Эксперты РАНХиГС выяснили, какие специальности предпочитают осваивать в вузах россияне

15.03.2020

Сотрудники Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС составили очередной обзор «Трудоустройство молодежи. Высшее образование: взгляд поколений».

Материалы опубликованы на сайте Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. В них рассмотрены две темы: «Выбор в пользу высшего образования и его причины» и «Высшее образование. Популярные направления подготовки».

Исследование проводилось в трех субъектах РФ: Ивановской и Свердловской областях, а также в Москве. Анкетирование проходили работающие жители городов, имеющие высшее или среднее профессиональное образование. Эксперты изучали три возрастные группы: «цифровое поколение» – 23-29 лет, «миллениалы» – 31-36 лет и «реформенное поколение» – 41-46 лет.

Авторы исследования пришли к выводу, что среди каждой группы больше тех, кто получил высшее образование. При этом эксперты отмечают рост популярности среднего профессионального образования: если среди «реформенного поколения» его получили только 33,3% опрошенных, то среди «цифрового поколения» – уже 38,9%.

Если родители окончили вуз, то вероятность получения высшего образования детьми существенно возрастает, указывается в исследовании. Так среди тех, у кого мать или отец являются выпускниками вузов, 51,3% и 45,3% детей соответственно также получили высшее образование. Напротив, если родители получили среднее профессиональное образование, то большая часть детей сначала оканчивала организации СПО (65,7% — если мать имеет среднее профессиональное образование и 69,5% — если отец имеет среднее профессиональное образование), и только затем многие из них получали высшее образование.

Кроме того, эксперты выяснили, что сейчас доля молодежи, которая планирует работать по специальности выше, чем 20 лет назад. Составители мониторинга связывают этот факт с ростом доли платных студентов вузов, так как, оплачивая получение высшего образования, молодые люди и их родители стараются более осознанно подходить к выбору направления подготовки.

Большинство участников исследования (72%), имеющих высшее образование, получали его на бюджетной основе. Вместе с тем надо учитывать, что, когда в вузах училось «реформенное поколение», платное высшее образование только появлялось, поэтому его распространение в данном поколении было ограниченным. Затем наблюдался рост платности высшего образования в вузах, но в последние годы доля платного образования в России снижается: в 2010 году в государственных и муниципальных высших учебных заведениях на платной основе училось 55,3%, в 2017 г. – 50,3%.

Решение о том, какое образование получать (высшее или среднее профессиональное), более половины молодежи принимает в 8-9 классах школы. Гораздо больше представителей «цифрового поколения» уже в 8-9 классах знали, образование какого уровня они планируют получать после основного общего образования, по сравнению с «реформенным поколением» (62,5% и 52,2% соответственно). В зависимости от рассматриваемого поколения от 26,3% (поколение 41-46 лет) до 23,1% (поколение 23-29 лет) участников исследования принимали решение об уровне образования, которое они планируют получать, в старших классах школы.

При этом к моменту окончания 11 класса школы хорошо представляли, чем хотят заниматься в профессиональном плане от 32,5% представителей «цифрового поколения» до 37% — «реформенного поколения». Около четверти опрошенных в каждом поколении плохо понимали, чем хотят заниматься профессионально к моменту окончания школы.

Экономика (сюда включены также финансы и менеджмент) и юриспруденция рассматриваются как самые престижные направления профессиональной подготовки независимо от того, к какому поколению принадлежит респондент, говорится в исследовании. Наиболее популярны эти направления в группе 31-36 лет: экономику назвали 70% респондентов этого возраста, юриспруденцию — 63,6%. Люди постарше (41-46 лет) в большей степени отдавали предпочтение экономическим специальностям (58,3%), нежели юридическим (45,1%), в то время как молодежь (23-29 лет) в равной степени проявила интерес и к тем, и к другим (57,4% — экономика, 55,2% — юриспруденция).

Третьей по престижности специальностью, как следует из анализа специалистов Центра экономики непрерывного образования, является медицина: от 25,4% — в группе «цифрового поколения» до 31,1% — в группе «реформенного». В свою очередь среди молодежи отмечается рост популярности направлений, связанных с информационно-коммуникационными технологиями: если респонденты в возрасте 41-46 лет отдали за эту специальность 19,3% голосов, то в группе 23-29 лет этот процент составляет 25,1%.

Притом что самыми престижными направлениями подготовки считаются экономика, юриспруденция, медицина и ИКТ, распределение работников по полученному первому высшему образованию несколько иное. Немногим больше 40% молодежи получают первое высшее образование по экономическим и инженерным специальностям.

Если среди тех, кто получал высшее образование в конце 1990-х годов, превалировали инженеры (27,9% молодежи учились по инженерным специальностям и 13,5% — по экономическим и финансовым), то среди современной молодежи 23-29 лет 20,6% учились на инженеров и 21,5% – на экономистов. Третье место в перечне получаемого первого высшего образования занимает педагогическая сфера: учились в вузе по данному направлению подготовки 13,5% тех, кому сейчас 41-46 лет; 9,4% 30-летних работников и 8,5% молодежи 23-29 лет. Высшее медицинское образование, занимающее, независимо от возраста респондентов, третье место в списке престижных направлений обучения, получили не более 5% участников исследования.

Выбирая профессию или специальность, отмечается в исследовании, около 7% молодых людей не планировали по ней работать. Еще приблизительно треть молодежи не исключали возможности работы не по специальности.

Среди современной молодежи доля тех, кто вовсе не собирается работать по полученной специальности, уже меньше, чем среди 40-летних (6,3% и 7,7% соответственно). Напротив, доля молодежи, обязательно планирующей работать по специальности сейчас выше, чем 20 лет назад, что возможно связано с ростом доли платных студентов вузов, так как, оплачивая получение высшего образования, молодые люди и их родители стараются более осознанно подходить к выбору направления подготовки.

С полными результатами мониторинга можно ознакомиться по ссылке.

Нет комментариев