Официально


На сайте Федерального агентства научных организаций опубликован августовский приказ об утверждении Положения о кадровом резерве ФАНО. С текстом документа можно ознакомиться по ссылке.



На базе Всероссийского НИИ мясной промышленности им. В.М.Горбатова создан Федеральный научный центр. Для этого к научно-исследовательскому институту присоединено восемь научных организаций.

На сайте Минобрнауки опубликованы рекомендации министерства по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях. Документ доступен по ссылке.

Минобрнауки утвердило состав Координационного совета по вопросам повышения эффективности формирования у детей и молодежи устойчивости к антиобщественным проявлениям. Внесены также изменения в приказ об организации работы в министерстве «по обеспечению условий для формирования у детей и молодежи гражданской позиции, стойкого неприятия идей экстремистской и террористической направленности».




Новости № 37(2017)

Регионы


В Санкт-Петербургском госуниверситете открылась кафедра теории и практики антимонопольного регулирования. Прибывший на церемонию руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев принял предложение ректора Николая Кропачева стать профессором вуза и возглавить совет профильной образовательной программы.

Технико-внедренческий парк “Технопарк Русский” открыт в Дальневосточном федеральном университете во время проходившего во Владивостоке III Восточного экономического форума. Вместе с ДВФУ в создании новой структуры участвовал Фонд “Сколково”.

Официально начал свою работу венчурный фонд, созданный Томским госуниверситетом и Фондом посевных инвестиций РВК. Его размер - 33,3 миллиона рублей, доли ФПИ РВК и ТГУ - 75 и 25%.

СНГ


В Белоруссии подвели первые итоги вступительной кампании: больше половины абитуриентов стали студентами высших учебных заведений республики. Из более чем 92 тысяч человек, которые зарегистрировались для прохождения централизованного тестирования, 53,5 тысячи получили студенческий билет.

Приемная кампания в молдавские вузы обернулась в этом году скандалом. Совет ректоров обвинил Молдавский госуниверситет в недобросовестной конкуренции и “переманивании студентов”. Поводом для этого стало решение вуза освободить от платы за обучение более 370 студентов-первокурсников, зачисленных по контракту.

Приемная кампания этого года в Армении отличилась тем, что даже в главном вузе страны - Ереванском госуниверситете - впервые остались вакантные места по специальностям “Экономика” и “Армянский язык и литература”. При этом невостребованными в вузах страны остались примерно половина платных мест.

Интердайджест


Вещество, утрачиваемое головным мозгом при болезни Паркинсона, само вызывает гибель производящих его клеток. Открытие сделано на культуре нейронов пациентов. Об этом сообщает Science News.

Гены, связанные с болезнью Альцгеймера и курением, указали на продолжающуюся эволюцию человека. С подробностями - The Scientist.

Генетики раскритиковали статью, в которой пионер геномики Крейг Вентер заявил о возможности предсказания черт лица человека по его ДНК. Подробности - в Nature News.


В правительственных кругах в последние дни был поднят вопрос, не следует ли Временному правительству ввиду происшедших на фронте событий переехать в Москву. Предложение, однако, не встречает сочувствия в правительственных кругах, ибо переезд Временного правительства в Москву мог бы вызвать среди населения Петрограда панику, в то время как нет никаких оснований для этого, так как, по мнению верховного командования и других авторитетных военных кругов, Петрограду, по крайней мере, до весны не грозит непосредственной опасности.


















Ошиблись целью. Узел проблем - не в академии.
РЕФОРМА РАН
№ 36(2013)

06.09.2013

После того как Дума накануне летних каникул поспешно приняла сразу в двух чтениях законопроект о реформировании РАН и других государственных академий, Российская академия наук вынуждена обороняться. То есть доказывать, что дела обстоят, мягко говоря, не совсем так, как утверждают неизвестные авторы документа, и что последствия принятия такого закона будут разрушительными для российской науки.
Но, как известно, оборона - худший вид сопротивления. Надо наступать. “Академия должна противопоставить правительственному законопроекту свой. Для этого в РАН достаточно квалифицированных юристов. Академии, вне всякого сомнения, нужны реформы, но идея, что их необходимо проводить сторонними силами, непродуктивна: кто лучше нас знает наши боли и наиболее заинтересован в их излечении?” - говорит биофизик, академик Иосиф ГИТЕЛЬЗОН. За его плечами 60 лет работы в Сибирском отделении РАН с самого его основания, 12 лет руководства Институтом биофизики (ИБФ) СО РАН, два года работы приглашенным исследователем в исследовательском центре НАСА. Сейчас он является советником РАН в ИБФ СО РАН и научным руководителем Института фундаментальной биологии и биотехнологии Сибирского федерального университета.


- Очень важно, чтобы была осознана необходимость такого академического законопроекта, - продолжает И.Гительзон. - Существующий законопроект нацелен на РАН. Но в действительности проблема кроется не в академии. Проблема - в использовании научных результатов. Здесь главный провал. И он образовался вовсе не потому, что РАН выдает мало научных результатов - она дает гораздо больше, чем страна в состоянии воспринять. Я знаю это по работам нашего института. Мы сделали достаточно много вещей, которые, что называется, просятся в практику. Но они не используются, потому что наша экономическая система инновации не воспринимает. Не нужны они, пока распродается невосстановимый ресурс - горючее. Однако, хочу заметить, без академии этого ресурса не было бы. Громадные сибирские запасы нефти, газа, углей открыты учеными Сибирского отделения РАН. А его сейчас вообще хотят лишить собственного лица, полагая, видимо, что открытого на наш век хватит, а дети-внуки позаботятся о себе сами.
Впрочем, переход от фундаментальных исследований к применению их результатов в производстве был непрост и в дореформенное время. Недаром возник такой термин, как “внедрение в практику”. Мы говорим “внедрение”, а не “использование”. Внедрение подра­зумевает сопротивление среды.
Я нескольким олигархам предлагал использовать результаты наших исследований. Например, мы создали систему замкнутого жизнеобеспечения для космических полетов. Полеты станут длительными еще не скоро, однако некоторые технологические результаты могли бы принести много пользы и на Земле. К примеру, для жизнеобеспечения людей, живущих в экстремальных условиях, прежде всего на Севере, где сейчас для отопления расходуется огромное количество энергии. Менделеев как-то заметил, что “сжигать нефть, все равно что топить печку ассигнациями”. Аналогично, расходовать энергию только для получения тепла очень расточительно. Мы предлагаем технологии, позволяющие использовать ее ступенчато. Сначала внутри жилого помещения - для создания комфортных условий (в частности, для ликвидации светового голода в долгую полярную ночь), для производства в течение всей зимы достаточного количества свежих овощей для живущей там семьи. А уже потом эта же энергия послужит для отопления. По расчетам, понадобится не больше 12 киловатт на семью из четырех-пяти человек. Примерно столько она и сейчас тратит, но получает только тепло.
Предлагал использовать. Глухо. Не воспринимается.
Или, скажем, в лаборатории Татьяны Валовой в ИБФ уже давно занимаются водородо­окисляющими бактериями, которые производят, в сущности, те же продукты, что образуются в растениях в результате фотосинтеза. Такая изящная система: вода электролизом разделяется на водород и кислород, после чего бактерии за счет ферментов окисляют водород кислородом и, используя высвобождающуюся при этой реакции мощную энергию, строят свою биомассу, например белок с незаменимыми аминокислотами. Когда существовала микробиологическая промышленность, мы пытались довести эти разработки до практики, но Микробиопром со всеми своими институтами и заводами практически распался.
Однако одна линия в силу своей большой актуальности сохранилась. В определенных условиях эти же бактерии производят не белок, а биополимер полиоксиалканоат. Он обладает теми же механическими свойствами, что и бытовые синтетические полимеры, преимущество которых только в их дешевизне. Но это преимущество оказывается роковым. Нет смысла снова собирать поли­этиленовые пакеты, перерабатывать... Их просто выбрасывают. Но в природе не существует потребителя синтетических полимеров, эти отбросы сохраняются десятилетиями и загрязняют окружающую среду. Я много по работе путешествовал и видел, что не только в России, даже в дальнем океане берега островов покрыты полимерным мусором. И в морях его полно, не говоря уж о реках. А биополимеры в природе разлагаются. Они произведены бактериями, и бактерии их разрушают. Сейчас мы совместно с Российско-вьетнамским научно-исследовательским Тропическим центром Института эволюционной биологии РАН как раз занимаемся исследованием механизма и скорости этого процесса в природе, с тем чтобы определить, какое количество биополимера разрушается за год, и сформулировать общебиосферную квоту, которая покажет, сколько биополимера можно ежегодно производить без нарушения природного равновесия.
Я предлагал использовать эту технологию одному олигарху: если вы за это возьметесь, говорю, то станете новым Дюпоном, создадите новую многомиллиардную промышленность. А он спрашивает: а через сколько лет я начну получать вложенные средства обратно? И как услышал, что не раньше, чем производство развернется, то есть лет как минимум через 10, потерял всякий интерес. Зачем мне это, говорит, если на водке те же деньги я “сделаю” за полгода.
Так что беда не в том, что наука не продуктивна. Наука “беременна” многими готовыми результатами. Это даже переношенная беременность. Но нет воспринимающей системы: разрушены отраслевые институты, и экономика, сидящая на нефтяной игле, построена так, что эти результаты не востребует. Вот здесь беда. Вот где узел проблем.
Что может сделать государство? Прежде всего, восстановить воспринимающую систему, а фундаментальную науку поддержать финансово. А если это пока невозможно, хотя бы не пытаться ею “рулить”. Фундаментальная наука в чем-то сродни искусству: руководить ею извне невозможно. Фундаментальная наука развивается спонтанно - из внутренней логики прежде всего. Не за плату (хотя ученому надо на что-то жить и содержать семью), не из заданий, а из себя. Таково ее свойство. Прогресс человечества объясняется не только тем, что человек трудится (трудятся и пчелы), но и тем, что неистощимо его любопытство. Академик Павлов в число основных инстинктов, присущих человеку, включил инстинкт познавательный, который он назвал рефлексом “что такое”. На этой очень глубокой мотивации и основана фундаментальная наука. Попытка управлять ею с помощью бюрократических средств - убийственна. Поэтому она и встретила такое резкое сопротивление.
Совершенно иное дело - использование результатов фундаментальных исследований. Тут можно предвидеть и планировать, управлять и востребовать то, в чем нуждается производство. Это означает, что нужны законы, которые восстановили бы прикладную научную деятельность. Переход от фундаментальной науки к использованию ее результатов требует организационных действий правительства.
Еще один неразрывно связанный с наукой элемент - университетское образование. И тут огромную роль может сыграть академия. Какие бы ни приводили статистические данные, исторически сложилось так, что основной научный интеллектуальный потенциал страны сосредоточен в РАН.
Сегодня финансирование наших вузов настолько мало, что они вынуждены практически все деньги тратить на содержание преподавателей. А те настолько загружены преподаванием, что им не до науки. Серьезные систематические исследования ведутся в привилегированных высших учебных заведениях (МГУ, СПбГУ) и вузах, тесно связанных с РАН, - Физтехе, Новосибирском госуниверситете, СФУ, в некоторых других федеральных и национальных исследовательских университетах... Конечно, тут нельзя не вспомнить и о замечательном Академическом университете, созданном академиком Алфёровым, - настоящем пушкинском лицее нашего времени. Все это примеры того, как вокруг сильного интеллектуального потенциала образуются очаги образования, которые дают высочайшие результаты.
Мой многолетний профессорский опыт подтверждает общеизвестную истину: подготовить к исследованиям молодого ученого можно через его участие в работе лаборатории, а не в аудитории, где он слышит о науке от преподавателя, который сам ею не занимается. Именно поэтому нельзя было лишать академию аспирантуры - этого лучшего пути подготовки молодых ученых.
Конечно, было бы прекрасно поднять в университетах уровень научной работы до академического. Но сегодня, когда вся академия финансируется меньше, чем один Гарвардский университет, а наши университеты - в среднем на порядок меньше, чем западные, - это утопия. Опасная утопия. Раздать университетам академические институты, не увеличив им очень значительно финансирование, - это и университеты не поднять, и институты погубить.
Резюме: нужен единый закон - о науке, ее использовании и об университетском образовании. Эти три компонента нуждаются в радикальном улучшении, и для РАН как сосредоточения научного потенциала страны естественно занять тут позицию научно-методического руководства и выступить инициатором соответствующего законопроекта. Кстати, такая инициатива могла бы послужить юридическим основанием для возвращения правительственного законопроекта в первое чтение, учитывая наличие конкурирующего проекта.
Рассмотреть оба проекта в первом чтении - это было бы и продуктивно, и справедливо. Пусть в этом соревновании умов выигрывает сильнейший.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ ЗАКОНА О НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ
1. Признать неудовлетворительным состояние законодательного и материального обеспечения научной деятельности и использования ее результатов, а также высшего и школьного образования в Российской Федерации.
2. Признать недостаточной и в значительной степени искаженной информированность общества о значении науки, ее современных достижениях и возможностях ее использования во благо России.
3. Считать приоритетной задачей государственного руководства обеспечение развития науки и использования ее результатов для благосостояния и бе­зопасности России.
4. Признать крайне недостаточным государственное финансирование науки и образования в Российской Федерации.
5. Установить минимальные величины государственного ежегодного финансирования в % от расходной части государственного бюджета:
- фундаментальной науки;
- прикладной науки и ее использования;
- высшего образования;
- полного среднего образования;
- научного просвещения общества.
6. Установить размеры этих расходов в форме поправок к Конституции Российской Федерации, подлежащих неукоснительному ежегодному исполнению (могут быть изменены только законодательной процедурой изменения Конституции).
7. Констатировать несоответствие состояния науки и образования в стране современным задачам общественного развития и признать необходимым глубокое реформирование:
• государственного организационно-материального обеспечения фундаментальной науки;
• государственной поддержки отраслевой науки;
• системы школьного и университетского образования.
8. Признать необходимость создания эффективной системы инновационного использования научных результатов в производстве.
9. Поставить дело образования и просвещения в стране под научно-методическое руководство Академии наук:
- считать преподавательскую деятельность в высшей и средней школе равноценной исследовательской работе для академиков, членов-корреспондентов и научных сотрудников РАН;
- преподающих в высших и средних учебных заведениях сотрудников государственных академий на основе совместительства уравнять в правах и обязанностях со штатными сотрудниками этих заведений;
- ввести обязательную норму преподавания в программу аспирантуры РАН и других государственных академий.
10. Учитывая стратегическое значение науки и использования ее результатов для государственной деятельности, ввести законодательно пост члена кабинета министров РФ для президента Российской академии наук.


Записала
Наталия БУЛГАКОВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Жертвы фрагментации. Петербургские ученые сетуют на беспризорность.
С виду все было как всегда. В большом конференц-зале Санкт-Петербургского научного центра РАН состоялось расширенное заседание Президиума СПбНЦ РАН. Впрочем, как отметил, открывая собрание, председатель президиума академик Жорес Алфёров, это уже не тот, привычный СПбНЦ РАН... /№ 37(2017)
Хроника изъятия. В Троицке разгорелся имущественный спор.
Академик РАН Сергей Стишов, недавно подавший в отставку с поста председателя Троицкого научного центра Академии наук, провел пресс-конференцию, на которой обнародовал меморандум о ситуации в ТНЦ РАН. /№ 27-28(2017)
В шаговой доступности? Кандидат в президенты РАН предлагает свой взгляд на отношения с властью.
Проректор МГУ, заведующий лабораторией физической химии полимеров в Институте элементоорганических соединений РАН академик Алексей Хохлов вступил в выборную кампанию в числе первых. Он публиковал свои материалы в СМИ, давал интервью, а недавно провел в Институте органической химии им. Н.Д.Зелинского встречу, на которую пригласил не только непосредственных “избирателей” - членов РАН, но и широкую научную общественность. /№ 26(2017)

Новости


Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов ушел со своего поста. Как сообщил «Коммерсанту» пресс-секретарь главы Минобрнауки Андрей Емельянов, замминистра уволился «в связи с переходом на новое место работы».



Нормативно-правовое обеспечение прикладной науки стало темой совместного заседания Комитета Лиги содействия оборонным предприятиям и Союза машиностроителей России. В мероприятии приняли участие представители органов власти, ведущих предприятий, научных и общественных организаций.



Президиум Сибирского отделения РАН обсудил кандидатуры на посты председателей РАН и СО РАН.



Техническая возможность наладить информирование о баллах ЕГЭ через портал госуслуг существует, сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.

На заседании Ведомственной комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО и выполняющих НИОКТР гражданского назначения, представлен отчет о ходе проведения внеочередной оценки.

В Южном федеральном университете прошло заседание рабочей группы Совета Федерации по вопросам студенческого спорта и физической культуры в образовательных организациях.

Объем рынка российского образования в 2016 году составил 1,8 трлн рублей. На онлайн-технологии приходится 1,1% (20,7 млрд рублей), и за ближайшие пять лет этот показатель должен увеличиться до 2,6%, или 53,3 млрд рублей.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию начинает прием документов на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2017 год.

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации объявляет конкурсы 2018 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и молодых российских ученых - докторов наук. Организатором конкурсов является Минобрнауки России.

Вакансии


15.09.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

15.09.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук и Южное отделение ИО РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

11.08.2017
Южный научный центр РАН (Ростов-на-Дону) приглашает на работу ихтиолога (кандидата / доктора наук), имеющего высокий индекс цитирования по РИНЦ и WoS, стабильную публикационную активность в рейтинговых отечественных и зарубежных журналах.





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии