Официально


Правительственным постановлением утверждено Положение о Министерстве науки и высшего образования, определены его функции и полномочия.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки запретила прием в Евроазиатскую богословскую семинарию Ассоциации христиан веры евангельской «Церковь Божия». Санкция введена за неисполнение предписаний в установленные сроки.

Минобрнауки разрешило заключение договоров о безвозмездном отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения на условиях, предусмотренных пунктом 18 (1) Правил осуществления государственными заказчиками управления правами РФ на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 марта 2012 г. №233 по установленному перечню.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму законопроекта, цель которого - закрепление обязательного учета сведений о независимой оценке качества подготовки студентов при государственной аккредитации образовательной деятельности.




Новости № 24-25(2018)

Регионы


СНГ


- У нас в республике порядка 39 тысяч ученых, из них только треть работает в Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), но именно эти люди - авторы более 50 процентов статей, вышедших в высокорейтинговых зарубежных научных журналах от имени нашей страны. За последние пять лет публикационная активность азербайджанских исследователей возросла более чем вдвое.

Интердайджест
















Не без взаимности. Кино и литература тянутся друг к другу.
Публикации
№ 14(2018)

06.04.2018

Любители кино, наверное, заметили, что успешный фильм часто получается, когда в его основе лежит хорошая книга. Но, оказывается, связь между кинематографом и литературой не сводится лишь к использованию прозаических или драматических произведений в качестве основы для киносценария. Кандидат филологических наук, доцент Казанского (Приволжского) федерального университета Зульфия ЗИННАТУЛЛИНА профессионально изучает эту область. Тема ее исследований поддержана грантом Президента РФ. Побеседовав с молодым ученым, корреспондент “Поиска” узнала много интересного и важного о взаимовлиянии искусств.
- Зульфия Рафисовна, какой конкретно литературой и кинематографом вы занимаетесь? 
- Я сконцентрировала свое внимание на зарубежных, в частности, англоязычных, литературе и кинематографе, так как моя основная специальность связана именно с иностранной литературой. Если говорить в целом, то достаточно сложно выделять какие-то конкретные черты, характерные для той или иной национальной литературы и кинематографа, так как многое зависит от автора сценария и режиссера, времени создания и жанра произведения. 
Если говорить о современных кинофильмах, то, на мой взгляд, они делятся на две группы. Первая представлена картинами, относящимися к артхаусу, это так называемое “кино не для всех” (например, “Нелюбовь” Андрея Звягинцева, “Про уродов и людей” Алексея Балабанова, “Догвилль” Ларса фон Триера). Очень редко такие фильмы появляются на больших экранах и показываются по телевизору.
Вторая группа - массовые киноленты, которые, по сути, не имеют большой художественной ценности и являются просто инструментом добычи денег. В российском кинематографе граница между этими группами четкая. На Западе такое разграничение, конечно же, тоже существует, но не столь очевидное. 
- Как влияют друг на друга литература и кинематограф в XXI веке? 
- Наиболее распространенным способом их взаимодействия считается экранизация, хотя сейчас в чистом виде она уже встречается редко. В наше время такое одностороннее влияние уже неактуально, появляются новые типы отношений между различными видами искусства, новые приемы, методы - это как раз интересно. 
Например, рыночная экономика приводит к тому, что для увеличения продаваемости на обложках книг все чаще помещают кадры из хорошо известных экранизаций. Таким образом, не только кинематограф использует литературу, но и наоборот. И выражение “судить о книге по ее обложке” начинает иметь совершенно другое значение. 
Наряду с алгоритмом “сначала произведение - потом фильм” все чаще встречаются такие, как “произведение - экранизация - произведение” (когда детали, появившиеся в экранизации, влияют на следующие части литературного произведения) или “фильм - произведение” (когда после выпуска фильма по оригинальному сценарию создается литературное произведение). 
Очевидно, что это хорошо для продюсеров фильмов, которые таким образом расширяют границы промоушна. Взять, например, “Терминатор: Да придет спаситель” (2009). Практически в одно время с фильмом вышла и книга под тем же названием, которая дала возможность увеличить количество зрителей. 
Сюда же можно отнести произведение Элизабет Рудник “Малефисента. История истинной любви”, которое позволило прокатчикам привлечь к своему фильму “Малефисента” еще больше внимания. Само обращение к этой истории с точки зрения научного подхода - достаточно интересный случай. Создатели фильма обратились к очень популярному и известному всем сюжету о Спящей Красавице и просто поменяли угол зрения. В результате история Малефисенты оказалась даже более трогательной и интересной. 
Также интересно посмотреть на обратное действие, когда хорошая экранизация позволяет заново вдохнуть жизнь в уже ставшие классикой литературные произведения. Например, можем вспомнить экранизацию “Великого Гэтсби” режиссера База Лурмана, которая создала читательский бум вокруг книг Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, а вместе с ним и произведений его современников. 
В этот ряд также можно включить “Бойцовский клуб” Дэвида Финчера, который снят по мотивам одноименного романа Чака Паланика. Хотя режиссер дал свою трактовку данного произведения, он смог сохранить дух, присущий работе Паланика. Именно это сделало не только фильм, но и самого писателя культовой фигурой для молодежи начала 2000-х годов. 
С другой стороны, люди часто делают выводы, не всегда верные, исходя из той формы (фильм или литературное произведение), с которой они познакомились раньше. Например, для меня экранизация великого романа Оскара Уайльда “Портрет Дориана Грея” в 2009 году режиссером Оливером Паркером стала полным разочарованием. На мой взгляд, из философского, эстетического романа, где можно наслаждаться каждым словом, каждым оборотом речи, сделали среднестатистический не то триллер, не то мистический фильм. 
По этому же пути пошел режиссер Роберт Земекис, который попытался презентовать зрителю свое видение средневекового англосаксонского эпоса “Беовульф”. К сожалению, он так и остался непонятым, что подтверждается низким рейтингом фильма по версии сайта “Кинопоиск”. Некачественная картина не всегда означает, что книга была плохая, и наоборот. 
К сожалению, сегодня многие создатели фильмов в погоне за прибылью акцентируют свое внимание только на одном аспекте литературного произведения и не могут донести до зрителя всю прелесть и глубину первоисточника. Как-то я стала свидетелем забавного случая в книжном магазине. Одна из посетительниц, увидев на стеллаже книгу “Жизнь Пи”, воскликнула: “Смотрите, сначала фильм сняли, а сейчас и книгу выпустили!” Она не имела представления, что первоисточником была именно книга.
- Пытались ли вы экстраполировать, к чему может привести взаимовлияние искусств?
- Я думаю, оно приведет к появлению новых форм, жанров и способов передачи приемов, характерных для одного вида искусства в другом. В частности, сюда можно отнести появление закадрового голоса рассказчика в фильме, что является своеобразной имитацией литературности, а в литературе - монтажный принцип построения текста, когда он состоит из нескольких сюжетных линий, действие в которых происходит одновременно. А хорошо это будет или плохо, увидим. Я не считаю, что такой симбиоз приведет к резкому скачку количества шедевров в кинематографе и литературе, ведь, что ни говори, все равно что-то из них будет вторичным. 
- Можете ли дать свою оценку литературе и кинематографу XXI века? Бытует мнение, что современная литература обмельчала, упала морально и больше не служит для воспитания подрастающего поколения. Вы согласны с этим?
- Если кино или произведение не нарочито назидательны, а мораль не лежит на поверхности, это не значит, что они плохие и в них нет смысла. Конечно, многое зависит от того, какие книги вы читаете, какие фильмы смотрите. Здесь хочется процитировать Оскара Уайльда, который утверждал: “Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги, хорошо написанные или плохо написанные”. То же самое можно сказать о фильмах. 
К сожалению, литература и кинематограф сегодня тоже живут по законам рынка. Есть огромный пласт работ в обеих сферах, созданных лишь для продажи. Можем ли мы ожидать подлинного шедевра от автора, который каждый год публикует по одной книге? Мне кажется, нет. 
Глобализационные процессы, которые происходят сегодня в мире, и отсутствие цензуры позволяют нам получить доступ к мировым литературе и кинематографу в любой точке мира. Мы сами выбираем, что читать, смотреть, на каком языке, в каком формате. А раньше, чтобы фильм и книга (особенно зарубежные) дошли до рядовых граждан, надо было пройти несколько этапов отсеивания, начиная с издательства, заканчивая государственными комитетами. Поэтому до читателя доходили не все произведения. Хорошо или плохо это, оценивать не берусь - везде есть свои плюсы и минусы. Но сегодня нет такого отсева, поэтому к нам попадает много посредственного, некачественного материала. Следовательно, надо уметь выбирать, на что стоит потратить время, а на что - нет.
- Какие материалы вы используете в своих исследованиях? 
- Сейчас я усиленно изучаю теорию кинематографа, так как с этой сферой была больше знакома с любительской точки зрения. Уже есть определенные идеи, которые мы с моими коллегами, задействованными в исследовании, планируем представить в ближайшее время научной публике. 
На данном этапе мы сконцентрировали наше внимание на творчестве английского писателя Нила Геймана. Отличается он тем, что в основном работает на стыке видов искусства: изобразительного, кинематографа и литературы. Он является автором серии комиксов о Песочном человеке (The Sandman), писал сценарии для таких фильмов, как “Беовульф” (режиссер Роберт Земекис), к двум эпизодам культового телесериала “Доктор Кто” (“Жена Доктора” и “Кошмар в серебряных тонах” 6-го и 7-го сезонов соответственно). Также он участвовал в написании сценариев к экранизациям его собственных произведений: “Звездная пыль” (1998), “Коралина” (2002) и “Американские боги” (2001). Кроме этого, у Геймана также есть роман “Никогде” (Neverwhere, 2009), который написан на основе одноименного сериала. Нам кажется, что именно в его творчестве очень ярко представлено взаимовлияние литературы и кинематографа.
- Какие результаты планируете получить? 
- Пока мы планируем выделить новые приемы и техники, появившиеся в литературе и кинематографе, а также систематизировать их на основе выявленных нами закономерностей. Сейчас нас интересует взаимодействие сериальной и романной форм. Кроме того, надеемся получить ответ на вопрос, почему в последнее время все чаще встречаются ситуации, когда литературное произведение становится вторичным по отношению к продукту кинематографа. Таким образом, мы привлечем внимание мировой научной общественности к особенностям взаимодействия мировой художественной классики и игровых видов искусства в новом тысячелетии.
Беседу вела Фирюза ЯНЧИЛИНА
Фото Дмитрия РОГОЖКИНА 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Осторожно: инбридинг! Зачем и как нужно бороться за горизонтальную мобильность.
После развала СССР наука в стране потеряла свою действенность и утратила функцию драйвера производительных сил. Деградация наукоемкой промышленности и невостребованность инноваций привели к отрыву науки и образования от реальной жизни... /№ 24-25(2018)
Загадочное войско Пир-Панджала/ Сибирские археологи открыли в Индии уникальные памятники/
Началась эта история пять лет назад. Путешествуя по Кашмиру, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Наталья ПОЛОСЬМАК увидела у входа в археологический музей города Шринагар необычные каменные изваяния двух коней, на каждом из которых сидели по три всадника. /№ 23(2018)
Жизнь ради жизней. Её профессия - спасать.
Галине Михайловне Савельевой не так давно исполнилось 90 лет. 25 апреля в Кремле Президент России В.Путин своим указом присвоил ей звание Героя Труда РФ. А Московское общество акушеров-гинекологов провело в ее честь торжественное заседание. Около 500 специалистов съехались со всей России. /№ 23(2018)

Новости


Комитет Госдумы по образованию и науке провел в Российской академии наук круглый стол «Правовое обеспечение научной и научно-технологической деятельности в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы развития». В его работе приняли участие депутаты Госдумы, представители РАН, Министерства науки и высшего образования, руководители научных и образовательных организаций, эксперты.



Треть выпускников МГУ им. М.В.Ломоносова получит в этом году диплом с отличием, сообщил журналистам ректор вуза Виктор Садовничий.



Бюро Отделения физических наук РАН выступило с заявлением, в котором «с удовлетворением отмечает возвращение Государственной Думы к рассмотрению президентских поправок и рассчитывает на их скорейшее принятие».



Рособрнадзор лишил Московскую высшую школу социальных и экономических наук (ее также называют «Шанинка») государственной аккредитации. Приказ опубликован на сайте службы.



Правительство РФ не будет менять порядок назначения руководителей научных организаций, сообщает ТАСС со ссылкой на заявление вице-премьера Татьяны Голиковой.

Президиум Межведомственного совета по присуждению премий Правительства РФ в области образования, рассмотрев проекты работ, представленных на соискание премий 2018 года, рекомендовал к присуждению премий пять из них, сообщает пресс-служба Минобрнауки.

В Общественной палате РФ состоялось заседание круглого стола на тему «Актуальное законодательное обеспечение научной и образовательной деятельности», сообщает пресс-служба РАН.

Конференции


Шесть дней - с 29 мая по 3 июня - продлится II Международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства». И если первый день пройдет в формате привычных докладов и лекций, то остальные пять станут экспериментом. На площадках интерактивного фестиваля «Да-Игра!» ученые в области детской психологии и педагогики проведут мастер-классы и открытые лекции для специалистов и родителей.

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Текущие конкурсы


Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года междисциплинарных фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с администрацией Волгоградской области

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований по теме “История Евразии в материальных памятниках древности: традиции и современные подходы в археологических исследованиях” (“Древности”)

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии