Официально


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки за неисполнение предписаний в установленные сроки запретила прием в Сочинский институт моды, бизнеса и права и Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права.



Вышел приказ Рособрнадзора о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности Европейскому университету в Санкт-Петербурге. Решение принято на основании заявления ректора ЕУ, акта документарной проверки и акта проверки вуза в сфере образования и науки, прошедшей в начале августа.

До 1 сентября продлена работа горячей линии Рособрнадзора по вопросам приема в вузы инвалидов и лиц с ОВЗ, информирует пресс-служба ведомства.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки отказала в государственной аккредитации Кубанскому институту информзащиты и Тульскому университету (ТИЭИ).




Новости № 31-32(2018)

Регионы


В Саратовском областном краеведческом музее открылась выставка, посвященная ученому-энциклопедисту, профессору Исааку Мустафину (1908-1968).

Дальневосточный федеральный университет инициировал создание Морской ассоциации федеральных университетов России.

АлтГУ продолжает развивать программу поддержки талантливой молодежи, которая реализуется в вузе на протяжении многих лет.

СНГ


Интердайджест


Молодые звезды математики, занимающиеся теорией игр, уравнениями с бесконечным множеством решений и динамическими системами, а также преобразованием арифметики, получили самые престижные награды в области математики и теоретической информатики - медали Филдса и премию Неванлинны...

Первое клиническое испытание метода лечения болезни Паркинсона перепрограммированными клетками начинается в Японии.

Две группы ученых, применив метод генного редактирования CRISPR, собрали весь генетический материал дрожжей, распределенный по 16 хромосомам, всего в одну или две хромосомы.


Во многих домах столицы происходит своеобразная “химическая” горячка. Интеллигенты, лишившиеся обычных занятий и не решающиеся взяться за “простонародный” труд, изобретают способы существовать посредством домашней фабрикации всякого рода предметов и продуктов. Разные мыла, ваксы, мази домашнего производства - все это понемножку переходит в продажу. Но по преимуществу эти “химики” - только мечтатели. Впрочем, они учатся ведь при этом химии! Это все же лучше, чем убивать время в хандре и вздохах.














Терпение и труд. Чему научила нашего профессора работа в Японии?
Публикации
№ 13(2018)

30.03.2018


Поездками наших ученых за границу сейчас никого не удивишь. Ездят на стажировки, по контрактам, для совместных проектов и исследований... Пути-дороги в основном ведут в Европу и США - и информации, как живется там коллегам, хоть отбавляй. Другое дело - Япония, в дальней восточной стране соотечественников бывает не так уж и много. Тем более интересен опыт профессора-физика из МГУ им. М.В.Ломоносова и НИЯУ МИФИ Михаила Трибельского - 30 лет он регулярно работает и читает лекции в Японии. Своими впечатлениями от Страны восходящего солнца Михаил Исаакович поделился с “Поиском”. 

- Первой заграничной страной, в которой мне довелось жить и работать, была Япония. Получилось это случайно. В советское время я был невыездным, но перестройка все изменила, и в конце 1980-х вдруг поехал на конференцию за рубеж. Сначала в ГДР - посмотрел, как выглядит Берлинская стена с восточной стороны, затем в ФРГ. На конференции японский профессор сделал интересный доклад, но материал был явно “сырой”. В перерыве подошел к нему и высказал мнение: мол, экспериментальный материл собран значительный, но требует теоретической обработки. Профессор со мной согласился: он знает, что нужен теоретик, но где же его взять? Я удивился: неужели так трудно его пригласить? “А вы бы поехали?”, - спросил он. “Поехал бы”, - ответил, не веря в успех. И напрасно. Не успел вернуться в Москву, как из Японии пришло приглашение четыре месяца поработать в лаборатории японского коллеги с оплатой дороги и всех расходов.
Так мы с женой оказались на юге Японии, в городе Китакюсю. Шел 1990 год. Поездки советских граждан за границу были явлением редким. А в провинциальном Китакюсю мы были едва ли не первыми советскими поселенцами. Типичный вопрос, который задавали нам при знакомстве практически все - от университетских профессоров до продавцов в супермаркете: “Неужели вы прямо из Советского Союза?” А через некоторое время, познакомившись поближе: “И что, в России все такие?” И последний, бьющий наповал: “Если там все такие, то почему вы так плохо живете?” 
- На первых порах было очень трудно?
- Трудно было всегда, не только вначале. Плохо было то, что мы почти ничего не знали о стране, а то, что знали, было либо бесполезно, либо не соответствовало действительности. Конечно, перед отъездом мы прочли книжки о Японии. Но их писали побывавшие там иностранцы - то были впечатления извне. А нас интересовали впечатления изнутри. В Москве перед отъездом наи­в­но спрашивали “опытных” знакомых: “Что с собой надо брать?” Отвечали нам с полным знанием дела: “Ничего, у вас там будет все”. На самом деле не было ничего: нам предоставили пустую квартиру, без электрических лампочек и газовой плиты. Пригласивший меня профессор по своей инициативе купил нам матрац, подушки, одеяло и комплект постельного белья. Кровати не было, и мы спали на полу (в традиционном японском доме кровать не полагается). Словом, покупать пришлось все. 
- Но хоть было на что?
- Мне платили стипендию 270 тысяч иен в месяц. По тогдашнему курсу это меньше 2000 долларов. В Москве эта сумма казалась бы огромной. Но, приехав в Японию, понял, что это далеко не так. К тому же 500 пришлось отдавать за квартиру. Как мы сводили концы с концами, учитывая бесконечные покупки, я уже не представлю. Но главное не это. Поначалу у меня никак не складывались отношения с пригласившим меня профессором. Лет мне тогда было не так уж и мало - 40, в 33 я защитил докторскую, и кое-какие результаты имелись. Но ни меня, ни моих работ в Японии не знали, что неудивительно. На международные конференции меня не пускали, а публикации в журналах читают, если фамилия автора уже известна. Логика простая: раз мы тебя не знаем, значит, ты ничего не стоишь. И отношение было соответствующее. Возникало горячее желание собрать чемоданы и уехать. И, если бы не жена, скорее всего, я бы так и сделал. Она говорила: “Терпи, пойдут результаты - и отношение изменится”. И оказалась права: стоило появиться первым результатам, моего профессора как подменили. Со временем он стал моим близким другом и остается им до сих пор.
- Над чем вы тогда работали?
- Лаборатория, в которую я приехал, специализировалась на жидких кристаллах. Тогда это направление интенсивно развивалось во всем мире. Сотрудники занимались фундаментальными вопросами поведения жидких кристаллов в электрических и магнитных полях. Они проводили эксперименты, а мне нужно было “подкладывать” под них теорию. Однако получилось иначе: я предложил некую теорию,  и под нее нужно было сделать эксперимент. Четыре месяца пролетели быстро, работа была в самом разгаре, но... закончились деньги на мое содержание. “Мой” профессор, проявив чудеса изобретательности, достал еще немного денег, чтобы продлить мое пребывание. Но и они кончились - нам пришлось возвращаться. Помню, что домой я привез “кругленькую сумму” - 100 долларов. Зато теперь профессор ценил меня и, когда я уезжал, спросил, не хочу ли приехать на большой срок? Согласился, не очень веря, что получится. Но в 1994 году действительно приехал снова и прожил в Японии до 2003 года.
Японцы, надо отдать им должное, мало говорят, но много делают. После того как в 1991-м я вернулся в Москву, “мой” японский профессор развернул кипучую деятельность (как мне потом говорили, даже привлек нобелевского лауреата). В результате для меня создали должность в частном исследовательском институте, принадлежавшем большой японской корпорации, положили хорошую зарплату, подъемные и даже льготы, включая отчисления в частный пенсионный фонд (теперь я получаю небольшую японскую пенсию). 
Задачу мне поставили такую: поднять креативный уровень персонала. Я продолжаю заниматься своими научными проблемами, но обязан получать результаты мирового уровня, докладывать их на институтских семинарах и публиковать в ведущих международных научных журналах. Но это не все. Если персонал института не в состоянии справиться с конкретными прикладными задачами, решить их должен буду я. Спросили, понимаю ли я меру ответственности? Я понимал и принял предложение.
- И решали задачи, с которыми персонал не мог справиться?
- Решал.
- Ваши первые впечатления о японцах?
- Пожалуй, что это очень конкретные люди, так же оценивающие других. Про резкое изменение отношения ко мне я уже сказал. Еще один показательный пример - случай с моей женой. Почтение к женщине там отсутствует напрочь, и мою жену профессор просто не замечал. Жена по специальности архитектор, причем хороший. В Японии она начала рисовать городские пейзажи. И когда он увидел ее работы, его как будто подменили - вдруг она оказалась достойной внимания. 
- Еще вы читали лекции в университетах?
- Да, это входило в мои обязанности: как приглашенный (а позднее японский штатный) профессор я обязан был вести разные курсы в университетах. Хорошо, когда курс апробированный, накатанный - его прочитать легко. Другое дело - начинать с нуля: это большая работа. В Японии мне приходилось читать разные курсы, например, в Токийском университете - математическое моделирование. В Университете Фукуи - электромагнетизм. В Университете Кюсю - снова курс математического моделирования, но другой. 
- Лекции читали на английском?
- Конечно. Мое знание японского ограничивается несколькими дежурными фразами на бытовом уровне. 
- Как студенты к вам относились?
- Вы себе представить не можете, как сложно читать лекции тамошним студентам! Японцам тяжело даются иностранные языки. Японская фонетика бедная, и студенты на слух не различают многие звуки, существующие в английском. А еще менталитет. Я читаю курс, и мне нужна обратная связь, иначе я теряю контакт с аудиторией, не улавливаю ее сигналов, не знаю, понимают меня или нет. Здесь же мои слова падали, как в черную дыру, - реакции никакой. Я задаю вопрос, а в ответ тишина. Спрашиваю студента: что он думает по этом поводу? Он в шоке и отвечает, только когда некуда деваться. Но постепенно, с трудом возник диалог, налаживался контакт. А потом они вошли во вкус, и им это начало нравиться. 
- Вы преподаете в двух крупнейших московских университетах. Как оцениваете знания наших студентов по сравнению с японскими?
- В моей области уровень знаний очень разный, и всех грести под одну гребенку вряд ли получится. Твердо могу сказать, что высшее образование во времена Советского Союза было лучшим в мире. А сейчас, не хотелось бы огорчать моих нынешних студентов, но уровень их знаний упал очень сильно. 
- А по сравнению с японцами?
- Как ни странно, мне трудно ответить на этот вопрос. В Москве я читаю лекции для магистрантов-физиков, а в Японии - для магистрантов и аспирантов-математиков. Это совершенно разные аудитории. 
- Что вам нравится в японцах? 
- Многое. Перед этим народом я снимаю шляпу. После разгрома во Второй мировой войне страна лежала в руинах, японцы буквально умирали с голода. Там нет природных ресурсов, а 75% территории - горы и крутые холмы. И в этих условиях они сумели стать ведущей индустриальной державой мира. Японцы знают свои слабые места и постепенно их изживают. Когда я там работал, то продвигал среди коллег идею, что для интеграции молодых специалистов в международное сообщество необходимо читать студентам некоторые курсы на английском. Сейчас эта идея внедряется на правительственном уровне. И это только один пример. Почти 30 лет я наблюдаю Японию, и позитивных изменений произошло очень много не только в науке.
- Как и на что живет японская профессура? 
- Я был штатным японским профессором, уволившимся в 2002 году. С тех пор там прошла реформа академической системы. Поэтому моя информация несколько устарела, хотя, как мне известно, реформа только расширила права профессуры. Японский профессор живет на зарплату. Деньги, которые он выигрывает по грантам, можно использовать только на командировки, покупку оборудования и расходных материалов, наем вспомогательного персонала и временных сотрудников (включая постдокторантов и приглашенных профессоров). С учетом косвенных выплат (медицинская страховка, льготное жилье, бесплатный проездной билет от дома до работы, премии и т.п.) в национальных университетах зарплата профессора составляет около 100 тысяч долларов США в год. В частных университетах - несколько больше. При этом стоимость продуктов питания, одежды и основных услуг того же порядка, что в Москве. Но общественный транспорт и жилье значительно дороже, чем у нас (повторю, университеты предоставляют сотрудникам бесплатный проезд, а часто и льготное жилье - по чисто символическим ценам, правда, качество неважное).
По достижении 65-67 лет японского профессора из национального университета обязаны уволить на пенсию (в частных - в 70). Часто после увольнения профессора его лабораторию расформировывают, тем самым обеспечивая сменяемость тематики исследований. При увольнении профессору единовременно выплачивают выходное пособие. Его размер зависит от карьерной истории, обычно это около 150-200 тысяч долларов США. Но главное не материальное положение, а общественный статус. Профессор в Японии - очень уважаемый человек. Приведу пример из собственного опыта. 
В провинциальном городе Фукуи я запарковал машину на привокзальной площади, где стоянка запрещена. Но как встречать-провожать пассажиров, если машину негде оставить? Поэтому, если машина стоит меньше 20 минут, полицейские закрывают глаза на такое нарушение. Я вернулся через 23 минуты и увидел на боковом стекле штрафную наклейку, а на зеркале бокового вида - тросик-петельку, застегнутую на замочек. Снимает ее полицейский после оплаты штрафа. Мне очень не хотелось с этим связываться из-за трех минут опоздания, и я пошел на ближайший полицейский пост. Страж порядкаговорил со мной, не вставая со стула, не слишком учтиво и спросил документы. Но, увидев мое профессорское удостоверение, вскочил, вытянулся чуть ли не по стойке смирно и очень вежливо просил его извинить за то, что он вынужден был наложить на меня штраф. Однако штраф не простил.
- Некорректный вопрос: за столько лет все, что можно, японцы от вас, наверное, взяли, но сотрудничество продолжается. За что они вас ценят? 
- Так еще не все взяли! А если серьезно, то все далеко не просто. Я продолжаю активно работать в науке (слава Богу, у нас не выгоняют на пенсию по достижении критического возраста) и кое-что понимаю в организации научных исследований. “Мой” профессор несколько лет назад возглавил междисциплинарный научный институт и пригласил меня, чтобы я ревизовал работу коллектива и представил свои соображения по организации исследований. В этот институт меня теперь приглашают каждый год, хотя там уже другой директор (мой друг ушел на заслуженный отдых). Думаю, что кроме научных результатов важную роль играет и моя искрения любовь к этой стране, я понимаю японцев. Последнее очень непросто для европейцев, ведь японский менталитет сильно отличается от нашего. Скажем, вы ведете переговоры с японцем. Он внимательно вас слушает и утвердительно кивает головой, но в конце разговора неожиданно говорит: “Нет”. Вы обескуражены, ведь с вами все время соглашались! На самом деле то, что вам кивали головой, означало, что вас слышат, понимают - и только. 
Как-то моя жена присутствовала на переговорах российской бизнес-дамы с японцами. Все уселись вокруг большого стола, и дама начала раздавать визитные карточки, разбрасывая их по столу, как крупье карты, и никак не могла понять, почему японцы вдруг резко прекратили переговоры и ушли. Ей и в голову не могло прийти, что она их оскорбила: визитку полагается вручать, как посол верительные грамоты: двумя руками и с поклоном. И таких, казалось бы, мелочей очень много. 
Как-то мне довелось лететь из Японии на Западное побережье США. Полет долгий, и я разговорился с соседом - итальянским предпринимателем, продававшим в Японию стальной прокат. Я рассказывал ему о Японии и японцах, и, когда мы подлетали к Калифорнии, он вдруг предложил:
- Я не знаю, сколько тебе платят японцы в твоем университете, но вряд ли больше 100 тысяч долларов в год. Иди ко мне начальником отдела сбыта - буду платить намного больше.
- Но что я буду у тебя делать, ничего не понимая в прокате?
- А тебе и не надо понимать: у меня для этого полно инженеров. Но нет людей, разбирающихся в японцах.
- Спасибо, но мне нравится моя работа.
Записал Юрий Дризе
Фотоснимки предоставлены М.Трибельским
На снимках: М.Трибельский с самураем; Екатерина Трибельская. Улица в Китакюсю. Цветная бумага, черный маркер

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Быть ли проку от отходов? Нет в материальном мире бесполезного, считают ученые.
“Вторым Уралом” зовут Гянджинский район Азербайджана знатоки природных ресурсов. Ведь кроме нефти и газа этот регион богат кобальтом, золотом, медью, железом... Одна из основных забот Гянджинского отделения Национальной академии наук Азербайджана - решить экологические проблемы своего региона. /№ 31-32(2018)
Родина слонов?
В ходе двух экспедиций этого полевого сезона палеонтологи обнаружили останки трогонтериевых слонов, живших на евразийских просторах в плейстоцене. Отличились пермяки и томичи. /№ 31-32(2018)
Под именем Гянджеви. Прошлое приходит к нам с мудростью предков.
Гянджу - город, расположенный в 350 километрах к западу от столицы Азербайджана. Он дал свое имя целой плеяде великих мыслителей... /№ 27-28(2018)

Новости


Приемная кампания Европейского университета в Петербурге, который на прошлой неделе получил образовательную лицензию, начнется 21 августа, сообщила ТАСС глава аппарата ректора вуза Алла Самолетова.



Почта России изымает из продажи конверты с ошибкой, посвященные МГУ им. М.В.Ломоносова. На радость коллекционерам вместо здания университета на них изображена высотка на Котельнической набережной.



МГУ им. М.В.Ломоносова разработает проект Избирательного кодекса России. Об этом на пленарной сессии Конгресса общественных наблюдателей - 2018 заявил член Центральной избирательной комиссии РФ Александр Кинев.



Саммит студенческих лидеров стран СНГ пройдет в Крыму в сентябре, сообщает Федеральное агентство по делам молодежи. Организатором форума выступает Севастопольский госуниверситет. Мероприятие проводится при поддержке Росмолодежи и Федерального государственного учреждения «Ресурсный молодежный центр».



Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов в ходе Байкальского образовательного форума объявил о создании Международного совета по оценке качества образования, сообщает пресс-служба ведомства.



В сентябре при Правительстве РФ будет создан консультативный и координационный орган по вопросам развития биотехнологий. В него войдут ученые, представители бизнеса и властных структур. Об этом сообщил ТАСС главный ученый секретарь Президиума РАН академик Николай Долгушкин по итогам встречи с вице-премьером Алексеем Гордеевым, курирующим вопросы государственной политики в области биотехнологий.



Фонд «Сколково» и одно из ключевых предприятий отечественной химической индустрии компания «Химпром» запустили акселерационную программу Startup Challenge 2018. Цель инициативы - совместный поиск проектов в области малотоннажной и спецхимии и их последующая акселерация, которая пройдет при поддержке МГУ им. М.В.Ломоносова.



Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


Конкурс на издание лучших научных трудов

Конкурс на издание лучших научно-популярных трудов

Конкурс научных проектов фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Москвы

Российская академия наук объявляет конкурс на соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Академией наук Абхазии

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?


Notice: Undefined index: HTTP_REFERER in /data/home/poisknews/public_html/images/banner/simple.jpg on line 1 Notice: Undefined index: _phpself in /data/home/poisknews/public_html/images/banner/simple.jpg on line 1


Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии