Поиск - новости науки и техники

Идущие на риск. От вузов Проекта 5-100 требуют экспериментов

01.12.2019

Вузам, конкурирующим за наиболее одаренных студентов – будущих специалистов – отведена серьезная роль в планах по подъему России в «пятерку» крупнейших экономик мира. Чтобы ожидания оправдались, необходимо выстроить «единую систему государственной политики, которая должна ориентировать определенные университеты на разные цели: одних – на достижение международной конкурентоспособности, других – всероссийской, каких-то – отраслевой». Примерно так заместитель главы Минобрнауки РФ Алексей Медведев обозначил «фундаментальную задачу, которую в начале 2020 года должно решить министерство в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы». Речь идет о дальнейшем развитии программы по повышению глобальной конкурентоспособности российских вузов. На XXIX семинаре-конференции Проекта «5-100» «Ведущие вузы России: пройденный путь в лидеры и новые стратегии развития», состоявшемся на площадке Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова, чиновники и эксперты поделились намеченными планами.
По словам замминистра, оценив динамику показателей, руководство страны решило продлить Проект 5-100 после 2020 года и теперь ставит перед организаторами и потенциальными участниками программы-продолжения новые амбициозные цели: расширение проекта, увеличение его финансирования, усиление влияния университетов на развитие федеральных округов и отраслей. Говоря о достигнутом за шесть лет, спикеры конференции прежде всего называли продвижение университетов-участников в глобальных рейтингах. С 2012 года их присутствие в QS, THE, ARWU и других международных изданиях заметно расширилось, особенно в предметных и отраслевых рейтингах.
Как отметила и. о. директора «Социоцентра», руководитель Проектного офиса Проекта 5-100 Надежда Полихина, «наиболее широко российская высшая школа представлена в таких областях знаний, как IT и инжиниринг, а также естественные науки». Положительную динамику эксперты связывают с успешной трансформацией внутри самих вузов, о неизбежности которой как о серьезном вызове говорили и руководители ведущих университетов.
– Для любого ректора эти шесть лет были, наверное, самыми трудными в карьере, – отметил ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Стриханов. По его словам, соответствие стандартам глобального университета – выравнивание уровней образовательного и исследовательского процессов, развитие инновационной деятельности, междисциплинарных направлений, кратное увеличение числа иностранных студентов и т. д. – все это требует «отхода от привычных схем и погружение в новые, рисковые области».
Заместитель председателя Международного совета Проекта 5-100 профессор Андрей Волков подчеркнул, что университеты «стратегически повернулись в сторону исследований и этот поворот заметен». Он также обратил внимание на высокую оценку программы со стороны зарубежных коллег с точки зрения затраченных ресурсов, времени и полученного результата. Сегодня в мире реализуются порядка 50 подобных проектов.
Между тем, как считает профессор, процесс трансформации вузов, участвующих в программе, еще не окончен. Даже среди ведущих пока немногие видят перспективу своего развития на 10-15 лет вперед. «Очень несмелыми» назвал он эксперименты, на которые решаются университеты, что особенно заметно на образовательном направлении, а без этого прорыв на новый уровень конкурентоспособности невозможен.
– Нужен особый акцент на взаимодействие с индустрией, способность доводить идеи до технологий, на то, что называется инноватикой, – уверен эксперт.
Обновленная Программа 5-100 стартует в 2020 году. А.Волков рассказал о требованиях к ее участникам. Например, вуз-претендент должен присутствовать в ведущих глобальных рейтингах не менее чем два года подряд, а к 2024 году быть в ТОП-200 в конкретной области.
– Если совет, экстраполируя динамику развития университета, поймет, что тот не успевает к обозначенному сроку, поставим вопрос о выходе из программы, – уточнил А.Волков.
Вузам также придется подтверждать востребованность своих онлайн-курсов (не менее 5 тысяч пользователей в пяти странах), поднимать показатели защитившихся выпускников аспирантуры (примерно до 50%) и привлечения магистрантов из других вузов (до 30%), а также выполнять еще ряд более или менее жестких требований.
Ждут изменения и Международный совет. Его состав отчасти обновится – это коснется как российских, так и зарубежных членов. Кроме того, в следующем году предполагается создать при совете несколько подкомитетов (ориентировочно из трех специалистов) в разных областях (физика, биомедицина, искусственный интеллект и другие) для получения предметной экспертизы вузовских достижений.
По мнению А.Волкова, на сегодняшний день порядка 100 российских вузов готовы конкурировать за участие в программе, и все они должны быть так или иначе вовлечены в проект. В 2020 году когорту участников пополнят еще порядка десяти университетов, а за ближайшие два года совет отберет лучших в некую премьер-лигу. Тех, кто туда попадет (не более 10-12 вузов), будут оценивать по повышенным критериям.
– Место в основной группе никому не гарантировано. Мы считаем, что выбывать из проекта можно, а некоторым и полезно, – полагает зампредседателя совета.
Со временем помимо основного состава может появиться группа кандидатов – вузов, которые, скорее всего, не получат финансирование в рамках проекта, но из них в первую очередь будут рекрутироваться новые участники.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев