Официально


Председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов внес в Госдуму проект закона о внесении изменений в ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные акты РФ». Документ доступен по ссылке.



На сайте ФАНО опубликована серия приказов о реорганизации подведомственных агентству научных учреждений.



На сайте Правительства РФ опубликовано распоряжение о повышении оплаты труда работников бюджетной сферы.

Федеральное агентство научных организаций, правительство Новосибирской области и Сибирское отделение РАН заключили соглашение о сотрудничестве. Подписи под документом поставили глава ФАНО Михаил Котюков, временно исполняющий обязанности губернатора Андрей Травников и председатель СО РАН Валентин Пармон, сообщает пресс-служба агентства.




Новости № 50(2017)

Регионы


В Тюменскую область на заработки прибывает все больше иностранцев. Помочь приезжим, в особенности их детям, освоиться на месте - задача, в решении которой активно участвует Центр адаптационных практик и тестирования Тюменского госуниверситета.

Соглашение о создании Центра компетенции в сфере дополненной и виртуальной реальности (AR/VR) в эпоху цифровой экономики заключили Дальневосточный федеральный университет и Университет ИТМО. Подписание документа состоялось в рамках конференции “Национальная технологическая революция 20.35” в Санкт-Петербурге.

Целый ряд совместных проектов с участием Московского авиационного института (НИУ) может быть реализован в результате Корейско-российского космического форума, прошедшего в рамках Aerospace Science Week.

СНГ


Интердайджест


Группа исследователей под руководством астрофизика Эдуардо Баньядоса (Eduardo Bañados) из Института науки Карнеги (Carnegie Institution for Science) опубликовала в Nature статью о черной дыре, которая находится в центре ярчайшего квазара, испускающего свет с тех времен, когда Вселенной было всего лишь 690 миллионов лет.

Лауреаты премии “За прорыв” The Breakthrough Prize 2018 года объявлены на торжественной церемонии в Кремниевой долине, с подробностями - The Breakthrough Prize News.


Из Могилева “Рус. Вед.” телеграфируют: “Принадлежащий к ревельскому укрепленному району остров Нарген объявил себя республикой, выработал нечто вроде конституции, выпускает свою монету. Образован кабинет: министр просвещения - фельдшер, труда - кочегар, финансов - столяр. Стоявший во главе различных работ инженер арестован и увезен в Кронштадт. Когда министрам Наргена указывали на невозможность продолжать работы без инженера, министр финансов, оказавшийся неграмотным, ответил: “Ученость ни к чему, вот я не умею фамилию написать, а дослужился”.
























Вундеркиндами не рождаются. Как раскрыть потенциал ребенка.
Наука
№ 40(2017)

06.10.2017

Психологи не устают повторять, что самый важный этап в развитии любого человека - дошкольный. Именно в это время начинает происходить становление личности, развиваются важные способности и навыки. Но как определить уровень развития ребенка, его проблемы, особенно скрытые, и помочь решить их? Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова профессор Александр Веракса занимается разработкой и апробацией инструментария диагностики и развития регуляторных функций для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Его методики не только дают возможность раскрыть и развить потенциал ребенка, но и помогают ему комфортно общаться со сверстниками и взрослыми.

- Что такое регуляторные функции для детей дошкольного и младшего школьного возраста? Насколько они важны?

- У многих на слуху пресловутый “коэффициент интеллекта”, или IQ, который долгое время считался одним из наиболее прогностичных показателей развития детей с точки зрения их дальнейших академических успехов и эффективной социализации во взрослой жизни. Последние десять лет можно с уверенностью говорить о появлении IQ нового поколения, а именно - регуляторных функций, которые позволяют нам гибко ориентироваться в ситуации. Регуляторные функции - это обобщающий термин для различных умственных навыков, которые помогают человеку контролировать свои мысли и действия, несмотря на отвлекающие факторы и помехи, и за счет этого вести себя адаптивно и пластично в новых ситуациях. 

Именно саморегуляция, как показали результаты многих массовых лонгитюдных исследований (в которых прослеживается развитие одной группы детей на протяжении определенного времени), оказалась самым весомым фактором в развитии ребенка, который объясняет не только дальнейшие достижения в школе, но и отношение к собственному здоровью и даже социальный статус во взрослом возрасте. Способность произвольно управлять своим поведением, мыслительными действиями оказалась в фокусе внимания выдающегося психолога Льва Выготского и представителей оте-чественной культурно-исторической психологии еще в первой половине ХХ века. Работы Александра Лурия - основателя нейропсихологии - являются фундаментом современного понимания механизмов произвольного поведения.

- Как вы разрабатываете и апробируете инструментарий для диагностики регуляторных функций? Что он собой представляет? Какие критерии используете для его создания и работы с ним?

- Регуляторные функции разделяются на сдерживающий контроль, переключение и рабочую память. Сдерживающий контроль - умение удержаться от доминирующего типа реакции, как это, например, проявляется в детской игре “Да и нет не говорите”. В ситуации, когда ребенку хочется ответить “да” на заданный ему вопрос, он удерживается от произнесения запрещенного слова и ищет другой ответ. Еще пример - “игра наоборот”: вместо “квадрата” говорим “круг”, а вместо “круга” - “квадрат”. 

Переключение - умение переходить от одного правила к другому: сначала ребенок раскладывал карточки по цвету, а предложили ему разложить по новому правилу - по форме. Рабочая память - умение хранить информацию о тех правилах, соблюдение которых необходимо в конкретной ситуации: когда ребенок выполняет задание, раскладывая карточки по цвету, он должен все время помнить, каким правилом он руководствуется при их сортировке. 

Период быстрого развития регуляторных функций - это дошкольное детство. Очевидно, что от эффективности диагностики развития будет зависеть своевременная их коррекция (например, организация игр, направленных на развитие какого-либо компонента регуляторных функций) и, соответственно, успешность ребенка в школе, которая сейчас предъявляет к регуляторным функциям серьезные требования. 

Перед нашим коллективом стоит несколько задач. Во-первых, это разработка современного диагностического инструментария, который мог бы использовать психолог в образовательном учреждении. Это комплекс методик, представляющих собой специально разработанные задания, успешность выполнения которых ребенком позволяет специалисту оценить уровень развития у него регуляторных функций. 

В нашей стране накоплен большой опыт разработки нейропсихологических методик по качественному анализу развития детей. Но сейчас педагогам и психологам приходится сталкиваться с такими проблемами, как дефицит времени и необходимость сравнения результатов детей из разных городов и стран. Это требует от нас методик, которые имели бы четкие возрастные нормы и позволяли при этом определять уровень развития различных компонентов регуляторных функций. Мы работаем над таким пакетом методик. Сейчас он апробирован на выборке более 600 детей, посещающих муниципальные дошкольные учреждения.

Во-вторых, это подготовка методических приемов для развивающих занятий, которые позволили бы усилить конкретные компоненты регуляторных функций при работе с детьми. Очень важно, чтобы эти материалы были доступны родителям для занятия с детьми дома. 

В-третьих, это более фундаментальная задача понимания особенностей современного детства. Сопоставление уровня развития регуляторных функций с другими показателями психического развития (эмоциональным, социальным, познавательным) дает возможность увидеть картину детского развития сегодня и сравнить ее с прошлыми тенденциями. Например, уходит на второй план сюжетно-ролевая игра (игра ребенка со сверстниками, в которой каждый ее участник берет на себя какую-то роль и ее исполнение требует соблюдения ряда придуманных детьми правил), хрестоматийно считавшаяся основной для детей дошкольного возраста. Нам еще только предстоит узнать, что придет ей на смену. 

- Где и как вы будете испытывать ваши разработки? Какие дети будут принимать в этом участие? Какие результаты надеетесь получить?

- В исследованиях принимают участие дети дошкольного возраста, развитие которых мы стремимся проследить, начиная с четырех-пяти лет и до времени их обучения в школе. Это воспитанники государственных детских садов разных районов Москвы и Казани. Такой возрастной период характеризуется, с одной стороны, усиленным развитием регуляторных функций, а с другой - изменением социальных факторов, среди которых один из ключевых - переход в школу. Наши результаты уже сейчас помогают педагогам школ подготовиться к приходу детей, а психологам - заранее подобрать оптимальные траектории развития будущих школьников.

- У вас уже есть какие-то результаты? Есть ли интересные находки? Можете поделиться ими?

- Наши исследования показывают, что уровень развития регуляторных функций тесно связан с когнитивным и эмоционально-личностным развитием детей: дети с более высоким уровнем развития регуляторных функций лучше понимают эмоции и мысли других людей, успешнее осваивают математические навыки и умения, у них лучше развито наглядно-образное мышление. Все это еще раз подчеркивает важность развития ребенка именно в период дошкольного детства. 

Мы тесно сотрудничаем с учеными-психологами из США, Норвегии, Румынии, Швеции. Вот уже в седьмой раз в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2018 году пройдет международная конференция “Воспитание и обучение детей младшего возраста”, которую посещают более 1000 участников из 35 стран. Проблематика регуляторных функций занимает особое место на конференции.

- Вы работаете один или с научным коллективом?

- Современное исследование подобного масштаба не может проводиться в одиночку. Это по-настоящему командная работа. За последние четыре года на факультете психологии МГУ сложился устойчивый коллектив, в котором много молодых ученых, аспирантов, студентов. Для них практически ежедневная исследовательская работа с участием детей, консультирование их родителей и продуктивное взаимодействие с педагогами дошкольных учреждений стало неотъемлемой частью жизни. Мы благодарны всем руководителям и работникам дошкольных учреждений, детям и их родителям - ведь именно они делают возможным наше движение в психологической науке.

- Какие проблемы помогут решить ваши исследования?

- В первую очередь это проблема подготовки детей к школьному обучению. Рекомендации, которые получают родители и педагоги, помогают избежать в дальнейшем поведенческих проблем в классе и школьной неуспеваемости. Своевременная коррекция развития регуляторных функций способствует более эффективному и позитивному взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками, помогает им вырасти успешными и счастливыми людьми. 

Беседу вела Фирюза ЯНЧИЛИНА

Фото предоставлено А.Вераксой 

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

От планов - к результатам. Общие цели сближают науку и производство.
О планах вести исследования и создавать разработки, организуя участников не в одно юрлицо, а в сетевую структуру, где главное - быстрый обмен компетенциями и информацией, два года назад мне рассказывал директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН (ИФПМ) членкор РАН Сергей ПСАХЬЕ. Поработав не один год в лабораториях и университетах США, Германии, Китая, он убедился, что межевание науки по любым принципам - дело бесперспективное. Жизнь изменилась - сегодня наиболее актуальны задачи, которые невозможно решить без развития междисциплинарных подходов. /№ 50(2017)
Из воды и воздуха. Новый материал для 3D-печати обладает неоспоримыми преимуществами.
Сложнейшие геометрические фигуры из разноцветных пластиков, радующие глаз и вызывающие восторг, делают буквально на твоих глазах. Не нужны “умные” станки, навороченные автоматические линии, мощные заводы. Достаточно скромного агрегата ростом с обычную кофе-машину. Изюминка установки - экструдер. Это благодаря его усилиям из пластических материалов формируется готовый продукт. /№ 50(2017)
Отнять и изучить. Лазерное излучение раскрывает тайны вещества.
Заведующая лабораторией макрокинетики неравновесных процессов кандидат физико-математических наук Екатерина БАРМИНА из Института общей физики им. А.М.Прохорова РАН с легкостью заставляет жидкости “выпускать пар”. Нет, это не банальное испарение, а распад вещества с образованием составляющих элементов, которые выходят в виде газов. /№ 49(2017)

Новости


Востребованность результатов научно-исследовательской деятельности и выпускников, коммерциализация производимого в вузе интеллектуального продукта - по таким критериям в рамках проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» составлен национальный рейтинг университетов, отражающий предпочтения реального сектора.



Руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков и вице-президент РАН, председатель Сибирского отделения РАН Валентин Пармон провели совещание с директорами организаций, расположенных на территории, относящейся к ведению Сибирского территориального управления ФАНО. Как сообщил руководитель СТУ ФАНО Алексей Колович, по состоянию на декабрь 2017 года на указанной территории расположены 154 организации федерального агентства, в том числе 121 учреждение и 33 предприятия.



В Общественной палате РФ прошел круглый стол «Общественный контроль за качеством высшего образования».



Российский научный фонд и Министерство науки и технологий (MOST, Тайвань) объявили победителей второго совместного конкурса двусторонних научных проектов.

Фонд инфраструктурных и образовательных программ подвел итоги Всероссийского инженерного конкурса для студентов и аспирантов в области нанотехнологий «ВИК.Нано 2017». По результатам отборочного этапа, менторской и акселерационной программ по доработке проектов, а также финальной защиты перед членами жюри определились пять победителей.

Третий победитель Общероссийского конкурса молодежных исследовательских проектов в области энергетики «Энергия молодости-2017» награжден в Иркутске. Кандидат технических наук Дмитрий Крупенев из Института систем энергетики им. Л.А.Мелентьева Сибирского отделения РАН получил из рук президента ассоциации «Глобальная энергия» Игоря Лобовского сертификат на грант в размере 1 миллион рублей.

Минобрнауки и социальная сеть "ВКонтакте" заключили соглашение о сотрудничестве, информирует пресс-служба ведомства. В сообществе министерства в "ВКонтакте" будут размещаться учебные материалы и методические пособия для студентов, педагогов, родителей и всех желающих.

Конференции


Наша страна обладает крупнейшей в мире территорией и занимает четвертое место по площади пахотных земель. Казалось бы, области огромные, однако сельское хозяйство России сконцентрировано на ограниченной площади - с благоприятными климатическими условиями - и нагрузки на плодородные почвы настолько велики, что приводят к их деградации. Причина - в водной и ветровой эрозии, потерях гумуса и элементов питания, переуплотнении посевов и загрязнении.

Открытая конференция ИСП РАН имени В. П. Иванникова, ISPRAS Open 2017, обещает стать одним из самых познавательных событий осени в области системного программирования. Среди ключевых тем основной программы, заявленных ранее, - безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных. Помимо этого в программе запланирован ряд отдельных докладов и встреч с зарубежными представителями ИТ-отрасли. Конференция пройдет с 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве.

7 декабря в МИА «Россия сегодня» пройдет VI Конгресс предприятий наноиндустрии. В какой точке развития сейчас находится отрасль? Какие рынки наиболее перспективны в ближайшие 10 лет? Как нанотехнологии включаются в Национальную Технологическую Инициативу? Эти и многие другие вопросы будут обсуждаться на Конгрессе.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований в рамках международных ассоциированных лабораторий (МАЛ) и международных научных объединений (МНО), проводимый совместно Российским фондом фундаментальных исследований и Национальным центром научных исследований Франции

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Департаментом науки и технологии Правительства Индии

Отчеты по проектам, поддержанным по результатам конкурса проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимого совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Фондом поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых “Национальное интеллектуальное развитие”.

Отчеты по проектам, поддержанным по результатам конкурса проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимого совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством города Москвы, выполнявшимся в 2016-2017 годах.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных молодежных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии