Официально


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки на основании решения Арбитражного суда прекратила действие лицензии Томского экономико-юридического института.



Минобрнауки ликвидировало филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета в Анадыре.



Утверждена дорожная карта ФАНО - комплекс мер нормативного и организационного характера, которые направлены на решение задач, обозначенных в плане первого этапа Стратегии научно-технологического развития РФ.



Правительство утвердило план реализации Стратегии обеспечения единства измерений в России. Документ, в частности, предусматривает повышение уровня метрологического обеспечения приоритетных направлений науки, технологий и техники, обеспечение преимущественного использования отечественных технологий и приборной базы.




Новости № 46(2017)

Регионы


В Университете им. Юрая Добрилы (Пула, Хорватия) состоялось торжественное открытие Центра русского языка и культуры “Институт Пушкина”. Он создан при участии Пятигорского госуниверситета и финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках ФЦП “Русский язык”, Миссия центра - продвижение образования на русском языке.

Ректор Тульского государственного университета Михаил Грязев провёл встречу со студентами, входящими в сборные команды вуза по различным видам спорта. Михаил Васильевич поздравил студентов и их тренеров с успешными выступлениями на различных соревнованиях, в том числе всероссийских.

В Ульяновском государственном техническом университете прошел День открытых дверей для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и системы среднего профессионального образования. Мероприятие посетили 1150 человек.

СНГ


Интердайджест
























Ошиблись целью. Узел проблем - не в академии.
РЕФОРМА РАН
№ 36(2013)

06.09.2013

После того как Дума накануне летних каникул поспешно приняла сразу в двух чтениях законопроект о реформировании РАН и других государственных академий, Российская академия наук вынуждена обороняться. То есть доказывать, что дела обстоят, мягко говоря, не совсем так, как утверждают неизвестные авторы документа, и что последствия принятия такого закона будут разрушительными для российской науки.
Но, как известно, оборона - худший вид сопротивления. Надо наступать. “Академия должна противопоставить правительственному законопроекту свой. Для этого в РАН достаточно квалифицированных юристов. Академии, вне всякого сомнения, нужны реформы, но идея, что их необходимо проводить сторонними силами, непродуктивна: кто лучше нас знает наши боли и наиболее заинтересован в их излечении?” - говорит биофизик, академик Иосиф ГИТЕЛЬЗОН. За его плечами 60 лет работы в Сибирском отделении РАН с самого его основания, 12 лет руководства Институтом биофизики (ИБФ) СО РАН, два года работы приглашенным исследователем в исследовательском центре НАСА. Сейчас он является советником РАН в ИБФ СО РАН и научным руководителем Института фундаментальной биологии и биотехнологии Сибирского федерального университета.


- Очень важно, чтобы была осознана необходимость такого академического законопроекта, - продолжает И.Гительзон. - Существующий законопроект нацелен на РАН. Но в действительности проблема кроется не в академии. Проблема - в использовании научных результатов. Здесь главный провал. И он образовался вовсе не потому, что РАН выдает мало научных результатов - она дает гораздо больше, чем страна в состоянии воспринять. Я знаю это по работам нашего института. Мы сделали достаточно много вещей, которые, что называется, просятся в практику. Но они не используются, потому что наша экономическая система инновации не воспринимает. Не нужны они, пока распродается невосстановимый ресурс - горючее. Однако, хочу заметить, без академии этого ресурса не было бы. Громадные сибирские запасы нефти, газа, углей открыты учеными Сибирского отделения РАН. А его сейчас вообще хотят лишить собственного лица, полагая, видимо, что открытого на наш век хватит, а дети-внуки позаботятся о себе сами.
Впрочем, переход от фундаментальных исследований к применению их результатов в производстве был непрост и в дореформенное время. Недаром возник такой термин, как “внедрение в практику”. Мы говорим “внедрение”, а не “использование”. Внедрение подра­зумевает сопротивление среды.
Я нескольким олигархам предлагал использовать результаты наших исследований. Например, мы создали систему замкнутого жизнеобеспечения для космических полетов. Полеты станут длительными еще не скоро, однако некоторые технологические результаты могли бы принести много пользы и на Земле. К примеру, для жизнеобеспечения людей, живущих в экстремальных условиях, прежде всего на Севере, где сейчас для отопления расходуется огромное количество энергии. Менделеев как-то заметил, что “сжигать нефть, все равно что топить печку ассигнациями”. Аналогично, расходовать энергию только для получения тепла очень расточительно. Мы предлагаем технологии, позволяющие использовать ее ступенчато. Сначала внутри жилого помещения - для создания комфортных условий (в частности, для ликвидации светового голода в долгую полярную ночь), для производства в течение всей зимы достаточного количества свежих овощей для живущей там семьи. А уже потом эта же энергия послужит для отопления. По расчетам, понадобится не больше 12 киловатт на семью из четырех-пяти человек. Примерно столько она и сейчас тратит, но получает только тепло.
Предлагал использовать. Глухо. Не воспринимается.
Или, скажем, в лаборатории Татьяны Валовой в ИБФ уже давно занимаются водородо­окисляющими бактериями, которые производят, в сущности, те же продукты, что образуются в растениях в результате фотосинтеза. Такая изящная система: вода электролизом разделяется на водород и кислород, после чего бактерии за счет ферментов окисляют водород кислородом и, используя высвобождающуюся при этой реакции мощную энергию, строят свою биомассу, например белок с незаменимыми аминокислотами. Когда существовала микробиологическая промышленность, мы пытались довести эти разработки до практики, но Микробиопром со всеми своими институтами и заводами практически распался.
Однако одна линия в силу своей большой актуальности сохранилась. В определенных условиях эти же бактерии производят не белок, а биополимер полиоксиалканоат. Он обладает теми же механическими свойствами, что и бытовые синтетические полимеры, преимущество которых только в их дешевизне. Но это преимущество оказывается роковым. Нет смысла снова собирать поли­этиленовые пакеты, перерабатывать... Их просто выбрасывают. Но в природе не существует потребителя синтетических полимеров, эти отбросы сохраняются десятилетиями и загрязняют окружающую среду. Я много по работе путешествовал и видел, что не только в России, даже в дальнем океане берега островов покрыты полимерным мусором. И в морях его полно, не говоря уж о реках. А биополимеры в природе разлагаются. Они произведены бактериями, и бактерии их разрушают. Сейчас мы совместно с Российско-вьетнамским научно-исследовательским Тропическим центром Института эволюционной биологии РАН как раз занимаемся исследованием механизма и скорости этого процесса в природе, с тем чтобы определить, какое количество биополимера разрушается за год, и сформулировать общебиосферную квоту, которая покажет, сколько биополимера можно ежегодно производить без нарушения природного равновесия.
Я предлагал использовать эту технологию одному олигарху: если вы за это возьметесь, говорю, то станете новым Дюпоном, создадите новую многомиллиардную промышленность. А он спрашивает: а через сколько лет я начну получать вложенные средства обратно? И как услышал, что не раньше, чем производство развернется, то есть лет как минимум через 10, потерял всякий интерес. Зачем мне это, говорит, если на водке те же деньги я “сделаю” за полгода.
Так что беда не в том, что наука не продуктивна. Наука “беременна” многими готовыми результатами. Это даже переношенная беременность. Но нет воспринимающей системы: разрушены отраслевые институты, и экономика, сидящая на нефтяной игле, построена так, что эти результаты не востребует. Вот здесь беда. Вот где узел проблем.
Что может сделать государство? Прежде всего, восстановить воспринимающую систему, а фундаментальную науку поддержать финансово. А если это пока невозможно, хотя бы не пытаться ею “рулить”. Фундаментальная наука в чем-то сродни искусству: руководить ею извне невозможно. Фундаментальная наука развивается спонтанно - из внутренней логики прежде всего. Не за плату (хотя ученому надо на что-то жить и содержать семью), не из заданий, а из себя. Таково ее свойство. Прогресс человечества объясняется не только тем, что человек трудится (трудятся и пчелы), но и тем, что неистощимо его любопытство. Академик Павлов в число основных инстинктов, присущих человеку, включил инстинкт познавательный, который он назвал рефлексом “что такое”. На этой очень глубокой мотивации и основана фундаментальная наука. Попытка управлять ею с помощью бюрократических средств - убийственна. Поэтому она и встретила такое резкое сопротивление.
Совершенно иное дело - использование результатов фундаментальных исследований. Тут можно предвидеть и планировать, управлять и востребовать то, в чем нуждается производство. Это означает, что нужны законы, которые восстановили бы прикладную научную деятельность. Переход от фундаментальной науки к использованию ее результатов требует организационных действий правительства.
Еще один неразрывно связанный с наукой элемент - университетское образование. И тут огромную роль может сыграть академия. Какие бы ни приводили статистические данные, исторически сложилось так, что основной научный интеллектуальный потенциал страны сосредоточен в РАН.
Сегодня финансирование наших вузов настолько мало, что они вынуждены практически все деньги тратить на содержание преподавателей. А те настолько загружены преподаванием, что им не до науки. Серьезные систематические исследования ведутся в привилегированных высших учебных заведениях (МГУ, СПбГУ) и вузах, тесно связанных с РАН, - Физтехе, Новосибирском госуниверситете, СФУ, в некоторых других федеральных и национальных исследовательских университетах... Конечно, тут нельзя не вспомнить и о замечательном Академическом университете, созданном академиком Алфёровым, - настоящем пушкинском лицее нашего времени. Все это примеры того, как вокруг сильного интеллектуального потенциала образуются очаги образования, которые дают высочайшие результаты.
Мой многолетний профессорский опыт подтверждает общеизвестную истину: подготовить к исследованиям молодого ученого можно через его участие в работе лаборатории, а не в аудитории, где он слышит о науке от преподавателя, который сам ею не занимается. Именно поэтому нельзя было лишать академию аспирантуры - этого лучшего пути подготовки молодых ученых.
Конечно, было бы прекрасно поднять в университетах уровень научной работы до академического. Но сегодня, когда вся академия финансируется меньше, чем один Гарвардский университет, а наши университеты - в среднем на порядок меньше, чем западные, - это утопия. Опасная утопия. Раздать университетам академические институты, не увеличив им очень значительно финансирование, - это и университеты не поднять, и институты погубить.
Резюме: нужен единый закон - о науке, ее использовании и об университетском образовании. Эти три компонента нуждаются в радикальном улучшении, и для РАН как сосредоточения научного потенциала страны естественно занять тут позицию научно-методического руководства и выступить инициатором соответствующего законопроекта. Кстати, такая инициатива могла бы послужить юридическим основанием для возвращения правительственного законопроекта в первое чтение, учитывая наличие конкурирующего проекта.
Рассмотреть оба проекта в первом чтении - это было бы и продуктивно, и справедливо. Пусть в этом соревновании умов выигрывает сильнейший.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ ЗАКОНА О НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ
1. Признать неудовлетворительным состояние законодательного и материального обеспечения научной деятельности и использования ее результатов, а также высшего и школьного образования в Российской Федерации.
2. Признать недостаточной и в значительной степени искаженной информированность общества о значении науки, ее современных достижениях и возможностях ее использования во благо России.
3. Считать приоритетной задачей государственного руководства обеспечение развития науки и использования ее результатов для благосостояния и бе­зопасности России.
4. Признать крайне недостаточным государственное финансирование науки и образования в Российской Федерации.
5. Установить минимальные величины государственного ежегодного финансирования в % от расходной части государственного бюджета:
- фундаментальной науки;
- прикладной науки и ее использования;
- высшего образования;
- полного среднего образования;
- научного просвещения общества.
6. Установить размеры этих расходов в форме поправок к Конституции Российской Федерации, подлежащих неукоснительному ежегодному исполнению (могут быть изменены только законодательной процедурой изменения Конституции).
7. Констатировать несоответствие состояния науки и образования в стране современным задачам общественного развития и признать необходимым глубокое реформирование:
• государственного организационно-материального обеспечения фундаментальной науки;
• государственной поддержки отраслевой науки;
• системы школьного и университетского образования.
8. Признать необходимость создания эффективной системы инновационного использования научных результатов в производстве.
9. Поставить дело образования и просвещения в стране под научно-методическое руководство Академии наук:
- считать преподавательскую деятельность в высшей и средней школе равноценной исследовательской работе для академиков, членов-корреспондентов и научных сотрудников РАН;
- преподающих в высших и средних учебных заведениях сотрудников государственных академий на основе совместительства уравнять в правах и обязанностях со штатными сотрудниками этих заведений;
- ввести обязательную норму преподавания в программу аспирантуры РАН и других государственных академий.
10. Учитывая стратегическое значение науки и использования ее результатов для государственной деятельности, ввести законодательно пост члена кабинета министров РФ для президента Российской академии наук.


Записала
Наталия БУЛГАКОВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

По академическому счету. Отделения РАН выставили оценки институтам.
В завершающую стадию входит процесс оценки результативности научных организаций, подведомственных ФАНО России, по итогам которой институты разделят на три категории: лидеров, стабильно развивающихся и утративших научный профиль. Сравнение академических НИИ в рамках референтных групп по наукометрическим показателям уже завершилось. Теперь настала очередь экспертов. /№ 46(2017)
Глобальное - реально? Новое руководство знает, как активизировать деятельность академии.
Не прошло и месяца после выборов нового президента РАН и его команды, а академики, занявшие руководящие посты разного уровня, уже активно включились в работу. Академик Александр Стемпковский, который возглавил Отделение нанотехнологий и информационных технологий (ОНИТ), еще в своей предвыборной речи в качестве кандидата в академики-секретари сформулировал предложения, многие из которых значительно выходят за рамки его сугубо профессиональных интересов и касаются в целом работы РАН и положения науки в обществе. /№ 43(2017)
Юстировка настроек. Новое руководство РАН берет быка за рога.
Первые шаги президента Российской академии наук Александра Сергеева на новом посту показали, что он не собирается откладывать на потом решение даже самых сложных вопросов, которые ставил в своей выборной программе. Буквально в первую же неделю после избрания глава РАН вместе с командой нанес визит в Государственную Думу, где академики совместно с членами Комитета по образованию и науке обсудили законодательные новации, необходимые для более эффективной работы РАН. /№ 41(2017)

Новости


Программа образовательных кредитов продолжится с осени 2018 года, сообщила глава Минобрнауки Ольга Васильева, отвечая на вопросы студентов НИТУ «МИСиС». Министр напомнила о том, что в рамках программы по выдаче кредитов на образование в России, действующей с 2010 года, было получено свыше 10 тысяч кредитов.



На VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме киностудия «Союзмультфильм» и Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения заключили соглашение о сотрудничестве, информирует ТАСС.



Ольга Васильева сообщила, что формы отчетов по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» будут существенно сокращены, а патентная защита - ускорена. По ее словам достигнута договоренность с Роспатентом о том, что все результаты, полученные в рамках программы, будут рассматриваться патентным органом в срок до 4-6 месяцев.



Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев провел совещание с руководителями ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению лиц с инвалидностью, созданных на базе вузов. В совещании приняли участие ректоры или проректоры, курирующие это направление, а также руководители РУМЦ, которые являются самостоятельным структурным подразделением вуза.



Участники первого Всероссийского съезда преподавателей истории в вузах России предложили с 2018 года ввести во всех российских вузах обязательную дисциплину «История России». Как сообщает РИА Новости, эта идея нашла отражение в проекте резолюции съезда.



Министр образования и науки Ольга Васильева, председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова и председатель Российского союза молодёжи Павел Красноруцкий подписали соглашение о сотрудничестве между возглавляемыми ими структурами. Стороны вместе займутся повышением культуры молодежи в области избирательного права и избирательного процесса.



Количество малых инновационных предприятий, созданных на базе научных организаций, подведомственных ФАНО, за год выросло на 4%: с 313 в 2015 году до 326 в 2016-м. Кроме того, в прошлом году увеличилось и количество результатов интеллектуальной деятельности - с 2979 до 3369.



Конференции


Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-6 апреля 2018 года.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Вторая научно-практическая Открытая конференция Института системного программирования РАН имени Виктора Иванникова ISPRAS Open пройдет с 30 ноября по 1 Декабря 2017 г. в главном здании Российской академии наук. Ключевые темы – безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Японским фондом медицинских исследований.

Объявление об открытом публичном конкурсе на получение грантов Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда “Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами”.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии