Официально


Председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов внес в Госдуму проект закона о внесении изменений в ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные акты РФ». Документ доступен по ссылке.



На сайте ФАНО опубликована серия приказов о реорганизации подведомственных агентству научных учреждений.



На сайте Правительства РФ опубликовано распоряжение о повышении оплаты труда работников бюджетной сферы.

Федеральное агентство научных организаций, правительство Новосибирской области и Сибирское отделение РАН заключили соглашение о сотрудничестве. Подписи под документом поставили глава ФАНО Михаил Котюков, временно исполняющий обязанности губернатора Андрей Травников и председатель СО РАН Валентин Пармон, сообщает пресс-служба агентства.




Новости № 50(2017)

Регионы


В Тюменскую область на заработки прибывает все больше иностранцев. Помочь приезжим, в особенности их детям, освоиться на месте - задача, в решении которой активно участвует Центр адаптационных практик и тестирования Тюменского госуниверситета.

Соглашение о создании Центра компетенции в сфере дополненной и виртуальной реальности (AR/VR) в эпоху цифровой экономики заключили Дальневосточный федеральный университет и Университет ИТМО. Подписание документа состоялось в рамках конференции “Национальная технологическая революция 20.35” в Санкт-Петербурге.

Целый ряд совместных проектов с участием Московского авиационного института (НИУ) может быть реализован в результате Корейско-российского космического форума, прошедшего в рамках Aerospace Science Week.

СНГ


Интердайджест


Группа исследователей под руководством астрофизика Эдуардо Баньядоса (Eduardo Bañados) из Института науки Карнеги (Carnegie Institution for Science) опубликовала в Nature статью о черной дыре, которая находится в центре ярчайшего квазара, испускающего свет с тех времен, когда Вселенной было всего лишь 690 миллионов лет.

Лауреаты премии “За прорыв” The Breakthrough Prize 2018 года объявлены на торжественной церемонии в Кремниевой долине, с подробностями - The Breakthrough Prize News.


Из Могилева “Рус. Вед.” телеграфируют: “Принадлежащий к ревельскому укрепленному району остров Нарген объявил себя республикой, выработал нечто вроде конституции, выпускает свою монету. Образован кабинет: министр просвещения - фельдшер, труда - кочегар, финансов - столяр. Стоявший во главе различных работ инженер арестован и увезен в Кронштадт. Когда министрам Наргена указывали на невозможность продолжать работы без инженера, министр финансов, оказавшийся неграмотным, ответил: “Ученость ни к чему, вот я не умею фамилию написать, а дослужился”.
























Бессмысленная гонка. Российские ученые проигрывают еще на старте.
Научная политика
№ 3(2017)

20.01.2017


Профессор кафедр математических наук и подготовки учителей Техасского университета (Эль Пасо, США) Мурат Чошанов уже знаком постоянным читателям “Поиска”. В первом интервью нашей газете (№15, 2013) он рассказывал, как образовательная реформа поссорила американских математиков. Сегодня ученый делится своим видением реформ российских... 

Догнать и перегнать
Во время прошлогодней поездки в Россию я встретился со своими бывшими коллегами из одного федерального университета, и разговор зашел о “несладкой жизни” профессуры. Мои коллеги с горечью говорили о том, что поставлены в сложные условия: возрастают требования к публикационной активности, а вместе с ними увеличивается и учебная нагрузка при практически замороженной зарплате. Университетская администрация оправдывает “нововведения” желанием “догнать и перегнать всех и вся” в рейтингах лучших университетов мира... 
Как известно, в ответ на майские указы Президента РФ в 2012 году была принята государственная программа “Развитие науки и технологий”. В качестве одного из ключевых индикаторов выполнения этой программы Минобрнауки определило число публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базах данных Scopus и Web of Science. Следует признать, что цель программы достаточно прогрессивная, учитывая тот факт, что начиная с 1990-х в силу определенных причин российская наука стала терять свои позиции в мире. Однако, на мой взгляд, средства достижения цели были выбраны не вполне удачно. 
Не претендуя на глубокий анализ ситуации, хотел бы поделиться некоторыми личными наблюдениями о простейших ее составляющих, а также о последствиях реализации программы, которой в этом году исполнится пять лет, в российских вузах. 
Правило 40-40-20
Как известно, ломать - не строить. Резкий и во многом непродуманный переход от устоявшейся годами советской модели “ВУЗ-НИИ” (с четким разделением приоритетов: вузы, в основном, обеспечивали высшее образование, а НИИ продвигали науку) к западной (вуз выполняет обе функции) пока не оправдывает тех надежд, которые были возложены на эту реформу. 
Переход на новую модель логично было бы начать с соответствующих изменений в структуре нагрузки преподавателя российского вуза. Однако российские коллеги сетуют, что большую часть времени они по-прежнему тратят на учебную работу, а все остальное - “как получится”.
Для сравнения приведу в качестве примера структуру нагрузки профессорско-преподавательского состава (ППС) в системе техасских университетов, где я работаю уже 17-й год. Она, кстати, в той или иной модификации принята практически во всех американских университетах и условно называется “40-40-20”. Уточню, что речь идет о профессорах, работающих на полную ставку. Это assistant professor (российский аналог - старший преподаватель со степенью), associate professor (доцент) и full professor (профессор).
Итак, согласно правилу “40-40-20”, общая нагрузка профессора американского университета разделена на три основные части: учебная (teaching) - 40%, научно-исследовательская (research) - 40% и общественная (service) - 20%. Учебная нагрузка включает в себя как аудиторную (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия), так и внеаудиторную нагрузку (руководство самостоятельной работой студентов, взаимодействие с магистрантами и докторантами), а также консультирование (office hours). В учебной нагрузке незримо присутствует также время на подготовку к занятиям и проверку работ студентов. 
Научно-исследовательская деятельность включает в себя проведение исследований, получение грантов и их исполнение, публикационную активность, участие в конференциях и т.п. 
Общественная нагрузка предполагает активность в различных комиссиях (на уровне кафедры, факультета, университета), участие в заседаниях кафедры и факультета, членство в редколлегиях журналов, рецензирование статей и прочее. 
Несмотря на то что преподавательская работа, в принципе, считается ненормированной, в американских университетах существует негласный консенсус по поводу продолжительности рабочей недели: 40 часов. Таким образом, если считать, что полная рабочая неделя составляет 40 часов, то учебная нагрузка займет 16 часов (40%), научно-исследовательская деятельность - 16 часов (40%), общественная работа - 8 часов (20%) в неделю. 
Российские коллеги неприятно удивили меня, рассказав, что в последние годы учебная нагрузка в университетах РФ неуклонно растет. Мое удивление было связано с тем, что, когда я уезжал в США (конец 1990-х), она была равна 720 часам в год и в нее, как правило, входили и часы за руководство самостоятельной работой студентов, а также руководство курсовыми и дипломными работами. Но, увы, с тех пор утекло много воды... 
Оказывается, в настоящее время в некоторых российских университетах эта нагрузка составляет 800-950 часов в год (речь идет об одной полной ставке). Причем основная часть приходится на аудиторные часы. По возвращении я перепроверил эти данные... Действительно, на официальном сайте Минобрнауки РФ нетрудно найти доклад бывшего директора Департамента стратегии, анализа и прогноза Г.Андрущака “Оплата труда профессорско-преподавательского состава в вузах Минобрнауки России”, сделанный в декабре 2015 года, из которого следует, что средняя аудиторная нагрузка (в часах в неделю) ППС российских вузов постоянно растет. Если в 2006 году она составляла 16,3 часа в неделю, то в 2012-м - 17,6, а в 2014-м - 21,2! Если приплюсовать внеаудиторную нагрузку и время для подготовки к занятиям, то получится, как и говорили мои коллеги, что большая часть общей нагрузки (около 30 часов из 40-часовой рабочей недели, или 75% времени) российского преподавателя приходится на учебную работу. 
Возникает естественный вопрос: где же российскому профессору найти время на научную деятельность? Как ему тягаться за место под солнцем во всевозможных рейтингах с американскими и прочими западными профессорами, у которых учебная нагрузка не отнимает более 40% трудового времени?
Для сравнения: максимальная, подчеркиваю, максимальная, суммарная аудиторная и внеаудиторная нагрузка профессора (включая самый низший ранг - assistant professor) в американском университете в два с лишним раза (!) ниже аудиторной нагрузки российского коллеги и составляет порядка 9 часов в неделю, еще 7 часов (оставшиеся от суммарных 16) отводятся на подготовку к занятиям, проверку студенческих работ и консультации (office hours). 
Деньги - в мусор!
Российские коллеги также признались мне, что многие преподаватели вынуждены дополнительно подрабатывать в двух-трех местах, чтобы обеспечить своей семье более-менее достойное существование, поскольку при ощутимом в последние годы росте цен их зарплата практически заморожена. Данные Минобрнауки РФ (см. упоминавшийся доклад) говорят о том, что в 2014 и 2015 годах средняя по стране зарплата профессорско-преподавательского состава российских вузов составляла 47 000-49 000 рублей (примерно 817 долларов на момент написания статьи) в месяц. Причем она заметно варьировалась между отдельными университетами даже в пределах одного региона от 17 000 до 65 000 рублей. 
В то же время, учитывая уровень зарплаты профессора в американских университетах (в среднем по США она составляет 9023 доллара: https://www.higheredjobs.com/documents/salary/category_affiliation_rank_16.pdf), ему нет необходимости подрабатывать в других местах. Что опять-таки увеличивает “шансы” западного профессора вырваться вперед в пресловутой гонке за рейтингами.
Таким образом, даже беглый анализ (см. таблицу) двух базовых факторов (нагрузка и зарплата) говорит о том, что в России явно погорячились, вступив в бессмысленное состязание, не обеспечив сравнимые (с зарубежными) стартовые условия для российских преподавателей. 
Последствия очевидны. Российский профессор находится между двух огней: с одной стороны, с него требуют публикаций в престижных научных журналах, а с другой - ему некогда заниматься наукой. Остается изворачиваться и находить самый легкий выход из ситуации - публиковаться в так называемых “мусорных” журналах, не предъявляющих никаких требований к качеству статей. Ведь чем серьезнее журнал, тем жестче и многоэтапнее процесс рецензирования, который может занимать от года до двух лет. А когда менталитет российского преподавателя настроен на гонку, времени на ожидание не остается. И “мусорные” журналы с этой точки зрения очень удобны: они публикуют статьи за плату в достаточно короткие сроки без рецензирования и закрывая глаза на качество. На Западе “засветиться” в такого рода изданиях означает основательно подмочить свою репутацию. 
Публикация же в престижных научных журналах - задача чрезвычайно сложная. Для этого нужны серьезные, качественные и прорывные научные исследования, для которых у российского преподавателя в сложившихся условиях, к сожалению, не хватает времени. 
Вот и получается, что миллиарды рублей, выделенных на Проект 5-100 Минобрнауки, рискуют оказаться в прямом смысле в “мусорной корзине”! 
При этом в погоне за пресловутыми рейтингами российские вузы продолжают отставать по показателю “доля цитирования на преподавателя”. Большинство российских вузов (86%) из рейтинга лучших университетов мира QS-2016 снизили результаты по количеству цитирования. Увы, причины прозрачны: никто не собирается читать и ссылаться на статьи из “мусорных” журналов.
Уроки и упреки
Из этой ситуации, на мой взгляд, можно извлечь несколько важных уроков. 
Урок первый. У американцев есть пословица “Don’t touch, if it doesn’t leak” (дословно “не трогай, если не течет”), которая, как мне кажется, уместна в случае с отказом от модели “ВУЗ-НИИ”, показавшей свою работоспособность на протяжении долгого времени. Стоило ли ее менять на другую, эффективность которой вызывает определенные сомнения? Если уж для этого нашлись весомые аргументы, нужно было в деталях проработать новую инфраструктуру и систему поддержки профессорско-преподавательского состава российских вузов в новых условиях, включая вопросы организационного и финансового обеспечения новой модели. Тем более что, втянув российские вузы в гонку за рейтингами, надо было, в первую очередь, постараться выровнять стартовые условия (для начала, хотя бы по учебной нагрузке). Сегодня даже университеты, входящие в Проект 5-100, явно уступают ведущим мировым университетам по этим базовым условиям.
Урок второй. Можно вспомнить и русскую пословицу “Не ставь телегу впереди лошади”. Иными словами, качество научных исследований - первично, рейтинги - вторичны. Поэтому, в первую очередь, следует создать условия, при которых у российских преподавателей появится возможность проводить качественные и прорывные научные исследования. Когда будут они, тогда и рейтинги придут!
При этом исследования должны планироваться с обязательным представлением их результатов на престижных международных конференциях (для участия в них должно выделяться соответствующее финансирование) и с дальнейшей публикацией переработанных и дополненных докладов конференций в виде статей в серьезных журналах. 
И наконец, третий и главный урок в том, что российская вузовская наука оказалась загнанной в угол, а российские преподаватели поставлены в такие условия, когда в бездарной гонке (наука все-таки не спорт!) за рейтингами им приходится жертвовать качеством научных работ и своей репутацией ученого. А ведь репутация - одна из ключевых составляющих человеческого капитала, важность которого впервые озвучил в своем недавнем послании Федеральному собранию Президент РФ.

 

Фото с сайта www.utep.edu


 

Отзывы (3)

22.07.2017 16:55 Василий
доцент Брихара - анализ ситуации на кафедрах в техунивере приводит к однозначному выводу - повышение нагрузки до 950 часов в год плюс требование публикаций (обычно в мусорных журналах) приведет к уничтожению педагогики особенно среди молодых преподавателей - уже ходит утверждение, что педагогическая деятельность это мукулатура!! Естественно срок ликвидации преподавателей максимум для бакалавров 4 года умножаем на 3 10-12 лет. Итак, преподов уничтожим, студентов учить некому, но статьи в мусорных журналах не заменят процесс обучения студентов. Итак вывод - при данных условиях учебный процесс обречен на уничтожение.
28.03.2017 23:02 Геннадий
К выше сказанному надо добавить, что в бессмысленной гонке проигрывают именно те, кто серьёзно занимается научными исследованиями. Высокий рейтинг преподавателей, достигаемый за счёт многочисленных "мусорных" публикаций, приводит к перераспределению вузовского фонда поощрения за публикационную активность в пользу таких преподавателей и они получают повышенную зарплату по "эффективному контракту", как говаривал А.Райкин: "за коликчество". В ущерб зарплате преподавателей "за какчество". Таким образом попираются и морально-этические нормы, что неизменно ведёт к деградации вузовских преподавателей. И что прикажете ждать от них в плане воспитательной работы со студентами, аспирантами и молодыми преподавателями. Кстати говоря, очень немногие выдержали испытание "эффективным контрактом", как выражаются в народе: "на вшивость", а по научному: на профессионализм. Куда идём, товарищи?
14.03.2017 13:42 Проф. Курашов Е.А.
Блестящий материал! Полностью поддерживаю! Я бы добавил к причинам, почему ученые/преподаватели российских вузов и вузы, как организации, не могут быть успешны в этой «гонке», еще следующие причины: 1) тотальное разрушение внутривузовского демократизма. Это особенно ярко прослеживается на примере СПбГУ, где вместо исконных демократических структур, факультетов, где декан выбирается и ответственен перед коллективом, ректор Н.М.Кропачев стал создавать так называемые «институты», во главе которых ставятся никем не избираемые директора-«наместники». Они ответственны только перед назначившим их ректором. По сути, директор института в СПбГУ – это номинальная должность, которую используют для перераспределения финансовых ресурсов (в основном в пользу администрации, в СПбГУ миллионные премии начальников ни для кого не секрет, при нищенских зарплатах обычных преподавателей) и проведения в жизнь политики ректората. Эта же политика продолжается «на местах». Так, вместо демократически избираемых заведующих кафедрами директором назначаются на неопределенный срок так называемые и.о. заведующих кафедрами (например, доцент с возложением обязанностей заведующего кафедрой). Естественно, на эти должности попадают люди полностью поддерживающие и проводящие в жизнь линию администрации. 2) Краткосрочные контракты преподавателей (на 1 год и менее), которые стали репрессивным механизмом подавления любого инакомыслия и непослушания среди преподавателей. По истечении такого контракта с неугодным преподавателем на законных основаниях просто не продлевается контракт. Интересы образования и науки администрацию не волнуют. Естественный цикл подготовки бакалавра подразумевает 4 года работы со студентом, а в случае магистратуры – 6 лет. Но, если научного руководителя через год увольняют, какую научную работу может выполнить студент? А разве можно за год краткосрочного контракта выполнить качественное научное исследование, достойное впоследствии быть опубликованным не в «мусорном», а в серьезном научном журнале? Что уж говорить про чехарду с учебными курсами и преподавателями, разрушение научных школ и т.д.! Страдает качество образования. Грубо нарушаются в этой связи права студентов на получение качественного образования. И в этих условиях «эффективные менеджеры», руководящие российскими вузами хотят, чтобы они были конкурентоспособны в мире? В СПбГУ все «реформы» привели к обратному результату. Публикационная активность, отражающая научную деятельность, упала во всех созданных институтах по сравнению с ранее существовавшими факультетами. Особенно сильно деградация проявилась в Институте наук о Земле СПбГУ (ИНЗ СПбГУ, структура, образованная из бывших факультета географии и геоэкологии и геологического факультета). Так, сравнение отдельных годов по публикациям географов, когда географический факультет существовал в «чистом» виде (например, 2012 г.) и в составе ИНЗ СПбГУ (2016 г.) показывает снижение общего количества научных публикаций более, чем в два раза, а по статьям в журналах в 1,34 раза. Что интересно, данная тенденция характерна не только для географов, но и для геологов. Они также стали получать существенно меньше научных результатов и публиковать их. Сравнение 2012 и 2016 годов по геологам показало высокую степень деградации публикационной активности (по всем публикациям снижение в 1,68 раза, по журнальным статьям – в 1,41 раза). Все это неудивительно в условиях, когда сотрудники имеют низкие оклады (в официальных реляциях СПбГУ завышенные в 2-4 раза), премий нет, и работать приходится в условиях краткосрочных контрактов. Какая здесь наука? Картина падения фиксируется и по всем бывшим факультетам, превращённым в институты. То есть ситуация почти катастрофична.
Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Каждому - по горизонту. Научной молодежи предложили вписаться в госстратегию.
Организаторы Всероссийской конференции “Дальние горизонты науки” задались благой целью: вооружить молодых ученых “оптикой” для оценки перспектив развития российской науки и определения своего места в ней. Выяснилось, что молодым действительно многое можно, но не обо всем они знают. /№ 50(2017)
Сильны в дипломатии. Ученых зовут на выручку политикам.
На предпоследнем в этом году заседании Президиума Российской академии наук обсуждался вопрос о том, какую роль может и должна играть РАН в развитии научной дипломатии. В последнее время власть придает большое значение расширению научных контактов. Президент РАН Александр Сергеев проинформировал собравшихся, что той же теме будет посвящено заседание Совета по образованию и науке при Президенте России, которое запланировано на День науки, 8 февраля 2018 года. /№ 50(2017)
Трамплин к успеху. Президентская программа вышла на максимум.
Начался третий год реализации программы грантов Президента России для молодежи, проявившей выдающиеся способности в науке, культуре и спорте (грантыпрезидента.рф). По ее условиям гранты в размере 20 тысяч рублей в месяц на период обучения в вузе предоставляются студентам, которые, еще будучи школьниками, попали в реестр одаренных детей благодаря победам во всероссийских и международных олимпиадах, участию в научной, проектной деятельности. /№ 50(2017)

Новости


Востребованность результатов научно-исследовательской деятельности и выпускников, коммерциализация производимого в вузе интеллектуального продукта - по таким критериям в рамках проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» составлен национальный рейтинг университетов, отражающий предпочтения реального сектора.



Руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков и вице-президент РАН, председатель Сибирского отделения РАН Валентин Пармон провели совещание с директорами организаций, расположенных на территории, относящейся к ведению Сибирского территориального управления ФАНО. Как сообщил руководитель СТУ ФАНО Алексей Колович, по состоянию на декабрь 2017 года на указанной территории расположены 154 организации федерального агентства, в том числе 121 учреждение и 33 предприятия.



В Общественной палате РФ прошел круглый стол «Общественный контроль за качеством высшего образования».



Российский научный фонд и Министерство науки и технологий (MOST, Тайвань) объявили победителей второго совместного конкурса двусторонних научных проектов.

Фонд инфраструктурных и образовательных программ подвел итоги Всероссийского инженерного конкурса для студентов и аспирантов в области нанотехнологий «ВИК.Нано 2017». По результатам отборочного этапа, менторской и акселерационной программ по доработке проектов, а также финальной защиты перед членами жюри определились пять победителей.

Третий победитель Общероссийского конкурса молодежных исследовательских проектов в области энергетики «Энергия молодости-2017» награжден в Иркутске. Кандидат технических наук Дмитрий Крупенев из Института систем энергетики им. Л.А.Мелентьева Сибирского отделения РАН получил из рук президента ассоциации «Глобальная энергия» Игоря Лобовского сертификат на грант в размере 1 миллион рублей.

Минобрнауки и социальная сеть "ВКонтакте" заключили соглашение о сотрудничестве, информирует пресс-служба ведомства. В сообществе министерства в "ВКонтакте" будут размещаться учебные материалы и методические пособия для студентов, педагогов, родителей и всех желающих.

Конференции


Наша страна обладает крупнейшей в мире территорией и занимает четвертое место по площади пахотных земель. Казалось бы, области огромные, однако сельское хозяйство России сконцентрировано на ограниченной площади - с благоприятными климатическими условиями - и нагрузки на плодородные почвы настолько велики, что приводят к их деградации. Причина - в водной и ветровой эрозии, потерях гумуса и элементов питания, переуплотнении посевов и загрязнении.

Открытая конференция ИСП РАН имени В. П. Иванникова, ISPRAS Open 2017, обещает стать одним из самых познавательных событий осени в области системного программирования. Среди ключевых тем основной программы, заявленных ранее, - безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных. Помимо этого в программе запланирован ряд отдельных докладов и встреч с зарубежными представителями ИТ-отрасли. Конференция пройдет с 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве.

7 декабря в МИА «Россия сегодня» пройдет VI Конгресс предприятий наноиндустрии. В какой точке развития сейчас находится отрасль? Какие рынки наиболее перспективны в ближайшие 10 лет? Как нанотехнологии включаются в Национальную Технологическую Инициативу? Эти и многие другие вопросы будут обсуждаться на Конгрессе.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований в рамках международных ассоциированных лабораторий (МАЛ) и международных научных объединений (МНО), проводимый совместно Российским фондом фундаментальных исследований и Национальным центром научных исследований Франции

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Департаментом науки и технологии Правительства Индии

Отчеты по проектам, поддержанным по результатам конкурса проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимого совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Фондом поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых “Национальное интеллектуальное развитие”.

Отчеты по проектам, поддержанным по результатам конкурса проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимого совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством города Москвы, выполнявшимся в 2016-2017 годах.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных молодежных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии