Официально


Минобрнауки разрешило заключение договоров о безвозмездном отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения на условиях, предусмотренных пунктом 18 (1) Правил осуществления государственными заказчиками управления правами РФ на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 марта 2012 г. №233 по установленному перечню.



Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму законопроекта, цель которого - закрепление обязательного учета сведений о независимой оценке качества подготовки студентов при государственной аккредитации образовательной деятельности.

Рабочая группа комитета Госдумы по образованию и науке подготовила компромиссные поправки в проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части изучения родного языка из числа языков народов России и государственных языков республик, находящихся в составе РФ.

Правительство одобрило и внесло в Госдуму законопроект «О внесении изменения в статью 92 ФЗ «Об образовании в РФ». В случае его принятия учет сведений о независимой оценке качества подготовки студентов станет обязательным при государственной аккредитации образовательной деятельности.




Новости № 23(2018)

Регионы


Ректор Тольяттинского госуниверситета Михаил Криштал и президент Университета г. Шаосин (Китай) Цзяньли Ван подписали соглашение о создании в опорном ТГУ Академии каллиграфии “Ланьтин”.

В Северо-Кавказском горно-металлургическом институте прошел восьмой Республиканский конкурс научно-исследовательских работ студентов вузов РСО-Алания на соискание премии имени Тазарета Дедегкаева.

Состоялось совместное заседание ученых советов Воронежского госуниверситета и Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.Бурденко, приуроченное к столетию вузов, в ходе которого ректоры подписали соглашение о сотрудничестве.

СНГ


Интердайджест


Исследователи из больницы Святого Михаила (St. Michael’s Hospital) и Университета Торонто (University of Toronto) в Канаде установили, что витаминные и минеральные добавки в качестве средств профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта, инсульта и преждевременной смерти неэффективны.

Стали известны имена лауреатов престижной премии Кавли 2018 года: это семь ученых из пяти стран - астрофизики, молекулярные биологи и нейробиологи.

Японские кардиохирурги из Университета Осаки (Osaka University) отныне могут лечить людей с сердечной недостаточностью с использованием клеток, полученных авангардным методом перепрограммирования.


11 июня под руководством Вилькицкого отправляется экспедиция, организованная главным гидрографическим управлением морского комиссариата для производства новых исследований на великом северном пути. Экспедиция отправляется к берегам Малой Земли. В нее вошли суда “Вайгач”, “Калгуев” и “Харитон Лаптев”. Впервые в экспедиции примут участие воздушные аппараты “Илья Муромец” и гидроаэропланы для производства разведок. На этих аппаратах установлены радиостанции.
















Космос как бизнес. Выпускники Физтеха бросят вызов Илону Маску.
Наука
№ 22(2018)

01.06.2018

“Аэромех” - неформальное название факультета аэрофизики и космических исследований (ФАКИ), одного из первых факультетов Физтеха. ФАКИ был создан в 1951 году с целью подготовки специалистов для системообразующих предприятий аэрокосмической отрасли и ведущих исследовательских центров РАН. В 1965 году от него “отпочковался” ФАЛТ - факультет аэромеханики и летательной техники. Но сегодня эти два факультета снова вместе: год назад они оба вошли в структуру физтех-школы аэрокосмических технологий. Зачем понадобилось объединение, какие задачи решает сегодня школа? На вопросы “Поиска” отвечает ее директор, к.т.н. Сергей НЕГОДЯЕВ. 
- Сергей Серафимович, вы ведь и сам выпускник ФАКИ. Можно ли сказать, что с Физтехом связана вся ваша жизнь? 
- Началось со школы. Я жил в сельской местности, далеко от Москвы, увлекался физикой, ходил во все кружки научно-технического творчества, какие только у нас были. Заметив мой интерес, учитель физики предложил мне поступить в заочную физико-техническую школу (ЗФТШ) при МФТИ. Я довольно легко решил вступительные задания, начал учиться и вскоре обнаружил, что физика и математика в ЗФТШ гораздо сложнее, чем то, что нам давали на уроках в школе. Эти занятия дали огромный толчок к осознанию этих школьных предметов как научных дисциплин. Заочная школа МФТИ существует и по сей день, но сейчас благодаря Интернету такой оторванности сельских школ от столичных вузов уже не чувствуется. А тогда это была единственная ниточка, которая соединяла любого школьника СССР с таким уникальным институтом, как Физтех. Поступить благодаря такой системе было легко, а вот учиться - гораздо труднее. После окончания МФТИ я работал в различных научных центрах страны на разных должностях - от начальника лаборатории до главного конструктора современной техники. А в 2008 году по приглашению ректора вернулся в МФТИ, стал деканом ФАКИ - факультета, который заканчивал. Физтех-школу аэрокосмических технологий возглавил в сентябре 2017-го (она была создана годом ранее). 
- Зачем, на ваш взгляд, понадобилось объединять факультеты?
- У них ведь корень один - аэромеханическая специальность, одна из четырех главных, ради которых, собственно, и создавался институт особого типа Физтех. Поэтому, естественно, что на новом этапе развития вуза научные направления, связанные с аэрокосмической техникой, объединились. Дело в том, что раздробленность на мелкие структурные единицы с точки зрения теории управления не позволяет решать крупные задачи. Многие руководители знают, что это под силу только крупным коллективам.
- А вы как руководитель уже такие задачи поставили?
- Их ставит жизнь. Например, в современной России авиация, авиационные технологии развиваются по своим законам, на одних предприятиях, а космическая техника, новые направления исследования космического пространства и контроля околоземной обстановки - по своим, на других. Нужно переплести компетенции и подходы, наработанные в авиации, с теми, что есть в космической отрасли. Объединение разных структур, во-первых, дает экономию средств, а во-вторых, приводит к синергетическому эффекту. За рубежом такие компании, как Boeing, Airbus, занимаются созданием не только самолетов, но и космической техники. Обеспечение многоразового космического старта (его в США реализует Илон Маск) потребует синтеза знаний и компетенций. У нас такого вида работы пока не ведутся, поскольку, как я уже сказал, авиация и космонавтика разделены. Но я уверен, что это - дело будущего. И мы будем готовить людей, способных подобные задачи решать. 
- Рассказывая о других физтех-школах (см. “Поиск” №43, №49, №52 за 2017 г.), мы писали, что МФТИ, модернизируя свою знаменитую систему обучения с опорой на множество базовых кафедр, идет по пути создания собственных хорошо оборудованных современных лабораторий. Это стало возможным благодаря победам университета в нескольких конкурсах Минобрнауки РФ и получения им значительных инвестиций. А что нового появилось на ФАКИ и ФАЛТ? Иными словами, что еще кроме факультетов вошло в структуру физтех-школы аэрокосмических технологий?
- Во-первых, мы решили заняться космическим приборостроением, то есть разработкой оборудования, которое в качестве полезной нагрузки устанавливаются на борт космических аппаратов, спутников: различные радиотехнические устройства, звездные датчики, магнетометры. Лет двадцать назад в мире обозначилась такая тенденция, как создание малых космических аппаратов (МКА). В России это направление было представлено очень мало. Но МКА - как раз тот случай, когда университетскими небольшими группами можно достичь интересных результатов. Мы взяли пример с английского Университета Surrey, где студенты и аспиранты создают кубсаты, - это термин для обозначения очень маленьких спутников, кубиков с ребром в 10 см. Очень интересно было видеть, как английские студенты в такой объем вмещают уникальные, малые и по размерам, и по энергопотреблению приборы, а потом запускают их в космос. Спутники маленькие (поэтому запуск обходится дешевле), но решают они практически те же космические задачи, что и большие. А образовательный эффект - колоссальный!
И мы этим занялись. Нам выделили финансирование на создание радиоэлектронной лаборатории для дизайна и разработки бортовых систем МКА. Это позволило изменить структуру подготовки кадров для космической промышленности и самим приобрести компетенции, необходимые для разработки такого оборудования.
- В каком смысле изменить систему подготовки кадров? 
- Собственно, это одна из старых идей Физтеха: начиная с самых первых курсов, ребята имеют возможность участвовать в разработке нового типа изделий в МФТИ, погрузиться в реальную деятельность. Благодаря полученным навыкам они быстрее включатся в работу, когда после окончания вуза придут на предприятие. 
Итак, первые инвестиции, которые мы получили по программе инфраструктурных преобразований вуза, пошли на создание приборного парка для решения задач космического приборостроения. Эта лаборатория стала одной из лучших в МФТИ по оснащению для проведения исследований и разработок. Однако изделие становится товаром только после того, как подтвердится его качество. И на следующем этапе мы закупили стенды для испытаний и настройки оборудования, необходимые для того, чтобы на выходе выдавать промышленности прототипы приборов, удовлетворяющие всем требованиям Роскосмоса. Выигрыш - тройной! Не надо платить сторонним организациям за проведение испытаний. Очень экономится время, ведь в силу антимонопольного законодательства любая услуга покупается через конкурсные процедуры. А главное - мы теперь можем учить студентов не только тому, как прибор разработать, но и как его внедрить, передать в промышленность. Если раньше от идеи до образца проходило полтора-два года, то сейчас студенту вполне реально пройти весь путь за семестр и сделать на основе этого курсовую или дипломную работу. Вспоминается, как в середине 2000-х наши ребята придумали оригинальную методику, позволяющую за доли секунды определить появление в воздухе опасной для жизни примеси и ее тип. Очень востребованная оказалась разработка, очень ее хвалили, в частности, в МЧС. Но тогда у нас еще не было оборудования, чтобы создать на основе этой блестящей методики прибор. Сейчас оно есть. 
- Правильно ли я понимаю, что ученые школы больше ориентированы на прикладную науку?
- Нет границы между фундаментальной физикой и прикладной. Как только удается объяснить какой-то эффект с точки зрения физики, мы тут же ищем, как его использовать для удешевления существующих космических аппаратов, увеличения их возможностей. И ребята, которые на втором курсе чуть перевели дух после сложных экзаменов по теоретическим дисциплинам, спешат к практике, просятся работать в лабораторию. А спектр научных направлений, представленных в школе, богатый: от классических (механика сплошных сред и гидродинамика) до самых молодых (нанотехнологии, биотехнологии и др.). Основной инструмент исследования - математическое моделирование. 
- С какой самой большой проблемой вы столкнулись как руководитель школы?
- Проблема несоответствия скоростей, задач, которые ставит жизнь, нашим кадровым возможностям. Надо реагировать быстрее, для этого нужны люди соответствующие, с квалификацией, а их быстро не найти.
- Часто говорят, что наука не имеет границ. Ученые школы участвуют в международных проектах или у вас закрытая тематика? Все-таки космос, ракеты, оборонка... 
- Мой опыт говорит о том, что долго жить в изоляции нельзя. Если какая-то идея сформирована в закрытом учреждении, то это, как правило, идея, которая висит в воздухе. И если ты ее не рассекретил, не превратил в экономически значимый товар, это сделает кто-то другой. Надо охранять наши секреты до той поры, пока они не стали товаром. Чтобы производить новые товары двойного назначения, нужно постоянно быть в курсе происходящего в мировой науке, ездить на конференции, самим выступать. 
Недавно мы принимали участие в Берлинском аэрокосмическом салоне, показывали полученные за последние 10 лет результаты молодых ученых МФТИ в области аэрокосмических технологий, которые можем предложить на мировой рынок. Всего там была представлена 31 компания из России, среди них единственный вуз - МФТИ. Интерес к нам был очень большой: “Неужели вы действительно можете это делать?!”
ФАЛТ уже давно участвует в совместном российско-европейском проекте “Гексафлай” - разработке гиперзвукового самолета. Трансатлантический перелет, который сейчас занимает до 16 часов, будет длиться всего 2-3 часа! Создание такого лайнера - сложнейшая задача: математическая, конструкторская, материаловедческая. Вместе с опытными учеными и инженерами участвуют в исследованиях и наши студенты, и аспиранты.
Еще один международный проект существует давно, но как будто бы его нет, потому что все к нему привыкли, - это Международная космическая станция. США и Россия много лет сотрудничают в космосе. С РКК “Энергия”, головной фирмой, которая эксплуатирует МКС, мы ведем несколько научных проектов. Один из них включает проведение интереснейших космических экспериментов на борту станции. Немного есть в мире университетов, которым разрешают проводить эксперименты на борту МКС. 
- Какими вы видите перспективы школы, которую возглавляете? Какие задачи перед собой ставите? 
- В декабре прошлого года в Москве по инициативе администрации президента и госкорпорации “Роскосмос” состоялась Всероссийская конференция “Космос как бизнес”. С высокой трибуны было озвучено, что мы можем отстать от мирового прогресса, если будем ориентироваться только на государственные механизмы регулирования. Это программа, которую, видимо, Россия будет в ближайшее время реализовывать. И это значит, что мы должны готовить кадры для проектов не только государственных, но и бизнес-ориентированных. Думаю, что бизнес с его энергетикой, его скоростями, нацеленностью на повышение производительности труда, уменьшение стоимости даст мощнейший толчок развитию космических технологий. 
Недавно владелец группы компаний S7 выкупил международный комплекс Sea Launch (“Морской старт”) - плавучий космодром для запуска в космос ракет с экватора. Планы у него очень амбициозные, и, я думаю, все получится. К участию в этом проекте подтянулись и наши выпускники, работающие в госструктурах. Будущее уже на пороге, и оно связано с объединением усилий государственных и частных организаций, а главное - инженеров, готовых работать в структурах любого типа, в международно-значимых проектах. 
Так что задачу коротко можно сформулировать так: подготовка следующей генерации космических инженеров и ученых для более эффективного освоения техники в условиях частно-государственного партнерства. А если подробнее, - сохранение высокого уровня физико-математической подготовки, создание высокого уровня мотивации, чтобы наши выпускники оставались в профессии. Молодым порой кажется, что самое важное в области космических технологий уже практически сделано, на самом деле это не так. Надо открыться самим, посмотреть, что делается в мире, понять международные тренды и сделать так, чтобы они стали и российскими трендами тоже. 
Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Упражнения для обновления. Человеческий мозг преподносит сюрпризы.
Долгое время считалось, что нервные клетки мозга не восстанавливаются, и тому находились многочисленные экспериментальные подтверждения. Однако оказалось, что точку в этом вопросе ставить преждевременно: сегодня мнения ученых на этот счет расходятся. /№ 23(2018)
Гори, алмазная звезда! Геологи осваивают космос.
В Институте геологии Коми НЦ УрО РАН (Сыктывкар) проводят пионерские исследования алмаза и других форм углерода, воспроизводят процессы их образования в природе и синтезируют в лабораторных условиях. /№ 23(2018)
Со дна. Способна ли Россия включиться в битву за ресурсы Мирового океана?
Главный оппонент науки и основное препятствие для ее развития в России - это Минфин, заявил академик Роберт Нигматулин на заседании Президиума РАН, посвященном проблемам исследования и освоения ресурсов Мирового океана. /№ 22(2018)

Новости


Российский археолог доктор исторических наук, профессор Василий Любин, который 13 января отметил 100-летие, скончался в Санкт-Петербурге, сообщила пресс-служба Института истории материальной культуры РАН, где работал ученый.



Комитет Госдумы по образованию и науке проголосовал за свою редакцию поправки к закону о РАН, предложенной правительством.



Более 50 стран станут участниками Московского международного форума «Город образования», который пройдет с 30 августа по 2 сентября на ВДНХ. В этом году Москва ожидает на его площадке 100 тысяч гостей и посетителей, 200 ведущих российских и международных экспертов, 100 компаний-экспонентов.



Президент Российской академии наук Александр Сергеев заявил, что в 2018 году РАН может открыть свое представительство во Франции. На первом этапе оно будет работать в стенах Французской академии наук, а возглавит его один из членов РАН.

Вице-премьер Татьяна Голикова встретилась с заместителем премьера Госсовета КНР Сунь Чуньлань, которая прибыла во главе китайской делегации для участия в церемонии открытия Чемпионата мира по футболу.

Модель аспирантуры необходимо усовершенствовать, заявил ректор Российского университета дружбы народов, председатель ВАК Владимир Филиппов в ходе круглого стола «Актуальное законодательство обеспечения научной и образовательной деятельности». Об этом сообщил федеральный портал «Российское образование».

В Фундаментальной библиотеке МГУ состоялась встреча студентов Московского университета с легендами мирового футбола: экс-полузащитником нашей сборной Валерием Карпиным, автором победного гола сборной Германии в финале Чемпионата мира 1990 года Андреасом Бреме и чемпионом мира 2010 года испанским вратарем Икером Касильясом.

Конференции


Шесть дней - с 29 мая по 3 июня - продлится II Международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства». И если первый день пройдет в формате привычных докладов и лекций, то остальные пять станут экспериментом. На площадках интерактивного фестиваля «Да-Игра!» ученые в области детской психологии и педагогики проведут мастер-классы и открытые лекции для специалистов и родителей.

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Текущие конкурсы


Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года междисциплинарных фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с администрацией Волгоградской области

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований по теме “История Евразии в материальных памятниках древности: традиции и современные подходы в археологических исследованиях” (“Древности”)

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии