Новости № 39(2016)

Официально


Президент Российской академии наук Владимир Фортов совершил рабочую поездку в Международный институт прикладного системного анализа, расположенный в Лаксенбурге, и выступил с докладом в Австрийской академии наук.

Министр образования и науки Ольга Васильева уволила сотрудника, который внес в проект изменений в Положение о присуждении ученых степеней норму, вызвавшую бурю протестов со стороны научного сообщества.

Министр образования и науки Ольга Васильева дала программное интервью информагентству ТАСС. Она рассказала о развитии системы образования, основных направлениях и приоритетных задачах в работе.




Регионы


В рамках международного Татарского нефтегазохимического форума состоялось подписание партнерского договора между Казанским (Приволжским) федеральным университетом и Научно-производственной фирмой “Пакер”, занимающейся производством оборудования для добычи нефти.

В Саратовском государственном техническом университете прошла Международная конференция “Развитие профессионального ИКТ-образования в РФ и Казахстане на основе европейской рамки квалификаций”.

Томский политехнический университет и крупнейший за Уралом завод химического машиностроения “Кемеровохиммаш” договорились вместе создавать новые технологии переработки золошлакового материала - отходов, образующихся при сжигании угля.

СНГ


Около 55 тысяч абитуриентов стали студентами 52 белорусских вузов нынешним летом. Почти половина из них будет учиться за счет госбюджета. В то же время более 8 тысяч мест так и остались вакантными. Почти все - на платную форму обучения.

Общее собрание Национальной академии наук Республики Армения недавно переизбрало руководящий состав НАН.

Социологический опрос, организованный Институтом социологии Национальной академии наук совместно с благотворительным фондом “Интеллектуальная перспектива”, показал, что всего 30% украинских граждан выступают за предоставление русскому языку статуса второго официального, а более 55,5% эту инициативу не поддерживают.

Интердайджест


23.09.2016
Генетики установили происхождение одежды Ледяного человека Отци - оно оказалось неожиданно сложным для медного века. Об этом сообщают Smithsonian.com; National Geographic News.

23.09.2016
Первые американские поселенцы могли прибыть морским путем, а не через Аляску - об этом свидетельствуют новые данные анализа доисторической ДНК, приведенные в Science NOW.

Веб


23.09.2016
В Тюменском госуниверситете запущен внутренний корпоративный портал для студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников.


Статистическое отделение городской управы разработало данные, добытые им путем анкеты, о питании среднего класса московского населения.
























Старт до стандарта. Учителей для будущей школы уже пора готовить по-новому.
Научная политика
№ 01-2(2012)

13.01.2012


Принципы и пути развития деятельностной модели подготовки педагогических кадров обсуждались на проблемном семинаре “Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ” в Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ), прошедшем в рамках совещания-семинара Учебно-методического объединения (УМО) по психолого-педагогическому образованию. Это УМО, действующее на базе МГППУ с 2011 года, объединяет более 60 высших учебных заведений из разных регионов страны.
Как готовить педагогов и психологов, чтобы они могли работать по новым стандартам общего образования, предполагающим системно-деятельностный подход, который отличается от традиционной передачи знаний от учителя к ученику? Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для начальной школы, меняющий парадигму обучения, уже принят, а учителей пока в основном готовят по-старому. Предложенный проект стандарта общего среднего образования, взбаламутивший общество, все еще в стадии обсуждения. Однако о подготовке учителей, которым предстоит учить по-новому, пора думать уже сегодня. Специфику будущих школьных стандартов необходимо учитывать при разработке и совершенствовании образовательных программ высшей школы. Нельзя модернизировать школу без радикальных перемен в педагогическом образовании, в основу которого также должен быть положен деятельностный подход. И здесь важную роль играет УМО, в рамках которого создаются новые образовательные программы. Как образно сформулировал кто-то из выступавших, “задача УМО - оторвать будущего специалиста от постоянных занятий в аудиториях и перенести его в практику, где он сможет работать с тем контингентом детей, для которых его готовят в вузе”. Одним словом, при подготовке учителя школа должна стать равноправным партнером вуза.
УМО по психолого-педагогическому образованию не случайно было создано на базе МГППУ, отметил, выступая на семинаре, министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования г. Москвы Исаак Калина, “ведь деятельность объединения должна быть практико-ориентирована, а с этим университетом активно взаимодействуют около 1500 школ и 2500 детских садов”.
Руководитель Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко выступила довольно критично: “Каким должен быть педагог, реализующий новый стандарт? Хотелось бы, чтобы ответ на этот вопрос в УМО искали не тогда, когда стандарт уже введен, а задолго до внедрения новаций. Ведь стандарт для начальной школы разрабатывался в течение трех лет, сразу было понятно, что он будет исходить из нового, системно-деятельностного подхода к обучению. Два года прошло с момента его утверждения, а мы только сейчас задаем вопросы о качестве педагога, работая, таким образом, не на опережение, а запоздало-реактивно.
Готовы ли сегодня преподаватели педвузов к выпуску учителей, которые будут качественно работать по новым стандартам? Ответ однозначный - не готовы.
Среди изменений в системе общего образования, которые ожидаются в ближайшие годы, прежде всего, введение нового стандарта для общей средней школы и новой системы оплаты труда, предполагающей более высокую зарплату за качественный результат. А это означает, что уровень доходов учителей будет зависеть от того, как их научат”.
По мнению заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александра Асмолова, сегодня “как никогда средней школе нужен стандарт, которого нет”. По его оценке, выигрышность УМО в том, что именно на его базе возможно сопряжение подходов к стандартам общей школы и стандартам психолого-педагогического образования, что очень важно для всего блока педагогических специальностей. “Что бы кто ни говорил, мы не допустим регресса, и стандарт старшей школы будет принят как стандарт вариативного образования”, - заявил Асмолов.
Деятельностной модели подготовки учителей начальных классов было посвящено выступление первого проректора МГППУ Аркадия Марголиса. Он рассказал о том, какие задачи должна решать подготовка учителей младших классов, как она реально построена в рамках педагогического образования, как будут сформулированы и реализованы требования к ней.
Чтобы школа или детсад стали стажировочными площадками - базовыми организациями практики будущих педагогов, необходимо определить, какие профессиональные задачи могут решаться на таких площадках и какие компетенции нужны для решения этих задач. Лишь в этом случае появится возможность сертифицировать учителей, которые этими компетенциями владеют. Наконец, нужно организовать учебный процесс на базе таких площадок. Студент будет приобретать там теоретические, исследовательские и практические компетенции одновременно, что предполагает абсолютно другой способ построения практики. Она становится частью образовательного модуля, как и исследовательская работа.
В идеале, по мнению большинства участников семинара, будущие педагоги и психологи должны выйти из стен вуза готовыми к работе специалистами, способными формировать у детей как предметные, так и метапредметные компетенции. Для этого недостаточно просто прослушать курсы лекций. Студент должен постоянно иметь доступ к стажировочным площадкам, где он получит возможность учиться организовывать деятельность школьников. На этих площадках он будет взаимодействовать с опытными коллегами. Учебная практика на этих площадках должна быть связана с изучаемыми модулями и темами, с освоением их в реальной учебной деятельности. Задача УМО - выработать критерии отбора и сертификации таких площадок.
В резолюции участники совещания-семинара предложили Минобрнауки РФ совместно с УМО вузов России по психолого-педагогическому образованию подготовить нормативный правовой акт, регламентирующий особенности реализации образовательных программ по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” и подразумевающий сетевое взаимодействие вузов со школами и детскими садами - основными работодателями и базами практики. На базе УМО при МГППУ также предлагается создать систему профессионально-общественной аккредитации (аттестации) образовательных организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования, на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым к базовой организации практики, предусматривающей меры поддержки и стимулирования (в том числе материального) таких организаций.
В первую очередь стажировочными площадками для учителей будущего могут стать школы-лидеры, существующие в системе образования РФ.


Татьяна ЧЕРНОВА
Фото Дмитрия Пантюхина


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Отповедь душителям. Ученых сплотила угроза безденежья.
Массовая акция “Неделя протеста” Профсоюза работников Российской академии наук, проводившаяся в научных центрах и организациях РАН от Карелии до Дальнего Востока, завершилась собранием в Москве. В Институте элементоорганических соединений им. А.Н.Несмеянова РАН собралось более 300 представителей столичных и подмосковных академических организаций, политических партий и общественных организаций ученых. /№ 39(2016)
Кому добавки? Зарплаты научных сотрудников понемногу растут.
“Поиск” продолжает публикацию статистических данных о текущем состоянии и показателях развития науки в России, которые готовит Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. В этом материале представлены данные о заработной плате научных сотрудников. /№ 39(2016)
Ставьте на результат. У кого больше шансов на господдержку?
Получение государственной поддержки на деятельность в сфере исследований и разработок сегодня начинает волновать не только научное сообщество, но и наукоемкий бизнес и, соответственно, исполнительную власть, заинтересованную в развитии экономики области. Вот представители этих страт общества и составили ту пару сотен человек, которые собрались послушать, как, на что и при каких условиях, занимаясь наукой, можно получить деньги от государства, участвуя в ФЦП ИР. /№ 39(2016)

РЕФОРМА РАН


В Екатеринбурге прошла внеочередная сессия Общего собрания Уральского отделения РАН, посвященная предстоящим выборам в академию. Как отметил во вступительном слове вице-президент РАН, председатель УрО Валерий Чарушин, эти выборы проходят после пятилетнего перерыва, связанного с реформой, и поэтому исключительно важны для всего научного сообщества и его региональных сегментов, тем более что впервые после объединения трех академий они проводятся в новом формате.

Профсоюз Российской академии наук разместил на своем сайте план проведения кампании за увеличение финансирования науки. Для начала ученые собираются развернуть борьбу против возможного сокращения расходов на исследования в 2016 году и предстоящем трехлетии...

Ведущие российские ученые - академики, члены-корреспонденты и профессора РАН - выступили с открытым письмом Президенту РФ Владимиру Путину, в котором подвергли жесткой критике результаты научной реформы.

На заседании Бюро Научно-координационного совета при ФАНО в очередной раз решалась судьба Якутского научного центра Сибирского отделения РАН.

Завершился прием заявок на получение статуса эксперта Российской академии наук. Удалось ли РАН сформировать корпус специалистов, способных оценить результаты исследований во всех областях науки и перспективы предлагаемых к реализации государственных проектов?

Конференции


23.09.2016
Всероссийская конференция «Наука и инновации – повышение эффективности прикладной науки» состоится 12 октября в гостиничном комплексе "Президент-отель" г. Москва.

23.09.2016
Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

09.09.2016
С 20 по 23 сентября 2016 года в Казани, на базе Казанского федерального университета, состоится крупное общественное мероприятие федерального значения в сфере науки - II Международная научная конференция “Наука будущего”, освещающая опыт и результаты научных исследований, проводимых под руководством ведущих мировых ученых в российских вузах и научных организациях.

Текущие конкурсы


23.09.2016
Стартовала кампания по распределению социальных выплат (государственных жилищных сертификатов) 2017 года молодым ученым из подведомственных ФАНО организаций. Списки и документы молодых сотрудников, желающих получить сертификаты, должны быть представлены не позднее 1 ноября текущего года.

23.09.2016
Совет при Президенте РФ по науке и образованию объявляет о приеме с 15 сентября 2016 года документов на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2016 год.

23.09.2016
Изменения по конкурсу 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимому совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Национальным институтом онкологии США.

23.09.2016
Конкурс 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными (Эврика. Идея).

23.09.2016
Российский научный фонд начал прием заявок на конкурс по поддержке международных научных коллективов. Конкурс проводится совместно с Немецким научно-исследовательским сообществом (DFG).

Вакансии


09.09.2016
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

12.08.2016
Институт биоорганической химии им. академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

29.07.2016
Образовательное частное учреждение высшего образования “Академия МНЭПУ” объявляет о проведении выборов на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  РЕФОРМА РАН