Найдены доказательства существования культуры у неандертальцев

19.02.20

Неандертальцы были гораздо развитее, чем считалось ранее. Скорее всего, они уже обладали сложной культурой и зачатками религии. К таким выводам археологов подтолкнула новая находка в знаменитой иракской пещере Шанидар. Там был обнаружен отлично сохранившийся скелет неандертальца, который позволяет изучить его ДНК. Новые останки стали первой находкой такого рода за последнюю четверть века, сообщает научный журнал Antiquity.

Ранее ученые уже находили в этом месте так называемые «цветочные погребения». Рядом с останками десяти скелетов была обнаружена многочисленная пыльца. Вероятно, неандертальцы не просто хоронили своих умерших, но и проводили над ними некие обряды, провожая в потусторонний мир. Кроме того, само место погребения ученые считают неслучайным.

«Некоторые тела неандертальцев были уложены на дно природного канала, который продолжила вода, текущая по полу пещеры. Впоследствии канал дополнительно углубили. Это очень серьезный аргумент в пользу того, что неандертальцы захоронили эти останки далеко не случайным образом»,

– объясняет один из участников исследования, профессор Кембриджского университета Грэм Баркер.

Последние находки археологов, которые считали неандертальцев значительно уступающих кроманьонцам и другим ранним Homo sapiens в культурном развитии, заставили пересмотреть  свои взгляды. В Хорватии были найдены украшения, в Испании несколько наскальных рисунков. Выяснилось, что неандертальцы коллекционировали камни, лечились отварами из трав и наносили абстрактные татуировки.

Возраст останков около 70 тыс лет. Скорее всего неандерталец дожил до преклонного возраста, на это указывают его зубы. Хорошо сохранившиеся кости пригодны для извлечения ДНК.

«Из-за хорошо сохранившегося скелета мы можем использовать современные технологии для изучения ДНК и останков. Кроме того, мы сможем определить, был ли похож их обряд погребения на современный»,

— отметил Грэм Баркер.

В последний раз, ученые находили столь полные и нетронутые скелеты неандертальцев более 25 лет назад, так что это «большая удача», подчеркнул Баркер.