Есть альтернатива
РЕФОРМА РАН
№ 31-32(2013)

09.08.2013

Координационный совет Санкт-Петербургского союза ученых предложил свою Концепцию реформирования РАН вместо пресловутого законопроекта о реорганизации госакадемий.
По мнению питерских ученых, в предложенном правительством документе нет ничего, что могло бы улучшить работу РАН, мало того - он разрушителен для науки. Прежде всего, потому, что научные учреждения планируется передать в подчинение чиновникам. Замысел при этом таков: сократить число научных работников и учреждений, забрать у РАН ее здания и участки земли, обладающие наибольшей рыночной стоимостью.


В представленной Санкт-Петербург-ским союзом ученых концепции реформы подробно оговариваются ее детали: она должна проводиться не в авральном, а в “штатном” порядке и демократическим способом. Проект реформы перед рассмотрением в Госдуме должен пройти обязательное открытое обсуждение. В концепции подчеркивается, что РАН, выполняющая функции координатора фундаментальных и поисковых научных исследований, должна стать основной организацией, ответственной за разработку научного обеспечения долгосрочных (на 5, 10 и 20 лет) программ научно-технического прогресса.
Финансирование фундаментальных исследований из средств федерального бюджета, по мнению питерских ученых, необходимо довести к 2015 году как минимум до 0,4% от ВВП страны (в 2011 году было 0,166%), в том числе финансирование РАН - до 75% от всей суммы, выделяемой на фундаментальные исследования. Средняя зарплата научных сотрудников РАН в 2018 году должна быть в два раза больше, чем средняя по экономике.
Союз предлагает образовать во всех научных учреждениях академии наблюдательные советы (НС) - для определения стратегии развития и контроля эффективности их работы. Не менее 50% членов каждого НС должны составлять ведущие ученые страны по данному направлению науки, не являющиеся сотрудниками этого НИИ. В советы также должны входить представители Минобрнауки, смежных областей науки или органов управления субъекта Федерации.
В случае длительной неэффективной работы учреждения совет может вынести рекомендацию Президиуму РАН о замене директора и руководителей основных подразделений или о закрытии НИИ. В концепции говорится, что критерии и порядок такой оценки могут быть выработаны только самим научным сообществом.
Государственную экспертизу работы институтов, по мнению питерцев, должна проводить комиссия, включающая председателя и часть членов НС, видных представителей данной отрасли науки, не входящих в Президиум РАН, зарубежных ученых, представителей Минобрнауки, Президиума РАН, региональных органов власти. Ученые, работающие в научных организациях, должны составлять не менее 70% членов комиссии.
Есть в концепции и довольно необычная идея: “с целью повышения демократичности в управлении наукой” ввести на пять лет в 20% НИИ РАН систему правления нескольких (3-4) директоров, являющихся одновременно руководителями подразделений высшего уровня в данном учреждении. Если этот эксперимент будет успешным, предлагается распространить подобную практику к 2020 году на 65-70% НИИ и научных учреждений РАН и других академий наук.
Инициируется любопытное изменение и на общеакадемическом уровне: учредить в РАН кроме Общего собрания вторую палату - представителей научных работников. В нее войдут по два человека от каждого НИИ и научного учреждения - только кандидаты и доктора наук, не являющиеся директорами или заместителями директора. Как считают питерцы, заседания палаты необходимо проводить два раза в год. Решения Президиума РАН или Общего собрания академиков и членов-корреспондентов РАН, изменяющие положение научных сотрудников, должны получить одобрение палаты представителей научных работников.


Владимир ПЕТРОВ


Вернуться к статье