Драма трансформации. Университетские профессора превращаются в режиссеров и продюсеров

16.05.2020

В конце мая Московский международный салон образования (ММСО) запускает второй этап своей программы, темой которого станет роль бизнеса в экосистеме образования. От представителей компаний ждут новых предложений по достижению тактических и стратегических целей в сфере образования.
Профессиональной аудитории обещают эффективное общение с партнерами салона, а также знакомство с актуальными технологиями, оборудованием, инфраструктурными и интеллектуальными решениями в рамках выставки «Интерактивная карта индустрии образования». До 30 мая на сайте салона можно будет зайти в интернет-магазины с обу­чающими и развлекательными продуктами для детей, купить и получить в подарок книгу (бесплатно скачать), оформить подписку на газету или журнал.

Итоги первого этапа оправдали ожидания организаторов: участниками онлайн-мероприятий ММСО за четыре дня стали более 260 тысяч человек из разных мест страны и зарубежья — специалисты в сфере образования, школьники и родители, студенты и ученые, руководители отрасли и управленцы среднего звена, представители бизнес-компаний. Три четверти от общего числа гостей составили профессионалы из регионов. Посетители получили доступ к 130 выставочным стендам, представляющим оборудование для обучения, онлайн-платформы, образовательные программы. Мастер-классы провели группа компаний «Просвещение», Российский фонд фундаментальных исследований, Ассоциация развития финансовой грамотности, LEGO Education и другие партнеры салона.

Что будет с глобальным образованием после ускоренного перехода в дистанционный формат? Срочно изменить режим передачи и получения знаний были вынуждены 1,5 миллиона преподавателей школ и вузов, 16 миллионов школьников и 7 миллионов студентов страны. Как считают многие в экспертном сообществе, грядет если не революция, то уж точно серьезное реформирование отрасли. С позицией ректоров ведущих российских и зарубежных университетов, а также руководства отрасли можно было ознакомиться на мероприятиях кластеров «Государственная политика» и «Высшее образование». В рамках второго состоялись 29 мероприятий, посвященные массовому переходу вузов в онлайн и обсуждению связанных с этим событий, включая действия министерства и самих университетов, сотрудничество с работодателями в меняющихся условиях, прогнозирование ближайших и отдаленных перспектив и другие.
— После коронавируса мы обязательно вернемся в аудитории, однако многое будет выглядеть иначе, — пообещал участникам и гостям ММСО глава Минобр­науки Валерий Фальков. Он обратил внимание на новые навыки, которыми массово овладевают преподаватели вузов, на компетенции, которые позволяют использовать технологии как для создания качественной картинки видеолекции или семинара, так и для выстраивания их драматургии.

— Преподаватели превращаются в режиссеров и продюсеров своих курсов, — подчеркнул министр. По убеждению главы ведомства, цифровизация оте­чественного образования должна работать на повышение его качества и рассматриваться как одно из ключевых условий международной конкурентоспособности этой системы.

В ходе презентации недавно созданного Консорциума по развитию востребованных кадров в сфере образования для цифровой экономики, куда, в частности, вошли Российская академия образования и целый ряд ведущих вузов, эксперты отмечали, что обучать цифровым навыкам необходимо не только педагогов, но и методистов, создателей образовательных программ, маркетологов и управленцев. Помощь вузам в подготовке кад­ров готовы оказать такие компании, как «Яндекс», SkyEng, «Нетология-групп» и другие.
На одной из панельных дискуссий замминистра высшего образования и науки Дмитрий Афанасьев обозначил два негативных варианта развития событий: возврат к прежнему формату или создание на скорую руку плохих онлайн-курсов ради закрытия дефицита электронных ресурсов. А вот позитивный сценарий, по его словам, можно создать только общими усилиями:

— Нужно найти решение между этими крайностями. Смешанное обучение будет таким, каким мы — министерство и вузы — его создадим. Необходимо развивать вариативность, интегральные и адаптивные формы занятий, индивидуальные траектории, групповую проектную работу, — сказал замминистра.

Ректор НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов уверен, что высшее образование уже не будет прежним:
— Сопротивление новому обыч­но основано на том, что его не пробовали. Сегодня у нас 90% преподавателей и 100% студентов не просто попробовали, но и начали реально работать в цифровой среде. Психологический порог преодолен.

По данным ректора, 90% и тех, и других признаются, что стали более продуктивно проводить учебные часы. На дистанционных занятиях, как заметил Я.Кузьминов, студентам некогда зевать или играть. «Вышка» нацелена на смешанный формат обучения — все лекционные курсы будут переведены в онлайн за пять лет, для остального сохранятся традиционные формы. Он также сообщил, что отечественных электронных курсов создано недостаточно — около тысячи. Для сравнения: в Китае их уже 24 тысячи.

Опираясь на итоги недавнего опроса порядка 30 тысяч преподавателей, проведенного специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы, ее ректор Владимир Мау рассказал, что 98,2% респондентов (по их утверждению) полностью перешли на дистанционный формат. При этом субъективный индекс неприятия «дистанционки» составил 88%. Менее всего на этот показатель повлияли преподаватели военных вузов и специалисты в сфере ИКТ, однако среди вторых 79% в той или иной степени хотят возврата к традициям.

Что будет предпринимать Минобр­науки в связи с ожидаемым сокращением штатов и доходов университетов? Как сообщил Д.Афанасьев, министерство уже запустило сбор данных, анализ которых позволит спрогнозировать риски и последствия периода эпидемии.

— Мы говорим с ректорами, оцениваем ситуацию и обсуждаем, какой комплекс мер необходимо принять как общего, так и точечного характера. Результаты озвучим накануне приемной кампании, — сказал Д.Афанасьев.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев