового острова”.
Нельзя не упомянуть и о стремительном росте числа патентов, по которым на миллион жителей Тайвань является мировым лидером, а также по количеству новых изобретений, прошедших стадию коммерциализации и подготовленных к серийному производству. В Industrial Technology Research Institute (ITRI), который, имея около 6 тысяч сотрудников, слывет головным по разработке и внедрению новейших технологий, ежегодное число патентов составляет более 1000. Половину технологий, разработанных в ITRI, внедряют сразу по окончании исследовательских проектов, а 70% из оставшихся (вторые 50% общего числа технологий) находят себе применение за три следующие года. Эти достижения и новые задачи предъявляют высокие требования к развитию высшего образования, поисковых научных исследований, оригинальных инновационных моделей.
Будучи с 1998-го по 2011 годы заместителем губернатора Томской области по научно-технической и инновационной политике и образованию, я специально изучал опыт Тайваня, не раз там бывал. Совместно с Pao-Long Chang, ректором университета Фэн-Цзя, Wenke Yang, директором Центрального научно-промышленного парка Тайваня, опубликовал статьи в журнале “Инновация” (2012 год, №№4 и 8). В них мы провели сравнение национальных инновационных систем Тайваня и Российской Федерации, а также представили анализ развития научно-промышленных парков Тайваня и особой экономической зоны технико-внедренческого типа “Томск”. 
Учитывая сходство в ряде индикаторов высшего образования Российской Федерации и Тайваня, полезно сегодня оценить опыт по преобразованию ведущих тайваньских университетов в исследовательские университеты мирового класса. С этой целью в 2006 году на Тайване был утвержден пятилетний проект, по которому в результате конкурса выделили 11 университетов и определили им дополнительное финансирование - 50 млрд. нтд (новый тайванский доллар, равный примерно тогдашнему курсу российского рубля). Одним из индикаторов успешности работы по проекту было, как и у нас сейчас, число публикаций научных статей в зарубежных журналах. 
В 2013 году мы имели возможность обсуждать результаты проектов в Министерстве образования Тайваня. По оценке заместителя министра образования Тайваня, проект должен был решать кадровые, исследовательские, инновационные задачи по достижению главной цели -  повышения конкурентоспособности Тайваня в мировой экономике. В ходе выполнения проекта значительно выросло число статей: более чем в 1,5 раза увеличили публикации, но возникла проблема с качеством. И для его оценки Министерство образования вынуждено было создать 2 центра в технической и гуманитарной сферах. 
В то же время было зафиксировано, что ориентация ведущих университетов на рост числа публикаций статей снизила возможность кооперации с промышленными партнерами. Был сделан вывод о необходимости реформирования финансирования проекта и выделении до 50% его средств промышленным партнерам с целью усиления связей университетов и промышленности.
Таким образом, опыт Тайваня подтверждает наличие известного и вполне объяснимого противоречия между международными рейтинговыми оценками и коренными задачами развития экономики и конкурентоспособности. 
Что касается Российской Федерации, в 2013 году начался Проект 5-100. Были выделены 15 ведущих вузов, из которых, по крайней мере, 5 должны войти в 2020 году в сотню исследовательских университетов мирового класса. Ключевыми индикаторами проекта выбрали показатели трех ведущих международных рейтингов. Так, для QS World они связаны с количеством иностранных студентов, иностранных научно-педагогических работников, ростом числа статей и их цитируемости. 50% в показателях деятельности университетов приходятся на академическую репутацию и репутацию среди работодателей, эти показатели, как правило, носят отложенный, долговременный характер и не исключают субъективного подхода. Сравнение ведущих вузов России, основанное на принятых во всем мире показателях, обладает очевидной неполнотой для оценки потенциала вузов и его влияния на повышение конкурентоспособности страны. Для государств с развивающейся экономикой на ведущее место выходят задачи проведения прорывных исследований, создания новых технологий, а для России это еще и участие научно-образовательного комплекса страны в кадровом, техническом и технологическом развитии в интересах оборонно-промышленного комплекса. Таким образом, внутри страны замена исходных целей по повышению конкурентоспособности государства на более узкую задачу роста числа и качества научных статей совершенно недопустима. Следует помнить, что для инновационных разработок преждевременная публикация не рекомендуется, а для специальных работ в открытых изданиях вообще невозможна. Надо отметить, что, не обратив вовремя внимание на поддержку авторитетных, прежде всего, академических, журналов России, мы получили резкое падение публикационного престижа в отечественных журналах. Это привело к тому, что часть наиболее сильных результатов отсылается и публикуется в зарубежных изданиях, число которых в последние годы сильно возросло, а на выходе часто - “наши идеи - в технологии партнеров”.
Пришло время провести более точную оценку научно-технического потенциала вузов и научных организаций Российской Федерации, ориентируемую на развитие и повышение конкурентоспособности научно-образовательного и промышленного комплекса страны. Невозможно достичь конкурентоспособности без ориентированной промышленной политики, направленной на заказ по созданию и освоению прорывных технологий совместно с научно-техническим комплексом. Есть положительные примеры выполнения совместных проектов в соответствии с 218-м Постановлением Правительства РФ “О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства” (2010 год), но число этих примеров надо кратно умножить и сделать проектно-ориентированными с целью решения крупных задач. Чтобы интерес промышленности к инновациям возникал на этапе освоения новых технологий, уместно предусматривать компенсации предприятию налоговых затрат, связанных с внедрением, но в случае успешного завершения проектов.
 Приведем конкретный пример реально апробированной модели в Томске. Вот уже 20 лет в ТУСУР (Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники) создают и совершенствуют модель инновационного предпринимательского университета, в котором последовательно развивается инфраструктура научных исследований, внедряются новые образовательные технологии, формируется экосистема наукоемкого технологического предпринимательства.
Подведем некоторые итоги этой работы.
Доля НИОКР в общем бюджете вуза достигла в 2017 году 44%. Такой показатель характерен для сильнейших университетов мира. Объем НИОКР на одного научно-педагогического работника достиг около 1,6 млн. рублей в год - это один из лучших результатов в стране. Доля внебюджетных средств в объеме НИОКР составляет 90%, и этот результат свидетельствует, что исследования востребованы промышленностью. В последнее время прирост объемов НИОКР и количества научных сотрудников ежегодно составляет около 10%.
Созданная среда наукоемкого технологического предпринимательства  включает около 150 компаний, возглавляемых выпускниками и сотрудниками ТУСУР, с примерным годовым объемом продаж наукоемкой продукции около 40 млрд. рублей в год, что составляет почти 80% наукоемкой продукции региона. Этот опыт работы с наукоемким бизнесом во многом объясняет лидерство университета в России по числу проектов, выполняемых совместно с промышленными партнерами по 218-му Постановлению: девять крупных проектов, в восьми из которых вуз - головной исполнитель с общим объемом финансирования 3,5 млрд. рублей. И по ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.”: 8 проектов в 2017-2019 годах с общим объемом финансирования 1,3 млрд. рублей. Вот какого уровня эти проекты.
ТУСУР - признанный лидер в создании наземных испытательных комплексов для тестирования и моделирования систем электропитания космических аппаратов. Причем созданная производственная инфраструктура НИИ автоматики и электромеханики ТУСУР позволяет не только проводить разработку новых приборов и устройств, но и обеспечивать их серийный выпуск для ведущих организаций ракетно-космического комплекса страны, а также для всех космодромов России.
Научно-образовательный центр “Нанотехнологии” ­ТУСУР известен как один из ведущих центров России по СВЧ-наноэлектронике и нанотехнологиям. Разработанные здесь уникальные интеллектуальные продукты и программы существенно продвинули проектирование сверхвысокочастотных монолитных интегральных схем до уровня 60 гигагерц. Благодаря этому успешно выполнены перспективные исследования с ведущими российскими, а также европейскими институтами и организациями Франции, Голландии, Германии.
В сфере робототехники вуз принимает участие в создании глубоководных роботов, способных трудиться на глубинах до 6000 метров. Одновременно при разработке системы технического зрения идут испытания нового типа радаров, обеспечивающих создание беспилотных средств для управления тяжелыми грузовиками, а также наземными и воздушными объектами.
В значительной степени ­все это удается вузу потому, что в университете успешно реализуется уникальная образовательная технология группового проектного обучения (ГПО), обеспечивающая индивидуальную подготовку специалистов и выполнение реальных проектов по техническим заданиям наукоемкого бизнеса. Ежегодно более 300 студенческих проектов выполняются в рамках технологии ГПО, наиболее перспективные из них продолжаются в студенческом бизнес-инкубаторе ТУСУР, первом созданном в 2004 году в России и вошедшим в тройку лидеров студенческих бизнес-инкубаторов страны. Эта система стартапов, дополненная технологическим бизнес-инкубатором, помогает выпускникам начать собственный наукоемкий бизнес. Свыше 50 наукоемких предприятий уже вышли на рынок.
Выстроенная коллективом вуза система, заряженность его на выполнении важных для экономики страны проектов и достижение конечных результатов обеспечили и достойные зарплаты сотрудников университета. Так, по итогам 2017 года четверть научно-педагогических работников вуза получила годовую заработную плату, превышающую один миллион рублей. 
Это хороший старт, чтобы повторить пример Владимира Полякова, выпускника ТУСУР, который организовал в г. Ставрополь крупный промышленный холдинг “Монокристалл” по выпуску синтетического сапфира для нужд радиоэлектронной, светодиодной и часовой промышленности. Предприятие стало лидером с долей мирового рынка около 30%, обогнав японские и тайваньские компании, а его руководитель вошел в список российской части журнала Forbes и является одним из немногих отечественных предпринимателей такого уровня в области наукоемких технологий. 
Именно такие модели необходимо развивать и тиражировать в нашей стране, и парадоксально, что ТУСУР не стал победителем приоритетного проекта Мин­обрнауки России “Вузы как центры пространства создания инноваций”. Одна из причин - недостаточная публикационная активность по сравнению с конкурентами. Это тот случай, когда использование методик международных рейтингов внутри России наносит прямой ущерб целям и уводит от решения задач развития экономики страны. Одновременно выделение сильнейших вузов по Проекту “5-100” должно дополниться задачами технологического развития внутри страны и повышения ее глобальной конкурентоспособности, иначе от решения главных задач экономики государства будут оторваны сильнейшие его вузы.
В заключение сформулирую пять конкретных предложений.
1. Оценка научно-технического потенциала вузов и научных организаций Российской Федерации должна быть увязана с задачей технологического развития и повышения глобальной конкурентоспособности экономики страны.
2. Необходимо создать условия для активизации промышленной политики в области инноваций и укрепления связей с научно-техническим комплексом России. Задачи импортозамещения должны решаться на основе перспективных и новейших технологий, преимущественно отечественных.
3. Пришло время выявить лучшие модели развития вузов в стране за последние 20 лет и тиражировать их, в том числе через подготовку и переподготовку вузовских и межвузовских команд.
4. Для оценки уровня отечественных работ при проведении фундаментальных исследований необходимо продолжить участие вузов и научных организаций в международных рейтинговых сравнениях. Для поисковых исследований и прикладных разработок требуется создать и использовать национальную систему их оценки.
5. С целью повышения публикационной активности и престижа отечественных статей необходимо принять срочные меры по укреплению научно-периодических изданий. Прежде всего академических журналов и научно-технических изданий ведущих вузов. 
 Владислав ЗИНЧЕНКО,
 профессор, доктор физико-математических наук,
 лауреат премии Правительства РФ в области образования


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

От войны до войны. Политикам не помешает усвоить уроки истории.
В Москве состоялась международная научная конференция “Окончание Первой мировой войны и формирование нового мирового порядка: от Версаля до Мюнхена”, организованная Институтом всеобщей истории РАН и историческим факультетом МГУ при поддержке Международного общественного фонда “Российский фонд мира”. /№ 49(2018)
Растворяясь в технологиях. Художники объединили мир людей с миром машин.
Сегодня технологические новинки зачастую становятся основной темой для произведений искусства. Недавно открывшаяся в Фонде культуры “Екатерина” выставка с говорящим названием “Прорыв” - отличный тому пример. Художники в образной форме показали, как с приходом гаджетов меняется жизнь человека. /№ 49(2018)
Alma - не mater? Немецкие ученые не слишком привязаны к своим университетам.
Глубинные опросы немецких профессоров выявили, что коллеги из Германии меньше привязаны к университету, где они работают, чем россияне. /№ 48(2018)

Новости


Вице-президент РАН Алексей Хохлов сообщил о том, что состоялась его встреча с руководителем московского Департамента образования и науки Исааком Калиной. «Мы договорились о преемственности и активизации работы по основным направлениям сотрудничества Правительства Москвы и Российской академии наук, определенных соглашением, подписанным в апреле этого года С.Собяниным и А.Сергеевым», - написал на своей странице в Facebook академик.



Сформированный недавно федеральный перечень школьных учебников может привести к снижению качества образования, поскольку по большей части составлен из прошлогодних изданий. Сам процесс формирования вызывает опасения, поскольку повлечет за собой дальнейшую монополизацию рынка, заявила ТАСС пресс-служба корпорации «Российский учебник».



Руководители профильных министерств России и Германии подписали «Дорожную карту сотрудничества в области образования, науки, научных исследований и инноваций» в ходе рабочего визита министра образования и научных исследований Германии Ани Карличек в Россию, сообщает пресс-служба Минобрнауки.



Российская академия наук в три раза сократила количество исследовательских тем по итогам оценки отчетов о выполнении планов научных исследований за 2017 год, сообщил министр науки и высшего образования Михаил Котюков в интервью телеканалу НТВ.



Студенты, преподаватели и управленцы оценили эффективность применения информационных технологий в образовательной, научной и административной деятельности вузов. Социологическое исследование было проведено в рамках проекта федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса».

Российская наука и образование нуждаются в большем финансировании, а аспирантуре необходимо вернуть престиж, заявил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов на дискуссионной площадке «Качество жизни» съезда «Единой России», сообщает пресс-служба профильного комитета ГД.

Улучшение качества российских научных журналов будет способствовать повышению активности публикаций на их страницах и росту престижа эти изданий в мире, заявил ТАСС президент РАН Александр Сергеев, принимающий участие в неделе Нобелевских торжеств в Стокгольме по приглашению нобелевского лауреата по физике Жерара Муру.

Конференции


22 ноября ИСП РАН им. В.П. Иванникова в рамках своей Открытой конференции, посвященной 70-летию отечественного ИТ-сектора, заключил соглашение с АО «НПО РусБИТех» о продаже лицензии на статический анализатор Svace и динамический анализатор Crusher. Сделка позволит предприятию-разработчику отечественной сертифицированной операционной системы Astra Linux обнаруживать ошибки кода на ранних стадиях и повысить доверие к безопасности своей платформы, используемой в государственных и коммерческих информационных системах, в том числе в критически важных секторах экономики.

22-23 ноября в здании Президиума Российской академии наук прошла Открытая конференция ИСП РАН им. В.П.Иванникова, посвященная 70-летию российского ИТ-сектора. На ней обсудили проекты и технологии, имеющие глобальное значение.

Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-4 апреля 2019 года, Калининград, Балтийский федеральный университет

Текущие конкурсы


Pегиональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований

Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований

Конкурс работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники для молодых ученых.

Конкурс работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники.

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии