Еще есть шанс. Спасать надо не академию, а Россию.
Научная политика
№ 36(2013)

06.09.2013

Практически все ученые, и не только они, безоговорочно отвергли так называемую реформу трех российских академий и осудили то, как ее начало проводить правительство. Причем с одобрения, а скорее всего - и по инициативе президента. Одновременно ученые настаивают на том, что реформа нужна, но проводить ее следует не в авральном порядке и не путем “выкручивания рук”, а демократическим способом. То есть она обязательно должна пройти публичное обсуждение, так как судьба всего общества в конечном итоге зависит от того, как развивается отечественная наука. Поэтому, не дожидаясь высочайшего соизволения, ученые приступили к такому обсуждению. В частности, на Координационном совете Санкт-Петербургского союза ученых, на заседаниях руководящих органов Общества научных работников (ОНР), Российской ассоциации содействия науки (РАСН) и других общественных организаций.
Естественно, уже на этих заседаниях выявились определенные разногласия в оценках и видении того, какая реформа нужна самим ученым и как ее следует проводить. Эти расхождения показали, что у ученых имеются альтернативные и в чем-то даже диаметрально противоположные идеи, предложения и концепции реформы. Значит, научное сообщество не закостенело, не потеряло способности сомневаться, исследовать, критиковать, находить истину, отстаивать ее и вообще позиции науки. В отличие от горе-реформаторов научное сообщество в основном думает не только и не столько о своих собственных интересах, но о том, какая наука и какое образование нужны России, какая страна и какие реформы нужны ее гражданам. И хотя прошло не так уж много времени, уже можно попытаться совместно отделить первые зерна от плевел, более или менее удачное от никуда негодного, замечательное от неприемлемого.
Академия наук в России создавалась для формирования научной основы и научного сопровождения ускоренного развития или, как нынче говорят, для модернизации страны, дабы наше государство вошло в число передовых мировых держав. Благодаря такой национальной и патриотической концепции академии Россия сделала несколько мощных исторических рывков вперед, без которых само ее дальнейшее существование было бы поставлено под сомнение.
В частности, в петровские времена Россия стала европейской державой, в советские (1930-1960) - второй мировой, главным соперником США и всего Запада. В 1980-е годы была задача выйти с честью из кризиса, носившего преимущественно субъективный характер, и вырваться вперед, обогнав США, в том числе и по уровню жизни большинства граждан. И шанс на такой рывок был. В 1950-1960-е годы темпы роста экономики СССР превосходили темпы роста экономики США и всех других ведущих западных стран. Если бы не псевдореформаторы конца 1980-х годов, загубившие СССР, эту задачу, без всякого сомнения, решили бы. Во всяком случае, СССР и КНР по-прежнему являлись бы одним из полюсов биполярного мира, а совместный потенциал этих двух стран к концу первого десятилетия XXI века превосходил бы потенциал не только США, но и всех стран НАТО вместе взятых.
Теперь же, в результате “славного” двадцатилетия “возрождения России”, перед страной стоит более сложная и трудновыполнимая, но, тем не менее, такая же судьбоносная задача: остановить процесс деградации и фактической ликвидации РФ. А далее заново приступить к той всемирно-исторической задаче, решение которой было бездарно и преступно провалено псевдореформаторами в конце ХХ века. Именно успех решения этой национальной задачи и должна обеспечить концепция реформы РАН и всей науки, а также всего образования. Конечно, многое уже потеряно, но еще не все и не окончательно. Реформа РАН, безусловно, должна иметь целостный, комплексный характер и явиться первой и неотъемлемой частью реформы всей науки и всего образования, которую необходимо провести. Из этой цели следует исходить при подготовке законопроекта реформы, альтернативного правительственному.
Реформу необходимо проводить в “штатном” порядке и демократическим способом. Перед внесением в Государственную Думу РФ проект должен пройти обязательное открытое обсуждение, прежде всего в научном сообществе, а также всеми заинтересованными гражданами. Его должны внести в ГД сами ученые. Таким же образом следует проводить реформу вузовской науки, образования и осуществлять все иные назревшие перемены. Ведь их первостепенная цель - вновь вывести страну в научные лидеры. А для этого надо сделать науку престижной и востребованной обществом и экономикой. Сделать доступным и востребованным все образование, в том числе высшее. Без хорошо образованного, самостоятельно мыслящего населения не может быть будущего ни у науки, ни у страны. Без достижения этой цели невозможно достичь и двух других.
Поставило ли для себя и страны правительство эти цели? Нет. Несут ли правительство и президент ответственность за это перед каждым гражданином и страной? Безусловно. Всю полноту ответственности, в том числе и моральной. Несут ли граждане страны, в том числе руководство РАН, ответственность за это же? Несомненно. В частности, за то, что у страны до сих пор такое правительство. Но все - в разной степени. Должны ли в силу этого граждане, прежде всего ученые, в том числе руководство РАН, сделать все от них зависящее, чтобы началась именно та реформа, которая нужна стране, но, очевидно, ни к чему правительству? Обязаны, ибо это их гражданский долг и право, если, конечно, Конституция РФ еще имеет хоть какое-то значение, в первую очередь юридическое.
Основу концепции и способа проведения всех реформ составляют три основополагающих принципа:
1. Профессионализм. Реформу должны проводить наиболее выдающиеся ученые, занимавшиеся созданием новых научных институтов, научных школ и т.д., по поручению (мандату) всего научного сообщества и в соответствии с законом, принятым на основе данной концепции.
2. Демократизм. Реформа готовится, обсуждается и одобряется всем научным сообществом, которое после ее принятия постоянно контролирует ход реализации, внося необходимые поправки. Все предложения и проекты имеют автора. Каждый несет ответственность за то, что предложил, и за ту реализацию, за которую взялся. Реформа предусматривает обеспечение свободы исследования и обнародования результатов исследования, действительной свободы избирать и быть избранным на научные должности.
3. Гуманизм. Уважение и доверие к человеку. Гарантия права на научную работу, заработную плату и пенсию, дающие обеспеченную жизнь.
Для того чтобы вывести страну в число первых мировых держав, РАН, считаю, обязана проводить фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук и принимать участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых за счет средств федерального бюджета научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования.
Разрабатывать в инициативном порядке и по заданию правительства, президента или ГД РФ национальные и иные проекты развития науки, образования и страны, передавая подготовленные проекты в правительство, администрацию президента или в ГД. Проводить научную экспертизу самостоятельно и по заданию правительства, президента или ГД. В каждом из этих случаев заключаются соответствующие договоры, в которых прописываются обязательства сторон и санкции, в том числе финансовые, за их невыполнение.
Финансовое обеспечение выполнения этой задачи РАН является государственной обязанностью, вносится отдельной строкой в бюджет страны. При этом уровень обеспечения не может быть к концу реформы ниже 2,5% от ВВП. Финансирование фундаментальных исследований из средств федерального бюджета доводится поэтапно до этого уровня, например, к 2018 году.
Для выполнения других заказов, кроме государственных, РАН имеет право получать финансирование, согласно законодательству и заключенным договорам также с негосударственными, в том числе иностранными, юридическими лицами.
В федеральном государственном бюджете вводится отдельная строка “Наука и инновации” с подразделением на “Фундаментальные исследования” и “Прикладные исследования и инновации”. В разделе “Фундаментальные исследования” вводятся подразделы по каждой из государственных академий.
Разработка и реализация специальных “Программ научного обеспечения долгосрочного научно-технического прогресса” (на 5, 10 и 20 лет) также отражаются отдельной строкой в бюджете РАН и государственном бюджете.
Российская академия наук сохраняет право владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности и переданным ей в безвозмездную аренду, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Федеральным законом “О науке и государственной научно-технической политике” и Уставом РАН.
С целью повышения эффективности Финансово-экономическое управление (ФЭУ РАН) ежегодно отчитывается перед Общим собранием РАН и перед Правительством РФ.
Российская академия наук состоит из членов РАН - действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов, избираемых Общим собранием этой академии, а также из научных сотрудников подведомственных Российской академии наук организаций, избираемых по конкурсу в соответствии с Уставом РАН.
Высшим органом управления Российской академии наук является Общее собрание РАН. Членами Общего собрания РАН являются действительные члены (1/3 общего числа), члены-корреспонденты РАН (1/3 общего числа) и научные сотрудники, доктора и кандидаты наук (1/3 общего числа), выбираемые от научных организаций, подведомственных Российской академии наук, сроком на 5 лет по квотам, устанавливаемым Общим собранием академии, на общих собраниях научных сотрудников либо на ученых советах этих организаций тайным голосованием.
Основным структурным звеном Российской академии наук является институт РАН, главная цель которого состоит в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований. Институт Российской академии наук возглавляет директор института, избираемый из числа ведущих ученых на Общем собрании РАН или Общем собрании отделения академии (регионального отделения академии) путем тайного голосования из числа всех зарегистрированных кандидатов, если за него предварительно проголосовало большинство на общем собрании трудового коллектива либо Ученого совета института.
Любой руководитель в РАН уходит в отставку с занимаемой им руководящей должности по достижении установленного законодательством пенсионного возраста либо предельного возраста или срока занятия этой должности, установленного Общим собранием РАН, например 70 лет, и, по его желанию, переводится на должность советника или другую должность, занятие которой не ограничено по законодательству.
Концепция (или концепции) альтернативной реформы РАН после обсуждения научными работниками РАН (в институтах, общественных организациях, в СМИ, в том числе в Интернете) вносится на обсуждение и одобрение Общего собрания РАН. При необходимости РАН вносит соответствующие изменения в Устав РАН. После чего на основе одобренной Общим собранием РАН концепции и на основе измененного Устава РАН подготовленный и одобренный тем же Общим собранием законопроект реформы передается в профильный комитет Государственной Думы РФ.
Ученые сами еще, быть может, не догадываются, что, независимо от того, как повернутся события в сентябре, они уже одержали победу, внешне незаметную, но самую настоящую и очень важную. Одержали ее для себя, для страны, для ее будущего и для всех ее граждан. Победу над собой, над своей нерешительностью, разобщенностью, неуверенностью, над своими сомнениями и страхами, предостережениями со стороны. А еще над теми, кто самоуверенно полагал, что “дело в шляпе”.
Что ж, правительства, министры, премьер-министры и даже президенты, сколько бы формальных сроков у них ни было, приходят и уходят. А страны и народы остаются. Останется и Россия. Наша страна.

Михаил КОНАШЕВ,
Санкт-Петербургский
союз ученых
Фото предоставлено автором


Вернуться к статье