Официально


Общероссийский народный фронт направил правительству предложения в национальный проект «Образование», касающиеся подготовки учителей. Эксперты ОНФ предлагают ввести для будущих педагогов профессиональный экзамен, который позволит определить, насколько они готовы к педагогической деятельности, информирует ТАСС.



Студенты и преподаватели Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» получили поздравления со столетним юбилеем их вуза от председателя правительства Дмитрия Медведева.



Президент России Владимир Путин поздравил сотрудников, студентов и выпускников Уральского государственного юридического университета со столетием учебного заведения.



Правительство одобрило проект федерального закона «О внесении изменения в статью 92 ФЗ «Об образовании в РФ»». Законопроект инициирован с целью закрепить обязательный учет сведений о независимой оценке качества подготовки учащихся при государственной аккредитации образовательной деятельности.






Новости № 37(2018)

Регионы


Татарстан заключил соглашение с Сибирским отделением РАН. Церемония прошла в рамках Татарстанского нефтегазового форума-2018 с участием президента республики Рустама Минниханова, ректоров ведущих вузов Казани и делегации СО РАН, которую возглавлял первый заместитель председателя отделения Ренад Сагдеев.

Дальневосточный федеральный университет и Санкт-Петербургский политехнический университет займутся созданием цифровых двойников реальных изделий и производственных процессов.

Представители Пензенского госуниверситета и Mail.ru Group подписали соглашение о запуске проекта “Игросфера. Пенза”, направленного на подготовку кадров для игровой индустрии.

СНГ


В конце прошлого года в Молдавии был принят закон о внесении изменений в Кодекс о науке и инновациях, предусматривавший кардинальную реформу системы управления и финансирования науки в стране, прежде всего ее академического сектора. Произошедшее очень напомнило трансформацию Академии наук в России в 2013 году.

Интердайджест


Статья о первозданной короткой белковой молекуле - первом пептиде на Земле - опубликована учеными Ратгерского Университета (Rutgers University) в журнале Американского химического общества (American Chemical Society).

Американские астрономы утверждают, что причина, по которой Плутон утратил свой планетный статус, не обоснована, отмечает сетевое издание Phys.org. В 2006 году Международный астрономический союз (International Astronomical Union) - всемирная экспертная организация - постановил считать планетой небесное тело с наибольшей гравитацией на орбите, расчищающей последнюю от других тел.


В Николаевске Самарской губ. у буржуазии, оказывающей содействие чехословакам и белогвардейцам, уездный исполком постановил конфисковать все излишнее имущество, которое поступает в общее народное достояние. В Осташково на местную буржуазию Совдепом наложена контрибуция в 469 000 рублей. В Бологом выселяется из города в дальние поселки местная буржуазия. Помещения в городе занимаются рабочими. В Воронеже буржуазия выселяется из центра города на окраины. Рабочие переселяются в центральные улицы; замечается отъезд буржуазии на Украину.
















Упражнения в беллетристике
Научная политика
№ 29(2016)

15.07.2016

Решать важные для научного сообщества вопросы в условиях отпускного затишья - привычная в последние годы практика чиновников. В такое время самые спорные документы проскальзывают легко, незаметно, без шума и лишних дискуссий. Однако опубликованный недавно на сайте regulation.gov.ru проект Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период, несмотря на летний штиль, привлек внимание многих активных представителей научной общественности. Некоторые ученые даже отложили срочные дела, чтобы успеть в отведенное время (до 20 июля) написать свои отзывы и отправить их в адрес авторов документа (в качестве разработчика проекта на сайте указано Минобрнауки России, но известно, что текст непосредственно готовил Фонд “Центр стратегических разработок”). Будут ли приняты предложения ученых, мы не знаем. Процедуру учета мнения общественности через федеральный портал проектов нормативных правовых актов прозрачной не назовешь. Чтобы вывести дискуссию в публичное пространство, “Поиск” предоставил ее участникам свои страницы. 
Точку зрения Профсоюза работников РАН на проект Стратегии научно-технологического развития представил член Центрального совета профсоюза, научный сотрудник Физического института им. П.Н.Лебедева Евгений Онищенко. 
Основной недостаток проекта Стратегии - отсутствие каких-либо конкретных положений, характеризующих объемы финансирования исследований и разработок, в том числе со стороны государства. Не установлены даже целевые показатели по внутренним расходам на исследования и разработки, которые должны быть достигнуты к концу срока действия Стратегии. Без такой конкретики данный проект представляет собой не более чем упражнения в беллетристике. 
В проекте Стратегии, правда, формулируется “бюджетное правило”, которое после “завершения организационной трансформации научно-технологической системы” призвано обеспечить:
- “превышение темпа прироста государственных расходов на исследования и разработки в 1,5 раза над темпами прироста доходов от экспорта прав на результаты исследований и разработок, в том числе экспорта технологий;
- долю финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований в объеме не менее 2/3 затрат на исследования и разработки из бюджета в целом;
- темп прироста инвестиций на поддержку прикладных исследований и экспериментальных разработок, эквивалентный темпам прироста объемов дохода от экспорта высокотехнологической продукции”.
Предлагаемое правило вызывает сразу несколько вопросов. Этап “организационной трансформации”, согласно проекту Стратегии, завершается в 2018 году. Если следовать “бюджетному правилу”, то за эти годы произойдет полная смена государственных приоритетов в области финансирования исследований и разработок - перенос центра тяжести с прикладных исследований и разработок на фундаментальные (и поисковые) исследования. Сама по себе такая постановка вопроса вполне разумна (пропорции - отдельный вопрос), но проводить столь существенные изменения за два года в период экономического кризиса крайне опасно. Выполнение подобного правила может привести к уменьшению финансирования исследований и разработок (в случае неблагоприятного развития экономической ситуации) или обязать государство пойти на небывалые (в отношении к ВВП) по мировым меркам расходы на исследования и разработки. Таким образом, введение такого правила является совершенно нецелесообразным: оно не дает возможности вести предсказуемую и понятную политику государственного финансирования сектора исследований и разработок. 
Амбициозная цель, поставленная в проекте Стратегии (“обеспечение устойчивого развития национальной экономики и вхождение в группу стран-лидеров - поставщиков технологий за счет создания эффективной системы наращивания и использования интеллектуального потенциала нации”), требует серьезных финансовых вложений: выхода по объему затрат на уровень наиболее развитых стран. 
В настоящее время в США внутренние затраты на исследования и разработки составляют 2,8% ВВП, в Китае - 2,1%, в Японии - 3,4%, в Южной Корее - 3,8%, в наиболее развитых странах Европы они находятся на уровне 2,5-4%. Исходя из этого логично установить, что в России внутренние затраты на исследования и разработки должны достигнуть 3% ВВП. Этот показатель должен носить индикативный характер, а величины расходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов должны быть жестко заданы как нижний предел государственных расходов на исследования и разработки в соответствующий период. Подобная ясность важна как для самого государства (позволит ему просчитывать расходы бюджетов разных уровней на НИОКР), так и для научных организаций и исследователей. 
В настоящее время практически невозможно определить, как должны делить между собой расходы на финансирование прикладных исследований и разработок федеральный бюджет, региональные бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Однако фундаментальная наука даже в наиболее экономически развитых странах была и остается сферой ответственности государства. К примеру, в США на долю бизнеса приходится три четверти расходов на науку, однако картина разительно меняется, если посмотреть на финансирование фундаментальной науки. Согласно статистике, приводимой Национальным научным фондом США, в последние годы доля средств бизнеса в финансировании фундаментальной науки не превышала 6%, а основную нагрузку (около 60%) нес федеральный бюджет США (остальные деньги - средства штатов, университетов, некоммерческих организаций, фондов). 
Рассматривая необходимый уровень финансирования фундаментальных научных исследований, следует обратиться к опыту развитых стран. Статистика Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) дает общую картину по развитым странам. В подавляющем большинстве из них доля государства в финансировании исследований и разработок заметно превышает 60%. 
Тройка лидеров по расходам на фундаментальную науку в отношении к ВВП - Швейцария (0,9% ВВП), Южная Корея (0,76%) и Исландия (0,65%). Россия с ее 0,18% (в том числе 0,17% - из средств федерального бюджета) в относительно благополучном 2014 году отстает не только от наиболее развитых в научно-технологическом отношении стран Европы, таких как Франция (0,54% ВВП) или Нидерланды (0,56% ВВП), но и от Эстонии (0,37% ВВП), Словакии (0,31% ВВП), Словении (0,31% ВВП), Португалии (0,28% ВВП), Испании (0,27% ВВП), Венгрии (0,23% ВВП), Польши (0,23% ВВП). Даже Греция, находящаяся в состоянии тяжелейшего финансово-экономического кризиса, живущая в режиме жесткой бюджетной экономии, тратит на фундаментальные научные исследования 0,28% ВВП. Единственные две страны ОЭСР, которые уступают России по этому показателю, - это Чили (0,12% ВВП) и Мексика (0,11% ВВП). 
В Стратегии необходимо жестко зафиксировать минимальные допустимые расходы федерального бюджета на различных этапах ее реализации таким образом, чтобы обеспечить постепенное приближение хотя бы к уровню среднеразвитых стран. На первом этапе необходимо довести объем расходов федерального бюджета на фундаментальную науку как минимум до 0,2% ВВП, в среднесрочной перспективе - до уровня не ниже 0,25% ВВП, наконец, в более долгосрочной перспективе они должны превысить 0,3% ВВП.
Еще один кардинальный недостаток проекта Стратегии - это практически полное игнорирование задачи по созданию благоприятной для развития науки и технологий нормативно-правовой базы. Между тем устранение бюрократических барьеров, совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы - это фактически единственный реальный путь стимулирования развития науки и инноваций в условиях достаточно жестких бюджетных ограничений.
В настоящее время особенности науки и творческой деятельности во многих “системных” законодательных актах (таких как закон о контрактной системе) и документах более низкого уровня учитываются слабо или вообще не учитываются. Неадекватное правовое регулирование наносит серьезный вред делу, приводя к нерациональному расходу рабочего времени и выделяемых средств. Бюрократизация научной и научно-технической деятельности нарастает. К давним проблемам (правила закупок, таможенные правила, статус научных организаций, формат финансирования государственного задания и т.д.) постоянно добавляются новые - от уже требуемого нормирования научных работ при формировании государственного задания до предложений по введению специальных процедур управления научными исследованиями по правилам для производства массовой продукции. 
Поэтому в качестве приоритета в Стратегии должна быть обозначена системная работа по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы в части регулирования научной и инновационной деятельности. В нормативные документы, снижающие эффективность научной и инновационной деятельности, необходимо внести исправления уже на первом этапе реализации Стратегии. 
Перечислим лишь некоторые серьезные проблемы регулирования научной деятельности, которые следует решить для повышения результативности работы научных и инновационных организаций. 
Необходимо: 
- резко упростить весь комплекс процедур планирования и осуществления закупок товаров, работ и услуг для выполнения НИОКР;
- существенно изменить понятие государственного задания для научных организаций, учесть такую особенность научной деятельности, как множественность источников государственного финансирования исследовательских и технологических работ;
- обеспечить особый порядок таможенных процедур при поставке научного оборудования и расходных материалов для нужд научных организаций, обеспечивающий в том числе оперативную и бесперебойную доставку реактивов, образцов, а также нулевые ставки таможенных пошлин и НДС;
- существенно упростить визовые и миграционные правила для исследователей и преподавателей, не являющихся гражданами России.
Отдельно следует поставить вопрос о качестве государственного управления научной и инновационной сферой. Необходим системный подход к управлению, как минимум согласование принимаемых различными ведомствами (и даже одним ведомством) управленческих решений. Должны быть выработаны механизмы открытого и квалифицированного общественного обсуждения принимаемых решений (включая оценку возможных результатов управляющего воздействия). Реформирование научной сферы должно проводиться менее поспешно и более взвешенно. Нельзя, как это сейчас делается, пытаться решить одновременно задачи, которые необходимо решать последовательно. К примеру, не следует проводить реструктуризацию научных организаций, в том числе путем слияния разнопрофильных институтов, до проведения оценки результативности их работы.
Вряд ли имеет смысл рассматривать более частные недостатки проекта Стратегии. Стоит лишь отметить декларативность и непроработанность многих формулировок, наличие нестыковок в различных местах проекта документа. Хорошей иллюстрацией подхода к делу авторов проекта Стратегии служит последняя его фраза, характеризующая один из желаемых результатов реализации Стратегии: “вхождение профессий ученого, инженера и технологического предпринимателя в тройку наиболее престижных в обществе”. Подобного рода формулировки и легковесные обещания выглядят анекдотично. В документах такого уровня они недопустимы. 
Вывод из вышесказанного однозначен: проект Стратегии нуждается в кардинальной переработке. Профсоюз работников РАН готов участвовать в этом процессе.
Фото Николая Степаненкова


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

В Москву, в Москву! Ученых выдавливают в столицу?
Как дискредитировать хорошую идею и превратить выделяемые на ее реализацию средства в яблоко раздора? Ноу-хау на этот счет могут поделиться чиновники, бьющиеся за исполнение “зарплатного” указа президента №597 от 7 мая 2012 года. /№ 38(2018)
Страшно интересно. РАН презентует программы по стратегическим приоритетам.
Обычно осенние сессии Общего собрания членов Российской академии наук посвящаются одной теме - области знаний или сфере их применения. В этом году ситуация иная: выполняя поручение руководства страны, РАН приступила к координации работ по приоритетным направлениям, определенным в Стратегии научно-технологического развития (СНТР). /№ 38(2018)
Кусок пирога. Президиум РАН познакомили с нацпроектом “Наука”.
Благодаря новому майскому указу и изменению структуры федеральных органов исполнительной власти для академического сообщества лето-2018 выдалось рабочим и горячим. Видимо, поэтому первое после каникул заседание Президиума Российской академии наук было проведено в начале сентября... /№ 36(2018)

Новости


Роспатент и Федеральный институт промышленной собственности продолжают работу по выявлению лидеров подачи электронных заявок на регистрацию изобретений и полезных моделей.



Российские школы и вузы получат учебники в рамках образовательной программы «Права человека», разработку которой в 2017 году инициировала уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.



Заместитель председателя правительства Алексей Гордеев и помощник Президента РФ Андрей Фурсенко провели заседание Совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (ФНТП). Речь шла о формировании условий для развития научно-технической деятельности в агропроме и повышении его конкурентоспособности.



Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил сведения о среднемесячной заработной плате работников научных организаций по должностям за первое полугодие 2018 года. Исследователи отметили значительное сокращение разрыва в размере зарплат руководителей и научных сотрудников.



С 2022 года Единый госэкзамен по иностранному языку станет обязательным. Об этом сообщил на Всероссийской встрече с родителями руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.



Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий провел расширенное заседание ректората, посвященное участию университета в национальном проекте «Наука». Руководитель МГУ поставил задачу всем подразделениям включиться в государственные инициативы в области развития науки. Об этом сообщает пресс-служба вуза.



Галина Золина покидает пост ректора Российского государственного аграрного университета - Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева. Об этом сообщается на сайте вуза.

Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


До 12 октября 2018 года идёт прием заявок на участие в конкурсе на соискание премий Правительства Москвы молодым ученым, присуждаемых ежегодно с 2013 года.

Конкурс на издание лучших научных трудов

Конкурс на издание лучших научно-популярных трудов

Конкурс научных проектов фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Москвы

Российская академия наук объявляет конкурс на соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии