Официально


Правительственным постановлением утверждено Положение о Министерстве науки и высшего образования, определены его функции и полномочия.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки запретила прием в Евроазиатскую богословскую семинарию Ассоциации христиан веры евангельской «Церковь Божия». Санкция введена за неисполнение предписаний в установленные сроки.

Минобрнауки разрешило заключение договоров о безвозмездном отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения на условиях, предусмотренных пунктом 18 (1) Правил осуществления государственными заказчиками управления правами РФ на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 марта 2012 г. №233 по установленному перечню.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму законопроекта, цель которого - закрепление обязательного учета сведений о независимой оценке качества подготовки студентов при государственной аккредитации образовательной деятельности.




Новости № 24-25(2018)

Регионы


СНГ


- У нас в республике порядка 39 тысяч ученых, из них только треть работает в Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), но именно эти люди - авторы более 50 процентов статей, вышедших в высокорейтинговых зарубежных научных журналах от имени нашей страны. За последние пять лет публикационная активность азербайджанских исследователей возросла более чем вдвое.

Интердайджест
















Терпение и труд. Чему научила нашего профессора работа в Японии?
Публикации
№ 13(2018)

30.03.2018


Поездками наших ученых за границу сейчас никого не удивишь. Ездят на стажировки, по контрактам, для совместных проектов и исследований... Пути-дороги в основном ведут в Европу и США - и информации, как живется там коллегам, хоть отбавляй. Другое дело - Япония, в дальней восточной стране соотечественников бывает не так уж и много. Тем более интересен опыт профессора-физика из МГУ им. М.В.Ломоносова и НИЯУ МИФИ Михаила Трибельского - 30 лет он регулярно работает и читает лекции в Японии. Своими впечатлениями от Страны восходящего солнца Михаил Исаакович поделился с “Поиском”. 

- Первой заграничной страной, в которой мне довелось жить и работать, была Япония. Получилось это случайно. В советское время я был невыездным, но перестройка все изменила, и в конце 1980-х вдруг поехал на конференцию за рубеж. Сначала в ГДР - посмотрел, как выглядит Берлинская стена с восточной стороны, затем в ФРГ. На конференции японский профессор сделал интересный доклад, но материал был явно “сырой”. В перерыве подошел к нему и высказал мнение: мол, экспериментальный материл собран значительный, но требует теоретической обработки. Профессор со мной согласился: он знает, что нужен теоретик, но где же его взять? Я удивился: неужели так трудно его пригласить? “А вы бы поехали?”, - спросил он. “Поехал бы”, - ответил, не веря в успех. И напрасно. Не успел вернуться в Москву, как из Японии пришло приглашение четыре месяца поработать в лаборатории японского коллеги с оплатой дороги и всех расходов.
Так мы с женой оказались на юге Японии, в городе Китакюсю. Шел 1990 год. Поездки советских граждан за границу были явлением редким. А в провинциальном Китакюсю мы были едва ли не первыми советскими поселенцами. Типичный вопрос, который задавали нам при знакомстве практически все - от университетских профессоров до продавцов в супермаркете: “Неужели вы прямо из Советского Союза?” А через некоторое время, познакомившись поближе: “И что, в России все такие?” И последний, бьющий наповал: “Если там все такие, то почему вы так плохо живете?” 
- На первых порах было очень трудно?
- Трудно было всегда, не только вначале. Плохо было то, что мы почти ничего не знали о стране, а то, что знали, было либо бесполезно, либо не соответствовало действительности. Конечно, перед отъездом мы прочли книжки о Японии. Но их писали побывавшие там иностранцы - то были впечатления извне. А нас интересовали впечатления изнутри. В Москве перед отъездом наи­в­но спрашивали “опытных” знакомых: “Что с собой надо брать?” Отвечали нам с полным знанием дела: “Ничего, у вас там будет все”. На самом деле не было ничего: нам предоставили пустую квартиру, без электрических лампочек и газовой плиты. Пригласивший меня профессор по своей инициативе купил нам матрац, подушки, одеяло и комплект постельного белья. Кровати не было, и мы спали на полу (в традиционном японском доме кровать не полагается). Словом, покупать пришлось все. 
- Но хоть было на что?
- Мне платили стипендию 270 тысяч иен в месяц. По тогдашнему курсу это меньше 2000 долларов. В Москве эта сумма казалась бы огромной. Но, приехав в Японию, понял, что это далеко не так. К тому же 500 пришлось отдавать за квартиру. Как мы сводили концы с концами, учитывая бесконечные покупки, я уже не представлю. Но главное не это. Поначалу у меня никак не складывались отношения с пригласившим меня профессором. Лет мне тогда было не так уж и мало - 40, в 33 я защитил докторскую, и кое-какие результаты имелись. Но ни меня, ни моих работ в Японии не знали, что неудивительно. На международные конференции меня не пускали, а публикации в журналах читают, если фамилия автора уже известна. Логика простая: раз мы тебя не знаем, значит, ты ничего не стоишь. И отношение было соответствующее. Возникало горячее желание собрать чемоданы и уехать. И, если бы не жена, скорее всего, я бы так и сделал. Она говорила: “Терпи, пойдут результаты - и отношение изменится”. И оказалась права: стоило появиться первым результатам, моего профессора как подменили. Со временем он стал моим близким другом и остается им до сих пор.
- Над чем вы тогда работали?
- Лаборатория, в которую я приехал, специализировалась на жидких кристаллах. Тогда это направление интенсивно развивалось во всем мире. Сотрудники занимались фундаментальными вопросами поведения жидких кристаллов в электрических и магнитных полях. Они проводили эксперименты, а мне нужно было “подкладывать” под них теорию. Однако получилось иначе: я предложил некую теорию,  и под нее нужно было сделать эксперимент. Четыре месяца пролетели быстро, работа была в самом разгаре, но... закончились деньги на мое содержание. “Мой” профессор, проявив чудеса изобретательности, достал еще немного денег, чтобы продлить мое пребывание. Но и они кончились - нам пришлось возвращаться. Помню, что домой я привез “кругленькую сумму” - 100 долларов. Зато теперь профессор ценил меня и, когда я уезжал, спросил, не хочу ли приехать на большой срок? Согласился, не очень веря, что получится. Но в 1994 году действительно приехал снова и прожил в Японии до 2003 года.
Японцы, надо отдать им должное, мало говорят, но много делают. После того как в 1991-м я вернулся в Москву, “мой” японский профессор развернул кипучую деятельность (как мне потом говорили, даже привлек нобелевского лауреата). В результате для меня создали должность в частном исследовательском институте, принадлежавшем большой японской корпорации, положили хорошую зарплату, подъемные и даже льготы, включая отчисления в частный пенсионный фонд (теперь я получаю небольшую японскую пенсию). 
Задачу мне поставили такую: поднять креативный уровень персонала. Я продолжаю заниматься своими научными проблемами, но обязан получать результаты мирового уровня, докладывать их на институтских семинарах и публиковать в ведущих международных научных журналах. Но это не все. Если персонал института не в состоянии справиться с конкретными прикладными задачами, решить их должен буду я. Спросили, понимаю ли я меру ответственности? Я понимал и принял предложение.
- И решали задачи, с которыми персонал не мог справиться?
- Решал.
- Ваши первые впечатления о японцах?
- Пожалуй, что это очень конкретные люди, так же оценивающие других. Про резкое изменение отношения ко мне я уже сказал. Еще один показательный пример - случай с моей женой. Почтение к женщине там отсутствует напрочь, и мою жену профессор просто не замечал. Жена по специальности архитектор, причем хороший. В Японии она начала рисовать городские пейзажи. И когда он увидел ее работы, его как будто подменили - вдруг она оказалась достойной внимания. 
- Еще вы читали лекции в университетах?
- Да, это входило в мои обязанности: как приглашенный (а позднее японский штатный) профессор я обязан был вести разные курсы в университетах. Хорошо, когда курс апробированный, накатанный - его прочитать легко. Другое дело - начинать с нуля: это большая работа. В Японии мне приходилось читать разные курсы, например, в Токийском университете - математическое моделирование. В Университете Фукуи - электромагнетизм. В Университете Кюсю - снова курс математического моделирования, но другой. 
- Лекции читали на английском?
- Конечно. Мое знание японского ограничивается несколькими дежурными фразами на бытовом уровне. 
- Как студенты к вам относились?
- Вы себе представить не можете, как сложно читать лекции тамошним студентам! Японцам тяжело даются иностранные языки. Японская фонетика бедная, и студенты на слух не различают многие звуки, существующие в английском. А еще менталитет. Я читаю курс, и мне нужна обратная связь, иначе я теряю контакт с аудиторией, не улавливаю ее сигналов, не знаю, понимают меня или нет. Здесь же мои слова падали, как в черную дыру, - реакции никакой. Я задаю вопрос, а в ответ тишина. Спрашиваю студента: что он думает по этом поводу? Он в шоке и отвечает, только когда некуда деваться. Но постепенно, с трудом возник диалог, налаживался контакт. А потом они вошли во вкус, и им это начало нравиться. 
- Вы преподаете в двух крупнейших московских университетах. Как оцениваете знания наших студентов по сравнению с японскими?
- В моей области уровень знаний очень разный, и всех грести под одну гребенку вряд ли получится. Твердо могу сказать, что высшее образование во времена Советского Союза было лучшим в мире. А сейчас, не хотелось бы огорчать моих нынешних студентов, но уровень их знаний упал очень сильно. 
- А по сравнению с японцами?
- Как ни странно, мне трудно ответить на этот вопрос. В Москве я читаю лекции для магистрантов-физиков, а в Японии - для магистрантов и аспирантов-математиков. Это совершенно разные аудитории. 
- Что вам нравится в японцах? 
- Многое. Перед этим народом я снимаю шляпу. После разгрома во Второй мировой войне страна лежала в руинах, японцы буквально умирали с голода. Там нет природных ресурсов, а 75% территории - горы и крутые холмы. И в этих условиях они сумели стать ведущей индустриальной державой мира. Японцы знают свои слабые места и постепенно их изживают. Когда я там работал, то продвигал среди коллег идею, что для интеграции молодых специалистов в международное сообщество необходимо читать студентам некоторые курсы на английском. Сейчас эта идея внедряется на правительственном уровне. И это только один пример. Почти 30 лет я наблюдаю Японию, и позитивных изменений произошло очень много не только в науке.
- Как и на что живет японская профессура? 
- Я был штатным японским профессором, уволившимся в 2002 году. С тех пор там прошла реформа академической системы. Поэтому моя информация несколько устарела, хотя, как мне известно, реформа только расширила права профессуры. Японский профессор живет на зарплату. Деньги, которые он выигрывает по грантам, можно использовать только на командировки, покупку оборудования и расходных материалов, наем вспомогательного персонала и временных сотрудников (включая постдокторантов и приглашенных профессоров). С учетом косвенных выплат (медицинская страховка, льготное жилье, бесплатный проездной билет от дома до работы, премии и т.п.) в национальных университетах зарплата профессора составляет около 100 тысяч долларов США в год. В частных университетах - несколько больше. При этом стоимость продуктов питания, одежды и основных услуг того же порядка, что в Москве. Но общественный транспорт и жилье значительно дороже, чем у нас (повторю, университеты предоставляют сотрудникам бесплатный проезд, а часто и льготное жилье - по чисто символическим ценам, правда, качество неважное).
По достижении 65-67 лет японского профессора из национального университета обязаны уволить на пенсию (в частных - в 70). Часто после увольнения профессора его лабораторию расформировывают, тем самым обеспечивая сменяемость тематики исследований. При увольнении профессору единовременно выплачивают выходное пособие. Его размер зависит от карьерной истории, обычно это около 150-200 тысяч долларов США. Но главное не материальное положение, а общественный статус. Профессор в Японии - очень уважаемый человек. Приведу пример из собственного опыта. 
В провинциальном городе Фукуи я запарковал машину на привокзальной площади, где стоянка запрещена. Но как встречать-провожать пассажиров, если машину негде оставить? Поэтому, если машина стоит меньше 20 минут, полицейские закрывают глаза на такое нарушение. Я вернулся через 23 минуты и увидел на боковом стекле штрафную наклейку, а на зеркале бокового вида - тросик-петельку, застегнутую на замочек. Снимает ее полицейский после оплаты штрафа. Мне очень не хотелось с этим связываться из-за трех минут опоздания, и я пошел на ближайший полицейский пост. Страж порядкаговорил со мной, не вставая со стула, не слишком учтиво и спросил документы. Но, увидев мое профессорское удостоверение, вскочил, вытянулся чуть ли не по стойке смирно и очень вежливо просил его извинить за то, что он вынужден был наложить на меня штраф. Однако штраф не простил.
- Некорректный вопрос: за столько лет все, что можно, японцы от вас, наверное, взяли, но сотрудничество продолжается. За что они вас ценят? 
- Так еще не все взяли! А если серьезно, то все далеко не просто. Я продолжаю активно работать в науке (слава Богу, у нас не выгоняют на пенсию по достижении критического возраста) и кое-что понимаю в организации научных исследований. “Мой” профессор несколько лет назад возглавил междисциплинарный научный институт и пригласил меня, чтобы я ревизовал работу коллектива и представил свои соображения по организации исследований. В этот институт меня теперь приглашают каждый год, хотя там уже другой директор (мой друг ушел на заслуженный отдых). Думаю, что кроме научных результатов важную роль играет и моя искрения любовь к этой стране, я понимаю японцев. Последнее очень непросто для европейцев, ведь японский менталитет сильно отличается от нашего. Скажем, вы ведете переговоры с японцем. Он внимательно вас слушает и утвердительно кивает головой, но в конце разговора неожиданно говорит: “Нет”. Вы обескуражены, ведь с вами все время соглашались! На самом деле то, что вам кивали головой, означало, что вас слышат, понимают - и только. 
Как-то моя жена присутствовала на переговорах российской бизнес-дамы с японцами. Все уселись вокруг большого стола, и дама начала раздавать визитные карточки, разбрасывая их по столу, как крупье карты, и никак не могла понять, почему японцы вдруг резко прекратили переговоры и ушли. Ей и в голову не могло прийти, что она их оскорбила: визитку полагается вручать, как посол верительные грамоты: двумя руками и с поклоном. И таких, казалось бы, мелочей очень много. 
Как-то мне довелось лететь из Японии на Западное побережье США. Полет долгий, и я разговорился с соседом - итальянским предпринимателем, продававшим в Японию стальной прокат. Я рассказывал ему о Японии и японцах, и, когда мы подлетали к Калифорнии, он вдруг предложил:
- Я не знаю, сколько тебе платят японцы в твоем университете, но вряд ли больше 100 тысяч долларов в год. Иди ко мне начальником отдела сбыта - буду платить намного больше.
- Но что я буду у тебя делать, ничего не понимая в прокате?
- А тебе и не надо понимать: у меня для этого полно инженеров. Но нет людей, разбирающихся в японцах.
- Спасибо, но мне нравится моя работа.
Записал Юрий Дризе
Фотоснимки предоставлены М.Трибельским
На снимках: М.Трибельский с самураем; Екатерина Трибельская. Улица в Китакюсю. Цветная бумага, черный маркер

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Осторожно: инбридинг! Зачем и как нужно бороться за горизонтальную мобильность.
После развала СССР наука в стране потеряла свою действенность и утратила функцию драйвера производительных сил. Деградация наукоемкой промышленности и невостребованность инноваций привели к отрыву науки и образования от реальной жизни... /№ 24-25(2018)
Загадочное войско Пир-Панджала/ Сибирские археологи открыли в Индии уникальные памятники/
Началась эта история пять лет назад. Путешествуя по Кашмиру, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Наталья ПОЛОСЬМАК увидела у входа в археологический музей города Шринагар необычные каменные изваяния двух коней, на каждом из которых сидели по три всадника. /№ 23(2018)
Жизнь ради жизней. Её профессия - спасать.
Галине Михайловне Савельевой не так давно исполнилось 90 лет. 25 апреля в Кремле Президент России В.Путин своим указом присвоил ей звание Героя Труда РФ. А Московское общество акушеров-гинекологов провело в ее честь торжественное заседание. Около 500 специалистов съехались со всей России. /№ 23(2018)

Новости


Комитет Госдумы по образованию и науке провел в Российской академии наук круглый стол «Правовое обеспечение научной и научно-технологической деятельности в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы развития». В его работе приняли участие депутаты Госдумы, представители РАН, Министерства науки и высшего образования, руководители научных и образовательных организаций, эксперты.



Треть выпускников МГУ им. М.В.Ломоносова получит в этом году диплом с отличием, сообщил журналистам ректор вуза Виктор Садовничий.



Бюро Отделения физических наук РАН выступило с заявлением, в котором «с удовлетворением отмечает возвращение Государственной Думы к рассмотрению президентских поправок и рассчитывает на их скорейшее принятие».



Рособрнадзор лишил Московскую высшую школу социальных и экономических наук (ее также называют «Шанинка») государственной аккредитации. Приказ опубликован на сайте службы.



Правительство РФ не будет менять порядок назначения руководителей научных организаций, сообщает ТАСС со ссылкой на заявление вице-премьера Татьяны Голиковой.

Президиум Межведомственного совета по присуждению премий Правительства РФ в области образования, рассмотрев проекты работ, представленных на соискание премий 2018 года, рекомендовал к присуждению премий пять из них, сообщает пресс-служба Минобрнауки.

В Общественной палате РФ состоялось заседание круглого стола на тему «Актуальное законодательное обеспечение научной и образовательной деятельности», сообщает пресс-служба РАН.

Конференции


Шесть дней - с 29 мая по 3 июня - продлится II Международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства». И если первый день пройдет в формате привычных докладов и лекций, то остальные пять станут экспериментом. На площадках интерактивного фестиваля «Да-Игра!» ученые в области детской психологии и педагогики проведут мастер-классы и открытые лекции для специалистов и родителей.

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Текущие конкурсы


Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года междисциплинарных фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с администрацией Волгоградской области

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований по теме “История Евразии в материальных памятниках древности: традиции и современные подходы в археологических исследованиях” (“Древности”)

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии