Официально


На сайте Федерального агентства научных организаций опубликован августовский приказ об утверждении Положения о кадровом резерве ФАНО. С текстом документа можно ознакомиться по ссылке.



На базе Всероссийского НИИ мясной промышленности им. В.М.Горбатова создан Федеральный научный центр. Для этого к научно-исследовательскому институту присоединено восемь научных организаций.

На сайте Минобрнауки опубликованы рекомендации министерства по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях. Документ доступен по ссылке.

Минобрнауки утвердило состав Координационного совета по вопросам повышения эффективности формирования у детей и молодежи устойчивости к антиобщественным проявлениям. Внесены также изменения в приказ об организации работы в министерстве «по обеспечению условий для формирования у детей и молодежи гражданской позиции, стойкого неприятия идей экстремистской и террористической направленности».




Новости № 37(2017)

Регионы


В Санкт-Петербургском госуниверситете открылась кафедра теории и практики антимонопольного регулирования. Прибывший на церемонию руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев принял предложение ректора Николая Кропачева стать профессором вуза и возглавить совет профильной образовательной программы.

Технико-внедренческий парк “Технопарк Русский” открыт в Дальневосточном федеральном университете во время проходившего во Владивостоке III Восточного экономического форума. Вместе с ДВФУ в создании новой структуры участвовал Фонд “Сколково”.

Официально начал свою работу венчурный фонд, созданный Томским госуниверситетом и Фондом посевных инвестиций РВК. Его размер - 33,3 миллиона рублей, доли ФПИ РВК и ТГУ - 75 и 25%.

СНГ


В Белоруссии подвели первые итоги вступительной кампании: больше половины абитуриентов стали студентами высших учебных заведений республики. Из более чем 92 тысяч человек, которые зарегистрировались для прохождения централизованного тестирования, 53,5 тысячи получили студенческий билет.

Приемная кампания в молдавские вузы обернулась в этом году скандалом. Совет ректоров обвинил Молдавский госуниверситет в недобросовестной конкуренции и “переманивании студентов”. Поводом для этого стало решение вуза освободить от платы за обучение более 370 студентов-первокурсников, зачисленных по контракту.

Приемная кампания этого года в Армении отличилась тем, что даже в главном вузе страны - Ереванском госуниверситете - впервые остались вакантные места по специальностям “Экономика” и “Армянский язык и литература”. При этом невостребованными в вузах страны остались примерно половина платных мест.

Интердайджест


Вещество, утрачиваемое головным мозгом при болезни Паркинсона, само вызывает гибель производящих его клеток. Открытие сделано на культуре нейронов пациентов. Об этом сообщает Science News.

Гены, связанные с болезнью Альцгеймера и курением, указали на продолжающуюся эволюцию человека. С подробностями - The Scientist.

Генетики раскритиковали статью, в которой пионер геномики Крейг Вентер заявил о возможности предсказания черт лица человека по его ДНК. Подробности - в Nature News.


В правительственных кругах в последние дни был поднят вопрос, не следует ли Временному правительству ввиду происшедших на фронте событий переехать в Москву. Предложение, однако, не встречает сочувствия в правительственных кругах, ибо переезд Временного правительства в Москву мог бы вызвать среди населения Петрограда панику, в то время как нет никаких оснований для этого, так как, по мнению верховного командования и других авторитетных военных кругов, Петрограду, по крайней мере, до весны не грозит непосредственной опасности.


















Красивое решение. Зачем математику из американского университета российский мегагрант?
Наука
№ 22(2011)

03.06.2011


Один из участников недавней встречи Президента РФ с победителями первой волны российского конкурса мегагрантов - математик Федор Богомолов. Несколько месяцев назад на математическом факультете НИУ “Высшая школа экономики” под его руководством организована Лаборатория алгебраической геометрии и ее приложений. Но основное место работы Богомолова - в Америке. Уже более 15 лет он преподает и заведует математической аспирантурой в Институте Куранта Нью-Йоркского университета (Courant Institute, New York University), что практически в центре Манхэттена и достаточно близко от Wall Street. Там и состоялась наша встреча. Что характерно, назначена она была на воскресенье - “самое удобное время, чтобы спокойно поговорить”. Наш разговор начался с традиционного вопроса о том, как ученый оказался в Америке.
- До 1991 года я работал в Математическом институте им. В.А.Стеклова. Как я теперь понимаю, это было одно из самых сильных мест в мире в плане математики. Прежде всего, по уровню людей - такого сейчас нигде, конечно, нет. В конце 1980-х стало ясно, что наступает кризис, но в течение какого-то времени я надеялся, что страна все же выйдет из него. Когда в 1991 году все окончательно распалось, стало ясно, что и Академия наук останется “академией для академиков”, то есть произойдет ее радикальное сокращение. К тому моменту у меня уже был опыт работы в Америке - я только вернулся из Гарварда, отказавшись при этом от позиции в Стэнфорде, и, хотя еще не думал о переезде в США, будущее меня беспокоило. К 1993 году стало понятно, что проблемы в российской науке только усиливаются и потребуется длительное время для их решения. Поэтому, когда в 1993 году пришло приглашение из New York University, я его принял. Это очень престижное и по многим параметрам очень удобное место.
- Раздумывать особенно не стали?
- Некоторое время я колебался, но бывают такие предложения, от которых отказываться нельзя. И хотя здесь доминирует не моя тематика, много прикладной науки, мне это даже интересно. Тут работают первоклассные специалисты. В математическом департаменте около 40 постоянных профессоров. Они представляют самые разные области - финансовую математику, гидродинамику, математическую биологию, геометрию и многие другие. То есть спектр математических приложений очень широк.
- Вы много преподаете?
- Преподавания здесь меньше, чем в других местах, классы поменьше. А кроме того, практически с самого начала работы в New York University я руковожу аспирантурой. К нам приезжают аспиранты со всего мира, даже из таких стран, как Иран. Как и профессора, они представляют разные социумы, и Courant Institute в этом смысле для меня - образец межкультурного взаимодействия.
- Россияне приезжают?
- Сейчас стало меньше, а раньше мы регулярно принимали одного-двух человек в год. В основном это были выпускники МФТИ.
- Как происходит набор в аспирантуру?
- У нас есть комитет, который отбирает будущих аспирантов. Учитываются многие параметры: и академическая успеваемость, и наличие рекомендательных писем, и результаты специальных тестов. При этом конкурс на получение стипендии (fellowship) очень большой.
- Как вы можете охарактеризовать аспирантуру в Courant Institute? Это уникальное математическое образование или хорошая отправная точка для дальнейшей карьеры?
- Я не скажу, что само образование какое-то уникальное, но возможностей здесь больше, чем во многих других университетах. В Америке имеет очень большое значение уровень университета, который присуждает PhD. Чем выше старт - а это место для старта очень хорошее, - тем больше шансов в будущем. Главное здесь - наличие большого числа профессоров высокого класса.
- Почему вы затеяли проект по мегагранту именно с Вышкой?
- Прежде всего, потому, что я знаю там многих людей (на матфаке Вышки сейчас подобрался очень сильный состав совместимых по тематике специалистов)  и представляю, что они хотят сделать. Мне кажется правильным план создания лаборатории внутри ВШЭ и вообще создание такого университета, где реально совмещается преподавательская и исследовательская работа. Кстати, такие планы на матфаке существовали еще до того, как стало известно о мегагрантах. Кроме того, очень важную роль играло то, что их поддерживало руководство университета, которое активно помогает и сейчас. А когда объявили конкурс, возникла возможность эти планы серьезно расширить. Посмотрим, что из этого получится.
- Работа уже началась?
- Да, вовсю идут семинары, прошла первая серьезная международная конференция.
- Как технически строится работа по мегагранту? Вот, например, как потратить такие большие деньги (150 млн рублей) на создание физической или биологической лаборатории приблизительно понятно - потребуется приобрести оборудование, реактивы... А в математике куда пойдут деньги?
- Прежде всего, мы хотим поддержать молодежь. Сейчас ведь очень многие люди после аспирантуры не могут продолжать работать в математике из-за нищенских зарплат. Поскольку приходится думать о том, на что жить, молодые ученые часто бросают науку и уходят в бизнес. И хотя этот вопрос существовал всегда, раньше он отчасти разрешался тем, что было множество институтов, где можно было преподавать и понемногу заниматься математикой. Был мехмат, на котором проходили семинары, и люди, их посещающие, продолжали оставаться в сообществе. А теперь “вилка” огромна: либо тебя берут в хорошее место, где ты можешь более-менее продолжать заниматься тем, что тебе интересно, либо полностью меняешь профессию. Мы пытаемся с этим бороться: расширяем прием на работу, берем нескольких постдоков и хотим создать новую модель факультета. Другими словами, это попытка организовать внутри факультета исследовательскую лабораторию, которая будет с ним взаимодействовать. В рамках этого проекта мы можем приглашать ученых как из России, так и из-за границы. На это и нужны деньги. В целом мы хотим создать и отработать эту новую модель в российских условиях.
- Грант выдается на два года. У лаборатории такие же временные перспективы?
- По-видимому, мы попытаемся найти способы поддержать ее и дальше. Но для этого за два года необходимо будет хорошо отработать основные элементы системы.
- В Вышке идут проторенным путем, или вы изобретаете что-то совсем новое, нигде в мире не опробованное?
- Да нет, это похоже на то, что существует в различных местах. В каком-то смысле в Америке так и работают. Кроме того, в США сейчас наметилась тенденция создания исследовательских математических институтов в рамках соответствующих отделов классических университетов. Оказалось, что даже обычная западная модель недостаточна для поддержания уровня преподавательского состава, и поэтому возникла отмеченная выше тенденция организации институтов. Вообще-то в Америке нет понятия “математическая лаборатория”, зато есть правильное, более разумное распределение преподавательской нагрузки. Она не убивает возможность заниматься наукой. Здесь я читаю лекции один-два дня, и остается достаточно времени для всего остального. Я помню, что мои знакомые, которые работали в советских вузах, имели нагрузку 20 часов в неделю. Офиса нет, никакой финансовой поддержки нет, как в такой ситуации успевать еще что-то? Значит, с наукой - все. Двадцать лет так поработаешь, и от ученого ничего не останется. Или надо жертвовать, чтобы продолжать что-то делать. Ты должен жертвовать, семья должна жертвовать - мало кто на это пойдет.
- В США сегодня работает довольно много российских математиков самого высокого уровня. Здесь и филдсовские лауреаты, и основатели новых научных направлений. Зачем ученым Америка в общем-то понятно. Но Америке зачем столько математиков? Ведь это явно не та область, из которой можно извлечь какую-то практическую пользу.
- У американских университетов такой принцип образования: студентов должны учить лучшие преподаватели. Если на горизонте появился ученый, который считается лучшим в своей области, его надо немедленно принять на работу и тем самым победить конкурентов - другие университеты. Когда открылся российский рынок ученых, на него сразу обратили внимание, поскольку можно было взять людей, известных всему миру.
- Вы приехали в Америку человеком опытным, сложившимся. Легко было “врасти” в новую систему?
- Здесь очень много положительных сторон. Я приехал сразу на постоянную позицию полного профессора, поэтому продвигаться по рангам мне было не трудно. Все эти годы я регулярно получаю гранты NSF (National Science Foundation. - C.Б.). В каком-то смысле это достижение: выигрывать их после 60 лет не очень легко. Кроме того, есть другая замечательная вещь - я, как и многие здешние профессора, живу в соседнем с институтом доме. Благодаря этому я сберегаю довольно приличное время и могу планировать свой день так, как мне удобно. По сравнению с условиями в других американских университетах это очень облегчает жизнь. К тому же наш институт функционирует практически 24 часа в сутки, что позволяет сделать гораздо больше.
- Все же не очень понятно, для чего математику гранты, зачем их нужно “регулярно получать”?
- Грант нужен, например, для поездок на конференции. Или для того, чтобы приглашать коллег, соавторов - все это дорого в Америке. Кроме того, получение гранта - это подтверждение научного уровня ученого.
- Сегодня воскресенье, это случайность, что вы в университете?
- Нет, не случайность - это хорошее время для работы. Завтра у меня две лекции, вся предстоящая неделя будет довольно насыщенной. Воскресенье - самое удобное время, чтобы спокойно поговорить. Позже ко мне придут аспиранты.
- Они серьезно относятся к учебе? В аспирантуру не затем поступают, чтобы “откосить” от армии?
- В аспирантуру приходят серьезные люди, они знают, чего хотят. А в университет поступают по баллам, и среди студентов немало таких, кто еще не определился, чем хотел бы заниматься, и это проблема американской системы образования.
- Считается, что уровень школьного образования в США несопоставим с российским средним образованием. Здесь действительно мало чему учат в школе?
- Американские школьники начинают касаться предмета гораздо позже, в основном в университете, и им не хватает времени, чтобы его выучить. То есть глубоко что-то освоить в университете они успевают, но у них нет широты образования - запаса знаний, который позволит раздвинуть границы той области, где они на каком-то уровне стали специалистами. Хотя если посмотреть на американские школьные учебники, то при желании можно выучиться. А если желания нет, то можно и не учиться. В этом здесь полная свобода. Пожалуй, ее даже слишком много в образовании
- Специализированные математические школы в Америке существуют?
- С этим сложно. Здесь очень жесткие правила, господствует понятие “equality”, оно многие вещи подрубает. То есть все должно быть доступно всем... Хотя, конечно, есть школы с более высокими требованиями и, соответственно, с более глубоким изучением отдельных предметов. Школьники, которые хотят в них учиться, сдают экзамены и поступают по конкурсу. В последние 10 лет университеты стали организовывать летние школы для талантливых школьников и такие же программы для студентов.
- Если все же человек со всеми проблемами справился, выучился в университете, окончил аспирантуру, получил PhD, то он точно останется в науке или, как у нас, с большой вероятностью уйдет, например, в бизнес?
- По-разному бывает. Иногда даже в середине аспирантуры люди уходят. Вдруг понимают, что могут что-то делать в бизнесе, получают предложение и уходят. Многие становятся успешными. Но все-таки в основном они стараются остаться в рамках университетской системы (в Америке или за рубежом).
- Насколько разнятся доходы ученых и тех, кто работает в бизнесе?
- Понимаете, тут дело вот в чем. Ученый, получивший постоянную позицию в университете, начиная с уровня доцента, социально защищен. Его практически не могут уволить или понизить ему зарплату, если он выполняет свои преподавательские обязанности. Зарплата, конечно, относительно невелика, это капля по сравнению с тем, что он может заработать в бизнесе, но она приходит регулярно, и это может быть намного важнее тех миллионов, которые кому-то удается быстро заработать и еще быстрее потерять. Многие мои успешные знакомые в кризис прогорели, остались ни с чем. Это жестокая среда.
- Аспирантура в Университете Нью-Йорка платная?
- В целом, да. Но этот вопрос решаем. Есть организации, где можно взять деньги на учебу - что-то вроде беспроцентного кредита. Кроме того, те, кому мы даем fellowship, ничего не платят, им предоставляется даже бесплатное жилье. Обучение на бакалавра обходится примерно в 40 тысяч долларов в год, промежуточная ступень Master, которая рассчитана на полтора года, стоит около 20 тысяч в год. Но многие за такое время не успевают получить степень и растягивают эту ступень.
У нас очень удачное расположение - университет находится рядом с Wall Street, поэтому масса людей приходит из финансовой сферы, после работы. Для них создана специальная, очень напряженная финансовая программа, это как бы “повышение квалификации”, на выходе которой они получают Master degree. Среди преподавателей, кстати, тоже немало специалистов с Wall Street. Они читают, к примеру, финансовую математику. Некоторые получают степень Master, чтобы повысить свои шансы найти хорошую работу. Должен отметить, что общее математическое образование также сильно повышает шансы на высокооплачиваемую работу в Америке.
- Вам легко находить общий язык с людьми в России?
- По-разному. Со старыми знакомыми - да. С новыми иногда трудно. Это уже другая страна.
- Принимаете ли вы участие в акциях научной диаспоры?
- Я недостаточно хорошо понимаю текущую ситуацию в России и поэтому воздерживаюсь от участия в политических мероприятиях. Вместе с тем я стараюсь участвовать в том, что касается моей области или науки в целом.
- Вы часто будете приезжать в Вышку?
- Да, пробуду с мая до середины сентября. Потом приеду еще раз осенью читать курс. А на будущую осень возьму себе саббатикал и приеду на более долгий срок. Пока такой план.
- Вы абсолютно четко представляете, что и как вы хотите сделать? Ничего нового не возникнет?
- Да, дай Бог сделать то, что задумано. Я хочу наладить контакты с другими академическими институтами (кроме Стекловки, с которой хорошие контакты существуют давно), подключить внешние институты - в Японии, в Вене. Это все заделы на будущее. А там посмотрим - жизнь всегда развивается неожиданно.
- Коллеги не отговаривали вас ввязываться в это дело?
- Отчасти. Но я считаю, что помогать надо. По-моему, то, что мы затеяли, - разумная вещь. Мне с самого начала так показалось. Это разумная вещь, разумное место. И ввиду полной неформальной поддержки проекта со стороны руководства ВШЭ у нас есть серьезные шансы на успех.
- По мегагранту вам придется общаться с чиновниками. Готовы?
- Пока есть только первые впечатления, а там посмотрим...
- Приходилось решать задачки и посложнее?
- Задачки, которые возникают в обычной жизни, порой ничуть не проще математических. Найти красивое (правильное) решение проблемы, которое ничего важного не разрушает, бывает очень трудно... Но иногда удается.


Беседовала Светлана Беляева
Фото Николая Степаненкова




 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Вызовы на выбор. Молодых ученых просят определиться.
Городом, принявшим в этом году Всероссийский молодежный научный форум “Наука будущего - наука молодых”, стал Нижний Новгород. Первый такой форум, напомним, состоялся два года назад в Севастополе, второй - в прошлом году в Казани. Главная идея этого ежегодного масштабного мероприятия - дать возможность молодым людям, работающим в различных областях исследований и живущим в разных регионах страны, встретиться на одной площадке, пообщаться друг с другом и со старшими коллегами. /№ 37(2017)
Болезни от лекарств. Почвам вредны антибиотики.
Антибиотики спасли миллионы человеческих жизней, не зря их открытие отмечено Нобелевской премией. Но сейчас этих препаратов производится так много, что возникла проблема загрязнения сельскохозяйственных земель. О том, что делается для решения этой проблемы, нашему корреспонденту рассказала старший научный сотрудник, ассистент кафедры экологии и природопользования Южного федерального университета кандидат биологических наук Юлия Акименко. /№ 37(2017)
Другая история. Как на науке сказывалась идеология.
Как известно, одни и те же события историки нередко освещают по-разному. Почему? В этом пытаются разобраться историографы. Они изучают не саму историю, а посвященные ей труды ученых. О том, зачем это нужно, рассказал профессор кафедры всеобщей истории Омского государственного университета доктор исторических наук Сергей Крих. /№ 37(2017)

Новости


Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов ушел со своего поста. Как сообщил «Коммерсанту» пресс-секретарь главы Минобрнауки Андрей Емельянов, замминистра уволился «в связи с переходом на новое место работы».



Нормативно-правовое обеспечение прикладной науки стало темой совместного заседания Комитета Лиги содействия оборонным предприятиям и Союза машиностроителей России. В мероприятии приняли участие представители органов власти, ведущих предприятий, научных и общественных организаций.



Президиум Сибирского отделения РАН обсудил кандидатуры на посты руководителей РАН и СО РАН.



Техническая возможность наладить информирование о баллах ЕГЭ через портал госуслуг существует, сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.

На заседании Ведомственной комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО и выполняющих НИОКТР гражданского назначения, представлен отчет о ходе проведения внеочередной оценки.

В Южном федеральном университете прошло заседание рабочей группы Совета Федерации по вопросам студенческого спорта и физической культуры в образовательных организациях.

Объем рынка российского образования в 2016 году составил 1,8 трлн рублей. На онлайн-технологии приходится 1,1% (20,7 млрд рублей), и за ближайшие пять лет этот показатель должен увеличиться до 2,6%, или 53,3 млрд рублей.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию начинает прием документов на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2017 год.

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации объявляет конкурсы 2018 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и молодых российских ученых - докторов наук. Организатором конкурсов является Минобрнауки России.

Вакансии


15.09.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

15.09.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук и Южное отделение ИО РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...

11.08.2017
Южный научный центр РАН (Ростов-на-Дону) приглашает на работу ихтиолога (кандидата / доктора наук), имеющего высокий индекс цитирования по РИНЦ и WoS, стабильную публикационную активность в рейтинговых отечественных и зарубежных журналах.





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии