Официально


Рособрнадзор запретил прием в Смоленский государственный институт искусств. Информация об этом опубликована на сайте ведомства.

Правительство упрощает порядок направления сведений для государственного учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения. Согласно постановлению, которое подписал премьер Д.Медведев, министерство разработает и утвердит требования к направлению форм сведений об означенных работах для их учета в единой государственной информационной системе.

Минобрнауки начало отбор вузов, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2019/2020 учебный год. С условиями участия в конкурсе можно ознакомиться на сайте ведомства.

Утверждены общие объемы контрольных цифр приема по специальностями и направлениям для обучения в вузах за счет бюджетных ассигнований на 2019/20 учебный год.




Новости № 7(2018)

Регионы


В День российской науки в Санкт-Петербурге, в Доме ученых на Дворцовой набережной, состоялись очередные, уже 22-е по счету, Нобелевские чтения. Цель этих встреч - рассказать научной общественности о лауреатах Нобелевской премии за предыдущий год, сверить их результаты с достижениями российских ученых.

Московский педагогический государственный университет и Российская шахматная федерация договорились об обучении учителей школ технологиям преподавания шахмат. В церемонии подписания документа участвовали ректор МПГУ Алексей Лубков и президент Российской шахматной федерации Андрей Филатов.

В Белгородской государственной филармонии впервые прошла церемония вручения премии имени В.Г.Шухова. Лауреатов поздравил губернатор Евгений Савченко.

СНГ


Интердайджест


Крупнейшее в мире месторождение ртути обнаружено под вечной мерзлотой Арктики, и оно может обнажиться с изменением климата. С подробностями - Tech Times.

Пять основных психических заболеваний имеют общую генную активность в головном мозге. Новые данные получены в очередном масштабном исследовании. Об этом сообщает Sciencemag.org.

Витаминные и минеральные добавки стали неотъемлемой частью рациона половины взрослого населения США и других западных стран. В связи с этим встает вопрос, те ли добавки люди принимают, что им необходимы на самом деле, и необходимы ли они вообще?


Киев. 26 января убит и ограблен в покоях Киево-Печерской лавры Киевский митрополит Владимир. По имеющимся сведениям, к убийству причастны два монаха, пререкавшиеся с покойным митрополитом по поводу передачи всего имущества избранному всеми хозяйственному комитету лавры. Эти монахи привели хулиганов и сами обагрили свои руки в крови.
















Упражнения в беллетристике
Научная политика
№ 29(2016)

15.07.2016

Решать важные для научного сообщества вопросы в условиях отпускного затишья - привычная в последние годы практика чиновников. В такое время самые спорные документы проскальзывают легко, незаметно, без шума и лишних дискуссий. Однако опубликованный недавно на сайте regulation.gov.ru проект Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период, несмотря на летний штиль, привлек внимание многих активных представителей научной общественности. Некоторые ученые даже отложили срочные дела, чтобы успеть в отведенное время (до 20 июля) написать свои отзывы и отправить их в адрес авторов документа (в качестве разработчика проекта на сайте указано Минобрнауки России, но известно, что текст непосредственно готовил Фонд “Центр стратегических разработок”). Будут ли приняты предложения ученых, мы не знаем. Процедуру учета мнения общественности через федеральный портал проектов нормативных правовых актов прозрачной не назовешь. Чтобы вывести дискуссию в публичное пространство, “Поиск” предоставил ее участникам свои страницы. 
Точку зрения Профсоюза работников РАН на проект Стратегии научно-технологического развития представил член Центрального совета профсоюза, научный сотрудник Физического института им. П.Н.Лебедева Евгений Онищенко. 
Основной недостаток проекта Стратегии - отсутствие каких-либо конкретных положений, характеризующих объемы финансирования исследований и разработок, в том числе со стороны государства. Не установлены даже целевые показатели по внутренним расходам на исследования и разработки, которые должны быть достигнуты к концу срока действия Стратегии. Без такой конкретики данный проект представляет собой не более чем упражнения в беллетристике. 
В проекте Стратегии, правда, формулируется “бюджетное правило”, которое после “завершения организационной трансформации научно-технологической системы” призвано обеспечить:
- “превышение темпа прироста государственных расходов на исследования и разработки в 1,5 раза над темпами прироста доходов от экспорта прав на результаты исследований и разработок, в том числе экспорта технологий;
- долю финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований в объеме не менее 2/3 затрат на исследования и разработки из бюджета в целом;
- темп прироста инвестиций на поддержку прикладных исследований и экспериментальных разработок, эквивалентный темпам прироста объемов дохода от экспорта высокотехнологической продукции”.
Предлагаемое правило вызывает сразу несколько вопросов. Этап “организационной трансформации”, согласно проекту Стратегии, завершается в 2018 году. Если следовать “бюджетному правилу”, то за эти годы произойдет полная смена государственных приоритетов в области финансирования исследований и разработок - перенос центра тяжести с прикладных исследований и разработок на фундаментальные (и поисковые) исследования. Сама по себе такая постановка вопроса вполне разумна (пропорции - отдельный вопрос), но проводить столь существенные изменения за два года в период экономического кризиса крайне опасно. Выполнение подобного правила может привести к уменьшению финансирования исследований и разработок (в случае неблагоприятного развития экономической ситуации) или обязать государство пойти на небывалые (в отношении к ВВП) по мировым меркам расходы на исследования и разработки. Таким образом, введение такого правила является совершенно нецелесообразным: оно не дает возможности вести предсказуемую и понятную политику государственного финансирования сектора исследований и разработок. 
Амбициозная цель, поставленная в проекте Стратегии (“обеспечение устойчивого развития национальной экономики и вхождение в группу стран-лидеров - поставщиков технологий за счет создания эффективной системы наращивания и использования интеллектуального потенциала нации”), требует серьезных финансовых вложений: выхода по объему затрат на уровень наиболее развитых стран. 
В настоящее время в США внутренние затраты на исследования и разработки составляют 2,8% ВВП, в Китае - 2,1%, в Японии - 3,4%, в Южной Корее - 3,8%, в наиболее развитых странах Европы они находятся на уровне 2,5-4%. Исходя из этого логично установить, что в России внутренние затраты на исследования и разработки должны достигнуть 3% ВВП. Этот показатель должен носить индикативный характер, а величины расходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов должны быть жестко заданы как нижний предел государственных расходов на исследования и разработки в соответствующий период. Подобная ясность важна как для самого государства (позволит ему просчитывать расходы бюджетов разных уровней на НИОКР), так и для научных организаций и исследователей. 
В настоящее время практически невозможно определить, как должны делить между собой расходы на финансирование прикладных исследований и разработок федеральный бюджет, региональные бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Однако фундаментальная наука даже в наиболее экономически развитых странах была и остается сферой ответственности государства. К примеру, в США на долю бизнеса приходится три четверти расходов на науку, однако картина разительно меняется, если посмотреть на финансирование фундаментальной науки. Согласно статистике, приводимой Национальным научным фондом США, в последние годы доля средств бизнеса в финансировании фундаментальной науки не превышала 6%, а основную нагрузку (около 60%) нес федеральный бюджет США (остальные деньги - средства штатов, университетов, некоммерческих организаций, фондов). 
Рассматривая необходимый уровень финансирования фундаментальных научных исследований, следует обратиться к опыту развитых стран. Статистика Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) дает общую картину по развитым странам. В подавляющем большинстве из них доля государства в финансировании исследований и разработок заметно превышает 60%. 
Тройка лидеров по расходам на фундаментальную науку в отношении к ВВП - Швейцария (0,9% ВВП), Южная Корея (0,76%) и Исландия (0,65%). Россия с ее 0,18% (в том числе 0,17% - из средств федерального бюджета) в относительно благополучном 2014 году отстает не только от наиболее развитых в научно-технологическом отношении стран Европы, таких как Франция (0,54% ВВП) или Нидерланды (0,56% ВВП), но и от Эстонии (0,37% ВВП), Словакии (0,31% ВВП), Словении (0,31% ВВП), Португалии (0,28% ВВП), Испании (0,27% ВВП), Венгрии (0,23% ВВП), Польши (0,23% ВВП). Даже Греция, находящаяся в состоянии тяжелейшего финансово-экономического кризиса, живущая в режиме жесткой бюджетной экономии, тратит на фундаментальные научные исследования 0,28% ВВП. Единственные две страны ОЭСР, которые уступают России по этому показателю, - это Чили (0,12% ВВП) и Мексика (0,11% ВВП). 
В Стратегии необходимо жестко зафиксировать минимальные допустимые расходы федерального бюджета на различных этапах ее реализации таким образом, чтобы обеспечить постепенное приближение хотя бы к уровню среднеразвитых стран. На первом этапе необходимо довести объем расходов федерального бюджета на фундаментальную науку как минимум до 0,2% ВВП, в среднесрочной перспективе - до уровня не ниже 0,25% ВВП, наконец, в более долгосрочной перспективе они должны превысить 0,3% ВВП.
Еще один кардинальный недостаток проекта Стратегии - это практически полное игнорирование задачи по созданию благоприятной для развития науки и технологий нормативно-правовой базы. Между тем устранение бюрократических барьеров, совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы - это фактически единственный реальный путь стимулирования развития науки и инноваций в условиях достаточно жестких бюджетных ограничений.
В настоящее время особенности науки и творческой деятельности во многих “системных” законодательных актах (таких как закон о контрактной системе) и документах более низкого уровня учитываются слабо или вообще не учитываются. Неадекватное правовое регулирование наносит серьезный вред делу, приводя к нерациональному расходу рабочего времени и выделяемых средств. Бюрократизация научной и научно-технической деятельности нарастает. К давним проблемам (правила закупок, таможенные правила, статус научных организаций, формат финансирования государственного задания и т.д.) постоянно добавляются новые - от уже требуемого нормирования научных работ при формировании государственного задания до предложений по введению специальных процедур управления научными исследованиями по правилам для производства массовой продукции. 
Поэтому в качестве приоритета в Стратегии должна быть обозначена системная работа по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы в части регулирования научной и инновационной деятельности. В нормативные документы, снижающие эффективность научной и инновационной деятельности, необходимо внести исправления уже на первом этапе реализации Стратегии. 
Перечислим лишь некоторые серьезные проблемы регулирования научной деятельности, которые следует решить для повышения результативности работы научных и инновационных организаций. 
Необходимо: 
- резко упростить весь комплекс процедур планирования и осуществления закупок товаров, работ и услуг для выполнения НИОКР;
- существенно изменить понятие государственного задания для научных организаций, учесть такую особенность научной деятельности, как множественность источников государственного финансирования исследовательских и технологических работ;
- обеспечить особый порядок таможенных процедур при поставке научного оборудования и расходных материалов для нужд научных организаций, обеспечивающий в том числе оперативную и бесперебойную доставку реактивов, образцов, а также нулевые ставки таможенных пошлин и НДС;
- существенно упростить визовые и миграционные правила для исследователей и преподавателей, не являющихся гражданами России.
Отдельно следует поставить вопрос о качестве государственного управления научной и инновационной сферой. Необходим системный подход к управлению, как минимум согласование принимаемых различными ведомствами (и даже одним ведомством) управленческих решений. Должны быть выработаны механизмы открытого и квалифицированного общественного обсуждения принимаемых решений (включая оценку возможных результатов управляющего воздействия). Реформирование научной сферы должно проводиться менее поспешно и более взвешенно. Нельзя, как это сейчас делается, пытаться решить одновременно задачи, которые необходимо решать последовательно. К примеру, не следует проводить реструктуризацию научных организаций, в том числе путем слияния разнопрофильных институтов, до проведения оценки результативности их работы.
Вряд ли имеет смысл рассматривать более частные недостатки проекта Стратегии. Стоит лишь отметить декларативность и непроработанность многих формулировок, наличие нестыковок в различных местах проекта документа. Хорошей иллюстрацией подхода к делу авторов проекта Стратегии служит последняя его фраза, характеризующая один из желаемых результатов реализации Стратегии: “вхождение профессий ученого, инженера и технологического предпринимателя в тройку наиболее престижных в обществе”. Подобного рода формулировки и легковесные обещания выглядят анекдотично. В документах такого уровня они недопустимы. 
Вывод из вышесказанного однозначен: проект Стратегии нуждается в кардинальной переработке. Профсоюз работников РАН готов участвовать в этом процессе.
Фото Николая Степаненкова


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

В стремлении строить. Президента завалили проектами.
День российской науки Владимир Путин отметил в новосибирском Академгородке. Первым официальным мероприятием президентской программы стало посещение Института ядерной физики, где состоялась встреча с руководством Сибирского отделения РАН. /№ 7(2018)
Опять двадцать пять. Советы по приоритетам укладывают в лимит.
Российская академия наук приступила к исполнению одной из своих важнейших задач - координации работы по приоритетным направлениям научно-технологического развития (НТР), определенным в Стратегии НТР (СНТР). /№ 7(2018)
Мифам вопреки. Российскую науку укрепляет молодежь.
Владимир Путин подписал указ о присуждении премий Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2017 год. Имена лауреатов объявил на брифинге в ТАСС помощник президента РФ Андрей Фурсенко. Представляя лауреатов, А.Фурсенко вкратце обрисовал ситуацию с научной молодежью в стране. По его словам, утверждение “все уехали” - это миф. /№ 6(2018)

Новости


Клуб «1 июля» прокомментировал ответ Министерства образования и науки на «Письмо 400».



Первый форум Федерации российских и арабских университетов открылся 19 февраля в Бейруте под патронатом премьер-министра Ливана Саада Харири. Российскую делегацию возглавили министр образования и науки Ольга Васильева и президент Союза ректоров России, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий.



Участие студентов в различных формах аккредитации образовательной деятельности обсудили члены Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, сообщает пресс-служба ведомства.



Заместитель министра образования и науки РФ Григорий Трубников посетил с визитом Париж, где принял участие в серии мероприятий, связанных с деятельностью Объединенного института ядерных исследований, Организации экономического сотрудничества и развития и ЮНЕСКО.



В стране отметили День российских студенческих отрядов. Во многих городах состоялись торжественные и массовые мероприятия: флешмобы, встречи членов студенческих отрядов с главами регионов, ветеранами движения, спортивные соревнования.



Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддержал проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» (в части совершенствования целевого обучения), внесенный правительством.

Госдума приняла в первом чтении проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации». О том, как проходила процедура, рассказала пресс-служба думского комитета по образованию и науке.

Конференции


На территории национального парка “Бузулукский бор” в Оренбургской области прошла XXI совместная сессия Объединенного научного совета по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академий наук и научного совета РАН по фундаментальным географическим проблемам, посвященная Году экологии в России и 100-летию отечественного заповедного дела.

Наша страна обладает крупнейшей в мире территорией и занимает четвертое место по площади пахотных земель. Казалось бы, области огромные, однако сельское хозяйство России сконцентрировано на ограниченной площади - с благоприятными климатическими условиями - и нагрузки на плодородные почвы настолько велики, что приводят к их деградации. Причина - в водной и ветровой эрозии, потерях гумуса и элементов питания, переуплотнении посевов и загрязнении.

Открытая конференция ИСП РАН имени В. П. Иванникова, ISPRAS Open 2017, обещает стать одним из самых познавательных событий осени в области системного программирования. Среди ключевых тем основной программы, заявленных ранее, - безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных. Помимо этого в программе запланирован ряд отдельных докладов и встреч с зарубежными представителями ИТ-отрасли. Конференция пройдет с 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве.

Текущие конкурсы


Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты по теме “Фундаментальные проблемы изучения и освоения Российской Арктики: природная и социальная среда” (“Арктика”)

извещает о проведении открытого конкурса на получение грантов СПбГМТУ

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и городом Севастополь.

Конкурс проектов 2019 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Немецким научно-исследовательским сообществом

Программа аспирантских стипендий Топсе приглашает аспирантов, работающих в области гетерогенного катализа и смежных областях материаловедения, принять участие в ежегодном конкурсе на предоставление стипендии Топсе.

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии