Официально


Правительство утвердило план реализации Стратегии обеспечения единства измерений в России. Документ, в частности, предусматривает повышение уровня метрологического обеспечения приоритетных направлений науки, технологий и техники, обеспечение преимущественного использования отечественных технологий и приборной базы.

Федеральное агентство научных организаций утвердило план-график реализации мероприятий в рамках Стратегии научно-технологического развития РФ на 2017-2019 годы (первый этап). Документ опубликован на сайте ведомства и доступен по ссылке.

Объявлен грантовый конкурс, по итогам которого будет оказана господдержка центрам Национальной технологической инициативы, создаваемым вузами и научными организациями, сообщает пресс-служба Минобрнауки.

Конкурсная комиссия Минобрнауки вскрыла конверты с заявками от вузов - участников открытого конкурса, победителям которого будет предоставлена государственная поддержка для создания и развития инжиниринговых центров. Всего в адрес министерства поступило 65 заявок.




Новости № 44-45(2017)

Регионы


Вузам нужно активнее сотрудничать со студенческим профактивом. Такой вывод сделан по итогам заседания Совета ректоров вузов Пермского края, обсудившего деятельность студенческих профсоюзных организаций.

Первый 14-этажный жилой корпус нового общежития сдан Алтайскому госуниверситету. Генподрядчик - ООО “Стройсиб” - полностью завершил работы и передал ключи от здания вузу.

Компания Samsung Electronics при поддержке Института системного программирования РАН запускает на базе Московского физико-технического института проект “IoT Академия Samsung”. В его рамках студенты вуза смогут получить практические знания об Интернете вещей и разработать собственные проекты с применением “умных” устройств.

СНГ


Интердайджест


В атмосфере Сатурна зафиксированы загадочные частицы. Подробности - в Nature News. Источником невиданных прежде частиц, которые обнаружил прекративший недавно свою миссию космический зонд НАСА “Кассини”, может быть пыль с колец Сатурна.

Вулканическая активность могла стать причиной общественных беспорядков в Древнем Египте. Об этом сообщает Sciencemag.org. Международная группа ученых установила, что извержения вулканов в древности влияли на чрезвычайно важные для земледелия ежегодные разливы Нила, поскольку уменьшали количество осадков, выпадающих в верховьях реки на Эфиопском нагорье.

Воссозданный учеными облик пернатого динозавра указал на его способность маскироваться. С подробностями - New York Times. Род “пушистого” динозавра синозавроптерикс (Sinosauropteryx) был описан в 1996 году. Это некрупный динозавр, до полуметра в длину, обитавший около 125 миллионов лет назад на территории современного Китая.


СТАВКА, 14 октября. По данным комиссаров, на румынском фронте пропаганда мира ведется неприятелем весьма настойчиво и планомерно при помощи агентов и подбрасываемой в окопы литературы, главным образом газет. Общее положение на фронте отнюдь не безнадежное. Слухи, будто части собираются в определенный день покинуть фронт, исходят исключительно от шпионов и провокаторов. Количество дезертиров уменьшается.






















В рамках свободы. Автономия вузов связывает руки ректорам.
Научная политика
№ 22(2011)

03.06.2011

11 апреля в Минобр­науки РФ состоялось совещание, посвященное новому этапу развития системы образования, на котором представители регионов, депутаты Госдумы, чиновники профильных министерств обсудили перспективы реализации инициатив по модернизации образования председателя Правительства Российской Федерации В.Путина. О том, какими видятся перемены в высшем образовании его региональным представителям, рассказывает председатель Совета ректоров вузов Иркутской области, ректор Байкальского государственного университета экономики и права, профессор Михаил ­ВИНОКУРОВ.

- Я возглавляю университет с начала перестройки и все эти годы слышу о реформе высшей школы. Но пока еще ни разу никто не дал четкого ответа на вопрос “Зачем?”. В лучшем случае, звучит невнятное: “Чтобы повысить качество образования”. На мой взгляд, образование у нас в стране не такое уж плохое, как принято считать. Другое дело, что само устройство высшей школы не позволяет ей сегодня выполнять ряд необходимых задач, например, подпитывать науку кадрами и идеями. Большинство сегодняшних вузов - сугубо образовательные учреждения. Так сложилось со времен Советского Союза. Их задача - подготовить специалистов для народного хозяйства: врачей, учителей, инженеров, технологов, геологов и т.д. Наука была и остается прерогативой РАН. Такое разделение абсолютно не мешало в советское время: тогда в административном порядке создавали лаборатории, “тасовали” в них аспирантов, направляли туда студентов... Сейчас это невозможно. Сложности начались как у высшей школы, так и у академической науки. Накопившиеся проблемы надо решать, не выпуская из внимания тот самый вопрос “Зачем?”.
- Например?
- Например, сегодня прослеживается тенденция укрупнения вузов. Нужно четко понимать, какие задачи при этом решаются, в чем смысл этого укрупнения. Скажем, есть государственный университет с пятью корпусами и технический институт с десятью корпусами. Объединив их, мы получим вуз с пятнадцатью корпусами и одним-двумя десятками общежитий в разных концах города. Будет ли это способствовать повышению качества образования или развитию науки, если преподаватели остались прежними, специальности те же, ни у того, ни у другого вуза нет современных научных лабораторий? Не думаю, что такое объединение сократит даже издержки на содержание аппарата управления.
Укрупнение вузов, на мой взгляд, оправданно в нескольких случаях. Первый - если мы типичный образовательный вуз объединим с научными институтами, которые сегодня относятся к Академии наук, то мы получим настоящий исследовательский университет, который будет акцентироваться на научной работе и подготовке будущих ученых, тут же, еще на студенческой скамье, вовлекать их в исследования, заниматься прикладными разработками, открывать инновационные предприятия. Подобный эксперимент провели когда-то в Новосибирске - создали государственный университет в Академгородке по соседству с научно-исследовательскими институтами СО АН СССР. И это сработало.
Второй случай - если мы объединяем несколько ступеней подготовки кадров, создавая своего рода вертикально-интегрированную образовательную структуру: среднее профессиональное образование - бакалавриат - магистратура - центр повышения квалификации. Такие вузы будут выпускать и переучивать кадры для конкретных отраслей экономики.
Есть еще один вариант, правда, пока широко не апробированный (практические подходы к нему разрабатываются в Томске), - создание крупных научно-образовательных холдингов, в которые вошли бы и научно-исследовательские институты, и вузы, но при сохранении статуса юридических лиц. Желательно, чтобы такие холдинги находились под патронажем крупных государственных корпораций. В рамках научно-образовательных холдингов в идеале реализовывалась бы вся технологическая “цепочка”: наука - подготовка высококвалифицированных кадров - внедрение научных идей в производство. Указанные типы вузов надо оставить на федеральном финансировании.
- А остальные вузы закрывать?
- Зачем же. В стране десятки небольших вузов работают преимущественно на региональные рынки труда: сельхозинституты, медицинские и педагогические университеты, академии культуры. Закрыть их - значит обескровить экономику и социальную сферу региона. Но в этом случае одним из каналов финансирования подготовки специалистов должны стать бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований. Целевая подготовка кадров за счет региональных бюджетов, кстати, будет способствовать закреплению специалистов на местах, а это одна из насущных проблем сегодняшнего дня.
Повторюсь, образование у нас в стране не из рук вон плохое. Ему бы немного денег, и масса проблем была бы снята. Небольшой пример: в Швейцарии расходы на одного студента составляют почти 30 тысяч евро - сюда входят все услуги от работы преподавателей и библиотечной системы до бытовых условий студента. Россия с ее 3-4 тысячами евро на одного студента находится позади Польши и Эстонии.
- То есть вы видите выход в резком увеличении государственных ассигнований на высшую школу?
- Это, конечно, было бы здорово. Но заметьте, я говорил не о расходах государства на одного студента, а о расходах вуза. У тех же западных университетов есть несколько источников финансирования - это не только поддержка государства, но и спонсорская помощь, и собственные средства вуза - плата за обучение, в том числе за обучение иностранных студентов, плата за научные консультации, доходы от продажи научных разработок, бизнес-планов и проектов, банковские кредиты, гранты... То есть там - многоканальная система финансирования университетов. У нас подобная практика, к сожалению, пока не развита, как и институт спонсорства. В некоторых американских вузах он достигает 25-30 процентов бюджета учебного заведения. Идешь по территории такого университета и то и дело встречаешь таблички на зданиях: “Построено в дар от такого-то”. У нас такой дар автоматически передается в собственность государства, и никто не гарантирует, что в ходе очередной приватизации здание не будет продано “чужому дяде”. Чтобы такой источник заработал в России, необходимо гарантировать, что дар будет принадлежать университетской корпорации, а не государству, а кроме того, пересмотреть законодательство РФ в части спонсирования и дарения. Нужно ввести налоговые льготы благотворителям, исключить ситуации, когда серьезное пожертвование рассматривается фискальными органами как вывод средств и повод для бесконечных проверок.
Государство остается главным кормильцем большинства вузов, оперируя при этом минимальными стандартами обеспечения. Его можно понять - денег хотят все, но на всех их, как обычно, не хватает. Но в таком случае надо честно это признать и дать вузам определенную финансовую и правовую автономию, проще говоря, возможность зарабатывать и распоряжаться заработанным.
- А разве сейчас у них этой возможности нет?
- Есть. Но с большими оговорками. Университет имеет право зарабатывать средства, скажем, принимая студентов на платное обучение. Но не может получать доход, продавая лицензии и патенты на свои изобретения.
Можно открывать при вузе малые наукоемкие предприятия и даже привлекать бизнес в качестве инвестора и партнера. Но нельзя вносить в уставный капитал ничего, кроме своей интеллектуальной собственности, а то, что разрешено в деньгах (до 500 тысяч рублей), - просто смешно. А попробуйте создать совместные лаборатории или институты с зарубежными университетами! Здесь столько препятствий! Преодолеть их можно, лишь внеся существенные изменения в законодательство о высшей школе. Об этом прямо сказали представители научной российской диаспоры за рубежом на недавней встрече с Президентом РФ Д.Медведевым.
Во времена Ельцина государственные вузы могли положить заработанные внебюджетные деньги в любой банк, теперь - только в казначейство. Кого-то испугало, что вузы стали получать проценты на вклады, но что в этом плохого? Если отменить эти ограничения, у вузов появится возможность дополнительного финансирования расходов на обучение студентов и социальную поддержку научно-педагогических коллективов.
- Разве Федеральный закон “Об автономных учреждениях” не открывает перед вузами возможности широкой свободы деятельности?
- В том-то и дело, что нет. Для самих вузов, на первый взгляд, свобода открывается, но их руководители связываются по рукам и ногам. Во-первых, ректоры назначаются учредителем, а не избираются коллективом; во-вторых, появляется масса надсмотрщиков (до 11 человек) в виде Наблюдательного совета, в котором представители автономного учреждения не могут превышать 1/3 от общего состава; в-третьих, полномочия ректора в любой момент могут быть прекращены учредителем. Вот вам и вся свобода. Не случайно редкие вузы перешли в статус АУ. Исключение составляют федеральные университеты, которые сразу создаются как автономные.
- Сегодня приток абитуриентов в вузы значительно сократился - следствие демографической ямы 1990-х годов. Какую угрозу это несет для вузов?
- Главная опасность, которую я вижу в этой ситуации, - пойти по пути сокращения профессорско-преподавательского состава, закрытия части вузов. Мы уже в свое время из-за демографического провала закрыли массу детских садов, а теперь не знаем, куда девать детей: мест катастрофически не хватает. То же самое может получиться и с высшей школой. Зачем наступать на старые грабли? У нас есть кадры, есть места - давайте заполним их иностранными студентами. Во всем мире обучение иностранцев - очень выгодный бизнес. В Австралии, например, первая статья экспорта сегодня не шерсть, как было раньше, а образовательные услуги. В России есть хорошие научные школы - математики, физики, программирования. Медицине мы учим весьма и весьма неплохо. Спрос будет.
Сейчас мне возразят, что мы проиграли битву за иностранного студента. Я думаю, не проиграли. Надо ввязываться в драку, но делать это с умом. Должна быть четкая государственная политика на этот счет: требуется восстановить центры обучения русскому языку иностранных студентов, построить нормальные общежития, пересмотреть миграционное законодательство. В Байкальском госуниверситете экономики и права сегодня обучается около 500 студентов из КНР - так они пока из общежития до вуза доходят, милиция успевает по три раза документы у них проверить. Разве это дело?! Иностранный студент не имеет права в России подрабатывать, хотя в любой другой стране мира учащаяся молодежь работает без проблем. Ну и выходить на мировой рынок образовательных услуг надо с разумным ценовым демпингом - начать, например, с 5 тысяч долларов за обучение одного иностранного студента. Этого достаточно, чтобы появилась масса желающих учиться в России. Потом постепенно, по мере повышения котировок российского образования за рубежом, поднимать цену.
Таким образом, мы достигнем двух целей: получим средства, за счет которых сможем качественнее обучать своих студентов, а в лице иностранных выпускников приобретем активных сторонников и друзей России в мире.
Беседовала Екатерина ВОСТРИКОВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Миссия в комиссии. РАН идет на помощь ВАК.
Основной темой очередного заседания Президиума РАН стало совершенствование системы аттестации научных кадров. Этот вопрос появился в повестке с подачи члена президиума Валерия Рубакова, призвавшего коллег “подумать о переформатировании работы Высшей аттестационной комиссии (ВАК), которая сильно буксует”. Поводом для такого вывода послужило решение Президиума ВАК, который оставил за министром культуры РФ Владимиром Мединским степень доктора наук, проигнорировав мнение собственного Экспертного совета по истории, признавшего текст диссертации чиновника ненаучным. /№ 46(2017)
Вызовы для лидеров. Молодые постигают науку побеждать.
Российский научный фонд (РНФ) вместе с партнерами из Сколково на днях провел Школу научных лидеров для молодых ученых, возглавляющих исследовательские команды, которые выиграли конкурс РНФ в рамках Президентской программы для научных групп под руководством молодых ученых. На мероприятие с выразительным названием “Наука побеждать” приехали представители более половины из 239 молодежных коллективов, получивших в июле гранты с весомым - 3-5 миллионов рублей в год - финансированием. /№ 44-45(2017)
Больше когерентности! Наука страдает от нарушения координации.
Основным вопросом, обсуждавшимся на втором заседании нового состава Президиума Российской академии наук, стало выполнение Стратегии научно-технологического развития (СНТР) России. Доклад по данной теме представил заместитель министра образования и науки Григорий Трубников. Он подчеркнул, что члены РАН и сотрудники академических институтов активно участвовали в разработке как самой Стратегии, так и плана ее реализации. /№ 43(2017)

Новости


Ольга Васильева сообщила, что формы отчетов по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» будут существенно сокращены, а патентная защита - ускорена. По ее словам достигнута договоренность с Роспатентом о том, что все результаты, полученные в рамках программы, будут рассматриваться патентным органом в срок до 4-6 месяцев.



Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев провел совещание с руководителями ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению лиц с инвалидностью, созданных на базе вузов. В совещании приняли участие ректоры или проректоры, курирующие это направление, а также руководители РУМЦ, которые являются самостоятельным структурным подразделением вуза.



Участники первого Всероссийского съезда преподавателей истории в вузах России предложили с 2018 года ввести во всех российских вузах обязательную дисциплину «История России». Как сообщает РИА Новости, эта идея нашла отражение в проекте резолюции съезда.



Министр образования и науки Ольга Васильева, председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова и председатель Российского союза молодёжи Павел Красноруцкий подписали соглашение о сотрудничестве между возглавляемыми ими структурами. Стороны вместе займутся повышением культуры молодежи в области избирательного права и избирательного процесса.



Количество малых инновационных предприятий, созданных на базе научных организаций, подведомственных ФАНО, за год выросло на 4%: с 313 в 2015 году до 326 в 2016-м. Кроме того, в прошлом году увеличилось и количество результатов интеллектуальной деятельности - с 2979 до 3369.



На заседании Совета при Президенте Республики Татарстан по образованию и науке, которое провел глава региона Рустам Минниханов, руководитель ФАНО Михаил Котюков заявил о завершении реорганизации ФИЦ «Казанский научный центр», который объединил 8 учреждений, подведомственных агентству.



Пять профессоров - Хизер Зар (Южная Африка), Меманн Чан (Китай), Каролин Дин (Великобритания), Эми Т. Остин (Аргентина) и Джанет Россант (Канада) - удостоены Премий L’OREAL-UNESCO «Для женщин в науке» 2018 года в области наук о жизни. Лауреаты были отобраны независимым жюри, которое в этом году возглавила лауреат премии «Для женщин в науке» 2008 года и лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 2009 года профессор Элизабет Х.Блэкбёрн.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Вторая научно-практическая Открытая конференция Института системного программирования РАН имени Виктора Иванникова ISPRAS Open пройдет с 30 ноября по 1 Декабря 2017 г. в главном здании Российской академии наук. Ключевые темы – безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных.

"Параллельные вычислительные технологии (ПаВТ) 2018" - международная научная конференция, двенадцатая в серии ежегодных конференций, посвященных развитию и применению параллельных вычислительных технологий в различных областях науки и техники. Главная цель конференции - предоставить возможность для обсуждения перспектив развития параллельных вычислительных технологий и представления результатов, полученных ведущими научными группами в использовании суперкомпьютерных технологий для решения задач науки и техники.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Японским фондом медицинских исследований.

Объявление об открытом публичном конкурсе на получение грантов Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда “Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами”.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Вакансии


03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

13.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр “Наука” РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей научных работников





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии