Официально


Комитет Госдумы по образованию и науке, рассмотрев вопрос об отклонении Владимиром Путиным Федерального закона «О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ФЗ «Об образовании в РФ», предложил ГД согласиться на создание специальной комиссии для доработки этого документа.



Минобрнауки России утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты СПО по 50 наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям. Они разрабатывались министерством совместно с федеральными учебно-методическими объединениями в системе среднего профессионального образования при непосредственном участии работодателей и экспертов, в том числе WorldSkills.



На официальном сайте Кремля опубликован перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Совета по науке и образованию, состоявшегося 23 ноября прошлого года. Владимир Путин считает возможным улучшить меры поддержки молодых отечественных ученых.




Новости № 1-2(2017)

Регионы


В Тольяттинском госуниверситете прошли “Научные бои” - серия научно-популярных лекций, в ходе которых студенты рассказали о своих проектах в простой и понятной форме.

Соглашение о сотрудничестве по созданию Альянса трансляционной медицины (АТМ) подписано в НИЯУ МИФИ. Перед объединением поставлена задача ускорить внедрение самых передовых достижений фундаментальной науки в практическое здравоохранение.

В Северном (Арктическом) федеральном университете прошло заседание Совета ректоров вузов Архангельской области. На повестке дня в числе прочего были итоги приемной кампании 2016 года. Обсуждая результаты приема, участники обратили внимание на невысокую заинтересованность молодежи в изучении физики.

СНГ


Интердайджест


Прошедший год был отмечен значимыми археологическими открытиями, крупнейшие из них выделил портал Live Science.

Портал Sciencemag.org напомнил о важных научных открытиях 2016 года, ускользнувших от внимания других научно-популярных изданий.

Журнал Forbes написал о тенденциях в биотехнологии, заслуживающих особого внимания в 2017 году.


С начала декабря в Англии действует закон о сокращении меню обедов и завтраков. Закон касается только ресторанов, клубов и т.п. учреждений. На завтрак разрешается подавать не более двух блюд. Правда, десерты из сырых или сушеных фруктов не считаются блюдами. Хлеб, сыр и масло подаются в неограниченном количестве.




















Старт до стандарта. Учителей для будущей школы уже пора готовить по-новому.
Научная политика
№ 01-2(2012)

13.01.2012


Принципы и пути развития деятельностной модели подготовки педагогических кадров обсуждались на проблемном семинаре “Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ” в Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ), прошедшем в рамках совещания-семинара Учебно-методического объединения (УМО) по психолого-педагогическому образованию. Это УМО, действующее на базе МГППУ с 2011 года, объединяет более 60 высших учебных заведений из разных регионов страны.
Как готовить педагогов и психологов, чтобы они могли работать по новым стандартам общего образования, предполагающим системно-деятельностный подход, который отличается от традиционной передачи знаний от учителя к ученику? Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для начальной школы, меняющий парадигму обучения, уже принят, а учителей пока в основном готовят по-старому. Предложенный проект стандарта общего среднего образования, взбаламутивший общество, все еще в стадии обсуждения. Однако о подготовке учителей, которым предстоит учить по-новому, пора думать уже сегодня. Специфику будущих школьных стандартов необходимо учитывать при разработке и совершенствовании образовательных программ высшей школы. Нельзя модернизировать школу без радикальных перемен в педагогическом образовании, в основу которого также должен быть положен деятельностный подход. И здесь важную роль играет УМО, в рамках которого создаются новые образовательные программы. Как образно сформулировал кто-то из выступавших, “задача УМО - оторвать будущего специалиста от постоянных занятий в аудиториях и перенести его в практику, где он сможет работать с тем контингентом детей, для которых его готовят в вузе”. Одним словом, при подготовке учителя школа должна стать равноправным партнером вуза.
УМО по психолого-педагогическому образованию не случайно было создано на базе МГППУ, отметил, выступая на семинаре, министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования г. Москвы Исаак Калина, “ведь деятельность объединения должна быть практико-ориентирована, а с этим университетом активно взаимодействуют около 1500 школ и 2500 детских садов”.
Руководитель Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко выступила довольно критично: “Каким должен быть педагог, реализующий новый стандарт? Хотелось бы, чтобы ответ на этот вопрос в УМО искали не тогда, когда стандарт уже введен, а задолго до внедрения новаций. Ведь стандарт для начальной школы разрабатывался в течение трех лет, сразу было понятно, что он будет исходить из нового, системно-деятельностного подхода к обучению. Два года прошло с момента его утверждения, а мы только сейчас задаем вопросы о качестве педагога, работая, таким образом, не на опережение, а запоздало-реактивно.
Готовы ли сегодня преподаватели педвузов к выпуску учителей, которые будут качественно работать по новым стандартам? Ответ однозначный - не готовы.
Среди изменений в системе общего образования, которые ожидаются в ближайшие годы, прежде всего, введение нового стандарта для общей средней школы и новой системы оплаты труда, предполагающей более высокую зарплату за качественный результат. А это означает, что уровень доходов учителей будет зависеть от того, как их научат”.
По мнению заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александра Асмолова, сегодня “как никогда средней школе нужен стандарт, которого нет”. По его оценке, выигрышность УМО в том, что именно на его базе возможно сопряжение подходов к стандартам общей школы и стандартам психолого-педагогического образования, что очень важно для всего блока педагогических специальностей. “Что бы кто ни говорил, мы не допустим регресса, и стандарт старшей школы будет принят как стандарт вариативного образования”, - заявил Асмолов.
Деятельностной модели подготовки учителей начальных классов было посвящено выступление первого проректора МГППУ Аркадия Марголиса. Он рассказал о том, какие задачи должна решать подготовка учителей младших классов, как она реально построена в рамках педагогического образования, как будут сформулированы и реализованы требования к ней.
Чтобы школа или детсад стали стажировочными площадками - базовыми организациями практики будущих педагогов, необходимо определить, какие профессиональные задачи могут решаться на таких площадках и какие компетенции нужны для решения этих задач. Лишь в этом случае появится возможность сертифицировать учителей, которые этими компетенциями владеют. Наконец, нужно организовать учебный процесс на базе таких площадок. Студент будет приобретать там теоретические, исследовательские и практические компетенции одновременно, что предполагает абсолютно другой способ построения практики. Она становится частью образовательного модуля, как и исследовательская работа.
В идеале, по мнению большинства участников семинара, будущие педагоги и психологи должны выйти из стен вуза готовыми к работе специалистами, способными формировать у детей как предметные, так и метапредметные компетенции. Для этого недостаточно просто прослушать курсы лекций. Студент должен постоянно иметь доступ к стажировочным площадкам, где он получит возможность учиться организовывать деятельность школьников. На этих площадках он будет взаимодействовать с опытными коллегами. Учебная практика на этих площадках должна быть связана с изучаемыми модулями и темами, с освоением их в реальной учебной деятельности. Задача УМО - выработать критерии отбора и сертификации таких площадок.
В резолюции участники совещания-семинара предложили Минобрнауки РФ совместно с УМО вузов России по психолого-педагогическому образованию подготовить нормативный правовой акт, регламентирующий особенности реализации образовательных программ по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” и подразумевающий сетевое взаимодействие вузов со школами и детскими садами - основными работодателями и базами практики. На базе УМО при МГППУ также предлагается создать систему профессионально-общественной аккредитации (аттестации) образовательных организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования, на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым к базовой организации практики, предусматривающей меры поддержки и стимулирования (в том числе материального) таких организаций.
В первую очередь стажировочными площадками для учителей будущего могут стать школы-лидеры, существующие в системе образования РФ.


Татьяна ЧЕРНОВА
Фото Дмитрия Пантюхина


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Стабильная стагнация? Ученым снова обещают неприятности.
Какие изменения в жизни академических организаций произойдут в наступившем году? Вырастут ли зарплаты ученых? Улучшатся ли условия труда? Ответы на эти вопросы прозвучали на состоявшемся в конце декабря круглом столе, посвященном выполнению Межотраслевого соглашения по подведомственным ФАНО организациям. /№ 1-2(2017)

Осторожно: ПЗЗ. Чем опасны новые правила застройки?
Недавно во всех административных округах Москвы прошли публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Этот разработанный Москомархитектурой документ устанавливает градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны, в том числе вид разрешенного использования и предельные параметры строительства. /№ 52(2016)
Без выходных и праздности. Постоянное движение к вершинам профессионализма не терпит остановок.
Проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Боровков на ВУЗПРОМЭКСПО был нарасхват. К его опыту апеллировали докладчики форума “Новые кадры ОПК: молодые таланты России”, ему было доверено первое ключевое выступление на круглом столе “Инжиниринговые центры на базе вузов: возможности для реального сектора экономики”; он подписывал соглашение о сотрудничестве своего вуза с холдингом “Вертолеты России”; ну и, наконец, как лидер проекта выступал с главным докладом, посвященным концепции мегапроекта “Фабрики будущего”... /№ 52(2016)

Новости


Прием заявок от кандидатов в Общественный совет при Минобрнауки РФ начнется 23 января и закончится 10 февраля 2017 года. Заявления принимают Общественная палата РФ и Экспертный совет при Правительстве России.



Министр образования и науки Ольга Васильева распоряжением правительства включена в состав организационного комитета по подготовке и проведению мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills. Она будет заместителем председателя оргкомитета.



Министерство культуры России утвердило положение о Четвертом Всероссийском конкурсе молодых ученых в области искусств и культуры. В состязании могут принять участие студенты и аспиранты образовательных и научных организаций, обучающиеся по специальностям высшего образования в сфере культуры и искусства.



Уполномоченный по правам студентов Артем Хромов проводит проверку студенческих общежитий. Обо всех нарушениях температурного режима в общежитиях он просит сообщать через контактную форму, размещенную на сайте омбудсмена.



Индонезийский университет представил седьмой UI Green Metric World University Ranking - международный экологический рейтинг вузов. Список возглавил Калифорнийский университет в Дейвисе (США).

Конференции


В Пермском национальном исследовательском политехническом университете 5-8 декабря 2016 года пройдет XII Всероссийская (с международным участием) конференция “Биомеханика-2016”.

14 и 15 декабря 2016 года в рамках деловой программы IV Национальной выставки “ВУЗПРОМ­ЭКСПО-2016” Минобрнауки России проведет III Всероссийскую научно-практическую конференцию “Исследования и разработки - 2016”.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

Текущие конкурсы


Российская академия наук объявляет конкурс на соискание премии имени И.С.Шкловского, присуждаемой отечественным ученым за выдающиеся работы в области астрофизики.

Темы 701, 702, 703, 704 и 705 Конкурса 2017 года проектов ориентированных фундаментальных междисциплинарных исследований, проводимого федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с открытым акционерным обществом “Российские железные дороги”.

Конкурсы проектов фундаментальных научных исследований, проводимые федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и субъектами Российской Федерации.

Региональные конкурсы проектов организации российских и международных научных мероприятий 2017 года, проводимые Федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и субъектами Российской Федерации.

Региональный конкурс 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый Федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Новосибирской области.

Вакансии


23.12.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

16.12.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

02.12.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии