Официально


Минобрнауки проводит отбор на 2020/2021 учебный год федеральных государственных образовательных организаций, на подготовительных отделениях и факультетах которых иностранцы и лица без гражданства, поступающие на обучение в пределах соответствующей квоты, будут иметь право на обучение по дополнительным общеобразовательным программам, которые помогут им подготовиться к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований.



Госслужащий обязан незамедлительно уведомлять представителя нанимателя обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц, склоняющих его к коррупционным действиям. Такая норма предусмотрена в приказе Минпросвещения «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Министерства просвещения РФ к совершению коррупционных правонарушений», который зарегистрировал Минюст.



Министерство науки и высшего образования опубликовало План деятельности на период с 2019-го по 2024 годы. Документ доступен на сайте ведомства.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки «за неисполнение предписания в установленный срок» запретила прием в Московскую богословскую семинарию евангельских христиан-баптистов.






Новости № 7(2019)

Регионы


СНГ


Интердайджест


Получены новые данные о влиянии бактерий кишечника на настроение и их способности предотвращать депрессию. С подробностями - Sciencemag.org.

Находка обнаружена в ранее неизвестной семейной гробнице эпохи Птолемеев. Об этом рассказывает New York Times.

Изобретена таблетка с иглой для уколов внутри организма. Новость распространили MIT News; Science News.























В тройной спирали. Как растить кадры для науки.
Научная политика
№ 16(2018)

20.04.2018


Первым мероприятием головной программы Красноярского экономического форума стал круглый стол “Развитие кадрового потенциала науки: ставка на таланты” с участием президента РАН Александра Сергеева и руководителя ФАНО России Михаила Котюкова. 
Модератор обсуждения Владимир Княгинин (на нижнем снимке), вице-президент Фонда стратегических разработок, задавая рамки обсуждения, напомнил о принятых в последнее время документах, определяющих комплекс задач, стоящих перед научной общественностью: это указ Президента РФ о Стратегии технологического развития на долгосрочную перспективу и правительственный план по ее реализации; в значительной мере направленная на исполнение этого указа программа развития цифровой экономики, а также Национальная технологическая инициатива (НТИ). “Сама Стратегия построена на системе вызовов, но они актуальны тогда, когда есть люди, способные их принять, - подчеркнул В.Княгинин. - Вызовы принимают не исторические научные школы, не мемориальные доски, а реальные люди”. Иными словами, кадры, как и раньше, решают все. И первые свои вопросы модератор адресовал президенту РАН: в чем ключевые задачи кадровой политики Российской академии наук, можем ли мы сейчас принять эти вызовы?
А.Сергеев отметил, что, решая задачу обеспечения растущего темпа развития страны, поставленную, в частности, и в недавнем Послании Президента РФ Федеральному собранию, за ориентир нужно брать скорость развития инновационного сектора экономики в развитых странах. “А мы сможем двигаться в таком темпе только в том случае, если основным локомотивом роста экономики в стране станет наука, - подчеркнул президент РАН. Как этого достичь, учитывая технологическую отсталость страны и, “в общем, не очень нравящееся нам состояние науки и образования”? 
- Основное условие такого движения на базе научно-технологического развития - использование того начала креативности, созидательности, которое есть в нашем национальном, а точнее многонациональном характере, - сказал А.Сергеев, в качестве примера напомнив, как Россия достигла паритета с США по ядерному вооружению, несмотря на большую разницу в ресурсах. - Мне кажется, что основная задача в подготовке кадров - суметь не только раскрепостить это творческое начало на всех ступенях обучения, начиная со школы, но и создать условия для его правильной оценки и вписывания в процесс создания новой экономики. 
Прямое отношение к этому, по словам президента РАН, имеют вновь вспыхнувшая недавно дискуссия относительно ЕГЭ и отстаиваемое научной общественностью решение о судьбе аспирантуры. “То, что она “является ступенью высшего образования, большинство ученых считает неправильным”, - заметил он. А.Сергеев призвал “спокойно и критически” подойти к существующей системе аттестации знаний. “Конечно, самое простое - как в ГИБДД - сдать экзамен по билетам и поставить галочки. Но ведь в ГИБДД, даже если вы отлично по билетам сдали, вам права-то никто не даст, дальше вы с инструктором поедете по городу и формальные знания, которые получили, должны будете применить в ситуации, требующей креативного мышления, - продолжил ученый. - Нам надо на всех системах развития создать систему аттестации, которая могла бы уже со школы способствовать отбору людей с творческим началом и стимулированию их дальнейшего развития. Одних победителей олимпиад мало. Нужен целый толстый слой креативно мыслящих людей!” 
В.Княгинин в ответ возразил, что “народ с этим не согласен”: ставки на креативность недостаточно. Он напомнил ориентир, поставленный Президентом РФ: от 1,1% ВВП затрат на исследования и разработки дойти до 2%. Но ведь понятно, что если при той же самой системе научных исследований просто удвоить план работы, то “оставь надежду всяк сюда входящий”. Понятно, что систему придется реорганизовывать. Готова ли к этому академия? “Мне кажется, у вас карт-бланш со стороны сообщества, вам в течение двух лет простят самые кардинальные реформы”, - заметил модератор. 
- У нас большие планы по реформированию. Но оно, конечно, не делается в одночасье, - ответил глава РАН. 
Основная проблема сегодня, по его словам, заключается в том, что в академическом секторе науки работать практически нечем: инструментарий, которым пользуются ученые, “имеет возраст примерно такой же, как у новой России”. Вот цифры: балансовая стоимость научного оборудования - 260 млрд руб. Обновление происходит на 2,5 млрд руб. в год. То есть если двигаться такими темпами, на все потребуется сто лет! “Сейчас на первый план выходит задача инструментализации науки, - подчеркнул А.Сергеев. - Без инструментов вы не игрок на научном поле. Очень надеюсь, что на основе оценок, которые мы делаем и представляем в администрацию Президента РФ, в документах все же появятся долгожданные цифры об обновлении на 50% инструментального парка науки к 2024 году. 
Он пояснил, что в Стратегии задаются ориентиры на 2035 год, однако тогда отвечать за цифры будут уже не те, кто их принимал. А вот когда ставится задача на краткосрочный период (например, на 6 лет), - больше уверенности, что за достижение обозначенных индикаторов будут отвечать те же люди и подход будет иной.
Свою “кадровую историю” представил Александр Повалко, генеральный директор, председатель правления АО “РВК”. Российская венчурная компания исполняет функции проектного офиса НТИ.
- Нам приходится запускать дополнительные инструменты подготовки кадров, - поделился А.Повалко. - Это и университет НТИ, и создаваемые нами на базе университетов и научных институтов научные центры с тройственной задачей: подготовка кадров, исследовательская и инновационная деятельность. 
По словам гендиректора РВК, несмотря на то что через эти центры проходит довольно много народа, специалистов, которые могут решать задачи для не сформированных, а только формирующихся рынков, у нас “фантастически мало”. 
- В РАН для меня не хватает людей, которые были бы крайне адаптивны, способны решать нетривиальные задачи, очень быстро на все реагировать, - пожаловался А.Повалко. Он сообщил, что из шести центров НТИ, на конкурсной основе получивших господдержку, академических института - только два, и добавил: “К низкой интеллектуальной мобильности мы идем со школы! Сейчас почти для каждого человека есть возможность построить персональную траекторию обучения, мы же упорно загоняем всех в единый шаблон, а потом хотим креативности”. 
Первый заместитель министра энергетики Российской Федерации Алексей Текслер продолжил тему: “Все, что касается науки, начинается с дошкольного возраста, потом - профориентация в школе”. По его словам, сегодня ни школа, ни высшее образование пока не могут помочь молодому человеку определиться с тем, в чем он наиболее заинтересован. “Когда смогут, то, безусловно, лидеров молодых и не очень станет гораздо больше, - сказал замминистра. - Я считаю, что и высшая школа, и РАН должны активнее способствовать развитию молодых ученых. Молодежь адаптивна, у нее есть жилка коммерциализации того, что происходит в науке”.
Михаил Котюков заметил, что для научной молодежи сегодня очень важно не попасть в зависимость от стереотипов. “Система управления научными исследованиями требует серьезного осмысления, нам предстоит серьезно поработать, выстроить систему ценностей и приоритетов”, - заявил он. 
Глава ФАНО рассказал, что в этом году завершена работа по “откровенной и честной” оценке научной результативности институтов. “Примерно треть организаций у нас - настоящие лидеры, четверть - те, что здорово приотстали, остальные работают в среднем на достаточном уровне, - сообщил он. - Мы получили системы индикаторов, которые отчасти позволяют сказать, “что такое хорошо”, а что не очень, в области фундаментальных исследований. Это будет задавать ориентиры, в том числе и для научной молодежи, для тех, кто собирается в этой сфере искать реализацию своих способностей”.
Цифры, которые привел М.Котюков, впечатляли: только в академических организациях в ближайшие пять-семь лет понадобятся порядка 50 тысяч новых научных сотрудников. Только научных! Чтобы был виден масштаб проблемы, он назвал другие цифры: “Сейчас у нас 46 тыс. научных сотрудников, в 1988 году без учета союзных республик было 92 тыс. А целевые 2% ВВП на исследования и разработки тоже ведь кто-то должен наработать - это еще тысяч сто научных специалистов, которые должны прийти в компании. А придут они все - и 50 тысяч, и 100 тысяч - из высшей школы”. 
- Этот вызов для университетов сегодня - один из самых ключевых: так настроить систему подготовки, профориентации, взаимодействия с наукой и производством, чтобы люди четко понимали траекторию своего развития, - заявил глава ФАНО. - Благодаря решениям, которые принимались по зарплате и сейчас принимаются по инфраструктуре, у нас есть уникальная возможность сделать серьезный шаг вперед. Мы сегодня можем платить достойную зарплату в ведущих научных центрах. Конечно, еще есть над чем работать, и мы с Александром Михайловичем постоянно находимся в диалоге, но в целом параметры достигнуты очень существенные. А специалисты в науке сегодня востребованы абсолютно разные! Например, нам нужны руководители проектов, обладающие исследовательскими компетенциями, и руководители организаций, у которых есть, кроме того, серьезный багаж управленческих навыков: психологических, правовых, экономических и т.д. Соответственно, нужны и разные программы, как масштабные, в университетах, так и точечные, для подготовки лидеров - научных и в целом управленческих. В ближайший год именно этому будем посвящать свое основное время. 
Как можно было понять далее, речь шла о межведомственной, скоординированной программе подготовки кадров для науки, предлагающей разнообразие образовательных траекторий.
- И мы должны помнить, что через пять-семь лет в научные институты придут ребята, которые сейчас учатся на первых курсах вузов, а то и в старших классах школы, - добавил М.Котюков. - Они уже сейчас должны “ловить” эти горизонты. Точнее, мы им уже сейчас должны показать ориентиры и отладить систему, позволяющую эффективно работать в науке.
Кейс конкретной реализации механизма подготовки кадров “Школа ключевых исследователей” - серийной подготовки профессиональных управленцев в науке - представил ректор ТГУ Эдуард Галажинский. А первый заместитель генерального директора агентства по технологическому развитию Вадим Куликов рассказал о другом опыте работы с кадрами: агентство совместно с двумя десятками партнеров создает 10-15 рабочих групп из инженеров в возрасте до 30 лет. Группы выдвигают креативные идеи и разрабатывают на их основе проекты трансфера технологий. Лучшие из разработок презентуются руководителям корпораций, причем не только в России. В прошлом году за счет заинтересованных инвесторов началась реализация трех авторских кейсов.
Выступавшие сошлись на том, что решение проблемы подготовки научных кадров и кадровой проблемы в целом в условиях ограниченности средств возможно только во взаимодействии всех заинтересованных сторон. В.Княгинин сравнил его с “тройной спиралью”: все ветви крутятся, и если движение одной из них замедляется, две других это замедление компенсируют. Время от времени роли перераспределяются. Как заметил М.Котюков, “других акторов на этой поляне у нас нет, и нам надо договориться между собой, чтобы наши действия были системными”. 
После окончания круглого стола, выходя из зала, корреспондент “Поиска” успел задать вопрос Александру Сергееву.
- Сейчас тут говорили о том, что научные кадры надо готовить непрерывно, начиная чуть ли не с детского сада. А какова роль академии в этом?
- Роль огромная! - ответил президент РАН. - Я считаю, что одной из обязанностей академиков должна быть просветительская работа, может быть, даже ориентированная прежде всего на школу. Мы выступаем за то, чтобы вернуть в школу математику и физику в прежнем объеме, ведь они в первую очередь учат логике, креативности, моделированию. Для этого нужны государственные решения. Но ведь кроме того ребят надо правильно мотивировать, и абсолютно точно, что здесь сильнейшего эффекта можно было бы добиться благодаря встречам академиков со школьниками. Каждому человеку нужны какие-то маяки! Престиж науки в стране сейчас, к сожалению, очень невысок. В общественном мнении ученый зачастую - это какой-то лузер. И когда в школах ребята увидят творцов науки, услышат их интересные лекции, ситуация непременно начнет меняться. Поэтому в новом законопроекте предлагается включить просветительство в деятельность РАН. И это очень правильно!
Наталия БУЛГАКОВА 
Фото с сайта www.krskstate.ru


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Общими силами. РАН протестирует новые полномочия во взаимодействии с Росатомом.
Российская академия наук и госкорпорация «Росатом» подписали соглашение о сотрудничестве для проведения совместной научно-технической и иновационной деятельности. /№ 7(2019)
Подхватить и поддержать
Во время делового завтрака с журналистами председатель Совета РФФИ академик Владислав Панченко рассказал о состоянии дел в Фонде и о том, как возникают идеи новых конкурсов. /№ 7(2019)
Вдохновленные мощью. Российские ученые равняются на Менделеева.
В России стартовал Международный год Периодической таблицы химических элементов, с инициа­тивой проведения которого выступили Российская академия наук, Российское химическое общество им. Д.И.Менделеева, Минобрнауки, российские и зарубежные ученые. /№ 6(2019)

Новости


Российские студенческие отряды отметили 17 февраля свой официальный праздник.



Международные рабочие комиссии по сотрудничеству в рамках научных и образовательных "дорожных карт" между Россией, Францией и Германией будут сформированы в апреле 2019 года, сообщил ТАСС министр науки и высшего образования Михаил Котюков.



Создание научно-технологических центров будет способствовать достижению целей, которые поставлены в рамках нацпроекта «Наука», заявил министр науки и высшего образования Михаил Котюков на сессии «Инновационные научно-технологические центры. Какими они будут» Российского инвестиционного форума в Сочи.



На встрече с главами регионов в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что, участвуя в реализации нацпроекта «Образование», региональные власти должны рассчитывать не только на федеральные средства, но и на привлекать частных инвесторов.



В Минобрнауки не поддерживают идею о введении запрета на выезд из страны для молодых ученых, сообщил «Интерфаксу» министр Михаил Котюков.



Совет научной молодежи Сибирского отделения РАН обратился к Владимиру Путину с открытым письмом по поводу инициативы правительства лишить Сибирское отделение РАН права оперативного управления имуществом и землями Новосибирского научного центра.



Строительство источника синхротронного излучения СКИФ начнется в Новосибирске в 2021 году, сообщил в интервью ТАСС на Российском инвестиционном форуме в Сочи губернатор Новосибирской области Андрей Травников.



Конференции


С 28 по 30 мая 2019 года в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского) состоится Всероссийская научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов «Авиационные двигатели и силовые установки».

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

С 22 по 28 мая 2019 года в Архангельске проводится ежегодная 21-я Неделя арктической науки (Arctic Science Summit Week), учрежденная Международным арктическим научным комитетом (МАНК/IASC). Тематическая направленность саммита в 2019 году – «Изменения климата и обеспечение жизнедеятельности населения Арктики».

Текущие конкурсы


Российский научный фонд объявляет о начале приема заявок на «молодежные» конкурсы Президентской программы исследовательских проектов. Конкурсы проводятся по всем областям знания, предусмотренным классификатором РНФ, однако, научные исследования должны быть направлены на решение конкретных задач в рамках одного из определенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации приоритетов.

Конкурс на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований

Конкурс на лучшие проекты организации российских и международных научных мероприятий, проводимых в марте - декабре 2019 года на территории Российской Федерации

Конкурсы 2019 года на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимые совместно РФФИ и АНО ЭИСИ

Фонд инфраструктурных и образовательных программ совместно с Агентством по инновациям Израиля (бывший Офис главного ученого Министерства экономики Израиля) проводят восьмой отбор российско-израильских проектов промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Вакансии


08.02.2019
объявляет о проведении выборов на должность заведующего академической кафедрой истории и философии науки.

14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии