Официально


Вышел приказ Рособрнадзора о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности Европейскому университету в Санкт-Петербурге. Решение принято на основании заявления ректора ЕУ, акта документарной проверки и акта проверки вуза в сфере образования и науки, прошедшей в начале августа.

До 1 сентября продлена работа горячей линии Рособрнадзора по вопросам приема в вузы инвалидов и лиц с ОВЗ, информирует пресс-служба ведомства.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки отказала в государственной аккредитации Кубанскому институту информзащиты и Тульскому университету (ТИЭИ).

Указом Президента РФ за заслуги в развитии науки и многолетнюю добросовестную работу орденом Александра Невского награжден научный руководитель Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М.Примакова РАН Александр Дынкин.




Новости № 31-32(2018)

Регионы


В Саратовском областном краеведческом музее открылась выставка, посвященная ученому-энциклопедисту, профессору Исааку Мустафину (1908-1968).

Дальневосточный федеральный университет инициировал создание Морской ассоциации федеральных университетов России.

АлтГУ продолжает развивать программу поддержки талантливой молодежи, которая реализуется в вузе на протяжении многих лет.

СНГ


Интердайджест


Молодые звезды математики, занимающиеся теорией игр, уравнениями с бесконечным множеством решений и динамическими системами, а также преобразованием арифметики, получили самые престижные награды в области математики и теоретической информатики - медали Филдса и премию Неванлинны...

Первое клиническое испытание метода лечения болезни Паркинсона перепрограммированными клетками начинается в Японии.

Две группы ученых, применив метод генного редактирования CRISPR, собрали весь генетический материал дрожжей, распределенный по 16 хромосомам, всего в одну или две хромосомы.


Во многих домах столицы происходит своеобразная “химическая” горячка. Интеллигенты, лишившиеся обычных занятий и не решающиеся взяться за “простонародный” труд, изобретают способы существовать посредством домашней фабрикации всякого рода предметов и продуктов. Разные мыла, ваксы, мази домашнего производства - все это понемножку переходит в продажу. Но по преимуществу эти “химики” - только мечтатели. Впрочем, они учатся ведь при этом химии! Это все же лучше, чем убивать время в хандре и вздохах.














Внимание, тревога! Корпоративная модель в высшем образовании вызывает вопросы.
Публикации
№ 20(2018)

18.05.2018

Опрос профессорско-преподавательского состава Массачусетского технологического института (США), проведенный в 2001 г. службой университета по мониторингу качества жизни и работы преподавателей, показал: 78% респондентов считают, что, “несмотря на прилагаемые усилия, они не успевают выполнять запланированные на день задачи”. Для сравнения: подобный же показатель в опросе, проведенном среди исполнительных директоров фирм и компаний, значительно ниже - 48%. Кроме того, 62% университетских преподавателей указали, что “в конце рабочего дня они физически или эмоционально чувствуют себя как “выжатый лимон”. Среди директоров фирм таких несколько меньше - 55%. 

Согласно исследованию, проведенному в 2007 г. Канадской ассоциацией университетских преподавателей (Canadian Association of University Teachers, CAUT), работа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений является одной из стрессоемких профессий. В исследовании приняли участие 1470 преподавателей из 56 канадских университетов. Результаты опроса показали, что за год, предшествовавший ему, у 22,1% респондентов наблюдались физические, а у 23,5% психологические проблемы со здоровьем. Причем 21,8% респондентов принимали препараты, снижающие стресс и тревожность. Похожие результаты были получены в исследованиях и опросах профессорско-преподавательского состава в университетах Великобритании и Австралии. Очевидно, что все это отражается на качестве учебного процесса и подготовки студентов, равно как на качестве научных исследований, проводимых преподавателями в условиях постоянного стресса и повышенной тревожности. 
В чем же причины такого положения дел в западных университетах?
Признаться, когда я прочитал об этих исследованиях, первая мысль, которая пришла мне в голову, - предвзятость (да простят меня мои западные коллеги!). Эта реакция возникла не на пустом месте, поскольку, пройдя советско-российскую школу университетской закалки с учебной нагрузкой не менее 720 часов в год и сопровождающими эту нагрузку требованиями к публикациям и общественной работе, я поначалу посчитал несколько наивными “стенания” моих западных коллег, у которых нагрузка в разы ниже, а зарплата на порядок выше (см. “Поиск”, №3, 2017 г.). Но только поначалу.
Исследователи уверены, что причина кроется в корпоратизации (перенос рыночных механизмов и принципов бизнес-менеджмента на управление наукой и образованием) вузов, которая началась в 1990-е годы. Кстати, в последние 10-15 лет щупальца корпоративного спрута проникли и в российское высшее образование и науку. 
Бил Ридингс в своей работе с достаточно красноречивым названием “Университет в руинах” (Readings, B. The University in ruins, 1996) выделяет следующие характерные признаки корпоратизации высшего образования: 
менеджеризм (приоритет администрирования и администраторов в науке и образовании); соревновательность и засилье рейтингов; гонка за показателями (публикационная активность, получение грантов, установка на прибыльность и экономическую отдачу научных исследований и проч.).
Рассмотрим вкратце каждый из признаков и их влияние на положение науки и образования в условиях корпоратизации. 
Менеджеризм
В рамках корпоративной модели администрация занимает главенствующие позиции в вузах: администратор, а не преподаватель является центральной фигурой в университете. Причем, следуя корпоративным ценностям, на руководящие должности в университетах назначаются или избираются так называемые “эффективные менеджеры”, в некоторых случаях - напрямую из корпораций, бизнеса, регионального или муниципального управления, на практике зачастую не “нюхавшие” ни исследовательского, ни преподавательского “пороха”. Профессорско-преподавательский состав и вспомогательный персонал “оптимизируются”, одновременно раздувается административный аппарат, ужесточается структура отчетности, и укрепляется вертикаль отношений, в которой конкурентоспособность является основной целью университета, а преподаватели - всего лишь “менее важным” средством достижения этой цели.
В результате насаждения менеджеризма принципы администрирования и бухгалтерского учета вытесняют в университетах академический дух. Торжество управленческой посредственности и всепоглощающей отчетности подавляет атмосферу научных дискуссий, а индексы и импакт-факторы душат на корню очаги научной эрудиции и интеллигентности. 
 Соревновательность и засилье рейтингов
Корпоратизация высшего образования доводит до абсурда идею конкурентоспособности. Николас Миллс в статье “Копоратизация высшего образования” (Mills, N. The corporatization of higher education, 2012 г.) использует термины “тирания рейтингов” и “вой-
на рейтингов”, характеризуя накал борьбы университетов, прежде всего их администраций, за место под “рейтинговым солнцем”. Кстати, менеджеризм проявляется и в отношении к рейтингам. Если для университетской администрации это - главная цель, которой она стремится достичь во что бы то ни стало и желательно как можно скорее, то профессорско-преподавательский состав, как правило, индифферентен к этой “войне”, поскольку у него другие приоритеты: обеспечение качественного учебного процесса и проведение качественных исследований, которые требуют достаточного времени и ресурсов. Печально, что в итоге эта “война” отражается на физическом и психологическом здоровье профессорско-преподавательского состава университетов. 
Корпоративизм насаждает идею мнимого престижа, следуя всевозможным рейтингам (например, THE, ARWU, QS и проч.). Существуют альтернативные опросники (например, Brookings, SMI, Washington Monthly), которые ставят под сомнение эту избирательную “престижность” и уделяют внимание таким параметрам, как оценка студентами качества обучения, удовлетворенность условиями обучения, вовлеченность студентов в научные исследования, их социальная мобильность и т.д. Более того, оппоненты “рейтинговой тирании” подвергают сомнению основные критерии конкурентоспособности: разве можно, утверждают они, на одну планку ставить частные университеты с общим числом студентов не превышающим 5-6 тыс. и государственные университеты, которые обеспечивают высшее образование нескольким десяткам тысяч студентов?!
Кстати, за участие в рейтингах и отдельных их составляющих университеты должны платить немалые деньги. Так, для проведения аудита и лицензирования программой QS Stars университет должен заплатить свыше 30 тысяч долларов. Иными словами, все эти звезды, которыми кичатся некоторые университеты, - покупные. И ломаный грош им цена! 
В целом в рамках критики корпоративизма подвергается сомнению сам принцип конкурентоспособности и мнимой престижности в глобальном высшем образовании, а в качестве разумной альтернативы предлагаются принципы многообразия и диверсификации, отражающие уникальные особенности университетов и отвечающие нуждам высшего образования в конкретных странах и регионах. 
Гонка за показателями 
Одним из показателей конкурентоспособности в университетах является научная продуктивность. Насаждаемая “эффективными менеджерами” погоня за публикационной активностью вынуждает преподавателей изворачиваться и находить легкий выход из ситуации - публиковаться в так называемых “мусорных” журналах. Их количество растет из года в год: если в 2013 году их было 126, то к началу 2017-го их число выросло более чем в 10 (!) раз - до 1294. Есть же спрос! Более того, черный рынок подобных “научных услуг” по всему миру оценивается, по разным данным, в десятки миллиардов долларов. Хотя публиковаться в такого рода журналах означает основательно подмочить свою репутацию - это как мельдоний в спорте.
Однако “мусорные” журналы с точки зрения корпоративных ценностей очень удобны: они публикуют рукописи за плату в достаточно короткие сроки без рецензирования и, закрывая глаза на качество. В погоне за показателями “эффективные менеджеры” зачастую готовы пожертвовать качеством в угоду количеству. В результате разрушается архиважная основа любой науки - ее этическая составляющая. 
Наиболее плачевно феномен “мельдония в науке” отражается на воспроизводимости результатов научных исследований. О катастрофическом положении говорит тот факт, что в некоторых областях науки “коэффициент невоспроизводимости” достигает запредельных величин - 80% и более. Вы можете представить себе такую ситуацию, когда 8 из 10 лекарств, которые вы покупаете в аптеке, по сути, неэффективны?! Чтобы не быть голословным, приведу в качестве примера данные, опубликованные в одном из номеров журнала Nature за 2012 год, согласно которым, из 53 антираковых препаратов, прошедших предклинические испытания в одной из фармацевтических фирм, только 6 (!) показали удовлетворительные результаты, в то время как данные по 47 препаратам (88%) не подтвердились в повторном исследовании. Ситуацию многократно усугубляет тот факт, что результаты по этим 47 препаратам были опубликованы не в “мусорных”, а в высокорейтинговых журналах. 
Главная причина такого катастрофического положения дел в современной науке одна - бессмысленная гонка, которая приводит к публикации сырых результатов. Негибкость менеджеризма заключается в том, что он не признает баланс между количеством и качеством, зачастую “перегибая палку” в сторону количества. Именно поэтому под прессом требований корпоративных менеджеров исследователи, в особенности начинающие, стремятся поскорее “количественно” утвердиться в науке и во чтобы то ни стало “застолбить” свой приоритет в новой области исследований, порою игнорируя элементарную научную этику. В результате приносится в жертву репутация как горе-исследователей, так и самой науки.
Следующая неприглядная сторона корпоративизма в науке и высшем образовании - погоня за индексами и импакт-факторами. Корпоративизм закрывает глаза на тот факт, что наукометрия - это не самоцель, а всего лишь средство для ориентации во все возрастающем потоке научной информации. Следуя наукометрической паранойе, в западных университетах при составлении резюме наряду с публикациями необходимо указывать импакт-факторы и h-индексы журналов, в которых опубликованы работы. Похоже, что эта “раковая опухоль” коснулась и российских вузов. 
Судя по всему, назревает именно та ситуация, хорошо знакомая российскому читателю, когда “низы не хотят жить по-старому”, а у “верхов”, по всей видимости, не совсем получается “управлять по-старому”. Более того, что-то фундаментально убого в такой модели управления, когда каждый пятый преподаватель находится в стрессе и страдает физическим либо психологическим заболеванием. Именно поэтому настало время для перехода от корпоративной к гуманистической модели управления наукой и образованием. 
Неудивительно, что в создавшейся ситуации некоторые представители и целые группы профессорско-преподавательского состава западных университетов и научных центров переходят на язык манифестов, что только подтверждает катастрофичность положения. Многие выводы этих манифестов сводятся к призыву вернуть академический дух в университеты, прекратить гонку рейтингов и показателей, отказаться от конкурентоспособности как главной и единственной цели деятельности университетов. Одним словом, императив гуманизма и приоритет качества должны быть определяющими в развитии высшего образования и науки.   
Мурат ЧОШАНОВ, Техасский университет

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Быть ли проку от отходов? Нет в материальном мире бесполезного, считают ученые.
“Вторым Уралом” зовут Гянджинский район Азербайджана знатоки природных ресурсов. Ведь кроме нефти и газа этот регион богат кобальтом, золотом, медью, железом... Одна из основных забот Гянджинского отделения Национальной академии наук Азербайджана - решить экологические проблемы своего региона. /№ 31-32(2018)
Родина слонов?
В ходе двух экспедиций этого полевого сезона палеонтологи обнаружили останки трогонтериевых слонов, живших на евразийских просторах в плейстоцене. Отличились пермяки и томичи. /№ 31-32(2018)
Под именем Гянджеви. Прошлое приходит к нам с мудростью предков.
Гянджу - город, расположенный в 350 километрах к западу от столицы Азербайджана. Он дал свое имя целой плеяде великих мыслителей... /№ 27-28(2018)

Новости


Российский научный фонд объявил о начале приема заявок на вторую волну конкурса по поддержке лабораторий мирового уровня Президентской программы исследовательских проектов.



Компания Shanghai Ranking представила результаты Academic Ranking of World Universities (ARWU) - 2018, известного также как Шанхайский рейтинг. Самую высокую позицию среди наших вузов в свежем рейтинге занимает МГУ им. М.В.Ломоносова - он на 86-м месте.



Санкт-Петербургский союз ученых обратился к Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию с научным сотрудником ЦНИИмаш Виктором Кудрявцевым, обвиненным в госизмене. Об этом рассказал «Коммерсантъ».



Европейское физическое общество (EPS) совместно с Российской академией наук учредило премию имени Владилена Летохова - советского и российского физика-теоретика, одного из пионеров лазерной физики. EPS Vladilen Letokhov award будет вручаться за исключительные достижения в области взаимодействия лазерного излучения с веществом.



Мэр Москвы Сергей Собянин посетил Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», где встретился с учеными и обсудил с президентом НИЦ Михаилом Ковальчуком планы дальнейшего сотрудничества.



Компания ООО «Интеграция: образование и наука» вместе с ООО «И-ПК» разработала и открыла для использования новую онлайн-платформу, обеспечивающую полный цикл подготовки, рецензирования, редактирования, публикации, распространения и индексирования научных статей. Об этом сообщается на сайте Российской академии наук.

Российский фонд фундаментальных исследований и правительство Ульяновской области в 2018 году поддержат 85 научных проектов, разрабатываемых в регионе, на общую сумму 100 млн рублей.

Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


Конкурс на издание лучших научных трудов

Конкурс на издание лучших научно-популярных трудов

Конкурс научных проектов фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Москвы

Российская академия наук объявляет конкурс на соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Академией наук Абхазии

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии