Дольше, сложнее, дороже. Медицинскому образованию прописали перемены

28.06.2020

Пандемия застигла врасплох всех, и в первую очередь под удар попал Минздрав. Практически в одночасье во всех регионах страны возникла острая необходимость в компетентных врачах, способных оказать людям профессиональную помощь в кризисных условиях.

На помощь системе здравоохранения, что, впрочем, вполне ожидаемо, пришли медицинские вузы, взявшие на себя ответственность за переподготовку и консультацию медработников. Так, к примеру, в Первом Мос­ковском государственном университете им. И.М.Сеченова был открыт федеральный консультативный центр по лечению коронавирусных больных. Кроме того, студенты и преподаватели всех российских медвузов работали в коронавирусных отделениях по всей стране, многие при этом были командированы на помощь в другие регионы. В конце июня ректоры медвузов встретились в Сети, чтобы обсудить, с какими сложностями пришлось столкнуться медикам в борьбе с вирусом, чего не хватает медицинскому образованию прямо сейчас и каким оно может стать в недалеком будущем.

Жизнь заставляет нас адаптироваться под ситуацию. Что нам показал коронавирус? Главная проблема, которую ясно выявила пандемия, — это нехватка хороших врачей,

— с ходу заявил ректор «Сеченовки» Петр Глыбочко.

Частично восполнить кадровый дефицит, по мнению П.Глыбочко, можно будет при помощи целевого набора. Вузы начнут его массово проводить уже в будущем учебном году. Университетам предстоит подготовить будущих врачей по самым дефицитным специальностям — будут набирать анестезиологов, морфологов, реаниматологов, инфекционистов и пр. Ректор «Сеченовки» уверен, что высшим учебным заведениям по силам обеспечить необходимыми кадрами все медицинские учреждения уже к 2024 году.

Но не только целевой прием поможет исправить ситуацию с нехваткой нужных специалистов. В 2020 году контрольные цифры приема (КЦП) в медицинские вузы увеличены на треть. Ректор Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П.Павлова Сергей Багненко считает этот шаг своевременным. Существующие КЦП принимались без учета того, что в среднем порядка 30% студентов-медиков отчисляются к третьему курсу. Увеличение приема на треть теоретически должно привести к тому, что из медвузов будет выходить как раз столько специалистов, сколько требуется.

К нам приходят абитуриенты со средним баллом Единого гос­экзамена выше 80 —  это якобы говорит о высоком уровне знаний,

— объяснил С.Багненко.

— Но факт того, что многие молодые люди не выдерживают и уходят на первых курсах, указывает на некоторую необъективность оценки знаний. Судя по всему, либо современный школьник не отдает себе отчета, насколько трудоемко медицинское образование, либо ЕГЭ далек от идеала.

Обозначили ректоры и другую животрепещущую проблему. По их словам, многие российские медвузы остро нуждаются в собственной практической базе. И если до коронавируса этот факт был не слишком очевидным, то теперь о нем заговорили вслух. Здесь у вузов как минимум два весомых аргумента. Во-первых, университетские больницы с их персоналом могут быть брошены на борьбу с любой заразой.

Во-вторых, готовить будущего врача только на базе реальных больниц довольно сложно — бывая там эпизодически, молодой специалист получает лишь самый необходимый практический минимум. В вузовских же клинических центрах студенты могли бы постоянно привлекаться к практике, им было бы проще понять специфику своей будущей профессиональной деятельности.

Много вопросов накопилось у ректоров и к образовательным программам. Руководители университетов всерьез задумались о том, чтобы сделать систему получения знаний более гибкой, больше времени уделять общепрактической подготовке, исследовательской работе и вообще учить «по-другому».
Декан факультета фундаментальной медицины МГУ Всеволод Ткачук уверен, что будущим медикам необходимо обладать творческим мышлением и иметь особое естественно-научное мировоззрение.

Мы хотим, чтобы врачи знали, как синтезировать молекулы, умели работать с клетками и с животными и начинали это делать как можно раньше,

— отметил он.

Современный врач должен уметь обследовать больного, применить знания, проявить интеллект, вызвать реальное доверие у пациента. он обязан задаваться вопросами при диагностике, выдвигать гипотезы, искать причины болезни, а не просто прописывать лекарства.

Обратил внимание В.Ткачук и на то, что медицинские знания стремительно множатся. По его мнению, сейчас дисциплин уже столько, что в образовательных программах каждую приходится сильно урезать. В противном случае студент просто не успевает их освоить за шесть лет обучения. А в дверь уже громко стучатся ядерная медицина, наномедицина, на подходе другие новейшие направления. И дальше их будет только больше.

Наверное, в конце концов мы придем к семилетнему образованию, — предположил декан. — Студенту за шесть лет сложно качественно освоить всю программу. Есть санитарные нормы нагрузки, а за семь лет, в принципе, можно достигнуть минимального уровня.

В.Ткачук привел в пример зарубежные ведущие медвузы: они уже давно практикуют восьмилетние программы, а значит, на то есть веские причины. За границей и сроки прохождения ординатуры другие — молодые врачи проводят в больницах на позиции ординатора как минимум три года, в то время как в России —  лишь год-два.
Конечно, быстро решить все проблемы не получится, но ректоры уверены в одном: перемены необходимы. Коронавирус, протестировав существующую систему медобразования, показал это совершенно ясно.

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев