Официально


Минобрнауки утвердило порядок признания молодых ученых из организаций, подведомственных министерству, нуждающимися в получении социальной выплаты. Соответствующий приказ ведомства опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.



Министерство просвещения разместило на официальном портале проектов нормативных актов проект приказа «О ведомственном знаке отличия Министерства просвещения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда».



Минобрнауки планирует расширить виды деятельности Российской академии образования, внеся изменения в устав РАО. Академия, в частности, будет координировать научные исследования, необходимые для развития психологической службы в системе образования.



Обновлен состав Попечительского совета Российского научного фонда. Соответствующий указ Президента РФ опубликован на официальном интернет-портале правовой.






Новости № 50(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест


После провокационного объявления китайского ученого о появлении на свет первых генетически модифицированных людей научное сообщество предлагает создать регистр экспериментов, связанных с применением редактора генов.

Космический корабль NASA OSIRIS-REx прибыл к астероиду Бенну.

Бабуины со свиным сердцем прожили более полугода.


Во всех коллективах государственных театров принято решение по возможности давать ход молодым артистам, поручая им ответственные роли в очередь с премьерами и премьершами. В некоторых случаях молодым артистам дают возможность выступать даже на первых представлениях, что в прежнее время считалось недопустимым. Особенно часто дают выдвигаться молодежи в балете, что отчасти объясняется существующим здесь недостатком артистов на первые роли.














Ошиблись целью. Узел проблем - не в академии.
РЕФОРМА РАН
№ 36(2013)

06.09.2013

После того как Дума накануне летних каникул поспешно приняла сразу в двух чтениях законопроект о реформировании РАН и других государственных академий, Российская академия наук вынуждена обороняться. То есть доказывать, что дела обстоят, мягко говоря, не совсем так, как утверждают неизвестные авторы документа, и что последствия принятия такого закона будут разрушительными для российской науки.
Но, как известно, оборона - худший вид сопротивления. Надо наступать. “Академия должна противопоставить правительственному законопроекту свой. Для этого в РАН достаточно квалифицированных юристов. Академии, вне всякого сомнения, нужны реформы, но идея, что их необходимо проводить сторонними силами, непродуктивна: кто лучше нас знает наши боли и наиболее заинтересован в их излечении?” - говорит биофизик, академик Иосиф ГИТЕЛЬЗОН. За его плечами 60 лет работы в Сибирском отделении РАН с самого его основания, 12 лет руководства Институтом биофизики (ИБФ) СО РАН, два года работы приглашенным исследователем в исследовательском центре НАСА. Сейчас он является советником РАН в ИБФ СО РАН и научным руководителем Института фундаментальной биологии и биотехнологии Сибирского федерального университета.


- Очень важно, чтобы была осознана необходимость такого академического законопроекта, - продолжает И.Гительзон. - Существующий законопроект нацелен на РАН. Но в действительности проблема кроется не в академии. Проблема - в использовании научных результатов. Здесь главный провал. И он образовался вовсе не потому, что РАН выдает мало научных результатов - она дает гораздо больше, чем страна в состоянии воспринять. Я знаю это по работам нашего института. Мы сделали достаточно много вещей, которые, что называется, просятся в практику. Но они не используются, потому что наша экономическая система инновации не воспринимает. Не нужны они, пока распродается невосстановимый ресурс - горючее. Однако, хочу заметить, без академии этого ресурса не было бы. Громадные сибирские запасы нефти, газа, углей открыты учеными Сибирского отделения РАН. А его сейчас вообще хотят лишить собственного лица, полагая, видимо, что открытого на наш век хватит, а дети-внуки позаботятся о себе сами.
Впрочем, переход от фундаментальных исследований к применению их результатов в производстве был непрост и в дореформенное время. Недаром возник такой термин, как “внедрение в практику”. Мы говорим “внедрение”, а не “использование”. Внедрение подра­зумевает сопротивление среды.
Я нескольким олигархам предлагал использовать результаты наших исследований. Например, мы создали систему замкнутого жизнеобеспечения для космических полетов. Полеты станут длительными еще не скоро, однако некоторые технологические результаты могли бы принести много пользы и на Земле. К примеру, для жизнеобеспечения людей, живущих в экстремальных условиях, прежде всего на Севере, где сейчас для отопления расходуется огромное количество энергии. Менделеев как-то заметил, что “сжигать нефть, все равно что топить печку ассигнациями”. Аналогично, расходовать энергию только для получения тепла очень расточительно. Мы предлагаем технологии, позволяющие использовать ее ступенчато. Сначала внутри жилого помещения - для создания комфортных условий (в частности, для ликвидации светового голода в долгую полярную ночь), для производства в течение всей зимы достаточного количества свежих овощей для живущей там семьи. А уже потом эта же энергия послужит для отопления. По расчетам, понадобится не больше 12 киловатт на семью из четырех-пяти человек. Примерно столько она и сейчас тратит, но получает только тепло.
Предлагал использовать. Глухо. Не воспринимается.
Или, скажем, в лаборатории Татьяны Валовой в ИБФ уже давно занимаются водородо­окисляющими бактериями, которые производят, в сущности, те же продукты, что образуются в растениях в результате фотосинтеза. Такая изящная система: вода электролизом разделяется на водород и кислород, после чего бактерии за счет ферментов окисляют водород кислородом и, используя высвобождающуюся при этой реакции мощную энергию, строят свою биомассу, например белок с незаменимыми аминокислотами. Когда существовала микробиологическая промышленность, мы пытались довести эти разработки до практики, но Микробиопром со всеми своими институтами и заводами практически распался.
Однако одна линия в силу своей большой актуальности сохранилась. В определенных условиях эти же бактерии производят не белок, а биополимер полиоксиалканоат. Он обладает теми же механическими свойствами, что и бытовые синтетические полимеры, преимущество которых только в их дешевизне. Но это преимущество оказывается роковым. Нет смысла снова собирать поли­этиленовые пакеты, перерабатывать... Их просто выбрасывают. Но в природе не существует потребителя синтетических полимеров, эти отбросы сохраняются десятилетиями и загрязняют окружающую среду. Я много по работе путешествовал и видел, что не только в России, даже в дальнем океане берега островов покрыты полимерным мусором. И в морях его полно, не говоря уж о реках. А биополимеры в природе разлагаются. Они произведены бактериями, и бактерии их разрушают. Сейчас мы совместно с Российско-вьетнамским научно-исследовательским Тропическим центром Института эволюционной биологии РАН как раз занимаемся исследованием механизма и скорости этого процесса в природе, с тем чтобы определить, какое количество биополимера разрушается за год, и сформулировать общебиосферную квоту, которая покажет, сколько биополимера можно ежегодно производить без нарушения природного равновесия.
Я предлагал использовать эту технологию одному олигарху: если вы за это возьметесь, говорю, то станете новым Дюпоном, создадите новую многомиллиардную промышленность. А он спрашивает: а через сколько лет я начну получать вложенные средства обратно? И как услышал, что не раньше, чем производство развернется, то есть лет как минимум через 10, потерял всякий интерес. Зачем мне это, говорит, если на водке те же деньги я “сделаю” за полгода.
Так что беда не в том, что наука не продуктивна. Наука “беременна” многими готовыми результатами. Это даже переношенная беременность. Но нет воспринимающей системы: разрушены отраслевые институты, и экономика, сидящая на нефтяной игле, построена так, что эти результаты не востребует. Вот здесь беда. Вот где узел проблем.
Что может сделать государство? Прежде всего, восстановить воспринимающую систему, а фундаментальную науку поддержать финансово. А если это пока невозможно, хотя бы не пытаться ею “рулить”. Фундаментальная наука в чем-то сродни искусству: руководить ею извне невозможно. Фундаментальная наука развивается спонтанно - из внутренней логики прежде всего. Не за плату (хотя ученому надо на что-то жить и содержать семью), не из заданий, а из себя. Таково ее свойство. Прогресс человечества объясняется не только тем, что человек трудится (трудятся и пчелы), но и тем, что неистощимо его любопытство. Академик Павлов в число основных инстинктов, присущих человеку, включил инстинкт познавательный, который он назвал рефлексом “что такое”. На этой очень глубокой мотивации и основана фундаментальная наука. Попытка управлять ею с помощью бюрократических средств - убийственна. Поэтому она и встретила такое резкое сопротивление.
Совершенно иное дело - использование результатов фундаментальных исследований. Тут можно предвидеть и планировать, управлять и востребовать то, в чем нуждается производство. Это означает, что нужны законы, которые восстановили бы прикладную научную деятельность. Переход от фундаментальной науки к использованию ее результатов требует организационных действий правительства.
Еще один неразрывно связанный с наукой элемент - университетское образование. И тут огромную роль может сыграть академия. Какие бы ни приводили статистические данные, исторически сложилось так, что основной научный интеллектуальный потенциал страны сосредоточен в РАН.
Сегодня финансирование наших вузов настолько мало, что они вынуждены практически все деньги тратить на содержание преподавателей. А те настолько загружены преподаванием, что им не до науки. Серьезные систематические исследования ведутся в привилегированных высших учебных заведениях (МГУ, СПбГУ) и вузах, тесно связанных с РАН, - Физтехе, Новосибирском госуниверситете, СФУ, в некоторых других федеральных и национальных исследовательских университетах... Конечно, тут нельзя не вспомнить и о замечательном Академическом университете, созданном академиком Алфёровым, - настоящем пушкинском лицее нашего времени. Все это примеры того, как вокруг сильного интеллектуального потенциала образуются очаги образования, которые дают высочайшие результаты.
Мой многолетний профессорский опыт подтверждает общеизвестную истину: подготовить к исследованиям молодого ученого можно через его участие в работе лаборатории, а не в аудитории, где он слышит о науке от преподавателя, который сам ею не занимается. Именно поэтому нельзя было лишать академию аспирантуры - этого лучшего пути подготовки молодых ученых.
Конечно, было бы прекрасно поднять в университетах уровень научной работы до академического. Но сегодня, когда вся академия финансируется меньше, чем один Гарвардский университет, а наши университеты - в среднем на порядок меньше, чем западные, - это утопия. Опасная утопия. Раздать университетам академические институты, не увеличив им очень значительно финансирование, - это и университеты не поднять, и институты погубить.
Резюме: нужен единый закон - о науке, ее использовании и об университетском образовании. Эти три компонента нуждаются в радикальном улучшении, и для РАН как сосредоточения научного потенциала страны естественно занять тут позицию научно-методического руководства и выступить инициатором соответствующего законопроекта. Кстати, такая инициатива могла бы послужить юридическим основанием для возвращения правительственного законопроекта в первое чтение, учитывая наличие конкурирующего проекта.
Рассмотреть оба проекта в первом чтении - это было бы и продуктивно, и справедливо. Пусть в этом соревновании умов выигрывает сильнейший.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ ЗАКОНА О НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ
1. Признать неудовлетворительным состояние законодательного и материального обеспечения научной деятельности и использования ее результатов, а также высшего и школьного образования в Российской Федерации.
2. Признать недостаточной и в значительной степени искаженной информированность общества о значении науки, ее современных достижениях и возможностях ее использования во благо России.
3. Считать приоритетной задачей государственного руководства обеспечение развития науки и использования ее результатов для благосостояния и бе­зопасности России.
4. Признать крайне недостаточным государственное финансирование науки и образования в Российской Федерации.
5. Установить минимальные величины государственного ежегодного финансирования в % от расходной части государственного бюджета:
- фундаментальной науки;
- прикладной науки и ее использования;
- высшего образования;
- полного среднего образования;
- научного просвещения общества.
6. Установить размеры этих расходов в форме поправок к Конституции Российской Федерации, подлежащих неукоснительному ежегодному исполнению (могут быть изменены только законодательной процедурой изменения Конституции).
7. Констатировать несоответствие состояния науки и образования в стране современным задачам общественного развития и признать необходимым глубокое реформирование:
• государственного организационно-материального обеспечения фундаментальной науки;
• государственной поддержки отраслевой науки;
• системы школьного и университетского образования.
8. Признать необходимость создания эффективной системы инновационного использования научных результатов в производстве.
9. Поставить дело образования и просвещения в стране под научно-методическое руководство Академии наук:
- считать преподавательскую деятельность в высшей и средней школе равноценной исследовательской работе для академиков, членов-корреспондентов и научных сотрудников РАН;
- преподающих в высших и средних учебных заведениях сотрудников государственных академий на основе совместительства уравнять в правах и обязанностях со штатными сотрудниками этих заведений;
- ввести обязательную норму преподавания в программу аспирантуры РАН и других государственных академий.
10. Учитывая стратегическое значение науки и использования ее результатов для государственной деятельности, ввести законодательно пост члена кабинета министров РФ для президента Российской академии наук.


Записала
Наталия БУЛГАКОВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Да будет штаб! РАН готова к новым полномочиям.
Очередное заседание президентского Совета по науке и образованию прошло в остром ключе. Тон задало обстоятельное выступление Владимира Путина, которое глава государства посвятил вопросам эффективности российской науки. /№ 48(2018)
Средство оживления. В академические институты хотят влить свежую кровь.
Министерство науки и высшего образования приступило к реализации проекта, призванного пополнить ряды научных сотрудников академических институтов. Цель, безусловно, благая, а вот способ ее достижения несколько озадачил ученых. /№ 47(2018)
Отказаться от мечты? Финансирование программы “Академгородок 2.0” под вопросом.
Поручение Президента РФ о комплексном развитии Сибирского отделения РАН послужило поводом для подготовки целой серии междисциплинарных инфраструктурных проектов, многие из которых в начале ноября были представлены на Общем собрании СО РАН. /№ 46(2018)

Новости


Список востребованных специальностей за последнее время сильно изменился, и ведущие российские вузы прилагают усилия для того, чтобы соответствовать запросам рынка труда. Об этом шел разговор на площадке Всероссийского форума «Проектория», который состоялся в Ярославле под патронатом Президента России.



Начался финальный этап регистрации сборных на XXIX Всемирную зимнюю универсиаду, которая пройдет в Красноярске со 2-го по 12 марта 2019 года, сообщает пресс-служба Минобрнауки. Это будут первые в истории России зимние Студенческие игры.



В Ростоке прошло 23-е заседание российско-германской рабочей группы по морским и полярным исследованиям. На нем были подведены итоги реализации совместных арктических исследовательских программ в 2018 году, рассмотрены результаты работы совместных лабораторий и научных экспедиций.



Российская академия наук проверит, как тратятся бюджетные деньги в академических институтах, вузах, государственных центрах, выделяемые на научные исследования, для того чтобы оптимизировать расходы на науку в стране, сообщил президент РАН Александр Сергеев на семинаре для руководителей законодательных органов власти регионов России.



Институт археологии Российской академии наук откроет доступ к архивным документам первых послевоенных десятилетий, сообщил журналистам вице-президент РАН Николай Макаров. Это будет сделано в честь 100-летия института, которое отмечается в 2019 году.



Вице-президент РАН Алексей Хохлов сообщил о том, что состоялась его встреча с руководителем московского Департамента образования и науки Исааком Калиной. «Мы договорились о преемственности и активизации работы по основным направлениям сотрудничества Правительства Москвы и Российской академии наук, определенных соглашением, подписанным в апреле этого года С.Собяниным и А.Сергеевым», - написал на своей странице в Facebook академик.

Сформированный недавно федеральный перечень школьных учебников может привести к снижению качества образования, поскольку по большей части составлен из прошлогодних изданий. Сам процесс формирования вызывает опасения, поскольку повлечет за собой дальнейшую монополизацию рынка, заявила ТАСС пресс-служба корпорации «Российский учебник».

Конференции


22 ноября ИСП РАН им. В.П. Иванникова в рамках своей Открытой конференции, посвященной 70-летию отечественного ИТ-сектора, заключил соглашение с АО «НПО РусБИТех» о продаже лицензии на статический анализатор Svace и динамический анализатор Crusher. Сделка позволит предприятию-разработчику отечественной сертифицированной операционной системы Astra Linux обнаруживать ошибки кода на ранних стадиях и повысить доверие к безопасности своей платформы, используемой в государственных и коммерческих информационных системах, в том числе в критически важных секторах экономики.

22-23 ноября в здании Президиума Российской академии наук прошла Открытая конференция ИСП РАН им. В.П.Иванникова, посвященная 70-летию российского ИТ-сектора. На ней обсудили проекты и технологии, имеющие глобальное значение.

Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-4 апреля 2019 года, Калининград, Балтийский федеральный университет

Текущие конкурсы


Вы молоды, талантливы и увлечены наукой о катализе? Тогда обращайтесь к нам!

Pегиональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований

Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований

Конкурс работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2019 года в области науки и техники для молодых ученых.

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии