Официально


Минобрнауки проводит отбор на 2020/2021 учебный год федеральных государственных образовательных организаций, на подготовительных отделениях и факультетах которых иностранцы и лица без гражданства, поступающие на обучение в пределах соответствующей квоты, будут иметь право на обучение по дополнительным общеобразовательным программам, которые помогут им подготовиться к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований.



Госслужащий обязан незамедлительно уведомлять представителя нанимателя обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц, склоняющих его к коррупционным действиям. Такая норма предусмотрена в приказе Минпросвещения «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Министерства просвещения РФ к совершению коррупционных правонарушений», который зарегистрировал Минюст.



Министерство науки и высшего образования опубликовало План деятельности на период с 2019-го по 2024 годы. Документ доступен на сайте ведомства.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки «за неисполнение предписания в установленный срок» запретила прием в Московскую богословскую семинарию евангельских христиан-баптистов.






Новости № 7(2019)

Регионы


СНГ


Интердайджест


Получены новые данные о влиянии бактерий кишечника на настроение и их способности предотвращать депрессию. С подробностями - Sciencemag.org.

Находка обнаружена в ранее неизвестной семейной гробнице эпохи Птолемеев. Об этом рассказывает New York Times.

Изобретена таблетка с иглой для уколов внутри организма. Новость распространили MIT News; Science News.























Профессорский лифт. Для РАН готовят пополнение.
Научная политика
№ 21(2015)

22.05.2015

Согласно Федеральному закону “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ”, а также Уставу РАН, одной из основных целей деятельности академии является экспертное научное обеспечение работы государственных органов и организаций РФ. Понятно, что столь масштабные задачи, как экспертиза научно-технических программ и проектов, мониторинг и оценка научных организаций, выработка предложений о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук и пр., требуют участия в этой работе не только самих членов РАН, но и более широкого круга российских ученых. Действенным механизмом для этого может стать введение нового научного звания - “профессор РАН”.
Напомним, учредить такое звание было предложено президентом РАН Владимиром Фортовым еще осенью прошлого года на одном из заседаний Президиума академии, и уже в ноябре академику Алексею Хохлову было поручено создать рабочую группу для формирования предложений по процедуре учреждения звания “профессор РАН”. Рекомендации этой рабочей группы, в состав которой вошли академики А.П.Кулешов, С.А.Лукьянов, А.М.Молдован, А.М.Музафаров, В.А.Рубаков, Н.В.Соболев, М.В.Угрюмов, Ф.Л.Черноусько, д.э.н. В.В.Иванов, были представлены на недавнем заседании Президиума РАН. Подробнее о том, когда же могут появиться первые “профессора РАН” и какие условия для этого требуются, корреспонденту “Поиска” рассказал академик Алексей ХОХЛОВ.

- В последнее время ощущается все большая необходимость расширения каналов влияния сообщества ведущих российских ученых на общественные процессы и решения, принимаемые органами государственной власти по важным для страны проблемам. Главную роль в этом процессе призвана сыграть Российская академия наук. Вместе с тем после того, как научные институты были выведены из системы РАН, ученые, не являющиеся членами академии, не всегда могут полноценно участвовать в осуществлении экспертных функций РАН. Кроме того, в новых условиях Российская академия наук не вполне правомочна выступать от имени всего сообщества ведущих российских ученых, поскольку многие из них не состоят в РАН.
Важной инициативой в реформировании РАН может стать дополнительное выделение активного ядра не состоящих в академии ученых, которые работают на современном уровне мировой науки. Для этого и предлагается ввести почетное звание “профессор РАН”, которое присваивалось бы по представлению отделений РАН не состоящим в академии российским ученым, имеющим крупные научные труды, получившие мировое признание, и удовлетворяющим высоким объективным требованиям.
Профессоров РАН будет возможно привлекать для осуществления экспертных функций, работы в научных советах РАН, обсуждения научно-организационных вопросов, а также проблем развития высоких технологий, словом, там, где требуется знание всех современных тенденций и квалифицированная научная экспертиза.
Звание “профессор РАН” могло бы выполнять роль промежуточной ступени между доктором наук и членом-корреспондентом РАН, создавая профессиональный “лифт” и дополнительный стимул для перспективных, активно работающих ученых.
- Как предлагается определять кандидатов на звание “профессор РАН”?
- По мнению рабочей группы, присуждать звание “профессор РАН” должен президиум на основании решения отделений академии. Претендентам на это звание будет необходимо соответствовать достаточно высоким объективным требованиям, своим для каждой научной области. Их конкретный объем мог бы определяться отделениями РАН и утверждаться Президиумом РАН. Конечно, такие критерии должны быть количественно формализуемыми, направленными на соотнесение с мировым уровнем научных исследований.
Новое почетное звание могло бы рассматриваться, утверждаться бюро отделений и присуждаться Президиумом РАН.
Поручить разработать регламенты обсуждения и избрания профессоров РАН будет правильно специальным комиссиям при отделениях РАН. Кстати, регламенты должны учитывать и возрастные параметры. В идеале, процедуру обсуждения надо выстроить так, чтобы среди приглашенных больше половины составляли ученые моложе 55 лет. Кстати,  на заседаниях рабочей группы в ходе обсуждения этой темы называлась даже цифра 70%.
С точки зрения осуществления экспертных функций имеет смысл приглашать в качестве профессоров РАН как ученых, работающих в России, так и исследователей с российским гражданством, работающих в зарубежных университетах и научных центрах.
По мнению рабочей группы, обсуждение кандидатур на звание “профессор РАН” целесообразно проводить исключительно внутри академии: конфиденциально и без какого-либо участия возможных кандидатов, например самовыдвижения. После принятия решения направлять приглашения коллегам, которых академия хотела бы видеть в числе профессоров РАН. И присваивать звания уже после получения положительного ответа со стороны приглашенных.
- Сколько же должно быть “профессоров РАН”?
- Для звания “профессор РАН” не должно быть ограниченного количества вакансий, как при выборах в РАН. Ограничение может достигаться лишь высоким уровнем формализуемых требований. Звание зависит от достижений самого ученого при минимальном влиянии субъективных - “вненаучных” - факторов. С другой стороны, будет ра­зумно предложить, чтобы выборы новых членов РАН в дальнейшем проходили с учетом наличия у соискателя этого научного звания. Сегодня в России насчитывается 27 тысяч докторов наук. В РАН - около полутора тысяч членов. Исходя из этого максимальная оценка числа профессоров РАН - 5-6 тысяч. Не больше. Эти ведущие ученые могли бы создавать основу научных советов РАН по различным научным и организационным вопросам и помогать академии в осуществлении экспертных функций. Рабочая группа считает, что на первом этапе нецелесообразно гнаться за численностью. Есть смысл пригласить в качестве профессоров РАН около тысячи коллег, которые имеют наиболее выдающиеся и признанные в мире результаты. В дальнейшем, думаем, будет правильно соотносить планку минимальных требований для звания “профессор РАН” со средним уровнем достижений ученых, уже имеющих это звание.
- Предполагается ли ввести материальную поддержку нового звания?
- Коль скоро высокий уровень исследований “профессоров РАН” будет подтвержден на академическом уровне, РАН сможет в дальнейшем ставить перед Правительством РФ вопросы о том, чтобы научные учреждения, в которых они работают, заключали с ними постоянные контракты. Кроме того, эти учреждения могли бы получать дополнительное финансирование для “пакета возможностей” ученого с указанным статусом: определенное число постдоков и аспирантов, работающих под руководством “профессоров РАН”, минимум средств на расходные материалы и командировки и т.п. Конкретные цифры зависят от отдельно взятой области науки. Возможно, должна быть предусмотрена определенная автономия ученых со статусом “профессор РАН”. В частности, с правом находиться в научных командировках в течение определенной части года.
Число “профессоров РАН”, работающих в академическом научном учреждении, может служить важным индикатором успеха его деятельности. В идеале, это должно привести к тому, чтобы директора научных институтов и ректоры вузов соревновались за работающих у них “профессоров РАН”, назначая высокие оклады, предлагая площади, оборудование и другие условия для работы. В развитых зарубежных странах так и происходит: руководители НИИ и ректоры университетов оцениваются во многом по тому количеству научных лидеров, которых им удалось пригласить в свою организацию.
- Как скоро можно ожидать появления первых “профессоров РАН”?
- Президиум РАН, в целом, одобрил концепцию, представленную рабочей группой. Теперь требуется составить конкретное положение о новом научном звании. Отделения, в свою очередь, должны создать регламент для него. И можно будет приступать к работе по обсуждению и выбору кандидатур.
Учреждение звания “профессор РАН” позволит привлечь к деятельности академии широкий круг российских ученых мирового уровня, которые смогут участвовать в различных мероприятиях РАН с правом совещательного голоса. В этом случае решения, выработанные академией, будут опираться на мнения максимально широкого круга специалистов. К этому кругу будут принадлежать практически все ведущие ученые. Таким образом, совокупность членов и профессоров РАН будет представлять собой авторитетное сообщество, способное подойти с научной точки зрения ко всем проблемам, которые возникают в ходе технологического и общественного развития России.
В итоге благодаря учреждению звания “профессор РАН” может произойти консолидация сообщества ученых высокой квалификации вокруг РАН. Это должно позволить академии справиться с теми проблемами, которые перед ней ставятся российским обществом, а также полноценно осуществлять экспертизу научно-технических программ и проектов для органов государственной власти.


Беседовала Нина ШАТАЛОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА



 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Общими силами. РАН протестирует новые полномочия во взаимодействии с Росатомом.
Российская академия наук и госкорпорация «Росатом» подписали соглашение о сотрудничестве для проведения совместной научно-технической и иновационной деятельности. /№ 7(2019)
Подхватить и поддержать
Во время делового завтрака с журналистами председатель Совета РФФИ академик Владислав Панченко рассказал о состоянии дел в Фонде и о том, как возникают идеи новых конкурсов. /№ 7(2019)
Вдохновленные мощью. Российские ученые равняются на Менделеева.
В России стартовал Международный год Периодической таблицы химических элементов, с инициа­тивой проведения которого выступили Российская академия наук, Российское химическое общество им. Д.И.Менделеева, Минобрнауки, российские и зарубежные ученые. /№ 6(2019)

Новости


Российские студенческие отряды отметили 17 февраля свой официальный праздник.



Международные рабочие комиссии по сотрудничеству в рамках научных и образовательных "дорожных карт" между Россией, Францией и Германией будут сформированы в апреле 2019 года, сообщил ТАСС министр науки и высшего образования Михаил Котюков.



Создание научно-технологических центров будет способствовать достижению целей, которые поставлены в рамках нацпроекта «Наука», заявил министр науки и высшего образования Михаил Котюков на сессии «Инновационные научно-технологические центры. Какими они будут» Российского инвестиционного форума в Сочи.



На встрече с главами регионов в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что, участвуя в реализации нацпроекта «Образование», региональные власти должны рассчитывать не только на федеральные средства, но и на привлекать частных инвесторов.



В Минобрнауки не поддерживают идею о введении запрета на выезд из страны для молодых ученых, сообщил «Интерфаксу» министр Михаил Котюков.



Совет научной молодежи Сибирского отделения РАН обратился к Владимиру Путину с открытым письмом по поводу инициативы правительства лишить Сибирское отделение РАН права оперативного управления имуществом и землями Новосибирского научного центра.



Строительство источника синхротронного излучения СКИФ начнется в Новосибирске в 2021 году, сообщил в интервью ТАСС на Российском инвестиционном форуме в Сочи губернатор Новосибирской области Андрей Травников.



Конференции


С 28 по 30 мая 2019 года в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского) состоится Всероссийская научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов «Авиационные двигатели и силовые установки».

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

С 22 по 28 мая 2019 года в Архангельске проводится ежегодная 21-я Неделя арктической науки (Arctic Science Summit Week), учрежденная Международным арктическим научным комитетом (МАНК/IASC). Тематическая направленность саммита в 2019 году – «Изменения климата и обеспечение жизнедеятельности населения Арктики».

Текущие конкурсы


Российский научный фонд объявляет о начале приема заявок на «молодежные» конкурсы Президентской программы исследовательских проектов. Конкурсы проводятся по всем областям знания, предусмотренным классификатором РНФ, однако, научные исследования должны быть направлены на решение конкретных задач в рамках одного из определенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации приоритетов.

Конкурс на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований

Конкурс на лучшие проекты организации российских и международных научных мероприятий, проводимых в марте - декабре 2019 года на территории Российской Федерации

Конкурсы 2019 года на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимые совместно РФФИ и АНО ЭИСИ

Фонд инфраструктурных и образовательных программ совместно с Агентством по инновациям Израиля (бывший Офис главного ученого Министерства экономики Израиля) проводят восьмой отбор российско-израильских проектов промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Вакансии


08.02.2019
объявляет о проведении выборов на должность заведующего академической кафедрой истории и философии науки.

14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии