Официально


Владимир Путин поздравил коллектив и ветеранов Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН с 50-летием деятельности учреждения.

Президиум Совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы согласовал проекты по совершенствованию семеноводства картофеля и обозначил планы по развитию подпрограмм, направленных на усиление продовольственной безопасности страны, информирует пресс-служба Правительства РФ.

Владимир Путин продлил полномочия действующего главы Российского научного фонда: Александр Хлунов останется на посту генерального директора еще пять лет. Указ главы государства опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Рособрнадзор запретил прием в Прикамский социальный институт, Сибирскую академию финансов и банковского дела, а также в Северо-Кавказский библейский институт евангельских христиан-баптистов. Причина - «неисполнение предписания в установленный срок».




Новости № 46(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест


Результаты нового исследования, которые публикует журнал Science, предполагают, что колыбель эволюции позвоночных была ограничена прибрежным мелководьем с глубиной не более 60 метров. Первые позвоночные - рыбы - появились в этих водах около 480 миллионов лет назад.

Крысы заболели раком, подвергшись высоким уровням излучения сотового телефона, но эти уровни значительно выше, чем те, что воздействуют на людей во время использования мобильных телефонов, рассказывает издание WebMD.

Образцы древнейшего в мире фигуративного искусства найдены в пещере на острове Борнео.


Советом Рабоче-крестьянского дома в Петрограде открываются курсы немецкого, английского и французского языков для русских пролетариев и деревенской бедноты. Цель курсов - дать возможность товарищам вести пропаганду во всех государствах, ускоряя этим сплочение самых отсталых слоев рабочих под ярким знаменем мировой революции пролетариата.


















Куда расти ученому. Еще раз про карьеру и зарплату.
Публикации
№ 18-19(2018)

11.05.2018






Когда двигаться некуда

В последнее время в России власти буквально заставляют администрацию вузов и институтов достойно оплачивать труд ученых и преподавателей в соответствии с так называемым зарплатным указом президента.
Данная мера явилась своеобразной реакцией на полный “провал рынка” к 2012 году, когда профессора столичных университетов стали получать меньше учителей начальных классов средних школ. Такого не было нигде в мире!
Однако в погоне за конкретными экономическими параметрами и нормативами чиновники выпустили из внимания другую важную проблему - отсутствие полноценной карьерной лестницы в академической сфере. Действующая градация научных должностей, заимствованная из советского прошлого, выглядит откровенно примитивной и безвозвратно устаревшей. Можно констатировать: сегодня в стране фактически не существует системы вертикальной ротации научных кадров, что лишает ученых стимулов к новым достижениям.
Для иллюстрации приведу пример из собственной жизни. Так случилось, что свой докторский диплом я получил в 30 лет, а через два года пошел работать в Государственный университет управления. Занял должность профессора, что вроде бы было вполне логично для человека с ученой степенью доктора, работавшего в хорошем исследовательском институте заведующим сектором и имевшего множество публикаций в приличных журналах. Однако в свои 32 года я оказался на вершине должностной университетской иерархии. Двигаться дальше было уже некуда. Мне могут возразить, что оставалась возможность стать заведующим кафедрой, деканом, проректором или ректором. Отвечу: эти должности являются административными, а не научными и не предполагают активной исследовательской деятельности. К тому же их получение зачастую связано с интригами, “дружбой” с нужными людьми, участием в административном процессе и т.д. На мой взгляд, ситуация, когда молодой человек упирается в должностной потолок в 30 с небольшим лет, является вопиющей.
Замечу, что сегодня молодые доктора уже не редкость и описанный случай из уникального уже постепенно превращается в типовой. Причина такого положения дел - отсутствие адекватной должностной иерархии. В этом смысле наука проигрывает многим отраслям и государственным структурам, где имеется разветвленная должностная система.
А как у них?
Сегодня в вузах практически всех стран мира действует система академических должностей, где в качестве низового звена фигурирует позиция лектора. Например, в Австралии четыре низовые должности представляют собой “разновидности” лектора: ассоциированный лектор (начальный уровень), лектор уровня В, лектор уровня А, старший лектор. Выше стоят должности ассоциированного профессора и (полного) профессора. Иными словами, сама опция чтения лекций в западных университетах представляет собой низовую компетенцию, которую способны выполнять начинающие сотрудники. Позиция же профессора, наоборот, предполагает не столько чтение лекций, сколько научную работу и деятельность по организации и координации исследований. В США полный профессор обычно выполняет наиболее сложные функциональные обязанности: проводит исследования, руководит докторантами (аспирантами), обеспечивает взаимодействие между учеными и частными компаниями, финансирующими соответствующие темы, добывает гранты и отвечает за их выполнение. Для реализации означенных функций нужны высокая научная квалификация и большой опыт исследовательской работы, что и предполагает позиция профессора.
При сравнении указанной системы с российским университетским укладом можно видеть принципиальные отличия. Так, в России по традиции миссия профессора состоит, прежде всего, в чтении лекций. Более того, считается, что для действующего профессора недопустимо освобождение от лекционной нагрузки; в противном случае ему грозит перевод на иную должность, связанную с чисто исследовательской работой. Последняя у нас ведется в лабораториях младшими, старшими, ведущими и главными научными сотрудниками, тогда как преподавание осуществляется на кафедрах работниками преподавательских должностей. Только в самое последнее время предпринимаются попытки интегрировать эти два вузовских сегмента в рамках так называемого “эффективного контракта” (ЭК), однако по целому ряду причин это плохо получается: замещение нагрузки двух типов неэквивалентно, постоянно возникают разрывы в финансовой логистике, а планировать внебюджетные доходы от исследований в рядовых вузах почти невозможно.
В странах Запада, например, в тех же США, разведение опций преподавания и исследования осуществляется за счет введения разных статусов вузов. Например, колледжи ориентированы исключительно на преподавание в рамках программ бакалавриата и слабо задействованы в исследовательском процессе. В Бразилии также используется деление вузов на государственные исследовательские университеты и на государственные университеты, ориентированные на преподавание, а также на элитные частные университеты. В Канаде различают докторские, комплексные и бакалаврские университеты.
Наши власти также идут по этому пути, вводя разные статусы для вузов: ведущие классические университеты, национальные исследовательские университеты, федеральные университеты, опорные вузы. Обычно действует простое правило: чем выше статус вуза, тем больше исследовательская составляющая и тем выше гарантированная зарплата. Однако присвоение вузу того или иного статуса почти никак не сопрягается с требованиями, предъявляемыми к их сотрудникам. Между тем было бы логично, если бы в обычных вузах преподавателей не обременяли исследовательской опцией, а в статусных университетах эта опция, наоборот, доминировала.
Одна из болевых точек современных российских вузов - отсутствие достаточного числа исследовательских подразделений и научных сотрудников. Фактически многие наши университеты превратились в продолжение школы, где просто учат студентов и никаких исследований практически не ведется. Было бы неразумно обременять все вузы страны научными лабораториями и центрами, однако ведущие университеты просто обязаны их иметь. Для этого можно было бы установить регламентирующие нормативы для вузов разного статуса. Например, в опорных вузах доля исследователей (научных сотрудников) в общем числе персонала должна составлять 10%, в федеральных университетах - 25%, национальных исследовательских университетах - 40%, ведущих классических университетах - 45%. Данная категория работников должна быть полностью освобождена от преподавания и именно она должна генерировать те новые знания, которые преподаватели будут ретранслировать студентам.
Разумеется, приведенные цифры являются ориентировочными и подлежат публичному обсуждению. Однако наличие специальных статусов у вузов без соответствующих научных обязательств представляется, по крайней мере, странным.
Еще одно важное отличие российской системы университетских должностей от западных аналогов состоит в том, что почти во всех зарубежных вузах действует дополнительная система градации должностей. Как правило, это проявляется в наличии трех уровней в оплате труда работников каждой категории - нижнего, среднего и верхнего. Подчеркнем, что более дробная должностная и тарифная сетка для сотрудников университетов, учитывающая три ранга каждой должностной категории, действует практически во всех странах мира: Австралии, Израиле, Италии, Норвегии, Малайзии, Нигерии, ЮАР, Саудовской Аравии, Китае и т.д. Типичный пример такой системы, действующей в Израиле, приведен в таблице 1; оплата самого нижнего уровня взята за 100%.
У нас же, как известно, до сих пор действует единая ставка для конкретной университетской должности - ассистента, преподавателя, старшего преподавателя, доцента и профессора; никакие дополнительные градации для этих должностей не предусмотрены. Иными словами, зарубежные системы оплаты труда университетских сотрудников содержат больше степеней свободы, а, следовательно, и больше стимулов. Таким образом обеспечивается непрерывность и плавность карьерного роста: человек даже в рамках своей должности получает периодические повышения, чем обеспечивается активная вертикальная ротация кадров. В противном случае работник “застревает” в рамках полученной должности на долгие годы без какого-либо прогресса в карьерном росте и заработках. В России это одна из важных проблем, порождающая застой в мотивации преподавателей к дальнейшему квалификационному росту.
Следует обратить внимание на существующие пропорции в заработках университетских работников и прочих занятых. Практически во всех странах мира соблюдается относительно высокий уровень оплаты труда сотрудников университетов и научных учреждений. Как правило, зарплата профессора примерно в 2,5 раза превышает среднюю по стране, а заработок лектора немного превышает средний уровень. В качестве типичного примера рассмотрим систему оплаты труда в вузах Чехии (таблица 2).
Приведенные пропорции близки к тем, которые заданы в “дорожной карте” Правительства РФ на 2017-2018 гг. Тем самым российские власти стараются вывести научных сотрудников страны на международные нормы (пропорции) оплаты труда, что говорит о правильно выбранном векторе реформ.
Есть предложение!
Мне представляется оправданным и полезным использование в университетах, равно как и исследовательских учреждениях России, детальной градации должностей по аналогии с таблицей 1, а также относительной зарплатной сетки по аналогии с таблицей 2. В этом случае рекомендуемую систему оплаты труда работников вузов можно представить в форме таблицы 3, где относительная заработная плата представляет собой гарантированную зарплату (базовый оклад), которая в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России должна составлять 70% от всего дохода работников вузов. По аналогии можно предложить аналогичную тарифную сетку для работников вузов применительно к стимулирующим выплатам, которые в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России должны составлять 30% от всего дохода работников вузов (таблица 4).
Представленные цифры рассчитаны, исходя из существования некоей “эталонной” кафедры, в которой строго соблюдены разумные пропорции в наличии сотрудников соответствующих должностей.
Аналогичную градацию можно предложить и для “эталонной” лаборатории в исследовательских организациях России и научных подразделениях вузов (таблицы 5 и 6).
Внедрение предлагаемой зарплатной сетки должно сопровождаться подкреплением соответствующими положениями эффективного контракта, в котором следует оговаривать процедуру повышения ранга сотрудника в рамках означенной должности, включая минимальные сроки пребывания в статусе одного ранга, а также условия, которые должны быть соблюдены для повышения должности и ранга. Тем самым инструмент ЭК можно сделать более гибким и разнообразным, а также лучше приспособленным к стимулированию должностного роста.
Предлагаемая нехитрая схема оплаты труда ученых дает работникам перспективу, что имеет огромное значение. Разумеется, все приведенные цифры даны в качестве некоей точки отсчета. Они должны пройти многоуровневое обсуждение в экспертном сообществе и органах управления, получить одобрение основных игроков рынка и обрести статус консенсусных.
Рассмотренные здесь вопросы вертикальной ротации научных кадров отнюдь не исчерпывают проблему академической мобильности. Не меньшее значение имеет и горизонтальная ротация, но это - тема отдельной публикации.
Евгений БАЛАЦКИЙ, 
директор Центра макроэкономических исследований Финуниверситета при Правительстве РФ, главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН и Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Поистине национальная. Демидовская премия шагает по стране.
Объявлены имена лауреатов научной Демидовской премии за 2018 год. Обладателями одной из самых престижных российских наград для ученых стали вице-президент Российской академии наук математик Валерий Козлов, историк и этнолог Валерий Тишков и химик Владимир Минкин. /№ 46(2018)
Терпение - залог победы. Разговор с “землянином” о достижении цели.
Раз в год президент Национальной академии наук Азербайджана Акиф АЛИЗАДЕ лично рассказывает читателям "Поиска" о научных делах республики. Таков уговор... /№ 46(2018)
Диктуют моде. Российская школа дизайнеров формирует тренды.
В рамках финала XII Международного конкурса молодых дизайнеров “Русский силуэт” в столичном Гостином дворе прошел грандиозный гала-показ уникальных коллекций одежды. /№ 46(2018)

Новости


Х Всеарабский форум выпускников советских и российских вузов состоялся в Каире.



В подведомственных вузах Минобрнауки начато социологическое исследование, посвященное использованию информационных технологий в высшей школе.



Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев посетил совместный российско-вьетнамский Тропический научно-исследовательский центр (Тропцентр).



Председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев (депутат от партии «Единая Россия») предложил ввести в школах и вузах новый предмет - «антикоррупционное право», сообщает Агентство городских новостей «Москва».

Международный день студентов отмечался во всем мире 17 ноября. Впервые этот праздник был введен в 1946 году на Всемирном конгрессе студентов в Праге в память о чешских студентах-патриотах, выступивших против нацистов во время Второй мировой войны.

Право утверждения порядка и критериев аккредитационной экспертизы, а также результатов аккредитации нужно передать Национальному совету по вопросам государственной аккредитации образовательной деятельности, заявил президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий на заседании Правления РСР.

Онлайн-образование не сможет заменить классическую систему высшего образования в России, считает заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская. Такое мнение она высказала на состоявшейся дискуссии «Как должно в ближайшие годы измениться высшее образование», организованной научно-популярным проектом «Чердак: наука, технологии, будущее», который создан ТАСС при поддержке Министерства науки и высшего образования.

Конференции


22 ноября ИСП РАН им. В.П. Иванникова в рамках своей Открытой конференции, посвященной 70-летию отечественного ИТ-сектора, заключит соглашение с АО «НПО РусБИТех» о продаже лицензии на статический анализатор Svace и динамический анализатор Crusher. Сделка позволит предприятию-разработчику отечественной сертифицированной операционной системы Astra Linux обнаруживать ошибки кода на ранних стадиях и повысить доверие к безопасности своей платформы, используемой в государственных и коммерческих информационных системах, в том числе в критически важных секторах экономики.

22-23 ноября в здании Президиума Российской академии наук пройдет Открытая конференция ИСП РАН им. В.П. Иванникова, посвященная 70-летию российского ИТ-сектора. На ежегодной конференции ИСП РАН обсуждаются проекты и технологии, имеющие глобальное значение, это позволило ей стать одной из самых авторитетных в мире площадок, посвященных системному программированию.

Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-4 апреля 2019 года, Калининград, Балтийский федеральный университет

Текущие конкурсы


Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, выполняемых талантливой молодежью под руководством ведущего ученого (“Наставник”), проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с г. Севастополь

Региональный конкурс проектов междисциплинарных фундаментальных научных исследований

“Сколково” и “Химпром” продолжают искать проекты малотоннажной химии

До 29 октября 2018 года идёт прием заявок на участие в конкурсе на соискание премий Правительства Москвы молодым ученым, присуждаемых ежегодно с 2013 года.

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Фондом “Дом наук о человеке” Франции

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии