Археологи обнаружили в Норвегии погребальную лодку-«матрёшку»

22.11.2019

В центральной части Норвегии, в деревне Виньера, археологи нашли уникальное погребение, сообщается в пресс-релизе Музея Норвежского университета естественных и технических наук (NTNU). Могильник состоял из погребальной лодки с останками викинга-мужчины, в которую сверху была помещена еще одна лодка, с телом женщины. Первое захоронение было сделано в VIII веке, второе — сто лет спустя. Ученые говорят, что викинги часто хоронили умерших в погребальных лодках, но такая своеобразная «матрешка» им еще не встречалась.

«Я слышал о том, что несколько погребальных кораблей хоронили в одном кургане, но никогда не встречал, чтобы одна погребальная лодка была похоронена в другой», — рассказал руководитель раскопок Раймон Соваж.

Останки женщины покоились в 8-метровой лодке. Уже само наличие судна говорит о высоком социальном статусе усопшей. Богатое одеяние и украшения подтверждают это: одежда застегнута бронзовыми брошами в форме раковин, жемчужное ожерелье, распятие в кельтском стиле. Его, как считают археологи, изготовили в Ирландии, а дарили подобные украшения тем, кто отправлялся в дальние путешествия. Из сохранившейся части черепа женщины исследователи рассчитывают выделить ДНК, чтобы узнать, где она родилась и от чего умерла.

По атрибутам второго погребения археологи поняли, что в нем был захоронен воин-викинг — с ним в лодке лежали щит, меч и копья. Самая большая загадка для ученых — почему для женщины не выкопали новую могилу, а вскрыли старое захоронение, сделанное на сто лет раньше.

Реконструкция захоронения (фото, видео): NTNU Vitenskapsmuseet