Операция «Преемники». Научную элиту будут готовить со школьной скамьи.
Научная политика
№ 9(2019)

01.03.2019

 

Обсуждение пилотного проекта по созданию сети опорных (или базовых) школ Российской академии наук стало главным пунктом повестки последнего заседания Президиума РАН. Как сообщил главный докладчик по этому вопросу вице-президент РАН Алексей Хохлов, по предварительным данным, участниками проекта станут 110 школ, расположенных в 32 субъектах Федерации. Список конкретных учебных заведений еще не утвержден и в ходе обсуждения может быть модифицирован. Для каждого региона определен свой координатор.
 - Мы старались отобрать кандидатов, которые стремятся вкладывать душу в этот проект, - подчеркнул академик. В команде координаторов - академики и члены-корреспонденты РАН, доктора и кандидаты наук.
Напомним, что решение о запуске пилотного проекта, разработанного академиками совместно с Министерством просвещения РФ, было объявлено в феврале на полях Российского инвестиционного форума в Сочи. 
Опорные школы (одна или несколько в каждом субъекте) должны стать площадками, где, занимаясь со школьниками, члены академии будут вовлекать своих потенциальных преемников в исследовательскую деятельность.
Как ожидается, одним из основных эффектов от реализации этого проекта должно стать повышение среднего уровня общего образования - благодаря тому, что поднимется уровень организации работы со школьниками, настроенными на получение научных знаний. Базовые школы РАН будут тесно взаимодействовать с академическими структурами и ведущими университетами. Обеспечением этого процесса и займутся региональные координаторы, половина из них, как уточнил А.Хохлов, трудится в крупных вузах. В опорных школах появятся профильные учебные курсы и факультативы, в том числе исследовательской и проектной направленности. Академики и члены-корреспонденты РАН будут выступать с лекциями и давать школьникам индивидуальные консультации. Успешные выпускники получат рекомендации, которые пригодятся им в начале научной карьеры. Также среди планируемых эффектов проекта - создание «точек роста» и распространение опыта подготовки молодых ученых, формирование у школьников навыков исследовательской деятельности. 
- В конечном итоге этот проект должен способствовать созданию сообщества профессионалов, нацеленных на решение актуальных проблем образования, науки и практики, обеспечить приток молодых ученых в образовательные организации и исследовательские центры нашей страны, - подчеркнул вице-президент РАН.
Отбору школ, участвующих в эксперименте, предшествовала экспертиза, в ходе которой учитывались как достижения их выпускников в олимпиадах и успехи в выстраивании своих дальнейших образовательных траекторий, так 
и территориальная близость к НИИ и крупным вузам. Модели опорных школ РАН могут быть разными: профильные, с углубленным изучением ряда предметов на всех уровнях обучения; школы-лаборатории, в которых ученики будут заниматься научно-исследовательской работой, в том числе на базе ведущих институтов; школы при университете или школы-ресурсные центры с возможностью проведения занятий для мотивированных учащихся других учебных заведений; смешанная модель. 
Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева заявила о необходимости сформировать совет по взаимодействию со школами РАН. Ее министерство берет на себя обеспечение организационно-правовой части проекта. Предполагается, что закупка нового оборудования для опорных школ РАН обойдется в 1 млрд рублей. Из федерального бюджета будет выделена половина необходимых средств, остальную часть, как полагают в Минпросвещения и академии, обеспечат частные инвесторы. 
О.Васильева обратила особое внимание на то, что какого-либо серьезного структурного реформирования школ, которые станут опорными для РАН, не будет. Но, вероятнее всего, из муниципального подчинения они перейдут в региональное.
- Программа опорных школ РАН - это некая смычка между нацпроектами «Образование» и «Наука», поскольку речь идет о подготовке соответствующих кадров для научно-образовательных цент-ров. Проект находит понимание у руководителей регионов, ведь губернаторы ответственны за их развитие, поэтому было бы вполне естественно перевести базовые школы в их подчинение, - считает президент РАН Александр Сергеев. 
Организаторы проекта рассчитывают на то, что за счет повышения своего статуса школы РАН положительно повлияют на общий уровень работы муниципальных и региональных учебных заведений.  

 


Вернуться к статье