Официально


Владимир Путин утвердил своим указом новый состав Совета при Президенте РФ по науке и образованию.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки на основании решения Арбитражного суда прекратила действие лицензии Томского экономико-юридического института.

Минобрнауки ликвидировало филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета в Анадыре.

Утверждена дорожная карта ФАНО - комплекс мер нормативного и организационного характера, которые направлены на решение задач, обозначенных в плане первого этапа Стратегии научно-технологического развития РФ.




Новости № 46(2017)

Регионы


В Университете им. Юрая Добрилы (Пула, Хорватия) состоялось торжественное открытие Центра русского языка и культуры “Институт Пушкина”. Он создан при участии Пятигорского госуниверситета и финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках ФЦП “Русский язык”, Миссия центра - продвижение образования на русском языке.

Ректор Тульского государственного университета Михаил Грязев провёл встречу со студентами, входящими в сборные команды вуза по различным видам спорта. Михаил Васильевич поздравил студентов и их тренеров с успешными выступлениями на различных соревнованиях, в том числе всероссийских.

В Ульяновском государственном техническом университете прошел День открытых дверей для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и системы среднего профессионального образования. Мероприятие посетили 1150 человек.

СНГ


Интердайджест


Астробиологам предложили новую стратегию поиска потенциально обитаемых миров. Об этом сообщает NASA News Release. Исследователи из NASA опубликовали в журнале Nature Scientific Reports новую модель поиска признаков внеземной жизни в атмосфере планет вне Солнечной системы.

Физики обнаружили внутри пирамиды Хеопса большую полость. С подробностями - New York Times.

Болезнь Альцгеймера может возникать в организме за пределами головного мозга. С подробностями - Genetic Engineering & Biotechnology News. Возникнув где-то в периферических тканях, болезнь Альцгеймера может распространяться подобно раковому заболеванию, перемещаясь с места на место, пока не угнездится в головном мозге.


Большевики вызвали к себе управляющего государственным банком Шипова и потребовали у него ассигновки в 15 миллионов рублей. Он ответил, что по существующим законам такая ассигновка может быть выдана лишь по требованию, подписанному министром-председателем и министром финансов. Но таковых в настоящее время не существует, а Совет народных комиссаров российскими законами не предусмотрен. Поэтому никакой ассигновки он, Шипов, делать не намерен. В ответ на это мужественное заявление большевики арестовали г-на Шипова в Смольном.






















Упражнения в беллетристике
Научная политика
№ 29(2016)

15.07.2016

Решать важные для научного сообщества вопросы в условиях отпускного затишья - привычная в последние годы практика чиновников. В такое время самые спорные документы проскальзывают легко, незаметно, без шума и лишних дискуссий. Однако опубликованный недавно на сайте regulation.gov.ru проект Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период, несмотря на летний штиль, привлек внимание многих активных представителей научной общественности. Некоторые ученые даже отложили срочные дела, чтобы успеть в отведенное время (до 20 июля) написать свои отзывы и отправить их в адрес авторов документа (в качестве разработчика проекта на сайте указано Минобрнауки России, но известно, что текст непосредственно готовил Фонд “Центр стратегических разработок”). Будут ли приняты предложения ученых, мы не знаем. Процедуру учета мнения общественности через федеральный портал проектов нормативных правовых актов прозрачной не назовешь. Чтобы вывести дискуссию в публичное пространство, “Поиск” предоставил ее участникам свои страницы. 
Точку зрения Профсоюза работников РАН на проект Стратегии научно-технологического развития представил член Центрального совета профсоюза, научный сотрудник Физического института им. П.Н.Лебедева Евгений Онищенко. 
Основной недостаток проекта Стратегии - отсутствие каких-либо конкретных положений, характеризующих объемы финансирования исследований и разработок, в том числе со стороны государства. Не установлены даже целевые показатели по внутренним расходам на исследования и разработки, которые должны быть достигнуты к концу срока действия Стратегии. Без такой конкретики данный проект представляет собой не более чем упражнения в беллетристике. 
В проекте Стратегии, правда, формулируется “бюджетное правило”, которое после “завершения организационной трансформации научно-технологической системы” призвано обеспечить:
- “превышение темпа прироста государственных расходов на исследования и разработки в 1,5 раза над темпами прироста доходов от экспорта прав на результаты исследований и разработок, в том числе экспорта технологий;
- долю финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований в объеме не менее 2/3 затрат на исследования и разработки из бюджета в целом;
- темп прироста инвестиций на поддержку прикладных исследований и экспериментальных разработок, эквивалентный темпам прироста объемов дохода от экспорта высокотехнологической продукции”.
Предлагаемое правило вызывает сразу несколько вопросов. Этап “организационной трансформации”, согласно проекту Стратегии, завершается в 2018 году. Если следовать “бюджетному правилу”, то за эти годы произойдет полная смена государственных приоритетов в области финансирования исследований и разработок - перенос центра тяжести с прикладных исследований и разработок на фундаментальные (и поисковые) исследования. Сама по себе такая постановка вопроса вполне разумна (пропорции - отдельный вопрос), но проводить столь существенные изменения за два года в период экономического кризиса крайне опасно. Выполнение подобного правила может привести к уменьшению финансирования исследований и разработок (в случае неблагоприятного развития экономической ситуации) или обязать государство пойти на небывалые (в отношении к ВВП) по мировым меркам расходы на исследования и разработки. Таким образом, введение такого правила является совершенно нецелесообразным: оно не дает возможности вести предсказуемую и понятную политику государственного финансирования сектора исследований и разработок. 
Амбициозная цель, поставленная в проекте Стратегии (“обеспечение устойчивого развития национальной экономики и вхождение в группу стран-лидеров - поставщиков технологий за счет создания эффективной системы наращивания и использования интеллектуального потенциала нации”), требует серьезных финансовых вложений: выхода по объему затрат на уровень наиболее развитых стран. 
В настоящее время в США внутренние затраты на исследования и разработки составляют 2,8% ВВП, в Китае - 2,1%, в Японии - 3,4%, в Южной Корее - 3,8%, в наиболее развитых странах Европы они находятся на уровне 2,5-4%. Исходя из этого логично установить, что в России внутренние затраты на исследования и разработки должны достигнуть 3% ВВП. Этот показатель должен носить индикативный характер, а величины расходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов должны быть жестко заданы как нижний предел государственных расходов на исследования и разработки в соответствующий период. Подобная ясность важна как для самого государства (позволит ему просчитывать расходы бюджетов разных уровней на НИОКР), так и для научных организаций и исследователей. 
В настоящее время практически невозможно определить, как должны делить между собой расходы на финансирование прикладных исследований и разработок федеральный бюджет, региональные бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Однако фундаментальная наука даже в наиболее экономически развитых странах была и остается сферой ответственности государства. К примеру, в США на долю бизнеса приходится три четверти расходов на науку, однако картина разительно меняется, если посмотреть на финансирование фундаментальной науки. Согласно статистике, приводимой Национальным научным фондом США, в последние годы доля средств бизнеса в финансировании фундаментальной науки не превышала 6%, а основную нагрузку (около 60%) нес федеральный бюджет США (остальные деньги - средства штатов, университетов, некоммерческих организаций, фондов). 
Рассматривая необходимый уровень финансирования фундаментальных научных исследований, следует обратиться к опыту развитых стран. Статистика Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) дает общую картину по развитым странам. В подавляющем большинстве из них доля государства в финансировании исследований и разработок заметно превышает 60%. 
Тройка лидеров по расходам на фундаментальную науку в отношении к ВВП - Швейцария (0,9% ВВП), Южная Корея (0,76%) и Исландия (0,65%). Россия с ее 0,18% (в том числе 0,17% - из средств федерального бюджета) в относительно благополучном 2014 году отстает не только от наиболее развитых в научно-технологическом отношении стран Европы, таких как Франция (0,54% ВВП) или Нидерланды (0,56% ВВП), но и от Эстонии (0,37% ВВП), Словакии (0,31% ВВП), Словении (0,31% ВВП), Португалии (0,28% ВВП), Испании (0,27% ВВП), Венгрии (0,23% ВВП), Польши (0,23% ВВП). Даже Греция, находящаяся в состоянии тяжелейшего финансово-экономического кризиса, живущая в режиме жесткой бюджетной экономии, тратит на фундаментальные научные исследования 0,28% ВВП. Единственные две страны ОЭСР, которые уступают России по этому показателю, - это Чили (0,12% ВВП) и Мексика (0,11% ВВП). 
В Стратегии необходимо жестко зафиксировать минимальные допустимые расходы федерального бюджета на различных этапах ее реализации таким образом, чтобы обеспечить постепенное приближение хотя бы к уровню среднеразвитых стран. На первом этапе необходимо довести объем расходов федерального бюджета на фундаментальную науку как минимум до 0,2% ВВП, в среднесрочной перспективе - до уровня не ниже 0,25% ВВП, наконец, в более долгосрочной перспективе они должны превысить 0,3% ВВП.
Еще один кардинальный недостаток проекта Стратегии - это практически полное игнорирование задачи по созданию благоприятной для развития науки и технологий нормативно-правовой базы. Между тем устранение бюрократических барьеров, совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы - это фактически единственный реальный путь стимулирования развития науки и инноваций в условиях достаточно жестких бюджетных ограничений.
В настоящее время особенности науки и творческой деятельности во многих “системных” законодательных актах (таких как закон о контрактной системе) и документах более низкого уровня учитываются слабо или вообще не учитываются. Неадекватное правовое регулирование наносит серьезный вред делу, приводя к нерациональному расходу рабочего времени и выделяемых средств. Бюрократизация научной и научно-технической деятельности нарастает. К давним проблемам (правила закупок, таможенные правила, статус научных организаций, формат финансирования государственного задания и т.д.) постоянно добавляются новые - от уже требуемого нормирования научных работ при формировании государственного задания до предложений по введению специальных процедур управления научными исследованиями по правилам для производства массовой продукции. 
Поэтому в качестве приоритета в Стратегии должна быть обозначена системная работа по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы в части регулирования научной и инновационной деятельности. В нормативные документы, снижающие эффективность научной и инновационной деятельности, необходимо внести исправления уже на первом этапе реализации Стратегии. 
Перечислим лишь некоторые серьезные проблемы регулирования научной деятельности, которые следует решить для повышения результативности работы научных и инновационных организаций. 
Необходимо: 
- резко упростить весь комплекс процедур планирования и осуществления закупок товаров, работ и услуг для выполнения НИОКР;
- существенно изменить понятие государственного задания для научных организаций, учесть такую особенность научной деятельности, как множественность источников государственного финансирования исследовательских и технологических работ;
- обеспечить особый порядок таможенных процедур при поставке научного оборудования и расходных материалов для нужд научных организаций, обеспечивающий в том числе оперативную и бесперебойную доставку реактивов, образцов, а также нулевые ставки таможенных пошлин и НДС;
- существенно упростить визовые и миграционные правила для исследователей и преподавателей, не являющихся гражданами России.
Отдельно следует поставить вопрос о качестве государственного управления научной и инновационной сферой. Необходим системный подход к управлению, как минимум согласование принимаемых различными ведомствами (и даже одним ведомством) управленческих решений. Должны быть выработаны механизмы открытого и квалифицированного общественного обсуждения принимаемых решений (включая оценку возможных результатов управляющего воздействия). Реформирование научной сферы должно проводиться менее поспешно и более взвешенно. Нельзя, как это сейчас делается, пытаться решить одновременно задачи, которые необходимо решать последовательно. К примеру, не следует проводить реструктуризацию научных организаций, в том числе путем слияния разнопрофильных институтов, до проведения оценки результативности их работы.
Вряд ли имеет смысл рассматривать более частные недостатки проекта Стратегии. Стоит лишь отметить декларативность и непроработанность многих формулировок, наличие нестыковок в различных местах проекта документа. Хорошей иллюстрацией подхода к делу авторов проекта Стратегии служит последняя его фраза, характеризующая один из желаемых результатов реализации Стратегии: “вхождение профессий ученого, инженера и технологического предпринимателя в тройку наиболее престижных в обществе”. Подобного рода формулировки и легковесные обещания выглядят анекдотично. В документах такого уровня они недопустимы. 
Вывод из вышесказанного однозначен: проект Стратегии нуждается в кардинальной переработке. Профсоюз работников РАН готов участвовать в этом процессе.
Фото Николая Степаненкова


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Миссия в комиссии. РАН идет на помощь ВАК.
Основной темой очередного заседания Президиума РАН стало совершенствование системы аттестации научных кадров. Этот вопрос появился в повестке с подачи члена президиума Валерия Рубакова, призвавшего коллег “подумать о переформатировании работы Высшей аттестационной комиссии (ВАК), которая сильно буксует”. Поводом для такого вывода послужило решение Президиума ВАК, который оставил за министром культуры РФ Владимиром Мединским степень доктора наук, проигнорировав мнение собственного Экспертного совета по истории, признавшего текст диссертации чиновника ненаучным. /№ 46(2017)
Установка - на приборы. Центрам коллективного пользования прописана модернизация.
В Москве состоялась Вторая Всероссийская конференция “Центры коллективного пользования и уникальные научные установки организаций, подведомственных ФАНО России”. Мероприятие собрало более полутысячи представителей ведущих ЦКП, исследовательских и образовательных организаций, а также специалистов зарубежных и российских предприятий приборостроения. /№ 46(2017)
Вызовы для лидеров. Молодые постигают науку побеждать.
Российский научный фонд (РНФ) вместе с партнерами из Сколково на днях провел Школу научных лидеров для молодых ученых, возглавляющих исследовательские команды, которые выиграли конкурс РНФ в рамках Президентской программы для научных групп под руководством молодых ученых. На мероприятие с выразительным названием “Наука побеждать” приехали представители более половины из 239 молодежных коллективов, получивших в июле гранты с весомым - 3-5 миллионов рублей в год - финансированием. /№ 44-45(2017)

Новости


По версии британского журнала Times Higher Education (THE), основанной на опросе работодателей из 33 стран, достойным войти в число лучших вузов мира по показателю трудоустройства выпускников (Global University Employability Ranking) в этом году оказался только один российский университет - МГУ.



Итоги работы Уральского территориального управления ФАНО были подведены на заседании в Екатеринбурге. Встреча прошла с участием главы ФАНО Михаила Котюкова.



Минобрнауки планирует в ближайший год разработать проект закона о науке, а также заняться решением вопросов аттестации научных кадров. Об этом журналистам сообщил председатель Совета по науке при министерстве Юрий Ковалев. По его словам, в результате общественных обсуждений уже получены около полутора тысяч комментариев и предложений к проекту закона.



Избранный в сентябре 2017 года на должность председателя Сибирского отделения РАН академик Валентин Пармон возглавит Научный совет по проблемам озера Байкал.



Объявлены победители всероссийского конкурса «Студент года-2017». В финал, который проходил в Крымском федеральном университете, попали около 200 участников из 62 субъектов РФ, сообщает пресс-служба Минобрнауки.



Денис Минкин назначен директором Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Согласно распоряжению главы правительства он будет работать на этом посту в течение пяти лет.



Программа образовательных кредитов продолжится с осени 2018 года, сообщила глава Минобрнауки Ольга Васильева, отвечая на вопросы студентов НИТУ «МИСиС». Министр напомнила о том, что в рамках программы по выдаче кредитов на образование в России, действующей с 2010 года, было получено свыше 10 тысяч кредитов.

Конференции


Международная научная конференция ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-6 апреля 2018 года.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Вторая научно-практическая Открытая конференция Института системного программирования РАН имени Виктора Иванникова ISPRAS Open пройдет с 30 ноября по 1 Декабря 2017 г. в главном здании Российской академии наук. Ключевые темы – безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Японским фондом медицинских исследований.

Объявление об открытом публичном конкурсе на получение грантов Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда “Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами”.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии