Официально


Российский фонд фундаментальных исследований заключил соглашение о сотрудничестве с северокорейским Комитетом по культурным связям с заграницей (ККСЗ), сообщило посольство РФ в Пхеньяне на своей странице в Facebook.



Госдума приняла в третьем чтении изменения в статью 93 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В случае принятия закона государственным или муниципальным научным организациям будет разрешено осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).



Кабинету министров вместе с Президиумом Совета при Президенте РФ по науке и образованию поручено к концу ноября разработать и утвердить меры по созданию и эксплуатации уникальной научной установки класса мегасайенс на острове Русский.

Заместителем министра просвещения РФ назначен Андрей Николаев. Распоряжение об этом подписал премьер Дмитрий Медведев.




Новости № 42(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест


















В рамках свободы. Автономия вузов связывает руки ректорам.
Научная политика
№ 22(2011)

03.06.2011

11 апреля в Минобр­науки РФ состоялось совещание, посвященное новому этапу развития системы образования, на котором представители регионов, депутаты Госдумы, чиновники профильных министерств обсудили перспективы реализации инициатив по модернизации образования председателя Правительства Российской Федерации В.Путина. О том, какими видятся перемены в высшем образовании его региональным представителям, рассказывает председатель Совета ректоров вузов Иркутской области, ректор Байкальского государственного университета экономики и права, профессор Михаил ­ВИНОКУРОВ.

- Я возглавляю университет с начала перестройки и все эти годы слышу о реформе высшей школы. Но пока еще ни разу никто не дал четкого ответа на вопрос “Зачем?”. В лучшем случае, звучит невнятное: “Чтобы повысить качество образования”. На мой взгляд, образование у нас в стране не такое уж плохое, как принято считать. Другое дело, что само устройство высшей школы не позволяет ей сегодня выполнять ряд необходимых задач, например, подпитывать науку кадрами и идеями. Большинство сегодняшних вузов - сугубо образовательные учреждения. Так сложилось со времен Советского Союза. Их задача - подготовить специалистов для народного хозяйства: врачей, учителей, инженеров, технологов, геологов и т.д. Наука была и остается прерогативой РАН. Такое разделение абсолютно не мешало в советское время: тогда в административном порядке создавали лаборатории, “тасовали” в них аспирантов, направляли туда студентов... Сейчас это невозможно. Сложности начались как у высшей школы, так и у академической науки. Накопившиеся проблемы надо решать, не выпуская из внимания тот самый вопрос “Зачем?”.
- Например?
- Например, сегодня прослеживается тенденция укрупнения вузов. Нужно четко понимать, какие задачи при этом решаются, в чем смысл этого укрупнения. Скажем, есть государственный университет с пятью корпусами и технический институт с десятью корпусами. Объединив их, мы получим вуз с пятнадцатью корпусами и одним-двумя десятками общежитий в разных концах города. Будет ли это способствовать повышению качества образования или развитию науки, если преподаватели остались прежними, специальности те же, ни у того, ни у другого вуза нет современных научных лабораторий? Не думаю, что такое объединение сократит даже издержки на содержание аппарата управления.
Укрупнение вузов, на мой взгляд, оправданно в нескольких случаях. Первый - если мы типичный образовательный вуз объединим с научными институтами, которые сегодня относятся к Академии наук, то мы получим настоящий исследовательский университет, который будет акцентироваться на научной работе и подготовке будущих ученых, тут же, еще на студенческой скамье, вовлекать их в исследования, заниматься прикладными разработками, открывать инновационные предприятия. Подобный эксперимент провели когда-то в Новосибирске - создали государственный университет в Академгородке по соседству с научно-исследовательскими институтами СО АН СССР. И это сработало.
Второй случай - если мы объединяем несколько ступеней подготовки кадров, создавая своего рода вертикально-интегрированную образовательную структуру: среднее профессиональное образование - бакалавриат - магистратура - центр повышения квалификации. Такие вузы будут выпускать и переучивать кадры для конкретных отраслей экономики.
Есть еще один вариант, правда, пока широко не апробированный (практические подходы к нему разрабатываются в Томске), - создание крупных научно-образовательных холдингов, в которые вошли бы и научно-исследовательские институты, и вузы, но при сохранении статуса юридических лиц. Желательно, чтобы такие холдинги находились под патронажем крупных государственных корпораций. В рамках научно-образовательных холдингов в идеале реализовывалась бы вся технологическая “цепочка”: наука - подготовка высококвалифицированных кадров - внедрение научных идей в производство. Указанные типы вузов надо оставить на федеральном финансировании.
- А остальные вузы закрывать?
- Зачем же. В стране десятки небольших вузов работают преимущественно на региональные рынки труда: сельхозинституты, медицинские и педагогические университеты, академии культуры. Закрыть их - значит обескровить экономику и социальную сферу региона. Но в этом случае одним из каналов финансирования подготовки специалистов должны стать бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований. Целевая подготовка кадров за счет региональных бюджетов, кстати, будет способствовать закреплению специалистов на местах, а это одна из насущных проблем сегодняшнего дня.
Повторюсь, образование у нас в стране не из рук вон плохое. Ему бы немного денег, и масса проблем была бы снята. Небольшой пример: в Швейцарии расходы на одного студента составляют почти 30 тысяч евро - сюда входят все услуги от работы преподавателей и библиотечной системы до бытовых условий студента. Россия с ее 3-4 тысячами евро на одного студента находится позади Польши и Эстонии.
- То есть вы видите выход в резком увеличении государственных ассигнований на высшую школу?
- Это, конечно, было бы здорово. Но заметьте, я говорил не о расходах государства на одного студента, а о расходах вуза. У тех же западных университетов есть несколько источников финансирования - это не только поддержка государства, но и спонсорская помощь, и собственные средства вуза - плата за обучение, в том числе за обучение иностранных студентов, плата за научные консультации, доходы от продажи научных разработок, бизнес-планов и проектов, банковские кредиты, гранты... То есть там - многоканальная система финансирования университетов. У нас подобная практика, к сожалению, пока не развита, как и институт спонсорства. В некоторых американских вузах он достигает 25-30 процентов бюджета учебного заведения. Идешь по территории такого университета и то и дело встречаешь таблички на зданиях: “Построено в дар от такого-то”. У нас такой дар автоматически передается в собственность государства, и никто не гарантирует, что в ходе очередной приватизации здание не будет продано “чужому дяде”. Чтобы такой источник заработал в России, необходимо гарантировать, что дар будет принадлежать университетской корпорации, а не государству, а кроме того, пересмотреть законодательство РФ в части спонсирования и дарения. Нужно ввести налоговые льготы благотворителям, исключить ситуации, когда серьезное пожертвование рассматривается фискальными органами как вывод средств и повод для бесконечных проверок.
Государство остается главным кормильцем большинства вузов, оперируя при этом минимальными стандартами обеспечения. Его можно понять - денег хотят все, но на всех их, как обычно, не хватает. Но в таком случае надо честно это признать и дать вузам определенную финансовую и правовую автономию, проще говоря, возможность зарабатывать и распоряжаться заработанным.
- А разве сейчас у них этой возможности нет?
- Есть. Но с большими оговорками. Университет имеет право зарабатывать средства, скажем, принимая студентов на платное обучение. Но не может получать доход, продавая лицензии и патенты на свои изобретения.
Можно открывать при вузе малые наукоемкие предприятия и даже привлекать бизнес в качестве инвестора и партнера. Но нельзя вносить в уставный капитал ничего, кроме своей интеллектуальной собственности, а то, что разрешено в деньгах (до 500 тысяч рублей), - просто смешно. А попробуйте создать совместные лаборатории или институты с зарубежными университетами! Здесь столько препятствий! Преодолеть их можно, лишь внеся существенные изменения в законодательство о высшей школе. Об этом прямо сказали представители научной российской диаспоры за рубежом на недавней встрече с Президентом РФ Д.Медведевым.
Во времена Ельцина государственные вузы могли положить заработанные внебюджетные деньги в любой банк, теперь - только в казначейство. Кого-то испугало, что вузы стали получать проценты на вклады, но что в этом плохого? Если отменить эти ограничения, у вузов появится возможность дополнительного финансирования расходов на обучение студентов и социальную поддержку научно-педагогических коллективов.
- Разве Федеральный закон “Об автономных учреждениях” не открывает перед вузами возможности широкой свободы деятельности?
- В том-то и дело, что нет. Для самих вузов, на первый взгляд, свобода открывается, но их руководители связываются по рукам и ногам. Во-первых, ректоры назначаются учредителем, а не избираются коллективом; во-вторых, появляется масса надсмотрщиков (до 11 человек) в виде Наблюдательного совета, в котором представители автономного учреждения не могут превышать 1/3 от общего состава; в-третьих, полномочия ректора в любой момент могут быть прекращены учредителем. Вот вам и вся свобода. Не случайно редкие вузы перешли в статус АУ. Исключение составляют федеральные университеты, которые сразу создаются как автономные.
- Сегодня приток абитуриентов в вузы значительно сократился - следствие демографической ямы 1990-х годов. Какую угрозу это несет для вузов?
- Главная опасность, которую я вижу в этой ситуации, - пойти по пути сокращения профессорско-преподавательского состава, закрытия части вузов. Мы уже в свое время из-за демографического провала закрыли массу детских садов, а теперь не знаем, куда девать детей: мест катастрофически не хватает. То же самое может получиться и с высшей школой. Зачем наступать на старые грабли? У нас есть кадры, есть места - давайте заполним их иностранными студентами. Во всем мире обучение иностранцев - очень выгодный бизнес. В Австралии, например, первая статья экспорта сегодня не шерсть, как было раньше, а образовательные услуги. В России есть хорошие научные школы - математики, физики, программирования. Медицине мы учим весьма и весьма неплохо. Спрос будет.
Сейчас мне возразят, что мы проиграли битву за иностранного студента. Я думаю, не проиграли. Надо ввязываться в драку, но делать это с умом. Должна быть четкая государственная политика на этот счет: требуется восстановить центры обучения русскому языку иностранных студентов, построить нормальные общежития, пересмотреть миграционное законодательство. В Байкальском госуниверситете экономики и права сегодня обучается около 500 студентов из КНР - так они пока из общежития до вуза доходят, милиция успевает по три раза документы у них проверить. Разве это дело?! Иностранный студент не имеет права в России подрабатывать, хотя в любой другой стране мира учащаяся молодежь работает без проблем. Ну и выходить на мировой рынок образовательных услуг надо с разумным ценовым демпингом - начать, например, с 5 тысяч долларов за обучение одного иностранного студента. Этого достаточно, чтобы появилась масса желающих учиться в России. Потом постепенно, по мере повышения котировок российского образования за рубежом, поднимать цену.
Таким образом, мы достигнем двух целей: получим средства, за счет которых сможем качественнее обучать своих студентов, а в лице иностранных выпускников приобретем активных сторонников и друзей России в мире.
Беседовала Екатерина ВОСТРИКОВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Не боятся поворота. Наукограды готовы к прорыву.
В ближайшие годы внимание к наукоградам как субъектам инновационной деятельности, очевидно, возрастет. В Министерстве науки и высшего образования РФ появился Департамент специальных программ, развития государственных научных центров и наукоградов. /№ 42(2018)
Как измерить эффективность научных исследований?
Глобальный исследовательский совет (ГИС), объединяющий финансирующие науку государственные организации более чем 60 стран и с мая 2018 г. возглавляемый РФФИ, заинтересовался изучением социально-экономического эффекта поддержки научных исследований. /№ 42(2018)
Бенефис по-министерски. Михаил Котюков ответил за всё.
Первая большая пресс-конференция министра науки и высшего образования прошла в необычном режиме, став своеобразным бенефисом Михаила Котюкова. /№ 41(2018)

Новости


На госпрограмму «Научно-технологическое развитие РФ» в 2019 году планируется выделить более 680 млрд рублей. Об этом в ходе обсуждения федерального бюджета на 2019-2021 годы на заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам сообщил глава Минобрнауки Михаил Котюков.



Более 1,5 млн выпускников российских и советских вузов работают в более чем 160 странах мира. Такие цифры глава Россотрудничества Элеонора Митрофанова привела на состоявшемся в Москве Форуме иностранных студентов и выпускников российских вузов государств - участников СНГ, который был организован Всемирной ассоциацией выпускников высших учебных заведений.



В Сочи завершился IX Всероссийский съезд Советов молодых ученых «Навстречу большим вызовам». В форуме приняли участие более 90 делегатов из различных регионов России - члены Советов молодых ученых России, а также Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Президенте РФ по науке и образованию (КС).



Новый рейтинг вузов БРИКС от компании Quacquarelli Symonds (QS) за прошедший год расширил число участников с 300 до 400 с лишним. Университеты России увеличили там свое присутствие и в общей сложности занимают теперь 101 позицию (в прошлом году - 68).

Около 100 делегатов из разных регионов России стали участниками IX Всероссийского съезда советов молодых ученых в Сочи. Мероприятие проходило в рамках саммита молодых ученых и инженеров «Большие вызовы для общества, государства и науки», для участия в котором были отобраны более 250 студентов из 78 университетов более чем 20 регионов России.

Состоялся IV Форум ректоров университетов Российской Федерации и Республики Куба.

Почти треть российских вузов, обращавшихся за получением государственной аккредитации в 2018 году, воспользовалась электронной формой подачи документов, сообщает пресс-служба Рособрнадзора.

Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


“Сколково” и “Химпром” продолжают искать проекты малотоннажной химии

До 29 октября 2018 года идёт прием заявок на участие в конкурсе на соискание премий Правительства Москвы молодым ученым, присуждаемых ежегодно с 2013 года.

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Фондом “Дом наук о человеке” Франции

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Вьетнамской академией общественных наук

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Министерством образования и науки Республики Южная Осетия

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии