Официально


Правительство снизило объем средств, которые будут направлены из бюджета на повышение конкурентоспособности ведущих российских вузов в 2018-2020 годах. Постановление об этом опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.



Госдума приняла в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект об унификации структур по военной подготовке в вузах. Он предусматривает, что в вузах будет один вид структурных подразделений военной подготовки - военные учебные центры.



Госдума рассмотрела в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в статью 87 ФЗ «Об образовании в РФ» и статью 19 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части совершенствования правового статуса духовных образовательных организаций.



Рособрнадзор запретил прием в Институт «Верхневолжье» - за неисполнение предписаний в установленные сроки.






Новости № 27-28(2018)

Регионы


Томский госуниверситет вместе с IT-компанией Rubius приступают к реализации масштабного digital-проекта - “Виртуальный университет 4.0”.

В Совете Федерации прошли Дни Ярославской области. Участие в выставке, организованной в верхней палате принял в том числе Ярославский госуниверситет.

Студенты Воронежского госуниверситета стали победителями международного конкурса IT-Challenge. Его организовала французская корпорация Atos, специализирующаяся на IT-консалтинге, аутсорсинге бизнес-процессов, производстве серверов.

СНГ


Интердайджест


Группа австралийских политиков опубликовала “дорожную карту” для законодательного закрепления возможности искусственного оплодотворения с донорством митохондрий, сообщает Nature News.

Жизнеспособные эмбрионы исчезающего северного белого носорога получены в лаборатории. С подробностями - The Scientist.


Председатель ВЦИК тов. Свердлов оглашает только что полученное по прямому проводу сообщение от Уральского областного совета о расстреле бывшего царя Николая Романова. В последние дни столице “красного” Урала Екатеринбургу серьезно угрожала опасность приближения чехословацких банд. В то же время был раскрыт новый заговор контрреволюционеров, имевший целью вырватъ из рук советской власти коронованного палача. Ввиду всех этих обстоятельств Президиум Уральского областного совета постановил расстрелять Николая Романова, что и было приведено в исполнение 16 июля...














В тройной спирали. Как растить кадры для науки.
Научная политика
№ 16(2018)

20.04.2018


Первым мероприятием головной программы Красноярского экономического форума стал круглый стол “Развитие кадрового потенциала науки: ставка на таланты” с участием президента РАН Александра Сергеева и руководителя ФАНО России Михаила Котюкова. 
Модератор обсуждения Владимир Княгинин (на нижнем снимке), вице-президент Фонда стратегических разработок, задавая рамки обсуждения, напомнил о принятых в последнее время документах, определяющих комплекс задач, стоящих перед научной общественностью: это указ Президента РФ о Стратегии технологического развития на долгосрочную перспективу и правительственный план по ее реализации; в значительной мере направленная на исполнение этого указа программа развития цифровой экономики, а также Национальная технологическая инициатива (НТИ). “Сама Стратегия построена на системе вызовов, но они актуальны тогда, когда есть люди, способные их принять, - подчеркнул В.Княгинин. - Вызовы принимают не исторические научные школы, не мемориальные доски, а реальные люди”. Иными словами, кадры, как и раньше, решают все. И первые свои вопросы модератор адресовал президенту РАН: в чем ключевые задачи кадровой политики Российской академии наук, можем ли мы сейчас принять эти вызовы?
А.Сергеев отметил, что, решая задачу обеспечения растущего темпа развития страны, поставленную, в частности, и в недавнем Послании Президента РФ Федеральному собранию, за ориентир нужно брать скорость развития инновационного сектора экономики в развитых странах. “А мы сможем двигаться в таком темпе только в том случае, если основным локомотивом роста экономики в стране станет наука, - подчеркнул президент РАН. Как этого достичь, учитывая технологическую отсталость страны и, “в общем, не очень нравящееся нам состояние науки и образования”? 
- Основное условие такого движения на базе научно-технологического развития - использование того начала креативности, созидательности, которое есть в нашем национальном, а точнее многонациональном характере, - сказал А.Сергеев, в качестве примера напомнив, как Россия достигла паритета с США по ядерному вооружению, несмотря на большую разницу в ресурсах. - Мне кажется, что основная задача в подготовке кадров - суметь не только раскрепостить это творческое начало на всех ступенях обучения, начиная со школы, но и создать условия для его правильной оценки и вписывания в процесс создания новой экономики. 
Прямое отношение к этому, по словам президента РАН, имеют вновь вспыхнувшая недавно дискуссия относительно ЕГЭ и отстаиваемое научной общественностью решение о судьбе аспирантуры. “То, что она “является ступенью высшего образования, большинство ученых считает неправильным”, - заметил он. А.Сергеев призвал “спокойно и критически” подойти к существующей системе аттестации знаний. “Конечно, самое простое - как в ГИБДД - сдать экзамен по билетам и поставить галочки. Но ведь в ГИБДД, даже если вы отлично по билетам сдали, вам права-то никто не даст, дальше вы с инструктором поедете по городу и формальные знания, которые получили, должны будете применить в ситуации, требующей креативного мышления, - продолжил ученый. - Нам надо на всех системах развития создать систему аттестации, которая могла бы уже со школы способствовать отбору людей с творческим началом и стимулированию их дальнейшего развития. Одних победителей олимпиад мало. Нужен целый толстый слой креативно мыслящих людей!” 
В.Княгинин в ответ возразил, что “народ с этим не согласен”: ставки на креативность недостаточно. Он напомнил ориентир, поставленный Президентом РФ: от 1,1% ВВП затрат на исследования и разработки дойти до 2%. Но ведь понятно, что если при той же самой системе научных исследований просто удвоить план работы, то “оставь надежду всяк сюда входящий”. Понятно, что систему придется реорганизовывать. Готова ли к этому академия? “Мне кажется, у вас карт-бланш со стороны сообщества, вам в течение двух лет простят самые кардинальные реформы”, - заметил модератор. 
- У нас большие планы по реформированию. Но оно, конечно, не делается в одночасье, - ответил глава РАН. 
Основная проблема сегодня, по его словам, заключается в том, что в академическом секторе науки работать практически нечем: инструментарий, которым пользуются ученые, “имеет возраст примерно такой же, как у новой России”. Вот цифры: балансовая стоимость научного оборудования - 260 млрд руб. Обновление происходит на 2,5 млрд руб. в год. То есть если двигаться такими темпами, на все потребуется сто лет! “Сейчас на первый план выходит задача инструментализации науки, - подчеркнул А.Сергеев. - Без инструментов вы не игрок на научном поле. Очень надеюсь, что на основе оценок, которые мы делаем и представляем в администрацию Президента РФ, в документах все же появятся долгожданные цифры об обновлении на 50% инструментального парка науки к 2024 году. 
Он пояснил, что в Стратегии задаются ориентиры на 2035 год, однако тогда отвечать за цифры будут уже не те, кто их принимал. А вот когда ставится задача на краткосрочный период (например, на 6 лет), - больше уверенности, что за достижение обозначенных индикаторов будут отвечать те же люди и подход будет иной.
Свою “кадровую историю” представил Александр Повалко, генеральный директор, председатель правления АО “РВК”. Российская венчурная компания исполняет функции проектного офиса НТИ.
- Нам приходится запускать дополнительные инструменты подготовки кадров, - поделился А.Повалко. - Это и университет НТИ, и создаваемые нами на базе университетов и научных институтов научные центры с тройственной задачей: подготовка кадров, исследовательская и инновационная деятельность. 
По словам гендиректора РВК, несмотря на то что через эти центры проходит довольно много народа, специалистов, которые могут решать задачи для не сформированных, а только формирующихся рынков, у нас “фантастически мало”. 
- В РАН для меня не хватает людей, которые были бы крайне адаптивны, способны решать нетривиальные задачи, очень быстро на все реагировать, - пожаловался А.Повалко. Он сообщил, что из шести центров НТИ, на конкурсной основе получивших господдержку, академических института - только два, и добавил: “К низкой интеллектуальной мобильности мы идем со школы! Сейчас почти для каждого человека есть возможность построить персональную траекторию обучения, мы же упорно загоняем всех в единый шаблон, а потом хотим креативности”. 
Первый заместитель министра энергетики Российской Федерации Алексей Текслер продолжил тему: “Все, что касается науки, начинается с дошкольного возраста, потом - профориентация в школе”. По его словам, сегодня ни школа, ни высшее образование пока не могут помочь молодому человеку определиться с тем, в чем он наиболее заинтересован. “Когда смогут, то, безусловно, лидеров молодых и не очень станет гораздо больше, - сказал замминистра. - Я считаю, что и высшая школа, и РАН должны активнее способствовать развитию молодых ученых. Молодежь адаптивна, у нее есть жилка коммерциализации того, что происходит в науке”.
Михаил Котюков заметил, что для научной молодежи сегодня очень важно не попасть в зависимость от стереотипов. “Система управления научными исследованиями требует серьезного осмысления, нам предстоит серьезно поработать, выстроить систему ценностей и приоритетов”, - заявил он. 
Глава ФАНО рассказал, что в этом году завершена работа по “откровенной и честной” оценке научной результативности институтов. “Примерно треть организаций у нас - настоящие лидеры, четверть - те, что здорово приотстали, остальные работают в среднем на достаточном уровне, - сообщил он. - Мы получили системы индикаторов, которые отчасти позволяют сказать, “что такое хорошо”, а что не очень, в области фундаментальных исследований. Это будет задавать ориентиры, в том числе и для научной молодежи, для тех, кто собирается в этой сфере искать реализацию своих способностей”.
Цифры, которые привел М.Котюков, впечатляли: только в академических организациях в ближайшие пять-семь лет понадобятся порядка 50 тысяч новых научных сотрудников. Только научных! Чтобы был виден масштаб проблемы, он назвал другие цифры: “Сейчас у нас 46 тыс. научных сотрудников, в 1988 году без учета союзных республик было 92 тыс. А целевые 2% ВВП на исследования и разработки тоже ведь кто-то должен наработать - это еще тысяч сто научных специалистов, которые должны прийти в компании. А придут они все - и 50 тысяч, и 100 тысяч - из высшей школы”. 
- Этот вызов для университетов сегодня - один из самых ключевых: так настроить систему подготовки, профориентации, взаимодействия с наукой и производством, чтобы люди четко понимали траекторию своего развития, - заявил глава ФАНО. - Благодаря решениям, которые принимались по зарплате и сейчас принимаются по инфраструктуре, у нас есть уникальная возможность сделать серьезный шаг вперед. Мы сегодня можем платить достойную зарплату в ведущих научных центрах. Конечно, еще есть над чем работать, и мы с Александром Михайловичем постоянно находимся в диалоге, но в целом параметры достигнуты очень существенные. А специалисты в науке сегодня востребованы абсолютно разные! Например, нам нужны руководители проектов, обладающие исследовательскими компетенциями, и руководители организаций, у которых есть, кроме того, серьезный багаж управленческих навыков: психологических, правовых, экономических и т.д. Соответственно, нужны и разные программы, как масштабные, в университетах, так и точечные, для подготовки лидеров - научных и в целом управленческих. В ближайший год именно этому будем посвящать свое основное время. 
Как можно было понять далее, речь шла о межведомственной, скоординированной программе подготовки кадров для науки, предлагающей разнообразие образовательных траекторий.
- И мы должны помнить, что через пять-семь лет в научные институты придут ребята, которые сейчас учатся на первых курсах вузов, а то и в старших классах школы, - добавил М.Котюков. - Они уже сейчас должны “ловить” эти горизонты. Точнее, мы им уже сейчас должны показать ориентиры и отладить систему, позволяющую эффективно работать в науке.
Кейс конкретной реализации механизма подготовки кадров “Школа ключевых исследователей” - серийной подготовки профессиональных управленцев в науке - представил ректор ТГУ Эдуард Галажинский. А первый заместитель генерального директора агентства по технологическому развитию Вадим Куликов рассказал о другом опыте работы с кадрами: агентство совместно с двумя десятками партнеров создает 10-15 рабочих групп из инженеров в возрасте до 30 лет. Группы выдвигают креативные идеи и разрабатывают на их основе проекты трансфера технологий. Лучшие из разработок презентуются руководителям корпораций, причем не только в России. В прошлом году за счет заинтересованных инвесторов началась реализация трех авторских кейсов.
Выступавшие сошлись на том, что решение проблемы подготовки научных кадров и кадровой проблемы в целом в условиях ограниченности средств возможно только во взаимодействии всех заинтересованных сторон. В.Княгинин сравнил его с “тройной спиралью”: все ветви крутятся, и если движение одной из них замедляется, две других это замедление компенсируют. Время от времени роли перераспределяются. Как заметил М.Котюков, “других акторов на этой поляне у нас нет, и нам надо договориться между собой, чтобы наши действия были системными”. 
После окончания круглого стола, выходя из зала, корреспондент “Поиска” успел задать вопрос Александру Сергееву.
- Сейчас тут говорили о том, что научные кадры надо готовить непрерывно, начиная чуть ли не с детского сада. А какова роль академии в этом?
- Роль огромная! - ответил президент РАН. - Я считаю, что одной из обязанностей академиков должна быть просветительская работа, может быть, даже ориентированная прежде всего на школу. Мы выступаем за то, чтобы вернуть в школу математику и физику в прежнем объеме, ведь они в первую очередь учат логике, креативности, моделированию. Для этого нужны государственные решения. Но ведь кроме того ребят надо правильно мотивировать, и абсолютно точно, что здесь сильнейшего эффекта можно было бы добиться благодаря встречам академиков со школьниками. Каждому человеку нужны какие-то маяки! Престиж науки в стране сейчас, к сожалению, очень невысок. В общественном мнении ученый зачастую - это какой-то лузер. И когда в школах ребята увидят творцов науки, услышат их интересные лекции, ситуация непременно начнет меняться. Поэтому в новом законопроекте предлагается включить просветительство в деятельность РАН. И это очень правильно!
Наталия БУЛГАКОВА 
Фото с сайта www.krskstate.ru


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Плод компромиссов. Каким стал закон о РАН?
Госдума РФ приняла в заключительном третьем чтении законопроект, содержащий поправки к закону о Российской академии наук (253-ФЗ), внесенному в феврале нынешнего года Владимиром Путиным. /№ 27-28(2018)
Задание: перепахать. Правовое поле для науки сформируют заново.
Тема круглого стола, который недавно провел в Российской академии наук Комитет Госдумы по образованию и науке, была сформулирована широко и общо: “Правовое обеспечение научной и научно-технологической деятельности в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы развития”. /№ 26(2018)
В роли ревизора. РАН призывают присмотреть за популяризаторами науки.
Академия наук отрабатывает новые подходы к решению одной из важнейших своих задач, которая в законе о РАН сформулирована так: “Участие в организации и обеспечении научно-просветительской деятельности, разработке и реализации программ популяризации и пропаганды науки”. /№ 24-25(2018)

Новости


В Москве состоялась встреча президента Российской академии наук Александра Сергеева и Александра Стуглева, председателя правления, директора фонда «Росконгресс» – социально-ориентированного нефинансового института развития, крупнейшего организатора международных, конгрессных, выставочных и общественных мероприятий.



Десять федеральных университетов должны объединиться в ассоциацию, чтобы повысить свою конкурентоспособность и упростить многие процедуры взаимодействия, например, разработку и лицензирование совместных сетевых образовательных программ. Такую точку зрения высказал в ходе заседания Российского союза ректоров, состоявшегося в Москве, ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров.



О необходимости поддержки научных журналов высказался на заседании Совета ректоров России ректор МГУ Виктор Садовничий.



Министр науки и высшего образования Михаил Котюков считает, что науку в стране надо развивать в тесном сотрудничестве с индустриальными партнерами. Об этом он заявил на расширенном заседании Совета ректоров России, сообщает ТАСС.



Вице-премьер Татьяна Голикова, выступая на заседании Совета Российского союза ректоров, рассказала о приоритетном национальном проекте «Образование», который планирует запустить правительство на платформе «Россия - страна возможностей», созданной по инициативе Президента РФ.



Около 674 млрд рублей планируется выделить из федерального бюджета на реализацию национального проекта «Образование», заявила вице-премьер Татьяна Голикова на заседании совета Российского союза ректоров. Она напомнила, что реализация нацпроектов рассчитана на шесть лет - до 2024 года.



Полномочия Рособрнадзора фактически остались прежними, сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов в интервью газете «Коммерсант». Ничего принципиально, по его словам, не меняется и в вопросе проверок институтов.



Конференции


II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Текущие конкурсы


Российская академия наук (РАН) и Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси) объявляют конкурс на соискание трех премий за выдающиеся научные результаты, полученные российскими и белорусскими учеными при проведении совместных работ в области естественных, технических, гуманитарных и социальных наук и имеющие важное научное и практическое значение.

Конкурс на лучшие научные проекты, выполняемые молодыми учеными под руководством кандидатов и докторов наук в научных организациях Российской Федерации (“Мобильность”)

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований

Конкурс на лучшие проекты, выполняемые молодыми учеными (Эврика! Идея)

Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии