Официально


На интернет-портале правовой информации опубликован текст постановления правительства «Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».



На заседании Комитета Госдумы по образованию и науке депутаты утвердили план его работы на весеннюю сессию 2019 года.



Премией имени Д.С.Лихачева 2018 года Президиум РАН решил наградить доктора филологических наук Елену Юхименко (Государственный исторический музей). Она отмечена за монографию «Старообрядчество: история и культура».

За цикл работ «Структурная биология макромолекул, значимых для биотехнологии и медицины» премия имени Е.С.Федорова 2018 года присуждена члену-корреспонденту Владимиру Попову, доктору химических наук Инне Курановой и кандидату физико-математических наук Валерии Сaмыгиной.




Новости № 1-2(2019)

Регионы


СНГ


Интердайджест
















Внимание, тревога! Корпоративная модель в высшем образовании вызывает вопросы.
Публикации
№ 20(2018)

18.05.2018

Опрос профессорско-преподавательского состава Массачусетского технологического института (США), проведенный в 2001 г. службой университета по мониторингу качества жизни и работы преподавателей, показал: 78% респондентов считают, что, “несмотря на прилагаемые усилия, они не успевают выполнять запланированные на день задачи”. Для сравнения: подобный же показатель в опросе, проведенном среди исполнительных директоров фирм и компаний, значительно ниже - 48%. Кроме того, 62% университетских преподавателей указали, что “в конце рабочего дня они физически или эмоционально чувствуют себя как “выжатый лимон”. Среди директоров фирм таких несколько меньше - 55%. 

Согласно исследованию, проведенному в 2007 г. Канадской ассоциацией университетских преподавателей (Canadian Association of University Teachers, CAUT), работа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений является одной из стрессоемких профессий. В исследовании приняли участие 1470 преподавателей из 56 канадских университетов. Результаты опроса показали, что за год, предшествовавший ему, у 22,1% респондентов наблюдались физические, а у 23,5% психологические проблемы со здоровьем. Причем 21,8% респондентов принимали препараты, снижающие стресс и тревожность. Похожие результаты были получены в исследованиях и опросах профессорско-преподавательского состава в университетах Великобритании и Австралии. Очевидно, что все это отражается на качестве учебного процесса и подготовки студентов, равно как на качестве научных исследований, проводимых преподавателями в условиях постоянного стресса и повышенной тревожности. 
В чем же причины такого положения дел в западных университетах?
Признаться, когда я прочитал об этих исследованиях, первая мысль, которая пришла мне в голову, - предвзятость (да простят меня мои западные коллеги!). Эта реакция возникла не на пустом месте, поскольку, пройдя советско-российскую школу университетской закалки с учебной нагрузкой не менее 720 часов в год и сопровождающими эту нагрузку требованиями к публикациям и общественной работе, я поначалу посчитал несколько наивными “стенания” моих западных коллег, у которых нагрузка в разы ниже, а зарплата на порядок выше (см. “Поиск”, №3, 2017 г.). Но только поначалу.
Исследователи уверены, что причина кроется в корпоратизации (перенос рыночных механизмов и принципов бизнес-менеджмента на управление наукой и образованием) вузов, которая началась в 1990-е годы. Кстати, в последние 10-15 лет щупальца корпоративного спрута проникли и в российское высшее образование и науку. 
Бил Ридингс в своей работе с достаточно красноречивым названием “Университет в руинах” (Readings, B. The University in ruins, 1996) выделяет следующие характерные признаки корпоратизации высшего образования: 
менеджеризм (приоритет администрирования и администраторов в науке и образовании); соревновательность и засилье рейтингов; гонка за показателями (публикационная активность, получение грантов, установка на прибыльность и экономическую отдачу научных исследований и проч.).
Рассмотрим вкратце каждый из признаков и их влияние на положение науки и образования в условиях корпоратизации. 
Менеджеризм
В рамках корпоративной модели администрация занимает главенствующие позиции в вузах: администратор, а не преподаватель является центральной фигурой в университете. Причем, следуя корпоративным ценностям, на руководящие должности в университетах назначаются или избираются так называемые “эффективные менеджеры”, в некоторых случаях - напрямую из корпораций, бизнеса, регионального или муниципального управления, на практике зачастую не “нюхавшие” ни исследовательского, ни преподавательского “пороха”. Профессорско-преподавательский состав и вспомогательный персонал “оптимизируются”, одновременно раздувается административный аппарат, ужесточается структура отчетности, и укрепляется вертикаль отношений, в которой конкурентоспособность является основной целью университета, а преподаватели - всего лишь “менее важным” средством достижения этой цели.
В результате насаждения менеджеризма принципы администрирования и бухгалтерского учета вытесняют в университетах академический дух. Торжество управленческой посредственности и всепоглощающей отчетности подавляет атмосферу научных дискуссий, а индексы и импакт-факторы душат на корню очаги научной эрудиции и интеллигентности. 
 Соревновательность и засилье рейтингов
Корпоратизация высшего образования доводит до абсурда идею конкурентоспособности. Николас Миллс в статье “Копоратизация высшего образования” (Mills, N. The corporatization of higher education, 2012 г.) использует термины “тирания рейтингов” и “вой-
на рейтингов”, характеризуя накал борьбы университетов, прежде всего их администраций, за место под “рейтинговым солнцем”. Кстати, менеджеризм проявляется и в отношении к рейтингам. Если для университетской администрации это - главная цель, которой она стремится достичь во что бы то ни стало и желательно как можно скорее, то профессорско-преподавательский состав, как правило, индифферентен к этой “войне”, поскольку у него другие приоритеты: обеспечение качественного учебного процесса и проведение качественных исследований, которые требуют достаточного времени и ресурсов. Печально, что в итоге эта “война” отражается на физическом и психологическом здоровье профессорско-преподавательского состава университетов. 
Корпоративизм насаждает идею мнимого престижа, следуя всевозможным рейтингам (например, THE, ARWU, QS и проч.). Существуют альтернативные опросники (например, Brookings, SMI, Washington Monthly), которые ставят под сомнение эту избирательную “престижность” и уделяют внимание таким параметрам, как оценка студентами качества обучения, удовлетворенность условиями обучения, вовлеченность студентов в научные исследования, их социальная мобильность и т.д. Более того, оппоненты “рейтинговой тирании” подвергают сомнению основные критерии конкурентоспособности: разве можно, утверждают они, на одну планку ставить частные университеты с общим числом студентов не превышающим 5-6 тыс. и государственные университеты, которые обеспечивают высшее образование нескольким десяткам тысяч студентов?!
Кстати, за участие в рейтингах и отдельных их составляющих университеты должны платить немалые деньги. Так, для проведения аудита и лицензирования программой QS Stars университет должен заплатить свыше 30 тысяч долларов. Иными словами, все эти звезды, которыми кичатся некоторые университеты, - покупные. И ломаный грош им цена! 
В целом в рамках критики корпоративизма подвергается сомнению сам принцип конкурентоспособности и мнимой престижности в глобальном высшем образовании, а в качестве разумной альтернативы предлагаются принципы многообразия и диверсификации, отражающие уникальные особенности университетов и отвечающие нуждам высшего образования в конкретных странах и регионах. 
Гонка за показателями 
Одним из показателей конкурентоспособности в университетах является научная продуктивность. Насаждаемая “эффективными менеджерами” погоня за публикационной активностью вынуждает преподавателей изворачиваться и находить легкий выход из ситуации - публиковаться в так называемых “мусорных” журналах. Их количество растет из года в год: если в 2013 году их было 126, то к началу 2017-го их число выросло более чем в 10 (!) раз - до 1294. Есть же спрос! Более того, черный рынок подобных “научных услуг” по всему миру оценивается, по разным данным, в десятки миллиардов долларов. Хотя публиковаться в такого рода журналах означает основательно подмочить свою репутацию - это как мельдоний в спорте.
Однако “мусорные” журналы с точки зрения корпоративных ценностей очень удобны: они публикуют рукописи за плату в достаточно короткие сроки без рецензирования и, закрывая глаза на качество. В погоне за показателями “эффективные менеджеры” зачастую готовы пожертвовать качеством в угоду количеству. В результате разрушается архиважная основа любой науки - ее этическая составляющая. 
Наиболее плачевно феномен “мельдония в науке” отражается на воспроизводимости результатов научных исследований. О катастрофическом положении говорит тот факт, что в некоторых областях науки “коэффициент невоспроизводимости” достигает запредельных величин - 80% и более. Вы можете представить себе такую ситуацию, когда 8 из 10 лекарств, которые вы покупаете в аптеке, по сути, неэффективны?! Чтобы не быть голословным, приведу в качестве примера данные, опубликованные в одном из номеров журнала Nature за 2012 год, согласно которым, из 53 антираковых препаратов, прошедших предклинические испытания в одной из фармацевтических фирм, только 6 (!) показали удовлетворительные результаты, в то время как данные по 47 препаратам (88%) не подтвердились в повторном исследовании. Ситуацию многократно усугубляет тот факт, что результаты по этим 47 препаратам были опубликованы не в “мусорных”, а в высокорейтинговых журналах. 
Главная причина такого катастрофического положения дел в современной науке одна - бессмысленная гонка, которая приводит к публикации сырых результатов. Негибкость менеджеризма заключается в том, что он не признает баланс между количеством и качеством, зачастую “перегибая палку” в сторону количества. Именно поэтому под прессом требований корпоративных менеджеров исследователи, в особенности начинающие, стремятся поскорее “количественно” утвердиться в науке и во чтобы то ни стало “застолбить” свой приоритет в новой области исследований, порою игнорируя элементарную научную этику. В результате приносится в жертву репутация как горе-исследователей, так и самой науки.
Следующая неприглядная сторона корпоративизма в науке и высшем образовании - погоня за индексами и импакт-факторами. Корпоративизм закрывает глаза на тот факт, что наукометрия - это не самоцель, а всего лишь средство для ориентации во все возрастающем потоке научной информации. Следуя наукометрической паранойе, в западных университетах при составлении резюме наряду с публикациями необходимо указывать импакт-факторы и h-индексы журналов, в которых опубликованы работы. Похоже, что эта “раковая опухоль” коснулась и российских вузов. 
Судя по всему, назревает именно та ситуация, хорошо знакомая российскому читателю, когда “низы не хотят жить по-старому”, а у “верхов”, по всей видимости, не совсем получается “управлять по-старому”. Более того, что-то фундаментально убого в такой модели управления, когда каждый пятый преподаватель находится в стрессе и страдает физическим либо психологическим заболеванием. Именно поэтому настало время для перехода от корпоративной к гуманистической модели управления наукой и образованием. 
Неудивительно, что в создавшейся ситуации некоторые представители и целые группы профессорско-преподавательского состава западных университетов и научных центров переходят на язык манифестов, что только подтверждает катастрофичность положения. Многие выводы этих манифестов сводятся к призыву вернуть академический дух в университеты, прекратить гонку рейтингов и показателей, отказаться от конкурентоспособности как главной и единственной цели деятельности университетов. Одним словом, императив гуманизма и приоритет качества должны быть определяющими в развитии высшего образования и науки.   
Мурат ЧОШАНОВ, Техасский университет

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Поверх экономики. Участники Гайдаровского форума сосредоточились на социальных трендах.
Глобальные тренды развития - человеческий капитал, инфраструктура, цифровизация, эффективное государство - вполне соотносятся с целями, которые ставит перед собой Россия на предстоящие шесть лет... /№ 1-2(2019)
Что стоит построить. В Красноярском научном центре вырос дом.
Встретить Новый год в новой квартире - светлая мечта многих. Для сотрудников академических организаций Сибири она стала реальностью. /№ 1-2(2019)
В отсутствие антонима. Как отвыкнуть от коррупции.
/№ 1-2(2019)

Новости


В ходе официального визита Президента РФ Владимира Путина в Республику Сербия были подписаны более двух десятков различных документов.



Российские ученые завершили разработку первого в стране специализированного суперкомпьютера «Жорес» для решения задач в сфере искусственного интеллекта. По мощности - около 1 петафлопса - он стал шестым в России и СНГ, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу фонда «Сколково».



Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко переизбрана на должность председателя Наблюдательного совета Российского университета дружбы народов, сообщает пресс-служба верхней палаты парламента.



Министерство науки и высшего образования сформировало государственные задания подведомственным учреждениям, изменив подход к установлению показателя, характеризующего качество работы по выполнению фундаментальных научных исследований. Пересмотрены требования к количеству публикаций в престижных международных научных журналах, сообщает пресс-служба министерства.



Росатом завершил первый этап контрольной сборки уникального Многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах (МБИР), который строится в Димитровграде на площадке ГНЦ - НИИ атомных реакторов и станет самым мощным из действующих, сооружаемых и проектируемых исследовательских реакторов в мире.



Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил сведения о средней заработной плате научных сотрудников в России, начисленной за первые три квартала 2018 года. За первые девять месяцев 2018 года зарплата увеличилась в 1,9 раза и составила 93,7 тысячи рублей.



Проводить обучение по программам дополнительного профессионального образования следует в университетах, заявила в ходе Гайдаровского форума заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская.



Конференции


Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят 22 января 2019 года МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

22 ноября ИСП РАН им. В.П. Иванникова в рамках своей Открытой конференции, посвященной 70-летию отечественного ИТ-сектора, заключил соглашение с АО «НПО РусБИТех» о продаже лицензии на статический анализатор Svace и динамический анализатор Crusher. Сделка позволит предприятию-разработчику отечественной сертифицированной операционной системы Astra Linux обнаруживать ошибки кода на ранних стадиях и повысить доверие к безопасности своей платформы, используемой в государственных и коммерческих информационных системах, в том числе в критически важных секторах экономики.

22-23 ноября в здании Президиума Российской академии наук прошла Открытая конференция ИСП РАН им. В.П.Иванникова, посвященная 70-летию российского ИТ-сектора. На ней обсудили проекты и технологии, имеющие глобальное значение.

Текущие конкурсы


ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

Вы молоды, талантливы и увлечены наукой о катализе? Тогда обращайтесь к нам!

Pегиональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований

Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии