Официально


ФАНО обнародовало список федеральных государственных гражданских служащих, включенных в кадровый резерв агентства. В ведущую группу должностей категории «специалисты» вошло 64 человека.

На основании решения Арбитражного суда Рособрнадзор прекратил действие лицензий трех вузов: Союза «Некоммерческое партнерство высшего образования «Институт международных социально-гуманитарных связей», АНО ВПО «Владимирский институт бизнеса» и НОАНО ВПО «Самарский институт бизнеса и управления».

Минобрнауки объявляет дополнительный конкурс по отбору команд для развития региональных научно-образовательных математических центров.

Коллектив ИНИОН РАН принял обращение к руководству ФАНО, правоохранительным органам РФ и СМИ, в котором выражается решительный протест в связи с незаконным выселением института из здания по адресу: Москва, ул. Кржижановского, д. 15, корп. 2. Обвиняется в этом ФГУП “Управление служебными зданиями”, находящееся в ведении ФАНО.




Новости № 31-32(2017)

Регионы


В Дальневосточном федеральном университете начинают готовить специалистов в области создания новых лекарств из морских организмов. В 2017 году в Школе естественных наук ДВФУ открыта новая образовательная программа “Медицинская химия”, рассчитанная на пять лет. Студенты будут учиться выделять биологически активные соединения из природных источников, синтезировать их аналоги и исследовать действие на молекулярном уровне.

В Карачаево-Черкесском госуниверситете прошли выборы ректора. По данным пресс-службы вуза, на первом этапе Ученый совет утвердил четырех кандидатов, но после собеседования в Аттестационной комиссии Минобрнауки РФ были отобраны двое: Таусолтан Узденов, исполнявший обязанности ректора с декабря 2015 года, и декан исторического факультета Рустам Бегеулов.

Федеральная служба по труду и занятости и Тольяттинский госуниверситет договорились о партнерстве. С нового учебного года ТГУ начинает по заказу Роструда подготовку специалистов по направлению “Техносферная безопасность”. Обучение будет проводиться с применением дистанционных технологий на платформе “Росдистант”.

СНГ


Интердайджест


Результаты экспериментов орегонских ученых с жизнеспособными эмбрионами человека опубликованы в журнале Nature.

Строительство установки для нового масштабного эксперимента в физике элементарных частиц началось в США. С подробностями - Sciencemag.org.

Несложный анализ крови может обнаружить биомаркеры болезни Альцгеймера до появления ее симптомов. Подробности - в Medical Daily.


В ночь на воскресенье, по ордеру прокурора судебной палаты Н.С.Каринского, арестованы Троцкий и Луначарский. Ордер был подписан прокурором судебной палаты еще в пятницу, но контр-разведка, производившая арест, почему-то задержала его выполнение.
















Сон - не в руку. Безопасность водителя обеспечивает наукоемкий браслет.
Наука
№ 7(2017)

17.02.2017


Новостной поток ежедневно приносит сообщения об авариях на дорогах страны, и, как показывает международная статистика, примерно 4-5% ДТП случаются из-за плохого состояния водителей, чаще всего - засыпания за рулем, которое фиксируется в сводках происшествий короткой фразой: “Не справился с управлением”. Подсчитано, что именно по этой причине происходят почти 20% тяжелых аварий с человеческими жертвами. Как правило, после каждой аварии с большим числом жертв с высоких трибун произносятся слова о необходимости разобраться в причинах аварийного вождения и принять меры для их устранения. Как выяснилось в беседе с генеральным директором ЗАО “Нейроком” доктором технических наук Валерием Дементиенко, у ученых есть надежные разработки для решения проблемы.

- Валерий Васильевич, может быть, проблему со временем решат транспортные “беспилотники”?
- Изучением взаимодействия “человек - машина” ученые занимаются с тех пор, как появились машины и особенно - когда появились первые жертвы в результате управления транспортными средствами. Техника развивалась и совершенствовалась, а человек по своим психофизиологическим характеристикам оставался на прежнем уровне. Сегодня цифры статистики говорят: до 90% аварий случается по вине человека. 
Вы правы, на первый взгляд, самое простое решение - убрать человека из контура управления, искоренив таким образом злополучный “человеческий фактор”. Можно создать самоуправляемый механизм (и такие работы проводятся), но нужно понимать, что в некоторых ситуациях, не предусмотренных никакими инструкциями, только человек может принять правильное решение. Машина на это пока не способна! Могу напомнить случай, связанный с разработкой системы автоматизированного управления для скоростных поездов в Германии. На заключительном этапе испытаний произошла трагедия, когда поезд, не управляемый машинистом, потерпел аварию из-за автомобиля, который свалился на него с моста. За полгода до аварии у меня был разговор с руководителем этого проекта, и он убеждал меня, что человек, который стоит за рукоятками управления такого состава, мчащегося с запредельной скоростью, просто не успеет среагировать на нештатную ситуацию - на это, по его словам, способна только техника. Все было заложено в “мозги” того “чуда инженерной мысли” - возможные препятствия, погодные условия, но падающего с высоты автомобиля разработчики, естественно, не предусмотрели... А ведь если бы в поезде находился машинист, он успел бы затормозить или хотя бы снизить скорость - тогда не погибло бы несколько десятков человек. Другими словами, пока не будет создан совершенный искусственный интеллект, который сможет решать некорректно поставленные задачи, заменить человека, полностью убрать его из контура управления транспортным средством нельзя. 
- Как вы заинтересовались этой проблемой, стали специалистом по оценке состояния людей, управляющих транспортными средствами? Какой научный опыт этому предшествовал? 
- В начале 1980-х в Институте радиотехники и электроники АН СССР, где я работал, была создана лаборатория (впоследствии переросшая в отдел), которая занималась задачей определения физических полей биообъектов. Она ставилась так: по измерениям полей, окружающих человека, определить источники, которые их генерируют. За несколько лет до этого в институте была решена задача картирования Венеры, которая отличается от остальных планет очень плотной 40-километровой атмосферой, состоящей в основном из паров серной кислоты и других тяжелых газов, непроницаемых ни для чего, кроме довольно длинных радиоволн. На огромном удалении нам удалось картировать Венеру по ее радиоизлучению и активному зондированию. Мы занимались также разработкой методов неактивного зондирования Земли, поиска воды, пустот под земной поверхностью, решением других более прикладных задач на основе измерения естественного излучения нашей планеты. Нам сказали: раз вы сумели увидеть сокрытое под Землей, то и разглядеть, что находится внутри у человека, тоже сможете. К началу 1990-х, 
когда лаборатория переросла в отдел, нами было получено много интересных результатов - по картированию внутренних органов, мозга и т.д. Однако когда в отраслевых институтах уже могла начаться разработка каких-то прикладных приложений наших исследований, прежняя структура науки рухнула, ученые были вынуждены искать применения в других сферах деятельности, уезжали за рубеж... Короче, из этой первой лаборатории в науке остались только единицы. 
- Каким же образом сумели не просто выжить, но и продолжить исследования?
- В начале 1990-х директор института академик Юрий Гуляев сказал: денег нет, используйте ваши знания и аппаратуру, которую вы создали, и пытайтесь в новых условиях этот багаж как-то применить. Багаж, к слову, был немалый. Кроме того, о чем я уже рассказал, мы еще занимались измерением распределения температуры внутри мозга с помощью радиоволн. Одновременно в зоне внимания были переходные состояния, например от бодрствования ко сну. Чтобы верифицировать наши методы исследования, мы использовали некоторые другие, в частности метод контроля состояния человека по так называемой кожно-гальванической реакции, которая была открыта в конце XIX века и изучалась рядом ученых, в том числе российским физиологом Иваном Тархановым (он регистрировал быстрое изменение потенциала кожи кистей рук) и французским неврологом Шарлем Фере (он измерял изменение электрического сопротивления кожи). Оба ученых увязывали реакцию с изменением эмоционального состояния человека. В психиатрии эту кожно-гальваническую реакцию изучают при диагностике гиперактивности и каких-то других состояний. То есть она и сегодня используется, но степень ее надежности, с точки зрения медицины, не очень высока. Известно было также, что кожно-гальваническая реакция может проявляться и при переходе от бодрствования ко сну. Но как? Мы стали ее изучать и увидели, что корреляция с нашими методами регистрации с помощью радиоволн очень высокая.
- Поясните все же этот механизм.
- Известно, что в некоторых ситуациях (например, при испуге) происходит быстрое изменение состояния некоторых потовых желез - раз, и человека, как говорят, прошибает холодный пот. Физиологи высказывают гипотезу, что это рудиментарное состояние, доставшееся нам от обезьян, которые ходили по земле, а в момент опасности вспрыгивали на ветку. При этом, чтобы избежать повреждения, сухая кожа их ладоней должна была мгновенно увлажниться. У человека тоже можно наблюдать такую быструю реакцию потовых желез на то или иное изменение внешних обстоятельств. Неудивительно, что во время бодрствования, когда мы ежеминутно принимаем различные решения, эта реакция довольно активна, а при переходе ко сну пропадает. А если мы управляем автомобилем, то принимаем около десятка решений в минуту, каждое из которых сопровождается появлением соответствующих кожно-гальванических сигналов. Мы эту реакцию использовали для верификации состояния перехода от бодрствования к дремоте, когда угасает реакция человека на внешние раздражители и человек “уходит в себя”. Важно было убедиться, что при этом возникает изменение кожно-гальванической реакции. Так мы поняли, что может представлять собой “коррелятор активного бодрствования”. И уже потом нам пришла в голову мысль, что его можно использовать для контроля состояния человека, который управляет, например, транспортом. Как оказалось, это была хорошая находка для коммерциализации.
- Как же удалось “продать” идею?
- Из общения со специалистами ВНИИ железнодорожной гигиены мы узнали, что существует проблема контроля состояния машиниста. Во всем мире ее решают единственным способом - при помощи “механического запроса”. Выглядит все так: с каждым машинистом в той или иной форме взаимодействует система запросов. Если все в порядке, ответ на запрос должен поступить максимум в течение 7 секунд. Часто это происходит путем нажатия машинистом на что-то или прикосновения к чему-то. В отечественных локомотивах установлена так называемая “рукоятка бдительности” - большого размера кнопка, которую нужно нажимать с усилием. Каждую минуту в кабине машиниста раздается свисток, в ответ на который ему необходимо нажать на кнопку. То есть при 8-часовом рабочем дне придется 480 раз совершить это действие!
- Трудно себе даже представить столь адские условия. Наверное, у любого человека эта система проверки вызовет справедливое раздражение.
- Проблема еще и в том, что “ответы” на запрос становятся привычным действием, а раз так - человек начинает засыпать и какое-то время продолжает нажимать кнопку автоматически, как будто глушит будильник. Другими словами, пропустить “уход в сон” - вполне вероятно.
Мы предложили разработать систему, которая будет контролировать состояние машиниста по физиологическим параметрам и только в некоторых случаях придется использовать кнопку. Нам удалось получить финансирование, сделать приборы, доказать, что они действительно контролируют состояние человека, провести эксплуатационные испытания, и в итоге руководством РЖД было принято решение устанавливать такие системы на локомотивах. В результате количество запросов-проверок машиниста снижено в сотни раз. Теперь всего 2-3 раза за смену требуется нажать на эту кнопку. Сейчас абсолютно все локомотивы, которые перевозят людей, оборудованы такой системой. В 2012 году коллективу, который занимался научной разработкой и созданием аппаратуры, была вручена премия Правительства РФ, чем мы очень гордимся.
- А что собой представляет волшебная система?
- Ее основной элемент - браслет с двумя электродами, который одевается так, чтобы электроды оказались на внутренней стороне запястья, желательно ближе к ладони, потому что кожно-гальваническая реакция от пальцев к плечу затухает. Каждому машинисту выдается свой браслет, в котором имеется высокоточная система измерения, она подстраивается под конкретного человека. Мы выявили набор признаков, который является очень достоверным для выделения кожно-гальванической реакции. В браслете имеется радиопередатчик, который передает сигнал в приемник, установленный в локомотиве. Дальше идет обработка, и, если обнаруживается, что сигнала нет, машинисту выдается команда подтвердить свое состояние. Если подтверждает, движение продолжается. Если нет - это означает, что с машинистом что-то произошло, и локомотив принудительно останавливается. Такие ситуации на железных дорогах России происходят примерно раз в три месяца, и это - повод для очень серьезного разбирательства. 
- А можно распространить эту технологию безопасности на другие средства транспорта?
- Можно, и мы это делаем. Подобная система разработана для водителей автомобилей, чей режим работы по многим параметрам отличается от режима работы машиниста. На железной дороге требования к безопасности транспортной единицы существенно выше, чем в автомобильном транспорте, поэтому и техника там очень дорогая. На автомобильном транспорте ввиду его массовости все намного дешевле и доступнее потребителю. Понятно, что техника, которая там используется, другая. Но функции она сохраняет те же, безопасность движения обеспечивается.
- Всем ли автовладельцам, садящимся за руль, нужен браслет безопасности?
- Мы пришли к таким выводам: есть люди, которые в силу своих психофизиологических особенностей “запрограммированы” на аварии. Как выяснилось, существуют 10 обязательных качеств у человека, управляющего транспортным средством. Среди них - способность переключать внимание, удерживать в поле зрения несколько объектов и принимать решения. А есть люди, которые склонны к засыпанию при монотонной дороге, и ничего с этим не поделать: им садиться за руль опасно. 
- Как же это выяснить?
- На основе наших разработок создана система, которая позволяет протестировать на компьютере наличие этих качеств и выявить потенциально опасных водителей. Таких людей примерно 10%. Сегодня во всех школах машинистов, депо, медицинских железнодорожных центрах страны установлен наш “Универсальный психодиагностический комплекс”, проводятся тестирования. Машинисты обязаны проходить его раз в два года и внепланово - после перенесенных серьезных заболеваний. Примечательно, что некоторые качества, которые у человека первоначально были, но потом оказались утрачены, можно натренировать и восстановить. 
- Ваше предприятие - прямо “агент железнодорожной безопасности”... Какие еще новинки у вас в работе?
- Мы не только занимаемся контролем бодрствования, но и решаем прямо противоположную задачу - обеспечения комфортного сна. Нашим разработчикам удалось найти параметры электротока, которые могут продлить глубокую фазу сна, позволяют человеку выспаться даже за короткое время. Браслет “Соня” включается во время засыпания и прекращает работу, когда приходят сновидения, в стадии так называемого дельта-сна. Тем самым дает возможность спать спокойно и естественно. Правда, пока браслет не может помочь человеку уснуть. Но мы работаем и над этим.
Беседовала Светлана Беляева
Фото Николая Степаненкова

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Потепление - к похолоданию? Арктика рассказала о том, как меняется климат планеты.
Участники девятой совместной экспедиции Северного (Арктического) федерального университета и Росгидромета под названием Arcticum Incognita вернулись в Архангельск. С успешным завершением похода исследователей поздравили ректор вуза Елена Кудряшова, губернатор Архангельской области Игорь Орлов, и.о. директора нацпарка “Русская Арктика” Александр Кирилов и другие официальные лица. /№ 31-32(2017)
Из трухи веков. Мультидисциплинарные исследования воссоздают среду обитания и культуру первобытных людей.
Есть открытия, меняющие привычную картину мира. В XXI веке к таковым относят полное секвенирование генома, лишение Плутона статуса планеты Солнечной системы и открытие денисовца - человека неизвестного ранее вида. Последнее заставило ученых по-новому взглянуть на традиционные теории происхождения людей. Но дать ответ на возникающие вопросы могут, по глубокому убеждению научного руководителя Института археологии и этнографии СО РАН академика Анатолия Деревянко, только междисциплинарные исследования... /№ 31-32(2017)
Замороженные. Пылинки во льду расскажут о прошлом планеты.
Пыль есть везде. Она летает по вашей комнате, поднимается ветром в пустыне, уносится на тысячи километров и выпадает по всей Земле. Но некоторые люди снаряжают экспедиции и отправляются высоко в горы, достигают ледников, бурят их, добывают ледниковые керны, которые затем привозят в лабораторию. И все это для того, чтобы найти немного пыли. Зачем за пылью идти в горы? На этот вопрос отвечает сотрудник Института географии РАН кандидат географических наук Станислав Кутузов, получивший грант Президента РФ для молодых ученых. /№ 31-32(2017)

Новости


Совет межрегионального Общества научных работников поддержал обращение коллектива Института научной информации по общественным наукам РАН к руководству ФАНО, правоохранительным органам и средствам массовой информации, в котором ученые протестуют против планов выселения ИНИОН из здания на улице Кржижановского. Совет также выразил обеспокоенность появившимися в СМИ сведениями о попытках переместить на окраины Санкт-Петербурга ряд научных организаций РАН, находящихся на Стрелке Васильевского острова.



Градостроительно-земельная комиссия Москвы приняла решение о возведении на территории Российского университета дружбы народов многофункционального комплекса площадью 80,3 тысячи квадратных метров.



Премии Правительства России в области образования за 2017 год присуждены 12 соискателям.

Санкт-Петербургский союз ученых обратился к главе ФАНО с просьбой прояснить ситуацию в связи с появившейся информацией о планах выселения научных учреждений Санкт-Петербурга из занимаемых ими исторических зданий.

Федеральный исследовательский центр «Тюменский научный центр СО РАН» завершил процесс реорганизации и приступил к работе как единая структура. ФИЦ объединил пять научных организаций: Тюменский научный центр Сибирского отделения РАН, Институт криосферы Земли СО РАН, Институт проблем освоения Севера СО РАН, НИИ сельского хозяйства Северного Зауралья, ВНИИ ветеринарной энтомологии и арахнологии, и одно предприятие - племенной завод «Тополя».

В структуре МГУ им. М.В.Ломоносова появилось новое подразделение - национальная антидопинговая лаборатория. Пункт о ее создании внесен в устав вуза.

Ассоциация “РУССОФТ” представила очередной рейтинг российских университетов, которые готовят специалистов для софтверной отрасли. При проведении опроса респонденты из компаний соответствующего профиля называли вузы, выпускники которых пользуются наибольшим спросом среди ИТ-предприятий региона.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

26-29 июня в здании Президиума Российской академии наук пройдет одна из ведущих международных конференций, посвященных исследованиям в таких областях информатики, как фундаментальная теория программирования, методология и технологии программирования.

Текущие конкурсы


Дополнительные темы конкурса 2017 года проектов ориентированных фундаментальных научных исследований по актуальным междисциплинарным темам.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Шанхайской Академией общественных наук.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Академией общественных наук Китая.

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности научного сотрудника Лаборатории донной фауны океана по специальности “Гидробиология” - 03.02.10.

Фонд инфраструктурных и образовательных программ совместно с израильским Агентством по инновациям (бывшим Офисом главного ученого Министерства экономики Израиля) проводят очередной отбор российско-израильских проектов промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Вакансии


11.08.2017
Южный научный центр РАН (Ростов-на-Дону) приглашает на работу ихтиолога (кандидата / доктора наук), имеющего высокий индекс цитирования по РИНЦ и WoS, стабильную публикационную активность в рейтинговых отечественных и зарубежных журналах.

28.07.2017
Южный научный центр Российской академии наук приглашает на работу молодых ученых по специальностям: “Гидробиология”, “Гидрохимия”, “Ихтиология”, “Кавказоведение”, “Региональная экономика”.

14.04.2017
Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства объявляет выборы на должности...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии