Единое делимое? Чем грозит реформа Новосибирскому академгородку.
Научная политика
№ 06(2014)

07.02.2014

Участники круглого стола “Будущее Академгородка”, собравшиеся в конференц-зале администрации Советского района Новосибирска, выглядели весьма встревоженными. Зал был полон: судьба прославленного на весь мир места работы и обитания сибирских ученых заботила всех - и районные власти, и руководство СО РАН и технопарка, и директоров институтов, и представителей общественности.


Сухой остаток реформы академий продемонстрировал председатель СО РАН Александр Асеев: институты Новосибирского научного центра, формирующие бюджет территории Академгородка, большую часть средств в этом году будут получать уже через Москву каждый по отдельности. Это создаст дополнительные угрозы волюнтаристского изменения объемов выделяемых средств. “Тому, что произошло, способствовала наша общая нечеткая позиция в отстаивании своих интересов”, - констатировал Александр Леонидович.
Другой аспект проблемы осветил в своем выступлении генеральный директор технопарка Новосибирского академгородка Дмитрий Верховод. С момента образования СО АН СССР в 1957 году Новосибирский академгородок был единым землевладением. Ситуацию не изменили ни перестройка, ни лихие 1990-е, ни 2000-е - благодаря мудрым решениям мэров Новосибирска Виктора Толоконского, а затем Владимира Городецкого земля осталась за Сибирским отделением и впоследствии была объявлена федеральной собственностью.
Реформа РАН несет кардинальные перемены: часть земли, на которой стоят институты, переходит в ведение ФАНО, часть участков остается у СО РАН, но непонятно, сумеют ли их содержать, так как раньше весь земельный налог компенсировался из федерального бюджета, еще часть перейдет в муниципальную собственность.
Риски велики: точечная застройка на распроданных участках может окончательно перегрузить изношенную донельзя инфраструктуру Академгородка, в частности коммунальные сети. Единственный способ избежать этих угроз - сохранить контроль в рамках треугольника “СО РАН - НГУ - инновационное сообщество”, разработав программу развития территории как инновационно-образовательного комплекса. Здесь тот самый случай, когда “помогло несчастье” - клубок муниципально-регионально-федеральной подчиненности Академгородка был очень запутан, и до сих пор не было стратегии развития территории и даже генплана. Участники круглого стола полагают, что реформа РАН даст толчок к разработке этих документов.
Возможны разные варианты решения проблемы - и особый статус Академгородка на федеральном или хотя бы региональном уровне, и создание центра образования, исследований и разработок поручением президента, и объявление территории особой экономической технико-внедренческой зоной. Но для проведения в жизнь этих планов нужны объединенные усилия всех хозяйствующих на территории субъектов, муниципальных властей, общественности.
Попутно можно решить немало важных для ученых и просто граждан задач. Например, Александр Асеев предложил объявить Академгородок бескоррупционной зоной. Для этого, по его мнению, все крупные субъекты, действующие на территории, должны информировать друг друга о важных финансовых и хозяйственных решениях. Другим инструментом профилактики коррупции председатель СО РАН считает неотвратимость наказания за совершенные злоупотребления. В качестве примеров он привел несостоятельные компании в сфере ЖКХ, которые агитировали жителей подписать с ними договоры на обслуживание, собирали платежи, а затем без особых проблем объявляли себя банкротами.
Участники круглого стола также высказались за уточнение территориального статуса научного центра, вольготно раскинувшегося в зоне ответственности Советского района города Новосибирска и Новосибирского сельского района Новосибирской области. “Академгородок должен иметь четко выраженные административные границы. Без лишнего ажиотажа к этому надо последовательно идти. Пора объединить усилия и двигаться вместе”, - призвал в заключение академик Асеев.


Ольга КОЛЕСОВА


Вернуться к статье