Официально


Госдума приняла в третьем, заключительном, чтении законопроект, расширяющий и уточняющий направления и цели деятельности, основные задачи и полномочия Российской академии наук, сообщает ТАСС.

Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал принять в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 87 ФЗ «Об образовании в РФ» и статью 19 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части предоставления духовным образовательным организациям права реализации дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки «за неисполнение предписаний в установленные сроки» запретила прием в Институт экономики и социального развития.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о внесении изменений в ФЗ «О Фонде перспективных исследований», предполагающий расширение полномочий фонда по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности.




Новости № 27-28(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест
















Вундеркиндами не рождаются. Как раскрыть потенциал ребенка.
Наука
№ 40(2017)

06.10.2017

Психологи не устают повторять, что самый важный этап в развитии любого человека - дошкольный. Именно в это время начинает происходить становление личности, развиваются важные способности и навыки. Но как определить уровень развития ребенка, его проблемы, особенно скрытые, и помочь решить их? Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова профессор Александр Веракса занимается разработкой и апробацией инструментария диагностики и развития регуляторных функций для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Его методики не только дают возможность раскрыть и развить потенциал ребенка, но и помогают ему комфортно общаться со сверстниками и взрослыми.

- Что такое регуляторные функции для детей дошкольного и младшего школьного возраста? Насколько они важны?

- У многих на слуху пресловутый “коэффициент интеллекта”, или IQ, который долгое время считался одним из наиболее прогностичных показателей развития детей с точки зрения их дальнейших академических успехов и эффективной социализации во взрослой жизни. Последние десять лет можно с уверенностью говорить о появлении IQ нового поколения, а именно - регуляторных функций, которые позволяют нам гибко ориентироваться в ситуации. Регуляторные функции - это обобщающий термин для различных умственных навыков, которые помогают человеку контролировать свои мысли и действия, несмотря на отвлекающие факторы и помехи, и за счет этого вести себя адаптивно и пластично в новых ситуациях. 

Именно саморегуляция, как показали результаты многих массовых лонгитюдных исследований (в которых прослеживается развитие одной группы детей на протяжении определенного времени), оказалась самым весомым фактором в развитии ребенка, который объясняет не только дальнейшие достижения в школе, но и отношение к собственному здоровью и даже социальный статус во взрослом возрасте. Способность произвольно управлять своим поведением, мыслительными действиями оказалась в фокусе внимания выдающегося психолога Льва Выготского и представителей оте-чественной культурно-исторической психологии еще в первой половине ХХ века. Работы Александра Лурия - основателя нейропсихологии - являются фундаментом современного понимания механизмов произвольного поведения.

- Как вы разрабатываете и апробируете инструментарий для диагностики регуляторных функций? Что он собой представляет? Какие критерии используете для его создания и работы с ним?

- Регуляторные функции разделяются на сдерживающий контроль, переключение и рабочую память. Сдерживающий контроль - умение удержаться от доминирующего типа реакции, как это, например, проявляется в детской игре “Да и нет не говорите”. В ситуации, когда ребенку хочется ответить “да” на заданный ему вопрос, он удерживается от произнесения запрещенного слова и ищет другой ответ. Еще пример - “игра наоборот”: вместо “квадрата” говорим “круг”, а вместо “круга” - “квадрат”. 

Переключение - умение переходить от одного правила к другому: сначала ребенок раскладывал карточки по цвету, а предложили ему разложить по новому правилу - по форме. Рабочая память - умение хранить информацию о тех правилах, соблюдение которых необходимо в конкретной ситуации: когда ребенок выполняет задание, раскладывая карточки по цвету, он должен все время помнить, каким правилом он руководствуется при их сортировке. 

Период быстрого развития регуляторных функций - это дошкольное детство. Очевидно, что от эффективности диагностики развития будет зависеть своевременная их коррекция (например, организация игр, направленных на развитие какого-либо компонента регуляторных функций) и, соответственно, успешность ребенка в школе, которая сейчас предъявляет к регуляторным функциям серьезные требования. 

Перед нашим коллективом стоит несколько задач. Во-первых, это разработка современного диагностического инструментария, который мог бы использовать психолог в образовательном учреждении. Это комплекс методик, представляющих собой специально разработанные задания, успешность выполнения которых ребенком позволяет специалисту оценить уровень развития у него регуляторных функций. 

В нашей стране накоплен большой опыт разработки нейропсихологических методик по качественному анализу развития детей. Но сейчас педагогам и психологам приходится сталкиваться с такими проблемами, как дефицит времени и необходимость сравнения результатов детей из разных городов и стран. Это требует от нас методик, которые имели бы четкие возрастные нормы и позволяли при этом определять уровень развития различных компонентов регуляторных функций. Мы работаем над таким пакетом методик. Сейчас он апробирован на выборке более 600 детей, посещающих муниципальные дошкольные учреждения.

Во-вторых, это подготовка методических приемов для развивающих занятий, которые позволили бы усилить конкретные компоненты регуляторных функций при работе с детьми. Очень важно, чтобы эти материалы были доступны родителям для занятия с детьми дома. 

В-третьих, это более фундаментальная задача понимания особенностей современного детства. Сопоставление уровня развития регуляторных функций с другими показателями психического развития (эмоциональным, социальным, познавательным) дает возможность увидеть картину детского развития сегодня и сравнить ее с прошлыми тенденциями. Например, уходит на второй план сюжетно-ролевая игра (игра ребенка со сверстниками, в которой каждый ее участник берет на себя какую-то роль и ее исполнение требует соблюдения ряда придуманных детьми правил), хрестоматийно считавшаяся основной для детей дошкольного возраста. Нам еще только предстоит узнать, что придет ей на смену. 

- Где и как вы будете испытывать ваши разработки? Какие дети будут принимать в этом участие? Какие результаты надеетесь получить?

- В исследованиях принимают участие дети дошкольного возраста, развитие которых мы стремимся проследить, начиная с четырех-пяти лет и до времени их обучения в школе. Это воспитанники государственных детских садов разных районов Москвы и Казани. Такой возрастной период характеризуется, с одной стороны, усиленным развитием регуляторных функций, а с другой - изменением социальных факторов, среди которых один из ключевых - переход в школу. Наши результаты уже сейчас помогают педагогам школ подготовиться к приходу детей, а психологам - заранее подобрать оптимальные траектории развития будущих школьников.

- У вас уже есть какие-то результаты? Есть ли интересные находки? Можете поделиться ими?

- Наши исследования показывают, что уровень развития регуляторных функций тесно связан с когнитивным и эмоционально-личностным развитием детей: дети с более высоким уровнем развития регуляторных функций лучше понимают эмоции и мысли других людей, успешнее осваивают математические навыки и умения, у них лучше развито наглядно-образное мышление. Все это еще раз подчеркивает важность развития ребенка именно в период дошкольного детства. 

Мы тесно сотрудничаем с учеными-психологами из США, Норвегии, Румынии, Швеции. Вот уже в седьмой раз в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2018 году пройдет международная конференция “Воспитание и обучение детей младшего возраста”, которую посещают более 1000 участников из 35 стран. Проблематика регуляторных функций занимает особое место на конференции.

- Вы работаете один или с научным коллективом?

- Современное исследование подобного масштаба не может проводиться в одиночку. Это по-настоящему командная работа. За последние четыре года на факультете психологии МГУ сложился устойчивый коллектив, в котором много молодых ученых, аспирантов, студентов. Для них практически ежедневная исследовательская работа с участием детей, консультирование их родителей и продуктивное взаимодействие с педагогами дошкольных учреждений стало неотъемлемой частью жизни. Мы благодарны всем руководителям и работникам дошкольных учреждений, детям и их родителям - ведь именно они делают возможным наше движение в психологической науке.

- Какие проблемы помогут решить ваши исследования?

- В первую очередь это проблема подготовки детей к школьному обучению. Рекомендации, которые получают родители и педагоги, помогают избежать в дальнейшем поведенческих проблем в классе и школьной неуспеваемости. Своевременная коррекция развития регуляторных функций способствует более эффективному и позитивному взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками, помогает им вырасти успешными и счастливыми людьми. 

Беседу вела Фирюза ЯНЧИЛИНА

Фото предоставлено А.Вераксой 

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Как не попасть в ловушки? Прогнозировать развитие страны поможет экономическая томография.
В последние два десятилетия Россия страдала то от дефолта 1998 года, то от мирового кризиса 2008-2009 гг., то от неприятностей, начавшихся в экономике с 2016 года. Можно ли предсказывать такие явления и им эффективно противодействовать? /№ 27-28(2018)
Если друг оказался френд. Как влияют на молодежь современные коммуникации.
Кандидат философских наук Андрей ГЛУХОВ, доцент кафед­ры социальных коммуникаций Томского государственного университета: "На наших глазах происходит цифровая революция в области как профессиональных, так и личных коммуникаций"... /№ 27-28(2018)
Еда по правилам. Надо есть меньше, но больше.
Современный человек так и не научился правильно питаться: с одной стороны, получать из пищи все необходимые микронутриенты, а с другой, - не толстеть и оставаться в хорошей форме. /№ 27-28(2018)

Новости


Премьер-министр Дмитрий Медведев назначил бывшего руководителя госкорпорации «Роскосмос» Игоря Комарова заместителем министра науки и высшего образования, сообщает ТАСС.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки организовала работу горячей линии по вопросам приема в вузы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.



Российская академия наук откроет представительство Уральского отделения РАН в Харбине (Китай), сообщил журналистам президент РАН Александр Сергеев. По его словам, договоренности об этом были достигнуты в ходе рабочих встреч с китайскими партнерами в июне.



Члены Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК) договорились о сотрудничестве в организации студенческих стажировок с одной из крупнейших китайских компаний в сфере телекоммуникаций - Huawei. Соглашение об этом было подписано в рамках четвертого саммита АТУРК, который открылся в Екатеринбурге.



Минпросвещения провело опрос, который свидетельствуют о том, что более 30% выпускников школ выбирают для дальнейшего обучения в вузах математические и инженерные направления, сообщает ТАСС.



Министры и заместители министров высшего образования и науки стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), собравшиеся в Кейптауне, приняли декларацию об укреплении сотрудничества в сфере образования, сообщает ТАСС. Встреча стала уже шестой по счету, проведенной в таком формате.



Представители академической науки в Иркутске решили объединиться, чтобы отстаивать свою позицию в Министерстве науки и высшего образования и восстановить утраченные в результате реформы связи между научными институтами, сообщает агентство «Интерфакс-Сибирь».



Конференции


II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Текущие конкурсы


Конкурс на лучшие научные проекты, выполняемые молодыми учеными под руководством кандидатов и докторов наук в научных организациях Российской Федерации (“Мобильность”)

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований

Конкурс на лучшие проекты, выполняемые молодыми учеными (Эврика! Идея)

Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии