Официально


Общероссийский народный фронт направил правительству предложения в национальный проект «Образование», касающиеся подготовки учителей. Эксперты ОНФ предлагают ввести для будущих педагогов профессиональный экзамен, который позволит определить, насколько они готовы к педагогической деятельности, информирует ТАСС.



Студенты и преподаватели Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» получили поздравления со столетним юбилеем их вуза от председателя правительства Дмитрия Медведева.



Президент России Владимир Путин поздравил сотрудников, студентов и выпускников Уральского государственного юридического университета со столетием учебного заведения.



Правительство одобрило проект федерального закона «О внесении изменения в статью 92 ФЗ «Об образовании в РФ»». Законопроект инициирован с целью закрепить обязательный учет сведений о независимой оценке качества подготовки учащихся при государственной аккредитации образовательной деятельности.






Новости № 37(2018)

Регионы


Татарстан заключил соглашение с Сибирским отделением РАН. Церемония прошла в рамках Татарстанского нефтегазового форума-2018 с участием президента республики Рустама Минниханова, ректоров ведущих вузов Казани и делегации СО РАН, которую возглавлял первый заместитель председателя отделения Ренад Сагдеев.

Дальневосточный федеральный университет и Санкт-Петербургский политехнический университет займутся созданием цифровых двойников реальных изделий и производственных процессов.

Представители Пензенского госуниверситета и Mail.ru Group подписали соглашение о запуске проекта “Игросфера. Пенза”, направленного на подготовку кадров для игровой индустрии.

СНГ


В конце прошлого года в Молдавии был принят закон о внесении изменений в Кодекс о науке и инновациях, предусматривавший кардинальную реформу системы управления и финансирования науки в стране, прежде всего ее академического сектора. Произошедшее очень напомнило трансформацию Академии наук в России в 2013 году.

Интердайджест


Статья о первозданной короткой белковой молекуле - первом пептиде на Земле - опубликована учеными Ратгерского Университета (Rutgers University) в журнале Американского химического общества (American Chemical Society).

Американские астрономы утверждают, что причина, по которой Плутон утратил свой планетный статус, не обоснована, отмечает сетевое издание Phys.org. В 2006 году Международный астрономический союз (International Astronomical Union) - всемирная экспертная организация - постановил считать планетой небесное тело с наибольшей гравитацией на орбите, расчищающей последнюю от других тел.


В Николаевске Самарской губ. у буржуазии, оказывающей содействие чехословакам и белогвардейцам, уездный исполком постановил конфисковать все излишнее имущество, которое поступает в общее народное достояние. В Осташково на местную буржуазию Совдепом наложена контрибуция в 469 000 рублей. В Бологом выселяется из города в дальние поселки местная буржуазия. Помещения в городе занимаются рабочими. В Воронеже буржуазия выселяется из центра города на окраины. Рабочие переселяются в центральные улицы; замечается отъезд буржуазии на Украину.
















В тройной спирали. Как растить кадры для науки.
Научная политика
№ 16(2018)

20.04.2018


Первым мероприятием головной программы Красноярского экономического форума стал круглый стол “Развитие кадрового потенциала науки: ставка на таланты” с участием президента РАН Александра Сергеева и руководителя ФАНО России Михаила Котюкова. 
Модератор обсуждения Владимир Княгинин (на нижнем снимке), вице-президент Фонда стратегических разработок, задавая рамки обсуждения, напомнил о принятых в последнее время документах, определяющих комплекс задач, стоящих перед научной общественностью: это указ Президента РФ о Стратегии технологического развития на долгосрочную перспективу и правительственный план по ее реализации; в значительной мере направленная на исполнение этого указа программа развития цифровой экономики, а также Национальная технологическая инициатива (НТИ). “Сама Стратегия построена на системе вызовов, но они актуальны тогда, когда есть люди, способные их принять, - подчеркнул В.Княгинин. - Вызовы принимают не исторические научные школы, не мемориальные доски, а реальные люди”. Иными словами, кадры, как и раньше, решают все. И первые свои вопросы модератор адресовал президенту РАН: в чем ключевые задачи кадровой политики Российской академии наук, можем ли мы сейчас принять эти вызовы?
А.Сергеев отметил, что, решая задачу обеспечения растущего темпа развития страны, поставленную, в частности, и в недавнем Послании Президента РФ Федеральному собранию, за ориентир нужно брать скорость развития инновационного сектора экономики в развитых странах. “А мы сможем двигаться в таком темпе только в том случае, если основным локомотивом роста экономики в стране станет наука, - подчеркнул президент РАН. Как этого достичь, учитывая технологическую отсталость страны и, “в общем, не очень нравящееся нам состояние науки и образования”? 
- Основное условие такого движения на базе научно-технологического развития - использование того начала креативности, созидательности, которое есть в нашем национальном, а точнее многонациональном характере, - сказал А.Сергеев, в качестве примера напомнив, как Россия достигла паритета с США по ядерному вооружению, несмотря на большую разницу в ресурсах. - Мне кажется, что основная задача в подготовке кадров - суметь не только раскрепостить это творческое начало на всех ступенях обучения, начиная со школы, но и создать условия для его правильной оценки и вписывания в процесс создания новой экономики. 
Прямое отношение к этому, по словам президента РАН, имеют вновь вспыхнувшая недавно дискуссия относительно ЕГЭ и отстаиваемое научной общественностью решение о судьбе аспирантуры. “То, что она “является ступенью высшего образования, большинство ученых считает неправильным”, - заметил он. А.Сергеев призвал “спокойно и критически” подойти к существующей системе аттестации знаний. “Конечно, самое простое - как в ГИБДД - сдать экзамен по билетам и поставить галочки. Но ведь в ГИБДД, даже если вы отлично по билетам сдали, вам права-то никто не даст, дальше вы с инструктором поедете по городу и формальные знания, которые получили, должны будете применить в ситуации, требующей креативного мышления, - продолжил ученый. - Нам надо на всех системах развития создать систему аттестации, которая могла бы уже со школы способствовать отбору людей с творческим началом и стимулированию их дальнейшего развития. Одних победителей олимпиад мало. Нужен целый толстый слой креативно мыслящих людей!” 
В.Княгинин в ответ возразил, что “народ с этим не согласен”: ставки на креативность недостаточно. Он напомнил ориентир, поставленный Президентом РФ: от 1,1% ВВП затрат на исследования и разработки дойти до 2%. Но ведь понятно, что если при той же самой системе научных исследований просто удвоить план работы, то “оставь надежду всяк сюда входящий”. Понятно, что систему придется реорганизовывать. Готова ли к этому академия? “Мне кажется, у вас карт-бланш со стороны сообщества, вам в течение двух лет простят самые кардинальные реформы”, - заметил модератор. 
- У нас большие планы по реформированию. Но оно, конечно, не делается в одночасье, - ответил глава РАН. 
Основная проблема сегодня, по его словам, заключается в том, что в академическом секторе науки работать практически нечем: инструментарий, которым пользуются ученые, “имеет возраст примерно такой же, как у новой России”. Вот цифры: балансовая стоимость научного оборудования - 260 млрд руб. Обновление происходит на 2,5 млрд руб. в год. То есть если двигаться такими темпами, на все потребуется сто лет! “Сейчас на первый план выходит задача инструментализации науки, - подчеркнул А.Сергеев. - Без инструментов вы не игрок на научном поле. Очень надеюсь, что на основе оценок, которые мы делаем и представляем в администрацию Президента РФ, в документах все же появятся долгожданные цифры об обновлении на 50% инструментального парка науки к 2024 году. 
Он пояснил, что в Стратегии задаются ориентиры на 2035 год, однако тогда отвечать за цифры будут уже не те, кто их принимал. А вот когда ставится задача на краткосрочный период (например, на 6 лет), - больше уверенности, что за достижение обозначенных индикаторов будут отвечать те же люди и подход будет иной.
Свою “кадровую историю” представил Александр Повалко, генеральный директор, председатель правления АО “РВК”. Российская венчурная компания исполняет функции проектного офиса НТИ.
- Нам приходится запускать дополнительные инструменты подготовки кадров, - поделился А.Повалко. - Это и университет НТИ, и создаваемые нами на базе университетов и научных институтов научные центры с тройственной задачей: подготовка кадров, исследовательская и инновационная деятельность. 
По словам гендиректора РВК, несмотря на то что через эти центры проходит довольно много народа, специалистов, которые могут решать задачи для не сформированных, а только формирующихся рынков, у нас “фантастически мало”. 
- В РАН для меня не хватает людей, которые были бы крайне адаптивны, способны решать нетривиальные задачи, очень быстро на все реагировать, - пожаловался А.Повалко. Он сообщил, что из шести центров НТИ, на конкурсной основе получивших господдержку, академических института - только два, и добавил: “К низкой интеллектуальной мобильности мы идем со школы! Сейчас почти для каждого человека есть возможность построить персональную траекторию обучения, мы же упорно загоняем всех в единый шаблон, а потом хотим креативности”. 
Первый заместитель министра энергетики Российской Федерации Алексей Текслер продолжил тему: “Все, что касается науки, начинается с дошкольного возраста, потом - профориентация в школе”. По его словам, сегодня ни школа, ни высшее образование пока не могут помочь молодому человеку определиться с тем, в чем он наиболее заинтересован. “Когда смогут, то, безусловно, лидеров молодых и не очень станет гораздо больше, - сказал замминистра. - Я считаю, что и высшая школа, и РАН должны активнее способствовать развитию молодых ученых. Молодежь адаптивна, у нее есть жилка коммерциализации того, что происходит в науке”.
Михаил Котюков заметил, что для научной молодежи сегодня очень важно не попасть в зависимость от стереотипов. “Система управления научными исследованиями требует серьезного осмысления, нам предстоит серьезно поработать, выстроить систему ценностей и приоритетов”, - заявил он. 
Глава ФАНО рассказал, что в этом году завершена работа по “откровенной и честной” оценке научной результативности институтов. “Примерно треть организаций у нас - настоящие лидеры, четверть - те, что здорово приотстали, остальные работают в среднем на достаточном уровне, - сообщил он. - Мы получили системы индикаторов, которые отчасти позволяют сказать, “что такое хорошо”, а что не очень, в области фундаментальных исследований. Это будет задавать ориентиры, в том числе и для научной молодежи, для тех, кто собирается в этой сфере искать реализацию своих способностей”.
Цифры, которые привел М.Котюков, впечатляли: только в академических организациях в ближайшие пять-семь лет понадобятся порядка 50 тысяч новых научных сотрудников. Только научных! Чтобы был виден масштаб проблемы, он назвал другие цифры: “Сейчас у нас 46 тыс. научных сотрудников, в 1988 году без учета союзных республик было 92 тыс. А целевые 2% ВВП на исследования и разработки тоже ведь кто-то должен наработать - это еще тысяч сто научных специалистов, которые должны прийти в компании. А придут они все - и 50 тысяч, и 100 тысяч - из высшей школы”. 
- Этот вызов для университетов сегодня - один из самых ключевых: так настроить систему подготовки, профориентации, взаимодействия с наукой и производством, чтобы люди четко понимали траекторию своего развития, - заявил глава ФАНО. - Благодаря решениям, которые принимались по зарплате и сейчас принимаются по инфраструктуре, у нас есть уникальная возможность сделать серьезный шаг вперед. Мы сегодня можем платить достойную зарплату в ведущих научных центрах. Конечно, еще есть над чем работать, и мы с Александром Михайловичем постоянно находимся в диалоге, но в целом параметры достигнуты очень существенные. А специалисты в науке сегодня востребованы абсолютно разные! Например, нам нужны руководители проектов, обладающие исследовательскими компетенциями, и руководители организаций, у которых есть, кроме того, серьезный багаж управленческих навыков: психологических, правовых, экономических и т.д. Соответственно, нужны и разные программы, как масштабные, в университетах, так и точечные, для подготовки лидеров - научных и в целом управленческих. В ближайший год именно этому будем посвящать свое основное время. 
Как можно было понять далее, речь шла о межведомственной, скоординированной программе подготовки кадров для науки, предлагающей разнообразие образовательных траекторий.
- И мы должны помнить, что через пять-семь лет в научные институты придут ребята, которые сейчас учатся на первых курсах вузов, а то и в старших классах школы, - добавил М.Котюков. - Они уже сейчас должны “ловить” эти горизонты. Точнее, мы им уже сейчас должны показать ориентиры и отладить систему, позволяющую эффективно работать в науке.
Кейс конкретной реализации механизма подготовки кадров “Школа ключевых исследователей” - серийной подготовки профессиональных управленцев в науке - представил ректор ТГУ Эдуард Галажинский. А первый заместитель генерального директора агентства по технологическому развитию Вадим Куликов рассказал о другом опыте работы с кадрами: агентство совместно с двумя десятками партнеров создает 10-15 рабочих групп из инженеров в возрасте до 30 лет. Группы выдвигают креативные идеи и разрабатывают на их основе проекты трансфера технологий. Лучшие из разработок презентуются руководителям корпораций, причем не только в России. В прошлом году за счет заинтересованных инвесторов началась реализация трех авторских кейсов.
Выступавшие сошлись на том, что решение проблемы подготовки научных кадров и кадровой проблемы в целом в условиях ограниченности средств возможно только во взаимодействии всех заинтересованных сторон. В.Княгинин сравнил его с “тройной спиралью”: все ветви крутятся, и если движение одной из них замедляется, две других это замедление компенсируют. Время от времени роли перераспределяются. Как заметил М.Котюков, “других акторов на этой поляне у нас нет, и нам надо договориться между собой, чтобы наши действия были системными”. 
После окончания круглого стола, выходя из зала, корреспондент “Поиска” успел задать вопрос Александру Сергееву.
- Сейчас тут говорили о том, что научные кадры надо готовить непрерывно, начиная чуть ли не с детского сада. А какова роль академии в этом?
- Роль огромная! - ответил президент РАН. - Я считаю, что одной из обязанностей академиков должна быть просветительская работа, может быть, даже ориентированная прежде всего на школу. Мы выступаем за то, чтобы вернуть в школу математику и физику в прежнем объеме, ведь они в первую очередь учат логике, креативности, моделированию. Для этого нужны государственные решения. Но ведь кроме того ребят надо правильно мотивировать, и абсолютно точно, что здесь сильнейшего эффекта можно было бы добиться благодаря встречам академиков со школьниками. Каждому человеку нужны какие-то маяки! Престиж науки в стране сейчас, к сожалению, очень невысок. В общественном мнении ученый зачастую - это какой-то лузер. И когда в школах ребята увидят творцов науки, услышат их интересные лекции, ситуация непременно начнет меняться. Поэтому в новом законопроекте предлагается включить просветительство в деятельность РАН. И это очень правильно!
Наталия БУЛГАКОВА 
Фото с сайта www.krskstate.ru


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Кусок пирога. Президиум РАН познакомили с нацпроектом “Наука”.
Благодаря новому майскому указу и изменению структуры федеральных органов исполнительной власти для академического сообщества лето-2018 выдалось рабочим и горячим. Видимо, поэтому первое после каникул заседание Президиума Российской академии наук было проведено в начале сентября... /№ 36(2018)
О путях и путах. Удастся ли России пробиться в пятерку мировых лидеров?
Главной темой VI Международного форума технологического развития “Технопром”, одного из крупнейших технологических мероприятий России, ежегодно проходящего в Новосибирске, на этот раз стали способы достижения российской экономикой технологического лидерства на основе разработки и внедрения наукоемких технологий. /№ 36(2018)
Порыв к прорыву. Путь в лидеры лежит через науку.
В ближайшие годы Россия должна войти в пятерку мировых научных лидеров. Однако, как метко заметил на симпозиуме “Стратегия России: векторы прорыва и рецепты успеха” заместитель президента Российской академии наук член-корреспондент РАН Владимир Иванов, никто из стран-лидеров не готов “подвинуться и уступить нам свое место”... /№ 35(2018)

Новости


Роспатент и Федеральный институт промышленной собственности продолжают работу по выявлению лидеров подачи электронных заявок на регистрацию изобретений и полезных моделей.



Российские школы и вузы получат учебники в рамках образовательной программы «Права человека», разработку которой в 2017 году инициировала уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.



Заместитель председателя правительства Алексей Гордеев и помощник Президента РФ Андрей Фурсенко провели заседание Совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (ФНТП). Речь шла о формировании условий для развития научно-технической деятельности в агропроме и повышении его конкурентоспособности.



Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил сведения о среднемесячной заработной плате работников научных организаций по должностям за первое полугодие 2018 года. Исследователи отметили значительное сокращение разрыва в размере зарплат руководителей и научных сотрудников.



С 2022 года Единый госэкзамен по иностранному языку станет обязательным. Об этом сообщил на Всероссийской встрече с родителями руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.



Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий провел расширенное заседание ректората, посвященное участию университета в национальном проекте «Наука». Руководитель МГУ поставил задачу всем подразделениям включиться в государственные инициативы в области развития науки. Об этом сообщает пресс-служба вуза.



Галина Золина покидает пост ректора Российского государственного аграрного университета - Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева. Об этом сообщается на сайте вуза.

Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


Конкурс на издание лучших научных трудов

Конкурс на издание лучших научно-популярных трудов

Конкурс научных проектов фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Москвы

Российская академия наук объявляет конкурс на соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Академией наук Абхазии

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии