Новости № 20(2016)

Официально


Кабинет министров отчитался об основных результатах выполнения указов президента, подписанных 7 мая 2012 года - в день инаугурации Владимира Путина.

В Госдуме открылась выставка “НИЦ “Курчатовский институт”: от атомного проекта к природоподобным технологиям”.

Совет по образованию и науке при председателе Госдумы обсудил вопросы правового регулирования научной и научно-технической деятельности.




Регионы


Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники открыл первый в Томской области детский технопарк.

Очередное заседание Совета ректоров вузов Тульской области прошло с участием врио губернатора А.Дюмина и других представителей местной власти. Обсуждалась роль образования в развитии промышленного комплекса региона.

В Северном (Арктическом) федеральном университете прошло заседание Ученого совета, на котором утверждены изменения в управленческой структуре головного вуза.

СНГ


Интердайджест


20.05.2016
Прочитав геном моркови, ученые приступили к его анализу и обнаружили важный с точки зрения питательной ценности ген. Подробности - в GenomeWeb.

20.05.2016
НАСА определило планетный статус еще 1284 небесных тел, обнаруженных миссией “Кеплер”, - это крупнейшее на сегодняшний день единовременное открытие новых планет. С подробностями - NASA News Release.

20.05.2016
Эксперименты на мышах подтвердили предположение о том, что вирус Зика вызывает дефекты развития головного мозга у новорожденных. Об этом сообщает The Scientist.

Веб



Война наложила свою тяжкую руку на такое, казалось бы, мирное и далекое от треволнений жизни учреждение, как фонд имени Нобеля, из которого выдаются премии ученым, оказавшим за данный год больше всего услуг человечеству.












Старт до стандарта. Учителей для будущей школы уже пора готовить по-новому.
Научная политика
№ 01-2(2012)

13.01.2012


Принципы и пути развития деятельностной модели подготовки педагогических кадров обсуждались на проблемном семинаре “Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ” в Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ), прошедшем в рамках совещания-семинара Учебно-методического объединения (УМО) по психолого-педагогическому образованию. Это УМО, действующее на базе МГППУ с 2011 года, объединяет более 60 высших учебных заведений из разных регионов страны.
Как готовить педагогов и психологов, чтобы они могли работать по новым стандартам общего образования, предполагающим системно-деятельностный подход, который отличается от традиционной передачи знаний от учителя к ученику? Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для начальной школы, меняющий парадигму обучения, уже принят, а учителей пока в основном готовят по-старому. Предложенный проект стандарта общего среднего образования, взбаламутивший общество, все еще в стадии обсуждения. Однако о подготовке учителей, которым предстоит учить по-новому, пора думать уже сегодня. Специфику будущих школьных стандартов необходимо учитывать при разработке и совершенствовании образовательных программ высшей школы. Нельзя модернизировать школу без радикальных перемен в педагогическом образовании, в основу которого также должен быть положен деятельностный подход. И здесь важную роль играет УМО, в рамках которого создаются новые образовательные программы. Как образно сформулировал кто-то из выступавших, “задача УМО - оторвать будущего специалиста от постоянных занятий в аудиториях и перенести его в практику, где он сможет работать с тем контингентом детей, для которых его готовят в вузе”. Одним словом, при подготовке учителя школа должна стать равноправным партнером вуза.
УМО по психолого-педагогическому образованию не случайно было создано на базе МГППУ, отметил, выступая на семинаре, министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования г. Москвы Исаак Калина, “ведь деятельность объединения должна быть практико-ориентирована, а с этим университетом активно взаимодействуют около 1500 школ и 2500 детских садов”.
Руководитель Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко выступила довольно критично: “Каким должен быть педагог, реализующий новый стандарт? Хотелось бы, чтобы ответ на этот вопрос в УМО искали не тогда, когда стандарт уже введен, а задолго до внедрения новаций. Ведь стандарт для начальной школы разрабатывался в течение трех лет, сразу было понятно, что он будет исходить из нового, системно-деятельностного подхода к обучению. Два года прошло с момента его утверждения, а мы только сейчас задаем вопросы о качестве педагога, работая, таким образом, не на опережение, а запоздало-реактивно.
Готовы ли сегодня преподаватели педвузов к выпуску учителей, которые будут качественно работать по новым стандартам? Ответ однозначный - не готовы.
Среди изменений в системе общего образования, которые ожидаются в ближайшие годы, прежде всего, введение нового стандарта для общей средней школы и новой системы оплаты труда, предполагающей более высокую зарплату за качественный результат. А это означает, что уровень доходов учителей будет зависеть от того, как их научат”.
По мнению заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александра Асмолова, сегодня “как никогда средней школе нужен стандарт, которого нет”. По его оценке, выигрышность УМО в том, что именно на его базе возможно сопряжение подходов к стандартам общей школы и стандартам психолого-педагогического образования, что очень важно для всего блока педагогических специальностей. “Что бы кто ни говорил, мы не допустим регресса, и стандарт старшей школы будет принят как стандарт вариативного образования”, - заявил Асмолов.
Деятельностной модели подготовки учителей начальных классов было посвящено выступление первого проректора МГППУ Аркадия Марголиса. Он рассказал о том, какие задачи должна решать подготовка учителей младших классов, как она реально построена в рамках педагогического образования, как будут сформулированы и реализованы требования к ней.
Чтобы школа или детсад стали стажировочными площадками - базовыми организациями практики будущих педагогов, необходимо определить, какие профессиональные задачи могут решаться на таких площадках и какие компетенции нужны для решения этих задач. Лишь в этом случае появится возможность сертифицировать учителей, которые этими компетенциями владеют. Наконец, нужно организовать учебный процесс на базе таких площадок. Студент будет приобретать там теоретические, исследовательские и практические компетенции одновременно, что предполагает абсолютно другой способ построения практики. Она становится частью образовательного модуля, как и исследовательская работа.
В идеале, по мнению большинства участников семинара, будущие педагоги и психологи должны выйти из стен вуза готовыми к работе специалистами, способными формировать у детей как предметные, так и метапредметные компетенции. Для этого недостаточно просто прослушать курсы лекций. Студент должен постоянно иметь доступ к стажировочным площадкам, где он получит возможность учиться организовывать деятельность школьников. На этих площадках он будет взаимодействовать с опытными коллегами. Учебная практика на этих площадках должна быть связана с изучаемыми модулями и темами, с освоением их в реальной учебной деятельности. Задача УМО - выработать критерии отбора и сертификации таких площадок.
В резолюции участники совещания-семинара предложили Минобрнауки РФ совместно с УМО вузов России по психолого-педагогическому образованию подготовить нормативный правовой акт, регламентирующий особенности реализации образовательных программ по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” и подразумевающий сетевое взаимодействие вузов со школами и детскими садами - основными работодателями и базами практики. На базе УМО при МГППУ также предлагается создать систему профессионально-общественной аккредитации (аттестации) образовательных организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования, на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым к базовой организации практики, предусматривающей меры поддержки и стимулирования (в том числе материального) таких организаций.
В первую очередь стажировочными площадками для учителей будущего могут стать школы-лидеры, существующие в системе образования РФ.


Татьяна ЧЕРНОВА
Фото Дмитрия Пантюхина


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Право на окраину. Как решаются жилищные проблемы молодых ученых?
Завершилась кампания 2016 года по распределению жилищных сертификатов для молодых ученых. Список счастливчиков уже утвержден Жилищной комиссией ФАНО. /№ 20(2016)
Академический час
Подписано постановление Общего собрания Российской академии наук “О реформе РАН, основных научных результатах года и работе президиума РАН в 2015 году”. /№ 20(2016)
Прейскурант на вдохновенье. Что могут продавать ученые?
Очередное заседание Научно-координационного совета при ФАНО России традиционно началось с обсуждения проектов актуальных направлений научно-технологического развития. НКС утвердил еще 15 проектов, представленных институтами и рекомендованных секциями по областям наук и бюро совета. /№ 18-19(2016)

РЕФОРМА РАН


Подписано постановление Общего собрания Российской академии наук “О реформе РАН, основных научных результатах года и работе президиума РАН в 2015 году”.

В марте этого года Российская академия наук заявила о создании собственного корпуса экспертов, в который войдут специалисты из выполняющих исследования и разработки организаций разной ведомственной принадлежности. О том, как проходит этот процесс, рассказал главный ученый секретарь Президиума РАН Михаил Пальцев.

Во время “горячей линии” с Владимиром Путиным несколько вопросов ему задали представители научной и образовательной общественности. "Оправдались ли ожидания первых лет реформы? Как вы оцениваете эффективность взаимодействия Федерального агентства научных организаций и Российской академии наук?”...

Процесс реорганизации научных подразделений Академии наук, инициированный ФАНО в рамках реформы РАН, вызывает, мягко говоря, неоднозначную реакцию научного сообщества. С самого начала и по сей день в адрес инициаторов раздается немало критики, в некоторых коллективах порой возникают конфликтные ситуации. Однако процесс идет, появились некоторые его результаты. Как, например, во Владикавказском научном центре РАН.

Главным вопросом повестки дня Координационного совета Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013­-2020 годы было утверждение доклада Правительству РФ об итогах реализации программы в 2015 году.

Конференции


20.05.2016
12-16 сентября состоится первая российская конференция “Физика - наукам о жизни” на базе Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе. Конференция посвящена интердисциплинарным исследованиям на стыке физики, биологии и медицины.

20.05.2016
Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

16.05.2016
На IV Международном форуме ведущих вузов, который состоится 2 июня 2015 года в Москве, пройдет презентация пятого ежегодного рейтинга ведущих вузов России.

Текущие конкурсы


20.05.2016
Минобрнауки РФ сообщило о начале конкурсного отбора российских научных организаций и образовательных организаций высшего образования, являющихся участниками ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы”, с целью предоставления им лицензионного доступа к международному индексу научного цитирования Scopus.

13.05.2016
Институт медико-биологических проблем РАН объявляет о приеме в очную аспирантуру (9 бюджетных мест) по направлениям...

13.05.2016
Новая дополнительная тема конкурса 2016 года проектов ориентированных фундаментальных междисциплинарных исследований.

13.05.2016
Конкурс 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

13.05.2016
Фонд поддержки образования и науки “Алферовский фонд” объявляет конкурс на соискание золотой медали и премии Алферовского фонда за лучшую исследовательскую работу в области естественных наук для молодых ученых (до 33 лет) за 2016 год в номинации “Фотоника”.

Вакансии


20.05.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

20.05.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный центр волоконной оптики Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности заведующего лабораторией волоконной оптики.

29.04.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности младшего научного сотрудника Научно-координационного океанологического центра по специальности “Физика атмосферы и гидросферы” - 25.00.29 - 1 ед.






опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  РЕФОРМА РАН