Официально


Вышел приказ Рособрнадзора о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности Европейскому университету в Санкт-Петербурге. Решение принято на основании заявления ректора ЕУ, акта документарной проверки и акта проверки вуза в сфере образования и науки, прошедшей в начале августа.

До 1 сентября продлена работа горячей линии Рособрнадзора по вопросам приема в вузы инвалидов и лиц с ОВЗ, информирует пресс-служба ведомства.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки отказала в государственной аккредитации Кубанскому институту информзащиты и Тульскому университету (ТИЭИ).

Указом Президента РФ за заслуги в развитии науки и многолетнюю добросовестную работу орденом Александра Невского награжден научный руководитель Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М.Примакова РАН Александр Дынкин.




Новости № 31-32(2018)

Регионы


В Саратовском областном краеведческом музее открылась выставка, посвященная ученому-энциклопедисту, профессору Исааку Мустафину (1908-1968).

Дальневосточный федеральный университет инициировал создание Морской ассоциации федеральных университетов России.

АлтГУ продолжает развивать программу поддержки талантливой молодежи, которая реализуется в вузе на протяжении многих лет.

СНГ


Интердайджест


Молодые звезды математики, занимающиеся теорией игр, уравнениями с бесконечным множеством решений и динамическими системами, а также преобразованием арифметики, получили самые престижные награды в области математики и теоретической информатики - медали Филдса и премию Неванлинны...

Первое клиническое испытание метода лечения болезни Паркинсона перепрограммированными клетками начинается в Японии.

Две группы ученых, применив метод генного редактирования CRISPR, собрали весь генетический материал дрожжей, распределенный по 16 хромосомам, всего в одну или две хромосомы.


Во многих домах столицы происходит своеобразная “химическая” горячка. Интеллигенты, лишившиеся обычных занятий и не решающиеся взяться за “простонародный” труд, изобретают способы существовать посредством домашней фабрикации всякого рода предметов и продуктов. Разные мыла, ваксы, мази домашнего производства - все это понемножку переходит в продажу. Но по преимуществу эти “химики” - только мечтатели. Впрочем, они учатся ведь при этом химии! Это все же лучше, чем убивать время в хандре и вздохах.














Ошиблись целью. Узел проблем - не в академии.
РЕФОРМА РАН
№ 36(2013)

06.09.2013

После того как Дума накануне летних каникул поспешно приняла сразу в двух чтениях законопроект о реформировании РАН и других государственных академий, Российская академия наук вынуждена обороняться. То есть доказывать, что дела обстоят, мягко говоря, не совсем так, как утверждают неизвестные авторы документа, и что последствия принятия такого закона будут разрушительными для российской науки.
Но, как известно, оборона - худший вид сопротивления. Надо наступать. “Академия должна противопоставить правительственному законопроекту свой. Для этого в РАН достаточно квалифицированных юристов. Академии, вне всякого сомнения, нужны реформы, но идея, что их необходимо проводить сторонними силами, непродуктивна: кто лучше нас знает наши боли и наиболее заинтересован в их излечении?” - говорит биофизик, академик Иосиф ГИТЕЛЬЗОН. За его плечами 60 лет работы в Сибирском отделении РАН с самого его основания, 12 лет руководства Институтом биофизики (ИБФ) СО РАН, два года работы приглашенным исследователем в исследовательском центре НАСА. Сейчас он является советником РАН в ИБФ СО РАН и научным руководителем Института фундаментальной биологии и биотехнологии Сибирского федерального университета.


- Очень важно, чтобы была осознана необходимость такого академического законопроекта, - продолжает И.Гительзон. - Существующий законопроект нацелен на РАН. Но в действительности проблема кроется не в академии. Проблема - в использовании научных результатов. Здесь главный провал. И он образовался вовсе не потому, что РАН выдает мало научных результатов - она дает гораздо больше, чем страна в состоянии воспринять. Я знаю это по работам нашего института. Мы сделали достаточно много вещей, которые, что называется, просятся в практику. Но они не используются, потому что наша экономическая система инновации не воспринимает. Не нужны они, пока распродается невосстановимый ресурс - горючее. Однако, хочу заметить, без академии этого ресурса не было бы. Громадные сибирские запасы нефти, газа, углей открыты учеными Сибирского отделения РАН. А его сейчас вообще хотят лишить собственного лица, полагая, видимо, что открытого на наш век хватит, а дети-внуки позаботятся о себе сами.
Впрочем, переход от фундаментальных исследований к применению их результатов в производстве был непрост и в дореформенное время. Недаром возник такой термин, как “внедрение в практику”. Мы говорим “внедрение”, а не “использование”. Внедрение подра­зумевает сопротивление среды.
Я нескольким олигархам предлагал использовать результаты наших исследований. Например, мы создали систему замкнутого жизнеобеспечения для космических полетов. Полеты станут длительными еще не скоро, однако некоторые технологические результаты могли бы принести много пользы и на Земле. К примеру, для жизнеобеспечения людей, живущих в экстремальных условиях, прежде всего на Севере, где сейчас для отопления расходуется огромное количество энергии. Менделеев как-то заметил, что “сжигать нефть, все равно что топить печку ассигнациями”. Аналогично, расходовать энергию только для получения тепла очень расточительно. Мы предлагаем технологии, позволяющие использовать ее ступенчато. Сначала внутри жилого помещения - для создания комфортных условий (в частности, для ликвидации светового голода в долгую полярную ночь), для производства в течение всей зимы достаточного количества свежих овощей для живущей там семьи. А уже потом эта же энергия послужит для отопления. По расчетам, понадобится не больше 12 киловатт на семью из четырех-пяти человек. Примерно столько она и сейчас тратит, но получает только тепло.
Предлагал использовать. Глухо. Не воспринимается.
Или, скажем, в лаборатории Татьяны Валовой в ИБФ уже давно занимаются водородо­окисляющими бактериями, которые производят, в сущности, те же продукты, что образуются в растениях в результате фотосинтеза. Такая изящная система: вода электролизом разделяется на водород и кислород, после чего бактерии за счет ферментов окисляют водород кислородом и, используя высвобождающуюся при этой реакции мощную энергию, строят свою биомассу, например белок с незаменимыми аминокислотами. Когда существовала микробиологическая промышленность, мы пытались довести эти разработки до практики, но Микробиопром со всеми своими институтами и заводами практически распался.
Однако одна линия в силу своей большой актуальности сохранилась. В определенных условиях эти же бактерии производят не белок, а биополимер полиоксиалканоат. Он обладает теми же механическими свойствами, что и бытовые синтетические полимеры, преимущество которых только в их дешевизне. Но это преимущество оказывается роковым. Нет смысла снова собирать поли­этиленовые пакеты, перерабатывать... Их просто выбрасывают. Но в природе не существует потребителя синтетических полимеров, эти отбросы сохраняются десятилетиями и загрязняют окружающую среду. Я много по работе путешествовал и видел, что не только в России, даже в дальнем океане берега островов покрыты полимерным мусором. И в морях его полно, не говоря уж о реках. А биополимеры в природе разлагаются. Они произведены бактериями, и бактерии их разрушают. Сейчас мы совместно с Российско-вьетнамским научно-исследовательским Тропическим центром Института эволюционной биологии РАН как раз занимаемся исследованием механизма и скорости этого процесса в природе, с тем чтобы определить, какое количество биополимера разрушается за год, и сформулировать общебиосферную квоту, которая покажет, сколько биополимера можно ежегодно производить без нарушения природного равновесия.
Я предлагал использовать эту технологию одному олигарху: если вы за это возьметесь, говорю, то станете новым Дюпоном, создадите новую многомиллиардную промышленность. А он спрашивает: а через сколько лет я начну получать вложенные средства обратно? И как услышал, что не раньше, чем производство развернется, то есть лет как минимум через 10, потерял всякий интерес. Зачем мне это, говорит, если на водке те же деньги я “сделаю” за полгода.
Так что беда не в том, что наука не продуктивна. Наука “беременна” многими готовыми результатами. Это даже переношенная беременность. Но нет воспринимающей системы: разрушены отраслевые институты, и экономика, сидящая на нефтяной игле, построена так, что эти результаты не востребует. Вот здесь беда. Вот где узел проблем.
Что может сделать государство? Прежде всего, восстановить воспринимающую систему, а фундаментальную науку поддержать финансово. А если это пока невозможно, хотя бы не пытаться ею “рулить”. Фундаментальная наука в чем-то сродни искусству: руководить ею извне невозможно. Фундаментальная наука развивается спонтанно - из внутренней логики прежде всего. Не за плату (хотя ученому надо на что-то жить и содержать семью), не из заданий, а из себя. Таково ее свойство. Прогресс человечества объясняется не только тем, что человек трудится (трудятся и пчелы), но и тем, что неистощимо его любопытство. Академик Павлов в число основных инстинктов, присущих человеку, включил инстинкт познавательный, который он назвал рефлексом “что такое”. На этой очень глубокой мотивации и основана фундаментальная наука. Попытка управлять ею с помощью бюрократических средств - убийственна. Поэтому она и встретила такое резкое сопротивление.
Совершенно иное дело - использование результатов фундаментальных исследований. Тут можно предвидеть и планировать, управлять и востребовать то, в чем нуждается производство. Это означает, что нужны законы, которые восстановили бы прикладную научную деятельность. Переход от фундаментальной науки к использованию ее результатов требует организационных действий правительства.
Еще один неразрывно связанный с наукой элемент - университетское образование. И тут огромную роль может сыграть академия. Какие бы ни приводили статистические данные, исторически сложилось так, что основной научный интеллектуальный потенциал страны сосредоточен в РАН.
Сегодня финансирование наших вузов настолько мало, что они вынуждены практически все деньги тратить на содержание преподавателей. А те настолько загружены преподаванием, что им не до науки. Серьезные систематические исследования ведутся в привилегированных высших учебных заведениях (МГУ, СПбГУ) и вузах, тесно связанных с РАН, - Физтехе, Новосибирском госуниверситете, СФУ, в некоторых других федеральных и национальных исследовательских университетах... Конечно, тут нельзя не вспомнить и о замечательном Академическом университете, созданном академиком Алфёровым, - настоящем пушкинском лицее нашего времени. Все это примеры того, как вокруг сильного интеллектуального потенциала образуются очаги образования, которые дают высочайшие результаты.
Мой многолетний профессорский опыт подтверждает общеизвестную истину: подготовить к исследованиям молодого ученого можно через его участие в работе лаборатории, а не в аудитории, где он слышит о науке от преподавателя, который сам ею не занимается. Именно поэтому нельзя было лишать академию аспирантуры - этого лучшего пути подготовки молодых ученых.
Конечно, было бы прекрасно поднять в университетах уровень научной работы до академического. Но сегодня, когда вся академия финансируется меньше, чем один Гарвардский университет, а наши университеты - в среднем на порядок меньше, чем западные, - это утопия. Опасная утопия. Раздать университетам академические институты, не увеличив им очень значительно финансирование, - это и университеты не поднять, и институты погубить.
Резюме: нужен единый закон - о науке, ее использовании и об университетском образовании. Эти три компонента нуждаются в радикальном улучшении, и для РАН как сосредоточения научного потенциала страны естественно занять тут позицию научно-методического руководства и выступить инициатором соответствующего законопроекта. Кстати, такая инициатива могла бы послужить юридическим основанием для возвращения правительственного законопроекта в первое чтение, учитывая наличие конкурирующего проекта.
Рассмотреть оба проекта в первом чтении - это было бы и продуктивно, и справедливо. Пусть в этом соревновании умов выигрывает сильнейший.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ ЗАКОНА О НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ
1. Признать неудовлетворительным состояние законодательного и материального обеспечения научной деятельности и использования ее результатов, а также высшего и школьного образования в Российской Федерации.
2. Признать недостаточной и в значительной степени искаженной информированность общества о значении науки, ее современных достижениях и возможностях ее использования во благо России.
3. Считать приоритетной задачей государственного руководства обеспечение развития науки и использования ее результатов для благосостояния и бе­зопасности России.
4. Признать крайне недостаточным государственное финансирование науки и образования в Российской Федерации.
5. Установить минимальные величины государственного ежегодного финансирования в % от расходной части государственного бюджета:
- фундаментальной науки;
- прикладной науки и ее использования;
- высшего образования;
- полного среднего образования;
- научного просвещения общества.
6. Установить размеры этих расходов в форме поправок к Конституции Российской Федерации, подлежащих неукоснительному ежегодному исполнению (могут быть изменены только законодательной процедурой изменения Конституции).
7. Констатировать несоответствие состояния науки и образования в стране современным задачам общественного развития и признать необходимым глубокое реформирование:
• государственного организационно-материального обеспечения фундаментальной науки;
• государственной поддержки отраслевой науки;
• системы школьного и университетского образования.
8. Признать необходимость создания эффективной системы инновационного использования научных результатов в производстве.
9. Поставить дело образования и просвещения в стране под научно-методическое руководство Академии наук:
- считать преподавательскую деятельность в высшей и средней школе равноценной исследовательской работе для академиков, членов-корреспондентов и научных сотрудников РАН;
- преподающих в высших и средних учебных заведениях сотрудников государственных академий на основе совместительства уравнять в правах и обязанностях со штатными сотрудниками этих заведений;
- ввести обязательную норму преподавания в программу аспирантуры РАН и других государственных академий.
10. Учитывая стратегическое значение науки и использования ее результатов для государственной деятельности, ввести законодательно пост члена кабинета министров РФ для президента Российской академии наук.


Записала
Наталия БУЛГАКОВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Проверено практикой. Как распределять деньги на науку?
Недавно в закон о Российской академии наук были внесены поправки, в соответствии с которыми РАН будет осуществлять научное и научно-методическое руководство организациями, занимающимися фундаментальными исследованиями. В ближайшее время будут переформатированы программы Президиума академии... /№ 31-32(2018)
Реформа РАН: между прошлым и будущим
На вопросы “Поиска” ответили член-корреспондент РАН Павел БАЛАБАН, профессор РАН Андрей СОБОЛЕВСКИЙ, профессор Николай ПЕРОВ, кандидат физико-математических наук Андрей КИРСАНКИН /№ 31-32(2018)
Реформа РАН: между прошлым и будущим
Продолжаем публикацию материалов нашего опроса, посвященного пятилетию реформы РАН. Ученые отвечают на два вопроса: 1. Как вы оцениваете результаты реформы, начавшейся в 2013 году? 2. Каким вам видится дальнейшее развитие РАН, академических институтов, научной сферы в нынешних реалиях? /№ 29-30(2018)

Новости


Российский научный фонд объявил о начале приема заявок на вторую волну конкурса по поддержке лабораторий мирового уровня Президентской программы исследовательских проектов.



Компания Shanghai Ranking представила результаты Academic Ranking of World Universities (ARWU) - 2018, известного также как Шанхайский рейтинг. Самую высокую позицию среди наших вузов в свежем рейтинге занимает МГУ им. М.В.Ломоносова - он на 86-м месте.



Санкт-Петербургский союз ученых обратился к Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию с научным сотрудником ЦНИИмаш Виктором Кудрявцевым, обвиненным в госизмене. Об этом рассказал «Коммерсантъ».



Европейское физическое общество (EPS) совместно с Российской академией наук учредило премию имени Владилена Летохова - советского и российского физика-теоретика, одного из пионеров лазерной физики. EPS Vladilen Letokhov award будет вручаться за исключительные достижения в области взаимодействия лазерного излучения с веществом.



Мэр Москвы Сергей Собянин посетил Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», где встретился с учеными и обсудил с президентом НИЦ Михаилом Ковальчуком планы дальнейшего сотрудничества.



Компания ООО «Интеграция: образование и наука» вместе с ООО «И-ПК» разработала и открыла для использования новую онлайн-платформу, обеспечивающую полный цикл подготовки, рецензирования, редактирования, публикации, распространения и индексирования научных статей. Об этом сообщается на сайте Российской академии наук.

Российский фонд фундаментальных исследований и правительство Ульяновской области в 2018 году поддержат 85 научных проектов, разрабатываемых в регионе, на общую сумму 100 млн рублей.

Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


Конкурс на издание лучших научных трудов

Конкурс на издание лучших научно-популярных трудов

Конкурс научных проектов фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Москвы

Российская академия наук объявляет конкурс на соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Академией наук Абхазии

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии