Официально


С 2019 года Международная энергетическая премия «Глобальная энергия» будет вручаться в трех номинациях: «традиционная энергетика», «нетрадиционная энергетика» и «новые направления в применении энергии», сообщает пресс-служба премии.



Минобрнауки проводит отбор на 2020/2021 учебный год федеральных государственных образовательных организаций, на подготовительных отделениях и факультетах которых иностранцы и лица без гражданства, поступающие на обучение в пределах соответствующей квоты, будут иметь право на обучение по дополнительным общеобразовательным программам, которые помогут им подготовиться к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований.

Госслужащий обязан незамедлительно уведомлять представителя нанимателя обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц, склоняющих его к коррупционным действиям. Такая норма предусмотрена в приказе Минпросвещения «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Министерства просвещения РФ к совершению коррупционных правонарушений», который зарегистрировал Минюст.

Министерство науки и высшего образования опубликовало План деятельности на период с 2019-го по 2024 годы. Документ доступен на сайте ведомства.




Новости № 7(2019)

Регионы


СНГ


Интердайджест


Получены новые данные о влиянии бактерий кишечника на настроение и их способности предотвращать депрессию. С подробностями - Sciencemag.org.

Находка обнаружена в ранее неизвестной семейной гробнице эпохи Птолемеев. Об этом рассказывает New York Times.

Изобретена таблетка с иглой для уколов внутри организма. Новость распространили MIT News; Science News.























Происшествия отменяются? Оригинальные разработки сибирских ученых помогают предотвращать аварии.
Наука
№ 25(2014)

20.06.2014

Объединенные усилия больших коллективов позволяют решать самые сложные мультидисциплинарные научно-технические задачи. Примером крупного и успешного альянса, создающего методы и приборы для оптической диагностики процессов в различных областях промышленности, транспорта и энергетики, служит сотрудничество ряда научных учреждений Новосибирского академгородка. О том, чего удалось добиться такому содружеству, рассказал заместитель директора Института теплофизики СО РАН член-корреспондент РАН Дмитрий МАРКОВИЧ.

- Вопросами, связанными с оптической диагностикой процессов, занимаются сообща несколько крупных коллективов специалистов, - объясняет Дмитрий Маркович. - Это наш Институт теплофизики СО РАН (группы - моя и профессора Владимира Меледина), Институт автоматики и электрометрии СО РАН (группа профессора Олега Потатуркина), коллектив Конструкторско-технологического института научного приборостроения СО РАН под руководством его директора профессора Юрия Чугуя. Мы взаимодействуем на протяжении многих лет не только друг с другом, но и с рядом внедренческих компаний. Интеграция позволила объединить оптические методы идеологически, информационно и практически на общей конструкторско-технологической платформе. Мы создали базу для эффективной диагностики многофазных и реагирующих потоков в научных и промышленных установках, контроля параметров горячего и холодного проката в металлургическом производстве и мониторинга колесных пар на железнодорожном транспорте в режиме реального времени.
- Что представляют собой ваши разработки и какими возможностями обладают?
- Невозмущающие оптические приборы, которыми мы занимаемся, используют электромагнитное излучение в разных диапазонах - от инфракрасного до ультрафиолетового и даже рентгеновского для определения параметров исследуемого объекта. В качестве основных физических принципов применяются законы рассеяния, которые “работают” либо на искусственно введенных в поток, либо на естественных трассерах. Обработка изображений созданными программно-алгоритмическими комплексами цифровой трассерной визуализации (международное название - Particle Image Velocimetry (PIV)) дает мгновенные распределения скоростей в потоке. Разработаны томографические измерительные системы, с помощью которых можно получать пространственные распределения скоростей и структур потоков жидкостей и газов с высоким разрешением. PIV-томография требует решения обратных задач с использованием огромных массивов данных, применения технологий параллельных вычислений и суперкомпьютеров, но получаемая экспериментальная физическая информация значима и уникальна.
Другой класс созданных оптических методов использует молекулярные трассеры. Благодаря им определяется широкий набор величин, включая химический состав и распределение температур в потоках жидкостей и газов в научных исследованиях и промышленных приложениях.
Все эти научные разработки реализованы нашим объединенным коллективом в виде “линеек приборов” и систем для бесконтактной и точной оптической диагностики. Наши измерительные системы серий “ПОЛИС”, “ЛАД-0”, “Корвет” для диагностики кинематики и структуры потоков используются для создания новых технологий в энергетике, аэрокосмической отрасли, для фундаментальной метрологии в Государственном первичном эталоне единицы скорости воздушного потока. Они внедрены на нескольких десятках предприятий, в НИИ, университетах.
- В каких отраслях ваши разработки наиболее востребованы?
- В частности, в одной из основных для России - энергетике. При диагностике процессов сжигания углеводородного топлива мы реализуем эффективные способы управления, обеспечивающие экономию, уменьшение загрязняющих выбросов, устойчивость и безопасность. Создание и реализация этих методов основаны на знании распределений скорости, температуры, концентрации компонентов в сложных динамических системах, например таких, как турбулентное пламя. Регистрация и анализ актуальных физических параметров позволили оперативно и выборочно управлять режимами горения, существенно повысив эффективность, экологичность и безопасность технологий сжигания углеводородного топлива.
Впервые в мире мы оснастили крупномасштабные лабораторные установки, моделирующие процессы в паровых турбинах, совместно с Московским энергетическим институтом. Сейчас обсуждается внедрение наших диагностических систем на предприятиях, производящих паровые турбины. Это крайне сложная задача в техническом плане.
Для успешного решения прикладных задач нужно пройти длинную цепочку лабораторных исследований, математического моделирования, прототипирования, испытаний в полупромышленных масштабах, реализации и внедрения. Из этой цепочки нельзя изъять ни одно звено. Сложность и многомасштабность физических эффектов, лежащих в основе промышленных технологий, часто не допускают прямого переноса результатов с лабораторных моделей на промышленные технологии.
Показательный пример - гидроэнергетика. С помощью лабораторных моделей гидротурбин, оснащенных средствами нашей диагностики, можно получить информацию о разных процессах, явлениях и закономерностях, таких, например, как зарождение кавитации, разрушающей турбины. Можно оценивать основные характеристики нестационарных турбулентных потоков, верифицировать математические модели и компьютерные коды.
Говоря о гидроэнергетике, не могу не поделиться нашими планами по восстановлению высоконапорной лаборатории на Красноярской гидроэлектростанции. Это уникальное сооружение, которое было введено в строй в 1970-е годы и представляет собой несколько гидродинамических каналов, в которых жидкость движется под действием естественного перепада воды (около 100 метров). Возможности этой лаборатории огромны, и в случае ее второго рождения начнется моделирование процессов в реальных масштабах в гидроэнергетике и в оборонных приложениях. Сейчас нашим институтом совместно с “ЕвроСибЭнерго” (это управляющая компания Красноярской ГЭС), а также с Сибирским федеральным университетом и некоторыми институтами Сибирского отделения РАН разрабатывается проект восстановления этой ценной лаборатории.
Отдельная важнейшая тема - транспорт. Оптические методы незаменимы для диагностики процессов в камерах сгорания газотурбинных двигателей и двигателей внутреннего сгорания. Наши способы диагностики обтекания лопаток в энергетических и транспортных турбоустановках и оптимизация с использованием математического моделирования позволяют повысить экономичность двигателей, существенно снизить уровень вредных выбросов и акустический шум турбин и самолетов.
Важная часть работы нашего коллектива - диагностика колесных пар железнодорожных вагонов. Крупным достижением в сфере практического использования наукоемких оптико-информационных методов, систем и технологий является впервые реализованный специалистами Конструкторско-технологического института научного приборостроения и Института теплофизики способ бесконтактной диагностики геометрии движущихся трехмерных объектов. На его основе создана и доведена до серийного производства совместно с Западно-Сибирской железной дорогой лазерная система “Комплекс” для автоматического контроля геометрических параметров колесных пар грузовых вагонов при движении поезда со скоростью до 60 км/ч. Нарушения таких параметров являются серьезным фактором риска схода поездов. Истирание даже одного колеса грозит катастрофой.
До последнего времени для решения этой задачи использовали в основном ручные контрольно-измерительные средства контактного типа на основе шаблонов, скоб. Такой контроль субъективен и непроизводителен, требует много времени на обслуживание и настройку измерительного инструмента, не позволяет контролировать колеса поездов в движении. Коллективом созданы принципиально новые бесконтактные и автоматические средства размерного контроля, способные производить диагностику колес при движении поезда. Программное обеспечение регистрирует параметры каждого колеса, и на первой же станции персонал получает четкие указания: в каком вагоне какую колесную пару требуется заменить. Измерение геометрии колесной пары производится с большой точностью - погрешность не более 0,5 мм.
Созданная сертифицированная всепогодная лазерная система “Комплекс” для автоматического контроля геометрических параметров колесных пар грузовых вагонов при движении поезда адаптирована к жестким климатическим условиям России. В отличие от зарубежных аналогов система работает и в жару, и в мороз, при снежных заносах и дожде. Более 10 лет системы успешно используются на всех железных дорогах России в качестве штатного средства контроля геометрии колесных пар, с 2002 года внедрено более 70 систем. Экономический эффект измеряется многими миллиардами рублей. “Комплекс” предотвращает аварии и обеспечивает безопасность перевозок, контролирует геометрию колесных пар 60 миллионов вагонов в год. Предотвращение схода с линии хотя бы одного состава-тяжеловеса с лихвой окупает затраты на эту систему.
Если говорить о конкуренции на мировом рынке, то, конечно, аналогичные разработки есть. Но наши системы имеют фундаментальную научную базу, ориентированы на специ­фику конкретных отраслей и климатические особенности России, имеют импортозамещающее значение и по ряду параметров превосходят лучшие мировые аналоги. Результаты работы коллектива представлены в полутора десятках монографий и глав в монографиях, более чем в 200 статей и патентов, награждены несколькими десятками медалей и дипломов. Получено 50 актов внедрения, экономический эффект от использования результатов работы на сегодня составляет более 19 млрд рублей. Созданные наукоемкие методы, системы и технологии соответствуют национальным научно-технологическим приоритетам в части решения актуальных задач повышения эффективности и безопасности в энергетике, промышленности и на транспорте.
Производство подобных систем связано с наукоемкостью процесса разработки, проектирования, изготовления. Не все производители в мире способны содержать штат разработчиков высшей квалификации, способных обеспечить решение фундаментальных и прикладных мультидисциплинарных задач. В Новосибирском академгородке благодаря традициям интеграционных работ и проектов такие возможности есть. Созданные методики и аппаратура проходят детальное тестирование на уникальных стендах институтов СО РАН и Новосибирского госуниверситета. Немаловажную роль играет кадровый состав - не только кандидаты, доктора наук, но и студенты, аспиранты. Именно молодые люди своей энергетикой вносят решающий вклад в качество создаваемых приборов, что позволяет нам занимать лидирующие позиции в мире.

Беседу вела Фирюза ЯНЧИЛИНА
Фото предоставлено Д.Марковичем


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Суммируя ряды. Демидовские лауреаты вдохновляют молодых ученых.
В зале торжественных заседаний Уральского федерального университета, оформленном портретами лауреатов премии, прошли традиционные Демидовские чтения. /№ 7(2019)
От тривиального к недоступному
Демидовский лауреат в номинации «Математика и механика», вице-президент РАН и академик-секретарь Отделения математических наук Валерий КОЗЛОВ в разных своих ипостасях он неоднократно давал газете интервью, комментировал актуальные события... /№ 7(2019)
Связать в единое
Демидовский лауреат академик В.Минкин - один из самых цитируемых российских ученых... /№ 7(2019)

Новости


Члены "Клуба 1 июля» заявили о своем несогласии с позицией академика Георгия Георгиева, выступившего в «Поиске» с предложением отменить бесплатное обучение по ключевым научным специальностям и запретить выезд за границу молодым ученым, обучавшимся в вузах на бюджетных местах.



На специальной конференции подведены итоги экспедиционных исследований в 2018 году в Мировом океане, внутренних водах и на архипелаге Шпицберген. Встреча состоялась в Минобрнауки, в ней приняли участие представители нескольких десятков научных институтов РАН, вузов, крупных компаний и Федерального агентства по недропользованию.



Соглашение между Российской академией наук и администрацией Кемеровской области заключено на заседании Президиума РАН. Подписи под документом поставили президент РАН Александр Сергеев и губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев​.



Российские студенческие отряды отметили 17 февраля свой официальный праздник.

Международные рабочие комиссии по сотрудничеству в рамках научных и образовательных "дорожных карт" между Россией, Францией и Германией будут сформированы в апреле 2019 года, сообщил ТАСС министр науки и высшего образования Михаил Котюков.

Создание научно-технологических центров будет способствовать достижению целей, которые поставлены в рамках нацпроекта «Наука», заявил министр науки и высшего образования Михаил Котюков на сессии «Инновационные научно-технологические центры. Какими они будут» Российского инвестиционного форума в Сочи.

На встрече с главами регионов в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что, участвуя в реализации нацпроекта «Образование», региональные власти должны рассчитывать не только на федеральные средства, но и на привлекать частных инвесторов.

Конференции


С 28 по 30 мая 2019 года в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского) состоится Всероссийская научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов «Авиационные двигатели и силовые установки».

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

С 22 по 28 мая 2019 года в Архангельске проводится ежегодная 21-я Неделя арктической науки (Arctic Science Summit Week), учрежденная Международным арктическим научным комитетом (МАНК/IASC). Тематическая направленность саммита в 2019 году – «Изменения климата и обеспечение жизнедеятельности населения Арктики».

Текущие конкурсы


Российский научный фонд объявляет о начале приема заявок на «молодежные» конкурсы Президентской программы исследовательских проектов. Конкурсы проводятся по всем областям знания, предусмотренным классификатором РНФ, однако, научные исследования должны быть направлены на решение конкретных задач в рамках одного из определенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации приоритетов.

Конкурс на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований

Конкурс на лучшие проекты организации российских и международных научных мероприятий, проводимых в марте - декабре 2019 года на территории Российской Федерации

Конкурсы 2019 года на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимые совместно РФФИ и АНО ЭИСИ

Фонд инфраструктурных и образовательных программ совместно с Агентством по инновациям Израиля (бывший Офис главного ученого Министерства экономики Израиля) проводят восьмой отбор российско-израильских проектов промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Вакансии


08.02.2019
объявляет о проведении выборов на должность заведующего академической кафедрой истории и философии науки.

14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу


опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии