Официально


Федеральный институт промышленной собственности и Президентская библиотека заключили договор, согласно которому последняя оцифрует материалы Государственного патентного фонда. Как информирует портал «Российское образование», среди документов, которые будут оцифрованы, патенты на многие известные изобретения, такие как приемник депеш, посылаемых с помощью электромагнитных волн, Александра Попова.

Приказом Минобрнауки ликвидирован филиал Московского педагогического государственного университета в городе Новосибирске.

Конкурсная комиссия Минобрнауки отобрала вузовские проекты по совершенствованию технологий целевого обучения студентов в интересах оборонно-промышленного комплекса. Были рассмотрены 64 представленные заявки, их оценка проводилась по 11 параметрам. Победителями признаны 63 заявителя.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки прекратила действие лицензии Международной академии оценки и консалтинга, Института экономики бизнеса и Сочинского института экономики и информационных технологий. За неисполнение предписаний в установленные сроки Рособрнадзор также запретил прием в Самарскую гуманитарную академию и в филиал Воронежского экономико-правового института в Липецке.




Новости № 41(2017)

Регионы


Ученые Дальневосточного федерального университета приступили к подготовке рекомендаций для создания российского рынка углерода. Эксперты изучают, как экономические механизмы в разных странах влияют на масштаб выбросов парниковых газов и изменение климата.

Ученые Томского госуниверситета поставят в Китай несколько робототехнических комплексов. Два из них предназначены для обучения и экологического мониторинга, еще один будет использоваться китайскими промышленниками для контроля качества производственных процессов. Заказчиком РК выступает один из крупнейших научно-технических парков Поднебесной - TusPark (Шэньян).

Учебный процесс в Тольяттинском госуниверситете перестраивается. Теперь студенты параллельно с теоретическими знаниями получают и практические навыки работы над реализацией конкретных проектов. Причем практика имеет приоритет.

СНГ


Интердайджест


Китай и Вена провели сеанс защищенной видео­связи посредством квантовой криптографии. Об этом сообщает Physicsworld.com. Квантовое распределение ключа, в котором состоит суть квантовой криптографии, позволило связать по защищенному коммуникационному каналу президентов Китайской и Австрийской академий наук (Chinese Academy of Sciences, Austrian Academy of Sciences).

Сменщик “Хаббла” Космический телескоп “Джеймс Уэбб” будет запущен весной 2019 года. Об этом решении сообщило американское аэрокосмическое агентство НАСА. Оценив объем оставшихся работ по сборке и наземным испытаниям самого мощного в ближайшем будущем Космического телескопа “Джеймс Уэбб” (James Webb Space Telescope), НАСА объявило о том, что запуск должен состояться с космодрома во Французской Гвиане в период между мартом и июнем 2019 года.

Бронзовая рука от статуи I века до н.э. обнаружена на месте Антикитерского кораблекрушения. Подробности - в Live Science.


На днях наша флотилия Северного Ледовитого океана увеличилась еще одной боевой единицей - подводной лодкой “Св. Георгий”, самостоятельно прибывшей в Архангельск из Италии. Этот блестящий, исключительный по условиям плавания переход лодки малого водоизмещения в осеннее время свыше 5000 миль через целый ряд зон расположения германских подводных лодок, минных заграждений и т.п. наглядно доказывает, что офицерам и матросам, сплоченным взаимным уважением и преданным своему делу, не страшны не только поставленные врагами всевозможные преграждения, но и самая стихия.


















Вундеркиндами не рождаются. Как раскрыть потенциал ребенка.
Наука
№ 40(2017)

06.10.2017

Психологи не устают повторять, что самый важный этап в развитии любого человека - дошкольный. Именно в это время начинает происходить становление личности, развиваются важные способности и навыки. Но как определить уровень развития ребенка, его проблемы, особенно скрытые, и помочь решить их? Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова профессор Александр Веракса занимается разработкой и апробацией инструментария диагностики и развития регуляторных функций для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Его методики не только дают возможность раскрыть и развить потенциал ребенка, но и помогают ему комфортно общаться со сверстниками и взрослыми.

- Что такое регуляторные функции для детей дошкольного и младшего школьного возраста? Насколько они важны?

- У многих на слуху пресловутый “коэффициент интеллекта”, или IQ, который долгое время считался одним из наиболее прогностичных показателей развития детей с точки зрения их дальнейших академических успехов и эффективной социализации во взрослой жизни. Последние десять лет можно с уверенностью говорить о появлении IQ нового поколения, а именно - регуляторных функций, которые позволяют нам гибко ориентироваться в ситуации. Регуляторные функции - это обобщающий термин для различных умственных навыков, которые помогают человеку контролировать свои мысли и действия, несмотря на отвлекающие факторы и помехи, и за счет этого вести себя адаптивно и пластично в новых ситуациях. 

Именно саморегуляция, как показали результаты многих массовых лонгитюдных исследований (в которых прослеживается развитие одной группы детей на протяжении определенного времени), оказалась самым весомым фактором в развитии ребенка, который объясняет не только дальнейшие достижения в школе, но и отношение к собственному здоровью и даже социальный статус во взрослом возрасте. Способность произвольно управлять своим поведением, мыслительными действиями оказалась в фокусе внимания выдающегося психолога Льва Выготского и представителей оте-чественной культурно-исторической психологии еще в первой половине ХХ века. Работы Александра Лурия - основателя нейропсихологии - являются фундаментом современного понимания механизмов произвольного поведения.

- Как вы разрабатываете и апробируете инструментарий для диагностики регуляторных функций? Что он собой представляет? Какие критерии используете для его создания и работы с ним?

- Регуляторные функции разделяются на сдерживающий контроль, переключение и рабочую память. Сдерживающий контроль - умение удержаться от доминирующего типа реакции, как это, например, проявляется в детской игре “Да и нет не говорите”. В ситуации, когда ребенку хочется ответить “да” на заданный ему вопрос, он удерживается от произнесения запрещенного слова и ищет другой ответ. Еще пример - “игра наоборот”: вместо “квадрата” говорим “круг”, а вместо “круга” - “квадрат”. 

Переключение - умение переходить от одного правила к другому: сначала ребенок раскладывал карточки по цвету, а предложили ему разложить по новому правилу - по форме. Рабочая память - умение хранить информацию о тех правилах, соблюдение которых необходимо в конкретной ситуации: когда ребенок выполняет задание, раскладывая карточки по цвету, он должен все время помнить, каким правилом он руководствуется при их сортировке. 

Период быстрого развития регуляторных функций - это дошкольное детство. Очевидно, что от эффективности диагностики развития будет зависеть своевременная их коррекция (например, организация игр, направленных на развитие какого-либо компонента регуляторных функций) и, соответственно, успешность ребенка в школе, которая сейчас предъявляет к регуляторным функциям серьезные требования. 

Перед нашим коллективом стоит несколько задач. Во-первых, это разработка современного диагностического инструментария, который мог бы использовать психолог в образовательном учреждении. Это комплекс методик, представляющих собой специально разработанные задания, успешность выполнения которых ребенком позволяет специалисту оценить уровень развития у него регуляторных функций. 

В нашей стране накоплен большой опыт разработки нейропсихологических методик по качественному анализу развития детей. Но сейчас педагогам и психологам приходится сталкиваться с такими проблемами, как дефицит времени и необходимость сравнения результатов детей из разных городов и стран. Это требует от нас методик, которые имели бы четкие возрастные нормы и позволяли при этом определять уровень развития различных компонентов регуляторных функций. Мы работаем над таким пакетом методик. Сейчас он апробирован на выборке более 600 детей, посещающих муниципальные дошкольные учреждения.

Во-вторых, это подготовка методических приемов для развивающих занятий, которые позволили бы усилить конкретные компоненты регуляторных функций при работе с детьми. Очень важно, чтобы эти материалы были доступны родителям для занятия с детьми дома. 

В-третьих, это более фундаментальная задача понимания особенностей современного детства. Сопоставление уровня развития регуляторных функций с другими показателями психического развития (эмоциональным, социальным, познавательным) дает возможность увидеть картину детского развития сегодня и сравнить ее с прошлыми тенденциями. Например, уходит на второй план сюжетно-ролевая игра (игра ребенка со сверстниками, в которой каждый ее участник берет на себя какую-то роль и ее исполнение требует соблюдения ряда придуманных детьми правил), хрестоматийно считавшаяся основной для детей дошкольного возраста. Нам еще только предстоит узнать, что придет ей на смену. 

- Где и как вы будете испытывать ваши разработки? Какие дети будут принимать в этом участие? Какие результаты надеетесь получить?

- В исследованиях принимают участие дети дошкольного возраста, развитие которых мы стремимся проследить, начиная с четырех-пяти лет и до времени их обучения в школе. Это воспитанники государственных детских садов разных районов Москвы и Казани. Такой возрастной период характеризуется, с одной стороны, усиленным развитием регуляторных функций, а с другой - изменением социальных факторов, среди которых один из ключевых - переход в школу. Наши результаты уже сейчас помогают педагогам школ подготовиться к приходу детей, а психологам - заранее подобрать оптимальные траектории развития будущих школьников.

- У вас уже есть какие-то результаты? Есть ли интересные находки? Можете поделиться ими?

- Наши исследования показывают, что уровень развития регуляторных функций тесно связан с когнитивным и эмоционально-личностным развитием детей: дети с более высоким уровнем развития регуляторных функций лучше понимают эмоции и мысли других людей, успешнее осваивают математические навыки и умения, у них лучше развито наглядно-образное мышление. Все это еще раз подчеркивает важность развития ребенка именно в период дошкольного детства. 

Мы тесно сотрудничаем с учеными-психологами из США, Норвегии, Румынии, Швеции. Вот уже в седьмой раз в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2018 году пройдет международная конференция “Воспитание и обучение детей младшего возраста”, которую посещают более 1000 участников из 35 стран. Проблематика регуляторных функций занимает особое место на конференции.

- Вы работаете один или с научным коллективом?

- Современное исследование подобного масштаба не может проводиться в одиночку. Это по-настоящему командная работа. За последние четыре года на факультете психологии МГУ сложился устойчивый коллектив, в котором много молодых ученых, аспирантов, студентов. Для них практически ежедневная исследовательская работа с участием детей, консультирование их родителей и продуктивное взаимодействие с педагогами дошкольных учреждений стало неотъемлемой частью жизни. Мы благодарны всем руководителям и работникам дошкольных учреждений, детям и их родителям - ведь именно они делают возможным наше движение в психологической науке.

- Какие проблемы помогут решить ваши исследования?

- В первую очередь это проблема подготовки детей к школьному обучению. Рекомендации, которые получают родители и педагоги, помогают избежать в дальнейшем поведенческих проблем в классе и школьной неуспеваемости. Своевременная коррекция развития регуляторных функций способствует более эффективному и позитивному взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками, помогает им вырасти успешными и счастливыми людьми. 

Беседу вела Фирюза ЯНЧИЛИНА

Фото предоставлено А.Вераксой 

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Таланты насекомых. У иных козявок людям стоит поучиться живучести.
“Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение таинственности”. Эти слова Альберта Эйнштейна я прочла на стене одной из лабораторий, когда уже покидала клинику Казанского (Приволжского) федерального университета. И мне подумалось, что цитата удивительно точно соответствует темам, которыми занимается здесь Елена Шагимарданова - сотрудница Института фундаментальной медицины и биологии КФУ. /№ 41(2017)
Под прессом. Чтобы постичь структуру вещества, давите!
В природе происходит много удивительных явлений, изучить которые можно, лишь проводя эксперименты по аналогии - реконструировав тот или иной естественный процесс. Старший научный сотрудник Института геологии и минералогии им. В.С.Соболева Сибирского отделения РАН и доцент Новосибирского государственного университета кандидат геолого-минералогических наук Павел Гаврюшкин исследует карбонат кальция при экстремальных условиях. /№ 41(2017)
Малакологическая одиссея
Ученые из лаборатории молекулярной экологии и филогенетики Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) совместно со специалистами из Федерального центра комплексного изучения Арктики РАН и Университета Махасаракхам (Таиланд) открыли две трибы (ранг в биологической систематике, стоящий в иерархии систематических категорий ниже семейства и выше рода), два рода, семь видов и один подвид пресноводных моллюсков из семейства унионид (Unionidae). /№ 41(2017)

Новости


Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий принял казахскую делегацию во главе с первым заместителем секретаря Совета безопасности Республики Казахстан профессором Маратом Шайхутдиновым. На встрече также присутствовал заместитель председателя Совета директоров Международного научного комплекса «Астана», управляющий директор МНК Серик Ирсалиев.



Проект присуждения мегагрантов ученым продолжится. Об этом Владимир Путин сообщил на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи и студентов.



Владимир Мединский не обладает базовыми профессиональными навыками историка - таков один из выводов членов экспертного совета ВАК по истории при Минобрнауки, выступивших с заявлением по поводу ситуации вокруг диссертации министра культуры.



Министр обороны России Сергей Шойгу распорядился увеличить практику приема девушек в армейские, флотские и летные училища, сообщило Федеральное агентство новостей. На совещании в военном ведомстве министр отметил, что в начале октября впервые в новейшей истории 16 девушек, обойдя пару сотен соперниц-кандидаток, были приняты в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков.

ФАНО сообщает, что в 2017 году научно-исследовательские суда выполнят 32 морские экспедиции общей продолжительностью 755 судосуток. Их география стала шире по сравнению с предыдущими годами, в частности, выполнена большая комплексная экспедиция в Индийском океане, активизированы работы в Черном море, традиционно большое внимание было уделено Арктическому региону - значительно расширены работы в прибрежных водах архипелага Шпицберген.

Глава Минобрнауки Ольга Васильева выступила с докладом на «Правительственном часе» в Совете Федерации, сообщила пресс-служба министерства. В своем выступлении она проинформировала сенаторов о приоритетных направлениях развития образования.

Главной задачей нового руководства РАН, по мнению Клуба «1 июля», является «трансформация положительной атмосферы, сложившейся вокруг Академии, в принципиальные решения». Об этом говорится в заявлении, опубликованном на сайте сообщества.

Конференции


Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Школа состоится 16-18 октября 2017 года в МГТУ им. Н.Э.Баумана при поддержке Российского научного фонда.

Перечень научных конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ, проводимых подведомственными ФАНО России организациями в 2017 году.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый Российским фондом фундаментальных исследований совместно с организациями - участниками Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Обзор стипендиальных программ DAAD для учебы и научных исследований в Германии на 2018/2019 учебный год.

Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию начинает прием документов на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2017 год.

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации объявляет конкурсы 2018 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и молодых российских ученых - докторов наук. Организатором конкурсов является Минобрнауки России.

Вакансии


13.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр “Наука” РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей научных работников

06.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности научного сотрудника Лаборатории морской турбулентности по специальности “Океанология”.

06.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности младшего научного сотрудника (2 вакансии) Лаборатории геологии Атлантики по специальности “Океанология”.





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии