Новости № 34-35(2016)

Официально


Определены финалисты архитектурного конкурса на концепцию восстановления здания ИНИОН РАН.

Об итогах сдачи Единого государственного экзамена и приемной кампании доложил на совещании с членами Правительства РФ министр образования и науки Дмитрий Ливанов (встреча прошла до смены главы ведомства).

Программа “Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации” (“Новые кадры для ОПК”) продлена до 2020 года.




Регионы


Ульяновский государственный технический университет договорился о сотрудничестве с Юго-Западным научно-техническим университетом города Мяньян (провинция Сычуань, КНР).

Фонд “Сколково” и Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ” запустили конкурс проектов по информационной безопасности Skolkovo Cybersecurity Challenge.

Северный (Арктический) федеральный университет заключил соглашение о сотрудничестве с ассоциацией “Совет муниципальных образований Архангельской области”.

СНГ


Интердайджест


26.08.2016
Поиски объяснения асимметрии материи во Вселенной - преобладания в ней вещества над антивеществом - дали первые результаты. С подробностями - Пресс-релиз ИЯИ РАН.

26.08.2016
Никаких признаков стерильных нейтрино не обнаружено в результате поисков этих гипотетических частиц антарктической подледной обсерваторией. Об этом сообщает Tech Times.

26.08.2016
Генетикам удалось установить время возникновения иноходи, изучив древнюю лошадиную ДНК. Подробности - в New York Times.

Веб



На харбинском и владивостокском рынках появился в продаже американский сахар. По внешнему виду сахар хорошей очистки и каждый кусок имеет форму правильного куба, по внутренним же качествам уступает русскому рафинаду, так как более слабого строения и напоминает прессованный сахар-песок.



















Старт до стандарта. Учителей для будущей школы уже пора готовить по-новому.
Научная политика
№ 01-2(2012)

13.01.2012


Принципы и пути развития деятельностной модели подготовки педагогических кадров обсуждались на проблемном семинаре “Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ” в Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ), прошедшем в рамках совещания-семинара Учебно-методического объединения (УМО) по психолого-педагогическому образованию. Это УМО, действующее на базе МГППУ с 2011 года, объединяет более 60 высших учебных заведений из разных регионов страны.
Как готовить педагогов и психологов, чтобы они могли работать по новым стандартам общего образования, предполагающим системно-деятельностный подход, который отличается от традиционной передачи знаний от учителя к ученику? Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для начальной школы, меняющий парадигму обучения, уже принят, а учителей пока в основном готовят по-старому. Предложенный проект стандарта общего среднего образования, взбаламутивший общество, все еще в стадии обсуждения. Однако о подготовке учителей, которым предстоит учить по-новому, пора думать уже сегодня. Специфику будущих школьных стандартов необходимо учитывать при разработке и совершенствовании образовательных программ высшей школы. Нельзя модернизировать школу без радикальных перемен в педагогическом образовании, в основу которого также должен быть положен деятельностный подход. И здесь важную роль играет УМО, в рамках которого создаются новые образовательные программы. Как образно сформулировал кто-то из выступавших, “задача УМО - оторвать будущего специалиста от постоянных занятий в аудиториях и перенести его в практику, где он сможет работать с тем контингентом детей, для которых его готовят в вузе”. Одним словом, при подготовке учителя школа должна стать равноправным партнером вуза.
УМО по психолого-педагогическому образованию не случайно было создано на базе МГППУ, отметил, выступая на семинаре, министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования г. Москвы Исаак Калина, “ведь деятельность объединения должна быть практико-ориентирована, а с этим университетом активно взаимодействуют около 1500 школ и 2500 детских садов”.
Руководитель Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко выступила довольно критично: “Каким должен быть педагог, реализующий новый стандарт? Хотелось бы, чтобы ответ на этот вопрос в УМО искали не тогда, когда стандарт уже введен, а задолго до внедрения новаций. Ведь стандарт для начальной школы разрабатывался в течение трех лет, сразу было понятно, что он будет исходить из нового, системно-деятельностного подхода к обучению. Два года прошло с момента его утверждения, а мы только сейчас задаем вопросы о качестве педагога, работая, таким образом, не на опережение, а запоздало-реактивно.
Готовы ли сегодня преподаватели педвузов к выпуску учителей, которые будут качественно работать по новым стандартам? Ответ однозначный - не готовы.
Среди изменений в системе общего образования, которые ожидаются в ближайшие годы, прежде всего, введение нового стандарта для общей средней школы и новой системы оплаты труда, предполагающей более высокую зарплату за качественный результат. А это означает, что уровень доходов учителей будет зависеть от того, как их научат”.
По мнению заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александра Асмолова, сегодня “как никогда средней школе нужен стандарт, которого нет”. По его оценке, выигрышность УМО в том, что именно на его базе возможно сопряжение подходов к стандартам общей школы и стандартам психолого-педагогического образования, что очень важно для всего блока педагогических специальностей. “Что бы кто ни говорил, мы не допустим регресса, и стандарт старшей школы будет принят как стандарт вариативного образования”, - заявил Асмолов.
Деятельностной модели подготовки учителей начальных классов было посвящено выступление первого проректора МГППУ Аркадия Марголиса. Он рассказал о том, какие задачи должна решать подготовка учителей младших классов, как она реально построена в рамках педагогического образования, как будут сформулированы и реализованы требования к ней.
Чтобы школа или детсад стали стажировочными площадками - базовыми организациями практики будущих педагогов, необходимо определить, какие профессиональные задачи могут решаться на таких площадках и какие компетенции нужны для решения этих задач. Лишь в этом случае появится возможность сертифицировать учителей, которые этими компетенциями владеют. Наконец, нужно организовать учебный процесс на базе таких площадок. Студент будет приобретать там теоретические, исследовательские и практические компетенции одновременно, что предполагает абсолютно другой способ построения практики. Она становится частью образовательного модуля, как и исследовательская работа.
В идеале, по мнению большинства участников семинара, будущие педагоги и психологи должны выйти из стен вуза готовыми к работе специалистами, способными формировать у детей как предметные, так и метапредметные компетенции. Для этого недостаточно просто прослушать курсы лекций. Студент должен постоянно иметь доступ к стажировочным площадкам, где он получит возможность учиться организовывать деятельность школьников. На этих площадках он будет взаимодействовать с опытными коллегами. Учебная практика на этих площадках должна быть связана с изучаемыми модулями и темами, с освоением их в реальной учебной деятельности. Задача УМО - выработать критерии отбора и сертификации таких площадок.
В резолюции участники совещания-семинара предложили Минобрнауки РФ совместно с УМО вузов России по психолого-педагогическому образованию подготовить нормативный правовой акт, регламентирующий особенности реализации образовательных программ по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” и подразумевающий сетевое взаимодействие вузов со школами и детскими садами - основными работодателями и базами практики. На базе УМО при МГППУ также предлагается создать систему профессионально-общественной аккредитации (аттестации) образовательных организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования, на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым к базовой организации практики, предусматривающей меры поддержки и стимулирования (в том числе материального) таких организаций.
В первую очередь стажировочными площадками для учителей будущего могут стать школы-лидеры, существующие в системе образования РФ.


Татьяна ЧЕРНОВА
Фото Дмитрия Пантюхина


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Пост принят. В России - новый министр.
На рабочей встрече в крымском аэропорту председатель правительства сообщил президенту об идее отправить в отставку действующего министра образования: “На смену Дмитрию Ливанову я бы предложил назначить женщину - Ольгу Юрьевну Васильеву, которая имеет хороший послужной список”. /№ 34-35(2016)
Шире лобби! Профсоюз РАН ищет союзников среди партий.
Проводя в жизнь свой план действий, направленных на увеличение финансирования науки, Профсоюз Российской академии наук решил накануне выборов заключить соглашения о сотрудничестве с политическими партиями. /№ 34-35(2016)
Нелишние функции. НИЦ “Курчатовский институт” станет крупнейшим научным технопарком столицы.
Правительство Москвы предоставило Национальному исследовательскому центру “Курчатовский институт” статус научного технопарка. Об этом мэр Москвы Сергей Собянин объявил на встрече с президентом НИЦ Михаилом Ковальчуком. /№ 34-35(2016)


РЕФОРМА РАН


Профсоюз Российской академии наук разместил на своем сайте план проведения кампании за увеличение финансирования науки. Для начала ученые собираются развернуть борьбу против возможного сокращения расходов на исследования в 2016 году и предстоящем трехлетии...

Ведущие российские ученые - академики, члены-корреспонденты и профессора РАН - выступили с открытым письмом Президенту РФ Владимиру Путину, в котором подвергли жесткой критике результаты научной реформы.

На заседании Бюро Научно-координационного совета при ФАНО в очередной раз решалась судьба Якутского научного центра Сибирского отделения РАН.

Завершился прием заявок на получение статуса эксперта Российской академии наук. Удалось ли РАН сформировать корпус специалистов, способных оценить результаты исследований во всех областях науки и перспективы предлагаемых к реализации государственных проектов?

Традиционная двадцать первая по счету Поволжская ассамблея Профсоюза работников РАН в этом году проходила в Переславле-Залесском на базе Института программных систем (ИПС) им. А.К.Айламазяна РАН.

Конференции


26.08.2016
Первый Российский кристаллографический конгресс "От конвергенции наук к природоподобным технологиям", 21-26 ноября 2016 г., Москва, ВДНХ.

26.08.2016
Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2016 году.

18.08.2016
С 20 по 23 сентября 2016 года в Казани, на базе Казанского (Приволжского) федерального университета, состоится крупное общественное мероприятие федерального значения в сфере науки – II Международная научная конференция «Наука будущего»...

Текущие конкурсы


26.08.2016
Об изменении по конкурсу 2017 года проектов фундаментальных научных исследований, проводимомому совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Национальным научным фондом Ирана.

26.08.2016
Конкурс 2017 года проектов организации на территории России российско-британских семинаров молодых ученых, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Лондонским Королевским Обществом.

12.08.2016
Премия Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых является высшим признанием заслуг молодых ученых и специалистов перед обществом и государством. Премия Президента Российской Федерации присуждается гражданам Российской Федерации...

12.08.2016
О проведении конкурсного отбора научных проектов, выполняемых научными коллективами исследовательских центров и (или) научных лабораторий образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации.

12.08.2016
Конкурс 2017 года проектов ориентированных фундаментальных научных исследований по актуальным междисциплинарным темам.

Вакансии


12.08.2016
Институт биоорганической химии им. академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

29.07.2016
Образовательное частное учреждение высшего образования “Академия МНЭПУ” объявляет о проведении выборов на замещение вакантных должностей...

15.07.2016
Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  РЕФОРМА РАН