«ЛЭТИгра» и другие. Альянс университетов поможет развитию робототехники

14.06.2020

О возрастающей роли онлайн-образования сказано уже немало. Примеров межвузовской интеграции на этом направлении гораздо меньше, тем они поучительнее.

В 2020 году в России появится первая онлайн-магистратура по робототехнике — совместную сетевую образовательную программу «Автономные сервисные роботы» разрабатывают Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Санкт-Петербургский электротехнический университет «ЛЭТИ» и Казанский технический университет.

Будущие магистры смогут осваивать знания и компетенции в широком диапазоне — от работы сервоприводов, позволяющих роботу двигаться, до распознавания образов и речи. В ходе проектной деятельности они научатся конструировать сервисных роботов, способных заменить или дополнить реальных сотрудников сферы услуг, — экскурсоводов, консьержей, продавцов-консультантов, официантов.

Магистратура нового поколения создается на средства гранта правительства Пермского края. Первый набор студентов состоится уже в этом году, подать документы на зачисление можно с 20 июня через электронную информационную систему ПНИПУ. На первых порах запланированы 10 контрактных мест, финансируемых из краевого бюджета. В перспективе — реализация англоязычной магистратуры для дистанционного обучения студентов из разных стран.

Понятно, что выбранный формат позволяет аккумулировать лучшие практики вузов-участников. Каждый из них самостоятельно разрабатывает несколько дисциплин учебного плана. Так, за ЛЭТИ закреплены 6 онлайн-курсов, съемки которых сейчас идут в университетском Центре новых образовательных технологий и дистанционного обучения (ЦНОТ). Характерно, что в их числе не только напрямую связанные с робототехникой, но и «Профессиональный иностранный язык».
— Помимо онлайн-курсов программа включает вебинары для семинарских и практических занятий, задействуем виртуальную лабораторию с удаленным доступом к роботам компании «Промобот», развернутую в Пермском политехе. Для аттестации студентов будем использовать системы прокторинга, — рассказывает директор ЦНОТ Александр Тимофеев.

Проект совместной онлайн-магистратуры реализуется в рамках консорциума ведущих технических школ страны и федерального Центра робототехники на базе ПНИПУ. Как отмечает ректор СПбГЭТУ «ЛЭТИ» профессор Виктор Шелудько, «Россия входит в ТОП-20 стран-производителей сервисной робототехники. Межвузовское взаимодействие, раскрывающее научно-образовательный потенциал партнеров, позволит нам повысить свою долю и занять лидирующие позиции на глобальном рынке робототехнической продукции. Вклад ЛЭТИ в это общее дело — многолетний опыт и оптимальные решения как в области подготовки специалистов для автоматизации и роботизации производств, так и в сфере технологий онлайн-образования».

Действительно, ЛЭТИ как участник Проекта 5-100 активно развивает онлайн-обучение. Уже более 60 онлайн-курсов, разработанных преподавателями вуза, размещены на платформах Coursera, «Открытое образование», Stepik и «Лекториум», а также на университетской платформе LETIteach. Они охватывают более 40 тысяч слушателей в год — это и школьники, и студенты, и более взрослая аудитория. Авторские курсы профессоров Александра Сергиенко и Артема Грязнова вошли в число победителей международных конкурсов EdCrunch Award. ЛЭТИ делает серьезные шаги к разработке целых онлайн-специализаций и образовательных программ, и тоже в кооперации с другими российскими вузами. Так, совместно с СПбГУ на ведущей китайской платформе XuetangX запускается первая российская онлайн-специализация по стартапам в цифровой экономике.

Принцип партнерства прослеживается и при подготовке специалистов в области автоматизации, мехатроники и робототехники по программам «двух дипломов» с университетами Германии, Финляндии, КНР. В основе образовательного процесса — передовые разработки ученых ЛЭТИ, востребованные экономикой. Недаром выпускники кафедры систем автоматического управления (САУ) работают на крупнейших предприятиях северной столицы. В числе проектов кафедры САУ — система управления балансирующим на шаре роботом; промышленный робот-манипулятор MobMan PUMA; автономные мобильные роботы («Аврора», zaWRka, «ЛЭТИгра», «еСАУл»). Один из актуальных проектов — оснащение автомобиля «ГАЗель NEXT» системами технического зрения и искусственного интеллекта.

С 2016 года в ЛЭТИ действует англоязычная магистерская программа Automation and Mechatronics: студенты изучают принципы робототехники и мехатроники, мехатронные и роботизированные приводы, современные технологии применения микроконтроллеров.
С 2019 года университет принимает иностранных обучающихся на профессиональные сезонные школы «Мехатроника и робототехника». В 2020 году вуз получил лицензию на подготовку бакалавров по направлению «Мехатроника и робототехника».

Залог успешной подготовки — современная учебно-лабораторная база, которая постоянно модернизируется при поддержке стратегических партнеров, среди которых Siemens, «Газпром», АО «РЭП Холдинг», компания «Прософт», корпорация SMC, Ковровский электромеханический завод. В недавно открывшемся инжиниринговом центре «Навигация и управление движением» ученые и студенты займутся разработкой систем точного позиционирования и управления для автономных беспилотных электромобилей, летательных аппаратов и роботизированных подвижных объектов.

Наконец, конкурентоспособность ЛЭТИ в области робототехники регулярно подтверждается на международных смотрах. В марте 2017 года команда MadDrive в составе молодых робототехников кафедры САУ успешно дебютировала на одном из крупнейших в мире молодежных фестивалей научно-технического творчества — «РобоФест». Созданный ими автомобилеподобный робот занял третье место по направлению AutoNet 18+.

Его собратья — роботы «ЛЭТИгра» и zaWRka («Заварка») — побеждали на трассах всероссийских испытаний мобильных робототехнических систем. Доцент кафедры САУ Денис Филатов считает, что ключ к победам — эффективная передача знаний от компетентных преподавателей перспективным студентам и инженерам. Преуспели представители ЛЭТИ во главе с заведующим кафедрой математического обеспечения и применения ЭВМ Кириллом Кринкиным и в соревнованиях по управлению беспилотным автотранспортом с помощью искусственного интеллекта AI Driving Olympics. Ряды чемпионов наверняка пополнят школьники Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которых преподаватели ЛЭТИ в оборудованной вузом на базе центра образования «Кудрово» лаборатории посвящают в таинства мобильной робототехники.

Таковы, если вкратце, компоненты вклада СПбГЭУ «ЛЭТИ» в межвузовский проект, о которых говорил ректор. Причем модель сетевого взаимодействия в ЛЭТИ используют не только при запуске онлайн-магистратуры «Автономные сервисные роботы». Осенью 2020 года стартует заочная магистратура по цифровой медицине, в учебной программе которой значительное место займут онлайн-курсы. Тенденция, однако!

Аркадий СОСНОВ

 На снимке: двукратный победитель AI Driving Olympics аспирант Константин Чайка на учебном полигоне Duckietown в ЛЭТИ.

Фото Степана Ларионова

Нет комментариев