Официально


Федеральный институт промышленной собственности и Президентская библиотека заключили договор, согласно которому последняя оцифрует материалы Государственного патентного фонда. Как информирует портал «Российское образование», среди документов, которые будут оцифрованы, патенты на многие известные изобретения, такие как приемник депеш, посылаемых с помощью электромагнитных волн, Александра Попова.

Приказом Минобрнауки ликвидирован филиал Московского педагогического государственного университета в городе Новосибирске.

Конкурсная комиссия Минобрнауки отобрала вузовские проекты по совершенствованию технологий целевого обучения студентов в интересах оборонно-промышленного комплекса. Были рассмотрены 64 представленные заявки, их оценка проводилась по 11 параметрам. Победителями признаны 63 заявителя.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки прекратила действие лицензии Международной академии оценки и консалтинга, Института экономики бизнеса и Сочинского института экономики и информационных технологий. За неисполнение предписаний в установленные сроки Рособрнадзор также запретил прием в Самарскую гуманитарную академию и в филиал Воронежского экономико-правового института в Липецке.




Новости № 42(2017)

Регионы


Объем активов Фонда Дальневосточного федерального университета достиг 420 миллионов рублей. На прошедшем недавно Восточном экономическом форуме команда фонда провела ряд встреч и переговоров с представителями крупнейших российских и зарубежных компаний. Договоренности позволят увеличить поступления в эндаумент и запустить новые совместные научные и образовательные проекты.

Санкт-Петербургский госуниверситет посетила делегация во главе с принцессой Таиланда Махой Чакри Сириндон. Визит Ее Королевского Высочества в Россию связан со 120-летием установления дипломатических отношений между двумя странами. Гостья изучила принцип работы Научного парка СПбГУ и выразила заинтересованность в развитии сотрудничества с университетом.

Ульяновский государственный технический университет отметил свое 60-летие. Торжественное мероприятие началось с парада факультетов УлГТУ, возглавляемых их деканами. После того как прозвучал гимн вуза, прошло вручение наград ветеранам, преподавателям и сотрудникам университета.

СНГ


Интердайджест


Новый геном неандертальца выявил больше признаков, унаследованных современными людьми от вымерших. Об это сообщает Science. Все современные люди за исключением тех, кто имеет африканское происхождение, несут в своем геноме то или иное небольшое количество неандертальской ДНК. В предыдущих исследованиях было показано, что это наследие может сказываться на здоровье человека.

Метод редактирования генов CRISPR позволил излечить от глаукомы мышей. С подробностями - Genome Web. Исследователи из Университета Айовы (University of Iowa) применили систему CRISPR/Cas9 для исправления генетической мутации, вызывающей глаукому, на живых мышах, а также в культуре клеток сетчатой ткани глаза под названием “трабекулярная сеть”.


В Одессе, по сообщению “Одесского листка”, на заседании революционного комитета комендант сообщил, что раскрыта многочисленная организация, решившая организовать погром. Вошли в организацию группа жителей пригородов, часть солдат и матросов.


















Сон - не в руку. Безопасность водителя обеспечивает наукоемкий браслет.
Наука
№ 7(2017)

17.02.2017


Новостной поток ежедневно приносит сообщения об авариях на дорогах страны, и, как показывает международная статистика, примерно 4-5% ДТП случаются из-за плохого состояния водителей, чаще всего - засыпания за рулем, которое фиксируется в сводках происшествий короткой фразой: “Не справился с управлением”. Подсчитано, что именно по этой причине происходят почти 20% тяжелых аварий с человеческими жертвами. Как правило, после каждой аварии с большим числом жертв с высоких трибун произносятся слова о необходимости разобраться в причинах аварийного вождения и принять меры для их устранения. Как выяснилось в беседе с генеральным директором ЗАО “Нейроком” доктором технических наук Валерием Дементиенко, у ученых есть надежные разработки для решения проблемы.

- Валерий Васильевич, может быть, проблему со временем решат транспортные “беспилотники”?
- Изучением взаимодействия “человек - машина” ученые занимаются с тех пор, как появились машины и особенно - когда появились первые жертвы в результате управления транспортными средствами. Техника развивалась и совершенствовалась, а человек по своим психофизиологическим характеристикам оставался на прежнем уровне. Сегодня цифры статистики говорят: до 90% аварий случается по вине человека. 
Вы правы, на первый взгляд, самое простое решение - убрать человека из контура управления, искоренив таким образом злополучный “человеческий фактор”. Можно создать самоуправляемый механизм (и такие работы проводятся), но нужно понимать, что в некоторых ситуациях, не предусмотренных никакими инструкциями, только человек может принять правильное решение. Машина на это пока не способна! Могу напомнить случай, связанный с разработкой системы автоматизированного управления для скоростных поездов в Германии. На заключительном этапе испытаний произошла трагедия, когда поезд, не управляемый машинистом, потерпел аварию из-за автомобиля, который свалился на него с моста. За полгода до аварии у меня был разговор с руководителем этого проекта, и он убеждал меня, что человек, который стоит за рукоятками управления такого состава, мчащегося с запредельной скоростью, просто не успеет среагировать на нештатную ситуацию - на это, по его словам, способна только техника. Все было заложено в “мозги” того “чуда инженерной мысли” - возможные препятствия, погодные условия, но падающего с высоты автомобиля разработчики, естественно, не предусмотрели... А ведь если бы в поезде находился машинист, он успел бы затормозить или хотя бы снизить скорость - тогда не погибло бы несколько десятков человек. Другими словами, пока не будет создан совершенный искусственный интеллект, который сможет решать некорректно поставленные задачи, заменить человека, полностью убрать его из контура управления транспортным средством нельзя. 
- Как вы заинтересовались этой проблемой, стали специалистом по оценке состояния людей, управляющих транспортными средствами? Какой научный опыт этому предшествовал? 
- В начале 1980-х в Институте радиотехники и электроники АН СССР, где я работал, была создана лаборатория (впоследствии переросшая в отдел), которая занималась задачей определения физических полей биообъектов. Она ставилась так: по измерениям полей, окружающих человека, определить источники, которые их генерируют. За несколько лет до этого в институте была решена задача картирования Венеры, которая отличается от остальных планет очень плотной 40-километровой атмосферой, состоящей в основном из паров серной кислоты и других тяжелых газов, непроницаемых ни для чего, кроме довольно длинных радиоволн. На огромном удалении нам удалось картировать Венеру по ее радиоизлучению и активному зондированию. Мы занимались также разработкой методов неактивного зондирования Земли, поиска воды, пустот под земной поверхностью, решением других более прикладных задач на основе измерения естественного излучения нашей планеты. Нам сказали: раз вы сумели увидеть сокрытое под Землей, то и разглядеть, что находится внутри у человека, тоже сможете. К началу 1990-х, 
когда лаборатория переросла в отдел, нами было получено много интересных результатов - по картированию внутренних органов, мозга и т.д. Однако когда в отраслевых институтах уже могла начаться разработка каких-то прикладных приложений наших исследований, прежняя структура науки рухнула, ученые были вынуждены искать применения в других сферах деятельности, уезжали за рубеж... Короче, из этой первой лаборатории в науке остались только единицы. 
- Каким же образом сумели не просто выжить, но и продолжить исследования?
- В начале 1990-х директор института академик Юрий Гуляев сказал: денег нет, используйте ваши знания и аппаратуру, которую вы создали, и пытайтесь в новых условиях этот багаж как-то применить. Багаж, к слову, был немалый. Кроме того, о чем я уже рассказал, мы еще занимались измерением распределения температуры внутри мозга с помощью радиоволн. Одновременно в зоне внимания были переходные состояния, например от бодрствования ко сну. Чтобы верифицировать наши методы исследования, мы использовали некоторые другие, в частности метод контроля состояния человека по так называемой кожно-гальванической реакции, которая была открыта в конце XIX века и изучалась рядом ученых, в том числе российским физиологом Иваном Тархановым (он регистрировал быстрое изменение потенциала кожи кистей рук) и французским неврологом Шарлем Фере (он измерял изменение электрического сопротивления кожи). Оба ученых увязывали реакцию с изменением эмоционального состояния человека. В психиатрии эту кожно-гальваническую реакцию изучают при диагностике гиперактивности и каких-то других состояний. То есть она и сегодня используется, но степень ее надежности, с точки зрения медицины, не очень высока. Известно было также, что кожно-гальваническая реакция может проявляться и при переходе от бодрствования ко сну. Но как? Мы стали ее изучать и увидели, что корреляция с нашими методами регистрации с помощью радиоволн очень высокая.
- Поясните все же этот механизм.
- Известно, что в некоторых ситуациях (например, при испуге) происходит быстрое изменение состояния некоторых потовых желез - раз, и человека, как говорят, прошибает холодный пот. Физиологи высказывают гипотезу, что это рудиментарное состояние, доставшееся нам от обезьян, которые ходили по земле, а в момент опасности вспрыгивали на ветку. При этом, чтобы избежать повреждения, сухая кожа их ладоней должна была мгновенно увлажниться. У человека тоже можно наблюдать такую быструю реакцию потовых желез на то или иное изменение внешних обстоятельств. Неудивительно, что во время бодрствования, когда мы ежеминутно принимаем различные решения, эта реакция довольно активна, а при переходе ко сну пропадает. А если мы управляем автомобилем, то принимаем около десятка решений в минуту, каждое из которых сопровождается появлением соответствующих кожно-гальванических сигналов. Мы эту реакцию использовали для верификации состояния перехода от бодрствования к дремоте, когда угасает реакция человека на внешние раздражители и человек “уходит в себя”. Важно было убедиться, что при этом возникает изменение кожно-гальванической реакции. Так мы поняли, что может представлять собой “коррелятор активного бодрствования”. И уже потом нам пришла в голову мысль, что его можно использовать для контроля состояния человека, который управляет, например, транспортом. Как оказалось, это была хорошая находка для коммерциализации.
- Как же удалось “продать” идею?
- Из общения со специалистами ВНИИ железнодорожной гигиены мы узнали, что существует проблема контроля состояния машиниста. Во всем мире ее решают единственным способом - при помощи “механического запроса”. Выглядит все так: с каждым машинистом в той или иной форме взаимодействует система запросов. Если все в порядке, ответ на запрос должен поступить максимум в течение 7 секунд. Часто это происходит путем нажатия машинистом на что-то или прикосновения к чему-то. В отечественных локомотивах установлена так называемая “рукоятка бдительности” - большого размера кнопка, которую нужно нажимать с усилием. Каждую минуту в кабине машиниста раздается свисток, в ответ на который ему необходимо нажать на кнопку. То есть при 8-часовом рабочем дне придется 480 раз совершить это действие!
- Трудно себе даже представить столь адские условия. Наверное, у любого человека эта система проверки вызовет справедливое раздражение.
- Проблема еще и в том, что “ответы” на запрос становятся привычным действием, а раз так - человек начинает засыпать и какое-то время продолжает нажимать кнопку автоматически, как будто глушит будильник. Другими словами, пропустить “уход в сон” - вполне вероятно.
Мы предложили разработать систему, которая будет контролировать состояние машиниста по физиологическим параметрам и только в некоторых случаях придется использовать кнопку. Нам удалось получить финансирование, сделать приборы, доказать, что они действительно контролируют состояние человека, провести эксплуатационные испытания, и в итоге руководством РЖД было принято решение устанавливать такие системы на локомотивах. В результате количество запросов-проверок машиниста снижено в сотни раз. Теперь всего 2-3 раза за смену требуется нажать на эту кнопку. Сейчас абсолютно все локомотивы, которые перевозят людей, оборудованы такой системой. В 2012 году коллективу, который занимался научной разработкой и созданием аппаратуры, была вручена премия Правительства РФ, чем мы очень гордимся.
- А что собой представляет волшебная система?
- Ее основной элемент - браслет с двумя электродами, который одевается так, чтобы электроды оказались на внутренней стороне запястья, желательно ближе к ладони, потому что кожно-гальваническая реакция от пальцев к плечу затухает. Каждому машинисту выдается свой браслет, в котором имеется высокоточная система измерения, она подстраивается под конкретного человека. Мы выявили набор признаков, который является очень достоверным для выделения кожно-гальванической реакции. В браслете имеется радиопередатчик, который передает сигнал в приемник, установленный в локомотиве. Дальше идет обработка, и, если обнаруживается, что сигнала нет, машинисту выдается команда подтвердить свое состояние. Если подтверждает, движение продолжается. Если нет - это означает, что с машинистом что-то произошло, и локомотив принудительно останавливается. Такие ситуации на железных дорогах России происходят примерно раз в три месяца, и это - повод для очень серьезного разбирательства. 
- А можно распространить эту технологию безопасности на другие средства транспорта?
- Можно, и мы это делаем. Подобная система разработана для водителей автомобилей, чей режим работы по многим параметрам отличается от режима работы машиниста. На железной дороге требования к безопасности транспортной единицы существенно выше, чем в автомобильном транспорте, поэтому и техника там очень дорогая. На автомобильном транспорте ввиду его массовости все намного дешевле и доступнее потребителю. Понятно, что техника, которая там используется, другая. Но функции она сохраняет те же, безопасность движения обеспечивается.
- Всем ли автовладельцам, садящимся за руль, нужен браслет безопасности?
- Мы пришли к таким выводам: есть люди, которые в силу своих психофизиологических особенностей “запрограммированы” на аварии. Как выяснилось, существуют 10 обязательных качеств у человека, управляющего транспортным средством. Среди них - способность переключать внимание, удерживать в поле зрения несколько объектов и принимать решения. А есть люди, которые склонны к засыпанию при монотонной дороге, и ничего с этим не поделать: им садиться за руль опасно. 
- Как же это выяснить?
- На основе наших разработок создана система, которая позволяет протестировать на компьютере наличие этих качеств и выявить потенциально опасных водителей. Таких людей примерно 10%. Сегодня во всех школах машинистов, депо, медицинских железнодорожных центрах страны установлен наш “Универсальный психодиагностический комплекс”, проводятся тестирования. Машинисты обязаны проходить его раз в два года и внепланово - после перенесенных серьезных заболеваний. Примечательно, что некоторые качества, которые у человека первоначально были, но потом оказались утрачены, можно натренировать и восстановить. 
- Ваше предприятие - прямо “агент железнодорожной безопасности”... Какие еще новинки у вас в работе?
- Мы не только занимаемся контролем бодрствования, но и решаем прямо противоположную задачу - обеспечения комфортного сна. Нашим разработчикам удалось найти параметры электротока, которые могут продлить глубокую фазу сна, позволяют человеку выспаться даже за короткое время. Браслет “Соня” включается во время засыпания и прекращает работу, когда приходят сновидения, в стадии так называемого дельта-сна. Тем самым дает возможность спать спокойно и естественно. Правда, пока браслет не может помочь человеку уснуть. Но мы работаем и над этим.
Беседовала Светлана Беляева
Фото Николая Степаненкова

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Лет до 1000 жить без старости? В НИЯУ МИФИ обсудили проблемы биомедицины.
- На этой сцене я получал диплом физика, а теперь моим сообщением открывается II Международный симпозиум “Инженерно-физические технологии биомедицины”, - сказал профессор медицинской протеомики Каролинского института (Швеция) Роман Зубарев. Говорил по-английски, причем весело и задиристо - не зря свой доклад именовал “Toward 1000 years long human lifetime - fighting the isoaspartate”. Само предположение, что человек может жить десять веков, если разберется с производными некоего фермента, “работающего” в его организме, уже заинтриговало слушателей. /№ 42(2017)
С размахом. Разработанные в Институте ядерной физики приборы и технологии можно использовать и под землей, и в космосе.
Может ли хорошее финансирование способствовать развитию научного потенциала института? Вопрос, конечно, риторический. Практика показывает: комплексный подход помогает не только продвинуться в исследованиях, но и повысить эффективность работы всей организации, в том числе ликвидировать существующие дисбалансы. Реализация проекта Российского научного фонда “Развитие исследовательского и технологического потенциала ИЯФ СО РАН в области физики ускорителей, физики элементарных частиц и управляемого термоядерного синтеза для науки и общества” наглядно это демонстрирует. /№ 42(2017)
Галактический росток. Перспективная гипотеза о строении Млечного Пути.
Надо же было так случиться, что рождению неожиданной и перспективной теории, объясняющей строение центрального объекта нашей Галактики, астрофизика обязана... студентам-четверокурсникам физфака МГУ. Как это произошло и что далее последовало, рассказывает член-корреспондент РАН Сергей ТРОИЦКИЙ (Институт ядерных исследований РАН)... /№ 42(2017)

Новости


Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий принял казахскую делегацию во главе с первым заместителем секретаря Совета безопасности Республики Казахстан профессором Маратом Шайхутдиновым. На встрече также присутствовал заместитель председателя Совета директоров Международного научного комплекса «Астана», управляющий директор МНК Серик Ирсалиев.



Проект присуждения мегагрантов ученым продолжится. Об этом Владимир Путин сообщил на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи и студентов.



Владимир Мединский не обладает базовыми профессиональными навыками историка - таков один из выводов членов экспертного совета ВАК по истории при Минобрнауки, выступивших с заявлением по поводу ситуации вокруг диссертации министра культуры.



Министр обороны России Сергей Шойгу распорядился увеличить практику приема девушек в армейские, флотские и летные училища, сообщило Федеральное агентство новостей. На совещании в военном ведомстве министр отметил, что в начале октября впервые в новейшей истории 16 девушек, обойдя пару сотен соперниц-кандидаток, были приняты в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков.

ФАНО сообщает, что в 2017 году научно-исследовательские суда выполнят 32 морские экспедиции общей продолжительностью 755 судосуток. Их география стала шире по сравнению с предыдущими годами, в частности, выполнена большая комплексная экспедиция в Индийском океане, активизированы работы в Черном море, традиционно большое внимание было уделено Арктическому региону - значительно расширены работы в прибрежных водах архипелага Шпицберген.

Глава Минобрнауки Ольга Васильева выступила с докладом на «Правительственном часе» в Совете Федерации, сообщила пресс-служба министерства. В своем выступлении она проинформировала сенаторов о приоритетных направлениях развития образования.

Главной задачей нового руководства РАН, по мнению Клуба «1 июля», является «трансформация положительной атмосферы, сложившейся вокруг Академии, в принципиальные решения». Об этом говорится в заявлении, опубликованном на сайте сообщества.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Школа состоится 16-18 октября 2017 года в МГТУ им. Н.Э.Баумана при поддержке Российского научного фонда.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию начинает прием документов на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2017 год.

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации объявляет конкурсы 2018 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и молодых российских ученых - докторов наук. Организатором конкурсов является Минобрнауки России.

Вакансии


13.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр “Наука” РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей научных работников

06.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности научного сотрудника Лаборатории морской турбулентности по специальности “Океанология”.

06.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности младшего научного сотрудника (2 вакансии) Лаборатории геологии Атлантики по специальности “Океанология”.





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии